Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "НАСЛЕДИЕ ЮГРЫ: НА ПУТИ К ИСТОКАМ"'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "НАСЛЕДИЕ ЮГРЫ: НА ПУТИ К ИСТОКАМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Якоб Светлана Александровна

В статье представлена актуальная проблема проектирования и реализации региональной образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). Авторами поставлена цель - представить результаты исследовательской деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе и культуре родного края. Данное исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-413-860001 р_а «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО - Югры в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Анализ констатирующего этапа исследования позволил установить, что большинство воспитателей не в полной мере понимают значимость поставленной проблемы и не владеют методическим инструментарием реализации регионального компонента основной образовательной программы ДОО. В детских садах слабо представлена система методического сопровождения по данному направлению образовательной деятельности. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и описании авторской парциальной программы «Наследие Югры: на пути к истокам». Данный методический продукт апробирован в рамках экспериментальной деятельности и сегодня реализуется в дошкольных образовательных организациях ХМАО - Югры. Реализация программы осуществляется на протяжении старшего дошкольного возраста. Ее структура содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах познавательного и социально-коммуникативного развития содержание программы представлено такими модулями, как «Природа», «Материальная культура» и «Духовная культура». Разработанная программа является компилятивной (объединяющей различные разделы образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации). Содержательный раздел программы представлен достаточно широко. Изучив его, каждый педагог должен определить возможности его реализации, исходя из интересов и возможностей детей своей группы, запросов родителей и особенностей развивающей среды дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Якоб Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM ’’HERITAGE OF YUGRA: ON THE WAY TO THE ORIGINS”

The article presents the actual problem of designing and implementing a regional educational program in preschool educational organizations (hereinafter referred to as DOO). The authors set a goal - to present the results of research activities on the formation in children of senior preschool age of a value attitude to the nature and culture of their native land. This study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 18-413-860001 r_a "Formation among preschoolers of a value attitude to the culture of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education". An analysis of the ascertaining stage of the study made it possible to establish that the majority of educators do not fully understand the significance of the problem posed and do not have the methodological tools for implementing the regional component of the main educational program DOO. In kindergartens, the system of methodological support in this area of educational activity is poorly represented. The relevance and novelty of the material lies in the development and description of the author's partial program "Heritage of Yugra: on the way to the origins". This methodological product has been tested in the framework of experimental activities and is currently being implemented in preschool educational organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra. The program is implemented throughout the senior preschool age. Its structure contains three sections: target, content and organizational. In order to demonstrate the dynamics and complications in various areas of cognitive and socio-communicative development, the content of the program is presented by such modules as "Nature", "Material Culture" and "Spiritual Culture". The developed program is compilative (combining various sections of the educational process), partial (in relation to complex programs), open (allowing the possibility of copyright technologies in its implementation). The content section of the program is presented quite widely. Having studied it, each teacher must determine the possibilities for its implementation, based on the interests and capabilities of the children in their group, the requests of parents and the characteristics of the developing environment of a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "НАСЛЕДИЕ ЮГРЫ: НА ПУТИ К ИСТОКАМ"»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лашкова, Л. Л. Проектирование и реализация образовательной программы «Наследие Югры: на пути к истокам» / Л. Л. Лашкова, С. А. Якоб // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN622.pdf

For citation:

Lashkova L.L., Yakob S.A. Design and implementation of the educational program "Heritage of Yugra: on the way to the origins". World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 31PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Лашкова Лия Луттовна

БУВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия Профессор кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Доктор педагогический наук, доцент E-mail: lashkovall@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3247-9469 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=365664

Якоб Светлана Александровна

БУВО ХМАО — Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия Старший преподаватель кафедры «Теории и методики дошкольного и начального образования»

Старший преподаватель E-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru

Проектирование и реализация образовательной программы «Наследие Югры: на пути к истокам»

Аннотация. В статье представлена актуальная проблема проектирования и реализации региональной образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО). Авторами поставлена цель — представить результаты исследовательской деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе и культуре родного края.

