Научная статья на тему 'РАБОТА КЛУБА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ'

РАБОТА КЛУБА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / клуб для родителей и детей / педагогическое сопровождение / начальная школа / младшие школьники / value orientations / club for parents and children / pedagogical support / elementary school / junior schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Шиканова

В статье рассматривается педагогическое сопровождение как эффективный метод формирования ценностных ориентаций в современной педагогической науке. В статье раскрыта сущностная характеристика воспитательного феномена «клуб для детей и родителей» как формы педагогического сопровождения формирования у младших школьников ценностных ориентаций, подтвердившего эффективность данного процесса; в обосновании межпоколенной связи детей и родителей в семье и школе, в результате чего происходит передача главных ценностей патриотизма на живых примерах. Результаты проведенного эксперимента по педагогическому сопровождению младших школьников и их родителей свидетельствуют об эффективности педагогического сопровождения в работе клуба для младших школьников и их родителей, что подтверждено повышением уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Шиканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE CLUB FOR YOUNGER STUDENTS AND PARENTS AS A FORM OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF FORMING THE VALUE ORIENTATIONS OF CHILDREN

The article considers pedagogical support as an effective method to form value orientations in modern pedagogical science. The article reveals essential characteristics of the educational phenomenon “a club for children and parents” as a form of pedagogical support for the formation of value orientations in younger students, which confirmed the effectiveness of this process; in substantiating the intergenerational connection between children and parents in the family and school, as a result of which the main values of patriotism are transmitted through living examples. The results of the experiment on pedagogical support for younger students and their parents testify to the effectiveness of pedagogical support in the work of the club for younger students and their parents, which is confirmed by an increase in the level of formation of value orientations among younger students in the experimental group.

Текст научной работы на тему «РАБОТА КЛУБА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ»

владения иностранным языком повысить мотивацию к освоению материала посредством применения прогрессивных методов преподавания.

Подводя итог, отметим, что использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса в неязыковых вузах и предоставляет возможность реализовать различные направления творческой деятельности.

Цель и задачи настоящей статьи были достигнуты: организация занятий по иностранному языку с использованием аудиовизуальных материалов оказывает положительное влияние на общий уровень мотивации и успеваемости студентов-нелингвистов и способствует эффективному развитию коммуникативной

Библиографический список

компетенции. В ходе работы были выделены значимые преимущества данного вида деятельности в образовательной программе вузов. Перспективными направлениями в использовании видеоматериалов при обучении иностранному языку являются обновление программы подготовки преподавателей для развития соответствующих компетенций, а также пересмотр традиционных учебных программ для вузов неязыкового профиля. Выводы, описанные в работе, могут быть использованы профильными специалистами - преподавателями иностранных языков, а также методистами учебных программ как в вузах, так и в других учебных заведениях.

1. Абрамова И., Ананьина А., Шишмолина Е. Challenges in Teaching Russian Students to Speak English. American Journal of Educational Research. 2013; № 1 (3), 99-103.

2. Петренко Л.А., Филиппов М.Н. Использование видеоматериалов в преподавании иностранного языка. Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2017; № 3 (3): 108-115.

3. Капсаргина С.А. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе. Эпоха науки. 2020; № 21: 197-199.

4. Чеснокова Н.Е. Обучение профессиональному иностранному языку студентов нелингвистических специальностей на основе видеоматериалов TED. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019; № 3 (25): 123-128.

5. Sari K.K. The advantages of using youtube in English teaching and learning Introduction. KeyKannet. Available at: https://keykannet.wordpress.com/2018/07/05/the-advantages-of-using-youtube-in-english-teaching-and-learning-introduction/

References

1. Abramova I., Anan'ina A., Shishmolina E. Challenges in Teaching Russian Students to Speak English. American Journal of Educational Research. 2013; № 1 (3), 99-103.

2. Petrenko L.A., Filippov M.N. Ispol'zovanie videomaterialov v prepodavanii inostrannogo yazyka. Vestnik naukii obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2017; № 3 (3): 108-115.

3. Kapsargina S.A. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. 'Epoha nauki. 2020; № 21: 197-199.

4. Chesnokova N.E. Obuchenie professional'nomu inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej na osnove videomaterialov TED. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2019; № 3 (25): 123-128.

