7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. [и др.]; под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
8. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук, доцент Луткин Станислав Сергеевич
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)
КОНСТРУКТОР ИНСТРУМЕНТОВ ТЬЮТОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье представлена структура и возможности методического пособия «Конструктор инструментов тьютора» (КИТ). В соответствии с логикой тьюторского сопровождения ученических проектов, авторы и руководители проектной деятельности используют различные элементы данного конструктора. Пособие представляет собой набор карточек, каждая из которых визуализирует и кратко описывает определённый приём проектной деятельности или элемент проекта (субъекты, ресурсы, критерии оценки и пр.). Появление подобного инструментария обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Необходимо обеспечить максимальную самостоятельность проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Для этого и нужен набор доступных приёмов самоорганизации. Внедрение конструктора инструментов тьютора в практику сопровождения ученических проектов позволяет руководителям расширить ассортимент тьюторских техник. Обучающие курсы, консультирование авторов проектов, продуктивные сессии проектных групп - ключевые сферы применения «КИТа». Логика привлечения того или иного инструмента задана с одной стороны структурой пособия, а с другой, может простраиваться индивидуально автором проекта или его наставником. Задача тьютора своевременно вооружить подопечного тем или иным инструментом из арсенала конструктора.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, конструктор инструментов тьютора, проектно-исследовательская деятельность, наставничество.
Annоtation. The article presents the structure and capabilities of the methodological manual "Tutor Tool Builder" (KIT). In accordance with the logic of tutor support of student projects, authors and project managers use various elements of this constructor. The manual is a set of cards, each of which visualizes and briefly describes a certain method of project activity or project element (subjects, resources, evaluation criteria, etc.). The appearance of such tools is due to the requirements of Federal state Educational Standards. It is necessary to ensure maximum independence of students' design and research activities. To do this, we need a set of available self-organization techniques. The introduction of the tutor's tool designer into the practice of supporting student projects allows managers to expand the range of tutor techniques. Training courses, consulting of project authors, productive sessions of project groups are additional areas of application of the "KIT". The logic of attracting a particular tool is set on the one hand by the structure of the manual, and on the other it can be built individually by the author of the project or his mentor. The task of the tutor is to equip the ward in a timely manner with one or another tool from the designer's arsenal.
Key words: tutor, tutor support, designer of tutor's tools, design and research activities, mentoring.
Введение. Обновленные стандарты общего образования сохраняют приоритет системно-деятельностного подхода в формулировках планируемых результатов освоения основной образовательной программы и в средствах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования остается образовательной технологией, позволяющей решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер. Итогом развития универсальных учебных действий у обучающихся основной школы в рамках данной продуктивной деятельности является подготовка и защита индивидуального проекта.
Разработка индивидуального итогового проекта (ИИП) обучающимися 10-11-х классов в соответствии с ФГОС СОО стала обязательным компонентом индивидуального учебного плана. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования обозначает специфику проектно-исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов: «На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.» [2, С. 205]. В данном документе подчеркивается, что проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник руководителей и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» [1].
При этом в образовательной практике «тьютором» называют различных работников сферы образования. У одних он ассоциируется со специалистом, который организует условия для успешного развития ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потенциала, создает для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации. У других - это куратор и помощник обучающегося в рамках дистанционного образования, который является проводником обучающегося и инструктором в вопросах использования электронных образовательных ресурсов, в выполнении технических процедур на выбранной образовательной онлайн-платформе. Консультант центра тестирования и профориентации или сотрудник школы ответственный за профориентационную работу с обучающимися также выступают в роли тьютора, помогающего выстраивать образовательную и профессиональную траекторию своих подопечных. Общим во всех случаях является принцип индивидуализации образования и направленность педагогической деятельности на раскрытие образовательного потенциала личности обучающегося. По мнению Ковалевой Т.М. и её единомышленников, тьюторское сопровождение - «это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки» [3, С. 33].
В такой трактовке можно говорить не только о деятельности конкретного специалиста, занимающего должность тьютора, но и о педагогической деятельности учителя, руководителя проекта, любого наставника, осуществляемой из тьюторской позиции.
