Научная статья на тему 'Новгородские интернет-СМИ: история развития и перспективы'

Новгородские интернет-СМИ: история развития и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
965
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОНЛАЙН-МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ЭКСПЕРТНЫЕ ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ларина О. А.

Рассматривается период появления и становления первых региональных средств массовой информации в Интернете (1994 2009 гг.). Опираясь на собственный опыт работы в онлайн-медиа Новгородской области и экспертные интервью, автор описывает предпосылки возникновения интернет-СМИ, определяет три основных этапа в их развитии, анализирует современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новгородские интернет-СМИ: история развития и перспективы»

УДК 070:004

О.А.Ларина

НОВГОРОДСКИЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Гуманитарный институт НовГУ, kustova.olga@gmail.com

The period of formation and development of the first regional Internet media (1994 — 2009) is investigated. Based on one's own experience working in online-media of Novgorod region and expert interviews, the author describes background of creation of the Internet-media, points out three stages of the development, analyses the current situation in this sphere.

Ключевые слова: средства массовой информации, онлайн-медиа, интернет-СМИ, экспертные интервью

Временем появления Интернета в Новгородской области принято считать осень 1994 г., когда в Новгородском государственном университете был создан первый веб-сервер (www.novsu.ac.ru), ставший первым новгородским интернет-проектом и в дальнейшем получивший развитие как ведущий региональный образовательный портал. Университетский интернет-центр, открытый 29 апреля 1997 г. в НовГУ в рамках проекта интернет-фонда Джорджа Сороса и при поддержке Правительства РФ, стал первым мощным телекоммуникационным узлом в Великом Новгороде. В 1998 г. по инициативе интернет-центра НовГУ был создан первый региональный интернет-проект — «Новгород Онлайн» (www.novgorod.ru), который ознаменовал важное событие в истории становления новгородского сегмента Интернета.

Проект, в частности, выявил новые объективные потребности новгородского общества в свободном доступе к информации. Его целью было объявлено создание публичного городского веб-сервера (как системы серверов), отражающего не только богатое культурное и историческое наследие древнего русского города, но и активную общественную, культурную, образовательную и производственную жизнь Новгорода современного. Предполагалось создать виртуальный Новгород, со своими музеями, галереями, архитектурой, магазинами, учреждениями, общественными приемными, игровыми залами, событиями, возможностью свободного общения с новгородцами и т. д. — своеобразное «сетевое лицо» Великого Новгорода. Созданием сервера занимались специалисты университетской студии «WEBLab» — первые в регионе профессиональные веб-разработчики. Ново-

стной сервер на «Новгород Онлайн» стал, по сути, первой площадкой в Интернете с постоянно обновляемой информацией о Великом Новгороде.

Сегодня, когда в Интернете представлено около десятка новгородских интернет-СМИ [1], портал утратил свою позицию лидера. Однако в 1997 — 2000 гг., когда альтернативы получения новостной информации о Новгороде у пользователей Интернета не было, портал «Новгород Онлайн» был едва ли не единственным каналом получения оперативных сведений о Новгороде и из Новгорода. В этой связи этот проект можно рассматривать как предпосылку возникновения новгородских средств массовой информации в Интернете. Отметим, что впоследствии интернет-центр НовГУ неоднократно предпринимал попытки вернуть лидерство серверу в новостном пространстве, однако отсутствие серьезных финансовых вложений привело к тому, что сервер постепенно превратился преимущественно в републикатора новостей региональных и федеральных СМИ. Таковым «Новгород Онлайн» (ныне «Великий Новгород — интернет-портал города и региона») является и в настоящее время. Новостной раздел проекта формируется из сообщений региональных агентств «Ваши новости» и «Новгородинформ», федеральных ИА REGNUM и РИА-Новости, а также информационных сообщений новостных лент интернет-версий газет «Новгород», «Новгородские ведомости», «Аргументы и факты — Великий Новгород», новостей университетского интернет-портала.

