Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ИТОГОВЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ИТОГОВЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ / РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ / АППАРАТ ПРОЕКТА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОДУКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Соколова Елена Анатольевна

Проблема исследования. Как подготовить учителя к результативному руководству индивидуальными итоговыми проектами (ИИП) в старших классах? Руководство ИИП в старших классах - новый вид профессиональной деятельности учителей (с 2020/21 учебного года), который на данный момент недостаточно исследован в литературе, учителями пока не накоплен существенный опыт в этой сфере, это подтверждает важность и актуальность проведенного исследования. Статья ориентирована на педагогов системы дополнительного профессионального образования и профессорско-преподавательский состав педагогических вузов, т. е. специалистов, которые занимаются подготовкой и повышением их квалификации. Целью исследования было выявление профессиональных дефицитов учителей, ставших руководителями индивидуальными итоговыми проектами в старшей школе, и поиск методов и способов преодоления данных дефицитов. Методология (материалы и методы). При проведении исследования проводилось анкетирование и интервьюирование учителей, изучение опыта реализации ИИП, анализ опыта подготовки учителей в системе повышения квалификации к осуществлению проектной деятельности. В статье описаны особенности индивидуальных итоговых проектов и, исходя из этого, показана специфика деятельности учителя по руководству проектами. Результаты исследования. С разных позиций проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Проблема рассмотрена с позиций подготовки учителя в системе повышения квалификации к новому виду профессиональной деятельности. Выявлены компоненты в системе подготовки учителей с учетом требований современной цифровой образовательной среды. Предложена система подготовки учителей старших классов к руководству индивидуальными итоговыми проектами, включающая содержание обучения, способы подготовки, методы поддержки после повышения квалификации. Сформулированы условия успешного руководства учителями выполнения ИИП. Особое внимание обращено на такую форму работы с учителями, как методологические потоковые лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Маргарита Борисовна, Соколова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING FOR MANAGING INDIVIDUAL FINAL PROJECTS IN THE SENIOR SCHOOL

The research problem and the rationale for its relevance. What are the ways to train teachers for effective management of Individual Final Projects (IFPs) in senior school? Managing individual final projects in senior school is a new type of professional activity for teachers (from the 2020/21 academic year), which has not yet been sufficiently studied in the literature. Teachers have not yet accumulated significant experience in this area. These facts confirm the importance and the relevance of the research. The article is aimed at lecturers of the system of additional professional education and the teaching staff of pedagogical universities, i.e. specialists who are engaged in teacher training and teacher development. The goal of research was to identify the professional deficits of teachers who started managing individual final projects in senior school, and to search for methods and ways to overcome these deficits. Methodology. In the course of the study teachers were questioned and interviewed, the experience of implementing the IFP was studied, and the experience of training teachers in the system of advanced training for the implementation of project activities was analyzed. The article describes the features of individual final projects and, based on this, shows the specifics of the teacher's activities in project management. Research results. The current literature on the research problem is analyzed from different positions. The problem is considered from the standpoint of teacher training in the system of advanced training for a new type of professional activity. The components of the teacher training system are identified, considering the requirements of the modern digital educational environment. The system of training teachers for the management of individual final projects in senior school including the content of training, methods of training, and methods of support after advanced training is proposed. The conditions for the successful management of IFP by teachers are formulated. Particular attention is paid to such a form of teacher training as methodological course lectures.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ИТОГОВЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

Современная школа

УДК 378.091.398+371.322.2

Система подготовки учителей

к руководству индивидуальными итоговыми проектами в старших классах

М. Б. Лебедева

https://orcid.org/0000-0003-4805-8642 margospb56@gmail.com

Е. А. Соколова

https://orcid.org/0000-0002-3374-6779 sokol ovapr@yandex .ru

The system of teacher training for managing individual final projects in the senior school

M. B. Lebedeva E. A. Sokolova

Аннотация

Проблема исследования. Как подготовить учителя к результативному руководству индивидуальными итоговыми проектами (ИИП) в старших классах? Руководство ИИП в старших классах - новый вид профессиональной деятельности учителей (с 2020/21 учебного года), который на данный момент недостаточно исследован в литературе, учителями пока не накоплен существенный опыт в этой сфере, это подтверждает важность и актуальность проведенного исследования. Статья ориентирована на педагогов системы дополнительного профессионального образования и профессорско-преподавательский состав педагогических вузов, т. е. специалистов, которые занимаются подготовкой и повышением их квалификации.