Особенностью этой профессиональной позиции следует считать признание обучающегося субъектом, обладающим правом и возможностями самостоятельно ставить цели в соответствии со своими образовательными потребностями, выбирать пути реализации этих целей и осуществлять самооценку, рефлексию результатов своей деятельности. В позиции тьютора педагог не источник информационного контента, не ментор объясняющий, как именно поступить в решении развивающей задачи. Педагог-тьютор помогает прояснить, актуализировать образовательные интересы самому обучающемуся, консультирует в создании индивидуальной образовательной программы реализации этих интересов, координирует взаимодействие тьюторанта с различными субьектами образовательной среды, а также с многочисленными инструментами, средствами достижения цели тьюторанта.
На наш взгляд, позиция тьютора как нельзя лучше соответствует положению и функциям руководителя проектной деятельности учащихся. Тьюторское сопровождение и тьюторская позиция руководителя проекта обеспечит самостоятельность и субъектную активность автора на всех этапах проектно-исследовательской работы. Именно консультант-наставник, осуществляющий методическую, организационную помощь и посредник-эксперт в системе партнерства различных субъектов образовательного пространства (ученик, учитель, администрация школы, родители и др.) востребован сегодня в практике развития исследовательских компетентностей и проектных умений учащихся. По сути педагог совместно с учеником проходит путь построения и реализации индивидуальной образовательной программы, цели и содержание которой локально определяются рамками индивидуального ученического проекта.
После того, как мы определились со спецификой профессиональной позиции руководителя, стоит указать и на особенности инструментария (техник) тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности.
Инструменты организации педагогического общения тьютора с автором проекта отличаются от традиционных методов руководства поскольку не предполагают модели «постановка задачи - исполнение». Основными здесь становятся технологии постановки вопроса, консультирования, активного слушания и предоставления обратной связи. Сопровождение, следование рядом, обеспечивается приёмами актуализации познавательных мотивов автора, стратегиями прояснения смыслов и проблем, требующих решения, по мнению учащегося. В дальнейшем, при составлении плана и в ходе реализации проекта, педагогу важнее сохранить роль эксперта-консультанта, владеющего банком техник проектной деятельности, способного вооружить ими своего подопечного. Формы взаимодействия на протяжении всей работы по проекту должны обеспечивать максимальную самостоятельность автора в освоении инструментов проектирования, при умелой методической поддержке со стороны взрослого.
Веер инструментов руководства проектной деятельностью обучающихся достаточно широкий и выбор какого-либо из них должен определяться особенностями мотивации обучающегося, его готовностью к реализации проекта, а не индивидуальным стилем педагогической деятельности учителя.
Для того, чтобы руководителю проекта оставаться в позиции «рядом», весь инструментарий проектной деятельности должен быть легко отчуждаем от личности педагога. Приёмы и способы проектирования, доступно изложенные и оформленные в виде картотеки, информационно-методической копилки, должны быть в пользовании автором проекта, с подачи тьютора. Сама логика сопровождения ученического проекта выстраивается в соответствии с этапами проектной деятельности: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, защита проекта (представление его результатов). Подробное рассмотрение этих этапов не входит в число задач этой статьи, однако следует проследить закономерное появление определенного инструментария в деятельности автора и тьютора.
На ориентировочном этапе погружения в тему проекта тьютор стремится вывести автора на личностно значимую для него сферу проектной деятельности. Проясняя его увлечения и круг познавательных интересов, тьютор вместе с учащимся обсуждает варианты актуальных тем проектов, побуждает к их углубленному изучению. Для этого необходимо расширять перечень источников информации и организовывать личное осмысление, видение проблемы, решаемой в рамках проекта. Важно, чтобы автор определился с видом проекта и возможным продуктом проектной деятельности.
Зачастую на этапе организации деятельности усилия руководителя направлены на то, чтобы выстроить логику проектной деятельности и нормативно закрепить её в формулировках задач и плана проекта. Субъектная активность автора подавляется экспертным мнением руководителя. Так как сам учащийся не обладает значительным опытом планирования, он охотно принимает указания наставника и закономерно переходит в роль исполнителя. Избежать такой перемены позволит сосредоточенность тьютора на разъяснении методов планирования и декомпозиции цели. Смысл не в том, чтобы показать логику реализации цели конкретного проекта, а представить удобные способы построения такой логики. Например, познакомить с сетевым планированием.
В ходе осуществления проекта возникает другая опасность - снижение включенности руководителя в процесс реализации намеченного плана. Опасен эффект «черного ящика», когда автор, получив проектные задачи, должен «исчезнуть», а спустя какое-то время появиться с уже оформленным теоретическим обоснованием проектного решения и практическим продуктом. Наставнику бывает сложно определить свою «зону ответственности» в ходе проектных работ автора. В тьюторской позиции взрослый участвует через консультирование автора в ситуациях возникающих затруднений. Кроме того, при наличии регулярных бесед-консультаций, тьютор отследит выполнение плана и своевременно поддержит мотивацию автора, его рабочую дисциплину соответствующими инструментами самомотивации и самоорганизации.