5. Sari K.K. The advantages of using youtube in English teaching and learning Introduction. KeyKannet. Available at: https://keykannet.wordpress.com/2018/07/05/the-advantages-of-using-youtube-in-english-teaching-and-learning-introduction/

Статья поступила в редакцию 29.03.23

УДК 373.3.035.6

Shikanova A.N., senior teacher, Chuvash State University n.a. I. Ulyanov (Cheboksary, Russia) E-mail: anshik@list.ru

THE WORK OF THE CLUB FOR YOUNGER STUDENTS AND PARENTS AS A FORM OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF FORMING THE VALUE ORIENTATIONS OF CHILDREN. The article considers pedagogical support as an effective method to form value orientations in modern pedagogical science. The article reveals essential characteristics of the educational phenomenon "a club for children and parents" as a form of pedagogical support for the formation of value orientations in younger students, which confirmed the effectiveness of this process; in substantiating the intergenerational connection between children and parents in the family and school, as a result of which the main values of patriotism are transmitted through living examples. The results of the experiment on pedagogical support for younger students and their parents testify to the effectiveness of pedagogical support in the work of the club for younger students and their parents, which is confirmed by an increase in the level of formation of value orientations among younger students in the experimental group.

Key words: value orientations, club for parents and children, pedagogical support, elementary school, junior schoolchildren

А.Н. Шиканова, ст. преп., Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, E-mail: anshik@list.ru

РАБОТА КЛУБА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается педагогическое сопровождение как эффективный метод формирования ценностных ориентаций в современной педагогической науке. В статье раскрыта сущностная характеристика воспитательного феномена «клуб для детей и родителей» как формы педагогического сопровождения формирования у младших школьников ценностных ориентаций, подтвердившего эффективность данного процесса; в обосновании межпоколенной связи детей и родителей в семье и школе, в результате чего происходит передача главных ценностей патриотизма на живых примерах. Результаты проведенного эксперимента по педагогическому сопровождению младших школьников и их родителей свидетельствуют об эффективности педагогического сопровождения в работе клуба для младших школьников и их родителей, что подтверждено повышением уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников в экспериментальной группе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, клуб для родителей и детей, педагогическое сопровождение, начальная школа, младшие школьники

Перед школой и обществом в целом стоит важная задача по воспитанию будущего гражданина, способного жить и строить свое будущее и будущее своей страны на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими в обществе и предъявляемыми требованиями к образованию и воспитанию современного подрастающего поколения граждан нашей страны. Так, в указе Президента Российской Федерации Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] рассматривается необходимость обращения к ценностям - одному из главных принципов государственной политики в области образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность воспитания «не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [2; 3].

Цель исследования заключается в разработке и реализации педагогической системы сопровождения работы клуба для младших школьников и их родителей в процессе формирования у детей ценностных ориентаций.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

1. На основе теоретического анализа научной литературы определить сущность метода педагогического сопровождения применительно к формированию у младших школьников ценностных ориентаций.

2. Обосновать воспитательный потенциал клуба для младших школьников и родителей, способствующий формированию у детей ценностных ориентаций на живых примерах патриотизма родителей и старших.

3. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников, проанализировать и обобщить полученные в ходе указанной работы данные.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущностной характеристики воспитательного феномена «клуб для детей и родителей» как формы педагогического сопровождения формирования у младших школьников ценностных ориентаций, подтвердившего эффективность данного процесса; в обосновании межпоколенной связи детей и родителей в семье и школе, в результате чего происходит передача главных ценностей патриотизма на живых примерах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведённое экспериментальное исследование вносит определенный вклад в формирование ценностных ориентаций младших школьников, расширяя формы работы по формированию данного качества путем организации педагогического сопровождения данного процесса. Материалы исследования могут быть использованы педагогами для организации процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников в воспитательной работе начальной школы, а также для разработки методических пособий и рекомендаций по данной проблеме.

В данной статье использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ (научной литературы, практического опыта), синтез (создание единого проблемного поля исследования); эмпирические: основные (наблюдение, эксперимент), вспомогательные (анкетирование, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта), методы обработки данных.

Базой исследования выбрана МБОУ СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаври-лова г Чебоксары Чувашской Республики. В экспериментальном исследовании принимали участие 108 учащихся (по 54 ученика в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах) и их родители.

