Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОВЫШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников ценностной ориентации в процессе патриотического воспитания, как важного фактора повышения учебной успеваемости. Целью статьи является научное обоснование формирования ценностной ориентации младших школьников в процессе патриотического воспитания как важного фактора повышения у них успеваемости. В соответствии с этим в рамках исследования представляется обусловленность повышения успеваемости младших школьников актуализацией форм и методов патриотического воспитания, направленного на формирование у них ценностных ориентиров. Для достижения цели исследования автор обосновывает сопряженность в критериальных характеристиках-показателях содержания патриотического воспитания и ценностных ориентаций младших школьников, что позволяет рассматривать их в единстве и общей направленности на повышение у них мотивации к получению знаний, которые расширяют представления о патриотизме как любви к Родине, природе родного края, гордости за славное историческое прошлое, настоящее и будущее, которое дети будут создавать на основе знаний, полученных в школе, трудом, приумножающим ее славу и богатство. В рамках реализации цели исследования в статье содержатся материалы педагогического эксперимента, проведенного в начальной школе. Особое внимание уделяется рассмотрению тех мероприятий патриотической направленности, которые более всего показали свою эффективность, тем самым обеспечивали повышение у младших школьников успеваемости. Определённые в экспериментальной работе формы и методы патриотического воспитания через проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование ценностной ориентации, позволяют отследить положительные изменения в успеваемости младших школьников по большинству учебных дисциплин. У детей повышается заинтересованность в получении знаний об истории и настоящем своей Родины, истории и культуре разных народов, интерес и уважительное отношение к этому богатству России, активное восприятие и осознание своей национальной принадлежности как ценностной основы многонационального российского государства. Анализ проведенного эксперимента, в частности, анализ успеваемости младших школьников экспериментального и контрольного классов свидетельствует о том, что полученный младшими школьниками опыт (знания, представления, умения и навыки) участия в разнообразных мероприятиях патриотической направленности, более того, участия в их проведении под руководством учителя и родителей, повышает уровень учебных достижений детей, в целом - общую успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиканова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE VALUE ORIENTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION AS A FACTOR IN IMPROVING ACADEMIC PERFORMANCE

The article deals with the problem of the formation of value orientation among junior schoolchildren in the process of patriotic education, as an important factor in improving academic performance. The purpose of the article is the scientific substantiation of the formation of the value orientation of younger schoolchildren in the process of patriotic education as an important factor in improving their academic performance. In accordance with this, the study presents the conditionality of improving the performance of younger schoolchildren by updating the forms and methods of patriotic education aimed at forming their value orientations. To achieve the goal of the study, the author substantiates the conjugation in the criteria-indicators of the content of patriotic education and value orientations of younger schoolchildren, which allows us to consider them in unity and a general focus on increasing their motivation to acquire knowledge, which expand their understanding of patriotism as love for the Motherland, nature native land, pride in the glorious historical past, present and future that children will create on the basis of the knowledge gained at school, work that will increase its glory and wealth. As part of the implementation of the research goal, the article contains materials of a pedagogical experiment conducted in elementary school. Particular attention is paid to the consideration of those events of a patriotic orientation, which most of all showed their effectiveness, thereby ensuring an increase in academic performance among younger students. The forms and methods of patriotic education determined in the experimental work through various activities aimed at the formation of a value orientation make it possible to track positive changes in the performance of younger students in most academic disciplines. Children have an increased interest in gaining knowledge about the history and present of their homeland, the history and culture of different peoples, interest in and respect for this wealth of Russia, active perception and awareness of their nationality as the value basis of the multinational Russian state. An analysis of the experiment, in particular, an analysis of the performance of younger students in the experimental and control classes, indicates that the experience gained by younger students (knowledge, ideas, skills and abilities) of participating in various patriotic events, moreover, participating in their conduct under the guidance of a teacher and parents, increases the level of educational achievements of children, in general - the overall performance.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шиканова, А. Н. Формирование ценностной ориентации младших школьников в процессе патриотического воспитания как фактор повышения успеваемости / А. Н. Шиканова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN223.pdf

