Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ КУРС "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" В 10-11-Х КЛАССАХ: ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ'

УЧЕБНЫЙ КУРС "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" В 10-11-Х КЛАССАХ: ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС СОО) / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетенева О.В., Целикова В.В., Белаш Е.А.

В статье представлены подходы к разработке рабочей программы курса «Индивидуальный проект» для обучающихся 10-11-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также пример готовой рабочей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COURSE "INDIVIDUAL PROJECT" AT GRADES 10-11: APPROACHES TO THE WORK PROGRAM DEVELOPING

The article presents approaches to the development of a work program for the «Individual project» course for students in grades 10-11 in accordance with the requirements of the federal state educational standard of secondary general education, as well as an example of a finished work program.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ КУРС "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ" В 10-11-Х КЛАССАХ: ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ»

4. Пичугин, С. С. Графическое моделирование в работе над текстовой задачей / С. С. Пичупш // Начальная школа. — 2009. — № 5. — С. 41—45.

5. Проведение исследования PISA-2018 в России. Оценка математической грамотности. — URL: http:// www.centeroko.ru/pisal8/pisa2018_ml.html.

6. Раицкая, Г. В. Модель включения младших школьников в активную познавательную деятельность средствами решения проектных задач / Г. В. Раицкая // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Красноярск, 8 декабря 2016 г.) / под общ. ред. Т. Н. Ищенко ; Сибирский университет науки и технологий. — Красноярск, 2017. — С. 102—107.

7. Рослова, Л. О. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности / JI. О. Рос-лова, К. А. Краснянская, Е. С. Квитко // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. — № 4 (61). — С. 58—79.

8. Сафонова, Л. А. О действиях, составляющих умение решать текстовые задачи / JI. А. Сафонова // Математика в школе. — 2000. — № 8. — С. 34—36.

9. Тяглова, Е. Г. Математическая грамотность учащихся: понимание, анализ, измерение / Е. Г. Тяглова // Математическое образование: состояние, проблемы, перспективы : материалы международной научно-практической конференции (Актюбинск, 14 марта 2019 г.) / отв. ред. Б. А. Ердембеков. — Актюбинск : Изд-во Актю-бинского регионального государственный университет им. К. Жубанова, 2019. — С. 317—320.

УЧЕБНЫЙ КУРС «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В 10—11-х КЛАССАХ: ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

О. В. ПЛЕТЕНЕВА, кандидат

социологических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием НИРО окэапарШепеуа @yandex.ru

В. В. ЦЕЛИКОВА, главный специалист отдела внутреннего аудита

образовательных процессов НИРО vera-56-56©mail, ru

Е. А. БЕЛАШ, директор МБОУ «Средняя школа N2 8

с углубленным изучением отдельных предметов» (Кстово) bielashi@mail.ru

В статье представлены подходы к разработке рабочей программы курса «Индивидуальный проект» для обучающихся 10—11-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также пример готовой рабочей программы.

The article presents approaches to the development of a work program for the «Individual project» course for students in grades 10—11 in accordance with the requirements of the federal state educational standard of secondary general education, as well as an example of a finished work program.

Ключевые слова: проектная компетентность, проектная деятельность, индивидуальный проект, федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), рабочая программа

Key words: project competition, project activities, individual project, federal state educational standart of secondary general education, work program

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности, которая в свою очередь определяется поставленной целью и полученным (конечным) продуктом, различают несколько видов проектов.

Проектная компетентность обучающихся на уровне среднего общего образования в пункте 18.2.1 ФГОС СОО определяется как сформированные навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта. Проектная компетентность школьников как образовательный результат формируется и развивается в процессе осуществления проектной, то есть целенаправленной, деятельности в 10—11-х классах по решению определенной проблемы (несоответствия между имеющимся и желаемым/требуемым) во время реализации индивидуального проекта.

