УДК 37.035
Дистанционное патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников
Distance patriotic education in the process of forming the value-semantic competence of primary schoolchildren
Шиканова А.Н., Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, [email protected]
Shikanova A., Chuvash State University I. Ulyanov, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.030
Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловая компетенция, патриотическое воспитание, младший школьник, дистанционные патриотические мероприятия.
Keywords: values, value-semantic competence, patriotic education, junior pupil, distance patriotic events.
Аннотация. В статье рассматривается дистанционное патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетентности младших школьников. Актуальность исследования определяется необходимостью формирования ценностно-смысловой компетентности младших школьников, как важнейшего целевого ориентира, заданного ФГОС общего начального образования и научно-практической неразработанностью дистанционных приемов и методов воспитания, способствующих формированию ценностно-смыслового компонента содержания патриотического воспитания в начальной школе.
Автор обращает внимание на важность проблемы формирования ценностей и патриотического воспитания на современном этапе, приводя в пример опыт использования дистанционного патриотического воспитания для формирования ценностей в процессе воспитания младших школьников как способа реализации важнейшей педагогической задачи. Целью статьи является научное обоснование дистанционного технологического обеспечения процесса формирования ценностно-смысловой компетентности младших школьников посредством патриотического воспитания. Особое внимание в статье уделяется особенностям взаимодействия школы, родителей, младшего школьника и его социального окружения в современных социокультурных условиях в дистанционном формате. Результаты экспериментальной работы доказывают эффективность дистанционного патриотического воспитания для успешного формирования ценностно-смысловой компетентности младших школьников. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций и исследователей в области педагогики.
Abstract. The article examines distance patriotic education in the process of forming the value-semantic competence of younger students. The relevance of the study is determined by the need to form the value-semantic competence ofprimary schoolchildren, as the most important target set by the Federal State Educational Standard for general primary education and the scientific and practical underdevelopment of distance learning techniques and methods that contribute to the formation of the value-semantic component of the content of patriotic education in primary school.
The author draws attention to the importance of the problem of the formation of values and patriotic education at the present stage, citing as an example the experience of using distance patriotic education for the formation of values in the process of education of primary schoolchildren as a way to implement the most important pedagogical task. The purpose of the article is the scientific substantiation of the remote technological support of the process of forming the value-semantic competence of younger students through patriotic education. Particular attention in the article is paid to the peculiarities of the interaction between the school, parents, primary schoolchildren and his social environment in modern socio-cultural conditions in a distance format. The results of the experimental work prove the effectiveness of distance patriotic education for the successful formation of the value-semantic competence of junior schoolchildren. The article is intended for educators, heads of educational organizations and researchers in the field ofpedagogy.
Введение. Процесс модернизации системы реализации новых подходов к обучению и
образования поднимает проблему поиска и воспитанию в современной школе, деятельность
которой обусловлена инновационным характером взаимодействия школы и семьи, обучающегося и педагога в условиях информатизации образовательной среды. Решением сложной задачи по организации учебного и воспитательного процессов в новых условиях могут быть дистанционное патриотическое воспитание, доминирующими компонентами которого являются личностно значимые качества.
Дистанционные технологии дают педагогам некоторые возможности для осуществления процесса воспитания младшего школьника и формирования компетенций в процессе межличностного и группового взаимодействия. Внеклассные мероприятия в дистанционном формате способствуют организации деятельности педагога и младшего школьника в новом формате, часто более привлекательном для младших школьников на современном этапе получения образования в школе. Обоюдная заинтересованность в дистанционном проведении мероприятий играет важную роль в воспитательном процессе и влияет не только на процесс воспитания младшего школьника, но и качество самого процесса, и результат воспитанности в целом.
