Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста '

Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родной край / культура / ценностное отношение к культуре родного края / духовная культура / нематериальное культурное наследие / дети старшего дошкольного возраста / педагогические условия / традиционные и электронные образовательные ресурсы / native land / culture / value attitude to the culture of the native land / spiritual culture / intangible cultural heritage / children of senior preschool age / pedagogical conditions / traditional and electronic educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Александровна Якоб

Цель исследования представить процесс организации формирующего этапа экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными педагогическими условиями. В статье раскрываются аспекты организации экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста (на примере реализации модуля «Духовная культура» региональной парциальной программы для детей 5-7 лет «Наследие Югры: на пути к истокам» (далее Программа). Анализ планирования образовательной деятельности с дошкольниками по проблеме исследования, проведенный на констатирующем этапе эксперимента свидетельствует о том, что реализация задач по формированию ценностного отношения к культуре родного края в ДОО осуществляется путем включения регионального содержания в структуру познавательных занятий и в образовательную деятельность в режимных моментах. При этом, отмечается, что такие разделы как «Духовная культура ХМАО Югры» во многих ДОО региона слабо представлены в основной общеобразовательной программе ДОО (далее ООП ДОО) либо практически отсутствуют. Данные результаты послужили основанием для глубокой работы по формированию у детей 5-7 лет не только представлений о духовной культуре, но и ценностного отношения к ней. Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных аспектов организации образовательной деятельности с детьми 5-7 лет по формированию у них ценностного отношения к культуре родного края (на примере реализации модуля «Духовная культура» Программы). В результате исследования автор приходит к выводу, что организованная экспериментальная работа по данному направлению с применением заявленного педагогического условия, которое заключается в интеграции использования традиционных и электронных образовательных ресурсов, способствует проявлению интереса к духовной культуре ХМАО Югры; развитию ценностных ориентаций к народному фольклору и произведениям писателей и поэтов Югры; развитию способности эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Александровна Якоб

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the formation of a value attitude to the culture of the native land in senior preschool age children

The purpose of the study is to present the process of organizing the formative stage of experimental activities to form a value attitude to the culture of the native land among children of senior preschool age in accordance with the identified pedagogical conditions. The article reveals aspects of the organization of experimental activities to form a value attitude to the culture of the native land in senior preschool age children (on the example of the implementation of the module “Spiritual Culture” of the regional partial program for children aged 5-7 years “Heritage of Yugra: on the way to the origins” (hereinafter Program) An analysis of the planning of educational activities with preschoolers on the research problem, carried out at the ascertaining stage of the experiment indicates that the implementation of tasks for the formation of a value attitude to the culture of the native land in preschool educational institutions is carried out by including regional content in the structure of cognitive activities and in educational activities in regime At the same time, it is noted that such sections as “Spiritual culture of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra” in many pre-school educational institutions of the region are poorly represented in the main general educational program of the pre-school educational institution (hereinafter the PEO PEO) or are practically absent. These results served as the basis for in-depth work on the formation in 5-7 years aged children not only ideas about spiritual culture but also a value attitude towards it. The scientific novelty of the study lies in the disclosure of the main aspects of the organization of educational activities with 5-7 years aged children to form their value attitude to the culture of their native land (on the example of the implementation of the “Spiritual Culture” module of the Program). As a result of the study, the author comes to the conclusion that organized experimental work in this area using the declared pedagogical condition, which consists in integrating the use of traditional and electronic educational resources, contributes to the manifestation of interest in the spiritual culture of Khanty-Mansi Autonomous Okrug Yugra; development of value orientations to folklore and works of writers and poets of Yugra; development of the ability of aesthetic perception of objects of decorative and applied art of the peoples of the Khanty and Mansi, etc.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста »

2. Dybina, O.V. Podgotovka budushhih specialistov doshkol'nogo profilja k oznakomleniju detej s predmetnym mirom: Monografija. [Preparation of future preschool specialists to familiarize children with the subject world: Monograph] Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005. 96 p.

3. Krasnoperova, I.V. Vzaimodejstvie DOO i sem'i v formirovanii finansovo-jekonomicheskih predstavlenij doshkol'nikov [Interaction of preschool and family in the formation of financial and economic representations of preschoolers]. Problemy sovremennogo pedago-gicheskogo obrazovanija. Ser. : Pedagogika ipsihologija [Problems of modern pedagogical education. Ser. : Pedagogy and psychology]. Nauchnyj zhurnal : Jalta : RIO GPA, 2022. V.76. Ch. 4. pp. 269-272.