Индивидуальный проект—это особая форма организации обязательной учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся на протяжении определенного периода выполняют учебный проект или учебное исследование в рамках одного или нескольких предметов, курсов с целью продемонстрировать способность к самостоятельному проектированию и осуществлению целесообразной и результативной работы (то есть проектную компетентность), а также свои достижения в освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности (учебно-познаватель-

ной, конструкторской, социальной, художествен но-творческой и т. п.).

Согласно пункту 11 ФРОС СОО, в 10— 11-х классах индивидуальный проект выполняется:

/ обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора);

✓ по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности;

/ в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта — информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности, которая в свою очередь определяется поставленной целью и полученным (конечным) продуктом, различают несколько видов проектов: прикладной, исследовательский, социальный, инженерный, конструкторский, информационный, инновационный, творческий.

При этом прикладной, исследовательский и социальный виды проектов являются базовыми, основные черты которых находят отражение в характеристиках остальных типов проектов. Так, к типу прикладного проекта можно отнести инженерный, конструкторский, творческий

(последний также можно отнести к социальному типу проекта); к исследовательскому типу — информационный, инновационный проекты [4; 7].

В процессе реализации индивидуального проекта учащиеся проходят через определенные фазы проектной деятельности:

✓ фаза проектирования — ее результатом являются выстроенный способ решения проблемы и план его реализации;

✓ фаза реализации — результатом выступают собственно решение проблемы и получение проектного продукта/результата;

✓ оценочная — рефлексивная — фаза, результатом которой становится оценка полученных результатов.

В каждой фазе проектная деятельность осуществляется поэтапно. Этапы определяются в зависимости от выполняемого в данный момент проектного действия. Все проектные действия имеют логическую последовательность, вытекают одно из другого и могут быть разделены на отдельные операции, что является основанием для составления алгоритмов этих действий [4].

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (п. 11 ФРОС СОО). Поэтому для оказания помощи ученику школой реализуется программа учебного курса «Индивидуальный проект», который разрабатывается самой образовательной организацией с расчетом на изучение в течение одного или двух лет. Объем часов также устанавливается образовательной организацией (для этого могут быть использованы рекомендации Примерной основной образовательной программы среднего общего образования). Освоение программы данного курса является обязательным для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования.

Содержание программы курса определяется представленными ниже факторами.

✓ Прежде всего тем, как в школе сформирована и продиагностирована (на уровне основного образования) проектная компетентность обучающихся, в том числе при реализации/защите индивидуальных проектов в 9-м _

классе. Процессы инди- Процессы индивидуального проск-видуального проектиро- гтроваш1}1 в основной и средней вания в основной и школе взаимосвязаны, средней школе взаимосвязаны, преемственность между ними

состоит в том, что, во-первых, в основной школе формируются умения и навыки реализации проектной деятельности, а в средней школе эти умения должны составить основу для формирования опыта реализации индивидуального проекта, во-вторых, компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, в 10—11-х классах могут быть перенесены на жизненные ситуации, в том числе не относящиеся к учебе в школе (ПОП, 2016).

✓ Созданы ли условия, соответствующие требованиям ФГОС СОО для организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов.

✓ Каким образом решен вопрос о календарном периоде, в течение которого будут разрабатываться, реализовывать-ся и защищаться индивидуальные проекты (в рамках только 10-го либо только 11-го класса, или в рамках 10—11-х классов).

✓ Необходимо также определиться с руководителями проектов. Руководителем всех проектов может быть как один учитель, ведущий курс «Индивидуальный проект», так и несколько учителей-предметников (в случае, если проект связан с содержанием конкретного предмета) и другие педагогические работники школы (педагог-психолог, вожатый, библиотекарь и т. п.), если они имеют педагогическое образование, а проект ученика связан с их специализацией. Это решение поможет определить, включать или не вклю-

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами.

чать в структуру и содержание курса консультации для обучающихся по вопросам предметного содержания их проекта и т. д.

Обучающиеся должны быть обеспечены постоянным и устойчивым доступом к любой информации, необходимой для реализации индивидуального проекта, для поиска документов по любому критерию, к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам интернета (п. 27 ФГОС СОО).

