Научная статья на тему 'Роль психологического образования в ориентации учащейся молодежи'

Роль психологического образования в ориентации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ "ШКОЛА-ВУЗ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Т. В.

в статье рассматривается проблема формирования компонентов психологического образования в допрофессиональной подготовке учащихся на психолого-педагогическую профессию в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируется методическое решение проблемы на основе преемственности профориентационной программы в системе «школа-вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль психологического образования в ориентации учащейся молодежи»

Формирование социально-перцептивной компетентности бакалавра педагогического образования должно осуществляться в соответствии с принципами активного социально-психологического обучения:

- принцип проблемности - знания должны стать личным опытом каждого участника;

- принцип моделирования - моделируются реальные ситуации профессиональной деятельности;

- исследовательский принцип - готовые решения не предлагаются, создаются условия, способствующие исследовательской деятельности группы, отдельных участников и принятию самостоятельных решений;

- принцип обратной связи - объективизация поведения участников на основе анализа высказываний участников группы;

- принцип поэтапности - диагностика изменений группы в целом и каждого участника в отдельности, одновременное прохождение этапов тренинга всеми участниками;

- принцип рефлексивности - постоянная рефлексия участников и группы в ходе работы.

Активные формы обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров к профессиональной самореализации обеспечивают субъектную позицию бакалавра в учебно-воспитательном процессе, позволяют организовывать процесс обучения как активную, самостоятельную и продуктивную познавательную деятельность, развивающую творческий потенциал бакалавров. Применение системы активных методов обучения, разработанной и совершенствуемой в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий, является одним из ключевых элементов в профессиональном становлении педагога, отвечающего требованиям современности.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М., 1991.

2. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Хрящевой Н. Ю. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001.

3. Цуканова С.А. Психологические трудности межличностного общения. -Киев. Вица шк., 1989.

Т. В. Кошелева

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE ORIENTATION OF STUDENTS

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования компонентов психологического образования в допрофессиональной подготовке учащихся на психолого-педагогическую профессию в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируется методическое решение проблемы на основе преемственности профориентационной программы в системе «школа-вуз».

© Т.В. Кошелева, 2012

Ключевые слова: психологическое образование, психологическая культура, преемственность «школа-вуз».

Abstract: the article considers the problem of the formation of the components of psychological education in pre-professional training of the students of the psychological and pedagogical profession in the conditions of secondary school. Examines the methodological solution of the problem on the basis of the continuity of the professional-oriented programs in the system "school-high school".

Keywords: psychological education, psychological culture, the continuity of the "school-high school".

В настоящее время профессия педагога-психолога становится массовой, поэтому весьма актуальна проблема выявления того, кто и с какой целью выбирает данную профессию, что в свою очередь, остро ставит задачу организации профориентации учащихся на психолого-педагогическую профессию.

Подготовка учащихся к самостоятельной профессиональной жизни делает актуальной проблему школьного психологического образования (как составной части общего школьного образования) в формировании профессионального самоопределения учащихся. Нередко имеющая место неподготовленность современной молодежи к новым требованиям социально-экономической ситуации, не сформированное профессиональное самосознание и малая эффективность предлагаемых технологий и методик профессиональной ориентации учащихся, ставят задачу планирования их профессионального будущего. Важнейшим компенсатором названных проблем, мы считаем, является целенаправленная психологическая подготовка учащихся к профессиональной деятельности в процессе реализации допрофессиональной подготовки обучающихся, особенно на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательном пространстве школы.

Исходя из сказанного, психологическое образование является одним из важнейших способов целенаправленного, постепенного формирования элементов психологической культуры, которая может служить основанием для становления такого важного процесса в старшем школьном возрасте, как профессиональное самоопределение учащихся на психолого-педагогическую профессию [1]. Уроки психологии помогают школьнику не столько в решении его проблем, сколько вооружают его знаниями о причинах их возникновения и способах их предупреждения или преодоления, что позитивно сказывается на формировании важнейшего личностного образования - готовности к профессиональному самоопределению. Также следует отметить и тот факт, по мнению И.В. Дубровиной [4], что психология как наука о человеке в образовательном пространстве школы сегодня официально не представлена среди базовых предметов образовательной системы, которые вносят в это пространство различные науки, а сам человек как ценность отсутствует.

В нынешних условиях модернизации общества и образования не решена проблема формирования и осуществления идеи преемственности психологического образования в системе «школа-вуз». Дифференциация школьного образования, переход на многоуровневую структуру высшего образования открывает новые возможности для осуществления взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами. Ориентация на партнёрство в разработке и реализации основных принципов совместной работы позволяет обеспечить преемственность школьного (довузовского) и вузовского образования, тогда как длительный период времени школьное и вузовское обучение рассматривали отдельно.

Отличительной чертой комплекса «школа-вуз» является, с одной стороны, ориентация выпускников на продолжение обучения в профессиональной высшей школе непосредственно после окончания средней школы, с другой - профессионализация студентов, позволяющая определиться с жизненными планами. Единая система

принципов отбора содержания учебных дисциплин в довузовском и начальном вузовском обучении становится важным условием создания целостной системы, так как формирует такое образовательное пространство, которое становится полем слияния науки и практики [3]. Все аспекты системы непрерывного образования, организованного в условиях преемственности педагогической системы «школа-вуз», как показывает наша практика, положительно влияют на повышение мотивации учащихся в обучении, развитие познавательных способностей учащихся, обеспечение разноуровневого обучения и индивидуального подхода, повышение творческого потенциала как обучающегося, так и педагога, укрепление связи «школа - вуз» [2].

