Этнокультурную составляющую («расизм») отражают ассоциации представлений о межэтнической некомпетентности, разделяемых меньшинством выборки студентов (низкочастотные и низкоранговые понятия), а также включают в себя возможные причины межэтнической некомпетентности («незнание») и указывают на наличие индивидуально-психологических характеристик личности («злость»).
Таким образом, по результатам исследования можно заключить, что социальные представления о межэтнической компетентности имеют морально-нравственную основу и отражают действия индивида в ситуации межгруппового / межэтнического взаимодействия. В представлениях респондентов межэтническая некомпетентность относится к явлениям социальной жизни, которые несут угрозу стабильности и целостности группы, межличностным отношениям и представляют опасность для индивида в целом. В связи с полученными выводами дальнейшими направлениями исследований будет изучение механизмов формирования и развития межэтнической компетентности.
Библиографический список
1. Бовина И.Б. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Знание. Понимание. Умение: Электронный журнал. - 2010. - № 2: Педагогика. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/ е^ри/20 10/2/Bovina~Stefanenko~ Tikhomandritskaya~Malysheva~Golynchik/ (дата обращения 18.11.2012).
2. Городецкая Л.А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях // Теория коммуникации и прикладная коммуникация: Сб. науч. тр. Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1 / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - С. 28-37.
3. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. - № 2. - С. 3-14.
УДК 378
Синицын Игорь Сергеевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
«ГЕОГРАФИЯ В ГРАФИКЕ»: ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ И КОНСТРУКТОРОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
В статье представлено обобщение практики использования графических редакторов и конструкторов интерактивных карт в подготовке студентов и профессиональной деятельности учителя географии.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, информационно-коммуникационная компетентность, графический редактор, интерактивная карта.
Федеральные образовательные стандарты, внедряемые на всех ступенях отечественной системы образования, предъявляют особые требования ко всем участникам образовательного процесса. Одним из таких требований выступает формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИК-ком-петентность) [4], под которой общепринято понимать способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества [5]. Выпускник учреждения образования должен быть готов к работе с информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИК-технологий). Подобные навыки будут необходимы ему при решении профессиональных задач и в повседневной жизни [2].
В связи с этим формирование ИК-компетентности является непрерывным процессом и представляет собой интегративный результат обучения.
Кроме того, педагоги, а также студенты учреждений высшего профессионального образования, обучающиеся на педагогических направлениях, также должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности с применением средств ИК-технологий, что обусловлено не только требованиями стандарта, но и появлением новых информационных технологий, ресурсов, а также новых сервисов, в том числе, сетевых.
Рассмотрим практику использования средств ИК-технологий в подготовке студентов и профессиональной деятельности педагогов на примере предметной области «география».
Отличительной стороной данной предметной области является широкое использование в преподавании графических редакторов и конструкторов интерактивных карт.
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Синицын И.С., 2013
Таблица 1
Тематическое содержание модуля «Использование ГИС-технологий и интерактивных карт в профессиональной деятельности учителя географии»
№ Тема Форма занятия Кол-во часов
1 Понятие о геоинформационных системах как современном инструментарии в работе учителя географии и экологии Практико-ориентированная лекция 1
2 Основы работы в геоинформационной системе и конструирование уроков с ее применением Практическое занятие 4
З Интерактивные карты и методика их составления Практическое занятие З
Как известно, урок географии - это постоянная работа с картами. Очень важным является формирование у ребенка умения самостоятельно создавать карту (имеется в виду работа с контурными картами). Никто не отменял традиционной работы с контурной картой цветными карандашами, однако не всегда такие работы выполняются качественно, аккуратно. Тем более, как показывает практика, постепенно интерес к созданию картографических моделей при помощи цветных карандашей у обучающихся снижается. В связи с этим у педагога возникает идея повысить эффективность обучения географии с целью формирования и развития ИК-компетентности и организации работы по созданию картографических моделей на компьютере с помощью компьютерной графики.
Графический редактор - это прикладная программа, позволяющая создавать и редактировать электронные изображения, графики, чертежи, технические схемы и пр., записывать их на электроны носители для долговременного хранения и их последующего воспроизведения на бумаге [1]. Проведенный анализ использования графических редакторов в образовательной практике показал, что их применение осуществляется в основном на уроках информатики (и только на базовом уровне). Потенциальные возможности использования графических редакторов заключены в школьном курсе географии, но на сегодняшний день эти возможности в должной степени не реализованы.
Одним из популярных и наиболее простых в обращении является векторный графический редактор «CorelDraw», разработанный канадской фирмой «Corel Corporation». Данный редактор позволяет создавать картографические модели различные по содержанию и степени сложности. Картографические модели, создаваемые на основе CorelDraw, могут быть применены на разных этапах урока географии (при объяснении нового материала, при его закреплении, при проведении уроков контроля и оценки знаний и умений).
