/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614.8.01:351.751
Подход к оценке качества информационного воздействия данных, помещаемых на страницы территориальных органов МЧС России в социальных сетях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
А.В. Лукьянович, Т.И. Афлятунов, А.А. Пашков
Аннотация
Рассмотрены основные задачи, решаемые с помощью массовой коммуникации, осуществляемой посредством интернета, показатели эффективности информационного воздействия данных, помещаемых на страницы территориальных органов МЧС России в соцсетях, и алгоритм проведения экспресс-оценки качества информационного воздействия этих данных.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; экспресс-оценка; информационное воздействие; социальная сеть; страницы соцсетей; территориальные органы МЧС России; методика.
The Approach to Assessing the Quality of Information Influence the Data Placed on the Pages of the Territorial Bodies EMERCOM of Russia in Social Networks
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
A. Lukyanovich, T. Aflyatunov, A. Pashkov
Abstract
The main problems to be solved by means of mass communication, carried over the Internet, performance information impacts the data placed on the pages of the territorial bodies EMERCOM of Russia in social networks, and the ability to conduct a rapid assessment of the impact of information quality of the data.
Key words: emergency; rapid assessment; informational influence; social network; social networking pages; territorial bodies EMERCOM of Russia; technique.
Социальные интернет-сети (далее — соцсети) являются безусловным феноменом современного общества. Исследования, проведенные в 2010 году [1], показали, что уже на тот момент 89 % российских интернет-пользователей имели аккаунты в соцсе-тях, 9 % проводили в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23 % — 20 часов и более.
Согласно определению, предложенному известным исследователем этой области Д. Бойдом, соцсети — это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы» [2]. Это определение хотя и представляет лаконичное перечисление основных функциональных характеристик, но не охватывает все многообразие и сложность рассматриваемой системы услуг. Более полно соцсеть можно охарактеризовать как [3]:
широко распространенное общественное явление, направленное на построение социальных связей, формирование групп и сообществ на основе этических и правовых норм;
телекоммуникационную платформу для построения связей, рассматриваемую как средство не только коммуникации, но и массового распространения информации;
трансграничное виртуальное общение, обеспеченное пользователям соцсетей.
Возрастающее значение соцсетей можно рассматривать как одну из глобальных тенденций, обусловленную особенностями развития общественных отношений на современном этапе.
Соцсети активно используются как медиаканал для работы с целевой аудиторией. Органы государственной власти все более используют возможность продвижения своих интересов посредством официальных страниц в той или иной соцсети. Маркетинг в соцсетях основывается на ценности общественного мнения — передаваемые посредством соцсетей сообщения вызывают больше доверия у потенциальной целевой аудитории.
Управление организации информирования населения МЧС России (далее — УИН) в тесном взаимодействии с информационными подразделениями территориальных органов МЧС России осуществляет [4]:
взаимодействие со средствами массовой информации (далее — СМИ) по вопросам пропаганды в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), гражданской обороны и пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных катастроф, жизни и здоровья людей, проведения подводных работ особого назначения, повышения устойчивости функционирования объектов экономики при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
оперативное и всестороннее информирование сотрудников МЧС России об основных направлениях его деятельности, нововведениях и решениях руководства по развитию системы МЧС России, разъяснение принимаемых документов;
регулярное освещение в СМИ деятельности МЧС России по реализации возложенных на него задач;
подготовку материалов о деятельности МЧС России для центральных, региональных и зарубежных СМИ;
ежедневный мониторинг и анализ публикаций печатных и электронных СМИ;
рекламно-пропагандистскую деятельность в целях популяризации сил и средств МЧС России, а также единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);
координацию деятельности ведомственных СМИ. Реализация указанных задач тесно связана с активностью министерства в соцсетях. МЧС России, как на федеральном, так и на территориальном уровне, присутствует во всех наиболее популярных соц-сетях: Twitter, Facebook, Livejournal, ВКонтакте, Одноклассники, Youtube, Instagram.
Как и любая функция федерального органа исполнительной власти, реализация информационной политики МЧС России, в т.ч. и активность в соцсетях, требует постоянного контроля, оперативного мониторинга и, как следствие, оценки ее эффективности. Методический инструмент, позволяющий провести такую оценку, должен быть объективен, легок в использовании, интуитивно понятен и не отнимать значительное время на его применение.