For citation:

Shikanova A.N. Formation of the value orientation of younger schoolchildren in the process of patriotic education as a factor in improving academic performance. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 04PDMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Шиканова Анастасия Николаевна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Факультет «Иностранных языков» Старший преподаватель кафедры «Романо-германской филологии и переводоведения»

E-mail: anshik@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=733049

Формирование ценностной ориентации младших школьников в процессе патриотического воспитания как фактор повышения успеваемости

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у младших школьников ценностной ориентации в процессе патриотического воспитания, как важного фактора повышения учебной успеваемости. Целью статьи является научное обоснование формирования ценностной ориентации младших школьников в процессе патриотического воспитания как важного фактора повышения у них успеваемости. В соответствии с этим в рамках исследования представляется обусловленность повышения успеваемости младших школьников актуализацией форм и методов патриотического воспитания, направленного на формирование у них ценностных ориентиров. Для достижения цели исследования автор обосновывает сопряженность в критериальных характеристиках-показателях содержания патриотического воспитания и ценностных ориентаций младших школьников, что позволяет рассматривать их в единстве и общей направленности на повышение у них мотивации к получению знаний, которые расширяют представления о патриотизме как любви к Родине, природе родного края, гордости за славное историческое прошлое, настоящее и будущее, которое дети будут создавать на основе знаний, полученных в школе, трудом, приумножающим ее славу и богатство.

В рамках реализации цели исследования в статье содержатся материалы педагогического эксперимента, проведенного в начальной школе. Особое внимание уделяется рассмотрению тех мероприятий патриотической направленности, которые более всего показали свою эффективность, тем самым обеспечивали повышение у младших школьников успеваемости. Определённые в экспериментальной работе формы и методы патриотического воспитания через проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование ценностной ориентации, позволяют отследить положительные изменения в успеваемости младших школьников по большинству учебных дисциплин. У детей повышается заинтересованность в получении знаний об истории и настоящем своей Родины, истории и культуре разных народов, интерес и уважительное отношение к этому богатству России,

активное восприятие и осознание своей национальной принадлежности как ценностной основы многонационального российского государства.

Анализ проведенного эксперимента, в частности, анализ успеваемости младших школьников экспериментального и контрольного классов свидетельствует о том, что полученный младшими школьниками опыт (знания, представления, умения и навыки) участия в разнообразных мероприятиях патриотической направленности, более того, участия в их проведении под руководством учителя и родителей, повышает уровень учебных достижений детей, в целом — общую успеваемость.

Ключевые слова: ценностная ориентация; патриотическое воспитание; младшие школьники; формирование ценностной ориентации; патриотические мероприятия; повышение успеваемости; воспитание патриотизма; начальное образование

Современная школа, в своей деятельности традиционно ориентируясь на девиз русского поэта и гражданина Н.А. Некрасова, обращенный к педагогической профессии «сеять разумное, доброе, вечное», считает главной программной установкой в своей работе — формирование человека образованного, умеющего отвечать на жизненно важные вопросы на основе полученных знаний, представлений, умений и навыков, как на школьных уроках, так и в процессе воспитательной работы патриотической направленности [1].

Формирование ценностной ориентации у обучающихся является важнейшим положением, которое исходит из Национальной доктрины образования в Российской Федерации, в которой указывается создание «максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов» 1 , «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентацию»1. Как видим, ценностные ориентации обучающихся заданы также в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где в качестве актуальных выдвигаются следующие задачи в деятельности каждого педагога: «(1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; (2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; (3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; (4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения»2.

В законе об образовании РФ в качестве главного ориентира воспитательной работы школы определено воспитание «не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и

1 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" / [Электронный ресурс] // Гарант Информационно-правовое обеспечение: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 09.03.2023).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / [Электронный ресурс] // ФГОС Начальное образование: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 09.03.2023).

Страница 2 из 10

Введение

04PDMN223

общественным ценностям»3. Принимая во внимание сказанное, важной задачей современного общества является определение жизненных ценностей и ориентиров для становления личности, имеющим важное значение в ходе социализации и становления личности [2]. Заложенные ценностные ориентации в раннем возрасте задают траекторию жизненного пути в дальнейшем.

