Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
487
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание иностранного языка / дебаты / общая апперцепционная база / практика разговорной речи / искусственный интеллект / методика преподавания / foreign language teaching / debates / general apperception base / speaking practice / artificial intelligence / teaching methods

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.В. Шуйская, Е.А. Дроздова, М.В. Мыльцева

В настоящей статье рассматриваются перспективы использования нейронной сети ChatGPT в преподавании иностранного языка, в частности при проведении дебатов как одного из видов деятельности, развивающего навыки говорения на иностранном языке. Рассматриваются методические рекомендации по использованию возможностей искусственного интеллекта для моделирования личности оппонента – генерации ответов по заданным параметрам. Возможности нейронной сети позволяют задействовать в полной мере реальную апперцепционную базу носителей английского языка, как это происходило бы в реальном диалоге с настоящими носителями языка. Актуальность применения нейросетей в практике преподавания иностранного языка обусловлена взрывным ростом их популярности в современном медиапространстве, а также отсутствием научного исследования данного аспекта применения искусственного интеллекта. Прогнозируется расширение сферы применения нейронных сетей, в том числе в методическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING NEURAL NETWORKS TO CONDUCT DEBATES IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE ADVANCED STAGE OF LANGUAGE LEARNING

The article discusses prospects for using the ChatGPT neural network in teaching a foreign language, with a focus on conducting debates as one of the activities that develops speaking skills in a foreign language. Methodological recommendations are considered for using the potential of artificial intelligence to model a personality of an opponent – generating answers according to specified parameters. The capabilities of the neural network make it possible to fully use the real apperception base of native English speakers, as would happen in a real dialogue with real native speakers. The relevance of the use of neural networks in the practice of teaching a foreign language is due to the explosive growth of their popularity in the modern media space, as well as the lack of scientific research into this aspect of the use of artificial intelligence. It is predicted that the scope of application of neural networks will expand, including some spheres in the methodological aspect.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ»

4. Kirillova N.A. Cennostnye orientacii v strukture integral'noj individual'nosti starshih Shkolnikov. Voprosypsihologii>. 2000; № 4. 29-37.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Obschaya pedagogika: Moskva. VLADOS, 2003.

6. Yakunchev M.A., Karpushina L.P., Karabanova O.N. Formirovanie cennostej zdorov'ya buduschih pedagogov sredstvami fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2021; № 2: 108-110.

7. Aleksandrova E.A. Formaty pedagogicheskogo soprovozhdeniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 2: 30-43.

8. Kalina I.I., Polozhevec P.G., Kazakova E.I. Vyzovy i perspektivy lichnostno-razvivayuschego obrazovaniya. Obrazovatel'naya politika. 2022; № 2 (90): 12-27.

9. Kir'yakova A.V., Moroz V.V. Kreativnost' skvoz' prizmu aksiologii. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2021; № 2 (92): 10-20.

10. Shukshina T.I., Kadakin V.V., Zamkin PV. Rol' pedagogicheskogo vuza v razvitii sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v regione. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2017; № 3 (31): 56-64.

1. Kuznecova L.V. 'Etnokul'tura v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva, 2021.

Статья поступила в редакцию 26.03.23

УДК 372.881.1

Shuiskaya Yu.V, Professor, Doctor of Sciences (Philology), Dean of Faculty of Journalism, Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia),

E-mail: shujskaya@yandex.ru

Drozdova E.A., senior teacher, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia),

E-mail: drozdova_ea@pfur.ru

Myltseva M.V., senior teacher, Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia

(Moscow, Russia), E-mail: myltseva-mv@rudn.ru

INVOLVING NEURAL NETWORKS TO CONDUCT DEBATES IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE ADVANCED STAGE OF LANGUAGE LEARNING. The

article discusses prospects for using the ChatGPT neural network in teaching a foreign language, with a focus on conducting debates as one of the activities that develops speaking skills in a foreign language. Methodological recommendations are considered for using the potential of artificial intelligence to model a personality of an opponent - generating answers according to specified parameters. The capabilities of the neural network make it possible to fully use the real apperception base of native English speakers, as would happen in a real dialogue with real native speakers. The relevance of the use of neural networks in the practice of teaching a foreign language is due to the explosive growth of their popularity in the modern media space, as well as the lack of scientific research into this aspect of the use of artificial intelligence. It is predicted that the scope of application of neural networks will expand, including some spheres in the methodological aspect.

