УДК 37.06
Смирнова Екатерина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - УНИВЕРСИТЕТ»
В статье раскрываются особенности организации процесса воспитания старшеклассников в допрофесси-ональном объединении и его методического обеспечения. Описывается модель данного процесса и ее основные элементы: содержание, формы, методы, средства и условия эффективной воспитательной деятельности. Ключевые слова: допрофессиональная подготовка старшеклассников, учебно-педагогический комплекс,
модель воспитательного процесса.
В современных социально-экономических условиях повышенной динамики изменения содержания, способов труда систематическая долговременная допрофес-сиональная подготовка становится важнейшей характеристикой непрерывного образования, с развитием которого ученые все больше связывают прогрессивное развитие системы российского образования в целом.
В современной науке допрофессиональная подготовка понимается как совокупность воспитательных и обучающих воздействий, осуществляемых в особом образовательном пространстве. Посредством таких воздействий обеспечивается самостоятельность, осознанность в выборе, освоении и осуществлении каждым членом общества профессиональной деятельности, отвечающей насущным потребностям страны, овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Решая задачи допрофессиональ-ной подготовки, приобщая старшеклассников к профессиональной культуре, мы создаем благоприятные условия для их социализации, поиска ими своих жизненных и профессиональных смыслов. Многообразие средств используемых для обеспечения профессионального самоопределения усиливает его социализирующий потенциал.
В настоящей ситуации модернизации и реформирования системы образования процесс объединения уже существующих учебно-воспитательных учреждений и создания новых особенно актуален. В условиях коренных социальных, экономических и политических преобразований
возрастает значимость формирования всесторонне и гармонично развитой личности, готовой к жизни в современном обществе. Последовательное решение задач развития личности ребенка предусматривает в качестве одного из обязательных условий непрерывность образовательно-воспитательного процесса. Особое значение это приобретает на переходных этапах, например, при переходе ребенка из положения выпускника общеобразовательной школы в положение студента первого курса высшего учебного заведения.
Особенности учебно-педагогического комплекса «Школа допрофессиональной подготовки -Университет» как субъекта процесса допрофессиональной подготовки старшеклассников состоят в том, что это образовательное учреждение, являясь целостной педагогической системой, в организационном плане представляет объединение нескольких учреждений, преемственность в деятельности которых создает благоприятные условия для социализации и воспитания старшеклассников. Для комплекса характерна развивающая образовательно-воспитательная среда, создающаяся на основе единого планирования участия всех звеньев в комплексном решении учебно-воспитательных задач, оказывающая комплексное воздействие на личность, удовлетворяющая потребность старшеклассника в разностороннем развитии.
Объединение в учебно-педагогический комплекс учреждений разного уровня позволяет обеспечить решение целого ряда проблем профессионального образования: значительно расширить поле профессиональных проб; интенсифицировать учебный процесс; повысить качество подготовки специалистов; обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифициро-
© Смирнова Е.Е., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
15
ванных специалистов, способных к профессиональной мобильности.
Организационные характеристики учебнопедагогического комплекса позволяют включать старшеклассников в работу по управлению и организации деятельности комплекса, планирование совместной учебной и внеаудиторной деятельности, что позволяет им становиться активными участниками жизни Школы, полноправными участниками диалога между субъектами учебно-педагогического комплекса.
Модель воспитательного процесса в учебнопедагогическом комплексе представляет собой последовательное предъявление учащимся эталонов учебной и профессиональной деятельности, взаимодействия с преподавателями, сверстниками и старшекурсниками, отношений между субъектами образовательного процесса - организацию освоения эталонов на репродуктивном уровне - стимулирование реализации эталонов в коллективной деятельности частично-поискового характера - предоставление возможностей для самостоятельной деятельности творческого характера.
Условиями последовательной смены данных этапов-состояний являются:
- обеспечение становления опыта субъективирования знаний и деятельности;
- организация социально-профессиональных проб;
- включение старшеклассников в социальноориентированную проектную деятельность.
