вень. Система ценностей поколений и особенно формирования ценностных ориентиров представителей молодого поколения требует более глубокого изучения и с позиций философии, социологии, педагогики, психологии. Для разработки педагогического обеспечения воспитательного процесса по исследуемой проблеме предложены принципы, ориентированные на достижимость поставленной цели: принципы поколенческого контекста, потенциального и актуального, партисипа-тивности и партнерства.
2. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций молодого поколения позволило дать характеристику факторам (мега-, макро- и микрофакторам), определяющим условия формирования ценностных ориентиров студенческой молодежи.
Библиографический список
3. Рассмотрение основных положений теории поколений с позиций исследуемого процесса подтверждает мнение многих исследователей об отказе от строгих временных поколенческих рамок, поскольку их принятие препятствует изучению ценностных ориентаций разных социальных групп в конкретной исторической ситуации, а также вступает в противоречие с основными положениями возрастной психологии.
4. Рассматривая поднятую проблему в логике синергетических идей, представлены возможности этого подхода в педагогической практике. Синерге-тическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач, фиксируя педагогический объект исследования в терминах самоорганизующихся систем.
1. Бароненко А.С., Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Райсвих Ю.А., Штыкова Т.В. Гражданское воспитание молодежи как аксиологическая составляющая образовательной парадигмы в современной России. Фундаментальная и прикладная Pedagogical Sciences 35 The Problems of Patriotic Education of Youth in Modern conditions наука. 2017; № 4 (8).
2. Быков А.К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход. Мир образования - образование в мире. 2020; № 1 (77).
3. Гревцева ГЯ., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015; № 6.
4. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83).
5. Мирошкина М.Р Интерпретации теории поколений в контексте российского образования. Ярославский педагогический вестник. 2017; № 6: 30-35. Available at: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_30798366_97314889.pdf
6. Плешивцев А.Ю., Стенин С.В. Проблемы социального становления школьника подросткового возраста. Наука и школа. 2021; № 4: 243-248. Available at: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_46614521_56714913.pdf
7. Яковлев РО. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России. Наука и школа. 2017; № 2.
8. Зникина Л.С., Боровцов В.А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95).
9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
10. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: КП, 1996.
11. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Развитие гражданской активности студенческой молодежи средствами студенческого самоуправления: монография. Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2018.
12. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект. Вопросы территориального развития. 2018; № 2 (42).
13. Howen N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. Available at: https://archive.org/details/the-fourth-turning-anamerican-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about
14. Зубко Д.В., Клюев Ю.В. Теория поколений в фокусе ценностей: к вопросу целесообразности применения поколенческой концепции при стратегическом планировании. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022; Т. 13, № 3. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf
15. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: необыкновенный Икс. Москва: Университет «Синергия», 2016.
16. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии. Социологические исследования. 2004; № 10.
17. Зникина Л.С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров. Диссертация ... доктора педагогических наук. Кемерово, 2005.
18. Горохов С.А., Заплитный И.Д. Ценностные установки представителей поколения Y в контексте теории поколений. Российская специфика. Проблемы современного образования. 2019; № 5. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elib rary_41567713_64277627.pdf
References
1. Baronenko A.S., Baronenko E.A., Bystraj E.B., Rajsvih Yu.A., Shtykova T.V. Grazhdanskoe vospitanie molodezhi kak aksiologicheskaya sostavlyayuschaya obrazovatel'noj paradigmy v sovremennoj Rossii. Fundamental'naya i prikladnaya Pedagogical Sciences 35 The Problems of Patriotic Education of Youth in Modern conditions nauka. 2017; № 4 (8).
2. Bykov A.K. Patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi: processnyj podhod. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2020; № 1 (77).
3. Grevceva G.Ya., Ippolitova N.V. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi: istoricheskij aspekt. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 6.
4. Macefuk E.A., Razbegaev P.V. Duhovno-nravstvennye cennosti kak osnova vospitaniya patriotizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83).
