УДК 37.091.3
Т. П. Осипова
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию
В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода. Анализируются результаты пилотного исследования, посвященного выявлению мнения студентов о необходимости формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию в вузе.
Ключевые слова: задачи профессионального самосовершенствования студентов, компоненты готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию, рефлексивно- деятельностный подход.
Т. P. Osipova
Formation of Students' Readiness to Professional Self-Perfection
In the article is examined the problem of forming students' readiness to professional self-perfection with the use of the reflexive-self-perfection approach. The results of a pilot research devoted to the exposure of the students' opinion about the necessity of forming readiness to professional self-perfection in the institute of higher school are analysed.
Key words: problems of students' professional self-perfection, components of students' readiness to professional self-perfection, a reflective-activity approach.
Современный выпускник вуза, вне зависимости от выбранной специальности, должен уметь не только применять знания и умения при решении профессиональных и социальных задач, владеть коммуникативными навыками, но и стремиться к профессиональному росту, самостоятельно образовывать и совершенствовать себя. Развитие рыночных отношений, конкуренция на рынке труда, внедрение новых технологий актуализируют проблему качества профессионального образования, которое рассматривается в настоящее время как непрерывный процесс. Студенческий возраст - это период становления нового уровня самосознания, выработки собственной жизненной позиции, профессионального самоопределения и начала профессиональной самореализации. В этот период происходит интенсивное развитие рефлексии, осознание себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Тем не менее, значительная часть преподавателей вузов придерживается «знаниевой» программы образования. В практике построения образовательного процесса в вузе отмечается доминирование трансляционного, репродуктивного характера обучения, преобладание индивидуального характера учебной работы студентов, недостаточно широкое использо-
вание форм и методов, стимулирующих конструктивную творческую активность личности в образовательном процессе. Для контроля качества образования зачастую используются традиционные формы: устные ответы, письменные контрольные работы, закрытые тесты. В повседневной жизни большинства студентов отмечается социальный инфантилизм, неготовность к принятию решения, осуществлению выбора, принятию ответственности на себя. Все выше сказанное позволяет зафиксировать ряд противоречий, выявленных в области формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:
- между потребностью рынка труда в студентах, готовых к профессиональному самосовершенствованию, к постоянному расширению и обогащению своих знаний, постоянному росту мастерства и недостаточным вниманием в теории и современной образовательной практике вузов к созданию условий, выявлению закономерностей и принципов, способствующих формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию;
- между профессиональными требованиями, предъявляемыми к студенту будущим работодателем, и профессиональными возможностями,
© Осипова Т. П., 2011
которые предоставляются ему в ходе обучения и профессионализации в вузе;
- между профессиональными притязаниями, встречными требованиями студента к образовательному процессу и условиям профессионализации возникающими в период обучения в вузе;
- между творчески развивающейся в процессе учения в вузе личностью студента и относительной неизменностью форм и методов обучения с I по V курс;
- между осознанием большинства преподавателей вузов значения готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как важнейшей профессионально-личностной характеристики и их неподготовленностью стимулировать ее развитие в образовательном процессе.
Перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только подготовки специалиста, но и создания условий для становления личности как субъекта собственных жизненных перспектив (и личностных и профессиональных), воспитание человека как субъекта собственной жизнедеятельности, формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования процесса формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
Прежде всего, поясним, что под профессиональным самосовершенствованием студентов мы понимаем специально организованный, системный, непрерывный процесс делового и личностного саморазвития будущих специалистов как субъектов воспитательного процесса. Задачи профессионального самосовершенствования студента видим в следующем:
- стимулирование процессов самопознания, жизненного самоопределения и самореализации;
- стимулирование у участников образовательного процесса мотивации личностного и профессионального саморазвития;
- развитие умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умения учиться;
- развитие умений конструктивно решать профессиональные задачи и возникающие профессиональные проблемы;
- обучение умению концентрировать совместные усилия для достижения поставленных целей (способности к деловому партнерству);
- обучение умению оценивать рост уровня своей профессиональной подготовки;
- обучение умению строить и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития (самосовершенствования). В целом, научиться быть субъектом профессионального образования, при этом роль преподавателя состоит в содействии и приобретении будущим специалистом субъектности в образовательном процессе и профессиональной деятельности.
И с практической и с теоретической точки зрения формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию является комплексной и междисциплинарной проблемой. Понятие «готовность» рассматривается в контексте различных подходов. В общетеоретическом аспекте «готовность» понимается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Сластенин). В педагогике рассмотрены следующие частные вопросы: готовность студентов к непрерывному образованию (Г. А. Алферова) [1], к профессиональному самоопределению (Г. М. Коджаспирова) [2], общая профессиональная готовность (В. Т. Чичикин) [3], к интеркультурной коммуникации (Н. В Янкина) [4]. Несмотря на некоторые различия взглядов можно выделить общее - готовность выступает одним из критериев профессиональной подготовки, является связующим звеном между процессом вузовской подготовки и профессиональным трудом, положительной установкой на предстоящую деятельность.
