/62 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 4 (46) УДК 614
Анализ возможностей активного информационного воздействия средств массовой информации на население в условиях чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
А.В. Лукьянович, Т.И. Афлятунов
Аннотация
Проведен анализ возможностей средств массовой информации оказывать информационное воздействие на поведение аудитории с целью формирования безопасности жизнедеятельности населения. Представлены характеристики различных видов средств массовой информации, статистические данные их популярности среди различных групп населения, рассмотрены особенности представления журналистами информации.
Ключевые слова: активное информационное воздействие; чрезвычайная ситуация; безопасность; жизнедеятельность; информирование; информация.
The Analysis of Possibilities of Active Information of the Impact of Mass Media on the Population in Emergency Situations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
A. Lukyanovich, T. Aflyatunov
Abstract
The analysis capabilities of the media to provide information on the impact of the behavior of the audience in order to form the security of the population. The characteristics of different types of media, statistics, their popularity among various population groups, the features of the submission of information by journalists.
Key words: active information impact; emergency; security; livelihoods; information; info.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, под информированием населения о чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) понимается доведение до населения информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды соответствующих знаний через средства массовой информации (далее — СМИ) [1].
Различная информация, поступающая в экстремальных условиях, оказывает на человека информационно-психологическое воздействие [2], влияет, в определенной степени, на его поступки и поведение. Информационное воздействие предполагает влияние на психику человека, восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также на функционирование органов и систем человеческого организма [2]. Как процесс управления, информационное воздействие является возбуждением (торможением) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор [3].
Учитывая вышесказанное, под информационным воздействием в условиях ЧС можно понимать такое влияние на поведенческие функции человека, которое натолкнет его на выбор определенного решения, приводящего к стабилизации поведения, психологического состояния и организации правильных действий в ЧС и посткризисный период. При этом активное информационное воздействие заключается в оказании влияния на население с целью изменения сознания людей и создания необходимой внутренней мотивации в условиях ЧС.
С точки зрения активного информационного воздействия на население, эффективность различных видов СМИ отличается и зависит от их технических, издательских и прочих характеристик.
В общем случае под СМИ понимается периодическое печатное или сетевое издание, теле- или радиоканал, теле-, радио-, видео- или кинохроникальная программа, а также иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [4]. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, различают следующие виды СМИ: периодические печатные издания; сетевые издания; теле- и радиоканалы;
радио-, теле-, видео- и кинохроникальные программы;
специализированные; иные.
Печатные издания можно носить с собой, использовать в любое удобное время, не причиняя неудобств окружающим людям, осваивать информацию в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель, обращаться к одному и тому же источнику несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т.д. Все это делает их наиболее доступными и важными видами СМИ.
Однако есть и недостатки, которые состоят, прежде всего, в том, что печатная пресса не способна передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно в отличие от радио, телевидения и сети Интернет. Печать обречена на дискретность технологией выпуска номеров и книг.
Можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это сопряжено с большими трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения, а затем и Интернета, такая практика почти прекратилась.
Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию в системе СМИ и привели к появлению их нового вида — сетевых СМИ. Для миллионов людей они уже стали важным источником интерактивной текстовой, аудио-, видеоинформации и будут оставаться таковым, поскольку современное поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть, а активное совершенствование сетевых технологий приближает такие СМИ к статусу «наиболее оперативных». В настоящее время можно выделить группы сетевых СМИ (сетевые представительства традиционных медийных структур и собственно сетевые структуры) и их виды (сетевые журналы, газеты, информационные агентства, информационно-поисковые системы, порталы, списки рассылки и т.п.) [5].
Преимуществом радио является его способность мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Радио является настолько оперативным СМИ, что способно передавать сообщение практически в момент свершения события. Также особенностью радио является его «вневизуальность», которая позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение.
Среди недостатков радио можно отметить его некоторую «принудительность» — передачу можно слушать лишь в определенное время, когда она идет в эфире. Нельзя изменить порядок передач, темп и ритм озвучивания, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.
Специфика телевидения заключается в пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение получило возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал существует в форме звуковой и видеоинформации, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или характер фотокадра, схемы, графика, печатного текста и т.д.