5. Miroshkina M.R. Interpretacii teorii pokolenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; № 6: 30-35. Available at: https://www.elibrary.ru/ downloadfelibrary_30798366_97314889.pdf
6. Pleshivcev A.Yu., Stenin S.V. Problemy social'nogo stanovleniya shkol'nika podrostkovogo vozrasta. Nauka i shkola. 2021; № 4: 243-248. Available at: https://www.elibrary.ru/ downloadfelibrary_46614521_56714913.pdf
7. Yakovlev R.O. Istoricheskie 'etapy razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Nauka ishkola. 2017; № 2.
8. Znikina L.S., Borovcov V.A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95).
9. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 809 ot 9 noyabrya 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
10. Krapivenskij S.'E. Social'naya filosofiya. Volgograd: KP, 1996.
11. Saenko L.A., Kartashova V.N. Razvitie grazhdanskoj aktivnosti studencheskoj molodezhi sredstvami studencheskogo samoupravleniya: monografiya. Stavropol': AGRUS Stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018.
12. Kulakova A.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt. Voprosy territorial'nogorazvitiya. 2018; № 2 (42).
13. Howen N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. Available at: https://archive.org/details/the-fourth-turning-anamerican-prophecy-what-the-cycles-of-history-tell-us-about
14. Zubko D.V., Klyuev Yu.V. Teoriya pokolenij v fokuse cennostej: k voprosu celesoobraznosti primeneniya pokolencheskoj koncepcii pri strategicheskom planirovanii. Mir nauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2022; T. 13, № 3. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/02SCSK322.pdf
15. Shamis E., Nikonov E. Teoriya pokolenij: neobyknovennyjIks. Moskva: Universitet «Sinergiya», 2016.
16. Glotov M.B. Pokolenie kak kategoriya sociologii. Sociologicheskie issledovaniya. 2004; № 10.
17. Znikina L.S. Professional'no-kommunikativnaya kompetenciya kak faktorpovysheniya kachestva obrazovaniya menedzherov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2005.
18. Gorohov S.A., Zaplitnyj I.D. Cennostnye ustanovki predstavitelej pokoleniya Y v kontekste teorii pokolenij. Rossijskaya specifika. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019; № 5. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elib rary_41567713_64277627.pdf
Статья поступила в редакцию 13.03.24
УДК 378.147
Kiseleva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Abramova V.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Shangin A.B., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING COMPETENCE AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY.
The article discusses topical issues affecting the development of health-saving competence among future teachers, bachelors of pedagogical education, in order to preserve and strengthen the health of students. The pedagogical conditions and the content of the introduction of educational and methodological materials into the
educational process to increase the level of readiness of students for health-saving professional activity are determined. The aspects of the implementation of software and content support for the educational process in higher education and the introduction of health-saving technology programs are considered. The attitude of students of a pedagogical university to their health and their understanding of the importance of a healthy lifestyle are revealed. The content of the educational and methodological complex (UMK), including the program of the discipline "Health-saving technologies in pedagogical education", lectures and practical exercises, a textbook, is presented. The presented material allows us to conclude that the implementation of the developed educational and methodological materials of a new discipline in the educational process contributes to the formation of health-saving competence among students of a pedagogical university.
Key words: health-saving competencies, criteria for formation of health-saving competencies, professional training, components of health-saving competence, educational and methodological complex (UMK)
Э.М. Киселёва, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
В.Ю. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
А.Б. Шангин, д-р мед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, затрагивающие проблему развития компетенции здоровьесбережения у будущих педагогов, бакалавров педагогического образования в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Определены педагогические условия и содержание внедрения учебно-методических материалов в образовательный процесс для повышения уровня готовности студентов к здоровьесберегающей профессиональной деятельности. Рассмотрены аспекты реализации программно-содержательного обеспечения образовательного процесса в высшей школе и внедрение программ здоровьесберегающих технологий. Выявлено отношение студентов педагогического вуза к своему здоровью и понимание ими значения здорового образа жизни. Представлено содержание учебно-методического комплекса (УМК), включающего программу дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании», лекции и практические занятия, учебник. Представленный материал позволяет сделать вывод, что реализация разработанных учебно-методических материалов новой дисциплины в учебном процессе способствует формированию здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, критерии сформированности здоровьесберегающих компетенций, профессиональная подготовка, компоненты здоровьесберегающей компетенции, учебно-методический комплекс (УМК)
Здоровье населения страны является значимым компонентом благополучия общества и процветания государства, позволяющим реализовать государственные планы и национальные проекты. Статистические данные и научные исследования последних лет свидетельствуют об ухудшении здоровья населения, прежде всего молодежи, развитии хронических патологий и низком уровне культуры сохранения здоровья.
