Научная статья на тему 'Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта'

Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное учреждение / курс «Итоговый индивидуальный проект» / участники / ресурсы / дорожная карта / сайт / educational institution / Final Individual Project / participants / resources / roadmap / website

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена описанию системы мероприятий и ресурсов по организации и поддержке в школе курса «Итоговый индивидуальный проект». Выделена одна из основных проблем, возникающих при его реализации. Приводится формулировка проблемы, целевой аудитории и продукта для решения выделенной проблемы. Описан опыт апробации и информационный ресурс, созданный для поддержки курса и всей системы мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and Informational Support of the Final Individual Project

The article is devoted to the description of activities and resources for the organization and support of the Final Individual Project course at the school. One of the main problems is highlighted. The problem, the target audience and the product for solving the stated problem are formulated. The experience of testing is described as well as an information resource created to support the course and the entire series of events.

Текст научной работы на тему «Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта»

Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта

Авдеева Ольга Евгеньевна, Макаров Артём Сергеевич

Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта

Methodological and Informational Support of the Final Individual Project

Аннотация. Статья посвящена описанию системы мероприятий и ресурсов по организации и поддержке в школе курса «Итоговый индивидуальный проект». Выделена одна из основных проблем, возникающих при его реализации. Приводится формулировка проблемы, целевой аудитории и продукта для решения выделенной проблемы. Описан опыт апробации и информационный ресурс, созданный для поддержки курса и всей системы мероприятий. Ключевые слова: образовательное учреждение, курс «Итоговый индивидуальный проект», участники, ресурсы, дорожная карта, сайт

Авдеева

Ольга Евгеньевна,

учитель информатики, методист, педагог дополнительного образования ГБОУ лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург

Abstract. The article is devoted to the description of activities and resources for the organization and support of the Final Individual Project course at the school. One of the main problems is highlighted. The problem, the target audience and the product for solving the stated problem are formulated. The experience of testing is described as well as an information resource created to support the course and the entire series of events.

Keywords: educational institution, Final Individual Project, participants, resources, roadmap, website

Проблема и предлагаемый продукт

В связи с введением в учебный план образовательных учреждений среднего общего образования курса «Индивидуальный проект» возникла проблема организации всего комплекса мероприятий, связанных с тем, что курс не ограничивается преподаванием предмета в рамках урочной деятельности и предусматривает разработку и защиту каждым обучающимся 10-го или 11-го классов проектной или исследовательской работы. Значимость курсу придает тот факт, что отметка за него и тема Итогового индивидуального проекта (далее — ИИП) вносятся в аттестат о среднем общем образовании.

Макаров

Артем Сергеевич,

педагог дополнительного образования ГБОУ лицей № 533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района, г Санкт-Петербург e-mail: n-smn@yandex.ru

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

Olga

Avdeeva,

Computer Science Teacher, Methodologist, Teacher of additional education at Lyceum No. 533 - Malaya Okhta Educational Complex, Krasnogvardeysky district, St. Petersburg

Artem

Makarov,

Teacher of additional education at Lyceum No. 533 - Malaya Okhta Educational Complex, Krasnogvardeysky district, St. Petersburg

Трудности испытывают даже образовательные учреждения с большими традициями в проектной и исследовательской деятельности школьников. Ранее ресурсы — временные, человеческие, административные, денежные — использовались для организации работ школьников, проявляющих интерес и имеющих способности для этого вида деятельности. Результат обычно не заставлял себя ждать. В рамках же ИИП вовлеченными оказываются все 100 % обучающихся одной или нескольких параллелей. Неизбежно снижение общего уровня работ, так как мотивация большей части учеников невысока, а общий фонд ресурсов распыляется на более широкий круг запросов (Рисунок 1).