Телевидение, как и радио, обладает свойством оперативности: телепередачи снимают как в студии, так и с места событий. Но для выхода в «прямой эфир» необходима специальная техника и оборудование, хотя подобные передачи и характеризуются большим «эффектом присутствия», так как в органическом единстве находятся звуковой и видеоряд, и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.
На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать в равных соотношениях, но в большинстве случаев в зависимости от тематики передачи делаются акценты либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.
Под специализированным СМИ понимается такое, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила [4]: СМИ, учреждаемые органами власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;
радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров.
Особенность иных СМИ заключается в специфической форме внешнего выражения. К ним относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров; нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных базах данных компьютеров; СМИ, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
Отдельно следует рассмотреть информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.
В России на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя и распространителя, а также правовой режим СМИ [4].
Информационное агентство, как правило, состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров.
Очевидно, что популярность различных видов СМИ среди населения неодинакова. Кроме того, су-
ществует зависимость между возрастом, местностью проживания людей и их предпочтением к источнику получения информации (табл. 1, 2) [6].
Телевидение активно освещает информацию, касающуюся различных ЧС. Но не во всех случаях манера преподнесения информации является этичной и гуманной по отношению к пострадавшим, их родственникам, а также зрительской аудитории. Некоторые телеканалы или отдельные программы делают ставку на сенсацию, играют на чувствах зрителей ради высоких рейтингов, показывая трагические события с еще более неприглядной стороны, в мельчайших деталях и подробностях. Повседневная избыточная информация о катастрофах и ЧС вызывает привыкание массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей при ЧС, пожарах и т.п. В результате у населения отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС, что способствует росту психологического напряжения в обществе [7].
В художественных фильмах, информационно-познавательных передачах, сериалах и даже мультфильмах наблюдается повышенное количество моментов жестокости, насилия и опасных ситуаций. При просмотре подобных сцен у зрителей срабатывает психологический механизм сопереживания, в результате чего снижается настроение, возникает чувство беспокойства за своих близких, которые могут оказаться в подобной ситуации. Накопление подобных отрицательных эмоций может привести к психическим и невротическим расстройствам, повышению уровня стрессовых состояний и психофизиологического напряжения у населения, нарушениям сна. При этом в подобных передачах не приводятся меры безопасного поведения людей, позволяющие избежать развития ЧС, попадания в нее или действия при возникновении ЧС и пост-кризисный период [7].
Говоря о телевидении, невозможно не упомянуть о рекламе, которая на сегодняшний день не только не способствует снижению уровня стрессовых состояний, а наоборот пропагандирует «нездоровые» ценности и идеалы (реклама безалкогольного пива, предприятий быстрого питания и т.д.).
Полезные с точки зрения активного информационного воздействия на население в области безопасного поведения передачи показывают в «неудобное» для массового зрителя, зато в «дешевое» эфирное время, когда у экранов находится лишь небольшая часть аудитории, так как эти передачи не являются рейтинговыми.
С одной стороны, телевидение ориентируется на спрос телезрителей, который выявляется по рейтингам различных телеканалов и отдельных телепередач. С другой стороны, именно телевидение активно участвует в формировании системы ценностей и идеалов у детей и подрастающего поколения, а также влияет на выбор их интересов.
Самым оперативным СМИ было и до сих пор остается радио, которое обладает техникой, позво-
Таблица 1
Популярность СМИ в зависимости от возраста аудитории (% от групп респондентов)
Виды СМИ Население в целом Возраст аудитории, лет
18—30 31—45 46—60 Свыше 60
Телевидение 89 81 87 93 94
Новостные сайты в интернете 29 51 33 20 5
Печатная пресса (газеты, журналы) 27 18 26 30 36
Радио 18 15 17 21 21
Форумы, блоги, сайты социальных сетей 11 26 11 4 1
Таблица 2
Популярность СМИ в зависимости от мест проживания аудитории (% от групп респондентов)
Виды СМИ Население в целом Москва Численность населения города, чел. Сёла
более 1 млн. 250 тыс.— 1 млн. 50—250 тыс. менее 50 тыс., пгт
Телевидение 89 75 89 87 88 91 92
Новостные сайты в интернете 29 41 31 31 32 28 22
Печатная пресса (газеты, журналы) 27 15 24 20 28 30 34
Радио 18 20 25 14 15 17 21
Форумы, блоги, сайты социальных сетей 11 13 9 17 17 8 6
ляющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара и освещать события и явления уже в момент их начала.
