Научная статья на тему 'Функциональные возможности электронного географического атласа'

Функциональные возможности электронного географического атласа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебный атлас по географии / геоинформационные техноло- гии / геоинформационные системы / electronic educational atlas on geography / geo-information technologies / geographic information systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамекова Сауле Кайролловна

В статье представлено содержа-ние электронного учебного атласа и вошедшиев него карты Казахстана, СНГ, а также скрин-шоты интерфейса электронного атласа, де-монстрирующие функции навигации по картаматласа, масштабирования, предварительногопросмотра и печати карт, экспорта карт вграфический редактор, сохранения карт врастровый файл и открытия внешних, дополни-тельных шейп файлов. В основной части статьиописаны дидактические функции и учебныезадачи, которые могут решать учитель и ученикпри использовании электронного учебного ат-ласа на казахском, русском, английском язы-ках. В завершающей части статьи описана тех-нология создания электронного атласа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамекова Сауле Кайролловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONALITY OF THE ELECTRONIC GEOGRAPHICAL ATLAS

The content of the electronic educational atlases and the maps of Kazakhstan, CIS and also interface screenshots of the electronic atlas showing functions of navigation on the maps of the atlas, scaling, preview and the printing of maps, export of maps in the graphic editor, saving maps in the raster file and opening external and additional shape files are presented in the article. In the main part of the article the didactic functions and educational problems which a teacher and a pupil can solve using electronic educational atlas in the Kazakh, Russian and English languages, are described. In the concluding part of the article the technology of the creation of electronic atlas is shown.

Текст научной работы на тему «Функциональные возможности электронного географического атласа»

УДК 528.946

Дамекова Сауле Кайролловна Saule K. Damekova

кандидат педагогических наук, заведующий candidate of pedagogical Sciences,

кафедрой физики и математики Head of the Department of physics

Кокшетауского государственного and mathematics Kokshetau State

университета им. Шокана Уалиханова. University of Shokan Ualikhanov

[email protected] [email protected]

Функциональные Functionality of

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО THE ELECTRONIC

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО АТЛАСА GEOGRAPHICAL ATLAS

Аннотация. В статье представлено содержание электронного учебного атласа и вошедшие в него карты Казахстана, СНГ, а также скриншоты интерфейса электронного атласа, демонстрирующие функции навигации по картам атласа, масштабирования, предварительного просмотра и печати карт, экспорта карт в графический редактор, сохранения карт в растровый файл и открытия внешних, дополнительных шейп файлов. В основной части статьи описаны дидактические функции и учебные задачи, которые могут решать учитель и ученик при использовании электронного учебного атласа на казахском, русском, английском языках. В завершающей части статьи описана технология создания электронного атласа.

Ключевые слова: электронный учебный атлас по географии, геоинформационные технологии, геоинформационные системы.

Annotation. The content of the electronic educational atlases and the maps of Kazakhstan, CIS and also interface screenshots of the electronic atlas showing functions of navigation on the maps of the atlas, scaling, preview and the printing of maps, export of maps in the graphic editor, saving maps in the raster file and opening external and additional shape files are presented in the article. In the main part of the article the didactic functions and educational problems which a teacher and a pupil can solve using electronic educational atlas in the Kazakh, Russian and English languages, are described. In the concluding part of the article the technology of the creation of electronic atlas is shown.

Keywords: electronic educational atlas on geography, geo-information technologies, geographic information systems.

Геоинформационные технологии предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Современное развитие общества и усложнение его инфраструктуры определяют необходимость внедрения геоинформационных технологий в обучение на уровне общеобразовательной школы.

В научно-методической литературе [1; 2] отмечается значимость геоинформационной компетентности в современном обществе и доказывает актуальность совершенствования системы картографических компетенций в школьной географии, целью которого является повышение общего географического образования школьников.

Электронные учебные атласы - новый тип средств обучения географии. С одной стороны, они обладают свойствами бумажных географических атласов. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам - возможность изменения содержания электронных карт атласа в интерактивном режиме.

