Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Савва Любовь Ивановна, Жеенкулова Каныкей Туратбековна

В статье представлена актуальная проблема методического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). Авторами поставлена цель - представить результаты экспериментальной деятельности по выявлению уровней сформированности готовности педагогов детского сада к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, а также проект по данному направлению образовательной деятельности. В результате анализа констатирующего эксперимента установлено, что большинство педагогов ДОО не в полной мере понимают значимость поставленной проблемы и не владеют методическим инструментарием ее решения. Кроме того, в дошкольной образовательной организации слабо представлена система методического сопровождения по данному направлению образовательной деятельности. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и описании авторского управленческого проекта «Финансовая грамотность для дошколят». Методические материалы проекта неоднократно были представлены на научно-практических конференциях, семинарах и форумах, удостоены призового места в Конкурсе образовательных программ ХМАО - Югры по формированию у обучающихся финансовой грамотности. Разработанный проект предполагает реализацию деятельности по трем этапам. Задачами подготовительного этапа являются сбор и анализ информации, а также проектирование системы работы руководителя ДОО. На практическом этапе предусмотрены реализация мероприятий по совершенствованию условий реализации системы работы с педагогами, изменение внешних и внутренних условий, совершенствованию системы методического сопровождения по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Контрольно-оценочный этап включает анализ деятельности по итогам апробации проекта. В рамках проекта авторы статьи предлагают реализацию таких эффективных форм и методов методического сопровождения воспитателей детского сада, как тьюторская поддержка, решение кейсов, семинары-практикумы, мастер-классы и др. Управленческий проект окажет существенное влияние на развитие профессиональной компетентности педагогов в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Савва Любовь Ивановна, Жеенкулова Каныкей Туратбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY FOUNDATIONS AMONG PRESCHOOLERS

The article presents the actual problem of methodological support in a preschool educational establishment. The authors set a goal - to present the results of experimental activities to identify the formation levels of kindergarten teachers' readiness to form the financial literacy foundations among preschoolers, as well as a project in this educational activity area. As a result of the analysis of the ascertaining experiment, it was found that the majority of preschool educational establishment teachers do not fully understand the significance of the problem posed and do not have the methodological tools for solving it. Moreover, the methodological support system in this educational activity area is poorly represented in the preschool educational organization. The relevance and novelty of the material lie in the development and description of the author's management project "Financial Literacy for Preschoolers". The methodological materials of the project were repeatedly presented at scientific and practical conferences, seminars, and forums, and awarded a prize in the educational programs сompetition of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra on the financial literacy formation among students. The developed project involves the activities implementation in three stages. The tasks of the preparation stage are the collection and analysis of information, as well as the system design for the work of the preschool educational establishment. At the practical stage, it is planned to implement measures to improve the conditions for implementing the work system with teachers, change external and internal conditions, and improve the methodological support system for the financial literacy basics formation among preschoolers. The control and evaluation stage includes a results analysis of activities based on the project testing. Within the project scope, the authors propose the implementation of such effective forms and methods of methodological support for kindergarten teachers as tutor support, case solving, workshops, master classes, etc. The management project will have a significant impact on the development of the teachers' professional competence in the financial literacy foundation formation in children of senior school age.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лашкова, Л. Л. Методическое сопровождение формирования основ финансовой грамотности у дошкольников / Л. Л. Лашкова, Л. И. Савва, К. Т. Жеенкулова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN522.pdf

For citation:

Lashkova L.L., Savva L.I., Zheenkulova K.T. Methodological support for the formation of financial literacy foundations among preschoolers. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 21PDMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Лашкова Лия Луттовна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Профессор

Доктор педагогический наук, доцент E-mail: lashkovall@mail.ru

Савва Любовь Ивановна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Профессор

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: savva.53@mail.ru

Жеенкулова Каныкей Туратбековна

БУ ВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Магистрант E-mail: zheenkulova22@yandex.ru

Методическое сопровождение формирования основ финансовой грамотности у дошкольников

Аннотация. В статье представлена актуальная проблема методического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО). Авторами поставлена цель — представить результаты экспериментальной деятельности по выявлению уровней сформированности готовности педагогов детского сада к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, а также проект по данному направлению образовательной деятельности.