Состояние здоровья населения стало в современных условиях актуальной проблемой не только государства, но и всего общества. Реформирование системы здравоохранения, реализация государственных программ и национальных проектов направлены на решение данной проблемы. Здоровье студенческой молодежи - значимая ценность как для самого студента, так и для общества, важный показатель качества подготовки выпускников к профессиональной педагогической деятельности.
Рассматривая теоретические и практические аспекты сохранения и укрепления здоровья, авторы (Закарян ПЗ. (2017), Романова Л.М., Кочура А.С. (2018), Терсакова А.А., Каряченцева А.И, Соловьев А.П. (2019)) отмечают, что «следует признать, что для современного периода развития общества характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека» [1, с. 95].
Исследователей беспокоит развивающаяся тенденция ухудшения здоровья обучающихся, в том числе и студентов, что «выражается в увеличении числа молодых людей, страдающих различными острыми, хроническими и простудными заболеваниями, в росте нарушений опорно-двигательного и мышечного аппарата, снижении общего иммунитета, общей физической подготовленности, появлении нервно-психических нарушений и других болезней» [1, с. 96].
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что необходимо продолжить развитие у обучающихся ценностного отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни, являющейся основой сохранения и укрепления здоровья молодежи.
Очевидно, что проблема здоровьесбережения в образовательной среде вуза требует существенных изменений как в организации экологически безопасных условий обучения, так и в программно-содержательном обеспечении образовательного процесса, внедрении программ здоровьесберегающих технологий.
Особенно важными такие изменения становятся для педагогического высшего образования, поскольку гуманистическая направленность педагогической профессии обусловливает деятельность учителя по сохранению здоровья обучающихся, как нравственного и духовного, так и физического. Нельзя не согласиться с мнением Н.Н. Малярчук, что «педагоги испытывают затруднения в организации деятельности по обеспечению здоровья воспитанников, поскольку в вузе не были к ней подготовлены, не владеют здоровьесберегающими технологиями» [2].
Цель исследования состоит в разработке, обосновании и внедрении в образовательный процесс педагогического вуза (РППУ им. А.И. Перцена) учебно-методических материалов для повышения уровня готовности студентов к здоро-вьесберегающей профессиональной деятельности в условиях образовательного учреждения. Реализация цели связана с выполнением ряда задач.
Задачи исследования:
1) разработать анкету и провести анкетирование для оценки готовности к здоровьесберегающей деятельности и диагностику самоактуализации личности студентов для формирования здоровьесберегающих компетенций;
2) разработать учебно-методические материалы (учебник, учебные материалы лекционных и практических занятий, электронный учебный курс) и использовать в образовательном процессе для освоения студентами бакалавриата дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании»;
3) провести анализ изменений показателей, характеризующих уровень здоровьесберегающих компетенций студентов.
Научная новизна: обоснование необходимости целенаправленного развития умений и мотивации студентов в здоровьесберегающей профессиональной педагогической деятельности.
Теоретическая значимость состоит в выделении объективных критериев сформированности здоровьесберегающих компетенций как фактора профессиональной педагогической подготовки студентов. Практическая значимость заключается в создании и внедрении в учебный процесс учебно-методического комплекса (УМК):
- программа дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании»;
- учебник «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании»;
- методические разработки лекционных и практических занятий, заданий для самостоятельно работы студентов (в печатном и электронном виде);
- электронный учебный комплекс(ЭУК).
С целью определения состояния сформированности здоровьесберегаю-щей компетенции у бакалавров педагогического образования и последующей разработки учебно-методических материалов курса «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» сотрудниками факультета безопасности жизнедеятельности было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена».
Проведенное анкетирование обучающихся ФГБОУ ВО «Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», в котором приняли участие 181 обучающийся бакалавриата (86,7% составили девушки, 13,3% - юноши), демонстрирует, что студенты часто жалуются на переутомление (около 40%); желудочно-кишечные заболевания (более 20%). Всего лишь 32% из опрошенных респондентов занимаются регулярно физической культурой, а свободное время предпочитают проводить у компьютера 61,9% опрошенных. Поэтому неудивительно, что среди обучающихся наблюдается рост заболеваний опорно-двигательной системы.
Большинство обучающихся понимают значимость влияния правильного, сбалансированного питания на состояние здоровья, но, как показал опрос, только 10,5% респондентов соблюдают режим питания, а большая часть опрошенных (80, 7%) не могут охарактеризовать свой режим питания как правильный.