Key words: foreign language teaching, debates, general apperception base, speaking practice, artificial intelligence, teaching methods

Ю.В. Шуйская, д-р филол. наук, проф., декан факультета журналистики Московского университета имени А.С. Грибоедова, г. Москва,

E-mail: shujskaya@yandex.ru

Е.А. Дроздова, ст. преп., Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: drozdova_ea@pfur.ru

М.В. Мыльцееа, ст. преп., Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, г. Москва, E-mail: myltseva-mv@rudn.ru

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ДЕБАТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

В настоящей статье рассматриваются перспективы использования нейронной сети ChatGPT в преподавании иностранного языка, в частности при проведении дебатов как одного из видов деятельности, развивающего навыки говорения на иностранном языке. Рассматриваются методические рекомендации по использованию возможностей искусственного интеллекта для моделирования личности оппонента - генерации ответов по заданным параметрам. Возможности нейронной сети позволяют задействовать в полной мере реальную апперцепционную базу носителей английского языка, как это происходило бы в реальном диалоге с настоящими носителями языка. Актуальность применения нейросетей в практике преподавания иностранного языка обусловлена взрывным ростом их популярности в современном медиапространстве, а также отсутствием научного исследования данного аспекта применения искусственного интеллекта. Прогнозируется расширение сферы применения нейронных сетей, в том числе в методическом аспекте.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка, дебаты, общая апперцепционная база, практика разговорной речи, искусственный интеллект, методика преподавания

Проведение дебатов на иностранном языке традиционно считается одним из наиболее продуктивных инструментов развития практики разговорной речи. В то же время общение обучающихся из одной и той же группы представляется малопродуктивным в связи с тем, что они много коммуницируют на родном языке, имеют обширную общую апперцепционную базу и в целом мало способны к моделированию реальной коммуникативной ситуации дебатирования.

Для решения данной проблемы предлагается привлечь инструментарий нейронных сетей, который широко обсуждается в современном информационном пространстве. Нейросеть ChatGPT обладает способностью смоделировать собеседника с заданными биографическими данными и дискутировать с ним на определенную тематику Важнейшим элементом дебатов является непредсказуемость аргументации противной стороны, которую призван обеспечить искусственный интеллект.

Цель нашего исследования - рассмотреть перспективы и возможности использования нейросетей (на примере нейросети, генерирующей тексты) в преподавании иностранного языка.

Задачи исследования:

- рассмотреть возможность использования нейросетей во время дебатирования на занятиях по иностранному языку;

- обобщить преимущества и недостатки использования генерирующей текст нейросети в ходе дебатирования;

- проанализировать потенциал нейронных сетей и дальнейшие перспективы их использования в отношении преподавания иностранного языка.

Новизна исследования определяется обращением к нейронным сетям в целях преподавания иностранного языка и развития речи обучающихся. Несмотря на бурно развивающиеся исследования нейронных сетей в отечественной

и зарубежной науке, обобщение практики использования их в этом качестве пока отсутствует, и настоящее исследование призвано ликвидировать данную лакуну

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в анализе инструментария искусственного интеллекта в отношении преподавания иностранного языка. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных рекомендаций в преподавании в вузах.

Ключевыми источниками настоящей статьи стали современные исследования нейронных сетей и рекомендации методистов в отношении организации дебатов на занятиях иностранными языками.

