РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
О. В. ПЛЕТЕНЕВА, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения НИРО оквапарШвпвуа @ yandex.ru
М. В. ШУКЛИНА,
учитель биологии МБОУ СОШ № 45 Володарского муниципального района Нижегородской области mashyki63 @ yandex. ru
В статье представлен алгоритм разработки рабочей программы учителя по предмету, ориентированной на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности через реализацию проектно-дифференцированного обу-
чения.
The algorithm of developing the working program of a teacher at a subject is presented in the article. The algorithm is focused on forming the base culture of researching and designing activity through the realization of the differentiated teaching.
Ключевые слова: проектно-дифференцированное обучение, проектная компетентность обучающихся, рабочая программа учителя, алгоритм разработки рабочей программы
Key words: the differentiated training, design competence of pupils, the working program of a teacher, algorithm of the development of a working program
Как показывает практика дополнительного профессионального образования, часто задаваемые вопросы педагогов сегодня: «Зачем нам нужны рабочие программы?» и «Как это делается?» Ответы на эти вопросы можно найти
как в нормативно-правовых документах, так и в собственной практике.
Что такое рабочая программа
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деятельность любой образовательной организации осуществля-
ется на основе образовательной программы, представляющей собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [4]. Кроме того, «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность» (статья 12). Следовательно, рабочая программа учителя является компонентом основной образовательной программы школы, которая должна обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (статья 11) и может быть реализована с использованием различных образовательных технологий (статья 12).
Таким образом, рабочая программа — это инструмент педагога, в котором он определяет оптимальное содержание образования и наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения в данном конкретном классе для получения образовательного результата, соответствующего требованиям ФГОС и основной образовательной программе своей школы. Поскольку деятельность учителя достаточно индивидуализирована, то и рабочая программа— инструмент индивидуальный.
Зачем нужна рабочая программа
Цель разработки рабочей программы — создание условий для планирования, организации (в соответствии с требованиями ФГОС) и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Определяя проектно-дифференцированное обучение (ПДО) как возможный способ реа-
лизации требований федеральных государственных стандартов основного общего образования [1], мы выделяем в качестве основной метапредметной цели изучения любого школьного предмета проектную и исследовательскую компетентности школьников. При этом под проектно-дифференцированным обучением мы понимаем как систему обучения, ориентированную на формирование определенного уровня проектной компетентности школьников и реализуемую всей школой в целом, так и систему деятельности отдельного педагога, который вносит свой вклад в образовательный результат ученика.
Как разработать рабочую программу
Разработка рабочей программы учителя, основанной на принципах ПДО, может проходить в два этапа.
Первый этап подготовки к созданию рабочей программы, направленной на реализацию проектно-дифференцированного обучения, включает следующие шаги.
Ш а г 1. Изучить требования к рабочим программам и определить структуру будущей рабочей программы.
Требования к рабочей программе по предмету [5, с. 113—114], ориентированной на проектно-дифференцированное обучение, включают в себя:
3 определение целей в организации проектного обучения;
3 психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения проектной деятельности учащимися данного возраста с описанием возможностей дифференциации;
3 описание проектных компетенций (в категориях «знает», «понимает», «умеет», «владеет»), овладение которыми лежит в основе проектной компетентности;
3 описание способов формирования выделенных компетенций: подходы, техно-
Рабочая программа учителя является компонентом основной образовательной программы школы, которая должна обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
На основании требований ФГОС ООО определить ожидаемые ме-тапредметные и личностные результаты, успешное освоение которых может обеспечить конкретная предметная область.
логии, методы и средства обучения, формы организации деятельности обучающихся;
3 описание системы оценки метапред-метных результатов и результатов проектной деятельности, в том числе характеристика КИМов;
3 календарно-тематическое планирование с указанием:
— в каких разделах и темах предусматривается формирование проектных компетенций учащихся;
— какие проектные компетенции формируются;
— какой проектный продукт получит ученик в результате учебной деятельности;
— какие дидактические средства обучения необходимы для получения ожидаемого результата.
