Научная статья на тему 'Методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством'

Методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / DECORATIVE-APPLIED ARTS / EDUCATIONAL-CREATIVE TASKS / ACTIVATION OF EDUCATIONAL-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / METHODS OF ACTIVATION OF PROJECT-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / HEURISTIC METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна

В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов по проектированию декоративных изделий на занятиях декоративно-прикладным искусством, включающая в себя поэтапную организацию процесса решения взаимосвязанных учебно-творческих задач с применением соответствующего специфике декоративно-прикладного искусства комплекса эвристических методов. Уточнены: понятие «активизация проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей и профилей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству». Рассмотрен пример поэтапной реализации методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов. Описан алгоритм учебно-творческого проектирования декоративных изделий в процессе решения взаимосвязанных учебно-творческих задач: актуализация когнитивного опыта студентов формирование ориентировочной основы проектно-исследовательской деятельности студентов организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск вариантов последовательного решения учебно-творческих задач. Приведены виды этих взаимосвязанных задач, решение которых требует применения эвристических методов: мозгового штурма, контрольных вопросов, ассоциативных методов, синектики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of activation of project-research activities of students in the classroom decorative-applied arts

The article discusses the theoretical aspects of developing a methodology for enhancing students' project-research activities in the design of decorative products in decorative-applied classes, which includes a phased organization of the process of solving interrelated educational-creative tasks using a complex of heuristic methods corresponding to the specifics of decorative-applied art. Clarified: the concept of «activation of project-research activity of students of artistic specialties and profiles in the process of teaching decorative-applied arts». An example of a phased implementation of the methodology of activating project-research activities of students is considered. An algorithm is described for the educational-creative design of decorative products in the process of solving interconnected educational-creative tasks: updating the cognitive experience of students forming an indicative basis for students project-research activities organizing students' independent project-research activities aimed at finding options for a consistent solution to educational-creative tasks. The types of these interrelated tasks are presented, the solution of which requires the use of heuristic methods: brainstorming, control questions, associative methods, synectics.

Текст научной работы на тему «Методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/59PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Зверева Т.В. Методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Zvereva T.V. (2019). Methods of activation of project-research activities of students in the classroom decorative-applied arts. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN519.pdf (in Russian)

УДК 37

Зверева Татьяна Викторовна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

E-mail: vip.zvereva1982@mail.ru

Методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов по проектированию декоративных изделий на занятиях декоративно-прикладным искусством, включающая в себя поэтапную организацию процесса решения взаимосвязанных учебно-творческих задач с применением соответствующего специфике декоративно-прикладного искусства комплекса эвристических методов. Уточнены: понятие «активизация проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей и профилей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству». Рассмотрен пример поэтапной реализации методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов. Описан алгоритм учебно-творческого проектирования декоративных изделий в процессе решения взаимосвязанных учебно-творческих задач: актуализация когнитивного опыта студентов - формирование ориентировочной основы проектно-исследовательской деятельности студентов - организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск вариантов последовательного решения учебно-творческих задач. Приведены виды этих взаимосвязанных задач, решение которых требует применения эвристических методов: мозгового штурма, контрольных вопросов, ассоциативных методов, синектики.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; учебно-творческие задачи; активизация учебно-творческой деятельности студентов; проектно-исследовательская деятельность студентов; методика активизации проектно-исследовательской деятельности; эвристические методы

Повышение внимания к организации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей, и особенно будущих учителей изобразительного искусства является следствием осмысления основных направлений развития художественного образования в России до 2025 г., представленных в Концепции художественного образования в РФ. Одной из главных целей образовательного процесса подготовки будущих учителей

https:// mir-nauki. com

изобразительного искусства является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность самостоятельно и творчески решать художественно-профессиональные задачи, готовность развивать творческие способности их будущих учеников. Наиболее эффективно эта цель может быть реализована в проектно-исследовательской деятельности студентов (И.М. Власова [1], И.А. Львова [2], Д.А. Хворостов [3]). Особое внимание обращают на себя потенциальные возможности организации этого вида проектно-исследовательской деятельности в условиях обучения студентов декоративно-прикладному искусству (далее ДПИ). Сам факт, что при обучении ДНИ студентам для решения творческих задач предоставляется возможность широкого выбора материалов, использования постоянно совершенствующегося набора инструментов, а также применения непрерывно обновляющихся технологий создания декоративных изделий, говорит о том, что на занятиях ДНИ существуют условия для активизации проектно-исследовательской деятельности студентов.