С расширением контент-пространства новгородского сектора Рунета возникли и сетевые представительства традиционных СМИ, и «чисто сетевые»

издания. «Чисто сетевые» СМИ или, по классификации М.М.Лукиной, «оригинальные СМИ» — это не имеющие аналогов сетевые медиа, созданные только в Интернете и для Интернета, использующие специфику Сети для производства, распространения и хранения новостей (например, Лента.Ру, Газета.Ру, Страна.Ру и др.) [2]. Таковыми, в частности, были веб-страницы Новгородской государственной телерадиокомпании «Славия» (www.rfn.novgorod.ru, ранее размещалась по адресу www.slavia.natm.ru), интернет-альманах «Соборная сторона» (www.russa.net), издаваемый в Старой Руссе с 2000 г., а также первое региональное информационное агентство «Великий Новгород.ру» (www.velikiynovgorod.ru), появившееся в Интернете осенью 2001 г.

Следует отметить и ряд неудачных попыток. Так, например, не получил развития проект народной интернет-газеты «Резонанс», провалилась и попытка создания интернет-версии телевизионного ТО «Университет».

Становления новгородских сетевых СМИ можно датировать августом 2001 г., когда в тестовом режиме в Интернете был запущен информационно-деловой канал «Великий Новгород.ру» (www.velikiynovgorod.ru) — первое региональное информационное агентство, специализирующееся на новостях региона и справочноделовой информации. В 2003-2004 гг. это был ведущий информационный медиаресурс с самой оперативной информацией о событиях в Великом Новгороде и Новгородской области. Полноценное интернет-СМИ в небольшом городе удалось создать во многом благодаря тому, что на момент запуска издания ниша оперативной сетевой журналистики в Новгородской области была совершенно свободна. Бизнес-модель проекта подразумевала помимо деятельности собственно информационного агентства создание и поддержку веб-сайтов предприятий и организаций региона. Однако уже через год в агентстве стали создавать дочерние интернет-проекты информационно-рекламного содержания, нацеленные не столько на информирование, сколько на получение прибыли. Таковыми, в частности, были проекты «Дом» (2001 — 2002 гг.), «Выборы» (созданный в период избирательной кампании по выборам мэра Великого Новгорода в 2002 г.), проект «Культура» (2002 — 2005 гг.). Все эти проекты, не принеся учредителям [3] ожидаемой прибыли, были «заморожены». В 2007 г. издание сменило собственника, его возглавил один из лидеров Новгородского отделения «Справедливой России», депутат Думы Великого Новгорода третьего созыва Дмитрий Вертков, который сформировал новый состав редакции и переключил информационную политику издания с деловой журналистики и бизнес-новостей на общественно-политическую тематику. Агентство стало активно использовать медиаконтент (в частности, большое количество изобразительного материала), приобрело интерактивность, предоставив возможность комментирования публикаций. В 2008 г. у издания вновь сменился состав учредителей, руководство и авторский коллектив. Пережив очередные перемены в информационной политике, ИА «Великий Новгород.ру» и по оперативности, и по актуальности материалов перестало быть лидером новгородских онлайн-СМИ.

Первый конкурент у ИА «Великий Новгород.ру» в секторе оперативной новостной журналистики появился в 2003 г.: Псковское агентство информации запустило проект «Новгородинформ.Ру»

(www.novgorodinform.ru). Агентство было создано как дополнительный интернет-канал экс-губернатора

Псковской области Евгения Михайлова и, по данным главного редактора агентства в 2003 — 2008 гг. Михаила Боголюбова, было «преподнесено в подарок» экс-губернатору Новгородской области Михаилу Прусаку, которого он не заинтересовал. В 2003 — 2004 гг. на сайте агентства информация обновлялась редко, но в 2005 г. издание получило новый импульс развития. Ежедневно на «Новгородинформе» публиковалось до 20 информационных сообщений, размещались материалы аналитического характера и обзоры местной прессы. Агентство приобрело популярность главным образом благодаря возможности анонимного обсуждения (комментирования) любых сообщений сайта. Смена редактора издания в 2007 г. отразилась и на информационной политике издания, и на его популярности: в настоящее время агентство стало републикатором сообщений пресс-служб, лишено авторских публикаций эксклюзивного характера и в результате утратило интерес аудитории.

