УДК 378
Осипова Татьяна Павловна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
О РОЛИ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию с помощью практикоориентированной деятельности.
Ключевые слова: формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию, прак-тикоориентированная деятельность, метод конкретных ситуаций.
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию мы определяем как педагогически организованный цикличный процесс, требующий постоянного осмысления потенциальных возможностей студента как профессионала и стимулирующий его профессиональное и личностное развитие, что является основой рефлексивно-дея-тельностного подхода [2, т. 2, с. 150].
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию происходит только при условии личной активности на основе самостоятельного выбора и творческой переработки, а не простого усвоения знаний. С этой целью взаимодействие всех участников образовательного процесса должно строиться на основе:
- создания воспитывающей среды, предполагающей сотрудничество студентов и преподавателей, основанное на взаимной ответственности;
- диалогичности общения, включающей обучение культуре диалога, умение отстаивать свою точку зрения и с уважением носиться к другим мнениям;
- вариативности деятельности, что способствует формированию умения делать осознанный выбор;
- проблемности с подготовкой к решению жизненных проблем во взаимоотношениях со средой;
- практикоориентированной деятельности с вовлечением студентов в квазипрофесиональную и профессиональную деятельность, что создает условия для приобретения личного опыта, так как личность формируется и проявляется в деятельности. Прак-тикоориентированная деятельность является стержнем профессиональной подготовки, так как идет через непосредственное включение студента в профессиональную деятельность. Важной задачей при этом является обучение студентов профессиональной (предметной и личностной рефлексии).
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию можно реализовать в аудиторной работе с помощью метода конкретных ситуаций [1, с. 30; 4, с. 97]. Этот метод имеет большое значение в профессиональном образовании, так как представляет собой описание реальных событий, имеющих место в процессе профессиональной деятельности. Причем, это описание создается и словами, и статистикой, и образ-
ными средствами. Также нужно отметить, что конкретная ситуация не содержит заложенного в себе верного решения, верного ответа, не служит для иллюстрации правильного или неправильного выбора, а призвана создать условия, ситуацию для анализа и обсуждения в студенческой группе. В идеале после изучения конкретной ситуации студент приходит к собственному выбору, собственному решению, после обсуждения в мини-группе, а затем в студенческом коллективе может внести в свое решение какие-либо корректировки. Использование метода конкретных ситуаций включает в себя следующие этапы деятельности студента: индивидуальный анализ конкретной ситуации, анализ конкретной ситуации в малой группе (4-5 человек), обсуждение конкретной ситуации в студенческой группе с участием преподавателя. Участвуя в групповой работе по разбору конкретной ситуации, студент приобретает навык профессионального общения. Анализируя собственное участие и работу своей малой группы, студент приобретает кроме этого опыт рефлексии, учится планировать и распределять работу в коллективе. Участвуя в обсуждении конкретных ситуаций в коллективе, студенты знакомятся с разнообразием подходов к решению проблемы, пробуют разные варианты решения, обмениваются опытом. Например, при изучении дисциплины «Методика обучения и воспитания географии», нами используются конкретные ситуации обучающие анализу и оценке событий, обучающие решению проблем и принятию решений. Для обсуждения студентам предлагались следующие профессиональные ситуации.
1. Вы - начинающий учитель географии. Во время урока учащиеся задают Вам вопрос, на который Вы не можете ответить. Ваши действия.
2. Вы организуете экскурсию для учащихся 9 класса в рамках курса «География России: хозяйство и географические районы» на одно из действующих предприятий, которое является примером отраслевой специализации экономики области. Ваши обязанности.
3. Во время урока географии в 7 классе, на котором запланировано изучение нового материала в виде компьютерной презентации ломается техника. Показ презентации невозможен. Ваши действия.
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Осипова Т.П., 2014
О роли практики в формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию
4. На урок географии в 8 классе, на котором была запланирована итоговая практическая работа с использованием карт атласа (класс был предупрежден заранее о необходимости принести на следующий урок атласы) половина учащихся класса атласы не принесла. Ваши действия.
5. Ученик 10 класса Игорь К. в течение I четверти отказывался устно отвечать на уроке и у доски по карте и с места. Ни разу не выполнил домашнюю работу, ни устные задания, ни письменные. Ваши действия.
6. Учащиеся 6 класса пришли на урок географии, и просят учителя: давайте поиграем, мы сегодня устали. Проводится урок - изучения нового материала. Ваши действия.
Необходимым условием формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию является систематическое использование метода конкретных ситуаций. Рассмотрение вариантов одного типа заданий также является полезным для развития скорости принятия целесообразного решения, способствует развитию уверенности в себе. Применение конкретных ситуаций в образовательной деятельности зависит от индивидуальных запросов студентов, уровня их подготовки, внутренней мотивации к профессиональному самосовершенствованию.
Изучение географических дисциплин в вузе в процессе подготовки бакалавра позволяет формировать не только профессиональные компетенции, знания, умения, владения, но и уточнить индивидуальный характер процесса формирования готовности студента к профессиональному самосовершенствованию, выявить имеющиеся достижения и проблемы в сфере профессиональной подготовки, наличие умений самоцелеполагания, согласования своих целей с целями других людей, выстраивания иерархии целей.