Вы регулярно занимаетесь физической культурой?
181 ответ
# 1. Систематически (регулярно) занимаюсь спортом
# 2. Периодически занимаюсь физической культурой
# 3. Практически не занимаюсь
Проводите ли Вы свободное время у компьютера, гаджета в социальных сетях?
181 ответ
# 1. Да, провожу все свободное время
# 2. Редко
# 3. Очень редко (менее 1 часа в день)
Рис. 1. Двигательная активность студентов Вы следите за своим режимом питания?
181 ответ
# 1. питаюсь по режиму
# 2. питаюсь 3 раза в день
# 3. питаюсь 2 раза в день
# 4. как придется
Можно ли охарактеризовать Ваш режим питания, как правильный?
181 ответ
• 1- Да
• 2. Нет 9 3. Не совсем
Рис. 2. Режим питания студентов
Как показал опрос, большинство обучающихся считают, что ведут здоровый образ жизни, но не связывают напрямую здоровье человека и его образ жизни (рис. 3).
Связаны ли, по-вашему мнению,
здоровье и образ жизни, который ведет человек?
181 ответ
# 1. Образ жизни полностью определяет состояние здоровья человека
# 2. Здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни
# 3. Здоровье зависит от наследственности и не зависит от образа жизни
# 4. Затрудняюсь ответить
Рис. З.Здоровый образ жизни студентов
В то же время 71% опрошенных считают свой образ жизни здоровым. Хотя, как показали ответы на следующие вопросы, почти все респонденты не соблюдают режим дня, нерегулярно, хаотично питаются, зачастую «фастфудом», продолжительность сна у 52% опрошенных менее 7 часов в сутки, 72% респондентов испытывает признаки переутомления, которые проявляются в виде головной боли, усталости, раздражительности, снижения работоспособности. Только 54,7% находят полезной для себя информацию о технологиях здоровьесбережения.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает предположение о необходимости создания учебно-методического комплекса (УМК) к новой дисциплине образовательно-оздоровительной направленности, реализация которой может обеспечить не только повышение уровня здоровья студентов, но и формирование здоровьесберегающих компетенций будущих педагогов.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся» подчеркивается, что «администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения должны создавать условия для сохранения здоровья обучающихся и несут ответственность за их жизнь и здоровье» [3].
Авторы разработанного учебника по курсу «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании отмечают, что «первостепенной задачей государства, образовательных организаций различных типов и уровней в современных условиях становится не только охрана и укрепление здоровья молодого поколения, ноиформирование культуры здоровья обучающихся, воспитание мо-тивациик сохранению здоровья» [4].
Гноагвом.что ввтолнвн ие столь важной задачи должно решаться комплексно и требует системного взаимодействия всех субъектов вузовского обра-иовонивпоеоидани юбезопасн ой здоровьесберегающей образовательной среды и формированию здоровьсберегающих компетенций у студентов.
Здоровьесберегающие компетенции определяют отношение к обучающемуся как к личности, субъекту деятельности. И.А. Зимняя к компетенции здоровьесбережения относит «знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека; свободу и ответственность выбора педагогического взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза» [5].
Е.А. Югова выделяет следующие компоненты здоровьесберегающей компетенции: «содержательный (наличие у студента знаний), деятельностный (инвариантные профессиональные здоровьесберегающие знания, в которые входят практические умения) и личностный (интегративные личностные качества, способность к обучению и умения самостоятельно добывать знания)» [6].
Н.В. Белкова в здоровьесберегающей компетенции выделяет следующие компоненты: «мотивационный (уровень ценностного отношения к здоровью, потребность в сохранении и укреплении здоровья, понимание социальной значимости своей будущей профессии), когнитивный (знания о способах сохранения и укрепления здоровья), деятельностный (владение методами и средствами сохранения и укрепления здоровья) и личностный (владение знаниями и средствами самовоспитания, саморегуляции и самоподдержки, ведение здорового образа жизни), отражающие не только знания сохранения и укрепления здоровьям и личностговатнешение» [7]. Некоторые исследователи, рассматривая структуру здоровьесберегающей компетенции в процессуальном аспекте, доп олнанг вышгфкссмнтренны е компоненты и выделяют мотивационно-волевой, когнитивно-ценностный, практико-действенный и рефлексивно-адаптивный компоненты.
