1. Инструменты сервисов по созданию тренажеров позволяют создавать диалоги любого уровня сложности, разветвлённости и продолжительности.
2. Наличие блока анализа полученного результата помогает обучающимся при прохождении диалога оценить правильность принятых решений, что способствует развитию языковой компетенции и в целом совершенствует навыки анализа информации.
3. Важным аспектом применения диалоговых тренажеров является доступность обратной связи. Сервисы позволяют размещать ссылки на задания, определять контрольные сроки, таким образом, тренажер выступает как традиционное средство оценки и контроля знаний учеников. Педагогу доступны функции просмотра каждого результата и статистики ответов по диалогу. Он также может воспользоваться персонализированными ссылками при организации групповой деятельности учащихся и разделить их на группы. Интерактивные упражнения легко встраиваются на сайт, в блоги, форумы, что актуально для современных студентов.
4. Преподаватель иностранного языка может использовать в процессе обучения диалоговый тренажёр с абсолютно разными целями, например, с целью проверки уровня усвоения учебного материала либо для введения нового или закрепления пройденного. Целью может служить также стремление сформировать стабильную компетенцию в виде умения решать конкретные языковые задачи различными способами (это крайне актуально при отработке лексики, грамматики, стилистики). Умение аргументировать свою позицию, оценивать продуктивность собственной работы, возможность управления беседой и совершенствование навыков речевой коммуникации тоже очень важно в этой связи.
Библиографический список
Несмотря на очевидные плюсы применения диалоговых тренажеров в преподавании иностранного языка, данная форма работы имеет ряд недостатков:
1. Разработка качественного диалога - довольно трудоемкий процесс. Педагогу понадобится достаточно много времени для его технического и графического оформления. К сожалению, в настоящее время реализация таких проектов осуществляется преподавателями в рамках внеурочной деятельности по собственной инициативе и дополнительно не оплачивается. Однако, несмотря на определённые трудности, появляется отличная возможность способствовать непосредственно популяризации бренда университета.
2. Для этапа создания основы диалога характерны значительные затраты времени.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение иностранному языку с помощью диалоговых тренажеров будет однозначно привлекательно для обучающихся. Диалоговый тренажёр позволяет повысить интерес к предмету, сделать процесс обучения более эффективным и эмоционально значимым за счет погружения в определенную коммуникативную ситуацию с целью активизации навыков диалогической речи и аудирования, а также расширения словарного запаса.
Применение современных образовательных технологий в преподавании иностранного языка открывает определённые новые горизонты для творческого развития и профессионального совершенствования педагога. Этот момент нельзя недооценивать.
Использование диалогового тренажера, безусловно, благотворно скажется на образовательном процессе, расширит палитру технологических возможностей занятия, а также поспособствует увеличению эффективности при достижении поставленных образовательных целей и усовершенствует саму реализацию программы.
1. Гордеева Н.О. Практика применения виртуальных тренажёров для освоения алгоритмов профессиональной деятельности будущих экономистов. Современные проблемы науки и образования. 2022; Ч. 1, № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32257
2. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. NovaInfo. 2016; № 41: 205-211. Available at: https://novainfo.ru/article/4403
3. Королева Н.В. Электронные тренажеры как инновационная форма обучения английскому языку в вузе. Российская наука: актуальные проблемы лингвистики, пере-водоведения и педагогики: сборник научных статей III Международной научно-практической конференции. Самара, 2021; 29-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?edn=vkecsq
4. Фёдорова Л.А. Разработка симуляторов для формирования компетенций магистрантов при реализации онлайн-курсов. Современные наукоёмкие технологии. 2018; № 5: 230-234. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35050142
5. Махракова А.В. Возможности инструментов E-LEARNING на уроках японского языка в средней школе. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019: 44-50. Available at:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole/viewer
6. Авжанова Б.Е. Использование технологии моделирования коммуникативных ситуаций при изучении профессионально-ориентированного иностранного языка. Студенческий научный форум-2015: материалы VII Международной студенческой научной конференции. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017605
7. Козловцева Н.А., Овсий Е.С. Методика применения диалогового тренажёра по русскому языку для начинающих в дистанционном обучении в период пандемии. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10, № 2: 182-185.