Целью исследования было выявление профессиональных дефицитов учителей, ставших руководителями индивидуальными итоговыми проектами в старшей школе, и поиск

методов и способов преодоления данных дефицитов.

Методология (материалы и методы).

При проведении исследования проводилось анкетирование и интервьюирование учителей, изучение опыта реализации ИИП, анализ опыта подготовки учителей в системе повышения квалификации к осуществлению проектной деятельности. В статье описаны особенности индивидуальных итоговых проектов и, исходя из этого, показана специфика деятельности учителя по руководству проектами. Результаты исследования. С разных позиций проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Проблема рассмотрена с позиций подготовки учителя в системе повышения квалификации к новому виду профессиональной деятельности. Выявлены компоненты в системе подготовки учителей с учетом требований современной цифровой образовательной среды. Предложена система подготовки учителей старших классов к руко-

водству индивидуальными итоговыми проектами, включающая содержание обучения, способы подготовки, методы поддержки после повышения квалификации. Сформулированы условия успешного руководства учителями выполнения ИИП. Особое внимание обращено на такую форму работы с учителями, как методологические потоковые лекции.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. What are the ways to train teachers for effective management of Individual Final Projects (IFPs) in senior school? Managing individual final projects in senior school is a new type of professional activity for teachers (from the 2020/21 academic year), which has not yet been sufficiently studied in the literature. Teachers have not yet accumulated significant experience in this area. These facts confirm the importance and the relevance of the research. The article is aimed at lecturers of the system of additional professional education and the teaching staff of pedagogical universities, i.e. specialists who are engaged in teacher training and teacher development.

The goal of research was to identify the professional deficits of teachers who started managing individual final projects in senior school, and to search for methods and ways to overcome these deficits.

Methodology. In the course of the study teachers were questioned and interviewed, the experience of implementing the IFP was studied, and the experience of training teachers in the system of advanced training for the implementation of project activities was analyzed.

The article describes the features of individual final projects and, based on this, shows the specifics of the teacher's activities in project management.

Research results. The current literature on the research problem is analyzed from different positions. The problem is considered from the standpoint of teacher training in the system of advanced training for a new type of professional activity. The components of the teacher training system are identified, considering the requirements of the modern digital educational environment. The system of training teachers for the management of individual final projects in senior school including the content of training, methods of training, and methods of support after advanced training is proposed. The conditions for the successful management of IFP by teachers are formulated. Particular

attention is paid to such a form of teacher training as methodological course lectures.

Ключевые слова: индивидуальный итоговый проект, руководство проектной деятельностью учащегося, аппарат проекта, межпредметные и метапредметные достижения старшеклассников, продукт исследовательской деятельности, методическое сопровождение учителей-руководителей проекта.

Keywords: individual final project, project management, project concepts, interdisciplinary and metacognitive achievements of senior school students, product of research activities, methodological support of teachers managing projects.

Введение

Актуальность. С 2020/21 учебного года в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) выполнение индивидуальных итоговых проектов (ИИП) в 10-11-х классах является обязательным. Эти проекты должны продемонстрировать предметные, межпредметные и метапредметные достижения старшеклассников за весь период школьного обучения1. Для успешного выполнения проектов очень важно, чтобы педагоги профессионально осуществляли руководство их выполнением. В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный итоговый проект (ИИП) - это учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Индивидуальные итоговые проекты в старших классах, с одной стороны, являются закономерным продолжением проектной деятельности, которая начинается в начальной школе и продолжа-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты : сайт. URL: https://fgos.ru (дата обращения:

15.04.2021).

ется в основной, однако, с другой стороны, имеют отличительные особенности:

- являются межпредметными, т. е. интегрируют знания учащихся, полученные при изучении разных учебных предметов;

- формируют и развивают важнейшие ме-тапредметные умения (универсальные учебные действия) (УУД) (познавательные, коммуникативные и др.);

- обеспечивают развитие и формирование цифровых компетенций (информационных, компьютерных, мультимедиа, коммуникационных, технологических);

- обеспечивают развитие и формирование исследовательских компетенций (формирование аппарата проекта и следование ему при реализации ИИП);

- готовят к получению профессионального образования.