Данное исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-413-860001 р_а «Формирование у дошкольников ценностного отношения к культуре ХМАО — Югры в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Анализ констатирующего этапа исследования позволил установить, что большинство воспитателей не в полной мере понимают значимость поставленной проблемы и не владеют методическим инструментарием реализации регионального компонента основной образовательной программы ДОО. В детских садах слабо представлена система методического сопровождения по данному направлению образовательной деятельности.

Актуальность и новизна материала заключаются в разработке и описании авторской парциальной программы «Наследие Югры: на пути к истокам». Данный методический продукт апробирован в рамках экспериментальной деятельности и сегодня реализуется в дошкольных образовательных организациях ХМАО — Югры.

Реализация программы осуществляется на протяжении старшего дошкольного возраста. Ее структура содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. С целью

демонстрации динамики и усложнений в разных сферах познавательного и социально-коммуникативного развития содержание программы представлено такими модулями, как «Природа», «Материальная культура» и «Духовная культура».

Разработанная программа является компилятивной (объединяющей различные разделы образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации). Содержательный раздел программы представлен достаточно широко. Изучив его, каждый педагог должен определить возможности его реализации, исходя из интересов и возможностей детей своей группы, запросов родителей и особенностей развивающей среды дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная программа; ценностное отношение; природа; культура; дети дошкольного возраста; педагоги; дошкольная образовательная организация

Осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в дошкольном возрасте. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм нравственного поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Согласно ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Вместе с тем, Стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы, к числу которых относится учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Требования Стандарта дают ориентир для проектирования основных образовательных программ ДОО. Если обязательную часть программы педагоги проектируют успешно, учитывая комплексные образовательные программы («От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Вдохновение», «Мир открытий» и др.), то проектирование части, формируемой участниками образовательных отношений, зачастую вызывает затруднения. В частности, определенные сложности возникают при учете этнокультурных, социально-экономических, социокультурных, полиэтнических особенностей своего региона.

Проблеме этнокультурного воспитания дошкольников посвящены научные труды Е.С. Бабуновой [1], О.Н. Гордеевой [2], Л.М. Захаровой [3], Д.Д. Мункуевой [4], Т.И. Петровой [5], Р.Н. Шарафутдинова [6] и других ученых. Однако исследований в области ознакомления детей с этнокультурными традициями народов Севера ханты и манси недостаточно. Воспитатели детских садов ХМАО — Югры затрудняются на научной основе построить систему реализации регионального компонента основной образовательной программы, осуществить рациональный выбор необходимого содержания и методического инструментария образовательной деятельности в данном направлении.

В связи с этим, при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований нами разработана парциальная программа «Наследие Югры: на пути к истокам» по формированию ценностного отношения к природе и культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста [7].

Введение

Материалы и методы исследования

На первом этапе исследования следовало определить сущность и содержание понятий «природа», «культура», «ценностное отношение». Мы констатировали факт о том, что состояние общества во многом зависит от состояния его культуры, прежде всего локальной. Распад данной культуры ведет к духовной гибели коренных народов, а затем к их физическому исчезновению с этнографической карты мира. В локальной культуре коренных народов Севера природа представляет собой некую сверхценность, а сама культура предстает целостной и открытой системой из культурных форм и явлений.

Отметим, что культурным является лишь то, что не утрачивает своей значимости на протяжении длительного времени исторического развития, что способствует сохранению видовой сущности человека. Культурные материальные и духовные ценности создаются человеком изначально с целью защиты от злых сил природы, обеспечивающей выживание и, наполняясь определенными нравственными смыслами, разнообразят свои социальные функции.

Данные теоретические положения легли в основу разработанной нами парциальной программы. Проектированию образовательных программ и планированию в ДОО посвящены исследования С.Ф. Багаутдиновой [8], К.Ю. Белой [9], А.А. Майера [10], Н.В. Микляевой [11] и др. По мнению ученых, образовательная программа детского сада является стратегическим документом, который должен соответствовать государственным требованиям, обеспечивать их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретной дошкольное образовательной организации. Образовательные программы многообразны и классифицируются по ряду оснований. По охвату образовательного процесса можно выделить комплексные программы (включают все направления развития личности ребенка) и парциальные программы (включающие одно или несколько таких направлений).