Дебаты на иностранном языке являются широко используемым методическим инструментом, с помощью которого могут быть сформированы навыки говорения и порождения речи. Так, на их важность и особенности практического применения в ходе занятий указывают М.С. Аникина и Н.В. Ялаева [1], Э.Э. Бар-мина и Ю.П Степанян [2], А.И. Дунаенко [3], Н.В. Кузнецова [4], Ю.И. Литвинова и М.А. Кропочева [5], И.Н. Пуня [6] и др. При этом в большинстве ситуаций студенты или школьники выступают, исходя из текущих параметров дискурсивной ситуации, - не примеряя на себя иные социальные роли, они отстаивают выбранную позицию в имеющихся коммуникативных координатах. Иными словами, в дискуссии на заданную тему отсутствует ключевой элемент реальной дискуссии -оценивание дискурсивных параметров ситуации, доводов соперника, с которым коммуникант мало знаком.

В большинстве случаев методисты предлагают для дискуссии темы, по которым могут быть представлены полярные позиции «за - против», например: «"Childhood is definitely the happiest period in one's life" («Детство - самое счастливое время жизни»), "There is too much violence on television today" («Сегодня на

телевидении слишком много насилия»); "Examinations are unnecessary and should be eliminated" («Экзамены не нужны, и их надо отменить»); "Population is not as serious problem as we are led to believe" («Перенаселение - не такая серьёзная проблема, как мы думаем»); "Environment is more important than heredity" («Окружающая среда важнее наследственности»)» [3, с. 159]. Обучающимся предлагается разделиться на две группы («за» и «против») либо на три («за», «против» и «нейтральная») и высказывать свою точку зрения по заданной тематике. Между тем ключевой особенностью реального общения является оценивание своего соперника «с нуля» - то, чего в действительности лишены любые студенческие дебаты внутри группы и курса, так как обучающиеся вынуждены выступать, исходя из своей актуальной социальной роли и опираясь на свой реальный жизненный опыт.

В связи с этим в целях более успешного усвоения иностранного языка и развития навыков речи предлагается модифицирование техники дебатов с максимальной интеграцией в реальную дискурсивную ситуацию. В реальных дебатах (политических, парламентских, в СМИ, в научной дискуссии) человек имеет дело с собеседником, который обладает иным видением ситуации, иной апперцепционной базой и в принципе по многим дискурсивным параметрам существенно отличается. Это обеспечивает ключевой элемент активного слушания, полностью элиминированный в ситуации учебных дебатов: умение считывать стратегию и тактику соперника и принимать коммуникативные решения, опираясь на полученную информацию. В текущей ситуации учебные дебаты развивают умение говорить, между тем как участие в реальных, не заданных методической ситуацией дебатах, развивает умение слушать соперника и принимать решения, исходя из услышанного.

Поскольку моделирование альтернативной языковой личности силами самого обучающегося (при этом на иностранном языке) представляется затруднительным - для этого необходимы недюжинные актерские данные, а также умение «вжиться» в чужую апперцепционную базу и объем фоновых знаний - для дебатирования предлагается использовать образ, создаваемый нейросетью.

Относительно недавно образовательное сообщество всколыхнула новость о написании дипломной работы с помощью нейросети в течение суток [7], и прецедент привел к призывам запретить нейросеть как таковую и особенно ее использование в образовательном процессе. Между тем обзор возможностей нейросети ChatGPT, фигурирующей в указанной новости [8], показывает, что, напротив, ее возможности могут быть широко внедрены в образовательный процесс в части организации дебатов и дискуссий. Так, чат-боту могут быть заданы параметры любого литературного героя / героя сериала / исторической личности, от имени которого он должен отвечать в дискуссии. Задача преподавателя - задать стартовые координаты (в более простом варианте - обучающийся знает об этих координатах или даже сам выбирает их, например, такие социальные роли, как «бывший хиппи, пенсионер, проживающий в США», «английский джентльмен с хорошим образованием, выходец из аристократической семьи»; в продвинутом варианте - преподаватель задает координаты, с которыми обучающийся незнаком). В целом даже если не моделировать никакие стартовые координаты, ней-росеть вступает в диалог как типовой носитель английского языка, для которого базовой является англоязычная культура и аксиология.