Анализ возможностей использования этих особенностей ДНИ позволил внести уточнение в определение проектно-исследовательской деятельности студентов в контексте содержания художественного образования:

проектно-исследовательская деятельность студентов-художников - это вид учебно-творческой деятельности, организуемый в форме самостоятельной работы студентов по проектированию объектов изобразительного искусства. Каждый этап выполнения проекта сопровождается организацией исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск новых знаний о природе объекта проектирования, о технологиях и материалах, необходимых для его создания, а также о соответствующих им инструментах.

В соответствии с подходами Л.И. Божович [4], В.С. Ильина [5], Г.И. Щукиной [6], учебно-творческая деятельность студентов может быть активизирована мобилизацией нравственно-волевых, интеллектуальных и физических сил обучаемых, нацеленных на решение учебно-творческих задач, побуждением, мотивацией обучающихся к творчеству, к умножению творческой компоненты в структуре учебно-творческой деятельности.

Важная роль в активизации учебно-творческой деятельности студентов принадлежит преподавателям как субъектам образовательного процесса. Как подчёркивают в своих публикациях Р.А. Низамов, С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко, активизация учебно-творческой деятельности невозможна без воли, активной позиции и целеустремленной работы преподавателя. Целью этой работы является совершенствование форм, поиск новых методов, отработка новых приемов и обновление средств обучения. Всё это должно способствовать повышению мотивации студентов, побуждению их к творчеству и тем самым повышению активности студентов в образовательном процессе [7; 8].

Необходимо иметь ввиду и то, что активизация учебно-творческой деятельности не означает простой перевод обучающегося в так называемое «деятельностное состояние». Необходимо рассматривать активизацию как новое качество учебно-творческой деятельности (Т.И. Шамова [9]), которое проявляется прежде всего, отношением личности самого обучающегося, как субъекта образовательного процесса, к содержанию его самостоятельного учебно-творческого труда, личностным стремлением к мобилизации своих нравственно-волевых усилий на пути достижения образовательных целей.

Неречисленные идеи, а также анализ известного определения «активизации учебно-творческой деятельности», которое в различных его вариантах рассмотрено в работах С.А. Новоселова [10; 11], О.Е. Краюхиной [12], и Л.Е. Шмаковой [13], привели к авторской трактовке понятия: «Активизация проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей в процессе обучения ДНИ» - это управляемый процесс увеличения

интенсивности взаимодействия субъектов проектно-исследовательской деятельности, которое направлено на поиск и решение учебно-творческих исследовательских и проектных задач, содержательно связанных с созданием оригинального объекта ДНИ, а также на формирование творческого отношения студентов к содержанию и характеру проектно-исследовательской деятельности, на мобилизацию нравственно-волевых усилий студентов, способствующих достижению целей обучения ДНИ.

Анализ известных подходов к рассмотрению структуры, содержания и форм проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей в процессе обучения ДНИ показал, что её активизация может быть достигнута при выполнении двух условий:

• в совершенствовании проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДНИ необходимо делать акцент на педагогическое обеспечение интенсивного взаимодействия её субъектов с опорой на системное применение учебно-творческих задач, содержательно связанных с содержание работы по созданию оригинального объекта декоративно-прикладного искусства;

• для организации взаимодействия всех субъектов проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДНИ будет разработана специальная методика активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДНИ, интегрирующая компоненты исследовательской и проектной деятельности студентов в процессе решения учебно-творческих задач с использованием адаптированных к специфике ДНИ эвристических методов.

Эта методика не должна противоречить накопленному опыту проектирования объектов ДНИ, в котором традиционно выделяют ряд последовательных ступеней от момента возникновения идеи декоративного изделия до его создания [14]:

1. Подготовительный этап - рассмотрение проектной ситуации с выделением идеи предполагаемого вида декоративного изделия, а также возможных для реализации идеи материалов и инструментов, с осмысления этапов технологии его изготовления. Нроисходит обоснование актуальности проекта, ставятся взаимосвязанные задачи исследования и проектирования, выдвигается гипотеза исследования и обсуждается идеальный результат проектирования [15].

2. Исследовательский этап включает в себя поиск аналогичных художественно-образных решений, определение технологических аспектов, выбором материалов для проектируемого декоративного объекта. Это сопровождается обзором информационных источников, используемых для решения и проектных, и исследовательских задач. Собранная информация подлежит обобщению, структурированию и на этой основе вырабатывается проектно-исследовательская концепция создаваемого объекта ДНИ.