4. Kutyreva, A.V. Igrovye tehnologii v formirovanii finansovo-jekonomicheskih predstavlenij doshkol'nikov [Gaming technologies in the formation of financial and economic representations of preschoolers]. Problemy social'nojsfery i obrazovanija: istorija, sovremennost', perspektivy: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., 18 maja 2022 g. [Problems of the social sphere and education: history, modernity, prospects: materials of Vsros. scientific and practical conference, May 18, 2022]. Shadr. gos. ped. un-t, otv. red. O.V. Vakulenko, red. kol. O.V. Vakulenko, Ju.O. Galushhinskaja. - Jelektron. tekst. dan. (1,19 Mb). Sha-drinsk : ShGPU, 2022. pp. 41-47.

5. Rutkovskaja, E.L. Finansovaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: podhody k razrabotke uchebnyh zadanij [Financial literacy as a component of functional literacy: approaches to the development of educational tasks]. Otech-estvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2019. T.1, no. 4 (61). pp. 98-111.

6. Strategija povyshenija finansovoj gramotnosti v Rossijskoj federacii na 2017-2023 gody (Rasporjazhenie Pra-vitel'stva RF ot 25.09.2017 g. №2039-r) [Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023 (Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039-r dated 25.09.2017)]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravi-telstva-rf-ot-25092017-n-2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoi-gramotnosti-v.

7. Jekonomicheskoe vospitanie doshkol'nikov: formirovanie predposylok finansovoj gramotnosti. Primernaja parcial'naja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [Economic education of preschoolers: formation of prerequisites for financial literacy. An approximate partial educational program of preschool education]. Dlja detej 5-7 let. / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Bank Rossii. URL: http://t880248.dou.obrazovanie33.ru/upload/site_files.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.В. Красноперова, аспирант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шад-ринск, Россия, e-mail: krasnoperova21@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.V. Krasnoperova, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: krasnoperova21@mail.ru.

УДК 373.21 Б01: 10.52772/25420291_2023_1_20

Светлана Александровна Якоб г. Сургут

Педагогические условия формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования - представить процесс организации формирующего этапа экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными педагогическими условиями. В статье раскрываются аспекты организации экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста (на примере реализации модуля «Духовная культура» региональной парциальной программы для детей 5-7 лет «Наследие Югры: на пути к истокам» (далее - Программа). Анализ планирования образовательной деятельности с дошкольниками по проблеме исследования, проведенный на констатирующем этапе эксперимента свидетельствует о том, что реализация задач по формированию ценностного отношения к культуре родного края в ДОО осуществляется путем включения регионального содержания в структуру познавательных занятий и в образовательную деятельность в режимных моментах. При этом, отмечается, что такие разделы как «Духовная культура ХМАО - Югры» во многих ДОО региона слабо представлены в основной общеобразовательной программе ДОО (далее - ООП ДОО) либо практически отсутствуют. Данные результаты послужили основанием для глубокой работы по формированию у детей 5-7 лет не только представлений о духовной культуре, но и ценностного отношения к ней. Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных аспектов организации образовательной деятельности с детьми 5-7 лет по формированию у них ценностного отношения к культуре родного края (на примере реализации модуля «Духовная культура» Программы). В результате исследования автор приходит к выводу, что организованная экспериментальная работа по данному направлению с применением заявленного педагогического условия, которое заключается в интеграции использования традиционных и электронных образовательных ресурсов, способствует проявлению интереса к духовной культуре ХМАО - Югры; развитию ценностных ориентаций к народному фольклору и произведениям писателей и поэтов Югры; развитию способности эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси и др.

Ключевые слова: родной край, культура, ценностное отношение к культуре родного края, духовная культура, нематериальное культурное наследие, дети старшего дошкольного возраста, педагогические условия, традиционные и электронные образовательные ресурсы.

~Т ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 20_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291

Svetlana Alexandrovna Yakob

Surgut

Pedagogical conditions for the formation of a value attitude to the culture of the native