Для определения эффективности информационного воздействия материалов, помещаемых на страницы территориальных органов МЧС России в соцсетях (далее — страницы соцсетей), важно использовать комплексный подход, который позволит интегрировать в себя такие характеристики, как:
лиды, характеризующие количество участников, подписчиков страницы соцсети, составляющих ее аудиторию;
контакты, отражающие количество просмотров контента страницы соцсети ее посетителями и их друзьями;
вовлеченность, характеризующая действия посетителей страницы соцсети относительно контента: лайки (функция интерфейса страницы соцсети, позволяющая ее посетителю выразить свое удовлетворение по отношению к контенту), комментарии, репосты и ретвиты (размещение посетителем на собственной странице соцсети копии части контента другой страницы);
отклик, характеризующий активность модератора (редактора) оцениваемой страницы соцсети, направленную на поддержание коммуникации с ее посетителями: комментарии, ответы на вопросы, положительные и отрицательные отзывы;
качество контента, отражающее оперативность представления, стиль, дизайн и иные характеристики
/42
^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)
Таблица 1
Статистические данные информационного воздействия материалов, помещенных на страницы соцсети
Наименование соцсети Он Ог Т Т \\ ьЦ рн Р ЕУ ЕУ Я н к сшмп Я яА\м«р
Соцсеть № 1
...
Соцсеть № п
оформления размещенной информации на странице соцсети;
показатель роста, отражающий увеличение или уменьшение аудитории, посещающей страницы соц-сети;
переходы, характеризующие попадание пользователей на официальный сайт территориального органа МЧС России со страницы соцсети.
Для численного расчета указанных показателей и общей оценки эффективности может применяться экспериментальная методика экспресс-оценки качества информационного воздействия материалов, помещенных на страницы соцсетей, разработанная в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [5].
Алгоритм проведения экспресс-оценки прост:
1. Сбор и систематизация исходных статистических данных;
2. Расчет и оценка показателей эффективности информационного воздействия материалов, помещенных на страницах соцсетей;
3. Вычисление итоговой оценки качества информационного воздействия материалов, помещенных на страницах соцсетей.
К исходным статистическим данным относятся:
Dн — дата начала сбора статистических данных;
D — дата окончания сбора статистических данных;
Т — количество полных суток отчетного периода;
Т — количество полных суток отчетного периода, в течение которого не было ни одной публикации;
Ь — количество лидов на момент (D );
Ь — количество лидов на момент (D );
Р — количество публикаций на момент (D );
Р — количество публикаций на момент (D );
ЕУ — количество фото и видео на момент (D );
ЕУ — количество фото и видео на момент (D );
Я — количество действий, направленных на
симп 7 1
выражение симпатии (лайк, «Нравится», «Избранные» и т.п.) к публикации за период (Т);
Я — количество действий, отражающих ответное сообщение (комментарий, «ответить» и т.д.) на публикацию за период (Т);
Япер — количество повторных публикаций на страницах аудитории («поделиться», репост, ретвити т.д.) на публикацию за период (Т);
N„ер — количество переходов на официальный сайт со страницы соцсети за период (Т).
Для удобства работы и проведения расчетов полученные статистические данные помещаются в табличную форму, обеспечивающую их систематизацию (табл. 1).
Способ получения статистических данных может быть как ручным, так и автоматизированным. Автоматизированный способ требует обращения к сторонним сервисам сбора статистических данных страниц соцсетей. Данные сервисы различны для каждой соцсети, предоставляемые ими данные не всегда точны, сбор некоторых данных требует времени и финансовых затрат. В рамках предлагаемой методики экспресс-оценки подразумевается ручной способ сбора данных, за исключением показателя (Жпер).Его значения могут быть получены, например, из сервиса сбора статистических данных «Рей-тинг@таП.т» [6].
На странице «Рейтинг@таЛ.т» в правом верхнем поле ввести адрес или идентификатор счетчика рассматриваемого сайта. Далее в разделе«Аналити-ка», на вкладке «Источники посетителей»значения показателя (№пер) будут представлены в столбце «Посетители». При выборе источников переходов необходимо учитывать также мобильные приложения для соцсетей, отметив их галочкой в столбце «Источники» (рис. 1) .