Для учителя руководство ИИП - новый вид профессиональной деятельности, деятельности очень непростой в связи тем, что основным становится не предметный аспект, привычный и понятный для каждого учителя-предметника, а метапредметный аспект, когда нужно создавать аппарат проекта, обеспечивать формирование у обучающихся цифровых и исследовательских компетенций, обеспечивать представление материалов о проекте в сети и др. Цель нашего исследования - выявить проблемы (профессиональные дефициты), которые появляются у учителей в процессе организации работы учащихся над ИИП и разработать системные требования к подготовке учителей в ходе повышения квалификации и профессиональной переподготовки в этом направлении.

Обзор литературы. Вопрос о подготовке учителей к руководству ИИП в педагогической литературе пока рассмотрен недостаточно глубоко.

Проведенный нами анализ литературы показал, что в основном рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой учащихся к выполнению ИИП2. Широко представлены, особенно

2 Даутова О. Б. Учебные исследования и проекты в школе: технологии и стратегии реализации : методическое пособие / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова. - СПб. : КАРО, 2019. 208 с.; Индивидуальные исследовательские проекты: Технология организации деятельности, 10-11 классы / М. Б. Лебедева, Е. А. Соколова. СПб. : КАРО, 2020. 112 с.

ЧИППКР0

в интернете, школьные нормативные акты, регламентирующие работу старшеклассников над выполнением ИИП, варианты критериев оценивания ИИП, разработанные в школах.

Если говорить о проблемах подготовки учителей, в опубликованных материалах подчеркивается:

1. Основная задача педагогов-руководителей проектов - создание условий для формирования УУД обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления3.

2. У учителя-руководителя ИИП широкий круг функциональных обязанностей, связанных с помощью учащимся на всех этапах выполнения проекта (выбор проблемы и темы, планирование работы, поиск информации и др.)

3. Очень сложно бывает мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности. Не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, кроме этого, он требует временных затрат, а временной ресурс сегодня имеется далеко не у всех

„4

учителей .

4. В школах должно проводиться корпоративное повышение квалификации, в рамках которого происходит совместное освоение педагогами теоретического материала, связанного с представлением о проектной технологии в целом. Когда учителя осознают, что проекты - это не просто совокупность методических приемов и методик, а целостная, стройная, эффективная технология, которая помогает самому педагогу раскрыть свой творческий потенциал, то происходит повышение мотивации применения проектной технологии в профессиональной деятельности педагогов5.

Методология (материалы и методы). Решая проблемы подготовки учителей к выполнению нового вида педагогической деятельно-

3 Программа развития МБОУ «СОШ № 63», Краснодар. URL: https://school63.centerstart.ru/node/21.

4 Индивидуальный проект. Организация работы. МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» города Ижевска // Новатор : сайт. URL: https:// novator.team/post/594.

5 Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии // Nsportal : сайт. URL: https://nsportal.ru/

shkola/administrirovanie-shkoly/library/2019/12/11/metodi cheskoe-obespechenie-effektivnoy.

сти (руководству индивидуальными итоговыми проектами), мы основываемся на следующих позициях.

I. Национальный проект «Образование» и Федеральные проекты «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка»6. Принципиальным при этом является понимание того, что сегодня школа -это образовательная организация с современным оборудованием, базирующаяся на программах обучения, отвечающих требованиям времени, обеспечивающая условия для удовлетворения творческих интересов и способностей обучающихся, а педагоги при этом обладают высоким уровнем профессионального мастерства и готовы обеспечивать решение новых образовательных задач.

II. Исследования особенностей профессиональной педагогической деятельности на современном этапе, в которых подчеркивается, что в настоящее время учителя становятся менеджерами образовательного процесса, а потому должны обладать новыми управленческими умениями и навыками [1].

III. Формирующаяся в настоящее время новая цифровая дидактика, в концепции которой подчеркивается, что в настоящее время реализуются новые принципы работы с учебной информацией, новые способы коммуникации и управления образовательным процессом и при подготовке учителей важно обращать внимание на эти новые принципы [2; 3].