В основе проектирования региональных парциальных программ дошкольного образования могут лежать следующие методологические подходы:

• культурологический подход, который дает характеристику путей сотрудничества детей и взрослых в процессе передачи культурных ценностей родного края, формирования установок деятельности, базиса личностной культуры ребенка-дошкольника;

• антропологический подход, который описывает феномены нравственного воспитания через призму адаптации, вхождения ребенка в культуру региона; отражает специфику изменений в сознании и деятельности детей;

• личностно-ориентированный подход, демонстрирующий специфику формирования ценностных ориентаций дошкольников с учетом социальной ситуации их развития;

• средовой подход, сочетающий в себе требования к оптимальной организации социальной ситуации, педагогическому взаимодействию в контексте развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

• деятельностный подход, который ориентирует на формирование у ребенка ценностного отношения к природе и культуре родного края в разных видах детской деятельности, учитывая в деятельности все ее этапы от мотивационно-потребностного до операционального.

Результаты исследования

Поскольку в структуре понятия «ценностное отношение к природе и культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста» нами выделены когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты, в заявленной ранее программе представлены три группы задач. К примеру, задачи модуля «Материальная культура» включают:

• познавательные сведения о символике городов и муниципалитетов Югры, их связи с природными объектами; традиционных промыслах коренных народов Севера, связанных с ними инструментах, способах взаимодействия с живой природой, бережном и рациональном отношении к растительному и животному миру; кочевом образе жизни ханты и манси, связанных с ним видах сезонного жилища, построек, их назначении, способах постройки и эксплуатации, внутреннем обустройстве и др.;

• развитие ценностных ориентаций на разные виды материальной культуры ХМАО — Югры (труд и ремесла, национальное жилище, национальную кухню, предметы быта, национальный костюм); воспитание чувства восхищения результатами культурного творчества народов Севера (ханты и манси) и др.;

• развитие умений проявлять бережное, заботливое отношение к ценностям материальной культуры ХМАО — Югры; практического применения информации о материальной культуре родного края в разных видах детской деятельности и др. [7].

Как и любая программа, «Наследие Югры: на пути к истокам» имеет три раздела: целевой, содержательный и организационный. О целевом было сказано ранее. Самым трудоемким стал содержательный раздел, представленный тремя модулями: «Природа», «Материальная культура», «Духовная культура». При его проектировании возникали трудности адаптировать сложный образовательный контент, учитывая зону ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывая принцип наглядности и доступности, в программе представлены авторские иллюстрации. Приведем конкретный пример формирования у дошкольников представлений о чуме и нартах (рис. 1).

Рисунок 1. Иллюстрации программы «Наследие Югры: на пути к истокам» (составлен Я.В. Баранчук)

Кочевой образ жизни предполагает частую смену стойбища, а значит установку и сбор чума. Пока оленеводы трудятся на пастбище, их жёны — хлопочут по хозяйству, занимаются установкой чума. На это у них уходит совсем немного времени.

На новом месте расчищают место под чум и укладывают на снег или землю доски, поверх которых кладут подстилки из веток и травы (циновки), укладывают шкуры, вещи. Сразу устанавливают печь и три первых шеста. Шесты устанавливаются в определенном порядке, чтобы вся конструкция надежно стояла в самые сильные метели. В центре обязательно оставляют отверстие для трубы, чтобы дым выходил на улицу.

На установленные шесты поднимают верхнее покрытие. Летом чум покрывают брезентом, в холодный период используют нюк, сшитый из оленьих шкур. К тому времени, как нюки подняты на чум, внутри уже затоплена печь, на которой греется чайник. Вход в чум располагается по направлению восхода солнца или обращен к реке. Края нюка накладываются один на другой, чтобы ветер не проникал в жилище. Сверху нюк обматывается веревками, чтоб ветер не поднимал его.

