Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПАТРИОТИЗМ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

В данной статье рассматривается насущная проблема современности - формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания. Актуальность исследования обусловлена целевым ориентиром, который задан ФГОС общего начального образования, а также неразработанностью ценностного компонента содержания патриотического воспитания с точки зрения его научно-практической составляющей. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении формирования ценностных ориентаций в начальной школе с позиции патриотического воспитания. Цель статьи - научное обоснование педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания. Ключевым аспектом патриотического воспитания является его ценностная составляющая, направленная на формирование у младших школьников таких черт, как гордость за культуру своей страны, любовь, преданность и готовность встать за защиту своей Родины, своего Отечества, что соотносится с сущностью ценностных ориентаций. Представленные в статье материалы отражают практический опыт формирования ценностных ориентаций обучающихся в современной начальной школе на основе реализации выявленных автором педагогических условий, которые обеспечивают эффективность данного процесса, что доказано результатами исследования. Статья представляет интерес для исследователей в области общей педагогики, работников сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

This article deals with the actual problem of our time, which is the formation of value orientations among younger pupils in the process of patriotic education. The relevance of the study is due to the goal, which is set by the Federal State Educational Standard of General Primary Education, as well as the lack of development of the value component of the content of patriotic education in terms of its scientific and practical component. Scientific novelty consists in considering the formation of value orientations in primary school from the point of patriotic education. The purpose of the article is a scientific substantiation of the pedagogical conditions for the formation of value orientations among younger schoolchildren in the process of patriotic education. The key aspect of patriotic education is its value component, which guides the formation of such traits in junior schoolchildren as pride in the culture of their country, love, devotion and readiness to stand up for the defense of their Motherland, their Fatherland, which correlates with the essence of value orientations. The presented materials of the article reflect the practical experience in the formation of value orientations of students in a modern primary school based on the implementation of the pedagogical conditions identified by the author, the implementation of which ensures the effectiveness of this process, which is proved by the results of the study. The article is of interest to researchers in the field of general pedagogy and educators.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 373.3.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.026

А. Н. Шиканова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается насущная проблема современности - формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания. Актуальность исследования обусловлена целевым ориентиром, который задан ФГОС общего начального образования, а также неразработанностью ценностного компонента содержания патриотического воспитания с точки зрения его научно-практической составляющей. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении формирования ценностных ориентаций в начальной школе с позиции патриотического воспитания. Цель статьи - научное обоснование педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания. Ключевым аспектом патриотического воспитания является его ценностная составляющая, направленная на формирование у младших школьников таких черт, как гордость за культуру своей страны, любовь, преданность и готовность встать за защиту своей Родины, своего Отечества, что соотносится с сущностью ценностных ориентаций. Представленные в статье материалы отражают практический опыт формирования ценностных ориентаций обучающихся в современной начальной школе на основе реализации выявленных автором педагогических условий, которые обеспечивают эффективность данного процесса, что доказано результатами исследования. Статья представляет интерес для исследователей в области общей педагогики, работников сферы образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, патриотическое воспитание, ценности, младшие школьники, патриотизм, начальное образование, педагогические условия

A. N. Shikanova

FORMATION OF STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article deals with the actual problem of our time, which is the formation of value orientations among younger pupils in the process of patriotic education. The relevance of the study is due to the goal, which is set by the Federal State Educational Standard of General Primary Education, as well as the lack of development of the value component of the content of patriotic education in terms of its scientific and practical component. Scientific novelty consists in considering the formation of value orientations in primary school from the point of patriotic education. The purpose of the article is a scientific substantiation of the pedagogical conditions for the formation of value orientations among younger schoolchildren in the process of patriotic education. The key aspect of patriotic education is its value component, which guides the formation of such traits in junior schoolchildren as pride in the culture of their

country, love, devotion and readiness to stand up for the defense of their Motherland, their Fatherland, which correlates with the essence of value orientations. The presented materials of the article reflect the practical experience in the formation of value orientations of students in a modern primary school based on the implementation of the pedagogical conditions identified by the author, the implementation of which ensures the effectiveness of this process, which is proved by the results of the study. The article is of interest to researchers in the field of general pedagogy and educators.