Ценностная ориентация личности понимается не просто как отдельное качество, а как общие способности, опирающиеся на знания, умения и навыки, индивидуальный опыт и ценности, которые приобретены благодаря обучению и мерам воспитательного характера, направленным на их приобретение [3].

В ходе формирования ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания у младших школьников происходит переосмысление своих установок на процесс обучения, то есть ориентация на обучение, на приобретение знаний, при этом появляется мотивация к обучению, вследствие чего улучшается их успеваемость [4].

Актуальные для младших школьников мероприятия по формированию ценностных ориентаций обладают неисчерпаемым потенциалом в повышении успеваемости, способствуют осознанию обучающимся начальной школы своей роли ученика в обществе, воспитанию ответственности за свои поступки, формированию нравственных моральных качеств личности, становлению его характера, что в совокупности ведет к повышению ответственного отношения к учению и повышению успеваемости в целом.

Анализ научных работ по теме исследования показал, что формирование ценностных ориентаций является актуальной проблемой и освещается в работах ученых Ю.И. Бабанского, Н.А. Бердяева, Э. Гуссерля, В.И. Загвязинского, Р.Г. Лотце, Е.И. Казаковой, Н.А. Кириловой,

A.В. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Дж. Хазард, Н.П. Шитяковой, Е.Н. Шиянова, М.А. Якунчева и др. в различные периоды истории педагогической науки и практики. В их работах ценностные ориентации определяются как избирательное отношение к ценностям, как система установок, которая выражается в поведении, действиях.

Патриотическое воспитание как важная составляющая формирования личности рассматривается В.Г. Белинским, В.С. Горбуновым, А.Я. Данилюком, Н.А. Добролюбовым,

B.М. Дубровиной, В.И. Загвязинским, П.Ф. Каптеревым, Н.М. Карамзиным, Н.К. Крупской,

A.С. Макаренко, И.В. Павловым, С.И. Федоровой, М.В. Циулиной, Н.Я. Чернышкиной и др. Представляя собой процесс, направленный на формирование «высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины» [5], патриотическое воспитание, по мнению

B.И. Загвязинского, обеспечивает «стимулирование гражданской активности воспитанников, направленной на ускорение прогресса, преодоление недостатков» 4 . Сопряженность в критериальных характеристиках-показателей содержания патриотического воспитания и ценностных ориентаций младших школьников, позволяет рассматривать их в единстве и общей направленности на повышение у них мотивации к получению знаний, которые расширяют

3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.03.2023).

4 Загвязинский, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008. — 391 с.: ил.

Обзор современных исследований

представления о патриотизме как любви к Родине, природе родного края, гордости за славное историческое прошлое, настоящее и будущее, которое дети будут создавать на основе знаний, полученных в школе, трудом, приумножающим ее славу и богатство [6]. Однако отметим, что проблема формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания как фактор повышения успеваемости в современной школе недостаточно освещена и не имеет достаточной теоретической и методологической разработанности.

Цель исследования

Обобщая вышесказанное, целью исследования является научное обоснование формирования ценностной ориентации младших школьников в процессе патриотического воспитания как важного фактора повышения у них успеваемости. Данная цель занимает основное место в выстраивании парадигмы образовательного процесса, т. к. современная школа представляет процесс единства в обучении и воспитании личности будущего гражданина нашей страны, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В этой связи правомерно то, что заметил: И.П. Подласый, «Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Никто не может сказать, где заканчивается обучение и начинается воспитание. Методами обучения пролагается путь воспитания, а методами воспитания запускается новый цикл обучения»5.