Опишем продукт, способствующий решению указанной проблемы, — система мероприятий и ресурсов, позволяющих вовлечь в работу и обеспечить поддержкой всех обучающихся и педагогов, позволяющая влиять на качество результатов. Ее особенностями является:

• гласная, обязательная для всех процедура, маршрут, по которому проходит каждый ученик и руководитель;

• обеспечение помощи и в то же время формирующего контроля со стороны методической службы и администрации школы;

Рисунок 1. Соотношение вложенных ресурсов и полученного результата в различных моделях организации проектно-

исследовтельской деятельности в школе:

• в первой модели — «Участие только мотивированных учеников»— вся масса использованных ресурсов приводит к получению единицами высокого результата;

• вторая модель — «ИИП для всех» — иллюстрирует состояние дел после введения обязательного ИИП в школах — вся масса обучающихся выдает результат, но, кроме тех ребят, кто показал бы высокий результат в любом случае, уровень работ невысок;

• третья модель — «ИИП вместе» — описывает результат применения предлагаемой методики - при небольшом росте затрат на ресурсы значительное повышение качества работ и положительного восприятия процесса работы.

I >ЧГ(*ДП1Я1

к

ЛИЦЕЙ г, 533

обглзовлтельный

комплекс .мА/1 ля охтд к гае ногвл где некого глйоня

слнк1 пртт.р ву1тя

Методическое и информационное сопровождение

Итогового индивидуального проекта

Авдеева Ольга Евгеньевна, Макаров Артём Сергеевич

• создание ресурса, обеспечивающего информационную поддержку всего процесса без ограничения доступа и времени (сайта поддержки ИИП).

Целевая аудитория: стороны, принимающие в образовательном учреждении участие в работе по ИИП. Результат:

• разработана, апробирована и внедрена методика работы по ИИП в образовательном учреждении (2019-2022 гг.);

• разработан и активно используется сторонами сайт поддержки ИИП «Итоговый индивидуальный проект от А до Я» (http://proekt-23.tilda.ws/) как в школах, которые были ознакомлены с ресурсом, так и пользователями, находящими его через поисковые запросы;

• разработана и внедрена система документации, позволяющая осуществлять продуктивный контроль процесса работы и его результатов.

Методика организации работы сторон, участвующих в ИИП

Состав творческой группы, вовлеченной в работу над проектами в школе, — представитель администрации, куратор направления, педагог, ведущий курс ИИП, руководители проектов.

Этапы организации работы:

• приказ об утверждении календарного графика работы по ИИП, назначении ответственных лиц — представитель администрации;

• общая встреча по процедуре, ознакомление с календарным графиком;

• ознакомление с регламентирующими документами;

• знакомство с сайтом поддержки ИИП;

• запуск курса «Итоговый индивидуальный проект» для обучающихся;

• выбор учащимися предметной области, типа работы, руководителя, заполнение учеником Листа самоанализа, обсуждение с педагогом, ведущим курс ИИП, при необходимости консультация с куратором направления (Листы самоанализа хранятся у куратора направления для анализа и применения в работе сторон, участвующих в ИИП);

• согласование выбора руководителей на основе Листов самоанализа — куратор направления, педагог, ведущий курс ИИП; приказ о назначении руководителей — представитель администрации;

• формулировка темы, заполнение Паспорта работы — ученики, руководители проектов; утверждение Паспорта — куратор направления (Паспорта хранятся в общем доступе для анализа и применения в работе всех сторон);

Средняя и старшая школа: практики исследовательского обучения

• сведение и размещение во внутришкольной сети информации «ученик/руководитель/тема» — куратор направления;

• предзащита тем работ — вся творческая группа;

• коррекция тем работ, выбор траектории выполнения работы (I, II, III траектория в зависимости от уровня мероприятия по защите проекта) — руководители проектов, куратор направления; приказ об утверждении тем работ — представитель администрации;

• работа по выбранным темам (урок/групповая консультация/индивидуальная консультация как учеников, так и руководителей) — руководители проектов, педагог, ведущий курс ИИП, куратор направления; ведение Журнала ИИП — руководители проектов;