3. Этап проектного творческого поиска связан предложенной авторской классификацией учебно-творческих задач в процессе обучения ДНИ, решение которых являются подэтапами творческого поиска:

• для выработки и воплощения творческих идей, оформляемых в эскизах и в соответствии со спецификой творчества в процессе создания декоративного изделия на этом этапе приходится часто решать задачи преобразования образов природных объектов в возможные образы объектов ДПИ с помощью сочетания известных (стилизации, трансформации, упрощения и т. д.) и новых приемов. Упомянутые задачи стали называться в ней - учебно-творческие задачи первого вида;

• экспериментирование с материалами и процессами их обработки удобно организовать в форме решения учебно-творческих задач, направленных на поиск различных комбинаций известных техник и материалов, используемых в ДПИ, для создания оригинального проекта декоративного изделия. Эти задачи были названы учебно-творческими задачами второго вида;

• выполнение неординарных проектов декоративных изделий с применением техник и технологий из различных видов ДПИ, а также к изготовлению этих изделий с использованием различных, в том числе нетрадиционных, материалов, в структуру проектно-исследовательской деятельности студентов необходимо включать специальные задачи по комбинированию операций из различных известных технологий изготовления изделий ДПИ - учебно-творческие задачи третьего вида;

• при работе со специальными инструментами и приспособлениями, изучают их как средства материального воплощения художественных идей, как средства преобразования материала в одухотворенное изделие ДПИ. Но и сами инструменты могут быть объектами творческого труда, так как многие из них можно сделать самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и потребностей художника ДПИ. Для развития активности будущего художника ДПИ и в этой составляющей его творческой деятельности были разработаны учебно-творческих задач четвёртого вида.

Завершение этапа проектного творческого поиска в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов по созданию объекта ДПИ требует обобщения полученных результатов, решения всех учебно-творческих задач. Это обобщение представляется в виде художественных проектных предложений по изготовлению изделия ДПИ. Они должны содержать конкретизацию выраженных в эскизной форме идей и замыслов, полученных в результате решения учебно-творческих задач всех четырех видов. Эти идеи должны быть критически проанализированы, а затем синтезированы в максимально оригинальное предложение по созданию проектируемого объекта ДПИ.

4. Этап реализации проекта декоративного изделия предполагает на практике воплощение творческого замысла в настоящее изделие ДПИ.

5. Заключительный этап предусматривает составление документации по теме проекта декоративного изделия и создать соответствующую презентацию.

Таким образом, в основу разработанной методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ положен системный подход к применению в образовательном процессе учебно-творческих задач. Методика активизации предполагает использование комплекса учебно-творческих задач, на который возлагаются функции ориентирующей основы деятельности (ООД - по П.Я Гальперину [16] и Н.Ф. Талызиной [17]) для организации самостоятельных творческих поисков студентов в процессе проектно-исследовательской деятельности при обучении ДПИ. Под комплексом учебно-творческих задач в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ мы понимаем совокупность взаимосвязанных учебно-творческих задач, формулируемых в соответствии с реализуемым содержанием обучения ДПИ, целостное применение которой обеспечит достижение целей обучения ДПИ.

В этот комплекс были включены следующие виды взаимосвязанных и последовательно выполняемых учебно-творческих задач [18]:

• преобразования природных объектов в объекты ДПИ с помощью сочетания известных (стилизации, трансформации, упрощения и т. д.) и новых оригинальных приемов;

• комбинирование различных техник ДПИ в их новые оригинальные сочетания;

• комбинирование отдельных операций из различных технологий изготовления изделий ДПИ в новые оригинальные способы их создания;

• совершенствование технических средств и поиск новых материалов для реализации техник и технологических процессов ДПИ.

Для творческого решения этих задач удобно использовать активизирующие творческую деятельность эвристические методы. Исходя из содержания проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ и задач, входящих в предложенный комплекс учебно-творческих задач, было предложено использовать следующие эвристические методы:

• на этапе постановки проблемы - методы мозгового штурма и контрольных вопросов;

• при решении учебно-творческих задач первого вида - ассоциативные методы;

• при решении учебно-творческих задачи второго вида - метод морфологического анализа и синтеза объектов творчества;

• при решении учебно-творческих задач третьего вида - метод синектики, морфологический анализ и ассоциативные методы;

• при решении учебно-творческих задач четвертого вида - метод синектики и ассоциативные методы.

Исходя из предложенной логики, в структуру новой методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДПИ были включены следующие основные этапы:

• актуализация когнитивного опыта студентов посредством организации в интерактивном режиме их оценочных, смыслообразующих и целеполагающих действий в предложенной преподавателем проектной ситуации (это предполагает применение мозгового штурма и представление студентам вариативных последовательностей взаимосвязанных графических образов, которые демонстрируют реальные процессы создания объектов ДПИ);

• формирование ориентировочной основы проектно-исследовательской деятельности студентов посредством предъявления им в структуре проектного задания, описанного ранее комплекса учебно-творческих задач с рекомендациями по использованию для их решения соответствующих эвристических методов;

• организация самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов, предполагающей поиск решения учебно-творческой задачи первого вида с использование ассоциативных методов;

• организация учебно-творческой деятельности студентов, предполагающей решение учебно-творческой задачи второго вида с применением метода морфологического анализа и синтеза творческих решений;

• организация поисковой деятельности студентов, направленной на решение задачи третьего вида;

• организация творческой деятельности студентов, предполагающей решение учебно-творческой задачи четвёртого вида с применением синектики;

• организация рефлексивной и аналитической деятельности студентов, направленной на интеграцию найденных вариантов создания оригинального объекта ДПИ с использованием известной ассоциативно-синектической технологии развития творчества С.А. Новоселова [19].