Методы

В рамках данного исследования необходимо определиться с основными подходами и методами, которые нами рассматриваются в качестве его научных основ, в частности, объединяющей теорию и практику. В качестве основных подходов к решению проблемы формирования ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания как важного фактора повышения успеваемости младших школьников рассматриваются следующие:

• аксиологический подход, позволяющий рассматривать ценностные основания главного понятия исследования «ценностные ориентации» в современной образовательной парадигме;

• культурологический подход, обосновывающий культуросообразную и культуросозидательную миссию воспитательного процесса [7];

• региональный подход, позволяющий рассматривать ценностные ориентиры современного педагогического образования сквозь призму проверенных временем этнокультурных духовных традиций педагогического образования, заложенных в заповедях народного воспитания, и востребованных в российском поликультурном образовательном пространстве [8].

Определенные нами научные подходы обусловливают рассмотрение теории и практики современного образовательной парадигмы начального образования с позиции новой социальной реальности, его ценностных приоритетов [9].

5 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — Москва: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. — 365 с.

Методами в исследовании определены:

• теоретические — единство анализ и синтеза философской, педагогической, литературы (раскрытие сути основных понятий исследования, их анализ и синтез), государственных документов в сфере современного образования, образовательных и воспитательных программ начального образования, обобщение теоретических представлений о процессе формирования ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания для повышения уровня успеваемости у младших школьников);

• эмпирические — наблюдение и фиксация результатов процесса образования, беседы с учащимися и педагогами школы, педагогический эксперимент.

Результаты

Для достижения цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 22 имени Героя РФ Н.Ф. Гаврилова г. Чебоксары Чувашской Республики. В экспериментальной работе приняли участие 108 учащихся начальных классов (2,3 классы) — 54 ученика в экспериментальной группе (ЭГ), 54 — в контрольной (КГ). На констатирующем этапе экспериментальной работы была проведена диагностика успеваемости в ЭГ и КГ. Целью первичной диагностики было определение количества учащихся обучающихся на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» за первую четверть. По результатам диагностики выявлено, что в обеих группах результаты успеваемости примерно одинаковые.

На формирующем этапе экспериментальной работы в течение второй четверти была реализована авторская программа по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания, представляющая блок «Семейные ценности».

В рамках реализации программы были проведены следующие мероприятия: конкурс песни и танца «День Победы в наших сердцах!», семейная викторина «Герои моей семьи», встреча с героем России генерал-лейтенантом Гавриловым Н.Ф., конкурс рисунков посвященный символам Российской Федерации, посещение музея боевой славы, возложение цветов приуроченное ко Дню Народного Единства, выпуск семейной стенгазеты «Я расскажу вам о своей семье», посвященный участникам специальной военной операции, совместный просмотр кинофильма «Дети Блокадного Ленинграда» и его обсуждение, виртуальная экскурсия «Мамаев Курган — место памяти», конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся», мастер класс по изготовлению окопных свечей для солдат СВО (было изготовлено и передано 63 окопные свечи), написание писем военнослужащим в поддержку специальной военной операции и др.

Каждое патриотическое мероприятие было тщательно спланировано. С ребятами проводилась разъяснительная работа, выделялись цели, задачи патриотического мероприятия. После проведения также проводилась беседа, в ходе которой разбирались некоторые моменты, возможно спорные, делались выводы. Для учителей и родителей был разработан алгоритм работы по формированию ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания, в котором первостепенными задачами выделялись получение знаний и повышение успеваемости.

Примеры героического прошлого и настоящего, совместная деятельность патриотической направленности детей и родителей, коллективное выполнение общественно полезных дел, способствовали повышению у детей мотивации к добротворчеству, рождали готовность каждого проявить себя во благо своей школы и города, государства своими учебными достижениями. Направленность экспериментальной работы на повышение общей успеваемости младших школьников в учебной деятельности обеспечивалось педагогическим сопровождением данного процесса, которое понимается в словаре С.И. Ожегова как «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо»6.

Рассмотрим трактовки данного понятия, данные учеными-педагогами.

Педагогическое сопровождение это:

• П.А. Шептенко и Г.А. Воронина — «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом решений в различных ситуациях жизненного выбора»7.

• Е.А. Александрова — «процесс совместного с ребенком создания комфортной ситуации развития с целью максимально самостоятельного его выхода из проблемной ситуации при минимальном участии педагога» [10].

• И.Э. Куликовская — «системный инструментарий педагогической деятельности» [11].