land in senior preschool age children

The purpose of the study is to present the process of organizing the formative stage of experimental activities to form a value attitude to the culture of the native land among children of senior preschool age in accordance with the identified pedagogical conditions. The article reveals aspects of the organization of experimental activities to form a value attitude to the culture of the native land in senior preschool age children (on the example of the implementation of the module "Spiritual Culture" of the regional partial program for children aged 5-7 years "Heritage of Yugra: on the way to the origins" (hereinafter - Program) An analysis of the planning of educational activities with preschoolers on the research problem, carried out at the ascertaining stage of the experiment indicates that the implementation of tasks for the formation of a value attitude to the culture of the native land in preschool educational institutions is carried out by including regional content in the structure of cognitive activities and in educational activities in regime At the same time, it is noted that such sections as "Spiritual culture of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra" in many pre-school educational institutions of the region are poorly represented in the main general educational program of the pre-school educational institution (hereinafter - the PEO PEO) or are practically absent. These results served as the basis for in-depth work on the formation in 5-7 years aged children not only ideas about spiritual culture but also a value attitude towards it. The scientific novelty of the study lies in the disclosure of the main aspects of the organization of educational activities with 5-7 years aged children to form their value attitude to the culture of their native land (on the example of the implementation of the "Spiritual Culture" module of the Program). As a result of the study, the author comes to the conclusion that organized experimental work in this area using the declared pedagogical condition, which consists in integrating the use of traditional and electronic educational resources, contributes to the manifestation of interest in the spiritual culture of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra; development of value orientations to folklore and works of writers and poets of Yugra; development of the ability of aesthetic perception of objects of decorative and applied art of the peoples of the Khanty and Mansi, etc.

Keywords: native land, culture, value attitude to the culture of the native land, spiritual culture, intangible cultural heritage, children of senior preschool age, pedagogical conditions, traditional and electronic educational resources.

Введение. Актуальность представленного исследования обусловлена решением ряда государственных задач, обозначенных в нормативных документах федерального и регионального уровней. Так, Указом Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (№ 809 от 09.11.2022) обозначены основные направления в решении проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей в РФ, среди которых особое внимание для педагогической общественности, на наш взгляд, связано с выбором эффективных форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [16].

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (приказ № 1028 от 25.11.2022 г.), одной из ключевых функций дошкольного образования обозначено «создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины» [13].

Учитывая своеобразие региона, связанное с проживанием на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра представителей более 120 этносов, включая представителей коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси,

лесные ненцы) Губернатор Н.В. Комарова и правительство округа особое внимание уделяют сохранению нематериального культурного наследия народов, проживающих в регионе. Так, например в «Региональной Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 г» обозначены стратегия и ключевые направления деятельности подведомственных структур, направленные на решения задач, связанных с содействием этнокультурному развитию народов РФ, проживающих на территории автономного округа, развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, создание условий для этнокультурного образования субъектов образовательного процесса на всех ступенях системы образования РФ [15]. В Постановлении Правительства ХМАО - Югры от 26 сентября 2013 г. N 392-п определен реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в котором в соответствии с федеральным каталогом данного рода объектов определен реестр объектов на территории региона, включающий следующие направления:

1) устное народное творчество (сказки; эпические песни; эпические сказания; былины; фольклорная проза);

2) исполнительские искусства (песенное искусство; музыкально-инструментальное искусство; театральное искусство (народный театр, народный цирк и т.д.); танцевальное искусство, сказительство;

3) празднично-обрядовая культура (праздники, обряды, ритуалы). [12].

Теоретической базой исследования послужили следующие положения и научные идеи:

- теоретические положения, раскрывающие особенности потенциала природы, литературы, декоративно-прикладного искусства, праздников и традиций для реализации процесса формирования ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста (Л. Д. Вавилова, Я. М. Керимов, Л. В. Компанцева, Л. А. Ма-медова, В. Н. Лукьяненко, Н. А. Платохина и др.).

Практическая значимость состоит в том, что результаты проведенного нами исследования могут быть широко использованы в практике ДОО при проектировании и реализации регионального компонента в ООП ДОО, в той её части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Результаты исследования. Решения правительства Российской Федерации и каждого субъекта РФ еще раз подчеркивают важность системы образования РФ в решении обозначенных задач по сохранению культурного наследия народов России. Так, в 2022 году, объявленном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом культурного наследия народов России во всех субъектах согласно утвержденной Программе основных мероприятий особое внимание уделялось проведению разнообразных форм работы и мероприятий с детьми дошкольного и школьного возраста под руководством Министерства Просвещения РФ. Ключевыми задачами всех мероприятий было погружение участников в мир культурного наследия нашей страны. Согласно Указу Президента РФ, «культурное наследие» включает не только материальные движимые и недвижимые объекты - памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах [17].

Учитывая вышеизложенное, констатируем, что проблема сохранения культурного наследия народов России актуальна и является приоритетной задачей современной системы образования. На протяжении более пяти лет мы занимаемся вопросами приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своей малой родины - земли Югорской. Одним из значимых этапов исследовательской деятельности явилась разработка и апробация парциальной программы по формированию ценностного отношения к природе и культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры. На пути к истокам» [11].