Ш а г 2. Изучить требования к ожидаемым образовательным результатам, зафиксированным во ФГОС ООО и целям основной образовательной программы основного общего образования школы.
Ведущим метапредметным результатом ФГОС ООО является сформированность у выпускников основной школы «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и / или социально значимой проблемы» [3].
Ш а г 3. На основании требований ФГОС ООО определить ожидаемые метапредметные и личностные результаты, успешное освоение которых может обеспечить конкретная предметная область.
На этом шаге мы советуем учителю ознакомиться с тем разделом примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [2], в котором достаточно полно конкретизируются метапредметные результаты освоения
этой программы в виде регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий на двух уровнях освоения:
3 ученик научится (базовый уровень овладения действием);
3 ученик получит возможность научиться (повышенный уровень).
Ш а г 4. Определить критерии анализа (выбора) УМК из перечня, рекомендованного Министерством образования и науки России, например:
3 наличие в УМК возможности достижения метапредметных результатов;
3 наличие возможности реализовать идею проектно-дифференцированного обучения и сформировать проектную компетентность школьников;
3 образовательные потребности и запросы обучающихся;
3 наличие ресурсов для реализации целей данной программы;
3 преемственность с программами начальной школы;
3 особенности контингента учащихся;
3 авторский замысел педагога и т. п.
Ш а г 5. Проанализировать (выбрать) УМК (примерную общеобразовательную программу и соответствующий учебник) на основании выдвинутых критериев и определить объем необходимых изменений в примерную общеобразовательную программу.
Предполагая, что многие авторы предметных программ и учебников не учитывали необходимость реализации проектно-дифференцированного обучения при изучении данной предметной области, среди необходимых изменений мы выделяем следующие:
3 зафиксировать в целях освоения конкретного предмета (курса) формирование проектной компетентности школьников как метапредметный результат обучения;
3 зафиксировать в составе элементов содержания, которые должен освоить учащийся, определенные проектные действия, а также возможные уровни и логическую последовательность овладения ими;
3 определить организационные формы и методы, средства и условия формирования проектной компетентности школьников;
3 установить объекты контроля и критерии оценки уровня сформированности проектной компетентности учащихся.
Проделав все перечисленные шаги, учитель будет готов ко второму этапу — разработке своей рабочей программы, направленной на реализацию проектно-дифференцированного обучения. Этот этап включает следующие шаги.
Ш а г 6. Сформулировать цель рабочей программы.
Формулировка цели в рабочей программе возможна в виде перечня ожидаемых результатов, что соответствует требованиям, зафиксированным во ФГОС ООО. Например, ожидаемые метапред-метные результаты изучения курса «Природоведение» в 5-м классе.
3 Пятиклассники научатся (регулятивные универсальные учебные действия):
— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
— самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
3 Получат возможность научиться:
— находить альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективные;
— осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
— адекватно оценивать свои возможности в достижении цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
3 Пятиклассники научатся (коммуникативные универсальные учебные действия):
— формулировать и аргументировать собственное мнение, координировать позицию с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью, чтобы строить монологическое контекстное высказывание;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3 Получат возможность научиться:
— учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.
3 Пятиклассники научатся (познавательные универсальные учебные действия):
— основам реализации проектно-ис-следовательской деятельности;
— проводить расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
— использовать ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое чтение для решения учебных проблем.
3 Получат возможность научиться:
— ставить проблему и аргументировать ее актуальность;
— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
Проделав все перечисленные шаги, учитель будет готов ко второму этапу — разработке своей рабочей программы, направленной на реализацию проектно-дифферен-цированного обучения.
При формулировке метапредмет-ных результатов учитываются возможности предмета, возрастные особенности школьников, а также способность учителя повлиять на получение таких результатов.
— делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.
При формулировке метапредметных результатов учитываются возможности предмета, возрастные особенности школьников, а также способность учителя повлиять на получение таких результатов.
