ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Н.Б. Протасова
Кафедра педагогики Марийский государственный университет ул. Осипенко, 6, Йошкар-Ола, Россия, 424001
Статья посвящена анализу основных подходов к решению проблемы преемственности среднего и высшего образования, а также показаны условия повышения уровня подготовки учащихся.
Ключевые слова: педагогические условия, преемственность, преемственность среднего и высшего образования, профессиональное самоопределение учащихся, профориентационная работа.
На современном этапе развития системы образования, в основу которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных является проблема обеспечения преемственности ступеней образования. Однако изменения, проводимые в образовании, способствуют возникновению больших различий между ступенями в программах и содержании, в формах и методах обучения и воспитания, в подготовке кадров, в формировании среды. Все это приводит к возникновению трудностей при переходе детей с одной ступени образования на другую и не способствует решению проблемы повышения успеваемости учащихся в период подросткового возраста.
В научной литературе существуют различные подходы к пониманию преемственности. В Педагогической энциклопедии преемственность в обучении определяется как «установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Обучение с соблюдением преемственности воспитывает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении практических и теоретических задач» [6].
В педагогических исследованиях рассматривается внутрипредметная и межпредметная преемственность; преемственность целей и содержания изучаемого материала; преемственность методов, форм и средств обучения; преемственность развивающего и воспитывающего обучения.
В работах многих исследователей с той или иной степенью полноты и широты охвата рассматриваются различные аспекты проблемы преемственности образования.
Ю.А. Кустов рассматривает преемственность как методологический принцип организации учебно-воспитательного процесса во всей системе народного образования. По его мнению, принцип преемственности — это категория дидактики, которая отражает закономерности перестройки структуры содержания учебного материала и оптимизации методов обучения, направленных на преодоление про-
тиворечий линейно-дискретного характера процесса обучения, и характеризует изменения способов реализации этих закономерностей в зависимости от целей обучения, развития и воспитания учащихся [3].
С точки зрения С.М. Годника, преемственность представляет собой процесс, имеющий такие особенности, как разнохарактерность, многокомпонентность, мно-гоаспектность, многофакторность [1].
А.А. Леонтьев современную ситуацию характеризует рассогласованностью целей (соответственно, программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения. Ученый убежден, что одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цели учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования [4].
А.П. Сманцер выделяет следующие направления определения принципа преемственности: опора на пройденный материал; развитие имеющихся знаний, умений и навыков; установление разнообразных связей; повторение учебного материала на более высоком уровне, т.е. взаимодействие старых и новых знаний, умений и навыков; раскрытие основных идей курса; пропедевтика, перспективность в изучении учебного материала при переходе от одной ступени обучения к последующей [7].
В условиях постоянного обновления научных знаний, революционных темпов развития техники и технологий, форм организации труда закономерно встает вопрос о необходимости создания системы непрерывного образования. Если общество видит в нем средство расширенного воспроизводства интеллектуального и культурного потенциала, то для государства это фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, в котором каждый человек это условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Переход к непрерывному образованию создает новые условия для реализации преемственности среднего и высшего образования и существенно актуализирует эту проблему. Важнейшим условием эффективного решения задачи построения системы непрерывного образования является обеспечение преемственности ее ступеней. В этой связи необходимо сразу отметить роль взаимосвязи общего и высшего образования. Долгое время первое понималось лишь как звено образования, предшествующее профессиональному и являющееся его базой. Перелом в понимании этой проблемы произошел только тогда, когда общее образование стало рассматриваться как сквозная линия всей системы непрерывного образования, ступень, предшествующая профессиональной подготовке. Одновременно ста-
Протасова Н.Б. Обеспечение преемственности среднего и высшего образования.
ли переосмысливаться сущность и функции высшего образования, которое представляет собой сквозную линию, проходящую через всю жизнь человека. Такой подход значительно меняет и взгляд на проблему преемственности общего и высшего образования, открывает новые аспекты и направления ее разрешения. В частности, во многом сближаются цели общего и вузовского образования.
Остановимся еще на одном, может быть самом важном, факторе, способном принципиально повлиять на проблему преемственности среднего и высшего этапов образования и создать реальные условия для их интеграции. Это введение профильного обучения в старших классах школы.