IV. Концепция цифровой трансформации системы образования (А. Ю. Уваров, И. Д. Фру-мин) [4], согласно которой происходит обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстро-развивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося. Принципиально важны также подходы, связанные с формированием цифровой образовательной среды [5].

V. Исследования специфики повышения квалификации педагогов в современных условиях [6; 7; 8], в которых отмечается, что для

6 Национальный проект «Образование». Сайт Министерства просвещения России. URL: https:// edu.gov. ru/national-proj ect/about/.

современной системы повышения квалификации характерен персонифицированный подход к организации обучения, учет индивидуальных запросов слушателей, использование цифровых технологий, которые позволяют педагогам учиться без отрыва от основной работы и оперативно внедрять приобретенные знания и умения в профессиональную деятельность.

VI. Профессиональный стандарт педагогов, в котором описываются трудовые функции и трудовые действия, но при этом в существующем стандарте пока не учтены особенности профессиональной деятельности учителей в процессе руководства ИИП7.

В контексте рассматриваемой нами проблемы подготовки учителей наиболее важно:

- обеспечить их подготовку к работе в новых условиях, независимо от того, насколько конкретная образовательная организация готова к реализации перемен и созданию адекватной образовательной среды;

- изменить отношение учителей к процессу обучения и помочь им принять то, что современное образование основывается на взаимном обучении учитель - ученик, а это требует принципиально новых подходов к организации образовательного процесса;

- базироваться при формировании программ обучения на выявлении профессиональных дефицитов, трудностей и проблем в профессиональной деятельности, в осуществлении новых трудовых функций и действий;

- обеспечить подготовку учителей не только в период их обучения в образовательной организации в момент повышения квалификации или профессиональной переподготовки, но и дистанционную поддержку после окончания обучения.

В процессе нашего исследования на констатирующем этапе проводились:

1. Изучение профессиональных стандартов педагогов для выявления трудовых функций и задач профессиональной деятельности.

2. Анкетирование и интервьюирование педагогов с целью определения трудностей и проблем в организации их деятельности по руководству ИИП.

7 Профстандарт педагога // Rus юрист.ру : сайт сообщества юристов. URL: https://rusjurist.ru/blanks/ profstandart-pedagoga.

3. Изучение результатов выполнения ИИП в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

4. Изучение результатов выполнения конкурсных ИИП (Региональный конкурс «Любители русской словесности»).

5. Изучение опыта и существующих программ подготовки педагогов к осуществлению данной работы в учреждениях повышения квалификации.

Результаты и их описание. В процессе анкетирования и интервьюирования учителей были выявлены трудности, которые они испытывают.

1. Для них руководство исследовательской работой учащегося - абсолютно новый вид профессиональной деятельности, который требует серьезной методической поддержки.

2. Многие учителя испытывают сложности в овладении цифровыми и исследовательскими компетенциями, а это усложняет процесс грамотного описания аппарата проекта и достигнутых в процессе его выполнения результатов. Цифровая грамотность учителей, которой необходимо обладать, чтобы помочь учащемуся создать достойный цифровой продукт проектной деятельности, оставляет желать лучшего и нуждается в совершенствовании.

3. Необходимы взаимодействие и слаженная работа учителей (предмет «Основы проектной и исследовательской деятельности» + выполнение проекта и руководство его выполнением со стороны учителей-предметников), а такая работа не всегда результативна, потому что само содержание предмета только начинает включаться в систему работы образовательных организаций. Руководители проектами испытывают дефицит организационного плана: межпредметные и метапредметные проекты требуют слаженного взаимодействия предметников различных областей. Для обеспечения такой работы в школе должны быть отработаны четкие механизмы, иначе ИИП подменяется рефератом по предмету, который оценивает один учитель, часто неподготовленный должным образом.

При анализе результатов выполнения ИИП в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области было установлено, что учителя - руководители проектов недостаточное внимание уделяют работе с аппаратом проекта. Очень

ЧИППКРО

часто учащимися некорректно формулируются проблема и тема, при описании объекта и предмета проектной деятельности не обеспечивается их связь с проблемой и темой, нечетко формулируются цель и задачи проектной деятельности. И это часто упущения не ребенка, а именно педагога. Неправильное описание аппарата ИИП приводит к снижению результативности проектной деятельности, а зачастую и к искажению самой идеи реализации учебных проектов.