Немаловажной задачей в апробации Программы было определение группы педагогических условий. Нами были обозначены два условия, связанные с субъектами образовательного процесса.

22

Относительно воспитанников старшего дошкольного возраста мы выделили условие, направленное на интеграцию традиционных и электронных образовательных ресурсов при проектировании образовательного процесса, а для педагогов ДОО разработана и внедрена система мер, направленная на повышение их профессиональной компетентности в реализации регионального компонента дошкольного образования.

Данная Программа легла в основу формирующей части исследования, связанной с организацией и проведением различных форм работы с дошкольниками по трем модулям Программы («Природа», «Материальная культура», «Духовная культура»). В рамках данной статьи мы уделим особое внимание реализации третьего блока Программы «Духовная культура» и применению педагогического условия, связанного с интеграцией традиционных и электронных образовательных ресурсов при изучении тем данного модуля.

Именно по данному направлению, согласно результатам констатирующего этапа исследования испытывают затруднения как педагоги ДОО, так и воспитанники дошкольных образовательных организаций. В соответствии с Программой блок «Духовная культура» предполагает знакомство дошкольников с фольклором коренных малочисленных народов ХМАО - Югры (хантыйские, мансийские загадки, пословицы, поговорки, народные сказки), с творчеством поэтов и писателей Югры, изучение предметов декоративно-прикладного и музыкального искусства, народных праздников и обрядов, знакомство с играми и игрушками народов ханты, манси. В данном блоке, как и остальных, обозначены задачи когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов ценностного отношения к культуре родного края у детей дошкольного возраста, выделенные нами в структуре данного понятия на основе исследований Щурковой Н.Е. [18].

Так как программа рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы, по каждому блоку и модулю мы разграничили объём и характер познавательного материала для дошкольников с учетом психологических особенностей каждого возраста. Прежде всего стояла задача адаптировать сложный краеведческий материал, построенный на научной основе, для детей 5-7 лет. Приведем пример содержательного раздела программы, который предусматривает ознакомление дошкольников с предметами быта народов Севера:

Все люди для своей жизни используют различные инструменты, посуду, утварь, одним словом - предметы быта. Назначение предметов быта неразрывно связано с образом жизни и основными занятиями людей. Образ жизни коренных жителей Югры сильно отличается от нашего образа жизни, поэтому и предметы быта тоже отличаются. В наше время образ жизни этих народов всё больше приближается к нашему, но есть ещё представители, которые до сих пор живут на стойбище и разводят

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

оленей. Большая часть вещей, необходимых в хозяйстве, изготовляются самостоятельно из местных материалов (береста, кость, оленья шкура и жилы, рыбья кожа, трава).

Ханты и манси ведут кочевой образ жизни, это значит - постоянное передвижение. Для передвижения используются олени или собаки-запад-носибирские лайки, которых впрягают в нарты -деревянные лёгкие сани. Нарта изготавливается вручную. Нарты бывают ручные и оленьи, на ручной нарте подвозят продукты, вывозят добычу. Тянет ручные нарты человек, либо собака, либо вместе. Оленьи нарты намного больше, чем ручные, их используют для передвижения людей и перевозки тяжелых грузов. Ездовые и грузовые нарты отличаются по размеру. Также нарты могут отличаться по размеру в зависимости от того, кто на них ездит. Женские нарты немного длиннее, потому что на них садятся ещё дети. Каждые нарты изготавливаются под рост, вес, манеру управления оленевода. Никогда представитель ханты не доверит свои нарты другому человеку [12]. Знания о предметах быта, кочевом образе жизни и обычаях народов ханты, манси дошкольники закрепляют через знакомство с художественными произведениями, особенно произведениями такого жанра как фольклор (сказки, загадки, пословицы).

В рамках экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет была организована работа по изучению фольклора коренных народов ханты, манси. В частности, при изучении темы «Чудесная страна фольклор» дошкольники погружались в мир хантыйских и мансийских загадок. При этом важно отметить, что для более успешного восприятия народного фольклора изучение данного жанра осуществлялось в сочетании с русскими загадками о тех же предметах и явлениях, уже хорошо известными дошкольникам.

При этом использовались традиционные формы и метолы работы с детьми, такие как игровой, продуктивный, группа словесных методов и приёмов. Например, весь материал предлагался дошкольникам в игровой форме, моделирующей действия коренных жителей на стойбище. Таким образом, дети научились по-мансийски загадывать друг другу загадки, начиная с обращения к игрокам «Моя загадка - эй!» и узнали о том, что загадки используются данным народом круглый год во время отдыха и труда, если характер занятий не требует тишины во время охоты или рыбалки в ожидании косяка рыбы и закидывания невода. [2].