Сущность понятий «ценности» и «ценностные ориентации» находит отражение в трудах философов (Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, М. Бахтин и др.), социологов (М. Вебер, Р.Б. Парсонс и др.), педагогов (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, И.Н. Емельянова, В.И. Загвязинский, А.В. Кирьяко-ва, В.А. Сластенин и др.) и психологов (Г Мюнстенберг, А. Мейнонг Дж. Дьюи, А. Маслоу, М. Рокич и др.).

В трудах ученых-педагогов «ценности» и «ценностные ориентации» определяются с позиции формирования личности. Так, Н.А. Кириллова рассматривает ценностные ориентации как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» [4].

С точки зрения В.А. Сластенина, ценностные ориентации представляют собой «систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [5].

Исходя из представленных определений, можно утверждать, что ценностные ориентации являются фундаментом, характеризующим личность и задающим стратегию ее дальнейшего развития, где сформированность ценностных ориентаций является показателем развития личности.

Важно отметить, что развитие личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте зависит от сформированности ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, поэтому особое значение в данном процессе имеет младший школьный возраст [6]. Младший школьный возраст является сензитивным периодом, ребенок открыт ко всему новому, эмоционален, впечатлителен, что обусловлено его возрастными особенностями. Семья играет для него важную роль в формировании системы ценностей, его ценностных ориентаций. Родители, братья, сестры, педагоги являются примером, имеют авторитетное мнение в вопросах понимания действительности, влияют на систему ценностей, закладывая понятия, которые будут основой жизни во взрослом возрасте.

Воспитанию личности будущего гражданина, формированию у него ценностных ориентаций как важной задачи современного общества способствует педагогическое сопровождение данного процесса.

По мнению исследователя Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение «подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении» [7].

Под педагогическим сопровождением И.И. Калина, П.Г. Положевец, Е.И. Казакова понимают «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [8].

Таким образом, педагогическое сопровождение как целевой ориентир деятельности педагога в ходе формирования личности ученика представляет собой процесс консультирования, наблюдения, личностного участия, взаимодействия в различных жизненных ситуациях.

В качестве основных подходов к решению проблемы работы клуба для младших школьников и родителей как формы педагогического сопровождения в процессе формировании ценностных ориентаций рассматриваются следующие:

- аксиологический подход (раскрывает сущность понятия «ценностные ориентации» с точки зрения ее ценностной составляющей) [9];

- системный подход (позволяет разработать систему воспитательных мер, являющихся методологической основой воспитательного процесса по формированию ценностных ориентаций у младших школьников) [10];

- средовый подход (предполагает учебно-предметный комплекс внеурочной, информационно-цифровой среды);

- деятельностный подход включает культурно-досуговые мероприятия, экскурсии, создание детьми наглядных материалов, проведение мероприятий патриотической направленности);

- региональный подход (направлен на рассмотрение ценностных ориентаций сквозь призму проверенных временем этнокультурных духовных традиций педагогического образования, заложенных в заповедях народного воспитания, и востребованных в российском поликультурном образовательном пространстве) [11].

Для достижения цели исследования - реализации педагогического системы сопровождения работы клуба для младших школьников и их родителей в процессе формирования у детей ценностных ориентаций - организована работа клуба для детей и родителей «Мы - вместе».

Задачами клуба были:

1) формирование у младших школьников ценностных ориентаций в процессе взаимодействия родителей и детей;

2) повышение компетентности родителей в вопросах формирования ценностных ориентаций у младших школьников;

3) создание положительной среды общения во взаимодействии детей, родителей и педагога.

В рамках работы клуба разработан комплекс мероприятий, который состоял из двух модулей: «Я и моя семья» и «Я и моя Отчизна». Каждый модуль включал мероприятия различной направленности: культурно-оздоровительные, творческие, образовательные, познавательные (табл. 1).