В конце мая 2004 г. в Интернете появился официальный сайт муниципальной газеты «Новгород» (www.gasetanovgorod.ru). Изначально интернет-представительство газеты, как и большинство электронных версий газет той поры [4], практически ничем не отличалось от бумажного аналога. Интернет-версия дублировала структуру и содержание еженедельника, публиковало материалы с опозданием, не всегда оперативно обновляло электронный архив публикаций. В 2007 г. позиция руководства газеты по отношению к онлайн-версии изменилась: у интернет-представительства газеты были модернизированы верстка и дизайн, сформированы специальные интернет-разделы (фоторепортаж, опрос, народная новость), а основное содержание ресурса стало формироваться за счет собственной новостной ленты. Эксклюзивность новостного материала, предоставленная пользователям возможность комментирования сообщений, а также оперативность и устоявшаяся периодичность (издание ежедневно публикует на своем сайте от 10 до 15 собственных новостей) вывели интернет-версию городской газеты в лидеры новгородских онлайн-СМИ. По данным рейтинга новгородских сайтов «Топ Новгород.ру» [5], в 2009 г. онлайн-версия газеты «Новгород» опережала по посещаемости сайты региональных информационных агентств, неизменно попадая в десятку самых популярных интернет-проектов региона.

Такой же путь развития в Интернете избрала для себя и редакция областной газеты «Новгородские ведомости». Сайт газеты (www.novved.ru) помимо републикации собственных статей нацелен на развитие дополнительных интернет-сервисов. «Новгородские ведомости» в Интернете существенно отличаются от своего печатного аналога, снабжены электронным архивом публикаций, нацелены на интерактивность (помимо предоставленной возможности ком-

ментирования публикаций, на сайте «Новгородских ведомостей» действует специальный раздел для общения читателей «Форум»). Кроме того редакция также формирует собственную новостную ленту, причем в отличие от «Новгорода», публикующего новости в формате «городской хроники», это сообщения о событиях, значимых для всего Новгородского региона, нередко опирающиеся на данные властных структур и официальные пресс-релизы.

Собственные сайты в Интернете в настоящее время имеют большинство газет и журналов, издаваемых в Великом Новгороде, и некоторые районные издания — например, боровичская газета «Красная искра» (www. borovichi.net.ru). На официальном сайте города Валдай (valday.com) публикуются материалы газеты «Валдай», в 2006 — 2008 гг. в Интернете действовал сайт частной радиостанции «МВ-диапазон» (Малая Вишера).

Региональные теле- и радиокомпании также развивают представительства в интернете — это сайты Новгородской государственной телерадиокомпании «Славия» (www.slavia.natm.ru), телекомпании «Триада» (triada.vnovgorode.ru), радиостанций «Европа Плюс — Великий Новгород» (www.europaplus.nov.ru), «Русское радио — Великий Новгород» (rusradio.vnovgorode.ru) и радио «Старый Порт» (oldport.natm.ru).

В целом, все интернет-версии новгородских традиционных СМИ ориентированы на местную аудиторию. Но в последние годы постоянно растет федеральный интерес к Новгородской области. Освещение событий в регионе осуществляется в основном силами региональных представительств федеральных интернет-СМИ. Так, сегодня в Великом Новгороде работают собственные корреспонденты «РИА-Новости» (www.rian.ru), ИА REGNUM (www.regnum.ru), агентств «Интерфакс» и ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.ru).

Новый этап в развитии региональных интернет-СМИ обозначился летом 2006 г., когда в Интернете появился аналитический портал «Новгородские хроники» (http://www.novchronic.ru). Создатели проекта журналист Михаил Бударагин и социолог Андрей Маруденко постарались позаимствовать лучшее, что уже было создано в Интернете до них — в частности, предоставили возможность обсуждать актуальные темы, но в определенных рамках. Причем «Новгородские хроники» заявились как первый достаточно серьезный портал, финансируемый политической структурой — партией «Единая Россия». Как региональный аналитический ресурс интернет-издание «Новгородские хроники» просуществовало до 2007 г., после чего было трансформировано в «Новые хроники», общефедеральный аналитический проект. «Новым хроникам» удалось доказать, что созданное в провинции интернет-СМИ может быть вполне успешным, влиятельным и работоспособным на федеральном уровне. Сейчас «Новые хроники» — это общероссийское интернет-издание, посвященное всему спектру вопросов и проблем, волнующих наше общество — так определяет сегодня место ресурса в Интернете его редактор, публицист Егор Холмогоров [6]. Основой редакционной политики издания по-прежнему является упор на авторские тексты, посвя-

щенные самому широкому кругу тем — от внешней политики до культуры и спорта.

