нающий себя личностью, способный выделить свое «Я» из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием [1].
Творческий компонент физической культуры личности связан со способностями курсанта создавать новые двигательные элементы, их сочетание, разрабатывать технико-тактические комбинации.
В процессе творческой деятельности осуществляется развитие физических сил личности, её интеллектуальных возможностей, социального и профессионального опыта. Творческое проявление знаний и умений, характеризующих содержание данного компонента физической культуры личности, возможно при сформированности также волевых качеств, как работоспособность, настойчивость, самообладание, способность к сотрудничеству, самостоятельности, самодеятельности [4].
Выделенные компоненты мы рассматриваем в целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сущностной системообразующей связью компонентов физической культуры личности курсантов образовательного учреждения ФСИН России яв-
ляется целевая связь, определяемая потребностью курсантов в развитии способности к преобразованию себя, самореализации своих сущностных сил в социально-приемлемых направлениях.
Библиографический список
1. Буздов А.Ю. Технология формирования физической культуры личности курсантов военного вуза (на примере рукопашного боя): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2009. - 25 с.
2. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №9 3 - С. 2-7.
3. ВиленскийМ.Я., ОбразцовП.И., УшаковА.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - М.: Изд-во «Педагогическое об-во России», 2005. - 192 с.
4. ВиленскийМ.Я., ГоршковА.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. - М.: Кно-Рус, 2001. - 240 с.
УДК 37
Райкина Мария Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСА «ШКОЛА - ВУЗ»
Статья посвящена теоретическим вопросам обеспечения преемственности социального воспитания в условиях комплекса «школа — вуз». Изложены основные подходы к пониманию сущности допрофессиональной подготовки учащихся, преемственности социального воспитания в комплексе «школа — вуз».
Ключевые слова: педагогический комплекс «школа-вуз», преемственность, социальное воспитание, допрофесси-ональная подготовка.
Необходимым условием успешного осуществления подготовки учащихся к обучению в вузе является наличие преемственности в процессе социального воспитания школы и вуза.
Долгое время готовность к обучению в высшем профессиональном учреждении рассматривалось лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основной успешности обучения в вузе. Подготовка профессионалов связана с идеями непрерывного образования и формирования профессиональной мобильности, которое интегрирует в единый целостный процесс профессиональные уровни, традиционно существовавшие отдельно. В настоящее время становится очевидным, что иначе невозможно подготовить квалифицированного специалиста, невозможно поддерживать его профессионализм на высоком уровне в течение длительного времени.
Анализ философской, социологической и пси-холого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс личностного становления детей и молодежи протекает тем успешнее, чем больше социальных институтов принимает в нем участие и чем согласованнее их влияния. Понимание данной закономерности способствовало возникновению разнообразных образовательно-воспитательных, учебно-педагогических комплексов.
Каждое из учреждений, входящих в учебно-педагогический комплекс, решает конкретные образовательные задачи в рамках реализации его целей. Однако обеспечение взаимодействия между этими учреждениями снимает объективные трудности скачкообразного перехода в новое качественное состояние, когда меняются условия, статус, содержание образования. Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения учащимся позитивными соци-
© Райкина М.А., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
171
альными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Теоретические основы проблемы преемственности в системе «Школа - вуз» исследовали:
B.С. Безрукова, А.П. Беляева, Г.Н. Варковецкая,
C.М. Годник и многие другие исследователи. Разработкой путей обеспечения преемственности общеобразовательной и высшей школы занимались Г.Е. Александров, А.А. Кыверляг, А.М. Лушникова и другие.
В последние годы довольно интенсивно исследуется проблема преемственности в системе непрерывного образования: преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (Т.Ф. Акбашев, М.Н. Берулаева,
О.Н. Коломок и другие); проблема преемственности в развитии личности учащегося в общеобразовательной и высшей школе исследовали Р.Н. Наурыз-баева, В.Н. Максимова и другие; преемственность в процессе общесоциального и общепрофессионального становления личности разрабатывали П.А. Корчемный, Г.М. Романцев, П.И. Смирнов, В.В. Шапкин.
Чаще всего целью общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры обучаемых, включая их гуманитарную, естественнонаучную, математическую подготовку, а высшей школы - подготовка специалиста, обладающего не только глубокими профессиональными знаниями, но и высоким уровнем культуры, способностями к дальнейшему профессиональному развитию, то преемственность школьного и вузовского образования затрагивает не только содержание образования, но и формы, методы и средства обучения и воспитания.
Именно поэтому, важную роль в развитии преемственности школьного и высшего профессионального образования играют требования не только сохранения, но и развития в профильной школе системности и фундаментальности образования.