По цели вещания радиостанции классифицируются следующим образом:
общественно-политические, учредителями и/или спонсорами которых являются какие-либо политические структуры, либо политические силы, в том числе органы власти;
коммерческие, основным направлением деятельности которых является производство и вещание рекламы;
просветительские, к которым относятся культурологические, образовательные и религиозные радиостанции;
информационные, работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии, активно формирующие общественное мнение посредством аналитических программ;
радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели (музыкальные, разговорно-игровые и познавательные радиостанции).
Согласно данным рекламного центра «Бренд медиа», общая картина рейтинга радиостанций имеет следующий вид (табл. 3) [8].
С точки зрения активного информационного воздействия на население эфирное время принадлежит, в основном, радиостанциям, ставящим перед собой информационные цели, в рамках специализированных программ. Прежде всего, это программы, на которые приглашаются специалисты в области БЖД — руководство и сотрудники МЧС России, психологи, врачи.
Вопросы активного информационного воздействия на население в области безопасности (в том числе безопасного поведения в повседневной жизни
и в условиях ЧС), в соответствии с ГОСТом, могут быть освещены в изданиях, относящихся к производственно-практическому и популярному видам журналов [9].
Производственно-практические журналы — это специализированные журналы, предназначенные работникам определенной отрасли. Заинтересованность вопросами безопасности присуща многим отраслям промышленности и производства (вопросы промышленной безопасности, охраны труда и т.д.). Эта ниша популярна и в сфере услуг. Но в таких изданиях, как правило, не рассматриваются вопросы информационного воздействия населения. В основном, они посвящены современным технологиям и техническим новинкам в области безопасности.
Популярность российских печатных СМИ по итогам 1 квартала 2014 года (данные агентства медийных исследований Ex Libris [10]), представлена в табл. 4.
Как видно, издания с самым динамичным значением TPR локализовались в сегментах «Деловые журналы» и «Общественно-политические журналы».
Научные, научно-популярные журналы, в том числе и ориентированные на тематику деятельности МЧС России, по причине сравнительно низкой популярности вовсе остаются без внимания со стороны рейтинговых агентств. Это говорит, прежде всего, о не совсем благоприятных тенденциях в изменении системы ценностей российского населения, для которого на первые места выходят карьера и материальное благополучие, а здоровье и безопасность перемещаются все ниже по списку.
Самые популярные издания по данным мониторингового агентства Ex libris в сегменте «Массовые газеты» представлены в табл. 5 [10].
Результаты анализа первых пяти по популярности газет на наличие тематики безопасного поведения населения при ЧС представлены в табл. 6.
Распределение аудитории радиостанций в Москве в марте—мае 2014 г.
Таблица 3
Радиостанции AQH* AQH % TSL** AQH Share***
Все радиостанции 6761,5 10,83 1224 100,0
Европа Плюс 605,3 1,0 252,0 9,0
Дорожное Радио 520,7 0,83 250 7,7
Авторадио 400,8 0,64 174 5,9
Русское Радио 498,0 0,80 229 7,4
Ретро FM 418,4 0,67 212 6,2
Радио Шансон 401,2 0,64 207 5,9
Юмор FM 237,1 0,4 164,0 3,5
Радио России 573,1 0,92 639 8,5
Маяк 263,9 0,42 210 3,9
Радио Дача 273,9 0,44 277 4,1
DFM 175,7 0,28 230 2,6
Love Radio 142,1 0,23 159 2,1
Радио ENERGY 154,1 0,3 216,0 2,3
Эхо Москвы 246,5 0,39 355 3,6
Hit fm 116,3 0,19 153 1,7
Милицейская Волна 177,5 0,28 219 2,6
Радио Рекорд 171,0 0,27 352 2,5
Наше Радио 146,3 0,23 235 2,2
Вести FM 93,0 0,15 188 1,4
Радио 7 105,3 0,17 182 1,6
Серебряный Дождь 67,9 0,11 144 1,0
Maximum 66,0 0,11 161 1,0
Business FM 41,8 0,07 158 0,6
Радио Romantika 42,6 0,07 185 0,6
ЮFM 18,9 0,03 153 0,3
* AQH — средний рейтинг 15-минутного интервала (в тыс.чел. и % от населения 12+);
** TSL Dly — продолжительность прослушивания радиостанции в среднем за сутки (в мин., для слушателей ); *** AQH Share — доля слушателей станции от слушателей радио в целом (%).