Разработчики нейросети тестировали функцию диалога с помощью парадоксальных вопросов [9], что породило следующий обмен репликами:

- Tell me about when Christopher Columbus came to the US in 2015.

- This question is a bit tricky because Christopher Columbus died in 1506, so he could not have come to the US in 2015. But let's pretend for a moment that he did!

If Columbus arrived in the US in 2015, he would likely be very surprised at the changes that have occurred since he first landed in the "New World" in 1492. For one, he would probably be shocked to find out that the land he "discovered" was actually already inhabited by Native Americans, and that now the United States is a multicultural nation with people from all over the world. He would likely also be amazed by the advances in technology, from the skyscrapers in our cities to the smartphones in our pockets [9].

В переводе:

- Расскажите мне о том, как Христофор Колумб приехал в США в 2015

году.

- Это вопрос с подвохом, потому что Христофор Колумб умер в 1506 году, поэтому он не мог приехать в США в 2015 году. Но давайте на мгновение представим, что он приехал!

Если бы Колумб прибыл в США в 2015 году, он, вероятно, был бы очень удивлен изменениями, которые произошли с тех пор, как он впервые высадился в Новом Свете в 1492 году. Во-первых, он, вероятно, был бы шокирован, узнав, что земля, которую он «открыл», на самом деле уже давно была заселена коренными американцами, и что теперь Соединенные Штаты являются мультикультурной нацией с людьми со всего мира (здесь и далее перевод наш - Ш. Ю.).

Обратим внимание, что сеть генерирует ответ, в котором в качестве апперцепционной базы фигурируют достижения США и мультикультурализм - базовые ценности, упоминаются стереотипные признаки прогресса - смартфоны и небоскребы. Даже не имея стартовых коммуникативных координат, нейросеть отвечает как типичный носитель западной аксиологии (существенно отличающийся от

носителя русского языка), что чрезвычайно актуально в контексте ведения дебатов и коммуникативной практики на иностранном языке.

Тема нейросетей широко обсуждается в современных СМИ (например, [10], [11]), и с конца 2022 года изучается и в научной среде, однако на сегодняшний день пока не рассматривалась в отношении перспектив использования их в преподавательской деятельности. Предпринимаются попытки оценить влияние нейросетей на рекламу [12], журналистику [13], бизнес-процессы [14], живопись [15], [16] и другие области. Проводились эксперименты по замене контента в теле-грам-каналах, генерируемого человеком, на контент, генерируемый ChatGPT [17]. В целом исследователи, как правило, отмечают, что искусственный интеллект во многом может заменить человека, но в основном это касается каких-то простых когнитивных функций.

В порядке эксперимента ChatGPT было предложено высказаться в роли «типичного реднека» и в роли «джентльмена-денди» (при репрезентации для обучающихся этот момент, естественно, элиминируется). «Реднеку» был задан следующий вопрос: «Что Вы думаете о современных ремейках кинофильмов?» ("Answer what do you think about modern film remakes as if you were a typical redneck"). Получен следующий ответ:

Well, I tell ya what, these modern film remakes ain't worth a hill of beans! Back in the day, they made movies with heart and soul, not just some cheap knockoff of a classic. They don't make 'em like they used to, that's for dang sure.

I mean, why mess with a good thing? These Hollywood bigwigs just wanna make a quick buck off our nostalgia. But let me tell ya, ain't nothin' like the original. They don't have the same feel, the same grit, the same heart. It's just a bunch of fancy special effects and big-name actors who couldn't act their way out of a paper bag.

Give me the old classics any day. They may not have all the flashy CGI and hightech gadgets, but they got somethin' real. They got soul. So these modern film remakes can just take a hike, as far as I'm concerned.