Таблица 1

Перспективный план работы клуба для детей и родителей «Мы - вместе» на 2021/22 учебный год в экспериментальной группе

Месяц Мероприятие

Модуль «Я и моя семья»

Сентябрь Заседание родительского клуба «Ценности семьи» Мастер-класс «Осенний букет» Родительская гостиная «Осенняя палитра» Совместный выезд на природу

Октябрь Виртуальное посещение музея «Мамаев курган» Семейный конкурс - викторина «Моя семья - мое богатство» «Ценностные ориентации младших школьников»

Ноябрь КВН «Моя мама» Семейный конкурс рисунков «Нарисую свою семью» Мастер-класс «Украшения из трубочек»

Декабрь Интеллектуальная игра «Снежный ком» Мастер-класс «Игрушки на ёлочку» Новогодний квест Семинар для родителей и детей

Модуль «Я и моя Отчизна»

Январь Встреча с Героем РФ Н.Ф. Гавриловым Посещение музея боевой славы «Мы вместе, мы едины»

Февраль Мастер-класс «Военный транспорт» «Папа может»: конкурс семейных команд «Чувашия - край ста тысяч песен» Игра «Разведчики»

Март «Люблю тебя, моя Отчизна»: конкурс чтецов «Мы с бабушкой моей» Заседание «Что ценно для меня в этом мире?

Апрель Мастер-класс «Сказочные животные» «Отчизна, ты любовь моя» «Моя малая Родина - Чувашия»

Май «Герои моей семьи» Викторина «Вспомним о героях» Совместное возложение цветов к Вечному огню

Педагогическое сопровождение в рамках работы клуба заключалось в непосредственной работе с родителями и детьми, в установлении этапов в формировании ценностных ориентаций у младших школьников.

I. Подготовительно-диагностический. Выделение проблемы; определение целевых ориентиров деятельности по формированию ценностных ориентаций; работа с методической литературой; разработка материалов по исходной проблеме, составление сценариев мероприятий.

II. Практико-развивающий. Разъяснение проблемы формирования ценностных ориентаций в работе клуба родителям; ее информационная поддержка в непосредственном контакте через мессенджеры; обсуждение стратегии формирования ценностных ориентаций у младших школьников; привлечение родителей к участию в мероприятии; активизация деятельности детей; проведение совместных мероприятий.

Таблица 2

Результаты сформированности ценностных ориентаций в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, в %

Критерии сфомированности ценностных Уровни сформированности ценностных ориентаций

ориентаций Экспериментальная группа Контрольная группа

Входная диагностика Итоговая диагностика Входная диагностика Итоговая диагностика

Мотивационный

Низкий 57 22 56 53

Средний 34 29 33 35

Высокий 9 49 11 12

Когнитивный

Низкий 67 27 64 58

Средний 27 33 31 33

Высокий 6 40 5 9

Деятельностно-практический

Низкий 73 56 67 62

Средний 11 21 16 20

Высокий 16 23 17 18

III. Аналитический. Подведение итогов; обсуждение результатов с детьми и родителями; анализ эффективности действий по формированию ценностных ориентаций у младших школьников; мониторинг достижений; разработка путей коррекции при необходимости.

До и после проведения эксперимента была произведена входная и итоговая диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников (использовались «Анкета исследования ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Как я оцениваю себя сам» (ТВ. Дембо и С.Я. Рубинштейн), «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (методика ТА. Фалькович)) в контрольной и экспериментальной группах, итоговая диагностика показала повышение уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников экспериментальной группы по всем критериям, особенно по мотивационному и когнитивному. В то время в контрольной группе, как показала итоговая диагностика, повышение уровня сформированности ценностных ориентаций было незначительным (см. табл. 2 и рис. 1).

Из приведенной табл. 2 и рис. 1 видно, что уровень сформированности ценностных ориентаций в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что свидетельствует о результативности педагогического сопровождения работы клуба для детей и родителей в процессе формирования у младших школьников ценностных ориентаций.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Формирование ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания опирается на ре ше-ние проблем, стоящих перед современной школой, и удовлетворение требоше-ний современного российского общества и государства, в котором будут жить и работать сегодняшние дети на благо своего Отечества.

Результаты проведенного эксперимента по педагогическому сопровождению младших школьников и их родителей в экспериментальном классе свидетельствуют об эффективности данной формы организации, подтвердившей повышение уровня сформированности ценностных ориентаций у младшие школьников в экспериментальной группе. Данный процесс представляет едше-ство, преемственность и устойчивое развитие в ценностного самоопределения

Библиографический список

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации Владимира Пугина. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/63728

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, редакция от 02.07.2021 (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. ФГОС начального общего образования. Available at: https://fgos.ru/

4. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. Вопросы психологии. 2000; № 4. 29-37.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Москва. ВЛАД0С,2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Якунчев М.А., Карпушина Л.П., Карабанова О.Н. Формирование ценностей здоровья будущих педагогов средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Теория и практика физической культуры. 2021; № 2: 108-110.