Ханты и манси ведут кочевой образ жизни, это значит — постоянное передвижение. Для передвижения используются олени или собаки, которых впрягают в нарты — деревянные лёгкие сани. Нарта изготавливается вручную. Нарты бывают ручные и оленьи, на ручной нарте подвозят к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозят добычу. Тянет ручные нарты человек, либо собака, либо вместе. Оленьи нарты намного больше, чем ручные, их используют для передвижения людей и перевозки тяжелых грузов. Ездовые и грузовые нарты отличаются по размеру. Также нарты могут отличаться по размеру в зависимости от того, кто на них ездит. Женские нарты немного длиннее, потому что на них садятся ещё дети. Каждые нарты изготавливаются под рост, вес, манеру управления оленевода. Никогда представитель ханты не доверит свои нарты другому человеку [7].

Таблица 1

Примерная сетка занятий в старшей группе

№ Месяц Тема Блок

1 2 3 4

Модуль «Природа»

1 Сентябрь Югра на карте страны Блок «География Югры»

2 Водоемы

3 Октябрь Климатические условия, неживая природа Блок «Живая и неживая природа Севера»

4 Животный и растительный мир

Модуль «Материальная культура»

5 Ноябрь Оленеводство Блок «Труд и ремесла»

6 Рыболовство

7 Декабрь Охота

8 Собирательство дикоросов

Модуль «Духовная культура»

9 Январь «Чудесная страна фольклор» (хантыйские, мансийские загадки) Блок «Художественная литература»

10 Подвижные игры народов ханты и манси Блок «Народные игры и игрушки»

11 Февраль Праздник оленевода и рыбака Блок «Праздники и обряды»

12 Игрушки детей народов ханты и манси Блок «Народные игры и игрушки»

13 Март Сказки народов ханты и манси Блок «Художественная литература»

14 Праздник «Вороний день» Блок «Праздники и обряды»

15 Апрель Праздник «Проводы Лебедя» Блок «Праздники и обряды»

16 Хантыйские орнаменты Блок «Декоративно-прикладное искусство»

17 Май Музыкальные инструменты народов ханты и манси Блок «Музыкальное искусство»

18 День обласа Блок «Праздники и обряды»

Составлено авторами

Организационный раздел программы представлен системой планирования. Следует отметить, что представленная программа может быть реализована как на занятиях, так и в режимных моментах. При этом, у педагогов возникает вопрос, как распределить образовательную нагрузку, как интегрировать образовательные области и разные виды детской деятельности. Для решения данных вопросов предложена система планирования. Представим примерную сетку занятий в старшей группе детского сада (табл. 1).

Содержание работы с детьми в разных видах детской деятельности представлено в блочно-тематическом планировании (табл. 2).

Таблица 2

Блочно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе

Содержание работы с детьми в разных видах деятельности Элементы развивающей предметно-пространственной среды

1 2

Блок «Природа»

Тема «Югра на карте страны»

Рассматривание карты ХМАО — Югры, обозначение границ округа, муниципалитета, родного города (поселения). Словотворчество «Северный край». Демонстрационный материал: карта России, карта ХМАО — Югры. Тематический альбом «Моя Югра».

Тема «Климатические условия, неживая природа»

Наблюдения за неживой природой. Рассматривание тематических альбомов, обсуждение их содержания. Художественное творчество — рисование «Пейзажи нашей родины». Слайды «Климат ХМАО — Югры». Тематический альбом «Погодные условия ХМАО — Югры».

Тема «Животный и растительный мир»

Рассматривание тематических альбомов. Беседа «Природа родного края». Художественное творчество — изготовление «Красной книги». Просмотр презентации «Природа Югры». Тематические альбомы «Животные ХМАО — Югры», «Растения ХМАО — Югры». Слайды «Живая Югра». Красная книга ХМАО — Югры.