Содержание, формы, методы и средства учебной и воспитательной деятельности, осуществляемой в данном комплексе, позволяют решать многообразные задачи: формирование потребности самосовершенствования и профессионального самоопределения; формирование умений профессионального самоопределения на основе знаний о собственных потенциалах и требованиях профессии к личности; формирование знаний и умений, способствующих дальнейшему развитию личности молодого человека; формирование общеучебных умений и навыков, связанных с обучением в вузе, способов взаимодействия, соответствующих новой социальной роли; формирование понятия о социальной работе как многоплановом и комплексном виде профессиональной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс в объединении допрофессиональной подготовки включает:
теоретическую подготовку, предусматривающую изучение основ профессиональных знаний; общеобразовательные занятия (факультативы), расширяющие и обогащающие кругозор учащихся; систему практикумов и практик, предполагающую знакомство старшеклассников с основами профессиональной деятельности и обеспечивающую организацию социально-профессиональных проб.
Особое значение в допрофессиональной подготовке имеет обучение, так как посредством него, в первую очередь, старшеклассник осваивает новый для себя аспект общей культуры, культуру профессиональную. Обучение является ведущим элементом допрофессиональной подготовки, особенно на начальном ее этапе, который подготавливает старшеклассников к этапу осуществления социально-профессиональных проб.
Дидактическая логика обучения строится на сочетании индуктивного и дедуктивного подходов. Изучение дисциплин предполагает творческий исследовательский процесс: проведение практических занятий в диалоговом режиме; использование в обучении игровых, имитационных средств; выполнение учащимися исследовательских заданий, рефератов, их защиту и другое.
Содержание практик способствует пониманию старшеклассниками необходимости осуществления профессиональной деятельности в конкретной социальной среде, социальной ситуации; их личностному развитию, развитию коммуникативных, организаторских, творческих способностей, овладению умениями, необходимыми для анализа ситуации, установлению отношений с клиентами, овладению различными моделями организации деятельности и познанию специфики работы различных социальных учреждений.
В ходе практик учащиеся посещают различные социальные учреждения, знакомятся со спецификой и направлениями их деятельности, их клиентами, участвуют в социальных акциях («Нет наркотикам», «Кем быть?» и других).
В учебно-педагогическом комплексе значительное место занимает социально-ориентированное творчество субъектов воспитательного процесса. При этом большое значение имеет включение старшеклассников в проектную деятельность, результатом которой является определенный продукт социального творчества: волонтерская акция, выпуск газеты, концерт, организация тематического дня.
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Как правило, в каждом из названных дел принимает участие большинство учащихся Школы, ввиду этого, а также разноплановости самих мероприятий (включающих в себя отдельные номера художественной самодеятельности, публичные выступления, трудовые десанты), при их подготовке работает группа организаторов: учащиеся, отвечающие за дело в целом; учащиеся, отвечающие за отдельное направление (подготовка сценариев, музыкальное и художественное оформление, рекламные акции), учащиеся, которые за-
нимаются подготовкой конкретного фрагмента мероприятия. В связи с этим каждый старшеклассник может выбрать уровень и содержание реализуемого проекта, что позволяет обеспечить наращивание субъектности в учебно-воспитательном процессе.
На завершающем этапе обучения учащиеся Школы осуществляют разработку и защиту индивидуального проекта, представляющего собой самостоятельную исследовательскую работу.
УДК 378
Осипова Татьяна Павловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА
Автор рассматривает рефлексивно-деятельностный подход как способствующий достижению в профессиональном образовании студента основных целей, выделяет принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования, задача которого в раскрытии, создании возможностей для самореализации.
Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, профессиональное самосовершенствование, принцип акмеологического сопровождения.
Высшее профессиональное образование сегодня рассматривается не столько как результат, дающий выпускнику возможность работать всю жизнь в одних профессиональных рамках, сколько как процесс, идущий через всю жизнь и поэтому открывающий перспективы к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе. Цель исследования: обосновать рефлексивно-деятельностный подход как обеспечивающий формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного
подхода. В основе этого процесса лежат объективные или субъективные изменения профессиональной ситуации, кризисы профессионального развития. Мы считаем, что процесс формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию должен носить деятельностный характер, отражать приобретенный опыт и направлен прогностическое восприятие будущего профессионального опыта. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода предполагает цикличное прохождение ряда этапов:
1) освоение рефлексивного компонента, осмысление своего профессионального уровня в настоящем;
2) освоение целевого компонента деятельности и формирование опыта самостоятельного целеполагания;
3) освоение операционно-технологического компонента деятельности, формирование опыта самостоятельного решения конкретных задач и реализации ее целостного алгоритма, самореализации;
© Осипова Т.П., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
17