занятия, мини-лекции и иные формы, призванные обеспечить эффективную организацию психологически комфортной и безопасной среды в ВУЗе для каждого субъекта образовательной среды.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволяет сделать вывод о высокой эффективности программы организации безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа, максимизации показателей комфортности и безопасности образовательной среды, относительно всех ее субъектов. Показатели безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа существенно возросли на контрольном этапе исследования. Отмечается более чем 25% рост показателей, каждый из индикаторов образовательной среды достиг диапазона значений «высокий».
Литература:
1. Асадуллин Р.М., Терегулов В.Ш. Предмет педагогики и педагогической антропологии - человек // Р.М. Асадуллин, В.Ш. Терегулов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. №1. (13) С. 24-35.
2. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография / Л.Л. Балакина. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. - 240 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
4. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.
5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.
6. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.
7. Соколова Н.Л. Тематическая группа «Знакомство» в англоязычной культуре общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2007. № 532. С. 218-227.
8. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.
9. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 265-274.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна
Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ
КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Современное университетское образование на текущий момент требует множества изменений, одним из которых является оптимизация самой образовательной среды ВУЗа, в частности системы руководства, в первую очередь на уровне личности руководителей ВУЗов и менеджеров образования, которые должны сочетать в себе одновременно качества педагогического работника, менеджера, психолога. Подобная необходимость объясняет повышенные требования к менеджменту образования, с одной стороны важным аспектом является компетентность менеджеров образования, с другой стороны - сама система взаимодействия менеджеров и субъектов образовательного пространства ВУЗа, только гармоничное сочетание данные аспектов позволяет ВУЗу функционировать на должном уровне.
Ключевые слова: коммуникации, коммуникационная среда, эффективность высшего образования, методические подходы, оптимизация.
Annotation. Modern university education currently requires many changes, one of which is the optimization of the educational environment of the university itself, in particular the management system, primarily at the personality level of university managers and educational managers, which should combine the qualities of a teacher, manager, psychologist. Such a need explains the increased requirements for education management, on the one hand, the competence of education managers is an important aspect, on the other hand, the very system of interaction between managers and subjects of the educational space of the university, only a harmonious combination of these aspects allows the university to function at the proper level.
Keywords: communication, communication environment, efficiency of higher education, methodological approaches, optimization.
Введение. Важнейшим элементом описываемой оптимизации является совершенствование коммуникационной среды ВУЗа, что обусловлено ее взаимосвязью как с компетентностью сотрудников, так и с самой системой их взаимодействия. Тем самым оптимизация коммуникационной среды дает возможность не только улучшить управленческие и коммуникационные процессы, но и способна оказать благотворное влияние на образовательное пространство ВУЗа в целом. Вышесказанное диктует необходимость оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса. С целью максимального раскрытия возможностей как сотрудников, так и руководства ВУЗа, максимизации эффективности взаимодействия всех субъектов образовательного пространства необходимо максимально оптимизировать коммуникационную среду. Прежде чем непосредственно рассматривать специфику оптимизации коммуникационной среды и программу данной оптимизации необходимо обратить внимание на ключевые методологические подходы к заявленной проблеме, каждый из которых по-своему определяет коммуникации, критерии их эффективности
и методы их оптимизации, среди рассматриваемых методологических подходов можно выделить следующие [7]:
- системный подход - рассматривается и оценивается система взаимодействий субъектов на основе функциональной связи их структурных компонентов, состояния и динамику коммуникационных процессов внутри и вовне рассматриваемой системы, коммуникационная среда рассматривается как динамическая система способная видоизменяться при изменении их составляющих, внутреннем или внешнем воздействии на них;
- ситуационный подход - рассматривается и оценивается прежде всего скорость и результативность состояния и динамики коммуникативных актов, исходя из конкретных ситуаций, коммуникационная среда рассматривается как совокупность коммуникативных актов различной степени сложности, изменяя характер и иные свойства коммуникативных актов можно изменить коммуникационную среду;
- организационно-адаптивный подход - рассматривается и оценивается направленность и эффективность информационных потоков в организации, которые подразделяются на внутренние и внешние, коммуникационная среда представляет собой информационный поток, ее оптимизация возможна за счет изменения движения и иных свойств данного потока.
Отметим, что каждый из рассмотренных методологических подходов рассматривает коммуникационную среду как динамическое явление, имеющее определенную структуру, что однозначно указывает на принципиальную возможность ее изменения за счет влияния на структурные компоненты.