В результате анализа констатирующего эксперимента установлено, что большинство педагогов ДОО не в полной мере понимают значимость поставленной проблемы и не владеют методическим инструментарием ее решения. Кроме того, в дошкольной образовательной организации слабо представлена система методического сопровождения по данному направлению образовательной деятельности.

Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и описании авторского управленческого проекта «Финансовая грамотность для дошколят». Методические материалы проекта неоднократно были представлены на научно-практических конференциях, семинарах и форумах, удостоены призового места в Конкурсе образовательных программ ХМАО — Югры по формированию у обучающихся финансовой грамотности.

Разработанный проект предполагает реализацию деятельности по трем этапам. Задачами подготовительного этапа являются сбор и анализ информации, а также проектирование системы работы руководителя ДОО. На практическом этапе предусмотрены реализация мероприятий по совершенствованию условий реализации системы работы с педагогами, изменение внешних и внутренних условий, совершенствованию системы методического сопровождения по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Контрольно-оценочный этап включает анализ деятельности по итогам апробации проекта.

В рамках проекта авторы статьи предлагают реализацию таких эффективных форм и методов методического сопровождения воспитателей детского сада, как тьюторская поддержка, решение кейсов, семинары-практикумы, мастер-классы и др. Управленческий проект окажет существенное влияние на развитие профессиональной компетентности педагогов в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова: методическое сопровождение; методическая деятельность; управленческий проект; финансовая грамотность; педагоги; дошкольная образовательная организация

В настоящее время система дошкольного образования отличается новыми требованиями к работе дошкольных образовательных организаций и выдвигает спектр приоритетных направлений воспитания и обучения дошкольников. Одним из таких направлений является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Множество опубликованных научных статей (А.Д. Шатова [1; 2], Л.Н. Галкина [3], Т.Г. Ханова [4], Н.Н. Зыкова [5] и др.), внедрение дополнительных образовательных услуг по формированию финансовой грамотности, активная реализация инновационных проектов подчеркивают актуальность данного направления образовательной деятельности в ДОО.

Реализация сложных задач по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников требует постоянного обновления сопровождения педагогических работников, соответственно, это влечет преобразование содержания методической деятельности в детском саду. Профессиональный стандарт руководителя образовательной организацией выдвигает такое трудовое действие, как управление деятельностью коллектива организации, направленное на содействие непрерывному и устойчивому совершенствованию образовательной организации.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников ведется порой бессистемно при отсутствии научной основы, зачастую базируется на личном побуждении. Вместе с тем известно, что качество дошкольного образования зависит от созданных руководителем условий для созидательного поиска педагогами новых эффективных форм работы с детьми, от качества работы самих педагогов, от объективной оценки результатов образовательной деятельности каждого сотрудника.

И в этом случае организация методической деятельности имеет первостепенное значение, так как именно это функциональное подразделение в системе управления ДОО является основополагающим фактором в принятии решений и выборе той или иной программы, по которой будет работать детский сад и от которой в конечном итоге будет зависеть уровень подготовки детей к школе.

Введение

Материалы и методы исследования

Методическая работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников в современной дошкольной образовательной организации направлена как повышение профессиональных компетенций педагогов в данных вопросах, через комплекс методического сопровождения и организацию деятельности с детьми и родителями (законными представителями) в ДОО.

Во главе методической работы стоит методист (старший воспитатель), главной целью которого является оказание своевременной и действенной помощи педагогам и создание такой среды, в которой максимально будет реализован их творческий потенциал. Руководители ДОО призваны управлять методической деятельностью в соответствии с уставом организации. Кроме того, следует учесть, что определенную роль в методическом сопровождении играют методические объединения педагогов и руководители инициативно-творческих групп дисциплины1.

В рамках изучаемого нами вопроса отметим ряд существующих проблем, препятствующих внедрению элементов финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях: это недостаточная информированность педагогов и родителей о важности формирования такой грамотности у детей 5-7 лет, отсутствие системного и профессионального сопровождения педагогов по данному направлению образовательной деятельности.