8. Краснова Т.И. Потенциал иммерсивной виртуальной реальности в обучении иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 89-91.
9. Блохин К.А. Применение интерактивных диалоговых тренажёров в обучении иностранному языку. Университетские чтения - 2021: материалы научно-педагогических чтений ПГУ. Пятигорск, 2021; Ч. 2: 67-75. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46258537
References
1. Gordeeva N.O. Praktika primeneniya virtual'nyh trenazherov dlya osvoeniya algoritmov professional'noj deyatel'nosti buduschih 'ekonomistov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022; Ch. 1, № 6. Available at:<https://science-education.ru/ru/article/view?id=32257
2. Veksler V.A., Rejdel' L.B. Interaktivnye trenazhery i ih znachenie v uchebnom processe. NovaInfo. 2016; № 41: 205-211. Available at: https://novainfo.ru/article/4403
3. Koroleva N.V. 'Elektronnye trenazhery kak innovacionnaya forma obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Rossijskaya nauka: aktual'nye problemy lingvistiki, perevodovedeniya ipedagogiki: sbornik nauchnyh statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Samara, 2021; 29-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=vkecsq
4. Fedorova L.A. Razrabotka simulyatorov dlya formirovaniya kompetencij magistrantov pri realizacii onlajn-kursov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2018; № 5: 230-234. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35050142
5. Mahrakova A.V. Vozmozhnosti instrumentov E-LEARNING na urokah yaponskogo yazyka v srednej shkole. Nauka i socium: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 44-50. Available at:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-instrumentov-e-learning-na-urokah-yaponskogo-yazyka-v-sredney-shkole/viewer
6. Avzhanova B.E. Ispol'zovanie tehnologii modelirovaniya kommunikativnyh situacij pri izuchenii professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka. Studencheskij nauchnyj forum-2015: materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015017605
7. Kozlovceva N.A., Ovsij E.S. Metodika primeneniya dialogovogo trenazhera po russkomu yazyku dlya nachinayuschih v distancionnom obuchenii v period pandemii. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021; T. 10, № 2: 182-185.
8. Krasnova T.I. Potencial immersivnoj virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 89-91.
9. Blohin K.A. Primenenie interaktivnyh dialogovyh trenazherov v obuchenii inostrannomu yazyku. Universitetskie chteniya - 2021: materialy nauchno-pedagogicheskih chtenij PGU. Pyatigorsk, 2021; Ch. 2: 67-75. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46258537
Статья поступила в редакцию 29.12.23
УДК 373.3.035.6
Shikanova A.N., senior teacher, Chuvash State University n.a. I. Uiyanov (Cheboksary, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS IN THE PROCESS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN DURING EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. In the modern world, where there are many information influences, it becomes important to provide teachers with the necessary methodological knowledge and tools for effective work in the extracurricular sphere. The article examines methodological support for teachers as an effective tool for the formation of value orientations in the modern education system. The author substantiates the potential of methodological support for teachers in the formation of value orientations among junior schoolchildren in extracurricular activities of a patriotic nature, revealing the essence of methodological support, which consists in providing teachers with tools, knowledge and support for effective work with children, which includes the development of methods and programs aimed at formation in children of love for their country, respect for national traditions and culture, as well as awareness of their civic responsibility. The results of the experiment indicate the effectiveness of methodological support for teachers in the formation of value orientations among junior schoolchildren in extracurricular activities of a patriotic nature, which makes this study relevant and significant for teachers and specialists in the field of education.