Ш а г 7. Внести изменения в содержание примерной общеобразовательной программы по выбранному курсу на основании требований к рабочей программе по предмету, ориентированной на проектное обучение:
3 на основании возрастных особенностей школьников определить возможность использования разнообразных образовательных технологий и приемов педагогической техники для решения основных целей программы. Например, к возрастным особенностям пятиклассников относится замедление темпа деятельности, что определяет необходимость деления класса на микрогруппы, а их стремление экспериментировать определяет необходимость использования в микрогруппах творческих исследовательских заданий при проведении практических работ;
3 учесть специфику проектно-диффе-ренцированного обучения: направленность на формирование проектной компетентности, межпредметные связи, наличие внешних и внутренних ресурсов (материально-технические ресурсы, опыт ведения проектно-иссле-довательской и природоохранной деятельности, социальное партнерство и др.) для реализации целей программы;
3 объяснить связь курса с формированием умений проектной деятельности, необходимость выделения проектных модулей. Например, это может быть сформулировано следующим образом: «В тематическое планирование встроены проектные модули — проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей — освоить
систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности. Проектный модуль предполагает решение учениками определенной системы заданий, распределенной согласно этапам проектной деятельности. В ходе решения системы проектных задач у младших подростков формируются способности рефлексии (видеть проблему; анализировать сделанное; отмечать трудности и ошибки); целеполагания; планирования; моделирования; проявления инициативы при поиске способа / способов решения задач; коммуникативные способности (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Учитывая тесную связь содержания программы природоведения с программой экологии (их вводная функция в мир общих биологических и экологических понятий происходит через установление общих признаков жизни), а также то, что за эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе, часть проектных модулей разделена по этапам проектирования между курсами природоведения и экологии. При этом учтено разное количество часов, отведенное на предметы, и их местоположение в содержании курса».
Ш а г 8. Определить общие способы (методы) оценки достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов. Определить необходимость практических, самостоятельных и контрольных работ для оценки достигнутых результатов.
Текущая оценка сформированности проектных компетенций школьников может проходить:
3 в процессе ежеурочной рефлексии того метапредметного действия, на формирование которого был направлен урок;
3 в процессе реализации практических работ;
3 в процессе реализации межпредметных проектных модулей и защиты полученного проектного продукта.
Для этой цели используется модель достижений обучающихся на каждом уровне определенных областей их проектной компетентности [1; 5]. На основании этой модели лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифферен-цированного обучения НИРО разработана матрица оценки, заполнить которую можно исходя из педагогических наблюдений и листов самооценки обучающихся.
Ш а г 9. Определить разделы и темы в содержании курса, в рамках изучения которых возможна реализации проектного модуля.
Определить цели и ожидаемые результаты проектных модулей. Распределить часы, отведенные на изучение данного раздела / темы, таким образом, чтобы школьники освоили полный цикл проектной деятельности, включающий следующие этапы:
3 актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания;
3 проблематизация — определение проблемы проекта и причин, приводящих к ее появлению;
3 целеполагание — определение цели и задач проекта (цели освоения содержания модуля и последовательности шагов ее достижения; для учителя данная после-
довательность— это план изучения блока предметного содержания);
3 концептуализация — создание образа объекта проектирования (прогностического модельного представления проектного продукта);
3 решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта);
3 презентация полученного проектного продукта — демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапред-метном содержании;
3 оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.
Ш а г 10. Заполнить «сетку» тематического планирования, включив в нее три вида образовательных целей (предметные, метапредметные, личностные) и продукты деятельности ученика.
В метапредметных целях проследить логику формирования проектных умений на уроках и возможность достижения основных ожидаемых метапредметных результатов курса. Конкретизировать способы (методы) оценки достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначив продукт деятельности ученика. Определить дидактические инструменты / средства обучения.