Согласно требованиям ФГОС СОО, по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана ООП СОО, в том числе по учебному курсу «Индивидуальный проект», на каждого обучающегося должно быть не менее одного учебника в печатной и/или электронной форме или учебного пособия, достаточных для освоения программы учебного предмета.

В качестве учебно-методического обеспечения учебного курса «Индивидуальный проект» могут быть использованы учебные пособия [1; 2], изданные организациями, входящими в соответствующий перечень и допущенные к использованию при реализации образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию [6] (считаем, что в качестве дополнительной литературы целесообразно также использовать учебное пособие В. С. Лазарева [3]).

Сегодня из этих пособий опубликованной программой обеспечено только пособие М. В. По-ловковой, М. В. Майсак, Т. В. Половковой [2; 5]. За 70 учебных часов ученик освоит несколько модулей, предоставляющих ему возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого, обсудить свои замыслы и проектные идеи, и, наконец, осуществить собственную по-

исковую, проектную, конструкторскую или иную (по типу) деятельность в свободном режиме.

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. На наш взгляд, данный подход к формированию программы курса «Индивидуальный проект» целесообразен для обучающихся, не осваивавших проектную деятельность на уровне основной школы, а для тех десятиклассников, которые продемонстрировали достаточный уровень сформированное™ проектной компетентности при защите проекта в 9-м классе, он является избыточным, поскольку содержит слишком много теоретического материала, ранее уже освоенного обучающимися.

Учебное пособие «Индивидуальный проект: Рабочая тетрадь. 10—11 классы» авторского коллектива под руководством Л. Е. Спиридоновой (авторы: Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова) [1], на наш взгляд, не позволит обучающимся реализовать индивидуальный проект без использования дополнительных информационных ресурсов, поскольку имеет формат именно рабочей тетради.

Считаем, что исходя из имеющихся условий (в первую очередь кадровых), опираясь на результаты диагностики уровня сформированности проектной компетентности будущих десятиклассников и определив период осуществления индивидуального проекта (в течение одного, полутора или двух учебных лет), каждой образовательной организации необходимо разработать собственную программу учебного курса «Индивидуальный проект». По нашему мнению, данная программа должна быть надпредметной, проектные действия — носить метапредметный характер, поэтому ее реализация не зависит от выбранного учащимися профиля, но в содержании собственно индивидуальных

проектов обучающихся выбранный профиль может найти отражение. Эти проекты должны решать те проблемы, которые содержательно соответствуют выбранному профилю, хотя, согласно ФГОС СОО, они могут носить и межпредметный характер.

Мы предлагаем свой вариант содержания программы учебного курса «Индивидуальный проект». При ее составлении мы исходили из того, что обучающиеся в основной школе в течение пяти лет осваивали проектную деятельность, на итоговой аттестации продемонстрировали сфор-мированность проектной компетентности и имеют опыт реализации индивидуальных проектов в 8—9-м классах. Структура программы определяется требованиями ФГОС СОО и включает три основных раздела.

Раздел 1 «Планируемые результаты освоения учебного курса "Индивидуальный проект"»

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения программы данного учебного курса уточняют и конкретизируют общее понимание результатов индивидуального проекта (п. 11 ФГОС СОО).

Планируемые личностные результаты обучающихся подразумевают:

✓ личностное и профессиональное самоопределение;

✓ умение выстраивать систему причинно-следственных связей применительно к процессу получения дальнейшего образования;

✓ готовность к саморазвитию и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты обучающихся включают владение следующими навыками:

✓ самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возмож-

ные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях при реализации индивидуального проекта;

✓ продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе реализации индивидуального проекта;

✓ пользоваться различными методами познавательной деятельности, самостоятельно искать способы решения жизненных или исследовательских проблем;

✓ самостоятельно вести информационно-познавательную деятельность, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

✓ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении проектных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

✓ самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, определяющие стратегию своего поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

✓ ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

✓ осознавать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты и основания, границы своего знания и незнания, ставить новые познавательные задачи и находить средства их решения (познавательная рефлексия).

