фгратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2023. Том 8. Выпуск 9 | 2023. Volume 8. Issue 9
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Формирование гражданской идентичности младших школьников через реализацию программы внеурочной деятельности литературной направленности
Пересада О. В.
Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость применения программы формирования гражданской идентичности младших школьников в процессе работы с произведениями русских писателей во внеурочной деятельности. В статье рассматривается важность повышения роли патриотического воспитания у современных младших школьников в связи с потребностью в консолидации общества, а также нестабильной внешнеполитической обстановкой, агрессивным информационным воздействием и наличием военных конфликтов. Определяется потребность в поиске новых форм и методов во внеучебной деятельности с целью создания фундамента духовно-нравственных и социокультурных основ, начиная с младшего школьного возраста. Научная новизна исследования заключается в разработке программы внеурочной деятельности литературной направленности, способствующей эффективному формированию гражданской идентичности в начальной школе. Программа внеурочной деятельности предлагается в результате анализа данных проведенного экспериментального исследования и выявления недостаточного уровня сформированности гражданской идентичности младших школьников. В ходе реализации программы будут изучаться произведения отечественной литературы, в том числе сибирской, что позволит формировать личностные компетенции, воспитывать гражданско-патриотические качества, расширять читательский опыт учащихся.
EN
Civic identity formation among grade schoolers through the implementation of the extracurricular activities programme of literary orientation
Peresada O. V.
Abstract. The aim of the research is to substantiate the need to implement a programme of civic identity formation among grade schoolers in the process of working with the short stories, novellas, poems by Russian writers in extracurricular activities. The paper discusses the importance of increasing the role of patriotic education among modern grade schoolers due to the need for society consolidation, as well as the unstable foreign political situation, aggressive information influence and the presence of military conflicts. The need to search for new forms and methods in extracurricular activities in order to create the basis of spiritual, moral and socio-cultural foundations starting from grade school is determined. The scientific novelty of the research lies in developing the programme of extracurricular activities of literary orientation that contributes to the effective civic identity formation in grade school. The programme of extracurricular activities is proposed as a result of analyzing the data of an experimental study and the identification of an insufficient level of civic identity formation among grade schoolers. During the implementation of the programme, works of Russian literature, including Siberian literature, will be studied, which will allow forming personal competencies, fostering civic and patriotic qualities, and expanding the reading experience of students.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена процессом переосмысления идентичности, уточнения понятия «гражданская идентичность», необходимостью формирования российской гражданской идентичности у учащихся в условиях агрессивного информационного воздействия, обострения кризиса мировой общественно-политической системы и борьбы за будущую культуру нашей страны.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230139
© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Основные угрозы национальной безопасности России в области духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти определены в Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (далее -О Стратегии национальной безопасности)) - это угрозы «утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов»; «культурного суверенитета» России вследствие «информационно-психологических диверсий и "вестернизации" культуры», «попыток фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа», а также «дискредитация культуры России, русского языка как государственного языка Российской Федерации».
Информация в современном мире начинает управлять обществом и общественным мнением. Под влиянием избыточного количества информационных потоков неизбежен синдром «разорванного сознания. Его субъект утрачивает внутренний духовный стрежень, теряет точку опоры, которая могла бы одновременно служить ему и точкой отсчета, критерием оценки драматических событий кризисной эпохи» (Философия, вера..., 2006, с. 304). Из-за чрезмерности информации у человека создается ощущение неустойчивости, появляется боязнь не успеть за переменами, что приводит его к потере приоритетных ценностей и в целом - духовного стержня. «Реальности современного общества, основанного на максимальном разнообразии, формируют равноправные многочисленные, порой диаметрально противоположные, ценности, что ведет к обесцениванию каждой из них» (Ситкевич, 2015, с. 48-49).
Таким образом, понимая, что современное информационное пространство способно влиять на жизненно-смысловые ценности, познавательные и мировоззренческие установки человека, необходимо осуществлять поиск оптимальных механизмов формирования прочного фундамента духовно-нравственных и социокультурных основ, включая российскую гражданскую идентичность, уже с младшего школьного возраста.
Политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения, недостаточная межэтническая толерантность, изменение контингента учащихся в сторону их поликультурного состава - все эти проблемы сформировали социальный заказ государства, в котором основополагающей задачей становится формирование у учащихся гражданской идентичности, патриотического отношения к своей Родине. Гражданственность и патриотизм представлены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк, Кондаков, Тишков, 2010) как базовые национальные ценности.
Важная роль в нравственно-патриотическом становлении детей и молодежи, в создании системы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и его подготовке к самостоятельной жизни принадлежит прежде всего образовательным учреждениям, детским и молодежным организациям. Выявление новых, нетрадиционных форм и методов в учебной и внеурочной деятельности по формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности, организация условий по ее формированию являются одной из главных целей современного школьного образования.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понимание гражданской идентичности в психолого-педагогической литературе и государственных документах;
- определить необходимость патриотического воспитания у учащихся начальной школы;
- подобрать соответствующие диагностические методики и исследовать уровень сформированности гражданской идентичности у младших школьников;
- описать структуру, содержание, методы и приемы программы литературной направленности, связанной с формированием гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных в статье задач используются теоретические методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме; эмпирические методы: педагогический эксперимент - диагностика сформированности компонентов и в целом исходного уровня гражданской идентичности учащихся начальной школы, качественно-количественный анализ результатов данного эксперимента.
Теоретической основой исследования послужили источники, освещающие вопросы формирования гражданской идентичности (Асмолов, Карабанова, Марциновская, 2011; Асмолов, Карабанова, Гусельцева, 2012; Ефимен-ко, 2013; Степанова, 2015; Шикова, 2009; Эриксон, 2006), а также государственные документы, в которых рассмотрено понятие гражданской идентичности и определены пути и способы ее формирования (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (далее -ФГОС НОО); Данилюк, Кондаков, Тишков, 2010; О Стратегии национальной безопасности, 2021).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования программы внеурочной деятельности литературной направленности учителями начальных классов в педагогической деятельности для осознания младшими школьниками своей российской гражданской идентичности, становления у них ценностного отношения к своему Отечеству; воспитания уважения к своему и другим народам.
Обсуждение и результаты
Рассмотрим сущность понятия «гражданская идентичность» в психолого-педагогической литературе и в государственных документах.
Как известно, исследования идентичности появились в начале XX в. в рамках психоанализа в работах З. Фрейда, но наиболее полно данное понятие определил Э. Эриксон. Считая идентичность сложным многоуровневым образованием, американский психолог выделяет психосоциальную идентичность и характеризует ее как продукт взаимодействия между обществом и личностью, в результате чего человек ощущает причастность к определенной группе или общности и начинает разделять ее идеи и ценности (Эриксон, 2006).
Слово «гражданский» было распространено еще в научном и публицистическом обороте начиная с эпохи Возрождения и Нового времени. В России слово «гражданин» в значении не городского жителя, а человека, наделенного гражданскими правами, впервые встречается в повести «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Именно наличие гражданских прав и их конкретная реализация в общественной жизни и составляют смысл гражданской идентичности в социально-политической области.
В разных областях научного знания (социологии, политологии) термин «гражданская идентичность» трактуют неоднозначно (Гришина, 2003, с. 336-338; Даниленко, 2000). Но большинство ученых сходятся во мнении, что основа гражданской идентичности - это идентификация с обществом, государством и страной. При этом гражданство (правовой статус личности) соотносится с государством, связь с которым выражается во взаимных правах и обязанностях, а гражданственность (духовно-нравственная позиция человека) - с Родиной, Отечеством и с патриотизмом.
Исследователи полагают, что патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью является основным распознающим механизмом (Асмолов, Карабанова, Гусель-цева, 2012, с. 14-15), поэтому для становления гражданской идентичности важна не столько гражданская принадлежность, сколько связанные с ней отношения и переживания. Таким образом, элементами гражданской идентичности являются следующие понятия: гражданство, гражданственность и патриотизм.