Keywords: value orientations, patriotic education, values, junior schoolchildren, patriotism, primary education, pedagogical conditions

Введение. В условиях социальных перемен, происходящих как в стране, так и в мире, именно к школе как важнейшему образовательному институту предъявляются новые требования в плане не только обучения, но и воспитания подрастающего поколения. «Важной задачей современного общества является определение жизненных ценностей и приоритетов для личностного становления обучающегося» [6]. Законом об образовании РФ в качестве одного из основных принципов выделяется воспитание будущего гражданина страны, «не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям» [12]. Воспитание нового поколения, разделяющего традиционные ценности общества, выходит на первый план в образовательной парадигме российской школы. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой актуализирована роль системы общего образования, применительно к нашему исследованию определяет в качестве стратегического ориентира образовательной политики государства мотивацию к непрерывному индивидуальному личностному росту обучающихся. В ней указано, что эффективное достижение личностных результатов невозможно без «духовно-нравственных ценностно-смысловых позиций личности» [6], с которых начинается образовательная траектория ученика в начальной школе.

Актуальность исследуемой проблемы. Проведенный нами в контексте исследования анализ содержания ФГОС НОО, в частности «Портрета младшего школьника», позволил выделить следующие его характеристики: «младший школьник по окончании начальной школы должен уважать и принимать ценности своей страны, любить свой народ, свою Родину, с уважением относиться к старшим, быть доброжелательным, уметь отвечать за свои поступки перед своей семьей и окружающими» [11]. На этой основе происходит развитие у обучающихся, в частности у младших школьников, ценностных основ жизни и деятельности в ней, эмоционально-волевых качеств, которые способствуют социализации в современном мире, где ценности являются главными жизненными ориентирами.

Ключевым аспектом патриотического воспитания является его ценностная составляющая, направленная на формирование у младших школьников таких черт, как гордость за культуру своей страны, любовь, преданность и готовность встать за защиту своей Родины, своего Отечества [10]. В этом контексте именно патриотическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций у младшего школьника, что является одной из важнейших задач воспитательной работы педагогов начальной школы, решение которой обусловливается возрастными особенностями детей в сенситивный период их развития: непосредственностью, эмоциональностью, отсюда - неподдельный интерес ко всему новому, чувство любви и гордости за родной край, преданности своему Отечеству, желание действовать в интересах своей Родины, когда в этом есть необходимость [3]. У младших школьников активизируется познавательное отношение к миру, и на этой основе постепенно происходит такое личностное новообразование, как интеллектуальная рефлексия, т. е. способность осознавать свои действия, осуществлять ценностный выбор [5].

В соответствии с этими характеристическими признаками отмечаем следующее: младшие школьники располагают необходимым потенциалом для формирования ценностных ориентиров, соответственно, в начальной школе необходимо развивать новые направления работы по патриотическому воспитанию, что требует детальной проработки, систематизации, определения базовых составляющих, всей совокупности действий школы, семьи и общества по воспитанию патриотических чувств в каждом будущем гражданине [4].

Материал и методы исследования. Проблема исследования заключается в научном обосновании педагогических условий формирования ценностных ориентаций у обучающихся начальной школы в процессе патриотического воспитания. Для ее решения был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, изучен опыт работы по формированию ценностных ориентаций в начальной школе в современных условиях.

В качестве основных подходов в исследовании нами определены аксиологический (обосновывает выбор педагогами ценностей, близких по возрасту младшим школьникам), культурологический (предусматривает воспитание культурной личности, опирающейся на этнокультурологические особенности места проживания), системный (обеспечивает системность в формировании ценностей у младших школьников).

В данном исследовании использовались теоретические (сравнительно-сопоставительный и системно-структурный виды анализа литературы, документации и результатов педагогической деятельности в школе, синтез, абстрагирование и педагогическое ранжирование), эмпирические (педагогическое наблюдение, изучение опыта по формированию искомых качеств, анализ документации по данной проблеме), математические методы (обработка данных).

Задачами в исследовании были определены: выявление сущностных характеристик ценностных ориентаций младших школьников, обоснование педагогических условий формирования искомых качеств у младших школьников, экспериментальное подтверждение эффективности педагогических условий формирования ценностных ориентаций у обучающихся в процессе патриотического воспитания.

Проблема формирования ценностных ориентаций как важная составляющая воспитательного процесса в современной школе освещается в работах И. В. Авдеевой, Т. С. Аниси-мовой, А. А. Бабиной, В. С. Бакирова, Е. Н. Беловой, Н. А. Волковой, О. Г. Доброцкого, Д. А. Леонтьева, В. А. Караковского, Д. В. Кортиевой, А. В. Мудрик, В. С. Мухиной, Н. И. Непомнящей, Е. Н. Тимофеевой и др.