(«Ну, вот что я вам скажу, эти современные ремейки фильмов выеденного яйца не стоят! Когда-то они снимали фильмы сердцем и душой, а не просто дешевые подделки под классику. Они не делают их такими, как раньше, это уж точно.

Я имею в виду, зачем портить хорошую вещь? Эти голливудские шишки просто хотят быстро заработать на нашей ностальгии. Но позвольте мне сказать вам, ничего похожего на оригинал. У них нет того же чувства, той же твердости, того же сердца. Это просто куча причудливых спецэффектов и именитых актеров, которые не смогли бы сыграть свою роль из бумажного пакета.

Дайте мне старую классику в любой день. У них может не быть всей этой яркой компьютерной графики и высокотехнологичных гаджетов, но у них есть кое-что настоящее. У них есть душа. Так что, насколько я понимаю, эти современные ремейки фильмов можно просто выкинуть»).

Далее с чатом можно вести дискуссию, и он продолжает ту же стратегию, воплощая стилистику и апперцепционную базу типичного фермера.

В образе «денди» ChatGPT попросили высказаться по вопросам современной мужской моды, и он «сказал» следующее:

I must say that modern men's fashion is quite intriguing. While I believe that the fashion of my time was the epitome of sartorial elegance, I must admit that modern fashion has evolved in some interesting ways.

I am particularly impressed with the emphasis on versatility and practicality in modern fashion. The use of breathable fabrics, lightweight materials, and functional designs allows modern men to move with ease and comfort, something that was not always the case in my time.

However, I must say that I am a bit disappointed in the lack of emphasis on traditional style and elegance. While I appreciate the practicality of modern fashion, I do believe that a well-tailored suit, a well-polished pair of shoes, and a carefully chosen accessory can make a man stand out from the crowd and exude a certain timeless sophistication.

Overall, I must say that while modern men's fashion may not always adhere to the same strict standards of elegance and refinement that were so important in my time, it certainly has its own unique charm and appeal.

Отметим, что у «денди» существенно более обширный словарный запас, он не использует жаргонные слова и выражения и в целом строит свои высказывания как значительно более обширные тексты, применяет многочисленные эпитеты.

(«Надо сказать, что современная мужская мода довольно интригующая. Хотя я считаю, что мода моего времени была воплощением элегантности шитья, я должен признать, что современная мода развивалась в некоторых интересных направлениях.

Меня особенно впечатляет акцент на универсальность и практичность в современной моде. Использование дышащих тканей, легких материалов и функционального дизайна позволяет современным мужчинам двигаться с легкостью и комфортом, что не всегда отличало одежду в мое время.

Тем не менее я должен сказать, что я немного разочарован отсутствием акцента на традиционном стиле и элегантности. Хотя я ценю практичность современной моды, я верю, что хорошо сшитый костюм, пара начищенных туфель и

тщательно подобранный аксессуар могут выделить мужчину из толпы и излучать неподвластную времени изысканность.

В целом я должен сказать, что, хотя современная мужская мода не всегда придерживается тех же строгих стандартов элегантности и утонченности, которые были так важны в мое время, она, безусловно, имеет свой неповторимый шарм и привлекательность»).

Экспериментальные попытки попросить нейронную сеть «высказаться как ...» принесли вполне удовлетворительный результат, позволяющий использовать ее как собеседника в коммуникативных боях, спорах и других вариантах практики.

Исследование конкретного примера применения нейронной сети ChatGPT в ходе изучения иностранного языка и организации дебатов как части занятия позволило установить, что моделирование общей апперцепционной базы собеседника с помощью искусственного интеллекта прошло успешно, и технологию

Библиографический список

следует считать перспективной. В то же время нейросеть, безусловно, не может отобразить эмоции, интонацию и иные черты живого собеседника - она может общаться только в текстовой форме и только в соответствии с заданными параметрами. Обучающиеся дискутируют с ней в неравных условиях, однако в любом случае ее ответы не являются предсказуемыми и отражают иную систему ценностей.

