Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / БЕРЕЖЛИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Е.А.

Статья посвящена проблеме организации подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО. Подробно описывается опыт применения элементов бережливых технологий с целью оптимизации процесса подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся, даются конкретные рекомендации по внедрению данного опыта в деятельность образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО»

УДК 371

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ СОО

Е.А. Обухова

Статья посвящена проблеме организации подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО. Подробно описывается опыт применения элементов бережливых технологий с целью оптимизации процесса подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся, даются конкретные рекомендации по внедрению данного опыта в деятельность образовательных организаций.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, проектные технологии, итоговый индивидуальный проект, бережливые технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает владение выпускниками средней школы навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания [5].

На наш взгляд, наиболее эффективным способом развития перечисленных компетенций, обучающихся является технология проектной деятельности, а именно организация работы, направленной на подготовку к разработке и защите итогового индивидуального проекта в 10-11 классах.

Способность к проективной деятельности -одна из основополагающих характеристик человека, действующего в современном культурном пространстве. Итоговый индивидуальный проект строится на базе соответствующей образовательной технологии, которую важно освоить. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что проектная технология имеет широкую область применения на всех уровнях

образования. Владение содержанием, технологией и логикой социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. Проектные технологии обеспечивают успешность и конкурентоспособность будущего специалиста [2].

Итоговой индивидуальный проект на уровне СОО представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную) [1].

Выполнение и защита итогового индивидуального проекта представляет собой систему индивидуальной работы обучающегося по выбранной самостоятельно теме за пределами программного материала, под руководством педагога (тьютера) в соответствии с образовательными потребностями обучающегося. Не всегда работа тьютера в данном направлении является конструктивной, качественной. Не в каждом образовательном учреждении имеется достаточное количество учителей-тьютеров, которые имеют высокую компетенцию в организации сопровождения подготовки и защите итогового индивидуального проекта. Возникает проблема оптимизации данного процесса.

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии

массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы [4].

Бережливые технологии в образовательных организациях - это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами [3].

Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.

Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Работа по внедрению технологий бережливого производства в МАОУ «СОШ № 11», г. Сатка с целью оптимизации процесса подготовке к защите итогового индивидуального проекта проводилась в несколько этапов.

На первом этапе работы, на одном из семинаров-практикумов, были определены проблемы в организации подготовке детей к защите индивидуального итогового проекта с помощью одного из инструментов бережливых технологий: «Пирамида проблем». В данной «Пирамиде» определили следующий перечень проблем:

1.Отсутствие системы процесса подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО в МАОУ «СОШ № 11».

2.Отсутствие единства в подходах к процессу подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО.

З.Отсутствие предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане среднего общего образования.

4.Отсутствие единых методических рекомендаций по подготовке к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО.

Далее был проведен анализ причин с целью выявления корневой причины. Для этого также был использован инструмент бережливых технологий: метод «5 почему».

При обсуждении проблемы «потеря времени на подготовку к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО» в ходе семинара-практикума пришли к выводу, что педагогические работники тратят достаточно много времени на консультации для обучающихся по разъяснению и разработке категориального аппарата, теоретической части проекта, составления списка информационных источников, оформления проекта, нет предмета «Индивидуальный проект», в рамках которого обещающие получили бы необходимые знания и умения.

И как следствие была определена корневая причина потери времени на подготовку к защите индивидуального проекта: не создана единая система процесса подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО.

Применив инструмент технологии бережливого производства «5 почему?» была осуществлена попытка проанализировать проблемы и определить пути решения.

Первая проблема была определена как «Отсутствие в учебном плавне предмета «Индивидуальные проект», первопричиной явилось: отсутствие единой для ОО системы проведения анализ оценочной процедуры. В 2021 году внесли изменения в учебный план на уровне СОО и ввели в обязательную часть данный предмет в 10 и 11 классе в количестве 34 часа.

Также был сделан акцент на то, что в МАОУ «МОШ № 11» нет единого подхода у сотрудников к анализу оценочных процедур, потому

Е.А. Обухова

что, разный уровень квалификации и, к сожалению, разный уровень исполнительской дисциплины. Для решения данной проблемы в 2021-2022 учебном году была организована и проведена серия обучающих семинаров и часть педагогического коллектива, включая администрацию прошли курсы повышения квалификации по темам «Проектирование внутренней системы оценки качества образования как аспект профессиональной деятельности педагога» и «Внутренняя система оценки качества образования: развитие в соответствии с обновленными ФГОС».

Также проблемой явилось отсутствие единых форм анализа оценочной процедуры, отсутствие единой установленной формы сбора информации для проведения анализа оценочной процедуры, которую и разработали в 2021-2022 учебном году.

Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляется теперь руководителем проекта и самим обучающимся (самооценка), где одним из важных показателей, который положен в оценку руководителем, является степень самостоятельности выпускника. Основными критериями педагогической оценки при этом являются:

- сформированность познавательных действий;

- сформированность регулятивных действий;

- сформированность коммуникативных действий;

- сформированность предметных знаний и способов действий

Таки образом уже в 2021-2022 учебном году были достигнуты следующие результаты:

1. Устранили потери времени в процессе определения категориального аппарата индивидуального проекта, подготовки теоретической и практической части индивидуального проекта, подготовки и оформления списка информационных источников

2. Организовали включение в учебный план предмета «Индивидуальный проект», разработали программу учебного предмета «Индивидуальный проект», разработали

методические рекомендации по подготовке к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО (для обучающихся и учителей-предметников, руководителей

проекта). Сформировали единую систему процесса подготовки к защите индивидуального проекта обучающихся на уровне СОО.

Список литературы

1. Индивидуальный проект: 10-11-е классы: учебное пособие [Текст]/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсвк. - 4-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. -159 с.

2. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11классы. Учебное пособие [Текст] / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. - СПб. : КАРО, 2019. - 104 с.

3. Пособие для самостоятельного изучения: Производственная система Росатома. Базовый курс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chirpo.ru/files/bertech/metodich/По собия %20для%20самостоятельного%20изучения% 20Производственная%20система%20РОСА ТАМА^£ - Дата обращения: 08.10.2022.

4. Руководство по бережливому производству. Рон Перейра. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://chirpo.ru/files/bertech/ metodich/Руководство%20по%20бережливому %20производству%20Рон%20Перейра^£ -Дата обращения: 11.10.2022.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [Текст]. -Москва : Просвещение, 2014. - 64 с.

References

1. Individual project: 10-11th grades: textbook [Text] / M.V. Polovkova, A.V. Nosov, T.V. Polovkova, M.V. Maysvk. - 4th ed., Sr. -Moscow: Education, 2022. - 159 p.

2. Individual project: workbook. 10-11 grades.

Textbook [Text] / L. E. Spiridonova, B. A. Komarov, O. V. Markova, V. M. Statsunova. - St. Petersburg: KARO, 2019. - 104 p.

3. Manual for self-study: The production system of Rosatom. Basic course. [Electronic resource]. - Access mode: https://chirpo.ru/ files/bertech/metodich/Manuals%20for%20self %20study%20Production%20system%20ROSA TAMA.pdf. - Date of access: 08.10.2022.

4. Lean Manufacturing Guide. Ron Pereira. [Electronic resource]. - Access mode: https://chirpo.ru/files/bertech/metodich/Manual %20%20%20leanproduction.%20Ron%20Pereir a.pdf. - Date of access: 10.11.2022.

5. The federal state educational standard of secondary (complete) general education is a set of requirements that are mandatory for the imple-

mentation o f the main educational program of secondary (complete) general education by educational institutions with state accreditation [Text]. - Moscow: Education, 2014. - 64 p.

Сведения об авторе

Обухова Елена Анатольевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа J№ 11», г. Сатка

Information about the author

Obukhova E. A. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School J№ 11», Satka

УДК 371

МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.С. Сэркен

В статье широко освещена тема реализации национальной модели обеспечения качества образования, ее ключевые принципы. Автор акцентирует внимание на механизме оценки качества образования, в контексте которого рассматривается система внутреннего обеспечения качества образования. Проблема качества образования, по мнению автора, будет решаться путем совмещения независимой оценки ECERS и оценки удовлетворенности родителей качеством образования и обучения. Методы, описанные в статье, позволяют сделать вывод о глубокой и аналитической работе автора. Использование диагностических процедур определяет круг проблемных зон в практике педагогов. Актуальность и практическая значимость данной статьи в комплексном изучении методических потребностей педагогов и эффективности управления качеством образования.

Ключевые слова: национальная модель,

образование, механизм оценивания, независимая оценка ECERS.

Система образования любой страны в мире постоянно подвергается модернизации и коррекции с целью повышения уровня образованности населения. Главной задачей государственной политики Республики Казахстан в области образования является обеспечение его высокого качества, что нашло отражение в национальном проекте республики «Качественное образование «Образованная нация» [5], где общенациональным приоритетом обозначена задача по повышению качества знаний. Для ее решения в июне 2022 года подписан программный документ «Руководство по обеспечению качества образования всех уровней» [1].

Национальная модель обеспечения качества образования определила ключевые цели и основные принципы, также установлены уровни механизма оценки качества образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.