Данная проблема в своей основе рассматривается в трудах философов Г. Риккерта, И. Канта, Г. Лотце. Г. Лотце разграничивал мир в трех сферах: действительность, истинность и ценность. При этом, характеризуя ценность как место человека, он рассматривал данное понятие с позиции значимости, считая обителью ценностей «царство целей» [1].

В определении, данном в Большой Российской энциклопедии, патриотизм трактуется как «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [2]. Здесь отражена нравственная сущность патриотизма, которая представляет собой любовь к своему народу, гордость за его достижения, уважение к истории, традициям и культуре своей страны, готовность к активной деятельности по приумножению ее богатства.

К. Д. Ушинский справедливо отмечает: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [9].

В научных трудах И. В. Павлова говорится о том, что «целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также взаимодействия школы и семьи позволяет воспитывать патриота своей Родины» [7]. Это актуализирует осмысление работы педагогов начальной школы по формированию искомых качеств у обучающихся на основе использования жизненного опыта родителей, семьи в целом, ее общекультурных, этнокультурных ценностей, сформированных поколениями [13].

Таким образом, формирование ценностных ориентаций направлено на понимание младшими школьниками самых важных в жизни общества и человека ценностей, которые являются ориентиром в жизни, основой формирования ценностно ориентированного мировосприятия. Жизненный опыт младших школьников, пусть небольшой, основанный на знаниях, умениях и навыках, определяет их готовность к дальнейшему развитию, чему способствуют созданные в воспитательной работе начальной школы педагогические условия эффективности данного процесса, а именно:

1) создание информационно-образовательной среды для обучающихся начального звена (страницы в социальных сетях, сайты, виртуальные экскурсии, информационные стенды, выставки книг, стенгазеты и т. д.), обеспечивающей получение знаний о ценностях;

2) внедрение авторской программы «Ценности моей Родины» как способ активизации патриотических мероприятий у школьников;

3) создание авторского методического пособия, способствующго методическому сопровождению учителей и родителей;

4) организация совместной деятельности родителей и школы в работе клуба для детей и родителей «Мы патриоты».

Относительно последнего педагогического условия отметим, что передача ценностей от одного поколения к другому в ходе актуализации ценностных доминант содержания патриотического воспитания способствует ценностному самоопределению личности на основе единства школы и семьи [8].

Формирование ценностной ориентации обусловливает направленность воспитательной работы начальной школы на формирование личности младшего школьника - будущего патриота своей Родины, своего Отечества, ведет к самопознанию и самосовершенствованию каждого его гражданина и способствует решению важных задач, стоящих перед обществом.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование было проведено в соответствии с целевыми ориентирами, отражающими теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования ценностных ориентаций у обучающихся начальной школы и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Базой исследования выступили начальные классы (1-4 классы) МБОУ СОШ № 49 г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие 108 учеников, 32 учителя, родители. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по апробации интегрированного комплекса педагогических условий по формированию ценностных ориентаций у обучающихся в процессе патриотического воспитания.

Проведенная стартовая диагностика на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (с использованием методик «Анкета исследования ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Как я оцениваю себя сам» (Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн), «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (методика Т. А. Фалькович)) показала следующее: большинство респондентов обладают низким уровнем сформированности искомых качеств - 34 %,

что свидетельствует о том, что младшим школьникам характерно неадекватное понимание ценностей и самооценки себя как личности, своей роли в обществе; они неправильно анализируют свое поведение согласно ценностным ориентирам, у них нет выраженного самоконтроля над своим поведением и коммуникативной ситуацией; познавательная сфера мышления находится на низком уровне.

Результаты данной диагностики стали главным аргументом в пользу реализации на формирующем этапе эксперимента ранее определенных нами педагогических условий формирования ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов. В ходе реализации первого педагогического условия - создание информационно-образовательной среды для младших школьников - были проведены следующие мероприятия патриотической направленности: уроки мужества, посвященные Ленинградской блокаде, выводу войск из Афганистана; просмотр фильмов, повышающих престиж службы в армии, фильмов о Великой Отечественной войне; школьные конкурсы и коллективные творческие дела, приуроченные к Дню Победы в Великой Отечественной войне; школьная викторина «Слава победителя, победителям - слава!». Каждое мероприятие сопровождалось тщательной подготовкой. Младшие школьники готовили материал, размещали его на стендах в классе и на сайте школы, в социальных сетях, что способствовало созданию информационной среды, обеспечивающей получение знаний о ценностях.