• подготовка учеников траектории I к внешним конференциям и конкурсам, помощь в подготовке мероприятий с учениками траектории III — вся творческая группа;

• допуск работ к защите на основании Журнала ИИП и отзыва руководителя проекта — вся творческая группа;

• подготовка и проведение Итоговой конференции для учеников траектории II — вся творческая группа;

• работа с учениками на тему рефлексии — куратор направления, педагог, ведущий курс ИИП, руководители проектов;

• обсуждение результатов, подведение итогов — представитель администрации, куратор направления, руководители проектов; приказ об утверждении результатов — представитель администрации.

Предложенная методика обеспечивает прозрачность процесса для всех его участников, дает возможность анализа и коррекции на любой стадии. Доступ к шаблонам документов обеспечен посредством сайта ИИП.

Апробация

Апробация проведена в ГБОУ школа № 23 Невского района Санкт-Петербурга в 2019/2020, 2020/2021 учебных годах.

В 2021/2022, 2022/2023 учебных годах разработанный комплекс мероприятий и ресурсов принят как стандарт работы по ИИП. В 2022/2023 учебном году проявили интерес другие образовательные учреждения, в течение учебного года для них проводятся консультации, разработана программа курса повышения квалификации.

Сайт поддержки ИИП «Итоговый индивидуальный проект от А до Я» на сегодняшний момент имеет стабильный объем аудитории порядка 200 сессий в месяц. Пиковое количество обращений в месяц было порядка 1000 сессий. За последний год прямые заходы на сайт составили 33 % посещений, 49 % посетителей попадают на сайт через поисковые запросы, 17 % — через

Методическое и информационное сопровождение Итогового индивидуального проекта

Авдеева Ольга Евгеньевна, Макаров Артём Сергеевич

внутренние переходы или сторонние сайты. Это говорит о том, что сайт имеет свою аудиторию, при этом проиндексирован поисковыми машинами и доступен широкой аудитории.

Во время апробации было отмечено существенное повышение качества работ учеников, были выделены аспекты, оказавшие влияние на это:

• акцент на выборе темы, интересной ученику и доступной ему по методам работы; защита темы, следовательно, возможность поднять уровень работы анализом и разъяснениями на этой стадии;

• доступные на сайте планы, шаблоны документов, информационные материалы освободили их от неопределенности и от опасений сделать что-то не так, в результате мероприятия в рамках ИИП стали восприниматься положительно;

• большой охват педагогов как руководителей работ детей, внутришкольное повышение квалификации, методическая помощь;

• планомерный и разумный контроль со стороны администрации через ведение и анализ небольшого количества документации сторонами.

Работа проведена на основе изучения опыта Лицея НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), МБОУ СОШ «Школы будущего» (Калининградская область), материалов КПК А. В. Леонтовича на портале «Фоксфорд», материалов А. В. Голубицкого на портале «Экстерн». щ

Литература:

Антипова, 2019 — Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы: учебное пособие / Н. В. Антипова и др. — М.: Просвещение, 2019. С. 187.

Голубицкий, 2022 — Голубицкий А. В. Как построить «Школу будущего»: ценности, принципы, этапы // YouTube-канал Центра онлайн обучения «Экстерн», 2022. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=4bAQ9MH3mng&t=3392s (дата обращения: 14.11.2022).

Конкурс, 2022 — Конкурс им. В. И. Вернадского: официальный сайт. Режим доступа: https://vernadsky.info/ (дата обращения: 14.11.2022).

Леонтович, Саввичев, 2016 — Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. — М.: Вако, 2016.

Лицей, 2022 — Исследовательская и проектная деятельность в Лицее // Лицей НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://school.hse.ru/nis/ (дата обращения: 14.11.2022).

Половкова, 2020 — Индивидуальный проект: учебное пособие. 1011 классы. ФГОС // М. В. Половкова и др. — М.: Просвещение, 2020. С. 160.

Ь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.