Знание данных проблем выдвигает следующие направления работы для их решения:

• разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию игр по финансовой грамотности в рамках проведения занятий;

• создание условий для получения педагогами соответствующего обучения (повышение квалификации и внутрифирменное обучение);

• организация непрерывной профессиональной поддержки педагогов с помощью онлайн-обучения и создание электронных библиотек методических материалов и наглядных пособий по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников;

• стремление развивать социальное партнерство детских садов с финансовыми, образовательными и некоммерческими организациями с целью обеспечения успешного освоения детьми основ финансовой грамотности.

Методическое сопровождение в дошкольной образовательной организации, ее содержание и формы рассматривались С.Ф. Багаутдиновой, Л.Н. Санниковой [6], К.Ю. Белой [7], Л.М. Волобуевой [8], В.П. Дубова [9], Л.Л. Лашковой [10], А.А. Майером [11], Н.В. Микляевой [12], А.Н. Морозовой [13] и др. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показал дефицит специальных исследований, касающихся вопросов методического сопровождения формирования основ финансовой грамотности у дошкольников в ДОО.

В свою очередь, мы предлагаем включить в процесс методического сопровождения педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста такие форма, как:

1 Виноградова Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — М.: ИНФА-М, 2018. — 219 с.

1. Информационное методическое сопровождение педагогов ДОО в вопросах формирования основ финансовой грамотности у дошкольников (к примеру, круглый стол «Использование инновационных технологий формирования основ финансовой грамотности у дошкольников в дошкольных образовательных организациях»).

2. Форум «Финансовая грамотность дошкольников как одно из приоритетных направлений дошкольного образования».

3. Конкурс для педагогов ДОО «Путешествие в мир финансов»: презентация методического обеспечения экономического образования детей дошкольного возраста.

4. Курсы повышения квалификации «Финансовая грамотность дошкольников как одна из составляющих экономического воспитания в детском саду».

Кроме того, в системе методического сопровождения особо актуально решение педагогами кейсов — проблемных ситуаций, имитирующих фрагменты образовательной деятельности с детьми и их родителями. Приведем пример одного из кейсов:

Образовательная ситуация «Семейный бюджет».

Реализуя в подготовительной группе одну из приоритетных задач формирования у детей основ финансовой грамотности, воспитатель затронул тему «Семейный бюджет». После этого «посыпались» жалобы родителей:

• Какое вы право имеете обсуждать наши доходы и расходы?!

• Вы провоцируете чрезмерный интерес к финансам! Мал еще рассуждать о деньгах. Пусть сначала зарабатывать научиться.

Ваши действия? Аргументируйте свою позицию.

В методическом кабинете ДОО может быть представлен банк таких кейсовых заданий, при решении которых педагог не только закрепляет знания, но и приобретает профессиональные умения по заявленному направлению образовательной деятельности. Решение кейса может быть индивидуальным или коллективным. При последнем педагоги должны согласовать свои позиции и сделать рациональный выбор. Решение кейсов в дальнейшей профессиональной деятельности поможет нивелировать реальные проблемы профессиональной деятельности и риски в образовательном процессе. Кейсы могут отражать реальные события из жизни детского сада, либо быть специально спроектированы.

Предлагаемых нами форм достаточно много, но для достижения поставленной цели необходимо выработать систему методического сопровождения педагогов в формировании основ финансовой грамотности у дошкольников. В связи с этим, мы предлагаем управленческий проект «Финансовая грамотность для дошколят», который содержит в себе разнообразные формы методического сопровождения в ДОО:

• самообразование (через систематический просмотр определенного видеоконтента в формате телепередач, видео-лекций, записей конференций, подкастов и др.; целенаправленное чтение специализированных источников — периодических научно-практических изданий, методической и учебной литературы, научных трудов; рефлексивные тренинги; обмен опытом);

• краткосрочные семинары, лекции, вебинары и др.;

• конференции, круглые столы, дискуссионные площадки, конкурсы, курсы повышения квалификации.

Реализация проекта шла последовательно на трех этапах. Целью подготовительного (организационного) этапа являлось повышение уровня знаний руководителей в области управления процессом формирования основ финансовой грамотности. Содержательный этап был направлен на развитие у педагогов мотивации к реализации проекта и профессиональной компетентности в установленном направлении образовательной деятельности. Заключительный этап включал себя оценку эффективности реализации предложенного проекта.

Кроме того, были обозначены определенные риски реализации разработанного нами проекта (табл. 1).