При изучении темы «Сказки народов ханты и манси» дошкольники погрузились в уникальный мир взаимоотношений человека и природы, узнали много интересного о быте, национальных промыслах коренных народов и их трепетном отношении к природе. К примеру, знакомство с мансийской сказительницой Анной Митрофановной Коньковой (литературный псевдоним автора - бабушка «Аннэ») вызвало у дошкольников особый восторг

и удивление. Дошкольникам понятны и привлекательны несложные короткие сказки бабашки Аннэ. Как и в любой сказке, изучаемой дошкольниками ранее, в произведениях автора ярко прослеживается мораль, связанная с умением проявлять нравственные ценности «добро», «бескорыстие», «честность» и др. Проживая с героями сказок несложный сюжет дошкольники научились различать добро от зла, искренность от лжи, честность от лицемерия. Дети на примерах поведения персонажей сказок научились понимать, оценивать, рассуждать о мотивах поступков главных героев, самостоятельно извлекая нравственный урок из художественного произведения.

Изучение и закрепление фольклорного материала происходило в течение всего учебного года в разных формах детской деятельности (коммуникативной, изобразительной, двигательной, игровой и др.). Наиболее яркими стали создание детьми собственных иллюстраций к изученным произведениям на основе нетрадиционных техник рисования, обыгрывание сюжетов сказок в театрализованных постановках, создание совместно с педагогом мне-мотаблиц с зашифрованными загадками, пословицами и главными героями произведений фольклорного жанра коренных народов ханты и манси.

На втором году обучения по разработанной нами Программе дети 6-7 лет в рамках освоения темы «Пословицы и поговорки коренных народов Югры» узнали, что у народов севера много пословиц и поговорок, которые широко используются в народной речи, в сказках. Было установлено, что пословицы дают наиболее яркий и убедительный материал для раскрытия связи между природными явлениями и поведением человека. Родная природа выражает силу и красоту нашей Родины. Беречь родную природу означает любить Родину. Пословицы подсказывают, как поступить в том или ином случае. В пословицах отражена мораль рыбаков, охотников, оленеводов. Пословицы и поговорки говорят о трудолюбии, дружбе, животных, человеке, явлениях природы. Они яркие и необычные, потому что труд и быт народов Севера требуют знания повадок и образа жизни животных, понимания связи явлений природы. Объяснение смысла каждой пословицы сопровождалось примерами из сказок, и ранее изученных фольклорных произведений нардов ханты и манси. При смысловом разборе пословиц также использовались примеры аналогий из русских народных пословиц, которые дети уже изучили в старшей группе. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками продолжалось в режимных моментах, на прогулках и праздниках. Например, воспитатель, задавая детям вопрос «Ребята, а вы всегда говорите правду? А ведь «Правдивое слово дороже важенки», начинает свой рассказ о том, что необходимо говорить правдивые слова, приводя в пример русскую и хантыйскую пословицы. Кроме этого, пословицы использовались педагогом в конце сказки, Дети при этом старались

объяснить смысл пословицы, применяя её к содержанию конкретной сказки. В работе с пословицами и поговорками педагог старался помочь дошкольникам понять прямой и переносный смысл высказываний, используя элементы визуализации.

Особый пласт экспериментальной работы состоял в изучении темы «Знакомство с творчеством писателей и поэтов Югры». Для дошкольников эта тема не была неожиданной, так как ранее они изучали с педагогами художественные произведения классиков русской детской литературы (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, П. П. Ершов, В. Ф. Одоевский и др.). В Программе представлен примерный перечень рекомендованных к изучению в старшем дошкольном возрасте произведений детских авторов ХМАО -Югры. К примеру, это сказки М. К. Вагатовой («Рыбаки» «Пять слов, пять рассказов», «Хлебушко») или поэтические произведения Н.В. Сочи-хина («Родина, «Бурундучок»), С.Е. Сметанина («Любовь к Югре», «Зима», «Синички» и др.) и др.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэтов и писателей родного края позволило сформировать представления о великой истории родного края, о героических подвигах, о знаменательных событиях, о ценности родной земли и людях, живущих на ней. Используя произведения поэтов ХМАО - Югры, педагоги дошкольного образования пробуждали интерес детей к художественному слову. Поэты и писатели ХМАО - Югры обладают уникальной способностью перенести свое видение мира на книжные страницы. Носители языковой культуры пишут свои художественные произведения на двух языках - на хантыйском или мансийском и на русском языке. Произведения писателей и поэтов повествуют о любви к природе, к земле, к культуре, к историческим событиям, к традициям и обычаям коренных народов севера.