Качество работы оценивается по:
1. Критерию роста аудитории (Ь) — отражает отношение количества новых лидов страницы соцсети за период (Т) к количеству лидов на момент (D ), рассчитывается по формуле (1):
L =
1, если Lн = 0 Ь если 0<Ь < 0
(1)
Ь
Показатели роста аудитории (Ь) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка роста аудитории ^)
Показатель роста аудитории (Ь) Оценочный знак
<0 «—» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
2. Критерию авторской активности (А) — отражает среднесуточное количество публикаций с учетом их периодичности за отчетный периодичности, рассчитывается по формуле (2) и определяется его знак по табл. 3:
Т (Р -Р)
А _ ° у х и)
Т2
р£йги«©та1ги и, Гпсбкъюясптхтж! ^Мсмсчсг*«« ^ Зо(<окт(*<(<мть«й1 Ьпог грсста
ГУэ»ксг*)Оипк.ч>|у
Источинкн посетителей | имс России
КИПИМ К«Л мсмлм«! О | О
Тю>гс«м
ГУлуу|Т-а« атнгтл м
Ггу^-л ггеакгм
Сгм^мипясл ПМОГРВММ tr.fr?:
Соо« •*»»*<*>»»
Си
ГаоигшислсЫ
чциг ам «¿41»КМ |ЗМв1 НУ I
•Укгм.я ПМФММО Ч Ошщчо
п мм К2*
□ й«>ищч» 11.4« 4ТД1
□ Где.юмОое«* »**> пм С»»
н 1.Ш ЗМ хо»
ил и" 1 И 1.4 «49«
<*»«■■ М « «• Ы XI ОМ мх
П 300 еп
о »0 «м мое
1С 9*4 40 «4
и 1?4 0.44 П.и
"««■МММ 45 «С
< К* •» 1)1 0» ни
□ 1» •и 2ИН
□ И
□ |"«с«'Ы с •*♦:<»•*►•»« $4 • 14
п И О.О мое
□ ^«еамсМУамг» 44 • 11 М.4$
о «1 0.1» .чх
□ «ту меиш и 00« и«
о < >0 0.0« XV
□ С Тм 1*} -
Мч ».ч« м««. < к;
£**»> * ?© • су«] ок 1
С [ пежйСОамь) СО^УЛЧ1?)^ ><л:< »¿у«*«*«*
Пх«пвм«0
4»0С< Ш» ПС1
ол* »ш
т «гл>
«м»С мм
2м Не 1 1 1»
ХМ 311 о»
-
«.Ч »
2И
и*»« 1 ™ 1
N1.4 VI
«•Ж не ЭМ
•мПс ш Я*
Ж «2 <4
!«!к «< И»
п N
Не 4« 94
•-«X » 11»
5м Хс X 44
ХМ и »
- _ 1.0(4
аышиьа
>с;:! £ 11
Рис. 1. Страница Рейтин^^^^т, отражающая количество переходов на официальный сайт МЧС России со страниц
vk.com и rn.vk.com за 29.04.2015 г
Таблица 3
Таблица 5
Оценка авторской активности (А)
Показатель авторской активности (4) Оценочный знак
<0 «-» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
3. Критерию наглядности контента (РУ) — отражает отношение числа мультимедийных файлов к числу публикаций за отчетный период времени, рассчитывается по формуле (3) и определяется его знак по табл. 4:
FV =
FVK - FVH Т
(3)
Таблица 4
Оценка наглядности контента (FV)
Показатель наглядности контента (РУ) Оценочный знак
<0 «-» (отрицательный)
0 «п» (нейтральный)
> 0 «+» (положительный)
4. Критерию вовлеченности аудитории (V) — отражает интерес аудитории к публикациям, посредством учета реакции лидов за отчетный период, рассчитывается по формуле (4) и определяется его знак по табл. 5:
У= Я + Я + я
(4)
Оценка критерия вовлеченности (V)
Показатель вовлеченности (V) Оценочный знак
<У норм «-» (отрицательный)
V норм «п» (нейтральный)
>V норм «+» (положительный)
где: Vнорм — нормативная реакция аудитории, посещающей страницы соцсетей за отчетный период, рассчитываемая по формуле:
V = (Р - Р ) • k • L
норм 4 к н' р к
(5)
где: kp — коэффициент территориальной активности. По умолчанию равен 0,1, но в зависимости от активности информационных подразделений в различных территориальных органах МЧС России может быть изменен по решению лица, ответственного за оценку качества работы страниц соцсетей в целом.
5. Критерию продвижения сайта (С территориального органа МЧС России, отражающему интерес аудитории к первоисточнику и полноте информации, равен (Лпер).