Выборочный анализ результатов подготовки педагогов в системе ПК показал:

1. Повышению квалификации учителей в области проектной деятельности уделяется внимание практически во всех учреждениях ПК, но при этом вопросы, связанные с руководством ИИП в старших классах, не выделяются в отдельный раздел IIII (отдельную программу ПК). Тем самым нечетко фиксируются особенности ИИП и специфика деятельности по руководству со стороны учителя этими проектами со стороны учителя.

2. Недостаточно внимания уделяется анализу особенностей реализации проектной деятельности в современной цифровой образовательной среде и не осуществляется подготовка учителей к формированию у учащихся цифровых компетенций (тем самым не развиваются цифровые компетенции и у самого педагога). Серьезным недостатком в организации проектной деятельности становится то, что основным продуктом проектной деятельности становится презентация PowerPoint (это отметили в ходе анкетирования 80% педагогов). Вместе с тем сегодня учащиеся могут создавать широкий спектр цифровых продуктов (видео и аудиоре-сурсы, объекты дополненной и виртуальной реальности, SD-модели, цифровые устройства и механизмы). В системе ПК при подготовке педагогов важно показать, что развитие у обучающихся цифровых компетенций - важная задача любого учителя независимо от того, какой предмет он преподает.

Отдельно стоит отметить опыт Ленинградского института развития образования, в котором с 2019 в практику реализации курсов повышения квалификации (КПК) вошла такая форма работы со слушателями, как потоковые лекции. Потоковая лекция входит в учебный план КПК для учителей различных предметных

областей как особый модуль и объединяет многочисленную аудиторию представителей разных предметных областей в большом помещении. Ведущие специалисты института, как правило, заведующие предметными кафедрами читают лекцию совместно (2-3 человека). Лекция при этом из монолога превращается в диалог с постановкой проблемных вопросов и поиском ответов на них. На лекции объединены учителя разных учебных предметов и разных уровней образования (начальная, основная старшая школа), и это позволяет обобщать педагогические идеи, выделять мировоззренческие аспекты, говорить о преемственности в данном виде работы и взаимодействии начальной, средней и старшей школы в проектной деятельности.

Например, специалист кафедры математики и информатики со специалистом кафедры филологического образования в течение двух лет проводили для учителей Ленинградской области лекцию, посвященную индивидуальному итоговому проекту. Подобная форма работы со слушателями способствует разностороннему осмыслению ими профессиональных задач, расширению методического инструментария, предлагаемого слушателям, а также дискуссионной и динамичной подаче материала в форме диалога специалистов. Считаем данный опыт эффективным и интересным для других институтов, реализующих КПК для учителей.

На потоковых лекциях по тематике «Индивидуальные итоговые проекты в старших классах» обращалось внимание учителей на их отличительные особенности, актуальную тематику проектов, роль цифровой образовательной среды в их реализации. По своей сути это были лекции нового типа, предполагающие высокую активность слушателей, с элементами диалога, с использованием голосования по ключевым вопросам на мобильных устройствах.

Проведение потоковых лекций позволило создать в Ленинградской области необходимую основу для продуктивной организации проектной деятельности в школах.

Базируясь на результатах констатирующего эксперимента, были выработаны концептуальные позиции подготовки учителей к руководству индивидуальными итоговыми проектами:

I. В основе подготовки учителей лежит ком-петентностный подход, означающий готов-

ность педагогов к формированию у учащихся цифровых компетенций: информационных (работать с информацией: осуществлять поиск и определять достоверность информации, используя возможности цифровых технологий); компьютерных и технологических (проектировать и создавать продукты проектной деятельности, используя возможности цифровых технологий); мультимедийных (представлять результаты своей работы разными способами, используя возможности цифровых технологий); коммуникативных (осуществлять совместную работу в сети (совместное создание сайта с портфолио проектов). Важно также сформировать у педагогов готовность к непрерывному совершенствованию исследовательских компетенций у учащихся (находить противоречия в окружающей действительности и формулировать проблему и тему проекта, уточнять его объект и предмет, детально и осмысленно представлять аппарат проекта; логично и обоснованно делать выводы по итогам проектной деятельности).