Исходя из анализа структуры, мы выделяем следующие компоненты готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию:
- ценностно-ориентационный - положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, потребность постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности;
- эмоционально-волевой - способность добиваться положительных результатов в своей профессиональной деятельности, устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;
- когнитивный - теоретические и эмпирические знания в области профессиональной деятельности, а также знания о себе как субъекте профессиональной деятельности, представления
об особенностях профессиональной деятельности, требованиях к профессионалу;
- операционно-поведенческий - владение способами профессиональной деятельности, специальными умениями и навыками;
- рефлексивный - способность проанализировать ход и результаты собственной профессиональной деятельности, видеть целостность линии профессионального развития. Таким образом, готовность к профессиональному самосовершенствованию - это сложное интегративное образование, которое проявляется в потребности и умении организовывать и осуществлять профессиональное саморазвитие на основе целенаправленной профессиональной активности студентов.
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию
- это педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного подхода. Такой подход в процессе формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию позволяет рассматривать рефлексию в качестве механизма развития и реализации деятельности, в свою очередь, деятельность является предметом рефлексии. Направленность на освоение деятельности, в целом, отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегра-тивный. Кроме того, рефлексия может выступать в качестве системного механизма самоорганизации личности студента, что ведет к повышению уровня осмысленности жизни, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебно-
профессиональной деятельности, становлению профессионального самосознания, способствуя формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию.
С целью выявления мнения студентов о необходимости формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию в вузе нами было проведено пилотное исследование. В исследовании приняли участие 158 студентов КГУ им. Н. А. Некрасова специальностей: Юриспруденция (1-11 курсы) и География курсы), КГТУ специальность: Туризм (1-11 курсы). Студентам были заданы следующие вопросы:
1) Считаете ли Вы важным формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию в вузе?
А) да, Б) нет, В) Ваше мнение.
2) Что значит студент готов к профессиональному самосовершенствованию? Какие компоненты, на Ваш взгляд, включает в себя готовность к профессиональному самосовершенствованию?
3) В какой период следует начинать формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию?
А) начиная с I курса, Б) начиная с III курса, В) на V курсе, Г) свой вариант.
4) Каким образом следует формировать готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию?
А) на лекциях, Б) на практических, семинарских, лабораторных занятиях, В) в ходе профессиональной практики, Г) Ваш вариант.
В процессе исследования были получены следующие результаты. На вопрос: «Считаете ли Вы важным формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию в вузе?» был получен неоднозначный ответ: 48 % студентов ответили «да», 17 % - «нет», 35 % затруднились с определением своей позиции. Среди компонентов готовности к профессиональному самосовершенствованию студенты называли:
- знания в области профессиональной деятельности;
- опыт практической работы по своей специальности в период обучения в вузе;
- наличие контактов с потенциальными работодателями, со студентами других вузов страны, профессионалами, работающими по специальности;
- немаловажным компонентом называлась психологическая готовность (уверенность в себе, осознанность цели, в качестве которой назывался «карьерный рост», «профессиональное признание» и «профессиональный рост»).
По вопросу, «в какой период следует начинать формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию?» мнения разделились: начиная с I курса (63 % студентов). Было также высказано мнение о том, что формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию следует с того момента, когда человек осознает для себя необходимость профессионального развития, а до этого момента такой процесс будет неэффективным (11 % студентов). 26 % студентов высказались за более позднее
формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию на Ш-У курсах.
По мнению студентов, формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию следует на всех типах занятий и во внеаудиторной деятельности. При ответе на этот вопрос наибольшее число студентов предпочло высказать свой вариант (65 %), среди ответов можно назвать: увеличить сроки учебной и производственной практики, выезжать на учебу в другие города и регионы России по обмену, зарубежные стажировки, составление с каждым студентом плана его профессионального развития, проведение тренингов с участием работающих профессионалов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 48 % студентов осознают важность формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию, что говорит об осознанности своего профессионального выбора. Среди компонентов готовности студенты выделяют: когнитивный, практически-действенный, мотивационно-цен-ностный, но рефлексивный компонент не был назван, следовательно, в процессе работы, его необходимо будет актуализировать. Положительно следует оценить тот факт, что большин-
ство студентов (63 %) считают, что формировать готовность к профессиональному самосовершенствованию следует, начиная с I курса и на всех типах занятий, а также во внеаудиторной деятельности.
Библиографический список:
1. Алферова, Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Г. А. Алферова. - Волгоград, 1998.
2. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Наука и жизнь, 2000.- 246 с.
3. Чичикин, В. Профессиональная готовность и ее измерение [Текст] / В. Чичикин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. ; Т. 2. - М. : 1998.- С. 491-492.
4. Янкина, Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации [Текст] : монография / Н. В. Янкина. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -
120 с.