7. Александрова Е.А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 2: 30-43.

8. Калина И.И., Положевец П.Г., Казакова Е.И. Вызовы и перспективы личностно-развивающегообразования. Образовательнаяполитика.2022;№2(90):12-27.

9. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Креативность сквозь призму аксиологии. ПедагогическийжурналБашкортостана.2021;№2(92): 10-20.

10. Шукшина Т.И., Кадакин В.В., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе. Гуманитарные науки и образование. 2017; № 3 (31): 56-64.

11. Кузнецова Л.В. Этнокультура в образовательном процессе современной школы. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021.

References

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, redakciyaot 02.07.2021 (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.09.2021). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. FGOS nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru/

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис.1.Общийуровеньсформированности ценностныхориентаций вконтрольнойиэкспериментальнойгруппахпо результатам входной и итоговой диагностики,в%

«Я»обучающегося при передаче ценностей одного поколения другому. Воспитательный феномен «клуб для детей и родителей» как форма педагогического сопровождения подтверждает эффективность формирования ценностных ориентаций у младших школь ни кии« обосуивывает межиоволенсую свииь дете« и родивелоЫ д семве ишооис, ырезулвтатечцпо проиоходис перелаие геевныт ценностей патриотизма на живых примерах.

Поисвективы далуые«шегоисслйдо«авгь могеь вдтв ыйпиди иРзршЖодкв йреблеаыформировауия цувностиыуыриежтасшд имдадшихеыколвуикоты «ие-йктн0йаушутлун0cев.

4. Kirillova N.A. Cennostnye orientacii v strukture integral'noj individual'nosti starshih Shkolnikov. Voprosypsihologii>. 2000; № 4. 29-37.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Obschaya pedagogika: Moskva. VLADOS, 2003.

6. Yakunchev M.A., Karpushina L.P., Karabanova O.N. Formirovanie cennostej zdorov'ya buduschih pedagogov sredstvami fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2021; № 2: 108-110.

7. Aleksandrova E.A. Formaty pedagogicheskogo soprovozhdeniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 2: 30-43.

8. Kalina I.I., Polozhevec P.G., Kazakova E.I. Vyzovy i perspektivy lichnostno-razvivayuschego obrazovaniya. Obrazovatel'naya politika. 2022; № 2 (90): 12-27.

9. Kir'yakova A.V., Moroz V.V. Kreativnost' skvoz' prizmu aksiologii. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2021; № 2 (92): 10-20.

10. Shukshina T.I., Kadakin V.V., Zamkin P.V. Rol' pedagogicheskogo vuza v razvitii sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v regione. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2017; № 3 (31): 56-64.

1. Kuznecova L.V. 'Etnokul'tura v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2021.

Статья поступила в редакцию 26.03.23

УДК 372.881.1

Shuiskaya Yu.V, Professor, Doctor of Sciences (Philology), Dean of Faculty of Journalism, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia),

E-mail: shujskaya@yandex.ru

Drozdova E.A., senior teacher, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia),

E-mail: drozdova_ea@pfur.ru

Myltseva M.V., senior teacher, Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia

(Moscow, Russia), E-mail: myltseva-mv@rudn.ru

INVOLVING NEURAL NETWORKS TO CONDUCT DEBATES IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE ADVANCED STAGE OF LANGUAGE LEARNING. The

article discusses prospects for using the ChatGPT neural network in teaching a foreign language, with a focus on conducting debates as one of the activities that develops speaking skills in a foreign language. Methodological recommendations are considered for using the potential of artificial intelligence to model a personality of an opponent - generating answers according to specified parameters. The capabilities of the neural network make it possible to fully use the real apperception base of native English speakers, as would happen in a real dialogue with real native speakers. The relevance of the use of neural networks in the practice of teaching a foreign language is due to the explosive growth of their popularity in the modern media space, as well as the lack of scientific research into this aspect of the use of artificial intelligence. It is predicted that the scope of application of neural networks will expand, including some spheres in the methodological aspect.