Таблица 6
Оценка продвижения сайта (С)
Показатель продвижения сайта (С) Оценочный знак
<С норм «-» (отрицательный)
С норм «п» (нейтральный)
>С норм «+» (положительный)
'ЛМ.П
/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46)
Пример определения итоговой отметки
Таблица 7
Наименование соцсети* Критерии Оценочный зна к / % Итоговая отметка (I)
1 L «+» / 20 % зачет 50
А «+» / 20 %
FV «+»/20 %
V «n»/0 %
C «нет»/—10 %
2 L «+»/20 % зачет 60
А «+»/20 %
FV «+»/20 %
V «n»/0 %
C «n»/0 %
3 L «+»/20 % незачет
А «+»/20 %
FV «+»/20 %
V «n»/0 %
C «-»/---
* при необходимости оценить в рамках одной соцсети несколько станиц разных территориальных органов, в данном столбце указывать их название.
где: Снорм — норматив количества переходов за отчетный период рассчитывается по формуле (5). В общем случае (С ) равен (V ).
у норм' А у норм'
Полученные результаты заносятся в сводную таблицу по образцу табл. 7, на основании которой рассчитывается итоговая отметка (Г), являющаяся результатом оценки качества информационного воздействия материалов, помещенных на страницы соц-сетей.
Итоговая отметка может быть положительной «Зачет» или отрицательной «Незачет», при условии того, что оценочный знак хотя бы одного из рассматриваемых показателей принимает отрицательное значение (табл. 7).
Вычисления итоговой отметки (Г) осуществляются по формуле:
I = L + A + FV + V + C = зачет 100 %,
(6)
при условии, что производилась оценка всех (пяти) критериев, имеющих положительное значение оценочных знаков, каждый из которых составляет 20 % итоговой отметки. В случае, если показатель имеет нейтральный оценочный знак («п»), его вес составляет 0 % итоговой отметки. При отсутствии значения оценочного знака («нет»), в случае отсутствия статистических данных, показатель снижает итоговую отметку на 10 %.
Таким образом, предложенная методика экспресс-оценки качества информационного воздействия материалов, помещаемых на страницы соцсе-тей, обеспечивает:
объективность, поскольку оценка осуществляется с использованием широкого круга формализованных показателей, исключающих субъективизм;
доступность исходных статистических данных для расчета количественных значений показателей;
минимальную затрату служебного времени специалистов информационных подразделений территориальных органов МЧС России для проведения оценки.
Литература
1. Исследование социальных медиа в России [http://www.cossa. ru/articles/149/2467/]: сайт Cossa — Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cossa.ru/, свободный - Загл. с экрана. -Яз. русский.
2. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. № 13. P. 210—230.
3. Перчаткина С.А., Цирин А.М., Цирина М.А., Цомартова Ф.В., Черемисинова М.Е. Социальные интернет-сети: правовые аспекты // Журнал российского права. 2012. № 5. С. l4—24.
4. Управление организации информирования населения[Ь1Пр:// www.mchs.gov.ru/document/70585/]: сайт МЧС России -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru, свободный - Загл. с экрана. - Яз. русский.
5. Исследование возможностей активного информационного воздействия средств массовой информации на население и разработка рекомендаций для территориальных органов МЧС России по снижению уровня стрессовых состояний и психического напряжения у населения в условиях чрезвычайных ситуаций и посткризисном периоде с использованием средств массовой информации [Текст]: отчет о НИР (заключ.): Рекомендации для территориальных органов МЧС России по снижению уровня стрессовых состояний и психического напряжения у населения в условиях ЧС, а также в посткризисном периоде с использованием СМИ / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
6. Источники посетителей [http://top.mail.ru sources?id=1366989 &period=0&date=2015-04-29&pp=20&gender=0&agegroup=0&a ggregation=sum&newin=day&hl=&percent=0>ype=line&sids=U kU6dmsuY29t,UkU6bS52ay5jb20]: сайтРейтинг@Mail.ru - Электрон. дан. - Режим доступа: http://top.mail.ru, свободный -Загл. с экрана. - Яз. русский.
Cведения об авторах
Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7019-5142.
Пашков Андрей Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Афлятунов Тимур Ибрагимович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Lukyanovich Alexey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7019-5142.
Pashkov Andrey А.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Aflyatunov Timur I.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]