На финишной прямой оформления проектных продуктов тьютор не только редактирует авторские тексты, но и дает конструктивную обратную связь по качеству выполненных работ и полученных результатов. Не менее ценным станет участие опытного взрослого в компоновке презентации проекта. Важно подсказать структуру и визуальные решения для представления работы автора экспертной комиссии или широкой аудитории. Здесь наставник снова обогащает подопечного эффективным инструментарием, но не выдает готовых ответов.
С учетом данного содержания деятельности тьютора, его преимущественно консультирующей роли, формировался «Конструктор инструментов тьютора» (КИТ) - авторское методическое пособие, включающее более 100 инструментов организации проектной деятельности.
Конструктор предназначен именно для организации тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся. С тем, чтобы сохранить позицию тьютора, педагог должен располагать большим набором средств самоорганизации своего подопечного. Тьюторство не сводится лишь к регулятивной и контрольно-коррекционной функции наставника, когда он ставит текущие задачи по работе над проектом, а потом проверяет и исправляет продукты проектной деятельности обучающегося. Роль тьютора сложнее. Ему необходимо оптимизировать проектную деятельность обучающегося, не ограничивая его самостоятельность. Оптимизировать значит:
- позволить автору проекта оперативно и точно прояснить собственные мотивы и видение проблемы проекта;
- задать рамки процессам целеполагания и планирования с привлечением соответствующих техник (критерии СМАРТ, сетевой план и т.п.);
- создать условия для текущего контроля реализации плана, своевременного выявления отклонений от намеченной цели и сроков;
- выявлять возникающие у автора затруднения и организовать совместный поиск способов их преодоления;
- обеспечить автора проекта инструментами рефлексии для процедур самооценки и предварительной экспертизы результатов работы.
Структура «КИТа» (наборы карточек различных шаблонов или приёмов) отражает программу действий автора проекта и тьютора от создания замысла до представления итогов его реализации.
Использование в практике руководства проектом компонентов пособия не только позволяет педагогом отрабатывать навыки наставничества, но и стимулирует к смене профессионально-педагогических установок и к проживанию позиции тьютора.
Педагог, использующий в работе приемы, стратегии и техники, собранные в конструкторе, успешно расширяет спектр своих профессиональных компетентностей, как в области проектно-исследовательской деятельности, так и в практике коучинга.
Большая часть набора конструктора (101 карточка) раскрывает способы действий по прояснению проблем, генерации идей (для погружения в проект), постановки цели, инструменты планирования (этап организации), рефлексии и самомотивации (осуществление деятельности). Эти алгоритмы подлежат практическому освоению именно автором проекта в сотрудничестве с наставником. Особенно партнерским по характеру освоения можно назвать комплект из 20 техник консультирования, коучинга. Регламенты коуч-сессий, разнообразные техники активного слушания, устранения возражений и т.п. востребованы на всех этапах тьюторского сопровождения.
Остальные 88 карточек сориентируют автора в многообразии ключевых элементов проекта: субъекты, результаты, ресурсы проекта, шаблоны задач, критериев. Выбор из этого множества следует делать на начальном этапе разработки проекта в ходе диалога автора проекта и его наставника. Так же этот блок инструментов содержит набор визуальных шаблонов и схем для оформления идей, презентации результатов. Эти макеты полезны как при обдумывании проектного замысла, так и на финальном шаге представления итогов работы по проекту.
Последовательное привлечение компонентов конструктора «КИТ» апробировано при реализации элективного курса для 10-11 классов «Индивидуальный итоговый проекта» (МБОУ СОШ №90 г. Нижний Тагил 2020-2021 гг.), а также в школе социального проектирования (смена «Города Будущего» санаторий «ВИТА» г. Анапа - 2022 г.).
Старт этих обучающих программ содержал моменты максимальной самостоятельности авторов проекта: выбор темы и предполагаемого продукта проектной деятельности; формулирование решаемой проблемы; генерация и отбор проектных решений. Все эти ситуации потребовали привлечения карточек конструктора. Набор из 20 стратегий прояснения проблемы (Метод проблемного поля, Букет проблем, 7 вопросов к проблеме и др.) организовал ход рассуждений автора и процесс обсуждения проблемы в группе, обеспечил первый продукт проектной деятельности - обоснование актуальности, развернутое видение выбранной проблемы.