Процессы обучения и воспитания во всем единстве основных целей - воспитание образованной личности, имеют некоторые различия. Так, если обучение направлено, прежде всего, на обогащение школьника багажом предметных знаний, умений и навыков, в целом, соответствующих компетенций, то воспитание -на духовное развитие личности как человека культуры. И если знания, сформированные в процессе обучения, есть возможность зафиксировать, измерить и оценить, то духовное в личности не всегда поддается измерению, оно выступает как проявление в мыслях, отношениях, в поведении [5]. Относительно патриотического воспитания скажем: Родина (большая и малая), родительский дом и родная природа, гордость за прошлое и настоящее Отчизны, желание приумножать богатство России своим трудом и др. - все это ценности, имеющие жизненный смысл. Отсюда воспитание, как важнейшее основание образовательной деятельности, формирует ценностно--смысловую компетенцию.
Так, К.Д. Ушинский считал, что патриотическое воспитание является могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми
наклонностями» [9]. В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [6].
Методология исследования. В условиях перехода на дистанционное обучение перед педагогами стоит задача не только технического оснащения образовательного процесса, но и сохранения качества обучения, а также реализации важной составляющей успешности выполнения данного процесса - воспитания личности младшего школьника, обладающего способностью принимать правильные решения, широко мыслить, добиваться своих целей, являясь гражданином своей Родины, патриотом своей Отчизны.
Для проведения данного исследования использовались следующие методы
исследования: теоретические методы - изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности, обобщение, абстрагирование, сравнительно-
сопоставительный и системно-структурный виды анализа, синтез и педагогическое моделирование. Наряду с теоретическими методами также использовались эмпирические методы -педагогическая экспертиза, изучение и обобщение опыта по теме исследования, анкетирование, интервью, анализ документации по теме исследования. Для обработки результатов исследования использовались математические методы обработки полученных данных.
Теоретической базой исследования послужили публикации К.Д. Ушинского [9], А.С. Макаренко [6], А.Р. Камасиной [3], С.И. Гильманшиной [3], А.И. Тарковой [8], А.В. Хуторского [10], а также публикации зарубежных авторов Г. Риккерта [7], И. Канта [4], Я.А. Алшумаимери [12], М.М. Алмасри [12], раскрывающие особенности формирования компетенций на разных условиях осуществления образовательной деятельности.
Исходными компонентами ценностно-смысловой компетенции являются ценности и смыслы. Ценности в исследовании немецкого философа Г. Риккерта [7] рассматриваются с точки зрения значимой действительности, а не фактичности, тем самым ценности приобретают смысловую направленность. И. Кант [4] отмечал, что истинная ценность должна быть моральной, быть деятельностной, основанной на доброй воле, во благо человека.
Патриотизм в Большой советской энциклопедии определяется как любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [1]. «Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи - это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству», - отмечает знаток русской словесности, этнограф, писатель В.И. Даль [2].
Как видим, общее в толковании патриотизма, ценностей и смыслов дает нам основание считать правомерным сопряженность и соподчиненность двух педагогических феноменов - формирование ценностно-смысловой компетенции и патриотическое воспитание - в единстве, то есть в едином комплексе составляющих характеристик данных понятий. Важной основой ценностно-смысловой компетентности является чувство патриотизма, которое является детерминантным в воспитании личности. Формирование ценностно-смысловой компетенции у нового поколения граждан нашей великой страны - это путь к самопознанию и самосовершенствованию каждого его гражданина, основанный на практическом жизненном опыте общества и индивида в частности, отдельных народностей, воспитания чувства патриотизма в условиях демократизации и плюрализма. Так понятия «ценностно-смысловая компетенция» и «патриотическое воспитание» имеют общность в значении и единство целей в воспитании личности в условиях современной школы.
В работах многих ученых раскрываются основные аспекты ценностно-смысловой компетенции, включающие в себя качественные характеристики и свойства личности посредством реализации их в различных условиях развития и видах деятельности субъекта. Так А.И. Таркова связывает ценностно-смысловые компетенции с ценностными ориентирами ученика. Наибольшим потенциалом, по мнению исследователя, в формировании ценностно-смысловой
компетенции обладают гуманитарные дисциплины: история, обществознание, литература, иностранный язык. Автор выделяет важную последовательность формирования ценностно-смысловых компетенций, используя потенциал предметов гуманитарного цикла [8].