Практический опыт показывает, что проведение различных совместных мероприятий, таких, как интеллектуальный марафон, олимпиады, конкурсы, встречи с учёными и представителями различных профессий, позволяют углубить и расширить знания и интересы старшеклассников. Особое внимание уделяется проведению совместных недель психологии, научных и деловых игр, тренинговых занятий, а также совместное участие в конференциях, семинарах, конкурсах и других научно-практических мероприятиях преподавателей и студентов вузов, с одной стороны, педагогов, психологов и учеников школы - с другой.

Немаловажной для повышения уровня подготовки будущих психологов является организация практических занятий в секции «Учусь быть психологом» на базе школьного психолого-педагогического центра «Гармония», благодаря которым повышается уровень теоретической и практической подготовки школьников и студентов, их заинтересованность в дальнейшем освоении специальности, что способствует более осознанному профессиональному самоопределению.

Таким образом, взаимодействие школьного и вузовского образования предполагает включение в образовательный процесс психолого-педагогических программ, позволяющих максимально приблизить выпускников школы к уровню, необходимому для успешного овладения образовательными программами высшего профессионального образования.

Предлагаемая нами программа «Ступени к профессии» предусматривает непрерывность и преемственность психологического образования в процессе школьного образования, направлена на формирование личностной и профессиональной готовности обучающихся на психолого-педагогическую профессию, нацелена на определение дальнейшего образовательного и профессионального маршрута с учетом выбора профессии. Психолого-педагогическая программа включает в себя пять ступеней развития.

Первая ступень «Знакомство с миром профессий» на начальном этапе обучения включает в себя развитие интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения, формирование нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, вовлеченность учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной и проектной деятельности.

Вторая ступень обучения «Познаю себя в профессии» для учащихся пятых-седьмых классов направлена на осознание ими своих интересов, способностей, общественных и общечеловеческих ценностей, формирование у подростков профессиональной направленности, включение учащихся в проектную психолого-педагогическую деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью.

Третья ступень обучения «Мой образовательный маршрут» для учащихся восьмых и девятых классов предполагает профильную ориентацию и направлена на активизацию и оптимизацию развития у учащихся профессионального самосознания, формирование у них личностного смысла выбора направления образования, умение соотносить общественные цели выбора профессии со своими идеалами и реальными возможностями, проектирование послешкольного образовательно-профессионального

маршрута и преодоление проблем, связанных с процессом профессионального самоопределения.

Четвертая ступень обучения «Мой выбор» предполагает психолого-педагогическую специализацию в процессе профильного обучения в десятых и одиннадцатых классах, с целью уточнения социально-профессионального статуса в процессе теоретико-практического применения полученных знаний и умений, формирование профессионально важных качеств педагога-психолога, коррекцию профессиональных планов, активизацию самоподготовки и саморазвития.

Пятая ступень «На пути к профессии» предполагает вхождение в профессиональную деятельность на этапе психолого-педагогической практики студентов кафедры педагогики и психологии МГУКИ с целью активизации и актуализации самореализации в профессионально-практической подготовке в общеобразовательной школе и формирования опыта жизнедеятельности в трудовом коллективе [3].

Следует отметить, что в процессе реализации программы «Ступени к профессии» у старшеклассников активизируется формирование рефлексивного, аффективного, коммуникативного, интеллектуального и ценностно-смыслового компонентов психологической культуры, определяющих зрелость личности. Происходит постепенное накопление опыта позитивного социального взаимодействия, формирующее социально значимые смыслы и нравственные убеждения, без которых невозможно осуществление осознанного профессионального и личностного самоопределения учащихся на психолого-педагогическую профессию. Разработанная нами программа представляет собой образовательный психолого-педагогический модуль, который может выступать как профильный компонент обучения в качестве элективного курса.

Таким образом, психологическое образование в школе в процессе реализации программы «Ступени к профессии» сочетает в себе возможности становления компонентов психологической культуры и формирования на их основе составляющих профессионального самоопределения, обеспечивает адекватность взаимодействия с собой и социумом (понимание себя, других, мира), дает возможность подростку совершенствовать свои психические способности и, таким образом, осуществлять более осознанное профессиональное ориентирование на психолого-педагогическую профессию и выбор дальнейшего психологического образования в вузе.

Литература

1. Булатова Н.Д. Ценностно-ориентированный подход в профессиональном становлении педагога-психолога // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: Сб. науч. статей по материалам научно-практ. конф., посвященной 60-летию факультета социально-культурной деятельности (28 октября 2009 г., Москва) / Науч. ред. Н.Н. Ярошенко, Г.Н. Новикова, ЕВ. Чижикова. Ч. 2. - М.: МГУКИ, 2010. - 144 с. С. 114-118.

2. Грузков В. Н., Таточенко Е.В. Профориентационная работа в школе: Теория и практика реализации: Монография / Под ред. д.п.н. проф. Л.Л. Редько. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. С. 22-25.

3. Непрерывное образование: история и современные проблемы: Коллективная монография // Сост. Н.Д. Булатова, О.Г. Живейнова, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко. - М.: ООО «Издательство МБА», 2009. С. 18-21.

4. Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.-метод. пособие /Под ред. И В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОДЭК, 2007. - 800 с. С. 33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.