II. Необходимо формирование цифровой образовательной среды, поддерживающей педагога не только в условиях повышения квалификации, но и в последующей профессиональной деятельности.

В Санкт-Петербурге региональная цифровая образовательная среда, регламентирующая руководство ИИП, включает:

- сайт «Индивидуальные итоговые проекты в старших классах» с разветвленной структурой, предназначенный для педагогов;

- материалы для учащихся на региональном сайте дистанционного обучения с рекомендациями для педагогов по использованию данной информации в образовательном процессе.

Сайт, ориентированный на педагогов, постоянно пополняется новой информацией, на нем размещаются разработки учителей с комментариями преподавателя-куратора. Таким образом происходит формирование коллективного регионального портфолио педагогов.

III. В рамках методической поддержки обеспечить понимание педагогами условий успешности организации деятельности учащихся по выполнению ИИП.

С нашей точки зрения важнейшими являются следующие условия.

Условие 1. Создавать в образовательной организации насыщенную цифровую образовательную среду, компонентами которой являются цифровое портфолио, сайт для поддержки учителей, курс для поддержки обучающихся. Индивидуальные итоговые проекты должны помогать в цифровом самоопределении участников образовательного процесса [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условие 2. Вовлекать учащихся в процедуры оценивания, включая самооценивание и взаимное оценивание.

Условие 3. Научить старшеклассников проектировать и создавать адекватные времени цифровые продукты проектной деятельности.

Условие 4. Научить школьников планировать свою работу с использованием предложенных им эффективных инструментов и механизмов планирования деятельности.

Условие 5. Научить авторов ИИП создавать и описывать аппарат проекта (проблема, тема, обоснование актуальности; объект и предмет; цель и задачи, планируемый результат, гипотеза).

I. Формирование программы обучения с учетом требований профессионального стандарта педагогов [10].

В процессе исследования было определено содержание подготовки учителей к руководству ИИП. В основу формирования программ был положен модульный подход, который позволяет оперативно менять содержание обучения, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учителей.

Модуль 1. Индивидуальные итоговые проекты: понимание, специфика, особенности, трудности и проблемы в выполнении. Руководство ИИП со стороны учителя.

Модуль 2. Аппарат ИИП и правила его описания. Способы участия учителей в создании аппарата ИИП.

Модуль 3. Этапы работы над ИИП и цифровые инструменты, которые помогают в их реализации. Взаимодействие учащихся и учителя в процессе работы над проектом.

Модуль 4. Цифровые продукты проектной деятельности и инструменты для их создания. Помощь учителя учащемуся при создании цифровых продуктов проектной деятельности.

Модуль 5. Цифровой портфолио ИИП и способы его создания. Роль учителя и учащихся в создании цифрового портфолио.

ЧИППКРО

II. Курсы ПК могут быть очными или дистанционными, имеется также смешанный формат. Учитель имеет право выбрать подходящий ему формат обучения.

Важно, чтобы в процессе обучения учителя выполняли систему усложняющихся заданий, направленных на понимание отличительных особенностей ИИП и правил организации проектной деятельности.

Основные виды заданий для учителей:

- формирование аппарата ученического ИИП;

- формирование банка тем для проектной деятельности;

- проектирование цифрового продукта ИИП и его описание с позиций учащегося;

- проектирование цифрового портфолио, определение вклада учителя и учащегося в его создание;

- определение подходов к оцениванию хода и результатов проектной деятельности, способов вовлечения учащихся в процедуры оценивания;

- формирование банка успешно реализованных и защищенных проектов.

Отдельного внимания заслуживает работа с педагогическими коллективами школ. Именно корпоративное обучение в рассматриваемом нами направлении является предпочтительным поскольку:

- формируется единое понимание педагогами сущности проектной деятельности в старших классах и роли всех учителей в ее организации;

- формируются необходимые нормативные документы, связанные с ИИП;

- создается школьная цифровая среда, поддерживающая проектную деятельность.

Обсуждение. В настоящее время происходит становление нового раздела педагогики -цифровой дидактики, при этом подчеркивается, что в современном цифровом обществе существенно меняется педагогическая деятельность, она становится более сложной и разнообразной и ориентируется на ребенка поколения Ъ. В этих условиях учреждения, которые занимаются повышением квалификации педагогов, должны существенно перестроить свою работу с учителями, чтобы лучше подготовить их к выполнению новых функций в педагогической деятельности.