А.Р. Камасина и С.И. Гильманшина рассматривают ценностно-смысловые
компетенции с позиции «человек - природа -общество», опираясь на гуманистическое преобразование мира, связанное с творческой деятельностью по гармонизации отношений на основе законов природы и общества. Понятие ценностно-смысловой компетенции раскрывается
с точки зрения принятия красоты мира вокруг и умения в гармонии с окружающим миром взаимодействовать, принимая решения через смысловые и целевые установки с опорой на законы природы [3].
Научный интерес представляет определение ценностно-смысловых компетенций, данное А.В. Хуторским: «Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом» [10, с.86].
Опираясь на фундаментальные исследования научной школы А.В. Хуторского [11], были выделены основные показатели ценностно-смысловой компетенции младших школьников:
- способность к определению цели и смысла для совместной реализации задачи по взаимодействию в процессе получения знаний;
- способность самостоятельно принимать решения, опираясь на свое внутреннее чувство ценностного и смыслового понимания действительности;
- способность к ответственному отношению к обучению с учетом воспитанных ценностей и смысловых установок.
Формирование ценностно-смысловой
компетенции обучающихся в процессе патриотического воспитания в начальной школе опирается, во-первых, на знание и использование возрастных особенностей развития детей; во-вторых, на единство, непрерывность и преемственность процесса ценностно-смыслового самоопределения личности младшего школьника на основе передачи ценностей от одного поколения к другому; в третьих, на соответствие требованиям современного общества и государства, в котором предстоит жить и трудиться нынешним младшим школьникам во благо процветания Родины. Процесс формирования ценностно-смысловой
компетенции в условиях пандемии представляется особо актуальным, когда ценности и смысл приобретают еще большую важность для каждого гражданина нашей страны.
Патриотическое воспитание, будучи важной основой процесса реализации педагогических приемов, способствующих формированию
ценностно--смысловой компетенции младшего школьника, позволяет осуществлять данный процесс в дистанционном формате путем проведения различных патриотических мероприятий для младших школьников на базе открытых площадок Zoom и Skype, сервисов для проведения онлайн видеоконференций и социальных сетей, что является необходимым и актуальным в воспитании личности на современном этапе. Открытые площадки Zoom и Skype предлагают бесплатные площадки для онлайн видеоконференций, вмещающих большое количество пользователей, легки и понятны в использовании, могут быть использованы как с помощью персонального компьютера, так и с помощью телефона, что упрощает их использование. Площадки обладают рядом существенных преимуществ в осуществлении дистанционных патриотических образовательных мероприятий - демонстрацией экрана и возможностью использования интерактивной доски для рисования, записью самой видеоконференции.
Социальные сети также могут быть использованы в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции как одна из форм организации работы по дистанционному патриотическому воспитанию. Популярная социальная сеть Tik Tok это многофункциональный редактор позволяющий создавать клип высокого качества; используется для выполнения различного рода заданий в дистанционном формате. Социальная сеть Instagram дает возможность младшим школьникам проявить себя, поделившись интересной информацией и своей личной фотографией, что, несомненно, привлекает и мотивирует к использованию.
Важной составляющей процесса
дистанционного патриотического воспитания является готовность и комплексное владение техническими средствами связи и коммуникации. Младшие школьники, как правило, быстро овладевают техническими средствами и охотно включаются в процесс взаимодействия в дистанционном формате, вовлекая своих родителей.
Результаты исследования. В ходе проведения эксперимента по формированию ценностно-смысловой компетенции в процессе дистанционного патриотического воспитания младших школьников использовались различные дистанционные мероприятия, которые проводились на базе открытых площадок Zoom и Skype, сервисов для проведения онлайн видеоконференций и в социальных сетях. До проведения эксперимента на базе МБОУ «СОШ
№ 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары Чувашской Республики было проведено анкетирование младших школьников 2 «К» и 2 «А» классов, где было предложено ответить на вопросы анкеты, направленные на понимание и выделение сформированное™ ценностно-смысловой компетенции младших школьников. Цель анкетирования заключалась в определении уровня сформированности ценностно-смысловой компетенции младших школьников до проведения эксперимента.