Получение студентами навыков работы в данном графическом редакторе происходит в процессе освоения дисциплины «Геоинформационные системы», которая включена в учебный план подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль - географическое образование). Но, к сожалению, студенты, получившие навыки
работы в программе «CoreШraw», не стремятся применять их в практике преподавания географии. В связи с этим в программу дисциплины «Методика обучения географии» включены занятия, тематика которых касается использования графических редакторов для разработки наглядного материала по географии и методики его применения на уроке. На данных занятиях студенты разрабатывают картографические модели в графическом редакторе с учетом всех необходимых требований и обосновывают методические условия их применения.
Сложнее ситуация у учителей географии, которым достаточно трудно самостоятельно освоить принципы работы в графических редакторах. В помощь учителям географии на базе ресурсного центра ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» преподавателями кафедры географии был разработан учебный модуль «Использование ГИС-техно-логий в профессиональной деятельности учителя географии» в рамках курсов повышения квалификации (см. табл. 1).
Кроме графических редакторов все чаще в практике преподавания географии используются интерактивные карты и необходимые для их разработки конструкторы. Применение интерактивных карт в курсе географии делает урок интересным, «в духе времени». Интерактивные карты позволяют рассматривать процессы в пространстве и во времени. На доске поверх открытых интерактивных карт можно делать записи от руки специальным маркером и сохранять изменения. Ученик из пассивного созерцателя превращается в активного создателя географической карты. Кроме того, интерактивные карты сопровождаются иллюстрациями, видеосюжетами, что позволяет сформировать географический образ, сделать его ярким, запоминающимся [3].
Ни один источник литературы не дает конкретного и полного определения интерактивным картам, т.к. они являются совершенно новым типом средств обучения географии. С одной стороны, они обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенными в масштабе изображениями земной поверхности с использованием условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоин-формационным системам - возможность изменения содержания. Демонстрационные возможности
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° З
107
Рис. 1. Инструментальная среда MapEditor
интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности [3]. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллю-
стративный и текстовой материал. Т.е. можно сказать, что интерактивные карты - это те же печатные географические карты, но «живые» и «динамичные».
Таким образом, можно предположить, что интерактивная карта - это электронная географическая карта, которая включает в себя двухстороннее диалоговое взаимодействие человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную активную геоинформационную систему. Цифровые карты являются своеобразным «слоеным
Рис. 2. Пример интерактивной карты «Географическое положение Ярославской области»
108
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
Таблица 2
Фрагмент технологического описания комплекса интерактивных карт «Природа Ярославской области»
Название
карты
Т ехнологическое описание
Вид карты
Внутренние
воды
Карта содержит: *Границы области и основные водные объекты; *Блок-схему «Основные внутренние воды ЯО»; *Тестовые задания;
* Дополнительный материал
Контролирующая
Тренажер
пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформаци-онных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме.
Создание интерактивных карт осуществляется с помощью специальных конструкторов - инструментальных сред. Одной из наиболее удобных в обращении и достаточно простых является инструментальная среда MapEditor (МарКй), предназначенная для любой сферы деятельности, в том числе и в гуманитарной, для проведения презентационного урока, а также контроля знаний на основе начертательных заданий (см. рис. 1). Инструмент позволяет создавать насыщенные интерактивными объектами карты и задания самостоятельно, без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики.
Обучение студентов работе в данной инструментальной среде происходит также на занятиях по методике преподавания географии. В течение ряда занятий студенты осваивают основные принципы создания интерактивных карт, разрабатывают собственные и составляют технологические карты уроков с использованием данных карт. Для учителей географии в рамках ресурсного центра организована система мастер-классов по разработке и использованию интерактивных карт.
Как показывает практика, интерактивные карты и конструкторы для их создания активнее используются учителями. Так, на базе МОУ СОШ №87 г. Ярославля учителем географии Майоровой
Марией Александровной разработан целый комплект подобных карт к курсу «География Ярославской области» (см. рис. 2) и подготовлено технологическое описание каждой их карт (см. табл. 2).
Таким образом, использование графических редакторов и конструкторов интерактивных карт в подготовке студентов и профессиональной деятельности учителя географии способствует развитию ИК-компетентности и увеличивает возможности преподавания предмета.
Библиографический список
1. Сафронова Н.В., Богомол А.В. Развитие воображения при изучении графических редакторов // Информатика и образование. - 2000. - № 6. - С. 20.
2. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
3. Тихобаев А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения // Вестник ТГПУ - 2012. -№ 8. - С. 81-84.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
5. Чернова С.Ф. ИКТ - компетентность участ-
ников образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/ikt_
kompetentnost_uchastnikov_obrazovatelnogo_ pшcessa_v_kontekste_vnedremja_fgos_chemova_s_f/ 15-1-0-107.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
109