8 карточек «Виды проектов» помогли авторам определиться с видом проекта и с желаемым проектным продуктом из перечня вариантов, изображенных на карточке. Оборотная сторона карточек содержала краткое описание особенностей того или иного вида проекта и возможные варианты типовых признаков (монообъектный или межпредметный, внутришкольный, городской, региональный или международный).
Для появления оригинальных идей решения проблем учащимся понадобились методы дивергентного мышления. Наибольшим успехом пользовались: метод фокальных объектов, интеллект-карта, непрямые стратегии и оператор РВС. Оформление каждой карточки содержало визуализацию метода на обложке и краткую инструкцию по применению с примером на обороте.
Так же на этапе погружения в проект автору и руководителю полезно обсудить критерии оценки эффективности проекта. Из предложенного набора 30-ти карточек «Шаблоны критериев оценки проекта» можно отобрать наиболее близкие к выбранному виду проекта варианты. Работа по завершению формулировок шаблонов критериев обеспечивает конкретизацию ожидаемых результатов проектной деятельности.
На этапе организации, при создании плана реализации проекта, обучающиеся могут пошагово воспользоваться инструментами сетевого планирования (структурная декомпозиция работ, сетевой график и диаграмма Ганта). Каждому из этих шагов посвящена отдельная карточка из группы «Методы самоорганизации и планирования». В этом же наборе есть альтернативные способы построения плана: agile-подход к планированию и ресурсно-календарный график. Перед детализацией плана работ следует отобрать из набора «Шаблоны задач проекта», наиболее близкие по конструкции формулировки и прописать с их помощью 3-4 задачи по достижению цели проекта.
Помимо этого, на этапе осуществления деятельности авторы проектов могут освоить частные приемы самоорганизации: карточка под задачу, чек-лист, треккер полезных привычек и др.
На завершающем этапе, при подготовке проекта к защите, ряд уже использованных ранее стратегий погружения в проблему можно применить повторно для итогового осмысления проведённой работы и её результатов. Такие стратегии как Интерактивный круг TASC, 6 шляп мышления или Проблемно-следственная диаграмма Исикавы способны стать каркасом и для саморефлексии и для презентации проекта широкой аудитории. Для наглядного и компактного оформления основных положений проектов автор располагает коллекцией визуальных шаблонов.
Выводы. При сопровождении ученических проектов важно обозначить конкретику педагогической деятельности наставника. Более всего для раскрытия потенциала личности обучающегося и его исследовательских компетентностей подходит тьюторского сопровождение. Тьютор проектной деятельности признает обучающегося субъектом, с правом и возможностями самостоятельно ставить цели в соответствии со своими образовательными потребностями, выбирать пути реализации этих целей и осуществлять самооценку, рефлексию результатов своих действий.
Переход в позицию тьютора и её удержание в ходе всего сотрудничества по проекту становится для педагога немаловажной профессиональной задачей. Для решения этой задачи разработано методическое пособие «Конструктор инструментов тьютора» - набор приёмов и методов тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся, а также коллекция кратких описаний основных компонентов проекта.
Логика сопровождения ученического проекта выстраивается в соответствии с этапами проектной деятельности и с помощью «КИТа» на каждом шаге самостоятельной проектной деятельности автора его наставник способен вооружить соответствующим арсеналом инструментов.
В процессе использования конструктора, обучающиеся осваивают всё больше новых приёмов, способов и стратегий проектной деятельности, а педагоги-наставники отрабатывают техники коучинга, консультирования. Материал пособия востребован в ходе процедур создания конкретных проектов: при написании обоснования проблемы, оформлении паспорта проекта, его плана, на мозговых штурмах. А ещё структурные элементы конструктора замечательно дополняют информационный контент различных разделов курса «Индивидуальный итоговый проект». Более 100 приемов проектной деятельности усиливают прикладной аспект подготовки учащихся общеобразовательной школы к проектно-исследовательской деятельности.
Литература:
1. Российская Федерация. Подзаконные акты. Приказ Минздравсоцразвития №761-и: [зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. №18638].
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)] - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/69794bfca0da4ae81cb56e282fa696a6.pdf (дата обращения: 07.08.2022).
3. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. - Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат политических наук, старший преподаватель Ляпин Игорь Леонидович
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс в развитии государства и общества. Квалифицированные кадры и научные разработки им принадлежащие раскрываются в качестве значимых элементов обеспечения современной национальной безопасности. Цель статьи состоит в анализе образовательной политики с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. В статье обозначаются аспекты современной политической ситуации и основные особенности ее влияния на систему образования. Раскрывается взаимовлияние политических действий на мировой арене и событий в области образования. Выделяются последствия вводимых ограничений. Геополитическая обстановка обуславливает необходимость реорганизации системы образования и укрепления механизмов отечественной науки. Несмотря на санкционные меры со стороны зарубежных государств и снижение интенсивности научно-образовательных контактов, продолжается процесс совершенствования существующих способов подготовки студентов. Осуществляется изыскание новых результативных образовательных инструментов. Российская Федерация обладает достаточным ресурсом для построения новых образовательных путей с целью сохранения национальной безопасности. Предпринимаются меры для качественного преобразования отечественной системы формирования кадрового состава. Прогнозы указывают на внедрение глобальных изменений и уход от европейских стандартов. Санкционные действия с одной стороны выявляют затруднения. Однако выступают стимулом развития отечественной подготовки. Заставляют обратить внимание студентов на отечественные организации и предприятия. Позволяют предотвратить отток интеллектуального ресурса, оказывающего значительное влияние на российскую экономику.
Ключевые слова: образование, образовательная политика, национальная безопасность, санкции, квалифицированные кадры, профессиональная подготовка.
Annotation. Education is considered as the most important strategic resource in the development of the state and society. Qualified personnel and scientific developments belonging to them are revealed as significant elements of ensuring modern national security. The purpose of the article is to analyze the educational policy from the point of view of ensuring the national security of the country. The article outlines aspects of the current political situation and the main features of its impact on the education system. The mutual influence of political actions on the world stage and events in the field of education is revealed. The consequences of the imposed restrictions are highlighted. The geopolitical situation makes it necessary to reorganize the education system and strengthen the mechanisms of domestic science. Despite sanctions measures from foreign countries and a decrease in the intensity of scientific and educational contacts, the process of improving existing methods of training students continues. The search for new effective educational tools is being carried out. The Russian Federation has sufficient resources to build new educational paths in order to preserve national security. Measures are being taken for the qualitative transformation of the domestic system of personnel formation. Forecasts point to the introduction of global changes and departure from European standards. Sanctions actions on the one hand reveal difficulties. However, they act as an incentive for the development of domestic training. They force students to pay attention to domestic organizations and enterprises. They allow to prevent the outflow of the intellectual stratum of the population, which has a significant impact on the Russian economy.
Key words: education, educational policy, national security, sanctions, qualified personnel, professional training.
Введение. На современном этапе глобализационных трансформаций в мировых хозяйствах роль науки и образования признана одной из решающих, оказывающих влияние на сохранение внутреннего единства и политической стабильности, модернизацию экономики и промышленного потенциала, а также формирование суверенной государственности. Перечисленные составляющие напрямую относятся к процессу обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность - защищенность суверенитета от внутренних и внешних угроз [8, C. 150].
Образование в Российской Федерации отнесено к числу приоритетных национальных проектов и выступает как основополагающий элемент экономической и национальной системы в целом. Это объясняется тем, что высшее и профессиональное образование обеспечивают возможность расширения процесса воспроизводства высококвалифицированных кадров, которые, в свою очередь, способствуют развитию социально-экономической системы и системы образования.
Подготовка высококвалифицированных кадров формирует перспективные конкурентные преимущества на разных уровнях социально-экономических систем.
Образовательная политика позволит противостоять внутренним и внешним угрозам национальной безопасности [1, C. 74]. Их предотвращение становится возможным с опорой на новые достижения науки и техники [2, C. 133].
Для внутренних угроз характерны проблемы старения населения, ухудшение здоровья, снижение уровня экономической конкурентоспособности, снижение качества образования и интереса к науке.
С внешней стороны можно отметить повышение конкуренции за ресурсы, в том числе и интеллектуальные, политическую и экономическую мировую перестройку и др.
Укрепление механизмов отечественной науки позволит подготовить кадры, способные предотвратить появление угроз и будет способствовать обеспечению национальной безопасности [6, C. 380].
В глобальном информационном противостоянии обостряется борьба за интеллектуальный пласт населения [5, C. 20]. Предотвращение оттока интеллектуальных ресурсов - задача, решение которой является одним из способов сохранения и укрепления национальной безопасности. Для сохранения и развития отечественного интеллектуального ресурса в рамках