УДК 377.09
Т. П. Осипова
Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов
В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода. Рассмотрен принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов.
Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход, готовность студентов к профессиональному самосовершенствованию, акмеологическое сопровождение в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов.
Т. P. Osipova
A Reflective-Activity Approach in the Process of Students' Vocational Training
In the article the problem of formation of students' readiness to professional self-improvement with the use of a reflective-activity approach is considered. The principle of acmeologic support in realization of potentials of students' professional self-improvement is considered.
Key words: a reflective-activity approach, students' readiness tion of potentials of students' professional self-improvement.
Перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только профессиональной подготовки, но и создания условий для становления личности как субъекта собственных жизненных перспектив, личностных и профессиональных, формирования готовности студентов к самоактуализации, профессиональной мобильности, профессиональному самосовершенствованию. Высшее профессиональное образование сегодня рассматривается не столько как результат, дающий выпускнику возможность работать всю жизнь в одних профессиональных рамках, сколько как процесс, идущий через всю жизнь и поэтому открывающий перспективы к постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию. В связи с этим актуальным становится поиск вариантов стимулирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе.
В рамках нашего исследования нужно отметить, что рефлексивно-деятельностный подход позволяет рассматривать рефлексию в качестве механизма развития и реализации деятельности в свою очередь деятельность является предметом рефлексии. Во-первых, рефлексия как процесс направляется представлением о результате, который должен быть достигнут личностью, и заключается в соотнесении всех элементов, составляющих содержание конкретной деятельно-
for professional self-improvement, acmeologic support in realiza-
сти с ее целью. Направленность на освоение деятельности в целом отличает рефлексивный процесс от других сознательных процессов и позволяет трактовать его как интегративный. Кроме того, рефлексия может выступать в качестве системного механизма самоорганизации личности студента, что ведет к повышению уровня осмысленности жизни, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебно-профессиональной деятельности, становлению профессионального самосознания, способствуя формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. Во-вторых, для рефлексии характерны сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность.
Мы рассматриваем рефлексию как механизм, благодаря которому субъект приобретает способность к самоорганизации, саморазвитию и значит к профессиональному самосовершенствованию. Задачи профессионального развития личности ставят проблему разработки и реализации адекватной модели его профессиональной подготовки, поэтому именно формирование и развитие рефлексивного мышления становится важной задачей любой ступени образования в целом и профессионального образования в особенности. В частности это относится к переводу процесса
© Осипова Т. П., 2012
рефлексии на более высокий уровень с узнавания и понимания компонентов деятельности на управление и применение. Так, например, процесс активизации рефлексивной позиции начинается при осознании человеком противоречий в профессиональном развитии. Личность с активной рефлексивной позицией постоянно контролирует и осмысливает профессиональную деятельность на всех ее этапах. При сознательной регуляции деятельности человек с активной рефлексивной позицией видит способы достижения цели, а также самого себя со стороны, осуществляет свои возможности по преодолению препятствий на пути к достижению цели. Таким образом, человек начинает активный осознанный поиск путей изменения, корректировки своей деятельности, направленный на оптимизацию и максимально эффективную реализацию своей цели. Б. З. Вульфов писал, что профессиональная рефлексия - это внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения [1].
Формирование рефлексивной позиции студента определяется как процесс развития его рефлексивных способностей, умений и навыков в условиях информационно-образовательной среды на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Процесс формирования рефлексивной позиции студента включает следующие этапы:
- осознание необходимости осуществления рефлексии в профессиональной деятельности,
- анализ и самоанализ профессиональных возможностей,
- освоение теоретических основ осуществления рефлексии, выработка программы действий, мобилизация своих сил и способностей,
- репродуктивное применение знаний о рефлексии и воспроизведение рефлексивных приемов на практике, интеллектуальное и волевое напряжение, реализация плана действий, исполнение приятого решения,
- анализ полученного результата и постановка новых задач на пути совершенствования деятельности (учебной и профессиональной),
- творческое применение рефлексии как средства профессионального развития,
- опора на рефлексию как на способ методологического обоснования изменений в профессиональной деятельности.
Главным критерием сформированности рефлексивных умений является реализация студен-
тами своего творческого потенциала в профессиональной деятельности. Сформированные рефлексивные умения позволяют им самостоятельно формировать цели и результаты дальнейшей работы, корректировать свой образовательный путь, а это, в свою очередь, способствует их профессиональному самосовершенствованию.
Таким образом, рефлексия является системообразующим фактором профессионального развития и характеризуется совокупностью способностей, способов, стратегий, тактических приемов, обеспечивающих осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и деятельности путем их переосмысления, выдвижения и воплощения инновационных идей, возникающих в процессе решения профессиональных задач. Поэтому рефлексивно-деятельностный подход рассматривается нами в качестве механизма профессионального становления студента. Этот подход является инструментом осмысления студентом профессионального уровня и определения перспективных направлений развития готовности к профессиональному самосовершенствованию и представляет собой единство процессов рефлексии и деятельности.
Рефлексивно-деятельностный подход основан на деятельностном подходе, но в отличие от него предполагает взаимодействие и функциональное единство рефлексии и деятельности во всем многообразии их связей. Рефлексивно-деятельност-ный подход выражается в том, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Затруднительно организовать рефлексию опыта и прогнозировать будущее без активного участия в этом процессе самого субъекта деятельности. Рефлексивное знание способно соединить знание как таковое и его применение на практике, так как оно получается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий. В связи с этим развитие рефлексивного мышления и рефлексивных умений неразрывно связаны с осуществлением реф-лексивно-деятельностного подхода к формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию. Отметим, что в профессиональном образовании особо важную роль играют рефлексивные умения, рефлексивные действия, которые позволяют его субъектам организовать и фиксировать результат, состояние развития, саморазвития, а также причины положительной или отрицательной динамики процесса профессионального развития личности. Рефлексивные действия включают в себя:
- поиск субъектами образовательного процесса собственных оснований образовательной деятельности,
- сознательный выбор субъектом способа жизнедеятельности и прогнозирование его результатов на основе рефлексивно-ценностного осмысления своего социального опыта,
- воспроизведение действий, ситуаций, понятий, позиций, их реконструирование, соотнесение, аргументирование.