Key words: value orientations, club for parents and children, pedagogical support, elementary school, junior schoolchildren
А.Н. Шиканова, ст. преп, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях современного мира, где множество информационных влияний, актуальным становится обеспечение педагогов необходимыми методическими знаниями и инструментами для эффективной работы во внеурочной сфере. В статье рассматривается методическое сопровождение педагогов как эффективный инструмент формирования ценностных ориентаций в системе современного образования. Автор обосновывает потенциал методического сопровождения педагогов в формировании ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности, раскрывая сущность методического сопровождения, заключающуюся в предоставлении педагогам инструментов, знаний и поддержки для эффективной работы с детьми, включает в себя разработку методик, программ, направленных на формирование у детей любви к своей стране, уважения к национальным традициям и культуре, а также осознание своей гражданской ответственности. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о результативности методического сопровождения педагогов в формировании ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности, что делает данное исследование актуальным и значимым для педагогов и специалистов в области образования.
Ключевые слова: ценностные ориентации, методическое сопровождение, внеурочная деятельность, патриотическая направленность, начальная школа, младшие школьники
Перед современной школой стоит непростая задача по воспитанию будущего гражданина, человека, готового принимать важные для себя и своего государства решения, опираясь на общечеловеческие, духовно-нравственные ценности. Закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание воспитанию «не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям». Актуальность темы исследования обусловлена предъявляемыми требованиями к образованию и воспитанию современного подрастающего поколения граждан нашей страны ввиду изменений, происходящих в стране и мире. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] акцентирует внимание на необходимость «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [2; 3]. Методическое сопровождение учителей в процессе формирования ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности является важной составляющей развития системы воспитания младших школьников. Ценностные ориентации определяют мировоззрение и поведенческие модели учащихся, поэтому их формирование необходимо начинать на ранних этапах обучения. Внеурочная деятельность играет значительную роль в формировании личности школьника. Направленная на воспитание патриотизма, любви к Родине и уважения к истории своей страны внеурочная деятельность патриотической направленности способствует воспитанию будущего гражданина своей страны - истинного патриота своего Отечества.
Цель данного исследования представляет собой обоснование потенциала методического сопровождения педагогов в формировании ценностных ориента-ций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. На основе теоретического анализа научной литературы определить сущность методического сопровождения применительно к формированию у младших школьников ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности.
2. Провести экспериментальное исследование необходимости методического сопровождения педагогов в процессе формирования ценностных ориен-таций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности, проанализировать и обобщить полученные в ходе проведенного исследования данные.
3. Выделить основные приемы методического сопровождения как наиболее оптимальные в процессе формирования ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии потенциала методического сопровождения как эффективного метода формирования у младших школьников ценностных ориентаций.
В представленной статье использован комплексный и многоаспектный подходы, объединяющие различные методы исследования: теоретические - анализ (научной литературы, практического опыта), синтез (создание единого проблемного поля исследования); эмпирические: основные (наблюдение, эксперимент), вспомогательные (анкетирование, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта), методы обработки данных для получения более полной картины влияния методического сопровождения на формирование ценностных ориентаций у младших школьников.
Базой исследования была выбрана МБОУ СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова г Чебоксары Чувашской Республики. В экспериментальном исследовании принимали участие 8 педагогов.
Данное исследование имеет практическую значимость, заключающуюся в раскрытии потенциала методического сопровождения, способствующего поиску
новых форм практической работы по формированию ценностных ориентаций у младших школьников, расширению возможности работы педагогов в этом направлении. Результаты исследования могут быть использованы для организации воспитательной работы в начальной школе по формированию данного качества и разработки методических пособий по данной проблеме.