Изложение основного материала статьи. На наш взгляд наиболее практичным и адекватным потребностям совершенствования коммуникационной среды представляется системный подход, поскольку он позволяет эффективно диагностировать коммуникационную среду, отслеживать ее состояние и динамику изменений, тем самым позволяя оценить эффективность формирующих воздействий.
Опираясь на системный подход, как основной важно выделить одну из наиболее эффективных и результативных методик совершенствования коммуникационной среды, так называемый «сценарный метод» [5]. Данный метод опирается на то, что выстраивает ряд сценариев состояния и динамики коммуникационной среды, исходя из ее прошлого, текущего и требуемого состояний, разработав данные сценарии можно, во-первых, прогнозировать изменения коммуникационной среды (поскольку сценарий является одновременно критерием состояния и оценкой состояния), а во вторых выстраивать позитивные и негативные сценарии динамики изменений, ориентируясь на текущие условия, обеспеченность ресурсами и факторы внешней и внутренней среды. Сценарный метод позволяет выстраивать алгоритм оптимизации коммуникационной среды очень вариативно и подробно, более того он позволяет выявлять так называемые «точки роста» (параметры, динамика которых оказывает наибольшее влияние на динамику коммуникационной среды в целом), влияние на которых дает возможность наиболее эффективно развивать коммуникационную среду [4].
На практике процесс оптимизации заключается в формировании адаптивного сценария на основе определенных критериев, например, общей эффективности коммуникаций, эффективности отдельных видов коммуникаций, уровня развития параметров, обуславливающих коммуникационную среду и т.п [6].
Применение системного подхода и сценарного метода к коммуникационной среде в системе образования требует выявления специфики коммуникационной среды образовательного учреждения, в частности ВУЗа. К особенностям коммуникационной среды ВУЗа можно отнести: превалирование внутренних коммуникаций над внешними, формальных над неформальными, четкое разделение субъектов коммуникаций на группы, каждая из которых отличается от другой по типу коммуникаций внутри и вовне себя. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что для оптимизации коммуникационной среды ВУЗа требуется работать с отдельными акторами образовательной среды ВУЗа, как на уровне их личности, так и на уровне их взаимодействия между собой, при этом критериями эффективности изменений может служить эффективность внутренних коммуникаций и психологический климат в ВУЗе [3, 8].
Теоретический анализ проблемы коммуникации и коммуникационного менеджмента в совокупности позволил выработать стратегию оптимизации коммуникационного менеджмента в ВУЗе. Суть данной стратегии заключается в одномоментном принятии мер по развитию параметров, значимо влияющих на управление коммуникациями (компетентность, рефлексия и мотивация сотрудников; стрессоустойчивость сотрудников, оптимизация психологического климата и нивелирование тревожности); коррекции процесса принятия управленческих решений в ВУЗе; оптимизации административного аспекта коммуникационного менеджмента. Для выполнения данных задач необходимо четко расставить приоритеты.
Как уже отмечалось ранее, в учреждении университетского образования наиболее важным является внутренний аспект коммуникационного менеджмента, управление именно внутренними коммуникациями [1]. Поэтому развитие параметров, которые значимо позитивно влияют на управление коммуникациями является приоритетной и наиболее значимой целью формирующего этапа. Разумеется, пренебрегать остальными элементами не следует, но они являются скорее вспомогательными в данном процессе, т.к. административный и методический уровни коммуникационного менеджмента в рамках ВУЗа как правило реализованы на высоком уровне и требуют минимальных коррекций.
В ходе проведенного экспериментального исследования базе кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Мытищинского филиала ФГБ ОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» в 2019/2020 учебном году, нами был проведен анализ коммуникационной среды ВУЗа и выявлена специфика реализации коммуникационного менеджмента, состояние коммуникационной среды.
Были определены исследуемые диагностируемые параметры:
1. Компетенции и качества сотрудников ВУЗа: коммуникативная компетентность; организационная компетентность; лидерская компетентность; рефлексия; мотивация.
2. Уровень сформированности корпоративной культуры в ВУЗа: психологический климат в организации; уровень доверия между участниками коммуникационного процесса; уровень тревожности сотрудников; уровень стрессоустойчивости сотрудников; коммуникативность (стабильность коммуникативного акта); уровень корпоративной культуры; качественные особенности корпоративной культуры (наставничество, традиции коммуникаций и т.п.); ведущий тип управления организацией.
3. Эффективность управленческой системы в ВУЗА:
1. Соотношение и эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций.