В ходе проведения эксперимента большое внимание уделялось различным мероприятиям патриотической направленности в
дистанционном формате. Согласно
разработанным автором плану мероприятий и памятке родителям по формированию ценностно -смысловой компетенции младших школьников в процессе патриотического воспитания, были дистанционно проведены открытые классные часы с привлечением родителей, онлайн выставка рисунков «Нарисуй Победу», конкурс-оформление «Окно Победы», урок мужества, написание сочинений, приуроченных к 75-летию Победы во Второй Мировой Войне на открытой площадке Zoom, сервиса для проведения онлайн видеоконференций. На уроке мужества родители-участники Чеченской войны рассказали о своем опыте служения Отечеству. Ребята в прямом эфире имели возможность задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы на них. Младшие школьники активно поддержали акцию «Бессмертный полк» онлайн, рассказав о мужестве героев своей семьи на страницах социальных сетей. Все конкурсы и выставки были проведены в дистанционном формате на платформе Zoom, в режиме онлайн видеоконференции, с использованием программного обеспечения Skype, позволяющего совершать онлайн видео связь. Интернет технологии позволили объединить усилия учителей и родителей в достижении важной цели по воспитанию ценностно-смысловой компетентности. Следует отметить, что учащиеся и родители с большим воодушевлением включились в работу, проявив большой энтузиазм и желание участвовать в патриотических мероприятиях в представленном формате.
По окончании эксперимента младшим школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты с целью определения уровня сформированности ценностно-смысловой
компетенции по окончании эксперимента. Результаты проведенного эксперимента отражены в представленной таблице.
Таблица 1. - Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностно-смысловой компетенции младших школьников в процессе дистанционного патриотического воспитания до и после эксперимента в баллах
№ п/п Показатели ценностно-смысловой компетенции младших школьников (согласно А. В. Хуторскому) Оценка сформированное™ показателей в баллах (от 1 до 8) до эксперимента Оценка сформированности показателей в баллах (от 1 до 8) после эксперимента
1. Способность к определению цели и смысла для совместной реализации задачи по взаимодействию в процессе получения знаний 4 6
2. Способность самостоятельно принимать решения, опираясь на свое внутреннее чувство ценностного и смыслового понимания действительности 3 7
3. Способность к ответственному отношению к обучению с учетом воспитанных ценностей и смысловых установок 3 6
Из приведенной таблицы видно, что до проведения эксперимента уровень
сформированности ценностно-смысловой
компетенции был ниже среднего, что свидетельствует о незнании и непонимании младшими школьниками смыслов и ценностей, не владении ценностными личностными ориентирами, способствующими развитию и становлению личности младшего школьника -будущего гражданина. Однако после проведения эксперимента уровень сформированности ценностно-смысловой компетенции достиг среднего и выше среднего показателей, что свидетельствует о положительной динамике развития личности младшего школьника и формировании ценностно-смысловой
компетенции.
Заключение. Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Анализ эксперимента показал устойчивое увеличение показателей сформированности ценностно-смысловой
компетенции, что доказывает эффективность дистанционного патриотического воспитания для формирования у младших школьников ценностно-смысловой компетенции.
Патриотическое воспитание в дистанционном
формате способствует проявлению
заинтересованности у младших школьников и объединению усилий педагогов и родителей в воспитательном процессе, что ведет к развитию и становлению гармонично развитой личности младшего школьника.
Дистанционное патриотическое воспитание представляет собой отличную возможность взаимодействия не только при выполнении сложной педагогической задачи по обучению и воспитанию младших школьников, но и формированию их ценностно-смысловой компетенции младших школьников.
Патриотическое воспитание является важнейшей основой воспитания и формирования личности гражданина нашей великой страны, позволяет, используя дистанционные технологии, выполнить актуальную задачу современного образования в обучении и воспитании подрастающего поколения. Идеология образования и культуры в современном мире должна опираться на незыблемые человеческие ценности, на базовые смысловые доминанты, на опыт прошлых поколений, что представляет собой патриотическое воспитание.
Литература:
1. Большая Российская энциклопедия: в 30 т.; науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - Текст: непосредственный.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т: Т. 2. - М.: Русский язык, 2000. - 779 с.