Анализ структуры и функциональных возможностей, существующих на сегодняшний день электронных учебных атласов, конструкторов интер-

активных карт, изданных российскими фирмами: «1С», «Дрофа» и других авторов [3; 4; 5; 6; 7] позволил выделить и включить в структуру разрабатываемого электронного учебного атласа присутствующие практически во всех электронных учебных атласах и Web картографических сервисах Интернета структурные элементы. К ним относятся: электронные учебные карты и контурные карты; мультимедийная учебная информация, тестовые задания, электронные практические задания, модули организации поиска, печати, определения географических координат, измерения расстояний.

Внутренняя структура такого атласа представляет собой атлас РК, атлас СНГ и атлас Мира с дальнейшим разделением на физико-географический и экономико-географический сектора. Реализованы функции навигации по 55 картам электронного атласа, масштабирования, предварительного просмотра и печати карт, экспорта карт в графический редактор, сохранения карт в растровый файл и открытия внешних, дополнительных шейп файлов. Дидактические функции атласа позволяют переключаться между слоями карт, выполнять измерения расстояний, площадей, определять географические координаты объектов, осуществлять поиск по географическим наименованиям, подключать дополнительную мультимедийную информацию.

122

Рисунок 1 - Пользовательский интерфейс электронного учебного атласа по географии на русском языке

Интерфейс электронного учебного атласа образуют: меню приложения, панели инструментов, рабочая область в котором отображаются слои карт. Рабочая область состоит из двух частей. В левой половине отображаются наименования карт и слоев иерархически структурированного электронного атласа. В правой половине рабочей области открываются выбранные пользователем электронные слои карт.

Литература:

1. Ann Jones, Digital maps for learning : A review and prospects / Ann Jones, Canan Blake, Clare Davies, Eileen Scanlon. Computers & Education 43, 2004. Р. 91-107.

2. Дамекова С.К. «Создание ГИС-пакетов для учреждений среднего образования» / С.К. Дамекова, И.Г. Плачинта // Материалы республиканской научно-практической конференции «Современные проблемы развития туризма и географии в РК: настоящее и будущее», Павлодар, ПГУ им. С. Торайгырова С. 211-214.

3. Институт передовых технологий. URL: http://www. iat. kiev.ua

4. Крылова О.В. Использование интерактивных карт : Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии / О. В. Крылова, А. И. Крылов, П.А. Корниенко. М. : Дрофа, 2007. 150 с.

5. Новенко Д.В. Живая география. Версия 2.0 Школьная геоинформационная система : методические рекомендации. Москва : Мнемозина, 2008. 119 с.

6. Российская единая коллекция ЦОР. URL: http://www.edu.ru/maps/

7. Украинские карты по Географии. URL: http://ukrmap.su/ru-g7?pn=6

Основным языком разработки электронного учебного атласа был избран язык программирования С# и платформа .NET, средой программирования была выбрана Visual Studio 2013. Для работы с пространственными данными используется библиотека MapWindow.

Literature:

1. Ann Jones, Digital maps for learning : A review and prospects / Ann Jones, Canan Blake, Clare Davies, Eileen Scanlon. Computers & Education 43, 2004. Р. 91-107.

2. Damekova S.K. Sozdanie GIS-paketov dlya uchrezhdenij srednego obrazovaniya / S.K. Damekova, I.G. Plachinta // Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye problemy razvitiya turizma i geografii v RK: nasto-yashchee i budushchee». Pavlodar, PGU of S. Toraigyrov Р. 211-214.

3. Institut peredovyh tekhnologij. URL: http://www. iat. kiev.ua

4. Krylova O.V. Ispol'zovanie interaktivnyh kart : metodicheskie rekomendacii po rabote s inter-aktivnymi naglyadnymi posobiyami po geografii /

O.V. Krylova, A.I. Krylov, P.A. Kornienko M. : Drofa,

2007. 150 р.

5. Novenko D.V. Zhivaya geografiya. Versiya 2.0 Shkol'naya geoinformacionnaya sistema : metodicheskie rekomendacii. Moskva : Mnemozina,

2008. 119 р.

6. Rossijskaya edinaya kollekciya COR. URL: http://www.edu.ru/maps/

7. Ukrainskie karty po Geografii. URL: http://ukrmap.su/ru-g7?pn=6

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.