Такой компонент, как «гражданское самосознание», привносит в гражданскую идентичность эмоциональные смыслы, «сплачивает население и является цементирующей основой социальной интеграции» (Ши-кова, 2009, с. 112).
Первоначально трактование термина «гражданская идентичность» было зафиксировано в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70284810). Приоритетной целью государственной национальной политики в документе выступает «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа». В редакции документа 2018 года обращается внимание на взаимодействие народов России: «Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию» (п. 4.1) (О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденную Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666: Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703. http://kremlin.ru/acts/bank/43843 (далее - О внесении изменений в Стратегию)).
Таким образом, можно отметить, что общегосударственная идентичность не противостоит этнической (ранее они рассматривались каждая сама по себе), а, напротив, этнокультурное взаимодействие представляется как основа формирования сплоченного общества, за счет чего снимается фактор напряжения между государственным и локальными этническими компонентами. Только благодаря активному взаимодействию всех этнических культур России, когда каждый народ вносит свой вклад в общую культуру (сохраняя при этом свою этническую идентичность), может быть сформирована российская нация.
В Стратегии (О внесении изменений в Стратегию, 2018) отмечается также особая роль русского народа. Он осознается не государствообразующим народом: его роль системообразующая и объединяющая народы, связанные духовной общностью (п. 11). В документе постоянно говорится о приверженности таким ценностям, как патриотизм, служение Отечеству, семья, гуманизм, и другим, которые сложились в русском обществе исторически.
Поскольку все народы России связывает «русская культурная доминанта», которая выступает базой «общероссийской гражданской идентичности», можно говорить о «едином культурном коде», в основе которого лежат прежде всего сохранение русского языка и культуры российского народа и их развитие, а также общечеловеческие принципы (О внесении изменений в Стратегию, 2018).
Таким образом, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года главная роль в обеспечении культурного суверенитета, в создании системы духовно-нравственного и патриотического воспитания россиян отводится культуре (Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу: аналитический доклад. М.: Институт Наследия, 2020; Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года от 01.10.2021. https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html).
Анализ литературы по проблеме исследования и соответствующих документов свидетельствует о том, что в воспитании подрастающего поколения, в его личностном и социальном становлении проблема формирования гражданской идентичности, патриотизма является наиболее важной.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, 2021) говорится о необходимости «становления их (учащихся) российской гражданской идентичности... представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения».
В соответствии со стандартом, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников должно включать «становление ценностного отношения к своей Родине - России. Учащиеся должны осознавать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность; ощущать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважать свой и другие народы» (ФГОС НОО, 2021).
Во ФГОС НОО (2021) подчеркивается формирование ценностного и смыслового аспекта личности ученика, благодаря которому ученик может проявлять свою гражданскую позицию в деятельности.
В связи с этим традиционно выделяют четыре области предметной направленности педагогического комплекса инструментов и методов формирования российской гражданской идентичности:
- знания о принадлежности к российской гражданской общности; о символике государства, о Конституции Российской Федерации, о гражданских правах и обязанностях - когнитивная (знаниевая) область;
- принятие или непринятие своей принадлежности к российской гражданской общности - коннотатив-ная (эмоционально-оценочная) область;
- отношение позитивное, амбивалентное (нечеткое, непоследовательное) или негативное к данной принадлежности; к Родине, ее культуре и истории, к другим народам - аксиологическая (ценностно-ориентировочная) область;
- самореализация; гражданская активность; участие в социально значимой деятельности - деятель-ностная (поведенческая) область (Асмолов, Карабанова, Гусельцева, 2012; Ефименко, 2013).
Таким образом, в реализации образовательных стандартов нового поколения формирование гражданской идентичности, воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся является одним из приоритетных направлений.