Методическое сопровождение педагогов представляется актуальной проблемой педагогической науки на сегодняшний день. Ввиду новых требований, предъявляемых ФГОС к современной школе, образовательному и воспитательному процессам, перед педагогами стоит непростая задача по совершенствованию методов воспитания и обучения. В соответствии с этим педагогам требуется специально организованная деятельность, отвечающая новому содержанию профессиональной компетенции педагогических кадров. Обратимся к понятию «сопровождать», что обозначает «следовать рядом, вместе с кем-то» [4], «сопровождение» - это «явление или действие вместе с чем-то или кем-то» [4]. Под методическим сопровождением М.М. Поташник рассматривает методическое сопровождение как специальную деятельность, в рамках которой через планирование, организацию, руководство и контроль обеспечивается педагогический процесс с целью достижения воспитательно-образовательных целей [5]. А.М. Моисеев такое сопровождение представляет как целостную и обоснованную систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя [6]. Методическое сопровождение, по мнению Е.А. Царегородцевой, предполагает «создание условий для развития профессиональных компетенций учителей начальных классов через систему методических мероприятий, проводимых с целью оказания профессиональной помощи в оценивании и/или осознании профессиональных действий и затруднений в оценке образовательных результатов обучающихся, проявление стремления педагогов к самосовершенствованию» [7].
На сегодняшний день методическое сопровождение педагогов во внеурочной деятельности патриотической направленности представляется особо актуальным и заключается в необходимости обеспечения системного и целенаправленного развития ценностей патриотизма у учащихся. Такое сопровождение поможет педагогам разработать эффективные методы и программы, направленные на формирование у учащихся таких ценностных ориентаций, как любовь к Родине, уважение истории своей страны, осознание своей гражданской ответственности. В условиях современного мира, где множество информационных влияний, актуальным становится обеспечение педагогов необходимыми методическими знаниями и инструментами для эффективной работы во внеурочной сфере по патриотическому воспитанию. Формирование ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности - это процесс, направленный на воспитание у младших школьников чувства любви и привязанности к своей стране, уважения к истории, культуре и традициям своего народа. В рамках такой деятельности происходит передача основных ценностей, на которых строится общество. Целью формирования ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности является не только передача знаний о родной стране, но и формирование личности, готовой к активной гражданской позиции, уважающей и ценящей свою Родину и способствующей ее развитию.
Таким образом, сущность методического сопровождения применительно к формированию у младших школьников ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности заключается в предоставлении педагогам инструментов, знаний и поддержки для эффективной работы с детьми, включает в себя разработку методик, программ, направленных на формирование у детей любви к своей стране, уважения к национальным традициям и культуре, а также осознания своей гражданской ответственности. В своем исследовании мы применяем разработанную и сложившуюся систему мер, направленную на методическую поддержку педагогов, основой которой является взаимодействие в решении педагогических задач, применимых, в частности, для формирования
ценностных ориентации у младших школьников во внеурочной деятельности патриотическойнаправленности. К ним относятсялекции, научно-методические семинары, курсы повышения квалификации, научная литература и разработки по уонноПнеме по.н., способствяющнспевышннию срввн, тпсиетинескогоппрап-тического овладения материалом.
В ромвчч сислндсинкяУв^р^и мыдвео$1Н1^1 основныр нт^Р^г^1^1мотойвиасчп^(т сопровождения, а именно:
у воетмз пнеянбиостей учителей;
- разработка и апробация методических материалов;
- прттедение тренвеию и семйввров;
- оценка эффективности методического сопровождения.
Пяoнседнпоleннойe опытпр-нкачepимектальной роРото1 анкетицоианиеи
интервьюирование педагогического коллектива показали, что большинство опро-шеннып уннлетей (91%) нанпстюнбекнPЛРчянюнeoбxoдимсстн фсопроспнявче ценностных ориентации у младших школьников, 82% учителей выделили без-вснаячпн иеобх(^рвм(^атп тетотечевкого топнoвoждотит:тeРяетлтecкoйнияеп-тической подготовки, профессиональной поддержки педагогов в формировании рeннпятлыxвтпв!нтаячй у млатш няшколиников.