Key words: foreign language teaching, debates, general apperception base, speaking practice, artificial intelligence, teaching methods

Ю.В. Шуйская, д-р филол. наук, проф., декан факультета журналистики Московского университета имени А.С. Грибоедова, г. Москва,

E-mail: shujskaya@yandex.ru

Е.А. Дроздова, ст. преп., Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: drozdova_ea@pfur.ru

М.В. Мыльцееа, ст. преп., Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: myltseva-mv@rudn.ru

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

В настоящей статье рассматриваются перспективы использования нейронной сети ChatGPT в преподавании иностранного языка, в частности при проведении дебатов как одного из видов деятельности, развивающего навыки говорения на иностранном языке. Рассматриваются методические рекомендации по использованию возможностей искусственного интеллекта для моделирования личности оппонента - генерации ответов по заданным параметрам. Возможности нейронной сети позволяют задействовать в полной мере реальную апперцепционную базу носителей английского языка, как это происходило бы в реальном диалоге с настоящими носителями языка. Актуальность применения нейросетей в практике преподавания иностранного языка обусловлена взрывным ростом их популярности в современном медиапространстве, а также отсутствием научного исследования данного аспекта применения искусственного интеллекта. Прогнозируется расширение сферы применения нейронных сетей, в том числе в методическом аспекте.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка, дебаты, общая апперцепционная база, практика разговорной речи, искусственный интеллект, методика преподавания

Проведение дебатов на иностранном языке традиционно считается одним из наиболее продуктивных инструментов развития практики разговорной речи. В то же время общение обучающихся из одной и той же группы представляется малопродуктивным в связи с тем, что они много коммуницируют на родном языке, имеют обширную общую апперцепционную базу и в целом мало способны к моделированию реальной коммуникативной ситуации дебатирования.

Для решения данной проблемы предлагается привлечь инструментарий нейронных сетей, который широко обсуждается в современном информационном пространстве. Нейросеть ChatGPT обладает способностью смоделировать собеседника с заданными биографическими данными и дискутировать с ним на определенную тематику. Важнейшим элементом дебатов является непредсказуемость аргументации противной стороны, которую призван обеспечить искусственный интеллект.

Цель нашего исследования - рассмотреть перспективы и возможности использования нейросетей (на примере нейросети, генерирующей тексты) в преподавании иностранного языка.

Задачи исследования:

- рассмотреть возможность использования нейросетей во время дебатирования на занятиях по иностранному языку;

- обобщить преимущества и недостатки использования генерирующей текст нейросети в ходе дебатирования;

- проанализировать потенциал нейронных сетей и дальнейшие перспективы их использования в отношении преподавания иностранного языка.

Новизна исследования определяется обращением к нейронным сетям в целях преподавания иностранного языка и развития речи обучающихся. Несмотря на бурно развивающиеся исследования нейронных сетей в отечественной

и зарубежной науке, обобщение практики использования их в этом качестве пока отсутствует, и настоящее исследование призвано ликвидировать данную лакуну.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в анализе инструментария искусственного интеллекта в отношении преподавания иностранного языка. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных рекомендаций в преподавании в вузах.

Ключевыми источниками настоящей статьи стали современные исследования нейронных сетей и рекомендации методистов в отношении организации дебатов на занятиях иностранными языками.

Дебаты на иностранном языке являются широко используемым методическим инструментом, с помощью которого могут быть сформированы навыки говорения и порождения речи. Так, на их важность и особенности практического применения в ходе занятий указывают М.С. Аникина и Н.В. Ялаева [1], Э.Э. Бар-мина и Ю.П Степанян [2], А.И. Дунаенко [3], Н.В. Кузнецова [4], Ю.И. Литвинова и М.А. Кропочева [5], И.Н. Пуня [6] и др. При этом в большинстве ситуаций студенты или школьники выступают, исходя из текущих параметров дискурсивной ситуации, - не примеряя на себя иные социальные роли, они отстаивают выбранную позицию в имеющихся коммуникативных координатах. Иными словами, в дискуссии на заданную тему отсутствует ключевой элемент реальной дискуссии -оценивание дискурсивных параметров ситуации, доводов соперника, с которым коммуникант мало знаком.

В большинстве случаев методисты предлагают для дискуссии темы, по которым могут быть представлены полярные позиции «за - против», например: «"Childhood is definitely the happiest period in one's life" («Детство - самое счастливое время жизни»), "There is too much violence on television today" («Сегодня на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.