Таблица 4
Популярность российских журналов в 1 кв. 2014 г.
Наименование журнала Рейтинг пунктов TPR Тип журнала
The New Times 0,6464 Общественно-политический
Огонек 0,5941 Общественно-политический
Русский репортер 0,5096 Общественно-политический
Коммерсантъ - Власть 0,4805 Общественно-политический
Итоги 0,4719 Общественно-политический
Forbes 1,0000 Деловой
Эксперт 0,4918 Деловой
Коммерсантъ ДЕНЬГИ 0,3442 Деловой
Бизнес журнал 0,3032 Деловой
Большой бизнес 0,2998 Деловой
Секрет фирмы 0,2667 Деловой
Вопросы правил безопасного поведения в различных ЧС в номерах вышеуказанных газет в процентном соотношении составляют от 2 до 6 %, что является низким показателем, однако данная тематика присутствует во всех наиболее популярных изданиях.
В российском сегменте Интернета в последние годы наблюдается рост актуального контента по проблематике МЧС России. Активно используются интернет-технологии для формирования КБЖ среди подрастающего поколения: разрабатываются интер-
Таблица 5
Популярность газет на 1 кв. 2014 года
Издание Рейтинг пунктов TPR
Аргументы и Факты 0,9360
Комсомольская правда 0,9359
Московский комсомолец 0,4484
Жизнь 0,4107
Метро (Москва) 0,4106
Мир новостей 0,3881
Экспресс-Газета 0,3598
Вечерняя Москва 0,3564
Аргументы недели 0,3400
Таблица 6
Наличие тематики безопасного поведения людей в содержании популярных газетах
Название газеты Количество тематических разделов (% от всех разделов)
Политика Экономика Культура Материалы в области БЖД Спорт Развлекательный материал «Журнальный материал» (мода, кулинария и др.) Сенсации Остальное
Комсомольская правда 25 10 10 3 10 20 5 2 13
Аргументы и факты 40 25 5 2 5 3 0 0 20
Московский комсомолец 5 5 10 2 10 30 5 30 3
Жизнь 20 20 15 6 15 2 0 0 22
Метро (Москва) 15 15 10 5 30 10 0 3 12
нет-сайты и специализированные информационно-образовательные интернет-порталы.
Создание в 2008 году на базе действующего с 1999 года сайта МЧС России официального интернет-портала МЧС России позволило значительно увеличить объем публикуемой информации, повысить оперативность ее доведения до СМИ и общественности. В значительной степени удовлетворить возрастающие запросы населения на получение оперативной и достоверной информации по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС и пожаров и иным направлениям деятельности МЧС России, установить обратную связь с населением. В среднем посещаемость интернет-портала МЧС России в сутки составляет около 10 000 человек (данные Яндекс. Метрика на 25.06.2014). Во время ликвидации последствий крупных ЧС, когда на портале работает «режим ЧС», количество посетителей возрастает в десятки раз.
Наряду с порталом МЧС России, для освещения деятельности территориальных органов МЧС России действуют восемь сайтов региональных центров МЧС России и 85 сайтов главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в т.ч. с 2014 года по Республике Крым и г. Севастополь.
В структуре портала МЧС России функционирует портал «СПАС экстрим» — информационный ресурс, посвященный проблемам детской безопас-
ности. Также в его составе функционирует сайт «Культура безопасности», освещающий комплекс мероприятий по пропаганде КБЖ среди населения. Реализуется право на получение квалифицированной помощи в любом месте и в любое время, обеспечивается рядовому пользователю доступ к современным психологическим ресурсам. В режиме интерактивного консультирования психологическая помощь может быть незамедлительно оказана людям, находящимся в кризисной ситуации.