• А.Л. Уманский — «процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации их потенциала» [12].

• Газман О.С. деятельность преподавателя, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении [13].

Таким образом, педагогическое сопровождение способствует формированию у младших школьников таких качеств, как дисциплинированность, внутренний контроль, регуляция собственной деятельности, направляющая, и формирующая нравственные установки, ответственное отношения к учению, осознание своего долга ученика перед своей семьей, обществом, Родиной, желание трудиться во благо своего Отечества — все это в совокупности формирует новое видение своего «Я» младшего школьника, способствует переосмыслению и мотивирует желание жить на основе ценностей, быть полезным обществу [14; 15].

На контрольном этапе эксперимента была произведена повторная диагностика успеваемости в ЭГ и КГ. Целью итоговой диагностики был анализ оценок учащихся в ЭГ и КГ за вторую четверть.

Обсуждение и выводы

Результаты исследования можно представить в таблице 1:

6 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — Москва: ООО «А ТЕМП», 2007. — 944 с. — Текст: непосредственный.

7 Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика" / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2007. — 206 с.

Таблица 1

Результаты успеваемости обучающихся в ЭГ и КГ за I и II четверти 2022/23 учебного года на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Учащиеся Констатирующий этап Контрольный этап

успевающие на количество количество количество количество

учащихся в ЭГ учащихся в КГ учащихся в ЭГ учащихся в КГ

«отлично» 6 7 10 7

«хорошо» 24 23 34 25

«удовлетворительно» 24 24 10 22

Составлено автором

Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

■ II

I ЭГ Констатирующий этап I КГ Констатирующий этап I ЭГ Контрольный этап I КГ Контрольныйэтап

Успевающие на "5" Успевающие на "4" Успевающие на "3"

Рисунок 1. Результаты успеваемости обучающихся в ЭГ и КГ за I и II четверти 2022/23 учебного года на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (составлено автором)

Исходя из полученных данных проведенного исследования видно, что в ходе экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания успеваемость в ЭГ улучшилась — увеличилось количество учащихся, имеющих отличные и хорошие итоговые оценки за II четверть 2022/23 учебного года. Однако успеваемость в КГ не сильно увеличилась. Количество успевающих на «хорошо» и «отлично» увеличилось незначительно. В ЭГ наметилась положительная тенденция в проявлении ответственного отношения к обучению, получении знаний об истории и настоящем своей Родины, истории и культуре разных народов, интерес и уважительное отношение к этому богатству России, активное восприятие и осознание своей национальной принадлежности по мнению педагогов и родителей.

Из приведенных результатов исследования успеваемости видно, что экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у младших школьников в процессе патриотического воспитания дала положительные результаты.

Проблема повышения успеваемости у младших школьников является ключевой в современной парадигме начального образования, решение которой может быть обусловлено формированием ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания как показывает проведенное экспериментальное исследование, где младшие школьники, получив опыт (знания, представления, умения и навыки) участия в разнообразных мероприятиях патриотической направленности, участия в их проведении под руководством учителя и родителей, показали выше уровень учебных достижений и общую успеваемость в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Shukshina, T.I. Pedagogical support of ethnic, social and cultural experience formation in primary school students / T.I. Shukshina, S.N. Gorshenina, I.A. Neyasova // Man in India. — 2017. — Vol. 97, No. 3. — P. 309-322.

2. Лебедева, О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников / О.В. Лебедева. — Текст: непосредственный // Воспитание школьников. — 2015. — № 7. — С. 3-11.

3. Шиканова, А.Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности обучающихся в процессе патриотического воспитания в начальной школе / А.Н. Шиканова // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — Т. 11. — № 3(43). — С. 106-112.

4. Шитякова, Н.П. Патриотическое воспитание личности как процесс смыслообразования / Н.П. Шитякова. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. — 251 с.

5. Павлов, И.В. Воспитание обучающихся на примере трудовых подвигов выпускников школ / И.В. Павлов — Текст: непосредственный // Духовные основы отношений человек — природа: сборник материалов Всероссийской (Национальной) с международным участием научно-практической конференции.