В работах современных авторов (Э.А. Баллер, Л.И. Новикова, Н.Ю. Румянцева, В.Г. Сенько, Е.И. Шубин и другие) можно выделить несколько подходов к определению сущности понятия «преемственность». Согласно первому подходу, преемственность сводится к сохранению приемов воздействия, форм и методов педагогической деятельности при переходе личности с одной ступени обучения и воспитания на другую. Второй подход значительное место отводит согласованию действий, единству требований как одному из наиболее эффективных путей активного усвоения знаний, приобретения умений и навыков.
Под преемственностью в воспитании понимается взаимосвязь внешних педагогических влияний на
личность и ее внутренней включенности в деятельность в изменяющихся условиях, стимулирующую осознание происходящих перемен, принятие нового, приведение его в соответствие с уже имеющимся опытом и готовность к усвоению более высокого уровня нововведений [2, с. 19-20].
При понимании преемственности в рамках комплекса «Школа - вуз» мы солидарны с точкой зрения С.М. Годник, который преемственность определил, как последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса во взаимосвязи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания [1].
Педагогический комплекс «Школа - вуз» следует рассматривать, как интегративную педагогическую систему, содержание которой определяется частными и общими особенностями, принципами, целями, задачами процесса взаимодействия составляющих его субъектов. В условиях данного комплекса последовательно осуществляется образовательная, просветительская, профориентационная деятельность, способствующая наиболее успешной социализации школьников, повышению общего уровня их подготовки в системе непрерывного образования.
Преемственность в условиях комплекса «Школа - вуз» обеспечивается единством содержания, методов, форм и средств процесса социального воспитания. Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие способностей и творческой активности, как в школе, так и в вузе. Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания, так как школьная система воспитания обеспечит базисное развитие личности ребенка, а вуз, используя опыт школы, способствует его дальнейшему личностному становлению. Необходимо отметить, что комплекс «Школа - вуз» выполняет ряд функций связанных с созданием наиболее лучших условий воспитания и предоставления дополнительных возможностей для развития творческих способностей, мотивации учащихся к самообразованию, включение в социально полезную деятельность, самореализации и самовоспитания, организации содержательного досуга и занятости.
Выпускник школы, поступивший в вуз, чаще всего испытывает затруднения на первых этапах обучения. Студенту сложно адаптироваться к новым формам организации учебного и внеаудиторного процесса, методам обучения, требованиям к его результатам. Прежде всего, это связано с несогласованностью в содержании, методах, средствах обучения в школе и в вузе. Существенно различаются характер и способы познавательной деятельности студента и школьника[1].
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Из исследований различных авторов можно отметить, во-первых, динамика развития личности, ее устойчивость во многом обеспечивается взаимосвязью отдельных этапов воспитания и обучения человека, звеньев общеобразовательной, допрофесси-ональной и специальной подготовки; содержанием и характером требований в домашнем, школьном, общественном и профессиональном воспитании; основных и дополнительных компонентов содержания образования в учебном заведении, обучения и воспитания в профессиональной школе.
При переходе от одной ступени образования к следующей выпускнику общеобразовательной школы приходится решать задачи, связанные с его функционированием в различных сферах современного общества, это потребует не только овладение определенным содержанием обучения, но и развития у него определенных качеств, основой которых является социальная активность, предполагающая ответственность за свои поступки, стремления к самосовершенствованию, расширением его социальных сетей.
Переходя из общеобразовательного учреждения в вуз, школьники не имеют опыта учения в новых обстоятельствах. Возникает противоречие между новым статусом учащихся (бывшие школьники уже студенты) и их предварительной подготовкой к обучению в новых условиях. Решение данного противоречия - организация взаимодействия школы с вузами. В этом плане нам видится широкое использование опыта некоторых школ, которые для создания необходимых условий организуют деятельность классов и объединений по допрофессиональной подготовке [1].
Анализ научных источников показал, что допро-фессиональная подготовка в системе педагогических наук не выделяется в отдельную отрасль. Это связано с отсутствие специализированных образовательных учреждений, а также устоявшаяся педагогическая практика, согласно которой подготовку к поступлению в вуз осуществляет общеобразовательная школа. Чаще всего допрофессиональная подготовка включает в себя совокупность воспитательных и обучающих воздействий, осуществляемых в особом образовательном пространстве. Посредством таких воздействий обеспечивается самостоятельность, осознанность в выборе, освоении и осуществлении каждым членом общества профессиональной деятельности, отвечающей насущным потребностям страны, овладение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Допрофессиональная подготовка - ориентированная на программы профессионального обучения, которые осуществляются в процессе всех ос-
новных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся. Ее цель - способствовать формированию устойчивых ориентаций на обучение в вузе, развитие творческих способностей, интеллектуальных качеств личности, но и профессиональное становление будущего студента [4, с. 39-41].
