Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ'

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЙ МОДУЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетенева О. В., Макарова А. Б., Целикова В. В.

В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты и представлен порядок действий администрации общеобразовательных организаций по внедрению проектно-дифференцированного обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INTRODUCTION OF THE DESIGN DIFFERENTIATED TRAINING IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOL

The article deals with regulatory and legal aspects and presents the procedure for the administration of general education organizations to introduce project-differentiated education in the school.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ»

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

В. В. ЦЕЛИКОВА, старший научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения НИРО vera-56-56@mail.ru

О. В. ПЛЕТЕНЕВА, кандидат

социологических наук, заведующая лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения НИРО oksanapleteneva@yandex.ru

А. Б. МАКАРОВА, кандидат

педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием НИРО

anna.hodzhibekov@mail.ru

В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты и представлен порядок действий администрации общеобразовательных организаций по внедрению проектно-дифференцированного обучения в школе.

The article deals with regulatory and legal aspects and presents the procedure for the administration of general education organizations to introduce project-differentiated education in the school.

Ключевые слова: образовательная организация, законодательство в сфере образования, основная образовательная программа, проектно-дифференцированное обучение, проектная компетентность, проектный модуль, учебный проект

Key words: educational organization, legislation in the field of education, basic educational program, project-differentiated training, project competence, project module, educational project

Современная образовательная политика выдвигает требования к образовательной организации (ОО) обеспечивать условия для овладения школьниками не только умений, специфических для каждой предметной области, но

и навыками применения предметных знаний в учебно-проектных и социально проектных ситуациях [5, п. 8], а также — основами культуры исследовательской и проектной деятельности [5, п. 18.2.1]. Каждой школе предоставляется возмож-

ность самостоятельно выбирать содержание образования, образовательные технологии, формы, методы обучения, закрепляя свой выбор в основной образовательной программе [8].

В этих условиях перед руководителем 00 встает проблема разработки или внедрения уже созданных педагогической наукой новых инструментов формирования и оценки требуемых образовательных результатов, но при этом многие образовательные технологии, которые могут использовать учителя, не дают полного представления о том, как за пять лет обучения на уровне основного общего образования получить требуемые результаты.

Кроме того, свобода школы в определении характера образовательной деятельности вступает в противоречие с ее высокой степенью ответственности перед государством, обществом и гражданами за результаты этой деятельности. В рамках данной статьи авторы рассматривают управленческие внедрения в образовательную практику системы проектно-дифференцированного обучения (ПД0) в качестве инструмента выполнения государственных требований к формированию и оценке проектной компетентности выпускника основной школы.

Проектное обучение понимается современными учеными-педагогами как образовательная технология, способствующая реализации системно-деятельност-ного подхода, и как системный компонент образовательного процесса, позволяющий построить его на принципах личностно ориентированного обучения и педагогики сотрудничества (В. П. Беспаль-ко, Г. Б. Голуб, Н. Ф. Маслова, В. Г. На-воднов, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, С. А. Смирнов и др.) [1]. Проектно-диф-ференцированное обучение, в отличие от проектного обучения, рассматривается авторами не как педагогическая техно-

Уровень проектной компетентности определяется степенью самостоятельности осуществления проектных действий и способом организации проектной деятельности.

логия, а как дидактическая система, ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника, реализуемая в условиях единства действий всех педагогов конкретной образовательной организации, что, на наш взгляд, принципиально отличает ПД0 от проектного обучения [3]. Системообразующим компонентом здесь выступает проектная компетентность выпускника основной школы, то есть сформиро-ванность навыков, позволяющих уверенно, без задержек и трудностей осуществлять проектную деятельность в различных учебных и неучебных ситуациях [4].

Формирование проектной компетентности в ПД0 основано на принципах непрерывности и последовательности при включении обучающегося в проектную деятельность и реализуется поэтапно от выполнения действия с опорой на инструкцию учителя или на памятку-алгоритм к самостоятельному выполнению действия, а также от со-регуляции и совместного выполнения действия со сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Таким образом, уровень проектной компетентности определяется степенью самостоятельности осуществления проектных действий и способом организации проектной деятельности:

3 минимальный базовый уровень — выполнение проектных действий по инструкции учителя;

3 базовый — по алгоритму-памятке;

3 повышенный — самостоятельно, но совместно с группой;

3 высокий — самостоятельно, индивидуально.

В 5—7-х классах в процессе реализации системы уроков, объединенных логикой развертывания проектной деятельности (проектный модуль), формируется проектная компетентность практически в любой предметной области. Ученик обязательно получает промежуточные проектные продукты на каждом отдельном уроке, который представляет собой этап (или

этапы) проектной деятельности. За три года обучения школьник может освоить не менее 12 разнопредметных проектных модулей и впоследствии сделать более осознанный выбор той предметной области, в которой он мог бы реализовать индивидуальное проектирование.