С целью исследования исходного уровня сформированное™ гражданской идентичности младших школьников нами были обоснованы и сформулированы критерии и показатели (представлены ниже при описании результатов в соответствии с высоким, средним и низким уровнями сформированности) на основе выделенных компонентов гражданской идентичности (знаниевого, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, дея-тельностного); подобран диагностический инструментарий.
Экспериментальное исследование исходного уровня сформированности гражданской идентичности младших школьников проводилось в течение 2020-2022 гг. среди учащихся 9-11 лет в количестве 68 человек в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах г. Иркутска и Иркутской области.
Эксперимент осуществлялся по следующим диагностическим методикам:
- модифицированный вариант методики «С чего начинается Родина» (автор - В. М. Хлыстова), изучающей когнитивный компонент (представление о территории России, о родном крае; знание государственной символики; моральные правила и нормы; правила отношения к природе);
- методика «Я - патриот» (автор - Н. Н. Бирюкова) и метод бесед (автор ситуаций - В. С. Горбунов), определяющие эмоционально-оценочный компонент (принятие своей гражданской и этнической принадлежности; выражение интереса к «малой родине», ее культуре и истории, проявление отношения к нравственным понятиям и гражданским ценностям);
- методика «Незаконченные предложения», выявляющая ценностно-смысловую ориентацию (проявление патриотических чувств и гордости за свою страну; уважение других народов России; стремление следовать нравственным нормам, любовь к природе своей страны). Учащимся следовало закончить предложения «Самое дорогое для человека...», «Я люблю свой город, потому что...», «Я горжусь иркутянами, потому что...» и т. п.;
- методика «Я - патриот» (автор - Н. Н. Бирюкова), определяющая овладение практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», и анкета «Как я участвую в жизни своей страны и малой родины» (выполнение правил школьной жизни, обязанностей ученика; пользование правами; выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников, бережное отношение к окружающей природе, ориентация в событиях, происходящих в стране).
На основе выделенных нами критериев были определены три уровня сформированности гражданской идентичности учащихся начальной школы.
Высокий уровень проявляют младшие школьники, которые могут объяснить понятия «Родина» и «малая родина», «государство», «патриот», «служение Отечеству», знают символы России, культурные артефакты родного края; моральные нормы, правила отношения к природе. Стремятся узнать об историческом прошлом России, знают героев и великих людей Отечества. Делятся информацией об этом с другими. Отзываются о родном крае, его культуре и людях с любовью и уважением. При организации и поддержке учителей принимают участие в делах родного города, проявляют инициативу и активно участвуют в мероприятиях класса, школы.
Средний уровень сформированности свидетельствует о том, что учащиеся знают гражданские понятия, но сформулировать их значение могут не полностью, о культурных артефактах родного края имеют поверхностное
представление; знают моральные нормы, правила отношения к природе. Историю страны изучают только по заданию взрослых, проявляют интерес к историческим событиям и великим людям, сопереживают им, знакомятся с историей и культурой родного края, любят природу, участвуют в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветливы с жителями родного города. В делах своего города, школы и класса участвуют, если они организованы другими людьми
Учащиеся с низким уровнем сформированности не могут объяснить гражданские понятия или при объяснении допускают ошибки; не имеют представления об истории и культурных артефактах родной страны и родного края, поскольку они им не интересны. Не знают моральные нормы, неуважительны к своим землякам. Не берегут природу. В делах своего города, класса, школы участвуют неохотно.
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие результаты: 12 респондентов (17,65%) имеют высокий уровень сформированное™ гражданской идентичности. 42 респондента (61,76%) продемонстрировали средний уровень. Низким уровнем гражданской идентичности обладают 14 респондентов, что составляет 20,59% от общего количества испытуемых.
На основании данных диагностики можно сделать вывод, что у большинства младших школьников (82,35%) гражданская идентичность сформирована на среднем и низком уровнях, то есть недостаточно. Знания об основных гражданских понятиях у учащихся отрывочные, отношение к Родине в большей степени нейтральное, в школьных мероприятиях они обычно участвуют безынициативно или вынужденно.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты позволяют сделать вывод о необходимости разработки специальной программы по формированию гражданской идентичности младших школьников.