Анализ научных публикаций показал, что большинство исследователей трактуют понятие «здоровьесберегающая компетентность» как интегративную личностную характеристику, состоящую, прежде всего, из здоровьесберегающих знаний, умений, навыков и ценностно-смысловых ориентаций.
Следует отметить, что здоровьесберегающие компетенции в области «культурно-просветительской деятельности определяются способностью и готовностью будущего учителя участвовать в культурной жизни общества, использовать опыт отечественного и мирового культурного наследия, принимать участие в формировании научного, образовательного и культурно-ин формационного пространства» [8].
Вышесказанное позволяет полагать, что включение в образовательную программу бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование новой дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» может существенно облегчить задачу по формированию компетенций здоровьесбережения молодого поколения.
Оцнойинвючевых заввч ппдачоничесгчйдеятпльнести учителя является создание здоровьесберегающей среды в образовательной организации, поэто-ми о впниву сцинбыла предложена общепеда-
гогическая компетенция - «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся». Содержание дисциплины направлено на формирование данной компетенции, в достижении которой выделены уровни развития компетенции: пороговый, базовый, повышенный (табл. 1).
В ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» с целью формирования здоровьесберегающей компетенции у обучающихся бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование преподавателями факультета безопасности жизнедеятельности был разрабо-
Таблица 1
Уровни сформированности здоровьесберегающей компетенции
Уровни развития компетенции Основные признаки уровня компетенции
Пороговый Знает: - нормативно-правовые документы, являющиеся основой здорвьесберегающей деятельности педагога; - теоретические аспекты использования здоровьесберега-ющих технологий в педагогическом образовании; - технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, направленной на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся; - особенности проектирования учебно-воспитательного процесса с учетом социальных, возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся
Базовый Умеет: - использовать нормативно-правовые и программно-методические основы деятельности педагога по здоровьесбере-жению обучающихся; - использовать технологии здоровьесбережения при обучении контингента с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; - использовать в профессиональной деятельности основные направления укрепления здоровья обучающихся; - проектировать здоровьсберегающий учебный процесс, обеспечивающий охрану жизни и здоровья обучающихся
Повышенный Владеет: - практическим опытом определять некоторые показатели состояния здоровья, уровня и гармоничности физического развития; - примененять здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании; - руководствоваться нормативно-правовой базой при использовании здоровьсберегающих технологий в своей профессиональной деятельности
тан учебно-методический комплекс (УМК), в который вошли рабочая программа дисциплины Б. 1.3.3 Модуль «Здоровьесберегающий». «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании»; учебник для студентов высшего заведения «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании»; электронный учебный курс (ЭУК) по дисциплине. Разработанный учебно-методический комплекс (УМК) обеспечивает вариативность в проектировании здоро-вьесберегающего образовательного процесса в образовательных организациях в соответствии с особенностями учебной программы и трудоемкостью предмета.
Учебная дисциплина «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» в системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», как правило, изучается на втором курсе обучения и относится к здоровьесберегающему модулю обязательной части дисциплин, на изучение которой отводится 2 з.е. (зачетные единицы): 72 часа, из которых 14 часов - лекционные занятия, 22 часа - практические занятия и 36 часов - самостоятельная работа студентов. Рабочая программа дисциплины разработана коллективом преподавателей двух кафедр факультета безопасности жизнедеятельности. Содержание программы разворачивается в двух направлениях: медико-валеологи-ческом и педагогическом, предусматривает лекционные и практические занятия, представленные в табл. 2.
В программе отражено содержание инвариантной и вариативной самостоятельной работы студентов и представлен фонд оценочных средств (ФОСы) по дисциплине.
Учебник «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» состоит из трех разделов, в которых раскрывается содержание и организация лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Отдельно представлены материалы для контроля и оценки знаний, тематика докладов. Для помощи студентам при выполнении самостоятельной работы предусмотрены материалы информационной поддержки, содержащие дополнительную информацию, словарь терминов, глоссарий, размещенные в заключительной части пособия.
В первом разделе учебника представлены учебные материалы, раскрывающие такие понятие, как «школьные факторы риска», «здоровьесберегающие технологии», «принципы и функции здоровьесберегающих технологий», раскрыта роль педагога в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. На практических занятиях студенты не только знакомятся с материалами информационной поддержки по вопросам истории развития идей здоровьесбережения в России, но и готовят сообщения, раскрывающие вклад в здоровьесбережение таких ученых, как Павлов И.П., Мечников И.И., Амосов Н.М., Углов Ф.П и др.
