Научная статья на тему 'Теоретические основы обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «Школа вуз»'

Теоретические основы обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «Школа вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-ВУЗ» / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGIC COMPLEX "SCHOOL HIGHER EDUCATION INSTITUTION" / CONTINUITY / SOCIAL UPBRINGING / PRE-PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райкина Мария Александровна

Статья посвящена теоретическим вопросам обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «школа вуз». Изложены основные подходы к пониманию сущности допрофессиональной подготовки учащихся, преемственности социального воспитания в комплексе «школа вуз»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic bases of providing continuity of social upbringing in the conditions of complex school higher education institution

The article is dedicated to theoretic questions of providing continuity of social upbringing in the conditions of complex school higher education institution. Main approaches to understanding preprofessional training of students, continuity of social upbringing in complex school higher education institution are stated.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «Школа вуз»»

нающий себя личностью, способный выделить свое «Я» из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием [1].

Творческий компонент физической культуры личности связан со способностями курсанта создавать новые двигательные элементы, их сочетание, разрабатывать технико-тактические комбинации.

В процессе творческой деятельности осуществляется развитие физических сил личности, её интеллектуальных возможностей, социального и профессионального опыта. Творческое проявление знаний и умений, характеризующих содержание данного компонента физической культуры личности, возможно при сформированности также волевых качеств, как работоспособность, настойчивость, самообладание, способность к сотрудничеству, самостоятельности, самодеятельности [4].

Выделенные компоненты мы рассматриваем в целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сущностной системообразующей связью компонентов физической культуры личности курсантов образовательного учреждения ФСИН России яв-

ляется целевая связь, определяемая потребностью курсантов в развитии способности к преобразованию себя, самореализации своих сущностных сил в социально-приемлемых направлениях.

Библиографический список

1. Буздов А.Ю. Технология формирования физической культуры личности курсантов военного вуза (на примере рукопашного боя): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2009. - 25 с.

2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №9 3 - С. 2-7.

3. ВиленскийМ.Я., ОбразцовП.И., УшаковА.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - М.: Изд-во «Педагогическое об-во России», 2005. - 192 с.

4. ВиленскийМ.Я., ГоршковА.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. - М.: Кно-Рус, 2001. - 240 с.

УДК 37

Райкина Мария Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСА «ШКОЛА - ВУЗ»

Статья посвящена теоретическим вопросам обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «школа — вуз». Изложены основные подходы к пониманию сущности допрофессиональной подготовки учащихся, преемственности социального воспитания в комплексе «школа — вуз».

Ключевые слова: педагогический комплекс «школа-вуз», преемственность, социальное воспитание, допрофесси-ональная подготовка.

Необходимым условием успешного осуществления подготовки учащихся к обучению в вузе является наличие преемственности в процессе социального воспитания школы и вуза.

Долгое время готовность к обучению в высшем профессиональном учреждении рассматривалось лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основной успешности обучения в вузе. Подготовка профессионалов связана с идеями непрерывного образования и формирования профессиональной мобильности, которое интегрирует в единый целостный процесс профессиональные уровни, традиционно существовавшие отдельно. В настоящее время становится очевидным, что иначе невозможно подготовить квалифицированного специалиста, невозможно поддерживать его профессионализм на высоком уровне в течение длительного времени.

Анализ философской, социологической и пси-холого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс личностного становления детей и молодежи протекает тем успешнее, чем больше социальных институтов принимает в нем участие и чем согласованнее их влияния. Понимание данной закономерности способствовало возникновению разнообразных образовательно-воспитательных, учебно-педагогических комплексов.

Каждое из учреждений, входящих в учебно-педагогический комплекс, решает конкретные образовательные задачи в рамках реализации его целей. Однако обеспечение взаимодействия между этими учреждениями снимает объективные трудности скачкообразного перехода в новое качественное состояние, когда меняются условия, статус, содержание образования. Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения учащимся позитивными соци-

© Райкина М.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

171

альными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Теоретические основы проблемы преемственности в системе «Школа - вуз» исследовали:

B.С. Безрукова, А.П. Беляева, Г.Н. Варковецкая,

C.М. Годник и многие другие исследователи. Разработкой путей обеспечения преемственности общеобразовательной и высшей школы занимались Г.Е. Александров, А.А. Кыверляг, А.М. Лушникова и другие.

В последние годы довольно интенсивно исследуется проблема преемственности в системе непрерывного образования: преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (Т.Ф. Акбашев, М.Н. Берулаева,

О.Н. Коломок и другие); проблема преемственности в развитии личности учащегося в общеобразовательной и высшей школе исследовали Р.Н. Наурыз-баева, В.Н. Максимова и другие; преемственность в процессе общесоциального и общепрофессионального становления личности разрабатывали П.А. Корчемный, Г.М. Романцев, П.И. Смирнов, В.В. Шапкин.