Таблица 1

Риски реализации проекта «Финансовая грамотность для дошколят»

Наименование риска Мероприятия по снижению негативного воздействия

стратегия меры

Риск 1. Недостаточный интерес со стороны руководителей ДОО, недостаточная информационная осведомленность руководителя ДОО о проекте Преодоление Расширение каналов информирования, проведение просветительской кампании о проекте

Риск 2. Несвоевременный запуск проекта Преодоление Контроль сроков исполнения поручений

Риск 3. Недостаточная компетентность команды проекта Смягчение Организация и проведение повышения квалификации команды проекта

Риск 4. Незаинтересованность внешних участников (социальных партнеров) Преодоление Поиск других социальных партнеров

Риск 5. Высокая загруженность руководителей ДОО Принятие

Составлено авторами

Результаты исследования

В первой части реализованной нами экспериментальной деятельности (констатирующий эксперимент) предполагалось выявить исходный уровень готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Прежде всего, на основе исследования И.Б. Бичевой и Л.Ю. Николаевой [14; 15] были выделены компоненты, критерии и показатели готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников (табл. 2).

Далее в рамках констатирующего эксперимента в соответствии с обозначенными критериями и показателями были выявлены уровни сформированности готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников: высокий, средний, низкий. На высоком уровне компоненты готовности педагогов проявляются постоянно и системно, на среднем — фрагментарно и эпизодически, на низком — частично либо не выражены.

Результаты проведенных диагностик показали, что многие педагоги не владеют умениями в сфере формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Воспитатели не умеют планировать свою деятельность, осуществлять рациональный выбор содержания работы и использовать методический инструментарий по формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Представим результаты констатирующего эксперимента (табл. 3).

Таблица 2

Характеристика компонентов, критериев и показателей готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Компоненты Критерии Показатели Диагностические методики

КОГНИТИВНЫМ Глубина знаний; степень информированности по вопросам формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. - Наличие у педагогов знаний о финансовой грамотности. - Владение теоретическими знаниями о методике формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Тестирование «Основы финансовой грамотности дошкольников». Методика «Владение методикой обучения финансовой грамотности».

МОТИВАЦИОННЫИ Сформированность устойчивого интереса к проблеме формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. - Наличие мотивов и интересов к реализации задач формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. - Осознание значимости формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Анкетирование «Выявление потребностей и интересов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у дошкольников». Методика «Изучение мотивации к реализации задач формирования основ финансовой грамотности у дошкольников».

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ Степень владения умениями и навыками в сфере формирования основ финансовой грамотности дошкольников. - Умение планировать работу по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. - Умение осуществлять рациональный выбор содержания по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. - Умение использовать методический инструментарий в реализации задач по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников в профессиональной среде. Анализ документации педагогов. Наблюдение за организованной формой обучения (занятие).

Составлено авторами

Таблица 3

Результаты констатирующего этапа исследования

Критерии

глубина знаний; степень информированности по вопросам формирования основ финансовой грамотности у дошкольников сформированность устойчивого интереса к проблеме формирования основ финансовой грамотности у дошкольников степень владения умениями и навыками в сфере формирования основ финансовой грамотности дошкольников общий уровень готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

29 35 36 1 46 53 4 0 96 11 27 62

Составлено авторами

Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выявить общий уровень готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет (рис. 2).

Рисунок 1. Общий уровень готовности педагогов к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников (составлено авторами)

К высокому уровню отнесено 11 % педагогов. Данная категория воспитателей обладает устойчивыми знаниями в области формирования основ финансовой грамотности у дошкольников; в совершенстве владеют умениями оперировать знаниями в данной сфере. У педагогов выражен явный интерес к реализации задач формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, осознание значимости данной проблемы в дошкольном образовании. Воспитатели умеют планировать и подбирать содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, активно применяют методический инструментарий по формированию основ финансовой грамотности в своей профессиональной деятельности.

Средний уровень готовности к формированию основ финансовой грамотности у дошкольников показали 27 % педагогов. У них отмечается поверхностное владение знаниями в области формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Воспитатели частично владеют теоретическими знаниями по методике формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Они осознают важность поставленной проблемы, но не проявляют интереса к ей; умеют планировать и подбирать содержание работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, но не использует методический инструментарий в работе с детьми для реализации поставленных задач.

