Научная статья на тему 'Рефлексивно-деятельностный подход как механизм профессионального становления студента'

Рефлексивно-деятельностный подход как механизм профессионального становления студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРИНЦИП АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / REFLECTIVE-ACTIVITY APPROACH / PROFESSIONAL SELF-PERFECTION / ACMAEOLOGICAL MAINTENANCE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Татьяна Павловна

Автор рассматривает рефлексивно-деятельностный подход как способствующий достижению в профессиональном образовании студента основных целей, выделяет принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования, задача которого в раскрытии, создании возможностей для самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflective-activity approach as student professional formation mechanism

Reflective-activity approach is considered by the author to be helpful in student professional education main goals achievement; the author emphasizes acmaeological maintenance principle in professional self-perfection potentials; the maintenance' task is in revealing self-realization in opportunities-for-them making.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-деятельностный подход как механизм профессионального становления студента»

Как правило, в каждом из названных дел принимает участие большинство учащихся Школы, ввиду этого, а также разноплановости самих мероприятий (включающих в себя отдельные номера художественной самодеятельности, публичные выступления, трудовые десанты), при их подготовке работает группа организаторов: учащиеся, отвечающие за дело в целом; учащиеся, отвечающие за отдельное направление (подготовка сценариев, музыкальное и художественное оформление, рекламные акции), учащиеся, которые за-

нимаются подготовкой конкретного фрагмента мероприятия. В связи с этим каждый старшеклассник может выбрать уровень и содержание реализуемого проекта, что позволяет обеспечить наращивание субъектности в учебно-воспитательном процессе.

На завершающем этапе обучения учащиеся Школы осуществляют разработку и защиту индивидуального проекта, представляющего собой самостоятельную исследовательскую работу.

УДК 378

Осипова Татьяна Павловна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА

Автор рассматривает рефлексивно-деятельностный подход как способствующий достижению в профессиональном образовании студента основных целей, выделяет принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования, задача которого в раскрытии, создании возможностей для самореализации.

Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, профессиональное самосовершенствование, принцип акмеологического сопровождения.

Высшее профессиональное образование сегодня рассматривается не столько как результат, дающий выпускнику возможность работать всю жизнь в одних профессиональных рамках, сколько как процесс, идущий через всю жизнь и поэтому открывающий перспективы к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе. Цель исследования: обосновать рефлексивно-деятельностный подход как обеспечивающий формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.

Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного

подхода. В основе этого процесса лежат объективные или субъективные изменения профессиональной ситуации, кризисы профессионального развития. Мы считаем, что процесс формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию должен носить деятельностный характер, отражать приобретенный опыт и направлен прогностическое восприятие будущего профессионального опыта. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода предполагает цикличное прохождение ряда этапов:

1) освоение рефлексивного компонента, осмысление своего профессионального уровня в настоящем;

2) освоение целевого компонента деятельности и формирование опыта самостоятельного целеполагания;

3) освоение операционно-технологического компонента деятельности, формирование опыта самостоятельного решения конкретных задач и реализации ее целостного алгоритма, самореализации;

© Осипова Т.П., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

17

4) кризисный, накопление противоречий внутренних и (или) внешних.

Профессиональное самосовершенствование может быть спонтанным либо осмысленным. Рефлексивно-деятельностный подход мы рассматриваем как методологический подход, позволяющий сделать профессиональное самосовершенствование осмысленным. Рефлексивнодеятельностный подход является инструментом осмысления студентом своего профессионального уровня и определения перспективных направлений профессионального развития. Таким путем у студентов развиваются способности к осознанному формированию смысложизненных ориентаций, проявляется устойчивая готовность к самореализации (профессиональной и личностной). Рефлексивно-деятельностный подход опирается на идею о том, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Затруднительно организовать рефлексию опыта и прогнозировать будущее без активного участия в этом процессе самого субъекта деятельности. Рефлексивное знание способно соединить знание как таковое и его применение на практике, т.к. оно получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий. В связи с этим развитие рефлексивного мышления неразрывно связано с осуществлением рефлексивно-деятельностного подхода к формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. Отметим также, что в профессиональном образовании рефлексивные умения позволяют его субъектам организовать и фиксировать результат, состояние развития, саморазвития, а также причины положительной или отрицательной динамики процесса профессионального развития личности. Личность с активной рефлексивной позицией постоянно контролирует и осмысливает профессиональную деятельность на всех ее этапах. При сознательной

регуляции деятельности человек с активной рефлексивной позицией видит способы достижения цели, а также самого себя со стороны, осуществляет свои возможности по преодолению препятствий на пути к достижению цели. Таким образом, студент начинает активный осознанный поиск путей изменения, корректировки своей деятельности, направленный на оптимизацию и максимально эффективную реализацию своей цели. На основе рефлексии, оценивая себя, свои возможности, делая выбор из нескольких альтернатив, студент учится выстраивать свою деятельность (учебную и профессиональную) как процесс, такое видение реализуется через проектирование индивидуального образовательного маршрута, направленного на реализацию и развитие личного потенциала. Сформированные рефлексивные умения позволяют самостоятельно формировать цели и результаты дальнейшей работы, корректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь способствует формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.

В связи с этим мы считаем необходимым рассматривать рефлексивно-деятельностный подход как способствующий достижению в профессиональном образовании его основных целей, и выделяем принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов, задача которого в раскрытии, создании возможностей для самореализации. Реализация этого принципа предполагает расширение субъектных функций студентов в педагогическом процессе, включение в содержание занятий субъектного опыта студентов, обучение студентов самостоятельному выявлению затруднений и реконструированию их причин посредством развития интеллектуальной и личностной рефлексии, развитие у студентов умений управлять своей учебной и профессиональной деятельностью.

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.