Педагоги выделили следующие целесообразные, по их мнению, формы oбpaуoвaтсльнo-рс,ялименeлчнсП дппмтнтвoдти по жрантиpoчaчнм ценносгиып ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической рaпpaнleннocул:нчeбкысзaнняня в школе - 25%; школьная внеурочная деятельность - 61%; кружковая деятельность - 7%; воспитание в семье - 7% (см. рис. 1). CлаатвтвeятврааогoгоавcтмРчтлинт крвgсpлктиатыапроелoжения, что свидетельствует о заинтересованности данной проблемой.
Данные проведенного анкетирования представлены на рис. 1.
О
Ъ
I Школьная внеурочная деятельность I Учебные занятия в школе
Кружковая деятельность
I Работа родителей
Рис. 1. Целесообразные формы образовательно-воспитательной деятельности по формированию ценностных ориентаций
Проведенный анализ показал, что большинство учителей выразили заинтересованность проблемой и испытывают затруднения при формировании ценностных ориентаций учащихся из-за отсутствия методической поддержки. Этосвяеьзос тем, лто мнозиеучителязе обольаюздозтаточиыел йнаниямви навыками в области формирования ценностных ориентаций, а также не имеют методзческиь матзблеров пю данномуивпросу, гли^1 помриьзмз
этом процессе.
Дз^яр^ы^еийя оявИириблимылот утит-ией ^ь^юя разработаоя емтодиче-ское пособие Формирование ценностно-смысловой компетенции у младших шиолрничоо рзооцесся оеляиьнизблкягпоoязитаозя».Ргo ыьвьктyрю ^кьв^иоев:
- теоретический материал;
- мзогзocтиееььийозярpузeиеьтие;
- методические разработки.
Тзяветичеокий мсоеезтз педрзраи я изрзю оРеспезенит енСэе.маци-онно-методической поддержки педагогов, включает теоретический материал, раскрывающий понятия ценностно-смысловой компетенции, патриотического воспитания, личности учителя в формировании компетенции. Практический материал включает рекомендованные формы и планы работы, диагностический инструментарий, психолого-педагогические методики, позволяющие определить тот или иной уровень сформированности критериев компетенции. Материалы были апробированы на педагогических тренингах и семинарах, где учителям была предоставлена возможность практически применить полученные знания и навыки.
В ходе организации методического сопровождения учителей был проведен круглый стол с педагогами начальных классов с целью обсуждения стратегии формирования ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности в ЭГ на основе разработанного пособия и опредепентя современных форм деятельности для успешного их формирования. Были также проведены педагогические чтения на тему «Стратегии формирования ценностей в образовании», где рассматривались теоретические вопросы формирования, анализировались формы и методы, описанные в теоретической части пособ ии. Учителя приняли активное участие в обсуждении и обмене опытом для решения представленной педагогической задачи. Консультации, семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностных ори-
ентаций у младших школьников» носили разъяснительныи характер, раскрывали основные моменты практической части пособия по формированию ориентации.
В решении задачи формирования ценностных ориентации младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности педагогу необходимо уметь прогнозировать результаты работы посредством применения различных образовательных технологий, для этого в методическом пособии приводится практический опыт учителя начальных классов. Индивидуальная консультативная работа по темам пособия, касающимся возможностей патриотического воспитания по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в современной школе, была организована посредством онлайн-ча-тов и дистанционных консультаций. На семинаре-практикуме были обсуждены различные формы совместной работы с младшими школьниками и их родителями, приемлемые для каждого класса, представленные в пособии в разделе «Система работы по формированию ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности младших школьников» как наиболее актуальные. Сценарий одного из мероприятий также продемонстрирован в методическом пособии.
В процессе осуществления методического сопровождения педагогов по формированию ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности патриотической направленности нами был предложен алгоритм действий для педагогов в решении педагогических проблем:
I. Постановка педагогической проблемы.
II. Обеспечение информационными источниками, восполняющими теоретические и методические ресурсы, необходимые для решения педагогической задачи.
III. Совместный поиск решения педагогической проблемы.
IV. Анализ перспективы развития и осуществления педагогической деятельности по организации и решению педагогической проблемы.