2. Соотношение и эффективность непосредственных и опосредованных коммуникаций.
3. Соотношение и эффективность формальных и неформальных коммуникаций.
4. Соотношение управляемых и неуправляемых коммуникаций.
5. Совокупный показатель эффективности управления коммуникациями, эффективность управленческой системы (ЭУС).
В результате проведенного исследования нами были выявлены диапазоны значений заявленных параметров (параметры находятся преимущественно в среднем диапазоне значений) взаимосвязи между заявленными параметрами и эффективностью управления коммуникациями в ВУЗе, были определены особенности и структура пространства взаимосвязей. Это позволяет отследить точки роста, которые могут потенциально демонстрировать наибольшую динамику и оказывать по мере развития наибольший позитивный эффект на коммуникационный процесс в ВУЗе. Такими точками роста являются: коммуникативная, организационная и лидерская компетентность, рефлексия, мотивация сотрудников, психологический климат в коллективе, уровни тревожности и стрессоустойчивости испытуемых. В качестве интегративного компонента данной программы, влияющего на коммуникационный процесс в целом, будут выступать навыки эффективных коммуникаций.
Исходя из теоретико-методологического анализа проблематики данного исследования, а также результатов эксперимента, были определены основные принципы реализации программы оптимизации коммуникационного менеджмента в ВУЗе:
1. Принцип когнитивно-эмоционального перехода. Любое развитие невозможно без участия эмоциональных процессов. Мы рассматриваем коммуникацию не только как обмен данными, но и как проявление человеком своей индивидуальности посредством самовыражения. Развивая параметры, связанные с коммуникациями, мы каждый раз обращаемся к эмоциональным проявлениям человека. Данный принцип позволяет реализовать скрытые связи между различными параметрами, способствовать их дальнейшему взаиморазвитию [2].
2. Принцип иерархичности и системности в управлении. Развитие информационных аспектов управления тесно связано с кибернетикой - наукой, изучающей то общее, что имеется в управлении техническими системами, живыми организмами и человеческими коллективами. Согласно представлениям кибернетики управление служит свойством системы, кибернетические системы рассматриваются как системы управления, процессы управления [9]. Так как процесс коммуникации, прежде всего, обмен информацией, использование кибернетической науки в анализе данного процесса общепринято и крайне эффективно.
Многие способы мониторинга, анализа эффективности и прогнозирования изменений управленческой среды - результат применений достижений кибернетики.
3. Принцип мониторинга и управления коммуникациями. Данный принцип подразумевает то, что процессом коммуникации можно управлять только при условии правильного мониторинга коммуникационной среды. Реализация данного принципа наблюдается в деятельности PR-организаций, СМИ, и прослеживается в управлении внешними и внутренними коммуникациями любых организаций [10].
Суть данного принципа заключается в определении и ранжировании факторов, влияющих на коммуникационное пространство, с целью их классификации. Данный принцип является одним из ключевых в коммуникационном менеджменте, вне зависимости от особенностей его внедрения и реализации. В данном исследовании принцип мониторинга и управления коммуникациями занимает одно из ведущих мест и во многом определяет логику работы.
Следуя заявленным принципам, а также результатам констатирующего этапа исследования, была разработана специальная программа оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента в ВУЗе. Программа условно разделена на две части.
Первая часть программы - оптимизация эффективности коммуникационного менеджмента как технологии. Это комплекс мер (административных и организационных), направленных на мониторинг данного процесса и его коррекцию. В данной части акцент сделан на «шероховатости» в самой реализации технологии коммуникационного менеджмента, используются рекомендации и разработки Г. Ринне [9]. Учитываются внешние коммуникации ВУЗа.
Вторая часть программы реализовалась совместно с психологической службой ВУЗа и представляет собой комплекс тренинговых занятий, профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр и групповых занятий. Для данного комплекса характерна групповое проведение занятий и постоянно повышающаяся сложность заданий. В данной части акцент сделан на качества акторов коммуникационного процесса, на развитии параметров, значимо влияющих на управление коммуникациями, тем самым оптимизируя его. В данной части программы принимали участие все желающие (молодые сотрудники, не оптимально адаптированные в организации, испытуемые с высоким уровнем тревожности, сотрудники, ощущающие коммуникативные затруднения и т.п.).
Программа оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента в ВУЗе включает в себя занятия на развитие:
- коммуникативной компетентности;
- лидерской компетентности;
- организационной компетентности;
- мотивации к реализации себя в жизни и профессии;
- рефлексии;
- формирование психологического климата;
- стрессоустойчивость.