В 8—9-х классах проектная компетентность развивается в процессе разработки каждым учащимся индивидуального учебного проекта в рамках курса внеурочной деятельности, представляющего собой программу педагогического сопровождения его проектной деятельности. Выполнение индивидуального проекта дает возможность ученику продемонстрировать уровень сформированности каждого проектного действия либо при помощи учителя (базовый уровень), либо самостоятельно (высокий уровень).

Оценка уровня сформированности проектной компетентности проходит в той же логической последовательности, что и ее формирование. Причем если формирование проектной компетентности относится к ответственности учителей (каждого в отдельности и всех вместе), то ее оценка входит в область ответственности школы.

Таким образом, система проектно-диф-ференцированного обучения, на наш взгляд, может быть выбрана и внедрена в образовательный процесс образовательной организацией в качестве инструмента выполнения государственных требований к формированию и оценке проектной компетентности выпускника основной школы с учетом тех ограничений, которые накладывает существующее законодательство на образовательную деятельность, с целью обеспечения прав всех участников образовательного процесса.

Решение о внедрении и использовании такого инструмента в 00 может и должно быть основано на принципах единоначалия и коллегиальности, закрепленных в образовательном законодательстве [8]. Выступить с инициативой применения системы ПДО может руководитель образовательной организации. Рассмот-

реть ее должен коллегиальный орган, в компетенцию которого входят эти вопросы. Как правило, подобными полномочиями обладают педагогические советы организации. Решение коллегиального органа об использовании ПД0 в реализации образовательной программы оформляется соответствующим локальным нормативным актом (решением педсовета) и утверждается приказом директора.

Аналогичным образом можно принять решение о выборе модели ПД0, наиболее полно отвечающей образовательным потребностям и возможностям учащихся школы, а также ее ресурсам. Такой механизм обеспечивает распределенный характер принятия решений и выводит его на легитимную основу. Необходимо отметить, что уставы некоторых 00 предусматривают право руководителя отменять решения коллегиальных органов управления, если они противоречат существующему законодательству или нарушают права и законные интересы обучающихся. Директор несет ответственность за все направления работы школы, в том числе руководит образовательной деятельностью и имеет возможность настоять на реализации предложенных им инициатив, даже если коллегиальный орган высказывается против.

Для внедрения ПД0 необходимо выбрать его модели. В первой модели предполагается реализация проектных модулей, обеспечивающих формирование всех проектных действий обучающихся в процессе освоения содержания учебных предметов в обязательной части основной образовательной программы 000 (далее — ООП ООО). Проектный модуль в составе рабочих программ по предмету не требует разработки отдельной учебно-программной документации, однако согласно письму Минобрнауки от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» в рабочей

Решение о внедрении и использовании такого инструмента в 00 может и должно быть основано на принципах единоначалия и коллегиальности, закрепленных в образовательном законодательстве.

программе учебной дисциплины необходимо отразить формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности [2]. Поэтому если проектно-дифференцированное обучение вводится как технология реализации рабочей программы, то один ее раздел или тема оформляется как проектный модуль, то есть содержание данной темы структурируется не в логике освоения предмета, а в логике осуществления проектной деятельности.

Во второй модели ПДО проектные модули (не менее четырех за учебный год) реализуются в рамках специально разработанного учебного курса, относящегося к части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса. Внедрение данной модели потребует внесения изменений в основную образовательную программу в порядке, определенном уставом ОО. Процедура внесения изменений в ООП может быть регламентирована в Положении о внесении изменений в ООП, а вносимые изменения должны быть оформлены приказом руководителя ОО.

Включение ПДО в качестве отдельного учебного курса сопровождается дополнительными процедурами, связанными с формированием вариативной части ООП на основе образовательных запросов обучающихся и их родителей и разработкой рабочей программы. Запросы изучаются в соответствии с локальным нормативным актом ОО, в котором предусмотрены вопросы материального и кадрового обеспечения ОО, организации и проведения мониторингов, диагностик, тестирований учащихся, наделение отдельными функциями педагогических советов и представительных органов участников образовательных отношений.

На этапе выбора модели ПДО может понадобиться обучение руководителей

На этапе выбора модели ПДО может понадобиться обучение руководителей ОО. Программы повышения квалификации выбирает сама образовательная организация.

ОО. Программы повышения квалификации выбирает сама образовательная организация с учетом того, что результатом обучения должен быть определенный опыт руководителей в вопросах внедрения инноваций в деятельность школы. На курсах повышения квалификации руководитель ОО должен найти ответы на вопросы о механизмах внедрения и реализации ПДО, правовых и экономических основах организации ПДО, методах формирования готовности педагогического коллектива к реализации ПДО, способах информационного обеспечения.