Чаще всего целью общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры обучаемых, включая их гуманитарную, естественнонаучную, математическую подготовку, а высшей школы - подготовка специалиста, обладающего не только глубокими профессиональными знаниями, но и высоким уровнем культуры, способностями к дальнейшему профессиональному развитию, то преемственность школьного и вузовского образования затрагивает не только содержание образования, но и формы, методы и средства обучения и воспитания.

Именно поэтому, важную роль в развитии преемственности школьного и высшего профессионального образования играют требования не только сохранения, но и развития в профильной школе системности и фундаментальности образования.

В работах современных авторов (Э.А. Баллер, Л.И. Новикова, Н.Ю. Румянцева, В.Г. Сенько, Е.И. Шубин и другие) можно выделить несколько подходов к определению сущности понятия «преемственность». Согласно первому подходу, преемственность сводится к сохранению приемов воздействия, форм и методов педагогической деятельности при переходе личности с одной ступени обучения и воспитания на другую. Второй подход значительное место отводит согласованию действий, единству требований как одному из наиболее эффективных путей активного усвоения знаний, приобретения умений и навыков.

Под преемственностью в воспитании понимается взаимосвязь внешних педагогических влияний на

личность и ее внутренней включенности в деятельность в изменяющихся условиях, стимулирующую осознание происходящих перемен, принятие нового, приведение его в соответствие с уже имеющимся опытом и готовность к усвоению более высокого уровня нововведений [2, с. 19-20].

При понимании преемственности в рамках комплекса «Школа - вуз» мы солидарны с точкой зрения С.М. Годник, который преемственность определил, как последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса во взаимосвязи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания [1].

Педагогический комплекс «Школа - вуз» следует рассматривать, как интегративную педагогическую систему, содержание которой определяется частными и общими особенностями, принципами, целями, задачами процесса взаимодействия составляющих его субъектов. В условиях данного комплекса последовательно осуществляется образовательная, просветительская, профориентационная деятельность, способствующая наиболее успешной социализации школьников, повышению общего уровня их подготовки в системе непрерывного образования.

Преемственность в условиях комплекса «Школа - вуз» обеспечивается единством содержания, методов, форм и средств процесса социального воспитания. Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие способностей и творческой активности, как в школе, так и в вузе. Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания, так как школьная система воспитания обеспечит базисное развитие личности ребенка, а вуз, используя опыт школы, способствует его дальнейшему личностному становлению. Необходимо отметить, что комплекс «Школа - вуз» выполняет ряд функций связанных с созданием наиболее лучших условий воспитания и предоставления дополнительных возможностей для развития творческих способностей, мотивации учащихся к самообразованию, включение в социально полезную деятельность, самореализации и самовоспитания, организации содержательного досуга и занятости.

Выпускник школы, поступивший в вуз, чаще всего испытывает затруднения на первых этапах обучения. Студенту сложно адаптироваться к новым формам организации учебного и внеаудиторного процесса, методам обучения, требованиям к его результатам. Прежде всего, это связано с несогласованностью в содержании, методах, средствах обучения в школе и в вузе. Существенно различаются характер и способы познавательной деятельности студента и школьника[1].

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Из исследований различных авторов можно отметить, во-первых, динамика развития личности, ее устойчивость во многом обеспечивается взаимосвязью отдельных этапов воспитания и обучения человека, звеньев общеобразовательной, допрофесси-ональной и специальной подготовки; содержанием и характером требований в домашнем, школьном, общественном и профессиональном воспитании; основных и дополнительных компонентов содержания образования в учебном заведении, обучения и воспитания в профессиональной школе.

При переходе от одной ступени образования к следующей выпускнику общеобразовательной школы приходится решать задачи, связанные с его функционированием в различных сферах современного общества, это потребует не только овладение определенным содержанием обучения, но и развития у него определенных качеств, основой которых является социальная активность, предполагающая ответственность за свои поступки, стремления к самосовершенствованию, расширением его социальных сетей.

Переходя из общеобразовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Решение данного противоречия - организация взаимодействия школы с вузами. В этом плане нам видится широкое использование опыта некоторых школ, которые для создания необходимых условий организуют деятельность классов и объединений по допрофессиональной подготовке [1].

Анализ научных источников показал, что допро-фессиональная подготовка в системе педагогических наук не выделяется в отдельную отрасль. Это связано с отсутствие специализированных образовательных учреждений, а также устоявшаяся педагогическая практика, согласно которой подготовку к поступлению в вуз осуществляет общеобразовательная школа. Чаще всего допрофессиональная подготовка включает в себя совокупность воспитательных и обучающих воздействий, осуществляемых в особом образовательном пространстве. Посредством таких воздействий обеспечивается самостоятельность, осознанность в выборе, освоении и осуществлении каждым членом общества профессиональной деятельности, отвечающей насущным потребностям страны, овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Допрофессиональная подготовка - ориентированная на программы профессионального обучения, которые осуществляются в процессе всех ос-

новных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель - способствовать формированию устойчивых ориентаций на обучение в вузе, развитие творческих способностей, интеллектуальных качеств личности, но и профессиональное становление будущего студента [4, с. 39-41].