Планируемые предметные результаты обучающихся включают сформированность таких умений, как:

✓ адекватно применять приобретенные предметные знания и способы действий при решении проектных задач;

✓ самостоятельно использовать знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей при реализации индивидуального проекта.

Мы предлагаем свой вариант содержания программы учебного курса «Индивидуальный проект». При ее составлении мы исходили из того, что обучающиеся имеют опыт реализации индивидуальных проектов в 8—9-м классах.

Формулирование проблемы исследования. Формулирование гипотезы. Постановка целей и задач исследования. Методы исследования. Предметное содержание исследования.

Раздел 2 «Содержание учебного курса "Индивидуальный проект"»

Тема 1: «Особенности индивидуального проектирования в 10—11-м классах» Обсуждение с элементами самостоятельной работы. Виды деятельности. Особенности проектной деятельности, проектные действия. Этапы проектной деятельности. Виды и типы проектов. Научное исследование. Научный эксперимент. Анализ готовых проектов. Подходы к выбору темы проекта (исследования).

Тема 2: «Фаза проектирования проекта (исследования)»

Практикум. Определение темы проекта. Формулирование проблемы, цели, задач. Определение проектного продукта и критериев оценки его качества. Предметное содержание проекта. Определение источников информации. Предметные способы и действия. Разработка плана работы в проекте. Риски и способы их минимизации.

Формулирование проблемы исследования. Формулирование гипотезы. Постановка целей и задач исследования. Методы исследования. Предметное содержание исследования. Определение источников информации. Предметные способы и действия. Разработка плана работы в исследовании.

Консультации руководителей проектов.

Тема 3: «Защита концептуальной части проекта (исследования)» Практикум. Требования к проведению презентации и защиты проекта. Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, емкость, информативность выступления. Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха пуб-

личного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Использование наглядных средств.

Презентация и защита концептуальной части проекта (исследования).

Тема 4: «Фаза реализации проекта (исследования)»

Практикум. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности. Работа с информационными источниками. Поиск, обработка, систематизация и анализ информации. Работа в сети Интернет. Статистические данные.

Способы и формы представления данных. Текст как средство передачи информации. Компьютерная обработка данных проекта. Способы визуализации и систематизации текстовой информации.

Способы оформления и представления проектного (исследовательского) продукта/результата.

Самостоятельная работа. Разработка, создание, апробация проектного продукта.

Консультации руководителей проектов. Мониторинг выполняемых работ. Контроль/ корректировка плана проекта (исследования).

Тема 5: «Оформление и защита результатов проектной (исследовательской) деятельности»

Практикум. Требования к оформлению проектной работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов. Сбор и систематизация материалов по проектной (исследовательской) работе.

Практикум. Предварительная оценка проектного продукта. Формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов.

Представление и защита результатов проектной (исследовательской) деятельности.

Тема 6: «Фаза рефлексии проекта довательской) деятельности. Оценка ин-(исследования)» дивидуального прогресса в развитии соб-

Рефлексия. Анализ проектной (иссле- ственной проектной компетентности.

Раздел 3

«Тематическое планирование учебного курса "Индивидуальный проект"»

№ п/п Тема занятия Количество часов

Тема 1. Особенности индивидуального проектирования в 10—11-м классах (2часа)

1.1 Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2 Подходы к выбору темы проекта (исследования) 1

Тема 2. Фаза проектирования проекта (исследования) (8 часов)

2.1 Практикум. Определение темы проекта (исследования), проблемы, формулирование цели, задач, проектного продукта 2

2.2 Практикум. Предметное содержание проекта (исследования). Предметные способы и действия 2

2.3 Практикум. Разработка плана работы в проекте (исследовании). Риски и способы их минимизации 2