Таким образом, на основе рефлексии, оценивая себя, свои возможности, делая выбор из нескольких альтернатив, студент учится выстраивать свою деятельность (учебную и профессиональную) как процесс, такое видение можно реализовать через проектирование индивидуального образовательного маршрута, то есть составление индивидуальной программы действий, направленных на реализацию и развитие личного потенциала. В связи с этим мы считаем необходимым рассматривать рефлексию как сферу достижения в профессиональном образовании его основных целей.
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию - это педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-деятельностного подхода, который может быть реализован на основе следующих принципов и условий:
- принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциалов профессионального самосовершенствования студентов, задача которого в раскрытии, создании возможностей для самореализации. Реализация этого принципа предполагает расширение субъектных функций студентов в педагогическом процессе, включение в содержание занятий субъектного опыта студентов, обучение студентов самостоятельному выявлению затруднений и реконструированию их причин посредством развития интеллектуальной и личностной рефлексии, развитие у студентов умений управлять своей учебной и профессиональной деятельностью. Это поэтапное движение к собственной вершине, к достижению «акме», профессиональной и личностной зрелости, самоактуализации и самореализации в социальном и предметном контекстах. А. Маслоу пишет, что самоактуализация - «непрерывная реализация потенциальных возможностей, спо-
собностей и талантов ... более полное познание, и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы ... непрерывное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности» [2]. В направлении самоактуализации и должно идти саморазвитие личности, а также профессиональное самосовершенствование.
Студент готовый к профессиональному самосовершенствованию характеризуется доминированием мотива личностной самореализации; обладает теоретическими знаниями, которые отражают методологические основы рассматриваемого вида профессиональной деятельности, сущность и ее основное содержание; наличием системы практических умений и навыков, так как студент должен быть способен методически корректно организовать профессиональную деятельность, правильно выстраивать взаимоотношения между субъектами и объектами данного процесса, а также уметь расширять и углублять свои знания. Способность к самопониманию, самооценке и самоинтерпретации собственной профессиональной деятельности дает возможность постоянно развиваться и самосовершенствоваться, корректировать рабочий процесс, а также достигать более высоких результатов в профессиональной деятельности;
- принцип рефлексивного отражения учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности студентов. Проявляя себя в познавательных и эмоционально-волевых процессах, рефлексия ориентирует личность на процесс саморегуляции, самоактуализации, выступает в качестве важнейшего условия развития и самосовершенствования, открывая возможность самоисследования и самокоррекции профессиональных ресурсов. Рефлексивно-деятельностный подход к организации познавательной деятельности студентов предполагает создание рефлексивной образовательной среды, способствующей осознанию ими собственных задач в каждой конкретной образовательной ситуации;
- принцип рефлексивной обусловленности -понимание необходимости рассмотрения процесса формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию в зависимости от характера, особенностей и рефлексивной насыщенности познавательной деятельности студентов;
- принцип оптимизации рефлексивного взаимодействия - ориентация на оптимальное использование рефлексивной поддержки и рефлексивного сопровождения познавательной дея-
тельности студентов в индивидуальных и групповых формах обучения,
- принцип непрерывности и цикличности в становлении и развитии личности профессионала. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию предполагает цикличное прохождение ряда этапов:
- освоение рефлексивного компонента, осмысление своего профессионального уровня в настоящем,
- освоение целевого компонента деятельности и формирование опыта самостоятельного целе-полагания,
- освоение операционно-технологического компонента деятельности, формирование опыта самостоятельного решения конкретных задач и реализации ее целостного алгоритма, самореализации,
- кризисный, накопление противоречий внутренних и (или) внешних.
Принцип продуктивности - понимание ведущей роли продуктивной познавательной деятельности студентов в формировании готовности к профессиональному самосовершенствованию и как следствие представление о взаимосвязи познавательной деятельности и рефлексивной активности. Необходимыми условиями реализации этих принципов является осознанность и целенаправленность процесса формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию. Рассмотренные выше принципы тесно взаимосвязаны. Их реализация может обеспечить успешность процесса формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с использованием рефлексивно-деятельностного подхода.
Рефлексивно-деятельностный подход способствует формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию, стимулирует повышение ими своего профессионального уровня, способствует включению в рефлексию собственного опыта, активизирует творческий поиск и включает в себя следующие потенциалы:
1) образовательный, предполагающий широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам профессиональной деятельности,
2) ценностно-мотивационный, связанный с высокой степенью востребованности нового профессионального опыта в ситуациях учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности,
3) праксеологический, определяющий наличие разнопланового жизненного пространства для опробования, освоения и развития самостоятельной профессиональной деятельности,
4) коммуникативный, вызванный расширением профессиональных контактов студентов с педагогами, студентами-старшекурсниками, профессионалами (рынком труда), представителями общественности, органов власти и управления разных уровней.
Библиографический список:
1. Вульфов, Б. З., Харькин, В. Н. Педагогика рефлексии [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. - М., 1995.
2. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Мас-лоу. - М., 1997. - С. 49.