С 2020 года в период пандемии образовательная деятельность с детьми, в основном, осуществлялась в дистанционном (онлайн) режиме либо в формате работы групп кратковременного пребывания. Это внесло свои коррективы в организацию образовательного процесса в рамках исследования, но на наш, взгляд, способствовало активному включению в образовательный процесс интерактивных электронных образовательных ресурсов. В первую очередь, оценив оснащённость развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры цифровыми ресурсами (наличие интерактивных сенсорных панелей, досок) мы перешли к созданию авторских виртуальных видео путешествий для дошкольников по страницам художественных произведений поэтов и писателей ХМАО -Югры. При этом, выделили ряд критериев, которые легли в основу создания данных ресурсов:

1) идейная направленность произведения. Идейность обусловливает соответствие задачам духовно-нравственного воспитания, воспитания любви к малой Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность произведения;

2) высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3) доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста. При отборе произведений учитывались особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4) сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5) конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора позволили создать виртуальные видео путешествия по изучаемым сказкам, рассказам и стихотворениям поэтов и писателей земли Югорской и включить их в организацию непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками. Умелое сочетание электронных образовательных ресурсов с традиционными формами работы с детьми позволило не только решить образовательные задачи, но и развивающие.

Данные разработки были не только реализованы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций - участников исследования, но и размещены на официальном сайте Сургутского государственного педагогического университета в разделе «Волонтёры просвещения. Методическая лига студентов и преподавателей СурГПУ». В таблице 1 приведены примеры методических материалов, размещенных на официальном сайте БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» по изучению блока «Духовная культура» с применением разработанных виртуальных видео путешествий согласно теме НОД.

Таблица 1

№ Тема НОД для детей старшего дошкольного возраста Ссылка на виртуальное видео путешествие

1 Творчество мансийской писательницы Югры А. М. Коньковой https://disk.yandex.rU/d/EMtHeSRCDys11g

2 Творчество поэта Андрея Семеновича Тарханова. Знакомство с его стихотворением «Приключение Сибирского комара» https://cloud.mail.ru/public/iN9X/17wWsH39S

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023

3 Знакомство с произведениями Ю. Шесталова «Рыбак» и «Мамин хлеб» https://drive.google.eom/file/d/1IqyEA5UTeZPeTf 6rGBACusaLAcpPBNyI/view

4 Ознакомление с хантыйской сказкой «Медвежья трава» http://www.surgpu.ru/media/uploads/2022/06/14/b gakwe.docx

5 Ознакомление с творчеством писательницы Анны Митрофановны Коньковой, ее сказкой «Хочу не хочу» https://eloud.mail.ru/publie/2SAo/eEhgDhR7z

Кроме этого, для каждого видео путешествия разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности и технологические карты к ним, в которых на каждом этапе занятия обозначены традиционные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Заключение. Таким образом, в рамках проведённого исследования были обозначены основные аспекты организации экспериментальной деятельности по формированию ценностного отношения к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста (на примере реализации модуля «Духовная культура» региональной парциальной программы для старших дошкольников «Наследие Югры: на пути к истокам») и одного из педагогических условий его реализации, связанного с интеграцией традиционных и электронных образовательных ресурсов при проектировании образовательного процесса. Выявлено, что при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с произведениями поэтов и писателей ХМАО - Югры используются разнообразные формы организации детской деятельности, а также традиционные методы и приёмы формирования ценностного отношения к культуре родного края (выразительное чтение педагогом художественного произведения, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, знакомство с автором: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним, просмотр видео путешествий по литературным произ-

ведениям (возможен только после знакомства с текстом произведения), прослушивание записей исполнения литературных произведений авторами или мастерами литературного слова, творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторской сюжетной линии, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по мотивам фольклора и т.д. Однако ранее совсем не применялись электронные образовательные ресурсы в рамках данного процесса. Следует отметить, что система работы по ознакомлению дошкольников 5-7 лет с творчеством писателей и поэтов ХМАО -Югры строилась на основе требований ФГОС дошкольного образования (поддержка детской инициативы и самостоятельности, предоставление ребенку права выбора, не директивная помощь педагога, интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности и др.) и в соответствии с выделенным педагогическим условием, направленным на интеграцию традиционных и электронных образовательных ресурсов при проектировании образовательного процесса по данному модулю Программы.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке системы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций по внедрению регионального компонента в образовательный процесс ООП дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Бугаева А. Л., Зуева У. Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера / А.Л. Бугаева, У.Н. Зуева. - Ханты-Мансийск.: ГУИПП «Полиграфист», 2002. - Текст : непосредственный.