V. Прогнозирование способов преодоления трудностей при осуществлении данного вида деятельности.
Методическое сопровождение педагогов - сложный процесс, направленный на повышение педагогической образованности, компетентности и профессионального мастерства учителя и всего педагогического коллектива в целом, который ведет к повышению уровня образованности, воспитанности каждого учащегося и всего общества в целом.
Так, оценка эффективности методического сопровождения показала, что учителя, принявшие участие в тренингах и семинарах, стали более уверенно работать над формированием ценностных ориентаций учащихся, о чем свидетельствуют данные сформированности ценностных ориентаций младших школьников в экспериментальной группе (см. рис. 2), где увеличение уровня сформированности в экспериментальной группе составило 68%, в контрольной группе уровень сформированности увеличился на 19%. Учителя в экспериментальной группе начали использовать новые методики и технологии в своей педагогической практике и отметили положительныеизменения вповедении имировоззрениисвоих учеников.
Рис. 2. Общий уровень сформированности ценностных ориентаций в контрольяой и экспериментальн ой группа<порезульиагам вход ной и итоговой диагностики, в %
Таким образом, проведенное исследование показало, что методическое сопровождение педагогов в процессе формирования ценностных ориентаций яаляетсяэффиотивтыл тппирумеяиомталаияпя тбиазэкательиой системы. Раз-работанныеметодилетьие митеаиеоыи апхнологиипозвьляюпупитемямуспиш-иoтaпoтaтьрaдфoлмииoиaииeMьеньолэныx епииимпп|вь уьащихсе,мто, шсвою очереоь, яиособотипет paзвияиlегрaжурнcтвeкспути, мoиeтевтнocэир ипажевпя к другим людям.
Методическое сопровождение включало в себя различные аспекты:
1. Разработка программы внеурочной деятельности. Педагогам необходимо было определить цели и задачи, которые они хотят достичь через проведение патриотических мероприятий. Также важно было выбрать темы и формы работы, которые будут наиболее интересны и доступны для детей.
2. Обучение педагогов методикам работы с детьми по формированию ценностных ориентаций. Они включали в себя интерактивные занятия, игры и творческие задания, чтобы дети могли участвовать активно и с удовольствием.
Также было важно обучить педагогов работе с различными материалами: презентациями, видеоматериалами, организовать походы и экскурсии, которые помогут детям лучше понять историю своей страны.
3. Оценка результатов проведенной работы. Педагоги должны были анализировать эффективность тех или иных мероприятий и корректировать программу внеурочной деятельности в соответствии с потребностями детей своего класса.
В целом методическое сопровождение педагогов во внеурочной деятельности патриотической направленности играет ключевую роль в формировании ценностных ориентаций у детей. Педагоги, получившие необходимые знания и навыки, смогли организовать интересные и полезные мероприятия, которые помогут детям стать настоящими патриотами.
Для осуществления формирования ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности педагогам было предложено:
- отбирать целесообразные методы, способы и приемы педагогического взаимодействия с учетом возрастных, личностных и социальных особенностей младших школьников своего класса для осуществления воспитательного процесса, отслеживая результаты своей деятельности в дневнике педагогических наблюдений;
Библиографический список
- выстраивать педагогическую и воспитательную деятельность, опираясь на реальные цели и задачи, используя диагностический инструментарий, позволяющий определить реальный уровень сформированности ценностных ориентаций у младших школьников для своевременного реагирования и необходимой коррекции;
- иметь информационно-методический ресурс для реализации навыков, разработки вариативных образовательных и воспитательных программ, технологий и методические рекомендации, авторскую программу и т. д.;
- уметь организовать информационно-практический, методический взаимообмен педагогическим опытом формирования ценностных ориентаций во внеурочной деятельности патриотической направленности у младших школьников, направленным на всестороннее повышение компетентности и потенциала педагогического коллектива в целом.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Комплекс мер по непрерывной профессиональной поддержке и подготовке педагогов направлен на повышение педагогической образованности, компетентности и профессионального мастерства учителя и всего педагогического коллектива. Он требует личной включенности и заинтересованности учителя и всего педагогического коллектива. Реализация данного комплекса обеспечила качественно новое понимание передачи знаний и воспитания личности младшего школьника в условиях исполнения требований ФГОС, что привело к повышению уровня образованности, воспитанности каждого учащегося, накоплению достаточного объема знаний о гражданских, социальных, нравственных ценностях и ориентации на них в ходе реальной жизни, развитию способности самостоятельно принимать решение.