На интернет-портале МЧС России постоянно ведется разъяснительная работа, направленная на предупреждение ЧС сезонного характера: специалисты МЧС России (пожарные, спасатели, психологи и др.) в рамках популярных программ и специальных рубрик дают гражданам практические рекомендации. Ведется работа по активизации обратной связи с населением. Обратная связь организуется в виде интерактивного общения по радио и телевидению, в материалах печатных изданий под рубриками «Вопрос-ответ», «Специалисты МЧС России разъясняют».
В целях расширения аудитории информационного воздействия интернет-портал, сайты региональных центров и главных управлений МЧС России параллельно основным публикациям ведут свои блоги и страницы в популярных социальных сетях:
Livejournal, Facebook, ВКонтакте, Twitter, YouTube и Instagram.
При освещении в различных СМИ информации по мерам безопасности, предупреждению ЧС, способам поведения в различных ЧС, вопросам здорового образа жизни и т.д. важно создать у аудитории мотивацию к применению данных мер и усвоению действий. Особенности менталитета россиян таковы, что они не станут предпринимать какие-либо действия, пока не свершится факт события негативного характера. Лишь убедив аудиторию в важности информации, можно приступать к ее изложению.
Несомненно, СМИ формируют определенное общественное мнение, оказывают активное информационное воздействие на сознание и поведение людей и тем самым изменяют стереотипы человека, ценностные и моральные ориентации. В условиях нормального функционирования общества для этих процессов требуется относительно долгий промежуток времени, но в условиях ЧС перемены в поведении происходят одномоментно, степень влияния СМИ на психику людей достигает своего апогея.
Технологии представления журналистами информации в ЧС не всегда соответствуют идеалам гуманности и этики, как по отношению к пострадавшим и их родственникам, так и к аудитории в целом. Такое положение дел обусловлено погоней представителей прессы за привлечением как можно большей аудитории к своему СМИ, в результате чего ставка делается на сенсационность информации. Играя на чувствах людей, сгущаются краски и без того трагичных событий, освещаются происшествия в мельчайших деталях и подробностях.
Для рационального использования возможностей СМИ в целях обеспечения безопасности населения необходимо знание технических особенностей различных видов СМИ, принципов работы журналистов, а также установление взаимовыгодных контактов информационных подразделений МЧС России с прессой.
В то же время для организации активного информационного воздействия на население в условиях ЧС, наряду с техническими, издательскими и прочими характеристиками СМИ, необходимо знать методы, приемы и механизм манипулятивного воздействия на население, конструктивные и деструктивные возможности, исследование которых будет представлено в следующей статье из серии «Анализ возможностей активного информационного воздействия СМИ на население в условиях чрезвычайных ситуаций».
Литература
1. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Текст]: №68-ФЗ: [принят Правит. РФ 21 декабря 1994 г].
2. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Журнал «Информационное общество». №3, 1999 С.47-51.
3. Теоретические основы информационного воздействия как процесса управления сложными системами [http://www. vrazvedka.ru/main/analytical/lekt-05.shtml]: Интернет сайт журнал «Разведчик» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. vrazvedka.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.
4. Российская Федерация. Федеральный закон «О средствах массовой информации» (о СМИ) [Текст]: № 2124-1ФЗ: [принят Правит. РФ 27 декабря 1991 г].
5. Колесникова М. Сетевые СМИ - основные группы, виды и формы их функционирования // Научно-культурологический журнал. - № 14, октябрь 2013 г
6. Источники информации и телепредпочтения россиян [http:// soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938]: Интернет сайт форум «Общество» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://soc.fom. ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.
7. Бервенова О.В. Компенсаторные ресурсы средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях: Дис. канд. полит. наук./ РАГС. М., 2007.
8. Рейтинги радиостанций [http://www.brand-radio.ru/serv__
idP_52_idP1_108.html]: Интернет сайт рекламного центра «Брэнд Медиа» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. brand-radio.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.
9. ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения».
10. Рейтинг популярности российских СМИ [http://www.exlibris.ru/ rejting-izdanij/]: Интернет сайт агентства Ex Libris - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.exlibris.ru/, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. русс.
Cведения об авторах
Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, нач. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7019-5142.
Афлятунов Тимур Ибрагимович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Lukyanovich Alexey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7019-5142.
Aflyatunov Timur I.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]