В процессе допрофессионального обучения старшеклассников наряду с формированием начальных профессиональных знаний и умений осуществляется развитие норм и ценностей, принятых в конкретной профессиональной среде, происходит самоопределение старшеклассников в процессе самостоятельного поиска и осознания ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающихся обоснованным выбором направления послешкольного образования.

В рамках допрофессиональной подготовки решаются две основные группы задач. Первая связана с подготовкой школьников к будущей профессиональной деятельности, включая и подготовку к предстоящему обучению в вузе. Вторая группа задач связана с обеспечением общего развития индивида с помощью средств допрофессиональной подготовки [4, с. 37].

На сегодняшний день допрофессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях и вузе не всегда представляет собой единую систему. Поэтому необходимо практическое решение данной проблемы.

Таким образом, допрофессиональная подготовка, расширяя традиционную область образовательной деятельности, предполагает не только формирование способности учащегося к профессиональному самоопределению и тщательный анализ результатов такого выбора, но и освоение нового социального опыта при переходе из одного образовательного учреждения в другое. Именно поэтому, преемственность в условиях комплекса «Школа -вуз» в процессе социального воспитании в немалой степени зависит от решения следующих задач: возможность применения различных форм организации непрерывного образования (открытие профильных классов, ориентированных на конкретный вуз, организация совместных конференции и олимпиад, ведение научно-исследовательской работы и так далее); определение содержания образования в соответствии с профилем обучения в вузе, обеспечение взаимосвязи в содержании, формах и методах обучения в школе и вузе.

Библиографический список

1. Годник М.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г)

2. Дульнев С.В. Идея преемственности в теории и практике воспитательных систем // Социальное

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

173

развитие детей и молодежи: условия его обеспечения. - 2004. - С. 18-22.

3. ТимонинА.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. - Ярос-

лавль: Изд-во ФРГПУ, 2008 - 263 с.

4. Смирнова Е.Е. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «школа допрофессиональной подготовки - университет»: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 181 с.

УДК 378.15:811=1/=2

Рубина Галина Валерьевна

доктор педагогических наук, профессор

Сальникова Наталья Андреевна

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

n.salnikova-1972@mail. т

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Практическое владение иностранным языком рассматривается в данной статье как важный фактор повышения конкурентоспособности будущего инженера. Использование ролевой игры на занятиях является эффективным методом обучения студентов технического вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий инженер, технический вуз, иностранный язык, ролевая игра, компетенция.

В современных условиях одной из важнейших задач высшего профессионального образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества будущего специалиста. Являясь интегральным качеством личности, конкурентоспособность представляет собой многообразие ключевых компетенций, качеств и свойств, позволяющих данной личности успешно функционировать в обществе и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. По нашему мнению, конкурентоспособный инженер должен обладать:

- во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;

- во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности.

В мире информационных технологий, когда доступность зарубежной информации растет с каждым днем, практическое владение иностранным языком становится одним из важных критериев профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста. Как показал опыт, система получения, хранения и использования научно-технической информации, основанной на переводах, значительно устарела. Заменяя поток научно-исследовательской информации так называемой вторичной информацией, переводы нередко становятся барьером между автором и потребителем научных идей, изобре-

тений и открытий, усложняют процесс получения данных и тем самым обесценивают их. В настоящее время владение иностранным языком - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Таким образом, одной из граней целостной системы качеств конкурентоспособной личности, готовой реализоваться в любой стране мира, является практическое владение иностранным языком. Следовательно, обучение иностранному языку в техническом вузе - это неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных инженеров. При этом особое внимание уделяется английскому языку как языку международного общения.

Перестройка учебного процесса в высшей школе в соответствии с европейскими стандартами требует разработки оптимальных форм организации учебного времени, применения инновационных технологий обучения с целью качественного обновления высшего образования. Введение стандартов третьего поколения, реализующих компетентност-ный подход к высшему профессиональному образованию, означает необходимость для каждого преподавателя разработать и реализовать свой социально-педагогический проект перехода к компетентно-стно ориентированной образовательной деятельности. Мы полагаем, что система языковой подготовки будущего инженера должна быть ориентирована в первую очередь на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню развития технологий.

Одним из способов повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе является использование ролевой игры, что позволя-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Рубина Г.В., Сальникова Н.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.