Реализация второго педагогического условия - внедрение авторской программы «Я гражданин своей Родины» - заключалась в проведении таких мероприятий, как классные часы на тему «Государственные символы Российской Федерации», школьный конкурс сочинений младших школьников «Наша память жива», посвященный ветеранам-героям Великой Отечественной войны, акции «Ветеран живет рядом с нами», конкурс патриотической песни «Подвиг в наших сердцах», конкурсы чтецов «О войне», детского рисунка «Я рисую о войне», проведение родительской гостиной на тему «Герои и их подвиги». Учащиеся и родители с большим энтузиазмом включились в работу, проявив большое желание участвовать в этих мероприятиях.

В ходе реализации третьего педагогического условия была проведена работа по определению и разъяснению педагогам основных положений деятельности по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в рамках круглого стола и методических семинаров. Каждому учителю были даны рекомендации в виде авторского методического пособия. При проведении разнообразных мероприятий патриотического содержания педагоги и родители действовали согласно разработанному алгоритму по формированию искомых качеств, представленному в методическом пособии.

Задачи реализации четвертого педагогического условия состояли в организации совместной деятельности родителей и школы на основе работы клуба для детей и родителей «Растим патриотов». В школе был организован фестиваль патриотической песни среди семейных команд начальных классов «Мы помним», литературно-музыкальная игра-викторина «Моя душа поет о Вас, ветераны», традиционное возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата и Вечному Огню. Такая работа клуба привлекла внимание родителей детей и из других классов, на его основе были организованы подобные клубы и для них.

Таким образом, можно утверждать, что процесс формирования ценностных ориен-таций обеспечивается активным воспитательным взаимодействием педагогов и родителей. А эффективность данного процесса была выражена в возросшем интересе детей к деятельности, ориентированной на формирование у них искомых качеств.

На контрольном этапе эксперимента были подведены итоги работы по формированию ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания, проведена контрольная диагностика уровня сформированности у них ценностных ориентаций.

По итогам экспериментальной работы наметился устойчивый рост сформированное™ у младших школьников ценностных ориентаций. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1 - Сформированность ценностных ориентаций у младших школьников

Этапы экспериментальной работы Показатель уровня сформированности (в процентном соотношении)

Констатирующий 34,5

Контрольный 88,9

100;00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0;00%

Констатирующий этап Контрольный этап

Рисунок 1 - Общий показатель уровня сформированности ценностных ориентаций на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (в процентном соотношении)

Информационное обеспечение, включающее консультирование педагогов, информационный взаимообмен между ними, обеспечило разработку различных форм работы патриотической направленности, активное участие в них младших школьников и их родителей. Это способствовало формированию у обучающихся тех компонентов ценностных ориентаций личности, которые соответствуют пониманию ценностей: микро-(семья)и макро-(общество)социума, а также освоению и присвоению всего этого на личностном уровне.

Ценностно ориентированная социально и личностно значимая деятельность обучающихся носила характер практической деятельности, нацеленной на достижение глубинного понимания и осознания ценностей, основанной на эмоционально-окрашенной составляющей процесса формирования ценностных ориентаций в начальной школе. Данное «приобретение» было обусловлено личным участием младших школьников в практической деятельности, соответствующей возрастным особенностями личности каждого.

Выводы. Проведенное исследование показало, что формирование ценностных ори-ентаций в процессе патриотического воспитания в начальной школе направлено на выполнение важнейшей задачи современного образования - воспитания гражданина своего Отечества как «культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, ...и общественным ценностям» [12]. Анализ экспериментальной работы показал устойчивое увеличение показателей сформированности искомых качеств по следующим критериям: мотивационно-ценностному (отражает стремление обучающихся к овладению информацией о ценностях и способах ее получения, желание действовать в обретении жизненного опыта посредством усвоения знаний), знаниевому (отображает наличие определенных знаний о ценностях, способствующих формированию правильного поведения в обществе, ценностных ориентиров становления личности младшего школьника в условиях современной школы), деятельностному (умение следовать в деятельности ценностным установкам, применять на практике полученные знания, умение осознанно организовать свое поведение, умения и навыки поведения согласно нормам и правилам

общества, его ценностям), что доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания. Экспериментальное исследование показало, что это способствует проявлению заинтересованности у младших школьников, ведет к становлению гармонично развитой личности будущего гражданина и объединяет усилия педагогов и родителей.