2. Григорян А. Б., Зуева У. Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики ханты и манси: Методическое пособие для учителей национальных школ / А.Б. Григорян, У.Н. Зуева: под ред. А.Л. Бугаевой. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2012. - Текст : непосредственный.

3. Дубинина Д. Н. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста / Д. Н. Дубинина. - Текст : непосредственный. // Традиции и инновации в дошкольном образовании: мат-лы междунар. Науч.-практ. Конф. - М.: Изд-во «Том», 2007.

4. Ежкова Н. С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. - Текст : непосредственный.

5. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук. - Текст : электронный. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2 (2). - URL: Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/

6. Казаева Е. А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — Екатеринбург, 2000. - Текст : непосредственный.

7. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М., Сфера, 2021. - Текст : непосредственный.

8. Кондрашова Н. В., Андреева О. Н. Формирование этнокультурной осведомлённости у детей 5-7 лет посредством культурно-досуговой деятельности в условиях внедрения ФГОС. - Текст : электронный. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016, Т.15 — URL: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm.

9. Красова Т.Д. Специфика познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе нравственно-патриотического воспитания / Т.Д. Красова. - Текст : электронный. // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. № 21. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364646

10. Лазаренко Е. Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе: учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников» / Е.Н. Лазаренко. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47859.html. - Текст : электронный.

11. Лашкова Л. Л. Наследие Югры: на пути к истокам: парциальная прогр. Формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО-Югры у детей ст. дошк. Возраста / Л. Л. Лашкова, П. П. Ушакова, С. А. Якоб ; под науч. Ред. Л. Л. Лашковой. - М. : Русское слово-учебник, 2019. - Текст : непосредственный.

12. Постановление Правительства ХМАО -Югры от 26 сентября 2013 г. N 392-п «О реестре объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». - Текст : электронный. - URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/300555/

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). - Текст : электронный. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

14. Рабина Е.И. Формирование мультикультурной личности в условиях многоязычия / Е.И. Рабина - Текст : непосредственный. // В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 79-й международной научно - технической конференции. 2021.

15. Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 г.». - Текст : электронный. - URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/obshchestvennye-slushaniya-i-publichnye-obsuzhdeniya/obshchestvennaya-ekspertiza/599378/regionalnaya-strategiya-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-khanty-mansiys/

16. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - Текст : электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/#review

17. Указ Президента Российской Федерации О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России. - Текст : электронный. - URL: https://www.culture.ru/storage/files/12a79120-2e2b-51b7-99bc-d7428047f3e6/ukaz.pdf.

18. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой. Учебное пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - Текст : непосредственный.

REFERENCES:

1. Bugaeva A. L., Zueva U. N. Formirovanie jetnicheskogo samosoznanija u uchashhihsja na osnove tradicij Severa [Formation of ethnic self-awareness among students based on the traditions of the North]. - Hanty-Mansijsk.: GUIPP «Poligrafist», 2002.

2. Grigorjan A. B., Zueva U. N. Formy organizacii nravstvennogo vospitanija podrostkov na tradicijah narodnoj pedagogiki hanty i mansi [Forms of organization of moral education of adolescents based on the traditions of folk pedagogy of Khanty and Mansi] : Metodicheskoe posobie dlja uchitelej nacional'nyh shkol/ In. A.L. Bugaevoj (eds). - Hanty-Mansijsk: Poligrafist, 2012.

3. Dubinina D. N. Jetnokul'turnoe obrazovanie detej doshkol'nogo vozrasta [Ethnocultural education of preschool children]. Tradicii i innovacii v doshkol'nom obrazovanii: mat-ly mezhdunar [Traditions and innovations in preschool education: materials of international scientific-practical conference] Nauch.-prakt. Konf. Moscow : Izd-vo «Tom», 2007.

4. Ezhkova N. S. Priobshhenie doshkol'nikov k cennostjam: teorija i metodika [Introducing preschoolers to values: theory and methodology]. Tula: Izd-vo TGPU im. L.N.Tolstogo, 2006.