Воспитание российской гражданской идентичности учащихся требует поиска таких образовательных и воспитательных методов и приемов, которые сформируют компетенции, позволяющие ориентироваться в текущих социальных процессах развития российского гражданского общества и гражданского мышления. Для формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальных классов может использоваться содержание различных учебных предметов, о чем идет речь и во ФГОС НОО (2021). Однако отметим, что для формирования универсального действия нравственно-этической ориентации, для приобщения к гражданским ценностям наиболее соответствуют учебные предметы гуманитарного цикла, и в первую очередь «Литература», являющаяся частью культуры и заключающая в себе нравственные и духовные ценности. Именно литература является связующей нитью поколений и передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. Также развитию гражданского самосознания будет способствовать поиск причинно-следственных связей, использование аналогий, примеров, сопоставлений литературных произведений, в которых представлено осмысление гражданской культуры и гражданского общества. Именно литература задает в детском возрасте эталоны и образцы личности. При этом важно, чтобы в процессе работы над произведением учитель делал акцент не только на освоение предметных результатов, но и на достижение личностных.
Кроме того, для учащихся начальных классов разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания, через разные формы работы которой (диалоговые: беседы, диспуты, дискуссии, сюжетно-ролевые игры; просмотр видео- и кинофильмов, социальные проекты, фестивали, творческие конкурсы, праздники) организуется процесс формирования гражданской идентичности. Однако эффективность отдельных мероприятий, как показывает опыт, не всегда результативна. Работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся следует вести систематически и планомерно, с использованием разнообразных форм и методов работы, чему будет способствовать создание и реализация программ внеурочной деятельности, позволяющих формировать гражданскую идентичность и нравственные качества младших школьников в единстве.
Исходя из полученных результатов проведенного эксперимента, была разработана программа «Я - гражданин России». Целью программы является воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны, развитие чувства гордости за свою страну; формирование патриотических чувств, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей.
Идея программы в том, что любовь к своей стране начинается с теплых чувств к своей малой родине, активная гражданская позиция формируется при решении актуальных задач (в соответствии с возрастом), касающихся родного края. При работе над художественным произведением процессы патриотического и эстетического воспитания протекают взаимосвязанно: эстетическое восприятие предполагает возникновение оценки на основе осознания сути прочитанного и влияет на формирование личностного отношения к прочитанному (Зимина, Сурков, Жесткова, 2017).
При разработке программы внеурочной деятельности с опорой на труды ученых А. А. Леонтьева (2001), А. Г. Асмолова и соавторов (Асмолов, Карабанова, Марциновская, 2011) в структуре гражданской идентичности были выделены три уровня, при этом гражданская идентичность рассматривается как совокупность региональной (этнической), общероссийской и общемировой (общечеловеческой) идентичностей. Единство трех данных начал А. А. Леонтьев (2001) считает базовым условием формирования самосознания гражданина новой России.
В программе изучаемый материал представлен в соответствии с тематическими разделами: личность и история, личность и общество, человек и природа. Каждый раздел включает региональный компонент (произведения о Сибири). Произведения, предложенные в программе, носят рекомендательный характер, поскольку при их отборе учитель должен учитывать читательский опыт учащихся и их уровень сознательности чтения.
Раздел I «Страницы истории нашей Родины» и раздел II «Великая Отечественная война. Тема исторической памяти» посвящены знакомству со значимыми для нашей страны событиями истории. Знание исторических фактов, изучение исторических процессов с разных сторон позволяет развивать историческое сознание, которое является основой гражданской культуры. Задача учителя - научить учащихся видеть в исторических событиях причинно-следственные связи, имеющие характер гражданской самоидентификации, извлекать из исторического прошлого уроки, важные для развития гражданского общества. Входя в мир отечественной литературы, знакомясь с различными гражданскими позициями и взглядами, юный гражданин расширяет области собственной предметной и личной компетентности.