Низкий уровень преобладает у 62 % респондентов. Педагоги имеют общее представление о процессе формирования основ финансовой грамотности у дошкольников; не владеют теоретическими знаниями методики формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Они не осознают значимости поставленной задачи, не проявляют интереса к ее реализации, не умеют планировать свою деятельность, подбирать содержание работы и использовать методический инструментарий по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования основ финансовой грамотности в ДОО. Причинами этого факта, по нашему мнению, являются:

• слабая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области формирования основ финансовой грамотности у дошкольников;

• методическое сопровождение педагогов лишь частично затрагивает данное направление (повышение квалификации);

• отсутствие целенаправленного планирования и организации процесса формирования основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Еще одной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие в дошкольной образовательной организации методической литературы, материалов и пособий по данному направлению, следовательно, у педагогов нет возможности познакомиться с содержанием и технологиями реализации задач по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, повысить свою профессиональную компетентность в данной области.

Таблица 4

Этапы реализации проекта

Содержание деятельности Ответственные Сроки

1. Подготовительный этап Задачи: • сбор и анализ информации; • проектирование системы работы руководителя ДОО.

1. Определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий. 2. Проведение анализа имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей и определение задач работы с педагогами. Заместитель заведующего по УВР Ноябрь 2021 г.

2. Практический этап Задачи: • реализация мероприятий по совершенствованию условий реализации системы работы с педагогами; • изменение внешних условий, совершенствованию системы методического сопровождения по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников.

В процессе практического этапа происходит совершенствование управленческой деятельности руководителя по реализации системы работы, касающаяся формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Преобразование локальных актов ДОО, связанных с методическим сопровождением. Апробация разнообразных форм работы (тренинги, семинары, индивидуальное консультирование) с педагогами по преодолению затруднений в освоении данного направления, а также по повышению профессиональной компетентности в вопросах формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Заведующий, заместитель заведующего, воспитатели, педагог-психолог Сентябрь-май, 2021-2022 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольно-оценочный этап Задача: анализ деятельности по итогам апробации проекта.

Рефлексия по итогам проведенных мероприятий (объективная оценка уровня профессиональной компетентности педагогов, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних мотивов). Заместитель заведующего по УВР Июнь 2022 г.

Составлено авторами

Как ранее было отмечено, для решения выявленных нами проблем был разработан управленческий проект. Представим его более подробно. Цель проекта: совершенствование системы методического сопровождения в дошкольной образовательной организации по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников. Задачи проекта:

• повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у дошкольников;

• обеспечить повышение квалификации педагогов ДОО для последующей организации и проведения занятий по формированию основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях;

• создать условия и обеспечить информационное пространство дошкольной образовательной организации для самостоятельного овладения профессиональными знаниями, а также повышения уровня саморазвития у педагогов по выявленной проблеме.

Особенностью данного плана является разработка содержания и форм методического сопровождения, рекомендуемых форм отчета, которые демонстрируют конкретный образовательный продукт (результат) и уровень его предъявления. Тем самым обеспечивается информационная открытость и комплексность методической подготовки, учет индивидуального профессионального опыта педагогов разного уровня профессионально-методической подготовки, осмысление, систематизация имеющегося и приобретаемого нового знания. Процесс реализации плана осуществлялся как тьюторская поддержка методиста дошкольной образовательной организации, который обеспечивал сопровождение педагогов в области формирования основ финансовой грамотности у дошкольников. Применение педагогических технологий проблемного обучения позволяло осваивать необходимое содержание посредством исследовательских практик, профессиональных проб, решения кейс-задач в процессе анализа и осмысления профессионального события (ситуации). Особое значение было уделено участию педагогов в конференциях разного уровня, конкурсах профессионального мастерства, взаимопосещениям педагогических мероприятий.

Заключение

Таким образом, изучив современные формы управления методической деятельностью в ДОО по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников нам удалось предложить управленческий проект, который поможет, на наш взгляд, устранить выявленные проблемы в ходе экспериментальной деятельности. При этом следует учесть, что методическое сопровождение в дошкольной образовательной организацией — это многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя и методической службы. Сегодня при разработке стратегий методического сопровождения в ДОО методисты и старшие воспитатели, учитывая образовательную политику государства, должны быть способны ориентироваться во внешней среде на потребности общества, социальный заказ, в том числе и к внедрению в образовательный процесс таких новых в дошкольном образовании задач, как формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 17-24.

2. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 2. — С. 22-26. — URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2018/02/shatova dv 02 2018.pdf (дата обращения: 27.09.2022).

3. Галкина Л.Н. Формирование социально-экономических качеств у детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2016. — № 9. — С. 40-45. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-ekonomicheskih-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 27.09.2022).

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Ханова Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова, Н.В. Гичева // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 4. — С. 246-250. — URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38648 (дата обращения: 27.09.2022).

Зыкова Н.Н. Формирование основ финансовой грамотности детей как проблема современного образования / Н.Н. Зыкова, А.В. Сиротюк // Наука и образование сегодня. — 2018. — № 4(27). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-osnov-finansovoy-gramotnosti-detey-kak-problema-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.09.2022).

Багаутдинова С.Ф. Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения / С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Санникова // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 3. — С. 227-232. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/tehnologiya-ekspertizy-obrazovatelnogo-protsessa-doshkolnogo-uchrezhdeniya/viewer (дата обращения: 27.09.2022).

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 96 с.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. — Москва: Сфера, 2003. — 95 с.

Дуброва В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. — Москва: Новая школа, 1995. — 123 с.

Лашкова Л.Л. Методическое сопровождение педагогов в развитии детей раннего возраста / Л.Л. Лашкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1(70) — С. 48-54.

Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагогов ДОУ / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. — М.: Сфера. — 128 с.

Микляева Н.В. Технология составления рабочих программ воспитателей и специалистов / Н.В. Микляева. — М.: АРКТИ. — 2017. — 120 с.

Морозова А.Н. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / И.М. Морозова, А.В. Чарыкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-3. — С. 156-159.

— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-v-professionalnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 27.09.2022).

Бичева И.Б. Методическое сопровождение повышения профессиональной образованности педагога в дошкольном экономическом воспитании / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, А.В. Степаненкова, Л.Ю. Николаева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019.

— № 7(41). — С. 131-137. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-povysheniya-professionalnoy-obrazovannosti-pedagoga-v-doshkolnom-ekonomicheskom-vospitanii (дата обращения: 27.09.2022).

Бичева И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64-4. — С. 24-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.09.2022).

Lashkova Liya Luttovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: lashkovall@mail.ru

Savva Lyubov' Ivanovna

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia

E-mail: savva.53@mail.ru

Zheenkulova Kanykey Turatbekovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: zheenkulova22@yandex.ru

Methodological support for the formation of financial literacy foundations among preschoolers

Abstract. The article presents the actual problem of methodological support in a preschool educational establishment. The authors set a goal — to present the results of experimental activities to identify the formation levels of kindergarten teachers' readiness to form the financial literacy foundations among preschoolers, as well as a project in this educational activity area.

As a result of the analysis of the ascertaining experiment, it was found that the majority of preschool educational establishment teachers do not fully understand the significance of the problem posed and do not have the methodological tools for solving it. Moreover, the methodological support system in this educational activity area is poorly represented in the preschool educational organization.

The relevance and novelty of the material lie in the development and description of the author's management project "Financial Literacy for Preschoolers". The methodological materials of the project were repeatedly presented at scientific and practical conferences, seminars, and forums, and awarded a prize in the educational programs competition of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra on the financial literacy formation among students.

The developed project involves the activities implementation in three stages. The tasks of the preparation stage are the collection and analysis of information, as well as the system design for the work of the preschool educational establishment. At the practical stage, it is planned to implement measures to improve the conditions for implementing the work system with teachers, change external and internal conditions, and improve the methodological support system for the financial literacy basics formation among preschoolers. The control and evaluation stage includes a results analysis of activities based on the project testing.

Within the project scope, the authors propose the implementation of such effective forms and methods of methodological support for kindergarten teachers as tutor support, case solving, workshops, master classes, etc. The management project will have a significant impact on the development of the teachers' professional competence in the financial literacy foundation formation in children of senior school age.

Keywords: methodological support; methodical activity; management project; financial literacy; teachers; preschool educational establishment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.