На старшей ступени школы завершается среднее образование учащихся, обеспечивающее их общее развитие, формирование функциональной грамотности, социальную адаптацию личности, происходит профессиональное и гражданское самоопределение молодых людей. Профильное обучение как одна из форм процесса допрофессиональной подготовки в условиях общеобразовательной школы является наиболее благоприятной средой для формирования профессионального самоопределения. Поэтому в Концепции модернизации российского образования ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, — экономики, истории, права, русского (родного) и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии [5].
Профильное образование — средство дифференциации обучения, когда за счет целенаправленных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса реализуется индивидуализация обучения, создаются условия для развития старшеклассников в соответствии с их способностями, познавательными потребностями, интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При профильном обучении существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории, отвечающей его интересам и познавательным потребностям, профилю будущего профессионального образования [2].
Для успешного профессионального самоопределения важны в первую очередь индивидуальные качества личности, а точнее, их соотношение. В подготовке учащихся к выбору профессии, выявлении тех особенностей личности, которые могут содействовать успешному освоению того или иного типа профессиональной дея-
тельности, ведущая роль принадлежит современной школе. В то же время школа может рассматриваться только как начальное звено профессионального самоопределения личности, ее допрофессиональная подготовка.
Допрофессиональная подготовка, профессиональное самоопределение наиболее значимы в старшем школьном возрасте, так как для юношества фактический выбор профессии очень актуален. По уровню своего развития учащиеся данного возрастного периода уже психологически готовы к тому, чтобы переосмыслить эту проблему в своем личном плане, актуализировать его в конкретном выборе профессии. Это предполагает достижение определенного уровня сформированно-сти личности, выражающегося в наличии у нее определенных знаний, опыта, установок, качеств характера, необходимых работнику соответствующей профессии. Таким образом, чтобы молодой человек не ошибся в выборе будущей профессии, его нужно к этому подготовить.
Школа может выполнять свою роль в решении проблемы, связанной с проф-ориентационной работой, при условии, что предполагается следующий ее этап — профориентационная работа в системе высшего образования. Высшие учебные заведения должны осуществлять профессиональную ориентацию не только на довузовском, но и на вузовском и послевузовском этапах в целях руководства всем процессом профессионального становления. Вузы способны осуществлять в той или иной мере все виды профориентационной работы: профпросвещение и проф-информация, профдиагностика и профконсультации, профотбор и дальнейшее трудоустройство, профессиональное самоопределение на основе включения обучаемых в профессиональную или близкую к ней деятельность с целью выявления их возможностей, способностей и готовности к профессиональной деятельности, а также целенаправленного формирования профессиональных интересов и склонностей личности на основе ее изучения.
Решение проблемы успешного профессионального самоопределения учащихся может быть осуществлено на основе четко налаженного взаимодействия среднего и высшего образования и прежде всего в обеспечении преемственности в становлении личности учащихся, в содержании, методах и средствах обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж, 1981.
[2] Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО № 2783 от 18.07.02) // Вестник образования: Сборник приказов и инструкций МО РФ. — Декабрь 2002. Пилотный № 4. Профильное обучение. Тематический выпуск. — С. 3—95.
[3] Кустов Ю.А. Преемственность подготовки молодежи в профтехучилищах вузах. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990.
[4] Леонтьев А.А. Непрерывность и преемственность образования // «Образовательная система „Школа 2100". Педагогика здравого смысла», 2003.
[5] О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. — 2002. — № 3. — С. 4—33.
[6] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
[7] Сманцер А.П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика. — Минск: Нар. асвета, 1995.
Протасова Н.Б. Обеспечение преемственности среднего и высшего образования...
PROVIDING CONTINUITY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION AS PEDAGOGICAL CONDITION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
N. B. Protasova
Chair of Pedagogics Mari State University Osipenko str., 6, Joshkar-Ola, Russia, 424002
This paper is dedicated to the analysis of the main approaches to solving the problem of secondary and higher education continuity as well as the conditions of raising the level of students' preparedness for professional self-determination.
Key words: pedagogical conditions, continuity, continuity of secondary and higher education, students' professional self-determination, profile (specific type) education, vocational guidance.