Одним из последних событий в истории новгородских интернет-СМИ стало появление в 2008 г. нового новгородского информационного агентства «Ваши новости» (www.vnnews.ru). Агентство продемонстрировало совершенно иной подход к подаче информации: наравне с собственными новостями, подготовленными журналистами — сотрудниками редакции (новостная лента «Говорит редакция»), зарегистрированные посетители сайта получили возможность публиковать собственные новости в ленте «Говорит народ». Обе новостные ленты существуют на сайте агентства на равных основаниях, сообщения обеих лент можно комментировать и оценивать, из них же формируются рейтинги самых популярных сообщений. Формат агентства — это своеобразный блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий»), создаваемый как сотрудниками редакции, так и читателями. Основная ставка редакции — на повышение интерактивности, обратной связи с читателем, что отражено уже и в самом названии проекта.

Таким образом, за почти 10-летнюю историю своего развития новгородские интернет-СМИ пережили три значимых этапа:

1) становление — от запуска первого сетевого СМИ ИА «Великий Новгород.ру» до возникновения конкурентной среды (2001 — 2003 гг.);

2) развитие онлайн-представительств традиционных СМИ (2003 — 2006 гг.);

3) создание специализированных СМИ, разнообразие контента, переориентация на интерактивность (с 2006 г. по настоящее время).

Сегодня на новгородском поле сетевых массме-диа представлено около тридцати интернет-проектов, из них половина местных, в том числе три региональных информационных агентства, сайты пяти городских газет, нового городского журнала «Весь Новгород», интернет-представительства филиала ВГТРК — НГТРК «Славия» и трех радиостанций, сайты нескольких районных изданий. Остальные — региональные представительства (собственные корреспонденты) федеральных интернет-СМИ (агентств «Росбалт», «Интерфакс», «РИА-Новости», «ИТАР-ТАСС», ИА

REGNUM, интернет-издания «Эксперт. Онлайн» и др.).

С увеличением числа региональных пользователей Интернета местные СМИ стали рассматривать Сеть как альтернативный канал для налаживания новых коммуникаций с собственной целевой аудиторией, как с уже завоеванной, так и с той, завоевать которую еще только предстоит. Однако, как показывают реалии сегодняшнего дня, еще не все редакции готовы расширять коммуникационные каналы посредством выхода в Интернет: так и не получила развития интернет-версия «Новой новгородской газеты», никак не представлено в Интернете «Новгородское областное телевидение». Главным приоритетом развития действующих региональных сетевых массмедиа в условиях конкуренции становится формирование более качественного и разнообразного содержания.

1. Юридическое определение термина «интернет-СМИ» в настоящее время не встречается в законодательстве РФ. Средства массовой информации в Интернете не обязаны проходить процедуру государственной регистрации. Правовой статус зарегистрированного средства массовой информации интернет-издания получают по собственной инициативе. Термин «интернет-СМИ» в октябре 2008 г. в качестве одной из поправок был внесен в статью 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», он дополняет определения «печатные средства массовой информации», «радиоканалы» и «телеканалы». Под определение «интернет-СМИ» попадают все онлайн-версии традиционных

СМИ: газет, журналов, радио- и телеканалов, а также те интернет-ресурсы, которые зарегистрированы в установленном для СМИ порядке. Интернет-ресурсы, не занимающиеся профессиональной журналистской деятельностью, такие, как интернет-магазины, интернет-справочные, онлайн-конференции, личные интернет-дневники (блоги), социальные сети, сайты знакомств, клубы по интересам и проч. исключаются из определения.

2. Лукина М.М. // Вестник МГУ. Сер.: Журналистика. 2001. №6. С.63-73.

3. ООО «Хаййер», позднее — частные лица.

4. См. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. 1999. №1-2. С.22-27.

5. http://top.novgorod.ru

6. http://novchronic.ru/about.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.