Для разработки программно-методических материалов (рабочих программ, диагностического инструментария для оценки проектной компетентности обучающихся, форм проектной документации) целесообразно приказом директора образовательной организации создать проектные группы. При этом в соответствии с требованиями к педагогу (а именно учитель должен осуществлять профессиональную деятельность на основе ФГОС, владеть современными формами и методами обучения, организовывать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся) [6] и моделью профессиональной компетентности учителя, реализующего ПДО [9], необходимо обучить педагогов — участников проектных групп.

Лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцирован-ного обучения НИРО разработан ряд программ для организации обучения как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий. Как показывает практика, наиболее эффективным является обучение сразу всего педагогического коллектива, когда все его члены получают единую информацию, им предоставляется возможность приобрести опыт создания методических и дидактических материалов, а также проведения уроков.

Для организационного и методического сопровождения педагогов проектных групп разрабатывается программа мето-

дической работы на период внедрения ПДО. Например, в МБОУ «СШ с. п. Селекционной станции» для подготовки педагогов к реализации ПДО создано отдельное методическое объединение учителей, внедряющих ПДО в разных учебных предметах. В рамках программы работы этого объединения учителя формируют общие подходы к реализации ПДО, разрабатывают и проводят взаимную экспертизу методических и дидактических материалов (разноуровневых заданий для формирования всех проектных действий в составе проектных модулей и учебных проектов), диагностического инструментария (разноуровневых диагностических работ, инструментов мониторинга проектной деятельности и т. п.). Результатом такой целенаправленной методической работы стали материалы, необходимые для организации проектно-дифференцирован-ного обучения.

После всех предварительных шагов можно приступать к созданию условий, необходимых для внедрения ПДО, к которым относятся:

3 обеспечение информационных условий (страница (раздел) на сайте оО, на которой размещается информация о про-ектно-исследовательской деятельности; информационные стенды для педагогов, обучающихся, родителей, освещающие информацию о реализующихся проектах; план мероприятий по популяризации ПДО среди участников образовательной деятельности, образовательной общественности);

3 создание материально-технических условий (приобретение оборудования, технических средств обучения, обеспечение

выхода в интернет, в том числе для кабинета проектной деятельности и т. д.);

3 организация взаимодействия с родителями и социальными партнерами.

Разумеется, внедрение системы ПДО в образовательную деятельность школы является сложным процессом не только в методическом, но и в нормативно-правовом отношении. Однако, на наш взгляд, возникающие сложности компенсируются теми результатами, которые получают школьники в процессе реализации проектно-дифференцированного обучения. Результаты диагностики 370 обучающихся 5-х классов пяти школ Нижегородской области наглядно демонстрируют, что уже за первый год реализации ПДО (2015/2016) при целенаправленном последовательном и непрерывном включении школьников в проектную деятельность уровень сформированности их проектной компетентности растет. Если в начале учебного года только 46 % обучающихся справились с работой, диаг-но-стирующей умение осуществлять проектные действия, то к концу года уже 92 % пятиклассников успешно справились с диагностической работой.

Таким образом, внедрение ПДО в практику общеобразовательных организаций действительно обеспечивает формирование проектных навыков обучающихся основной школы, необходимых каждому современному человеку, если в ОО созданы все необходимые организационно-управленческие и педагогические условия.

Внедрение системы ПДО в образовательную деятельность школы является сложным процессом не только в методическом, но и в нормативно-правовом отношении.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Капранова, В. А. Технология проектного обучения в современном образовательном контексте / В. А. Капранова // Весщ БДПУ. — Сер. 1. — 2014. — № 2 ; URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/8593.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» //URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71139306/#ixzz4TYmGRKa1.

3. Плетенева, О. В. Особенности организации образовательного процесса, ориентированного на достижение проектной компетентности школьников / О. В. Плетенева // Личность, общество, образование в изменяющемся мире : межвуз. сб. научн. тр. : в 2 ч. — Ч. 1. — СПб. : ЛОИРО, 2013. — С. 219—227.

4. Плетенева, О. В. Целевые установки и оценка ожидаемых результатов проектно-диф-ференцированного обучения школьников в основной школе /О. В. Плетенева //Нижегородское образование. — 2012. — № 4. — С. 72—80.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"».

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования // URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fxn—80abucjiibhv9a.xn.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9. Целикова, В. В. Диагностика и преодоление профессиональных затруднений педагогов в вопросах проектного обучения в ОУ / В. В. Целикова // Справочник заместителя директора школы. — 2013. — № 9. — С. 82—89.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМООЦЕНКИ

Е. Г. ГУЦУ,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru

Е. В. КОЧЕТОВА,

старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии

дошкольного и начального образования

НГПУ им. К. Минина

evkoch@mail.ru

В статье обсуждается проблема управления усовершенствованием образовательной организации на основе результатов самооценки. Проанализированы понятие «самооценка», а также организация, методы и процедуры ее проведения. Представлены данные самооценки дошкольной образовательной организации на основе критериев модели Премии Правительства РФ в области качества. Предложены направления совершенствования организации на основе данных самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.