Проведённая опытно-поисковая работа по проверке эффективности разработанной методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДПИ в вузах показала, что её применение гарантировано повышает активность субъектов этого вида учебно-творческой деятельности, обеспечивает их интенсивное взаимодействие, повышает мотивацию студентов к творческой деятельности и, как следствие этого, значительно повышает творческий уровень презентуемых студентами проектов по созданию оригинальных объектов декоративно-прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова, И.М. Проектная деятельность как специфическая форма творчества в системе художественного образования [Электронный ресурс] / И.М. Власова// Цивилизация - культура - образование: из прошлого в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции 30 марта 2009 г.: в 2 ч. / Урал.г ос. пед. ун-т; отв. ред. А.Ф. Яфальян. - Екатеринбург, 2009. - Режим доступа: http:www.yafalian.ru/materialy-konferentsii-pdf.

2. Львова, И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования [Текст]: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / И.А. Львова Инна - Калуга, 2010. - 279 с.

3. Хворостов, ДА. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды») [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Д.А. Хворостов - Орел, 2013. - 389 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.; 1997. - 349 с. 26.

5. Ильин, В.С. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников [Текст] / В С. Ильин. - Ростов н/Д, 1971. - 56 с.

6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: «Педагогика», 1971. - 352 с.

7. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности [Текст] / Р.А. Низамов. - Казань, 1975. - 302 с.

8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 576 с.

9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика,1982. - 208 с.

https:// mir-nauki. com

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Новоселов, С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса [Текст] / С.А. Новоселов // Педагогическое образование и наука: науч. - метод. журнал, М., №1, 2011, С. 72-77.

Новосёлов, С.А. Ассоциативно-синектические технологии развития творчества студентов профессионально-педагогических специальностей [Текст] / С.А. Новосёлов. // Личностно ориентированное профессиональное образование: Материалы II регион. Науч-практ. конф., Екатеринбург, 28-29 ноября 2002 г.: В 2 ч. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - Ч.2. - С. 62-63.

Краюхина, О.Е. Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Краюхина. - Екатеринбург, 2009. - 27 с.

Шмакова, Л.Е. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.Е. Шмакова. - Екатеринбург, 2009. - 190 с.

Зверева, Т.В., Поникарова, А.В. Этапы проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству [Текст] / Т.В. Зверева, А.В. Поникарова // Вестник ШГПУ №3 (35) / 2017, Шадринск: Издательство ШГПУ - С. 62-65.

Медведев, Л.Г. О проблемах художественно-педагогического образования [Текст] / Л.Г. Медведев // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». №2. 2007. М.: Издательство МГОУ. - С. 8-10.

Гальперин, П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966. - 249 с. 39.

Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. - М: МГУ, 1968. - 135 с. 42.

Зверева, Т.В., Новоселов, С.А. Система учебно-творческих задач по декоративно прикладному искусству как средство активизации проектно- исследовательской деятельности студентов [Текст] / Т.В. Зверева, С.А. Новоселов // Научный журнал «Педагогическое образование в России» - Екатеринбург, 2014 г. - №3 - С. 29-33.

Новоселов, С.А. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова / С.А. Новоселов - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. - 324 с.

59PDMN519

https:// mir-nauki. com

Zvereva Tatyana Viktorovna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: vip.zvereva1982@mail.ru

Methods of activation of project-research activities of students in the classroom decorative-applied arts

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of developing a methodology for enhancing students' project-research activities in the design of decorative products in decorative-applied classes, which includes a phased organization of the process of solving interrelated educational-creative tasks using a complex of heuristic methods corresponding to the specifics of decorative-applied art. Clarified: the concept of «activation of project-research activity of students of artistic specialties and profiles in the process of teaching decorative-applied arts». An example of a phased implementation of the methodology of activating project-research activities of students is considered. An algorithm is described for the educational-creative design of decorative products in the process of solving interconnected educational-creative tasks: updating the cognitive experience of students - forming an indicative basis for students project-research activities - organizing students' independent project-research activities aimed at finding options for a consistent solution to educational-creative tasks. The types of these interrelated tasks are presented, the solution of which requires the use of heuristic methods: brainstorming, control questions, associative methods, synectics.

Keywords: decorative-applied arts; educational-creative tasks; activation of educational-creative activity of students; project-research activity of students; methods of activation of project-research activity of students; heuristic methods

59PDMN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.