Тема «Водоёмы»

Рассматривание карты ХМАО — Югры. Экскурсия к водоёму, наблюдение, сравнение в разные периоды года. Чтение сказки А.М. Коньковой «Сказки бабушки Аннэ: «Как окунь полосатым стал». Подвижная игра «Болотная женщина». Рассказ воспитателя «Реки ХМАО». Карта ХМАО — Югры. Тематические альбомы «Водоёмы Югры», «Обитатели водоёмов».

Блок «Труд и ремесла»

Тема «Оленеводство»

Рассказ воспитателя «Зачем разводят оленей». Просмотр презентации «Праздник оленевода». Подвижная игра «Отбивка оленей». Художественное творчество — рисование «Олень». Слайды «Оленеводы». Тематический альбом «Оленеводство».

Тема «Рыболовство»

Рассказ воспитателя о рыболовстве. Подвижная игра «Караси и щука». Рассматривание тематических фотоальбомов. Тематические альбомы «Виды рыболовства», «Обитатели водоёмов ХМАО — Югры».

Тема «Охота»

Рассказ воспитателя об охоте. Подвижная игра «Олень в корале». Чтение художественной литературы сказка «Медвежья трава». Тематический альбом «Ловушки».

Тема «Собирательство дикоросов»

Наблюдение «Кусты черники», «Кусты брусники». Рассказ воспитателя о грибах, ягодах и других дикоросах Югры. Художественное творчество — ручной труд «Лесная поляна». Беседа «Что растёт в лесу?». Тематический альбом «Дикоросы Югорских лесов». Настольная игра «Что где растёт». Слайды «Богатство лесов Югры».

Содержание работы с детьми в разных видах деятельности Элементы развивающей предметно-пространственной среды

1 2

Блок «Художественная литература (фольклор и произведения поэтов и писателей Югры)»

Тема «Чудесная страна фольклор» (хантыйские, мансийские загадки)»

Рассматривание иллюстраций к загадкам; составление отгадки на загадку в картинках. Дидактическая игра «Назови что это». Чтение «Хантыйский детский фольклор», составитель С.Д. Дядюн. «Загадки мансийские (вогульские)», составители Е.И. Ромбандеева, Т.Д. Силинкина. Демонстрационный материал: картинки к загадкам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема «Сказки народов ханты и манси»

Чтение произведений М. Коньковой «Рождение кедра», «Каждый другом силён», «Как Окунь полосатым стал», «Хочу Не хочу». Игра-драматизация сказок А.М. Коньковой. Чтение сказки Е.Д. Айпина «Клюквинка и Травяная косичка». Чтение сказок народов севера «Толстый Колькет», «Гордый олень», «Маченкат», рассматривание иллюстраций книги, пересказ фрагментов по иллюстрациям. Лэпбук «Путешествие по сказкам Югры». Книги М. Коньковой, Е. Айпина. Портреты писателей.

Блок «Декоративно-прикладное искусство»

Тема «Хантыйские орнаменты»

Рассматривание альбомов. Рисование орнаментов через трафареты. Просмотр презентации «Рукоделие народа ханты». Игра-драматизация «Волшебные рукавички». Тематические альбомы «Декоративно-прикладное искусство ханты и манси», «Путешествие в народную мастерскую».

Блок «Музыкальное искусство»

Тема «Музыкальные инструменты народов ханты, манси»

Рассматривание альбомов. Слушание звучания музыкальных инструментов (погремушка, бубен, нарс-юх, тарг-сып). Дидактическая игра «Угадай что звучит». Тематический альбом «Звуки природы в музыкальных инструментах народов Севера».

Блок «Праздники и обряды»

Тема «Праздник «Вороний день»»

Рассматривание альбома. Подвижные игры «Звери и птицы», «Ручейки и озера», «Воздух, вода, земля, ветер». Виртуальная экскурсия «На праздник к хантам». Тематический альбом «Праздники народов ханты, манси». Атрибуты к подвижным играм.