Актуальными направлениями работы по формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию в процессе изучения географии являются: во-первых, изучение географических дисциплин как органической части общечеловеческого опыта и как условие для формирования профессиональной мотивации у студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Нужно еще отметить, что объекты изучения в географических дисциплинах - страны мира и Россия в том числе, постоянно развиваются, изменяются. В современном мире постоянно происходят социально-экономические, экологические, социокультурные, демографические, политические перемены. Эти изменения в нашей стране и мире ставят задачи связанные с развитием творческого и критического мышления студентов, продуктивной созидательной деятельности как условиями их самореализации в жизни. В своей работе мы стараемся, во-первых, использовать новейшую геогра-
фическую информацию, помогающую понять сложные изменения в жизни нашей страны и ее взаимосвязи с другими странами мира; во-вторых, показывать сложность, неоднозначность общественных явлений, человеческой истории и природных процессов, их взаимовлияние, что способствует росту способности анализировать и объяснять явления на междисциплинарном уровне, с использованием механизмов дифференциации, интеграции и иерархизации знаний; в-третьих, формировать ценностное отношение к профессиональному обучению, осознание студентом сущности профессиональной деятельности, ее возможностей в реализации собственных потенциалов; в-четвертых, обеспечивать становление умения выразить свое отношение к миру, людям, себе, и быть понятым окружающим; в-пятых, реализовывать максимально возможное привлечение студентов к практической деятельности.
В процессе изучения географических дисциплин студенты КГУ им. Некрасова направления подготовки «Педагогическое образование», профиль: «География» и студенты КГТУ направления подготовки «Туризм» вовлекаются в следующие виды познавательной деятельности.
1. Деятельность научно-познавательного характера, которая основывается на изучении географических, экономических, экологических, политических, социальных, историко-культурных проблем развития нашей страны и стран мира [3, т. 17, с. 68]. Деятельность научно-познавательного характера осуществляется в ходе дискуссий, дебатов, практикумов, «творческих лабораторий», деловых игр. Самостоятельная работа студентов по географическим дисциплинам заключается в выполнении заданий, разной степени проблемности. Цель предлагаемых заданий - научиться эффективно работать с текстом учебных пособий, картами и статистическими данными, применять географические знания при анализе материалов СМИ, научиться разбираться в вопросах международной экономики и политики. Качество знаний можно определить по ответам на вопросы разной сложности. Самые легкие вопросы (I уровня) требуют простого воспроизведения изученного материала. Например, какие страны относятся к категории суверенных государств и сколько их на современной политической карте мира? (I) Как можно оценить ЭГП ФРГ по отношению к ее главным торговым партнерам? (I) Усложненные вопросы (II уровня) рассчитаны на умение сравнивать или обобщать сведения, извлекаемые из учебника, карт, статистических материалов, использовать раннее изучавшийся материал. Например, охарактеризуйте географию современных международных миграций населения (II). В каких формах осуществляются внешние экономические отношения между странами зарубежной Европы? (II) Наиболее трудные вопросы (III уров-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
99
ня) нацелены на применение географических знаний при объяснении географических фактов, законов, закономерностей, на определение причинно-следственных связей. Приведите примеры «горячих точек» на современной политической карте мира, являющихся очагами международной напряженности и терроризма (Ш).Самостоятельная работа студентов по географическим дисциплинам призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и формировать умения ориентироваться в многообразии материала, умения обобщать, реферировать содержание, умения организовать свое время, способствовать развитию у студентов творческих навыков, умения выразить свою точку зрения на изученные проблемные вопросы и задания.
2. Деятельность практико-преобразовательного характера предполагает создание собственного авторского продукта - тематических карт, стенгазет, компьютерных презентаций, интерактивных выставок, дидактических или деловых игр, поиск, подбор новых тем для диспутов.
Нами использовались следующие формы работы: конкурсы на лучшего гида по стране, а затем по республикам в составе России и странам мира. Создание авторских карт с новой или проблемной тематикой: Экологическая карта России, карта малых народов России и мира; карта рекреации и туризма российских граждан за рубежом; костромичи на карте мира.
3. Деятельность ценностно-ориентационного характера предполагает участие в проектах с нравственной тематикой, отражение эстетических впечатлений в процессе познания своей страны и стран мира: написание сочинений, эссе, рассказов, оформление плакатов, постеров. Предлагая темы сочинений, преподаватель должен учитывать, что выбор темы сочинения очень часто обусловлен не темой занятия или уровнем подготовки студента, а его желанием творчески выразить себя. В связи с этим при разработке заданий подобного плана преподаватель должен стремиться создать для студентов возможность индивидуального выбора, но сам вы-
бор осуществляют студенты. Предложенные материалы в практической работе преподавателя географических дисциплин могут быть использованы в разных вариантах: в комплексном варианте, который включает системное планирование и применение на протяжении периода обучения; как серия тренингов по отдельным актуальным проблемам профессиональной подготовки; как материал для построения индивидуальной программы профессиональной подготовки.
Таким образом, формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию требует организации целенаправленной работы со студентами, которая представляет собой систему планирования и руководства процессом профессионального развития в период их обучения в вузе. Содержательная сторона процесса формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию включает в себя: присвоение профессионально значимых качеств личности, формирование различных форм профессиональной активности, включая различные виды учебной и профессиональной деятельности, приобретение навыка рефлексии своего профессионального опыта.
Библиографический список
1. Жигилей И.М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании // Преподаватель XXI век. -2012. - № 1. - С. 29-36.
2. Осипова Т.П. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию // Ярославский педагогический вестник. - 2011. -Т. 2. - № 2. - С. 150-153.
3. Осипова Т.П. О проблеме формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - С. 67-70.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20