Во-первых, необходимо своевременно откликаться на вызовы времени и совершенство-

вать программы подготовки. Они должны быть гибкими и ориентированными на постоянное изменение одних модулей, исключение других, включение новых. Программы должны позволять выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учителей с учетом выявленных проблем в деятельности и профессиональных дефицитов.

Во-вторых, нужны новые формы подготовки (в нашем случае это потоковые лекции), которые носят методологический характер и работают на перспективу, на опережение. Новые формы обучения должны обеспечивать тесное взаимодействие учителей в процессе повышения квалификации, обмен опытом с учетом возможностей сетевых технологий.

В работе по совершенствованию подготовки учителей есть определенные проблемы и риски, связанные с разными возрастными категориями. Нужно учитывать колоссальный опыт возрастных учителей, но убедить их в том, что педагогическая деятельность в новых условиях должна меняться. А молодое поколение не имеет нужного опыта, но в тоже время более ориентировано на существование в цифровом обществе. Организовывая взаимодействие разных групп учителей, можно добиться хороших образовательных результатов.

Очень важно также отметить, что профессиональная деятельность по руководству учебными проектами должна быть прописана в профессиональных стандартах педагогов. Это позволит более четко планировать как содержание их подготовки в системе повышения квалификации, так и формы работы с учителями.

Заключение. В современной школе на завершающем этапе обучения (в 10-11-х классах) появился новый вид деятельности старшеклассников - выполнение ИИП. У учителей, работающих с такими школьниками, появился новый вид метапредметной профессиональной деятельности.

Для повышения качества проектной деятельности в школе в системе повышения квалификации педагогов необходимо вести целенаправленную подготовку учителей к данному виду деятельности, а также обеспечить выпускникам курсов повышения квалификации дальнейшую методическую поддержку, используя цифровую образовательную среду.

Система подготовки учителей включает следующие взаимосвязанные компоненты:

- Средства выявления и анализа трудностей, проблем, профессиональных дефицитов у учителей в процессе организации проектной деятельности старшеклассников (анкеты, вопросы для интервьюирования, практика очного и дистанционного консультирования в рамках деятельности учреждения повышения квалификации).

- Цифровую образовательную среду, ориентированную на очные, дистанционные и смешанные формы обучения, на возможности корпоративного обучения на базе учебных заведений или обучение в учреждении повышения квалификации.

- Программы обучения, построенные с учетом требований профессиональных стандартов и на модульной основе.

- Разнообразную методическую поддержку учителей и их сопровождение после окончания обучения.

Алгоритм работы с учителями, который целесообразно использовать в практической работе:

1. Изучение профессиональных дефицитов в области руководства ИИП перед поступлением на курсы.

2. Построение программ повышения квалификации (программы 18, 36, 72 часа) с фиксированием индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от выявленных профессиональных дефицитов на основе модульного подхода.

3. Поддержка деятельности учителей после ПК (система дистанционных вебинаров, тренингов, мастер-классов и др.).

4. Вынесение вопросов, связанных с ИИП на конференции, которые проводятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Дистанционное обучение: реалии и перспективы, Информационные технологии для новой школы и др.).

5. Создание регионального интернет-контента для молодых учителей и педагогов, начинающих руководство проектной деятельностью.

6. Проведение Регионального конкурса исследовательских проектов и формирование банка проектов победителей конкурса, публикация материалов на сайте «Индивидуальные итоговые проекты в старших классах».

Благодарности. Авторы выражают благодарность Максиму Анатольевичу Шаталову -

проректору Ленинградского областного института развития образования за идею потоковых лекций (в том числе по обсуждаемой тематике). Подготовка и проведение потоковых лекций позволили выявить трудности учителей в организации проектной деятельности, расставить акценты в их подготовке к результативному руководству индивидуальными итоговыми проектами в старших классах.

Библиографический список:

1. Зырянова, Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность : учебное пособие / Н. И. Зырянова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. -153 с. - Текст: непосредственный.

2. Носкова, Т. Н. Дидактика цифровой среды / Т. Н. Носкова. - URL: https://docviewer. yandex.ru/view/0/?*=BDSb (дата обращения: 11.09.2021). - Текст : электронный.

3. Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение / А. С. Джон Хэтти. - Москва : Национальное образование, 2017. - 495 с. - Текст: непосредственный.

4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования / под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. -URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988 034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 11.09.2021). -Текст электронный.

5. Шилова, О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова. -Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2020. - № 2. - C. 36-41.

6. Марон, А. Е. Концептуализация как ведущий критерий развития региональных систем повышения квалификации работников образования: тенденции инновационного опыта / А. Е. Марон, Е. Г. Королева. - Текст: непосредственный //Человек и образование. - 2020. -№ 1. - С. 4-9.

7. Прикот, О. Г. Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе / О. Г. Прикот. - Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2020. - № 4. -С. 4-12.

8. Сергеев, И. С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе

ЧИППКР0

перехода к цифровому обществу / И. С. Сергеев, А. М. Кондаков. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2020. - C. 5-23.

9. Каменский, А. М. Цифровое самоопределение участников образовательного процесса современной школы / А. М. Каменский. -Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2021. - № 1. - C. 90-95.

10. Попова, Н. Е. Профессиональный стандарт «педагог»: от теории к практике /

H. Е. Попова, О. А. Еремина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - C. 15-20.

References:

1. Zyryanova, N. I. Introduction to professional and pedagogical activity: textbook [Vvedenie v professional'no-pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie], Yekaterinburg: Publishing house of the Russian State Professional and Pedagogical University, 2019. 153 p.

2. Noskova, T. N. Didactics of the digital environment [Didaktika cifrovoj sredy]. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=BDSb (accessed date: 09/11/2021).

3. Hattie, John A. S. Visible learning [Vidimoe obuchenie], Moscow: National Education, 2017. 495 p.

4. Challenges and prospects of digital transformation of education [Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya], National Research University "Higher School of Economics". Institute of Education. Edited by A. Yu. Uvarova,

I. D. Frumina. Available at: https://ioe.hse.ru/ data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (accessed date: 09/11/2021).

5. Shilova, O. N. Digital educational environment: a pedagogical view [Cifrovaya obra-zovatel'naya sreda: pedagogicheskij vzglyad], Man and Education, 2020, No. 2, pp. 36-41.

6. Maron, A. E., Koroleva, E. G. Conceptualization as a leading criterion for the development of regional systems of professional development of educators: trends in innovative experience [Kon-ceptualizaciya kak vedushchij kriterij razvitiya re-gional'nyh sistem povysheniya kvalifikacii rabot-nikov obrazovaniya: tendencii innovacionnogo opyta], Man and Education, 2020, No. 1, pp. 4-9.

7. Prikot, O. G. Methodology of choosing a strategy for the development ofpedagogical professional development space in the region [Metod-

ologiya vybora strategii razvitiya prostranstva povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih rabot-nikov v regione], Man and Education, 2020, No. 4, pp.4-12.

8. Sergeyev, I. S., Kondakov, A. M. Basic values of Russian civilization and their transformation at the stage of transition to digital society [Ba-zovye cennosti rossijskoj civizacii i ih transfor-maciya na etape perekhoda k cifrovomu ob-shchestvu], Pedagogika, 2020, pp. 5-23.

9. Kamensky, A. M. Digital self-determination of participants in the educational process of the modern school [Cifrovoe samoopredelenie uchastnikov obra-zovatel'nogo processa sovremennoj shkoly], Man and Education, 2021, No. 1, pp. 90-95.

10. Popova, N. E., Eremina, O. A. Professional standard "teacher": from theory to practice [Pro-fessional'nyj standart "pedagog": ot teorii k prak-tike], Pedagogical Education in Russia, 2017, No. 3, pp. 15-20.

Образец для цитирования статьи:

Лебедева, М. Б. Система подготовки учителей к руководству индивидуальными итоговыми проектами в старших классах / М. Б. Лебедева, Е. А. Соколова. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 4 (49). - С. 125-134.

Example for article citation:

Lebedeva, M. B., Sokolova, E. A. The system of teacher training for managing individual final projects in the senior school [Sistema podgotovki uchitelej k rukovodstvu individualnymi itogovy'mi proektami v starshix klassax], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 4 (49), pp.125-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.