Обширный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют произведения о великих людях России и их подвигах, о значимых событиях страны. Таковы отобранные нами произведения для раздела I: Алешковский П. «Как новгородцы на Югру ходили» - о смелых мореплавателях XII века; Асанов Л. «Все они люди храбрые» - о древнем народе Руси - скифах; Бахревский В. «И светом чудным озарены» - о жизни русских святых; Дорофеев А. «Ключ от моря» - о взятии Петром I крепости Азов, «Корабельные пути» - о строительстве петровского флота; Гордин Я. «Полтавская битва»; Лободин М., Бойцов М. «Мужество» - о русском полководце П. И. Багратионе; Маркуша А. «Человек-птица», «Синее небо» - о знаменитых русских летчиках; Матвеева Е. «Полярная звезда» - о полярной экспедиции Г. Я. Седова и другие книги. Жизнь декабристов и их деятельность в Сибири описываются в книгах «Рассказы о декабристах» А. С. Алексеева и «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» Н. А. Белоголового.
При изучении героических страниц истории нашей страны с помощью приемов ассоциирования, выделения ключевых слов, литературных параллелей, исторического комментария у учащихся не только формируется представление о литературном герое, но и о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава Родины.
Читая произведения о Великой Отечественной войне, младшие школьники видят стойкость, несокрушимую нравственную силу, преданность Отечеству - те качества, которые издавна присущи русскому солдату. В раздел II программы вошли произведения «Сто рассказов о войне» С. П. Алексеева («Брестская крепость»), «Сын полка» В. П. Катаева, «Маринка», «На ялике» Л. И. Пантелеева, «Сигнальщики и горнисты» А. Г. Алексина, «Сад имени Т. С.» М. Ботевой, «Разноцветный снег» Н. Волковой, баллады Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома». Кроме того, в программу включены стихотворения иркутских поэтов-фронтовиков, в которых выражены чувства и переживания солдата-воина: Уткин И. «Я видел девочку убитую.», «В санбате», «Если будешь ранен, милый, на войне.»; Рыбаков М. «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет.».
Анализируя ситуации мужества и героизма русских людей, выявляя мотивы их поступков, ставя себя на их место, учащиеся начинают ощущать чувство сопричастности к событиям прошлого, что делает подобный урок личностно ориентированным. Тема исторической памяти не менее важна, поскольку поколение, не помнящее прошлого, не знающее правды о Великой Отечественной войне, не способно учесть уроков истории и нести ответственность за свою страну и ее будущее.
Полагаем, что базой формирования гражданской идентичности учащихся должно стать воспитание на основе общечеловеческих ценностей. О важности этого говорили еще Сократ, Аристотель и другие античные философы. В России эти взгляды излагал А. Н. Радищев (1938), считающий, что формирование высоконравственного человека-гражданина, любящего больше всего свое Отечество, - основная задача воспитания. Его поддержали русские демократы: по словам Н. А. Добролюбова (1858), «настоящий патриотизм стоит выше всех личных отношений и интересов, он находится в теснейшей связи с любовью к человечеству.». ФГОС НОО (2021) также подчеркивает неразрывную связь двух диалектически связанных ценностных систем: национальных ценностей и ценностей общечеловеческих гуманистических.
В раздел III программы были отобраны произведения, которые позволяют подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм: рассказы А. П. Чехова «Мальчики», «Детвора», «Беглец», рассказы Б. Житкова из сборников «Морские истории», «Что бывало» и «Помощь идет», повесть Ю. И. Коринёца «Там, вдали, за рекой», повести В. П. Крапивина «Та сторона, где ветер», «Дети синего Фламинго», рассказы Л. И. Пантелеева «Новенькая», «На ялике», К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Колотый сахар», Ю. Я. Яковлева «Собирающий облака», «Вратарь», «Мальчик с коньками», «Всадник, скачущий над городом». Ситуации нравственного выбора предлагают в своих произведениях сибирские писатели: Шастин А. «Пример для подражания», Сергеев М. «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем», Самсонов Ю. «Мешок снов», Машкин Г. «Лютня». Решая ситуации нравственного выбора, учащиеся знакомятся с нормами поведения и взаимоотношениями людей, соотносят свои представления о хорошем и плохом с общечеловеческими нравственными ценностями и таким образом овладевают способами действий в различных жизненных ситуациях.