Тема «Проводы Лебедя»

Рассматривание альбома. Подвижные игры «Звери и птицы», «Ручейки и озера». Виртуальная экскурсия «На праздник к хантам». Тематический альбом «Праздники народов ханты, манси». Атрибуты к подвижным играм.

Тема «Праздник оленевода и рыбака»

Рассматривание альбома. Подвижные игры «Важенка и оленята», «Каюр и собаки», «Полярная сова и евражки». Развлечение «В гостях у Хозяйки тайги». Виртуальная экскурсия «На праздник к хантам». Тематический альбом «Праздники народов ханты, манси». Атрибуты к подвижным играм.

Тема «День обласа»

Рассматривание альбома. Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Самый ловкий». КВН «Традиции народов Севера». Альбом «Праздники народов Севера».

Блок «Народные игры и игрушки»

Тема «Подвижные игры народов ханты, манси»

Подвижные игры «Охота на куропаток», «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка», «Борьба на палке», «Успей поймать», «Хейро», «Полярная сова и евражки», «Нарты — сани», «Сюлы» (ледяные палочки), «Перетягивание палки», «Бег в снегоступах», «Бег по-медвежьи», «Болотная женщина». Атрибуты к подвижным играм. Тематический альбом «Игры и состязания народов ханты, манси».

Тема «Игрушки для детей ханты, манси»

Рассматривание тематического альбома. Рисование по трафарету игрушек народов ханты и манси. Тематический альбом «Хантыйская игрушка».

Составлено авторами

План разработан — необходимо его реализовывать. И здесь встает вопрос методического сопровождения педагогов в реализации процесса формирования ценностного отношения дошкольников к природе и культуре родного края. И.Б. Бичева [12], Л.Л. Лашкова [13], А.Н. Морозова [14], С.А. Езопова, [15] и др. описывают в своих научных трудах разные формы методического сопровождения воспитателей детского сада. В нашем случае, наиболее эффективными стали мастер-классы, семинары-практикумы, наставничество, педагогические фестивали, решение традиционных и электронных кейсов.

Все мы знаем, что период пандемии усилил традиционное образование информационными технологиями. В связи с этим, методическое сопровождение было усилено цифровым ресурсом «Расту в Югре». Данный ресурс разработан в игровом формате: дети старшего дошкольного возраста, путешествуя с главным героем по округу, решают возникающие жизненные ситуации, приобретают новые знания о природе, материальной и духовной культуре ХМАО, учатся ценить традиции родного края.

Заключение

Таким образом, изучив современное состояние проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к природе и культуре в теории и практике дошкольного образования, нам удалось разработать региональную парциальную программу, которая поможет, на наш взгляд, оптимизировать образовательную деятельность в ДОО. При этом следует учесть, что методическое сопровождение данной программы в дошкольной образовательной организацией — это сложный процесс, успешность которого обусловлена компетентностью педагогов и методической службы, качеством проектирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, интересами детей и осведомленностью родителей в вопросах формирования у детей ценностного отношения к природе и культуре Югры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова Е.С. Этнокультурное воспитание и развития дошкольника в условиях реализации принципа регионализма образовательной среды / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 5. — С. 283-290. — URL: https://cvberleninka.ru/article/n/etnokulturnoe-vospitanie-i-razvitie-doshkolnika-v-usloviyah-realizatsii-printsipa-regionalizma-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 28.11.2022).

2. Гордеева О.Н. Сущность и содержание этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации / О.Н. Гордеева, И.В. Кожанов // Современные наукоемкие технологии. — 2020. — № 6 (часть 2). — С. 328-332. — URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38110 (дата обращения: 28.11.2022).

3. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 5. — С. 161-167. — URL:

https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-etnokulturnoy-kompetentnosti-doshkolnikov (дата обращения: 28.11.2022).

4. Мункуева Д.Д. Нравственное воспитание детей через использование элементов этнопедагогики / Д.Д. Мункуева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 4016-4020. — URL: http://e-koncept.ru/2014/55068.htm (дата обращения: 28.11.2022).