5. Zaharchuk A. L. Metodicheskie osobennosti formirovanija predstavlenij o maloj Rodine u starshih doshkol'ni-kov [Methodological features of the formation of ideas about a small homeland among older preschoolers]. // Voprosy doshkol'noj pedagogiki [Questions ofpreschool pedagogy]. 2015. No. 2 (2). URL: Rezhim do-stupa: https://moluch.ru/th/1/archive/6/168/

6. Kazaeva E. A. Vospitanie osnov grazhdanstvennosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. Dis. Kand. Ped. Nauk [Education of the basics of citizenship in older preschool children]. - Ekaterinburg, 2000.

7. Kolomijchenko L. V. Koncepcija i programma social'no-kommunikativnogo razvitija i social'nogo vospitanija doshkol'nikov [The concept and program of social and communicative development and social education of preschoolers]. Moscow, Sfera, 2021.

8. Kondrashova N. V., Andreeva O. N. Formirovanie jetnokul'turnoj osvedomljonnosti u detej 5-7 let posredstvom kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti v uslovijah vnedrenija FGOS. [Formation of ethno-cultural awareness in children aged 5-7 years through cultural and leisure activities in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard]. Nauchno-metodicheskij jelek-tronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and Methodological electronic journal "Concept"]. 2016. T.15. URL: http://e-koncept.ru/2016/86959.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Krasova T.D. Specifika poznavatel'nogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta v processe nravstvenno-patrioticheskogo vospitanija [Specificity of cognitive development of preschool children in the process of moral and patriotic education]. Psi-hologija obrazovanija v polikul'turnom pro-stranstve [Psychology of education in multicultural space]. 2013. No. 21. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364646

10. Lazarenko E. N. Formirovanie u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov cennostnogo otnoshenija k prirode: uchebno-metodicheskoe posobie po kursu «Metodika obuchenija i vospitanija doshkol'nikov» [Formation of a value attitude to nature among preschoolers and younger schoolchildren: an educational and methodological guide for the course "Methods of teaching and educating preschoolers"]. Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2016. URL: http://www.iprbookshop.ru/47859.html.

~~Z ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

26_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-U291

11. Lashkova L. L. Nasledie Jugry: na puti k istokam: parcial'naja progr. Formirovanija cennostnogo otnoshenija k prirode i kul'ture HMAO-Jugry u detej st. doshk. Vozrasta [Formation of a value attitude to nature and culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug in preschool children]. In L. L. Lashkovoj (eds). Moscow : Russkoe slovo-uchebnik, 2019.

12. Postanovlenie Pravitel'stva HMAO -Jugry ot 26 sentjabrja 2013 g. N 392-p «O reestre ob#ektov nematerial'-nogo kul'turnogo nasledija narodov Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry». [Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra dated September 26, 2013 No. 392-p "On the Register of Intangible Cultural Heritage of the Peoples of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra"]. URL: https://admhmao.ru/dokumenty/pravovye-akty-gubernatora/3005 55/

13. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 25.11.2022 № 1028 «Ob utverzhdenii federal'noj obra-zovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija» (Zaregistrirovan 28.12.2022 № 71847). [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1028 dated 25.11.2022 "On Approval of the Federal educational program of preschool education" (Registered on 28.12.2022 No. 71847)]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

14. Rabina E.I. Formirovanie mul'tikul'turnoj lichnosti v uslovijah mnogojazychija [Formation of a multicultural personality in conditions of multilingualism]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovanija. Tezisy dokladov 79-j mezhdunarodnoj nauchno - tehnicheskoj konferencii [Actualproblems of modern science, technology and education. Abstracts of the 79th International Scientific and Technical Conference]. 2021.

15. Regional'naja Strategija gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Jugre na period do 2025 g.». [Regional Strategy of the state national policy of the Russian Federation in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra for the period up to 2025]. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/obshchestvennye-slushaniya-i-publichnye-obsuzhdeniya/obshchestvennaya-ekspertiza/599378/regionalnaya-strategiya-gosudarstvennoy-natsionalnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-khanty-mansiys/

16. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej». [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 09.11.2022 "On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values"]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/#review

17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda kul'turnogo nasledija narodov Rossii. [Decree of the President of the Russian Federation On Holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation]. URL: https://www.culture.ru/storage/files/12a79120-2e2b-51b7-99bc-d7428047f3e6/ukaz.pdf.

18. Shhurkova N. E. Vospitanie detej v shkole: novye podhody i novye tehnologii [Parenting at school: new approaches and new technologies]. In N.E. Shhurkovoj (eds). Uchebnoe posobie. Moscow : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2010.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

С.А. Якоб, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия, e-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

S.A. Yakob, Senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra "Surgut State Pedagogical University", Surgut, Russia, e-mail: svetlana.yakob86@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.