С целью формирования знаний о нормативно-правовой базе, которая является основой здоровьесберегающей деятельности педагога, на практическом занятии студенты подробно изучают различные правовые и нормативные документы: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; концепции демографической политики РФ и охраны здоровья населения; национальные проекты «Демография» и «Образование» и др. Следует отметить, что в личностных итогах федеральных государственных образовательных стандартов (ФПОС) разных уровней отражены планируемые результаты образовательной деятельности в области здоровьесбережения обучающихся, обеспечивающие сохранение, укрепление здоровья школьников и формирование у них здорового образа жизни.
На практических занятиях студенты как будущие педагоги знакомятся с факторами, которые негативно влияют на здоровье учителя, и обсуждают меры, направленные на сохранения здоровья педагога.
Таблица 2
№ п/п Лекционные и практические занятия Количество часов
Медико-валеологический аспект
1. Лекция 1. Медико-валеологические основы здоровьесберегающего образования. Практическое занятие 1. Прикладные аспекты здоровьесберегающего образования 2 2
2. Лекция 2. Медико-валеологические здоровьесберегающие технологии. Практическое занятие 2. Оценка основных показателей функционального состояния организма обучающихся 2 2
3. Лекция 3. Психофизиологические здоровьесберегающие технологии. Практическое занятие 3. Оценка психофизиологического статуса обучающегося 2 2
4. Лекция 4. Превентологические здоровьесберегающие технологии. Практическое занятие 4. Профилактика социальных отклонение у детей и подростков 2 2
Педагогически аспект
5. Лекция 5. Здоровьесберегающие технологии в современном образовании. Практическое занятие 5. Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающих технологий в педагогическом образовании Практическое занятие 6. Личностно ориентированный подход в использовании здоровьесберегающих технологий. 2 2 2
6. Лекция 6. Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса. Практическое занятие 7. Гигиеническая оценка расписания учебных занятий Практическое занятие 8. Организационные условия образовательного процесса. Практическое занятие 9. Адаптивные технологии в здоровьесбережении личности 2 2 2 2
7. Лекция 7. Здоровьесберегающая образовательная среда в современной школе. Практическое занятие 10. Экологическая безопасность образовательной среды. Нормативные требования к средовым факторам. Практическое занятие 11. Оценка условий образовательной среды общеобразовательной организации 2 2 2
Итого: 36 ч.
Лекционные и практические занятия по дисциплине «Здоровьесберегаюшие технологии в педагогическом образовании»
Для организации здоровьесберегающей образовательной среды и успешного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. В связи с этим студенты подробно изучают психолого-педагогические характеристики обучающихся разных возрастных периодов и выполняют задания, направленные на выявление особенностей режима дня и проведения уроков для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Интересным, на наш взгляд, является задание, направленное на выявление различий между такими понятиями, как «личность», «индивидуальное развитие», «социальное развитие», «психическое развитие».
Во втором разделе учебника представлены материалы, связанные с организацией образовательного процесса. Основные понятия данного раздела следующие: «работоспособность», «структура работоспособности», «факторы утомления», «усталость, утомление и переутомление», «профилактика утомления». На практических занятиях студенты знакомятся с гигиеническими требованиями к расписанию уроков в образовательной организации, анализируют и оценивают учебное расписание одного из классов основной или средней школы (на выбор); изучают требования к режиму дня школьников в зависимости от возрастных особенностей. Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить следующие задания: оценка предметного урока (видеозапись урока на выбор) с позиций здоровьесбережения; составление суточного меню школьника; разработка дневника здоровья обучающегося.
В третьем разделе учебника - «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» - представлены учебные материалы, раскрывающие такие понятия, как «образовательная среда», «экологически безопасная среда», «экологические здоровьесберегающие технологии», «экологические факторы» и
Библиографический список
др. На лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с воздействием физических, химических и биологических факторов на окружающую среду и здоровье человека; с санитарно-эпидемиологическими требованиями к школьной образовательной среде, в том числе с требованиями к различным школьным помещениям. Одно из заданий направлено на изучение и оценку показателей учебного кабинета в соответствии с гигиеническими требованиями. Студенты работают в группах, каждая из которых проводит замеры освещенности, шума, температуры разных помещений (кабинет, рекреация, столовая, спортивный зал) образовательной организации.