Общечеловеческая составляющая гражданской идентичности включает знание основных правил отношения к природе, основ природопользования; бережное отношение к окружающей природе, поэтому раздел IV программы посвящен теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Анализ географических реалий, пейзажа и быта позволяет выявить этнокультурную специфику литературного произведения, что способствует формированию регионального (этнического) компонента гражданской идентичности.
Образцы описания русской природы, гуманного отношения к «братьям нашим меньшим» представлены на страницах рассказов Н. И. Сладкова из сборников «Силуэты на облаках», «Белые тигры», Г. А. Скребицкого -из сборников «Лесной прадедушка», «С ружьем и без ружья», Е. И. Чарушина - из циклов «Про Томку»,
«Никитка и его друзья», рассказов Э. Ю. Шима, повестей Ю. И. Коваля «Недопесок», «Пять похищенных монахов», «Шамайка», повести Е. В. Рудашевского «Здравствуй, брат мой Бзоу!».
Произведения писателей и поэтов-сибиряков о природе позволяют учащимся приобщиться к красотам малой родины, по-новому посмотреть на знакомые с детства пейзажи. Так, раскрыть таинство восприятия природы ребенком помогают рассказы В. Распутина «В тайге над Байкалом», «На реке Ангаре»; знакомят с родной природой, с жизнью тайги рассказы С. Устинова «Любопытный бурундук», «Росомаха», «Рысь», «Ласка - белая ленточка», «Рогатые звери тайги», А. Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий». Теме нравственного бережного отношения к природе посвящены рассказы А. Зверева «Ласточки», С. Агеевой «Нерпенок», А. Озорниной «В лесу родилась елочка», байкальская сказка Т. Долбуновой «Три Пахома». Необходимо включать учащихся в анализ авторской позиции и отношения автора к малой родине, поскольку любовь к Родине начинается с ощущения родного края, где родился и рос человек. Возможность прочувствовать душевное настроение лирического героя через описание картин сибирской природы дают стихотворения М. Сергеева, С. Иоффе, А. Румянцева, А. Горбунова, А. Кобенкова; научат учеников видеть и слышать родную природу произведения И. Луговского «Кто разбил лед?», Ю. Черных «Веселый разговор», «Необычные гости».
В результате работы с произведениями писателей нашей страны у учащихся формируются знания о родной стране, ее особенностях, истории и культуре, что «способствует воспитанию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений» (Степанова, 2015, с. 110).
Для реализации воспитательного потенциала художественных произведений следует использовать специальные средства. Прежде всего предусматривается чередование разнообразных форм учебной деятельности (урок-путешествие, урок-презентация, урок-проект (творческий, социальный), урок-диалог, библиотечный урок, урок-композиция, литературно-художественная гостиная, организация литературных выставок и фотомонтажей, читательская конференция, концерт, экскурсия). В качестве методов воспитания при работе с литературными произведениями наиболее целесообразными выступают рассказ учителя с целью эмоционального воздействия на сознание и чувства детей через яркое нестандартное представление фактов и событий; различные формы беседы и анализ воспитывающих ситуаций (проблемных, аналитических, прогностических) в ходе работы над произведением для определения мотивов поведения действующих лиц, выработки оценок и суждений о их поступках и выявления идейной направленности произведения. «Важным аспектом является то, чтобы полученные знания о патриотизме учащимися приобретали личностный смысл, проходили через эмоциональные переживания, превращаясь в руководящие принципы их деятельности и поведения» (Богатенкова, 2020, с. 21).