Формирование ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания можно считать целевым ориентиром в воспитании «культурного члена общества, неравнодушного к историческому наследию и общественным ценностям» [12], принимая во внимание следующее:

1) формирование ценностных ориентаций обучающихся начальной школы в процессе патриотического воспитания опирается на педагогические знания по данной проблеме и учет возрастных особенностей развития обучающихся начального звена современной школы;

2) данный процесс представляет единство, преемственность и устойчивое развитие в ценностного самоопределения «Я» обучающегося при передаче ценностей от одного поколения к другому;

3) формирование ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания направлено на решение проблем, стоящих перед современной школой, и удовлетворение требований современного российского общества и государства, в котором будут жить и работать сегодняшние дети на благо своего Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. В. Социальная философия : учеб. пособие / П. В. Алексеев. - М. : ООО «ТК Велби», 2003. - 256 с.

2. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. / науч.-ред. совет : Ю. С. Осипов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2004.

3. Вырщиков В. А., Бузский М. П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград : Издатель, 2001. - 122 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы». - М., 2021. - 14 с.

5. Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 75-84.

6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: официальный сайт. - Режим доступа : consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 30.01.2023).^

7. Павлов И. В. Исследователь истории и культуры родного края // Народная школа. - 2021. -№ 2(172). - С. 43-45.

8. СластенинВ. А., ЧижаковаГ. И. Введение в педагогическую аксиологию. - М. : Академия, 2003. -192 с.

9. Ушинский К. Д. О народном элементе в русском воспитании // Педагогические статьи. - М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - С. 425-489.

10. Шиканова А. Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся в процессе патриотического воспитания в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11 , № 3(43). - С. 106-112.

11. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.01.2023).

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, редакция от 02.07.2021 (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.01.2023).

13. Хрисанова Е. Г., Гаврилова Н. Г. Этнокультурно-образовательная среда как фактор гармонизации межнациональных отношений обучающихся // В единстве сила и победа : материалы проекта «В единстве сила и победа», приуроченного Году культурного наследия народов России и 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. - Севастополь : ИП Осадчий А. Ф., 2022. - С. 109-112. - EDN CMJSSF.|sJpj

Статья поступила в редакцию 15.02.2023

REFERENCES

1. Alekseev P. V. Social'naya filosofiya : ucheb. posobie / P. V. Alekseev. - M. : OOO «TK Velbi», 2003. - 256 s.

2. Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya : v 30 t. / nauch.-red. sovet : Yu. S. Osipov. - M. : Bol'shaya Ros-sijskaya enciklopediya, 2004.

3. Vyrshchikov V. A., Buzskij M. P. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskij aspekt. - Volgograd : Izdatel', 2001. - 122 s.

4. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2021-2025 gody». - M., 2021. - 14 s.

5. Kuznecova L. V. Osnovnye tendencii etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom etape // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 3(87). - S. 75-84.

6. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 goda № 996-r [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus: nadezhnaya pravovaya podderzhka: oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa : consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (data obrashcheniya: 30.01.2023).

7. Pavlov I. V. Issledovatel' istorii i kul'tury rodnogo kraya // Narodnaya shkola. - 2021. - № 2(172). - S. 43-45.

8. Slastenin V. A., Chizhakova G. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. - M. : Akademiya, 2003. -192 s.

9. Ushinskij K. D. O narodnom elemente v russkom vospitanii // Pedagogicheskie stat'i. - M. ; L. : Izd-vo APN RSFSR, 1948. - T. 2. - S. 425-489.

10. Shikanova A. N. Formirovanie cennostno-smyslovoj kompetentnosti obuchayushchihsya v processe pat-rioticheskogo vospitaniya v nachal'noj shkole // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2020. - T. 11, № 3(43). -S. 106-112.

11. FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://fgos.ru/ (data obra-shcheniya: 30.01.2023).

12. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ, redakciya ot 02.07.2021 (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupil v silu s 01.09.2021) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 30.01.2023).

13. Hrisanova E. G., Gavrilova N. G. Etnokul'turno-obrazovatel'naya sreda kak faktor garmonizacii mezh-nacional'nyh otnoshenij obuchayushchihsya // V edinstve sila i pobeda : materialy proekta «V edinstve sila i pobeda», priurochennogo Godu kul'turnogo naslediya narodov Rossii i 77-oj godovshchine Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne. - Sevastopol' : IP Osadchij A. F., 2022. - S. 109-112. - EDN CMJSSF.

The article was contributed on February 15, 2023 Сведения об авторе

Шиканова Анастасия Николаевна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; старший преподаватель кафедры романо-германской филологии и пере-водоведения Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2097-6719, anshik@list.ru

Author Information

Shikanova, Anastasia Nikolaevna - Post-graduate Student of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; Senior Lecturer of the Department of Romano-Germanic Philology and Translation Studies, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-2097-6719, anshik@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.