Электронный учебный курс (ЭУК) по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании» (ЗТвПО) размещен на платформе LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), используемой в РГПУ им. А.И. Герцена для поддержки дистанционного и смешанного обучения. Электронный учебный курс построен в соответствии со следующей структурой: аннотация курса, видеолекции, презентации и тезисы к ним, задания для практических и самостоятельных работ студентов, дополнительные информационные материалы по изучаемым темам, тестовые задания по темам. Следует отметить, что лекционные занятия по данной дисциплине проводятся в видеоформате, и студенты самостоятельно изучают материалы лекционных занятий согласно расписанию учебных занятий, а практические занятия проводятся очно с преподавателем.
Таким образом, реализация программы по дисциплине «Здоровьесберега-ющие технологии в педагогическом образовании» в образовательном процессе педагогического вуза с использованием разработанного УМК является фактором формирования здоровьесберегающей компетентности, базовой как для повышения уровня здоровья самих студентов, так и для будущей профессиональной педагогической деятельности по сохранению здоровья обучающихся.
1. Терсакова А.А., Каряченцев А.И., Соловьев А.П. Особенности здоровьесбережения студентов в системе образования. Вестник РМАТ. 2019; № 4: 95-99.
2. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты). Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук Тюмень: Издательство ТГУ 2009.
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
4. Станкевич П.В., Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б., Бойков А.Е. и др. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании: учебник для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2021.
5. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетености выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5: 14-19.
6. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза. ВестникКГПУим. В.П. Астафьева. 2011; № 3: 213-217.
7. Белкова Н.В. Структура здоровьесберегающей компетенции студентов педагогических вузов. Образование и наука в современных реалиях: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017; Т. 1: 127-129.
8. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б. Культурно-просветительская направленность в подготовке бакалавров к здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2020: 120-124.
References
1. Tersakova A.A., Karyachencev A.I., Solov'ev A.P. Osobennosti zdorov'esberezheniya studentov v sisteme obrazovaniya. VestnikRMAT. 2019; № 4: 95-99.
2. Malyarchuk N.N. Kul'tura zdorov'ya pedagoga (lichnostnyjiprofessional'nyjaspekiy). Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk Tyumen': Izdatel'stvo TGU, 2009.
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
4. Stankevich P.V., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B., Bojkov A.E. i dr. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii: uchebnik dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2021.
5. Zimnyaya I.A., Zemcova E.V. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetenosti vypusknikov vuzov. Vyssheeobrazovaniesegodnya. 2008; № 5: 14-19.
6. Yugova E.A. Analiz struktury i soderzhaniya zdorov'esberegayuschej kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2011; № 3: 213-217.
7. Belkova N.V. Struktura zdorov'esberegayuschej kompetencii studentov pedagogicheskih vuzov. Obrazovanie i nauka v sovremennyh realiyah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017; T. 1: 127-129.
8. Kiseleva 'E.M., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B. Kul'turno-prosvetitel'skaya napravlennost' v podgotovke bakalavrov k zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v obrazovatel'noj organizacii. Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovaniya, sohranenie i razvitie: kollektivnaya monografiya po materialam IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2020: 120-124.
Статья поступила в редакцию 10.03.24
УДК 372.853
Shtein B.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State Institute of Film and Television (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kondybaeva I.Sh., senior teacher, Saint Petersburg State Institute of Film and Television (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF SOLVING EXPERIMENTAL PROBLEMS IN PHYSICS AT HOME. In the context of contemporary life, especially during the pandemic, the expansion of distance learning opportunities is becoming increasingly relevant. The article examines the importance of using distance learning and the need for practical classes at home in physics. Special attention is paid to practical laboratory work on physics at home. This work plays an important role in forming practical skills of the student, allowing him to apply theoretical knowledge in practice. Conducting laboratory work at home allows students not only to limit themselves to theoretical material, but also to put it into practice, which contributes to the deep assimilation of educational material. Distance learning is an important tool in gaining knowledge and skills, especially in a discipline such as physics. It allows overcoming the obstacles associated with communication problems, and conducting a laboratory workshop at home complements the theoretical training of students.
Key words: Laboratory workshop, pedagogy, independent work of students, physics
Б.М. Штейн, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
И.Ш. Кондыбаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]