Преподавателю можно предложить провести серию «дискуссий» с участием ChatGPT, усложняя задачу - первоначально просто просить бот аргументировать ту или иную точку зрения, затем задать ему параметры языковой личности, ознакомив обучающихся с тем, кого моделирует искусственный интеллект, а затем уже и не сообщая заранее, с каким виртуальным собеседником они имеют дело. При любых обстоятельствах это позволяет расширить практику аргументации на изучаемом иностранном языке, использования разговорной речи и в целом представляет собой инновационный элемент в образовательном процессе.

1. Anikina M.S., Yalaeva N.V. Formation of public speaking skills in English classes at law school. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguo-methodological problems and trends in teaching foreign languages in a non-linguistic university: материалы VIII Международной научно-методической конференции. Омск, 2022: 139-142.

2. Бармина Э.Э., Степанян Ю.Г. Дебаты как инструмент формирования социопрофессиональных компетенций студентов. Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: материалы XIV Международной научно-методической конференции. 2022: 14—19.

3. Дунаенко А.И. Организация дебатов как способ формирования универсальных компетенций. Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сборник научных трудов. Ставрополь, 2022: 154-159.

4. Кузнецова Н.В. Роль дебатов на занятии по иностранному языку. Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Рязань, 2022: 158-163.

5. Литвинова Ю.И., Кропачева М.А. Образовательный потенциал дебатов как средства обучения иностранному языку. Языки и этнокультуры Европы», посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Н.Н. Ореховой: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Глазов, 2022: 299-302.

6. Пуня И.Н. Использование технологии дебатов для повышения эффективности обучения иностранному языку. Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Минск, 2022: 21-23.

7. Московский студент написал диплом с помощью нейросети. 2023. Available at: https://www. m24.ru/news/obrazovanie/01022023/546627

8. ChatGPT: Optimizing Language Models for Dialogue. 2022. Available at: https://openai.com/blog/chatgpt/

9. Решетникова М. Что такое ChatGPT, и на что он способен. 2023. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/industry/63a192819a79478fae5762ad

10. Пешкова Н. Хайп мирового масштаба от исследователя NASA. Кто придумал нейросеть Midjourney и отберет ли она работу у живых художников и дизайнеров. 2022. Available at: https://incrussia.ru/understand/midjourney-creator/

11. Чернышева Е. Искусственный интеллект: что могут нейронные сети и как они изменят нашу жизнь? 2017. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3495930

12. Князькина В.А. Использование нейросети в создании персонажей рекламы: российский и зарубежный опыт. Рекламный вектор - 2022: цифровая трансформация: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022: 108-111.

13. Сорокин Н.С. Роботизированная журналистика в России: есть ли перспектива. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 335-337.

14. Наследникова М.А., Дьяченко А.С., Кравец Т.И. Нейросеть ST-GAN как новый инструмент оптимизации бизнес-процессов. Актуальные проблемы социально-экономической статистики и цифровизации экономических расчетов: сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023: 76-82.

15. Хахина А.М., Иванова Д.А. Нейронные сети в искусстве. Наука и общество на пути к модернизации: современные взгляды, новые горизонты: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023: 47-49.

16. Малкирова Э.О. Ошибка искусственного интеллекта как объект исследования в работах медиахудожников. Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сборник статей и материалов. Челябинск: ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2022: 10-13.

17. Назарова М. ChatGPT: как нейросеть создавала посты для телеграм-канала об искусстве. 2023. Available at: https://vc.ru/u/1364701-art-flash/610356-chatgpt-kak-neyroset-sozdavala-posty-dlya-telegram-kanala-ob-iskusstve

References

1. Anikina M.S., Yalaeva N.V. Formation of public speaking skills in English classes at law school. Problems of Modernization of Modern Higher Education: Linguistic Aspects. Linguo-methodologicalproblems and trends in teaching foreign languages in a non-linguistic university: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Omsk, 2022: 139-142.