5. Петрова Т.И. Этнокультурное воспитание дошкольников / Т.И. Петрова // Символ науки. — 2018. — № 1-2. — С. 160-162 — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 28.11.2022).

6. Шарафутдинов Р.Н. Формирование основ этнической культуры у дошкольников в учебно-воспитательном процессе (на примере удмуртского этноса) / Р.Н. Шарафутдинов, А.В. Титов, А.Е. Причинин и др. // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 1. — С. 7. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30468 (дата обращения: 28.11.2022).

7. Лашкова Л.Л. Наследие Югры: на пути к истокам: парциальная программа формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова, П.П. Ушакова, С.А. Якоб; под науч. ред. Л. Л. Лашковой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с.

8. Багаутдинова С. Ф. Образовательная программа дошкольного образования: от стандарта к проектированию / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3.

— С. 29-38. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23398146 (дата обращения: 28.11.2022)

9. Белая К.Ю. О региональном компоненте в дошкольном образовании / К.Ю. Белая // Современное дошкольное образование. — 2017. — № 8. — С. 58-65.

10. Майер А.А. Управление ДОО: ответы на современные требования / А.А. Майер.

— 2020. — № 9. — С. 12-21.

11. Микляева Н.В. Технология составления рабочих программ воспитателей и специалистов / Н.В. Микляева. — М.: АРКТИ. — 2017. — 120 с.

12. Бичева И.Б. Методическое сопровождение повышения профессиональной образованности педагога в дошкольном экономическом воспитании / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, А.В. Степаненкова, Л.Ю. Николаева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019.

— № 7(41). — С. 131-137. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-povysheniya-professionalnoy-obrazovannosti-pedagoga-v-doshkolnom-ekonomicheskom-vospitanii (дата обращения: 28.11.2022).

13. Лашкова Л.Л. Методическое сопровождение педагогов в развитии детей раннего возраста / Л.Л. Лашкова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1(70) — С. 48-54.

14. Морозова А.Н. Управление методической работой в профессиональном образовательном учреждении / И.М. Морозова, А.В. Чарыкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-3. — С. 156-159.

— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-v-professionalnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 28.11.2022).

15. Езопова С.А. От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования / С.А. Езопова, В.А. Новицкая, О.В. Солнцева // Современное дошкольное образование. — 2018. — № 7(89). — С. 62-79.

Lashkova Liya Luttovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: lashkovall@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3247-9469 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=365664

Yakob Svetlana Alexandrovna

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru

Design and implementation of the educational program "Heritage of Yugra: on the way to the origins"

Abstract. The article presents the actual problem of designing and implementing a regional educational program in preschool educational organizations (hereinafter referred to as DOO). The authors set a goal — to present the results of research activities on the formation in children of senior preschool age of a value attitude to the nature and culture of their native land.

This study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 18-413-860001 r_a "Formation among preschoolers of a value attitude to the culture of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education".

An analysis of the ascertaining stage of the study made it possible to establish that the majority of educators do not fully understand the significance of the problem posed and do not have the methodological tools for implementing the regional component of the main educational program DOO. In kindergartens, the system of methodological support in this area of educational activity is poorly represented.

The relevance and novelty of the material lies in the development and description of the author's partial program "Heritage of Yugra: on the way to the origins". This methodological product has been tested in the framework of experimental activities and is currently being implemented in preschool educational organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra.

The program is implemented throughout the senior preschool age. Its structure contains three sections: target, content and organizational. In order to demonstrate the dynamics and complications in various areas of cognitive and socio-communicative development, the content of the program is presented by such modules as "Nature", "Material Culture" and "Spiritual Culture".

The developed program is compilative (combining various sections of the educational process), partial (in relation to complex programs), open (allowing the possibility of copyright technologies in its implementation). The content section of the program is presented quite widely. Having studied it, each teacher must determine the possibilities for its implementation, based on the interests and capabilities of the children in their group, the requests of parents and the characteristics of the developing environment of a preschool educational organization.

Keywords: educational program; value attitude; nature; culture; preschool children; teachers; preschool educational organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.