Кроме того, с целью активизации читательской самостоятельности учащихся следует использовать инновационные технологии (создание буктрейлеров, виртуальных выставок и экскурсий, ментальных и виртуальных карт, интерактивных кроссвордов и квестов и т. п.).
Подводя итог, можно констатировать, что осмысление, понимание произведений отечественных писателей, совершенствование умений видеть и выделять в них ключевые моменты, решать предлагаемые авторами ситуации нравственного выбора в рамках применения программы внеурочной деятельности литературной направленности будут способствовать постепенному постижению учащимися национальной картины мира в художественном тексте, а следовательно, эффективному формированию их гражданственности.
Заключение
В рамках проведенного исследования нами была определена необходимость формирования гражданской идентичности младших школьников в существующих современных условиях.
Уточнены понятие «гражданская идентичность» и требования ФГОС НОО (2021) к ее формированию. Под гражданской идентичностью младшего школьника нами понимается осознание учащимся начальной школы своего «Я» как гражданина Российской Федерации и эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности, ощущение сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю государства, осознание ответственности за общее благополучие, готовность проявления своей гражданской позиции в деятельности через следование моральным и нравственным нормам, через участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни, через проявление бережного отношения к природе.
В ходе анализа результатов экспериментального исследования выявлен недостаточный уровень сформи-рованности гражданской идентичности младших школьников и определена необходимость актуализации патриотического воспитания у учащихся начальной школы.
Обоснована необходимость использования программы внеурочной деятельности литературной направленности с целью формирования у учащихся гражданской идентичности. Применение данной программы, учитывающей не только национальные, но и общечеловеческие гуманистические ценности, позволит не только повысить мотивацию обучающихся к патриотической тематике, но и почувствовать гордость за свою страну; осознать свою принадлежность к историческим судьбам Родины, ответственность за ее судьбу и в целом способствовать повышению уровня вовлеченности учащихся в социально активные виды деятельности.
Перспектива исследования в данной области видится в более детальной разработке занятий данной программы, а также в поиске новых форм и методов, необходимых для гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы.
Источники | References
1. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования в социокультурной модернизации России: монография / под науч. ред. А. Г. Асмолова. М.: ФИРО, 2012.
2. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марциновская Т. Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2-х ч. / под ред. А. Г. Асмолова. М., 2011. Ч. 1.
3. Богатенкова Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Образование и воспитание. 2020. № 2 (28).
4. Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. Т. 1. А - М.
5. Даниленко В. И. Современный политологический словарь. М.: Nota Bene, 2000.
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
7. Добролюбов Н. А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. 1858. http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/ text_0580.shtml
8. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11.
9. Зимина М. Д., Сурков М. Г., Жесткова Е. А. Художественная литература как средство воспитания патриотических чувств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.
10. Леонтьев А. А. Деятельный ум: деятельность, знак, личность. М. : Смысл, 2001.
11. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Радищев А. Н. Полное собрание сочинений: в 3-х т. М. - Л.: Академия наук СССР, 1938. Т. 1.
12. Ситкевич Н. В Мировоззренческие контексты инфосоциогенеза // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 2 (14).
13. Степанова Е. А. Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы // Актуальные вопросы современной педагогики: мат. VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: АСГАРД, 2015.
14. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006.
15. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2009. № 1.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; под общ. ред. и с предисл. д-ра психол. наук А. В. Толстых. М.: Флинта; Прогресс, 2006.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Пересада Оксана Валерьевна1, к. филол. н., доц. 1 Иркутский государственный университет
Peresada Oksana Valeryevna1, PhD 1 Irkutsk State University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 01.08.2023; опубликовано online (published online): 14.09.2023.
Ключевые слова (keywords): гражданская идентичность; гражданско-патриотическое воспитание; младший школьник; внеурочная деятельность; детская литература; civic identity; civic and patriotic education; grade schooler; extracurricular activities; children's literature.