В целом каждое занятие включало:
- тренинг навыков эффективной коммуникации, скрытый тренинг заявленных параметров с помощью моделирования различных ситуаций на групповых занятиях;
- тренинги мотивации;
- профессионально-ролевые игры и выработка оптимального способа поведения в ролевой игре;
- групповая дискуссия и рефлексия.
Занятия построены с нарастанием сложности заданий, исходя из динамики процесса обучения и способностей испытуемых к рефлексии. После каждого упражнения осуществлялась рефлексия по поводу происходящих событий и переживаемых ощущений. Ведущий постепенно приучал участников выражать
своё отношение к окружающему, используя термины чувств и эмоций.
Реализация программы по оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента не только показала высокую динамику развития заявленных параметров, но и, исходя из принципа родственных систем, значительно помогла в развитии эффективности различного рода типов коммуникаций.
Выводы. Внедрение программы оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента в ВУЗе оказало позитивное влияние на эффективность управления коммуникациями в учреждении:
1) параметры компетентности и качеств сотрудников возросли на 12% по сравнению с констатирующим этапом исследования;
2) уровень тревожности у испытуемых снизился на и достиг среднего значения, показатель «стрессоустойчивость» повысился и достиг высокого значения. Произошли значимые позитивные изменения параметра «психологический климат» - достигнут очень высокий уровень сформированности;
3) анализ пространства взаимосвязей исследуемых параметров на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о существенном усилении взаимосвязей между ними;
4) наблюдается прогрессирующая динамика эффективности управления коммуникациями в совокупности на более чем на 15% контрольном этапе эксперимента.
Литература:
1. Баликина, Г.В. Коммуникативное сопровождение мероприятий по модернизации образования / Г.В. Баликина, Б.Л. Рудник, А.А. Пинский, Г.В. Абонкина. - М.: МО РФ, 2002. - 12 с.
2. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. -СПб.: Речь, 2012. - 298 с.
3. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских
научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) //
Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.
4. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б.Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Академический проект, 2012. - С. 124-136.
5. Озерова М.М. Корпоративные коммуникации в управлении вузом: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.08 / Озерова М.М; [Место защиты: ФГАОУВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет!, 2017. - 202 с.
6. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация
точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.
7. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.
№ 5. С. 95.
8. Соколова Н.Л. Тематическая группа «Знакомство» в англоязычной культуре общения // Вестник
Московского государственного лингвистического университета. 2007. № 532. С. 218-227.
9. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического
опыта//Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.
10. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING
THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae.
2018 . Т. 11. № 2. С. 265-274.
Педагогика
УДК 379.01
кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат юридических наук, доцент Валентонис Артурас Станисловович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В НЕПРЕРЫВНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье представлен зарубежный опыт социального партнёрства в системе непрерывного педагогического образования; подчёркнуто, что непрерывное педагогическое образование учителя имеет системообразующее социальное значение для обеспечения качества образования. Непрерывность педагогического образования в зарубежных странах нами рассматривается в триаде «допрофессиональное -профессиональное - постпрофессиональное». Анализ зарубежного опыта социального партнёрства в системе непрерывного «допрофессионального - профессионального - постпрофессионального» педагогического образования обнаружил как схожие характеристики на основе определенных общих идей и положений, так и многообразие подходов, отличительные черты и особенности его организации и содержания, в зависимости от экономической ситуации в конкретной стране, уровня благосостояния общества, политического устройства, особенностей системы образования, менталитета граждан. Социальным партнёрами в системе непрерывного педагогического образования становятся представители различных сообществ: обучающегося, профессионального педагогического и непрофессионального заинтересованного. Выявлено, что социальная направленность непрерывного педагогического образования указывает на его тесную взаимообусловленность с сущностью социального партнёрства.
Ключевые слова: социальное партнёрство, непрерывное педагогическое образование, зарубежный опыт, качество образования, подготовка учителя.
Annotation. The article presents the foreign experience of social partnership in the system of continuous teacher education; it is emphasized that the continuous pedagogical education of a teacher has a system-forming social significance for ensuring the quality of education. Continuity of teacher education in foreign countries is considered in the triad "pre-professional - professional - post-professional". Analysis of the foreign experience of social partnership in the system of continuous "pre-professional - professional - post-professional" pedagogical education revealed both similar characteristics based on certain general ideas and provisions, and a variety of approaches,