В процессе допрофессионального обучения старшеклассников наряду с формированием начальных профессиональных знаний и умений осуществляется развитие норм и ценностей, принятых в конкретной профессиональной среде, происходит самоопределение старшеклассников в процессе самостоятельного поиска и осознания ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающихся обоснованным выбором направления послешкольного образования.
В рамках допрофессиональной подготовки решаются две основные группы задач. Первая связана с подготовкой школьников к будущей профессиональной деятельности, включая и подготовку к предстоящему обучению в вузе. Вторая группа задач связана с обеспечением общего развития индивида с помощью средств допрофессиональной подготовки [4, с. 37].
На сегодняшний день допрофессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях и вузе не всегда представляет собой единую систему. Поэтому необходимо практическое решение данной проблемы.
Таким образом, допрофессиональная подготовка, расширяя традиционную область образовательной деятельности, предполагает не только формирование способности учащегося к профессиональному самоопределению и тщательный анализ результатов такого выбора, но и освоение нового социального опыта при переходе из одного образовательного учреждения в другое. Именно поэтому, преемственность в условиях комплекса «Школа -вуз» в процессе социального воспитании в немалой степени зависит от решения следующих задач: возможность применения различных форм организации непрерывного образования (открытие профильных классов, ориентированных на конкретный вуз, организация совместных конференции и олимпиад, ведение научно-исследовательской работы и так далее); определение содержания образования в соответствии с профилем обучения в вузе, обеспечение взаимосвязи в содержании, формах и методах обучения в школе и вузе.
Библиографический список
1. Годник М.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г)
2. Дульнев С.В. Идея преемственности в теории и практике воспитательных систем // Социальное
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
173
развитие детей и молодежи: условия его обеспечения. - 2004. - С. 18-22.
3. ТимонинА.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. - Ярос-
лавль: Изд-во ФРГПУ, 2008 - 263 с.
4. Смирнова Е.Е. Воспитание старшеклассников в условиях учебно-педагогического комплекса «школа допрофессиональной подготовки - университет»: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 181 с.
УДК 378.15:811=1/=2
Рубина Галина Валерьевна
доктор педагогических наук, профессор
Сальникова Наталья Андреевна
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
n.salnikova-1972@mail. т
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Практическое владение иностранным языком рассматривается в данной статье как важный фактор повышения конкурентоспособности будущего инженера. Использование ролевой игры на занятиях является эффективным методом обучения студентов технического вуза.
Ключевые слова: конкурентоспособность, будущий инженер, технический вуз, иностранный язык, ролевая игра, компетенция.
В современных условиях одной из важнейших задач высшего профессионального образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества будущего специалиста. Являясь интегральным качеством личности, конкурентоспособность представляет собой многообразие ключевых компетенций, качеств и свойств, позволяющих данной личности успешно функционировать в обществе и цивилизованно решать проблемы профессионального роста. По нашему мнению, конкурентоспособный инженер должен обладать:
- во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;
- во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности.
В мире информационных технологий, когда доступность зарубежной информации растет с каждым днем, практическое владение иностранным языком становится одним из важных критериев профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста. Как показал опыт, система получения, хранения и использования научно-технической информации, основанной на переводах, значительно устарела. Заменяя поток научно-исследовательской информации так называемой вторичной информацией, переводы нередко становятся барьером между автором и потребителем научных идей, изобре-
тений и открытий, усложняют процесс получения данных и тем самым обесценивают их. В настоящее время владение иностранным языком - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Таким образом, одной из граней целостной системы качеств конкурентоспособной личности, готовой реализоваться в любой стране мира, является практическое владение иностранным языком. Следовательно, обучение иностранному языку в техническом вузе - это неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных инженеров. При этом особое внимание уделяется английскому языку как языку международного общения.
Перестройка учебного процесса в высшей школе в соответствии с европейскими стандартами требует разработки оптимальных форм организации учебного времени, применения инновационных технологий обучения с целью качественного обновления высшего образования. Введение стандартов третьего поколения, реализующих компетентност-ный подход к высшему профессиональному образованию, означает необходимость для каждого преподавателя разработать и реализовать свой социально-педагогический проект перехода к компетентно-стно ориентированной образовательной деятельности. Мы полагаем, что система языковой подготовки будущего инженера должна быть ориентирована в первую очередь на формирование деятельностных умений, отвечающих социальному заказу общества и современному уровню развития технологий.
Одним из способов повышения эффективности обучения английскому языку в техническом вузе является использование ролевой игры, что позволя-
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Рубина Г.В., Сальникова Н.А., 2012