3. Камасина А.Р., Гильманшина С.И. Формирование ценностно-смысловых компетенций в процессе естественнонаучного образования
[Электронный ресурс] / А.Р. Камасина, С.И. Гильманшина // Фундаментальные исследования. -2011. - № 12-3. - С. 480-484. - Режим доступа: http://fшdamenШ-research.rUru/artide/view?id=29Ш
4. Кант И. Лекции о философском учении о религии / И. Кант; пер. с нем. Л.Э. Крыштоп. - М.: Канон+, 2016. - 384 с.
5. Кузнецова Л.В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе / Л.В. Кузнецова // Вестник Чувашского
государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 75-84.
6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - Москва: Просвещение, 1988. - 304 с.
7. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности / Г. Риккерт // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1. - М., 1994. - С. 285-292.
8. Таркова А.И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла / А.И. Таркова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 390-392.
9. Ушинский К.Д. О народном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Педагогические статьи Москва Ленинград: Издательство. - АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - С. 425-489.
10. Хуторской А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат / А.В. Хуторской // Педагогика и психология образования. - 2018. - Т. 4. - № 1. - С. 51-64.
11. Хуторской А.В. Научная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khutorskoy.ru/science/about/index.htm
12. Alshumaimeri Y.A., Almasri M.M. (2012). The effects of using WebQuestsonreading comprehension performance of Saudi EFL students. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET, 11(4), 295-306. Retrieved from https://iiles.eric.ed.gov/fulltext/EJ989279.pdf62Technium Vol. 2, Issue 7 pp.54-63 (2020) ISSN: 2668-778Xwww.techniumscience.com
References:
1. Great Russian Encyclopedia: in 30 volumes; scientific-ed. advice: Yu.S. Osipov. - Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2004. - Text: direct.
2. Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language in 4 volumes: T. 2. - M.: Russian language, 2000. - 779 p.
3. Kamasina A.R., Gilmanshina S.I. Formation of value-semantic competences in the process of natural science education [Electronic resource] / A.R. Kamasina, S.I. Gilmanshina // Fundamental research. - 2011. - № 12-3. - S. 480-484. - Access mode: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29138
4. Kant I. Lectures on the philosophical doctrine of religion / I. Kant; per. with him. L.E. Kryshtop. - M.: Canon +, 2016. - 384 p.
5. Kuznetsova L.V. Main tendencies of ethnocultural education at the present stage / L.V. Kuznetsova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovleva. - 2015. - № 3(87). - S. 75-84.
6. Makarenko A.S. Education of a citizen / A.S. Makarenko. - Moscow: Education, 1988. - 304 p.
7. Rikkert G. Values of life and cultural values / G. Rikkert // EON. Almanac of old and new culture. Issue 1. -M., 1994. - S. 285-292.
8. Tarkova A.I. Development of value-semantic competence in the learning process on the example of the disciplines of the humanitarian cycle / A.I. Tarkova // Young Scientist. - 2012. - № 10. - S. 390-392.
9. Ushinsky K.D. On the folk element in Russian education / K.D. Ushinsky // Pedagogical articles Moscow Leningrad: Publishing house. - APN RSFSR, 1948. - T. 2. -S. 425-489.
10. Khutorskoy A.V. The student's mission as the basis of his aspirations and competencies. Scientific result / A.V. Khutorskoy // Pedagogy and psychology of education. -2018. - T. 4. - № 1. - P. 51-64.
11. Khutorskoy A.V. Scientific school [Electronic resource]. - Access mode: http://khutorskoy.ru/science/about/index.htm
12. Alshumaimeri Y.A., Almasri M.M. (2012). The effects of using WebQuestsonreading comprehension performance of Saudi EFL students. Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET, 11 (4), 295-306. Retrieved from https://files.eric.ed.gov/Mltext/EJ989279.pdf62Technium Vol. 2, Issue 7 pp.54-63 (2020) ISSN: 2668-778Xwww.techniumscience.com
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторе:
Шиканова Анастасия Николаевна (г. Чебоксары, Россия), старший преподаватель, факультет иностранных языков, кафедра романо-германской филологии и переводоведения, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», e-mail: [email protected]