2. Barmina 'E.'E, Stepanyan Yu.G. Debaty kak instrument formirovaniya socioprofessional'nyh kompetencij studentov. Sovremennye innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii v informacionnom obschestve: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2022: 14-19.

3. Dunaenko A.I. Organizaciya debatov kak sposob formirovaniya universal'nyh kompetencij. Obrazovanie i global'nye vyzovy sovremennosti: nauchno-pedagogicheskij kontekst: sbornik nauchnyh trudov. Stavropol', 2022: 154-159.

4. Kuznecova N.V. Rol' debatov na zanyatii po inostrannomu yazyku. Aktual'nye voprosy izucheniya inostrannogo yazyka v vuze: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Ryazan', 2022: 158-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Litvinova Yu.I., Kropacheva M.A. Obrazovatel'nyj potencial debatov kak sredstva obucheniya inostrannomu yazyku. Yazyki i 'etnokul'tury Evropy», posvyaschennoj pamyati doktora filologicheskih nauk, professora N.N. Orehovoj: sbornik materialov Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Glazov, 2022: 299-302.

6. Punya I.N. Ispol'zovanie tehnologii debatov dlya povysheniya 'effektivnosti obucheniya inostrannomu yazyku. Prepodavanie inostrannyh yazykov v polikul'turnom mire: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Minsk, 2022: 21-23.

7. Moskovskij student napisal diplom s pomosch'yu nejroseti. 2023. Available at: https://www.m24.ru/news/obrazovanie/01022023/546627

8. ChatGPT: Optimizing Language Models for Dialogue. 2022. Available at: https://openai.com/blog/chatgpt/>

9. Reshetnikova M. Chto takoe ChatGPT, ina chto on sposoben. 2023. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/industry/63a192819a79478fae5762ad

10. Peshkova N. Hajp mirovogo masshtaba ot issledovatelya NASA. Kto pridumal nejroset' Midjourney i otberet li ona rabotu u zhivyh hudozhnikov i dizajnerov. 2022. Available at: https://incrussia.ru/understand/midjourney-creator/

11. Chernysheva E. Iskusstvennyj intellekt: chto mogut nejronnye seti i kak oni izmenyat nashu zhizn? 2017. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3495930

12. Knyaz'kina V.A. Ispol'zovanie nejroseti v sozdanii personazhej reklamy: rossijskij i zarubezhnyj opyt. Reklamnyj vektor - 2022: cifrovaya transformaciya: materialy XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 108-111.

13. Sorokin N.S. Robotizirovannaya zhurnalistika v Rossii: est' li perspektiva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 335-337.

14. Naslednikova M.A., D'yachenko A.S., Kravec T.I. Nejroset' ST-GAN kak novyj instrument optimizacii biznes-processov. Aktual'nye problemy social'no-'ekonomicheskoj statistiki i cifrovizacii 'ekonomicheskih raschetov: sbornik nauchnyh statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod, 2023: 76-82.

15. Hahina A.M., Ivanova D.A. Nejronnye seti v iskusstve. Nauka i obschestvo na puti k modernizacii: sovremennye vzglyady, novye gorizonty: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rostov-na-Donu, 2023: 47-49.

16. Malkirova 'E.O. Oshibka iskusstvennogo intellekta kak ob'ekt issledovaniya v rabotah mediahudozhnikov. Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoj kulture: tvorchestvo -ispolnitel'stvo - gumanitarnoe znanie: sbornik statej i materialov. Chelyabinsk: GBOU VO YuUrGII im. PI. Chajkovskogo, 2022: 10-13.

17. Nazarova M. ChatGPT: kak nejroset' sozdavala posty dlya telegram-kanala ob iskusstve. 2023. Available at: https://vc.ru/u/1364701-art-flash/610356-chatgpt-kak-neyroset-sozdavala-posty-dlya-telegram-kanala-ob-iskusstve

Статья поступила в редакцию 27.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.