— Чебоксары, 2021. — С. 170-175.

6. Шиканова, А.Н. Дистанционное патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников /

A.Н. Шиканова. — Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 1(144). — С. 222-228.

7. Карпушина, Л.П. Технология этнокультурной социализации учащихся во внеурочной деятельности / Л.П. Карпушина, П.Ю. Соколова. — Текст: электронный // Инновационные образовательные технологии в школе: монография / под редакцией Н.В. Кузнецовой, Е.В. Белоглазовой. — Саранск, 2016. — С. 2239. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 29135462 97262704.pdf.

8. Кузнецова Л.В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. — 2015. — № 3(87). — С. 75.

9. Шукшина, Т.И. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе. — Текст: непосредственный / Т.И. Шукшина,

B.В. Кадакин, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. — 2017. — № 3(31). — С. 56-64.

10. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: монография / Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 200 с.

11. Куликовская, И.Э. Историческая ретроспектива возникновения феномена наставничества в современной педагогике / И.Э. Куликовская Ю.В. Боярская — Текст: непосредственный // Мир университетской науки: культура, образование.

— 2022. — № 5. — С. 77-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Уманский А.Л. Методологический основания педагогического сопровождения лидерства // Общественно-педагогическая работа с детьми России. Plock, 2003.

C.114-131.

13. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М., 1995. — С. 58-64.

14. Шитякова, Н.П. Воспитательный потенциал базовых национальных ценностей / Н.П. Шитякова // Современное духовно-нравственное воспитание: Южноуральский Кирилло-Мефодиевский сборник — Челябинск: Кирилло-Мефодиевское просветительское общество, 2011. Т. 1. — № 1. — С. 4-12.

15. Якунчев, М.А. Формирование ценностей здоровья будущих педагогов средствами физкультурно-оздоровительной деятельности / М.А. Якунчев, Л.П. Карпушина, О.Н. Карабанова. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 2. — С. 108-110.

04PDMN223

Shikanova Anastasia Nikolaevna

Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

E-mail: anshik@list.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=733049

Formation of the value orientation of younger schoolchildren in the process of patriotic education as a factor in improving academic performance

Abstract. The article deals with the problem of the formation of value orientation among junior schoolchildren in the process of patriotic education, as an important factor in improving academic performance. The purpose of the article is the scientific substantiation of the formation of the value orientation of younger schoolchildren in the process of patriotic education as an important factor in improving their academic performance. In accordance with this, the study presents the conditionality of improving the performance of younger schoolchildren by updating the forms and methods of patriotic education aimed at forming their value orientations. To achieve the goal of the study, the author substantiates the conjugation in the criteria-indicators of the content of patriotic education and value orientations of younger schoolchildren, which allows us to consider them in unity and a general focus on increasing their motivation to acquire knowledge, which expand their understanding of patriotism as love for the Motherland, nature native land, pride in the glorious historical past, present and future that children will create on the basis of the knowledge gained at school, work that will increase its glory and wealth.

As part of the implementation of the research goal, the article contains materials of a pedagogical experiment conducted in elementary school. Particular attention is paid to the consideration of those events of a patriotic orientation, which most of all showed their effectiveness, thereby ensuring an increase in academic performance among younger students. The forms and methods of patriotic education determined in the experimental work through various activities aimed at the formation of a value orientation make it possible to track positive changes in the performance of younger students in most academic disciplines. Children have an increased interest in gaining knowledge about the history and present of their homeland, the history and culture of different peoples, interest in and respect for this wealth of Russia, active perception and awareness of their nationality as the value basis of the multinational Russian state.

An analysis of the experiment, in particular, an analysis of the performance of younger students in the experimental and control classes, indicates that the experience gained by younger students (knowledge, ideas, skills and abilities) of participating in various patriotic events, moreover, participating in their conduct under the guidance of a teacher and parents, increases the level of educational achievements of children, in general — the overall performance.

Keywords: value orientation; patriotic education; junior schoolchildren; value orientation formation; patriotic events; academic performance improvement; education of patriotism; primary education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.