Оптимальный, на наш взгляд, вид «сетки» календарно-тематического планирования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пример календарно-тематического планирования
№ урока / дата проведения Тема урока Образовательные цели Продукт деятельности ученика Дидактические инструменты / средства обучения Д/з
предметные метапредметные личностные
Ш а г 11. Включить в тематическое планирование проектные модули, соответствующие этапам проектирования и модульной организации образовательного процесса.
Ш а г 12. Разработать и включить в рабочую программу в качестве приложений дидактические задания, соответствующие образовательным целям и продуктам деятельности ученика на уроках.
Составить «задания-маркеры» по оцениванию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, по возможности включить их в состав практических работ, например:
3 определить алгоритм действий во время практических работ;
3 использовать выработанные правила сотрудничества при проведении практических работ.
Ш а г 13. Проанализировать полученную программу на основании требований к рабочим программам, основанных на принципах ПДО.
Анализ разработанной рабочей программы можно провести на основе карты экспертной оценки, разработанной сотрудниками лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференциро-ванного обучения [6] (см. таблицу 2).
Таблица 2
Карта экспертной оценки рабочей программы по предмету, ориентированной на проектное обучение
№ Критерии Индикаторы: 0 баллов — не выявлен, 1 балл — присутствует частично, 2 балла — присутствует полностью Оценка в баллах
1 Цели рабочей программы (4 балла) Сформулированы конкретно в контексте специфики учебного предмета
Ориентированы на организацию проектного обучения
2 Психолого-педагогическое обоснование (4 балла) Обоснована специфика восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Определены возможности дифференциации
3 Общая характеристика учебного предмета (6 баллов) Описаны виды компетенций, овладение которыми лежит в основе предмета
Определены подходы к формированию проектных компетенций
Описаны технологии, методы и средства формирования проектной компетентности учащихся
4 Метапредметные результаты освоения учебного предмета (8 баллов) Описаны метапредметные результаты (в категориях «знает», «понимает», «умеет», «владеет»)
Выделены результаты (в категориях «знает», «понимает», «умеет», «владеет») освоения проектной деятельности
Описана система оценки результатов проектной деятельности
Представлена характеристика КИМов
5 Календарно-темати-ческое планирование (8 баллов) Выделены разделы, темы, в которых предусматривается формирование проектной компетентности учащихся
Указано, какие проектные компетенции формируются в планируемых разделах, темах
Определены место и содержание проектных модулей
Определены задания для оценки сформированности проектной компетентности
6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (4 балла) Определен УМК
Описаны средства обучения
ИТОГО (тах = 34 балла)
Таким образом, рабочая программа ста- инструментом реализации проектно-диффе-новится инструментом формирования про- ренцированного обучения в образователь-ектной компетентности школьников, то есть ном процессе.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Плетенева, О. В. Целевые установки и оценка ожидаемых результатов ироектно-дифференцированного обучения школьников в основной школе / О. В. Плетенева // Нижегородское образование. — 2012. — № 4. — С. 72—80.
2. Примерная основная образовательная ирограмма образовательного учреждения. Основная школа. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. ириказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 // URL: http://standart.edu.ru.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
5. Формирование ироектной комиетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : методическое иособие / авт.-сост. : О. В. Плетенева, О. В. Тулуиова, В. В. Целикова,
B. Я. Бармина. — Н. Новгород : НИРО, 2013. —134 с.
6. Целикова, В. В. Диагностика и иреодоление ирофессиональных затруднений иедагогов в воиросах ироектного обучения в ОУ / В. В. Целикова / / Сиравочник заместителя директора школы. — 2013. — № 9. —
C. 82—89.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
м. ю. косых,
учитель высшей категории МБОУ СОШ № 30 Дзержинска maxuk-8990 @mail.ru
О. В. КОЛЕСОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и предметных методик начального образования НГПУ им. К. Минина a-m-Kolesov@yandex. гц
Е. В. ГАНИНА, учитель высшей категории МБОУ СОШ № 12 Дзержинска evganina @yandex.ru