2.4 Консультации. Работа над проектом (исследованием) на фазе проектирования 2

Тема 3. Защита концептуальной части проекта (исследования) (6 часов)

3.1 Практикум. Подготовка к проведению презентации проекта (исследования) 2

3.2 Практикум. Языковые средства защиты проекта (исследования) 2

3.3 Практикум. Защита концепции проекта (исследования) 2

Тема 4. Фаза реализации проекта (исследования) (10 часов)

4.1 Практикум. Работа с информационными источниками 4

4.2 Практикум. Способы оформления и представления данных 2

4.3 Консультации. Мониторинг выполняемых работ. Контроль/корректировка плана проекта (исследования) 4

Тема 5. Оформление и защита результатов проектной (исследовательской) деятельности (8 часов)

5.1 Практикум. Сбор и систематизация материалов по проектной (исследовательской) работе 2

5.2 Практикум. Оформление проектной (исследовательской) работы 2

5.3 Практикум. Защита результатов проектной (исследовательской) деятельности 4

Тема 6. Фаза рефлексии проекта (исследования) (1 час)

6.1 Рефлексия проектной деятельности 1

Предлагаемый курс рассчитан на 35 аудиторных часов освоения в течение одного года с параллельным осуществлением самостоятельной проектной деятельности в объеме до 35 часов. Программа включает шесть тем, каждая из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования тем построена таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно при

взаимодействии с руководителем проекта смог реализовать индивидуальный проект. Осваивая программу курса, ученик получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать ее, презентовать одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, реализовать проект и успешно защитить свою работу.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Индивидуальный проект: Рабочая тетрадь. 10—11 классы : учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.

2. Половкова, М. В. Индивидуальный проект. 10—11 классы : учебное пособие / М. В. По-ловкова, А. В. Носов, М. В. Майсак, Т. В. Половкова. — М. : Просвещение, 2019. — 160 с.

3. Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе : учебное пособие для учащихся 7— 11 кл. / В. С. Лазарев. — Сургут : РИО СурГПУ, 2014. — 135 с.

4. Плетенева, О. В. Организация самостоятельной проектной деятельности обучающихся 8—9 классов : учебно-методическое пособие / О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, А. Б. Макарова, В. В. Цсликова, Е. А. Белаш. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2017. — 100 с.

5. Половкова, М. В. Программа элективного курса «Индивидуальный проект» / М. В. Половкова // Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Антипова, М. В. Половкова, И. В. Духанина [и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — С. 20—34.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71336240/.

7. Социальное проектирование в деятельности образовательных учреждений: технологические основы и опыт реализации : методические рекомендации / авт.-сост. : О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, Л. Ф. Ионова, К. С. Голышева, Е. М. Крылова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 81 с.

В 2020 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Немецкий язык: 9 класс: Учебное пособие / Сост. И. В. Матвеева. 107 с.

Данное учебное пособие предназначено для школьников, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык в 9-м классе. Содержание пособия реализует принцип экономии времени в организации и интенсификации учебного процесса освоения немецкого языка. Это означает минимизацию теории на уровне лексики, грамматики, фонетики, что позволит формировать у девятиклассников языковые навыки не изолированно в ходе выполнения лексических, грамматических, фонетических упражнений, лишенных коммуникативного контекста, а в деятельности, направленной на решение личностно значимых для обучающихся задач.

Французский язык как второй иностранный. 9 класс. Первый год обучения: Учебное пособие / Сост. О. В. Гончарук. 96 с.

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. В основу пособия заложен когнитивно-коммуникативный подход, способствующий успешному овладению основами иностранного языка.

Диалоги, стихи, тексты, разнообразные языковые и речевые упражнения, предусмотренная по окончанию каждой темы проектная деятельность — все это позволит не только развивать мышление и память обучающихся, но и формировать их творческие способности.

Учебное пособие по французскому языку предназначено для учащихся общеобразовательных организаций, начинающих учить французский язык в 9-м классе в качестве второго иностранного языка. V_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.