Перспективы дальнейшего исследования могут идти по пути разработки проблемы методического сопровождения педагогов в формировании ценностных ориентаций с включением цифрового оборудования в различных возрастных группах.
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/63728
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, редакция от 02.07.2021 (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. ФГОС начального общего образования. Available at: https://fgos.ru/
4. Толковый словарь Ушакова Д.Н. Available at: http://ushakova-slovar.ru/
5. Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Москва: Педагогическое общество России, 2014.
6. Моисеев А.М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке. Вестник МГПУ. 2019; № 4 (50): 8-24.
7. Царегородцева Е.А. Методическое сопровождение оценочной деятельности учителей начальных классов. Иркутск: Иркут, 2018.
References
1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, redakciya ot 02.07.2021 (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. FGOS nachai'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/
4. Toikovyj siovar' Ushakova D.N. Available at: http://ushakova-slovar.ru/
5. Potashnik M.M. Kak pomoch' uchiteiyu v osvoenii FGOS. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2014.
6. Moiseev A.M. Potrebnosti molodyh pedagogov v nastavnichestve i metodicheskoj podderzhke. VestnikMGPU. 2019; № 4 (50): 8-24.
7. Caregorodceva E.A. Metodicheskoe soprovozhdenie ocenochnoj deyatei'nosti uchiteiejnachai'nyh kiassov. Irkutsk: Irkut, 2018.
Статья поступила в редакцию 12.12.23
УДК 511.33
Shikhshinatova M.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior teacher, Department of Higher Education, Moscow State University of Civii Engineering
(Moscow, Russia), E-maii: [email protected]
ON THE CHOICE OF SIGNS OF CONVERGENCE OF POSITIVE NUMERICAL SERIES WHEN SOLVING PROBLEMS. The objective of the article is to develop recommendations that would allow students to choose the appropriate sign of convergence of positive series depending on the task at hand. The main task is to review the key theoretical aspects that are related to the study of positive series on convergence, as well as to study the criteria that can be used to make a choice between the signs of convergence of series. The article demonstrates the methods of investigating the convergence of positive numerical series and gives a visual scheme of their investigation. On practical examples the importance of choosing the appropriate sign is shown. The recommendations given in the work are of great value for students when studying the topic "Positive Numerical Series". In order to be able to investigate a series for convergence, it is necessary to correctly determine the type of series, to be well oriented in the basic properties of series and correctly select the appropriate sign of convergence. Scientific novelty is the development of recommendations for students to better study and master the topic "Positive number series".
Key words: alternating numerical series, convergence, conditional and absolute convergence, Cauchy, Dalembert, Leibniz signs
ММ Шихшинатоеа, канд. физ.-мат. наук, ст. преп., Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва,
E-maii: [email protected]
О ВЫБОРЕ ПРИЗНАКОВ СХОДИМОСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧИСЛОВЫХ РЯДОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
Целью статьи является разработка рекомендаций, дающих возможность студенту правильно выбрать соответствующий признак сходимости положительного ряда в зависимости от поставленной задачи. Основная задача заключается в рассмотрении ключевых теоретических аспектов, которые связаны с исследованием положительных рядов на сходимость. В статье демонстрируется методы исследования на сходимость положительных числовых рядов, дана наглядная схема их исследования. На практических примерах показана важность выбора соответствующего признака. Рекомендации, изложенные в