Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / COMMUNICATIONS / COMMUNICATION EFFICIENCY / EDUCATION MANAGEMENT / COMMUNICATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Ищенко Елена Николаевна

Проблема управления коммуникациями в образовательных учреждениях - одна из самых значимых для менеджмента в сфере образования. Эффективный коммуникационный менеджмент востребован в связи со значимыми факторами развития общества: коммуникация рассматривается в качестве одного из основных ресурсов развития и роста организации; эффективные коммуникации являются одним из ключевых факторов развития организации любого типа; коммуникация как процесс обмена знаниями и информацией существенно обуславливает эффективность деятельности в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Ищенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EMPIRICAL RESEARCH TO IDENTIFY SPECIFICS OF COMMUNICATION MANAGEMENT OPTIMIZATION IN HIGHER EDUCATION

The problem of managing communications in educational institutions is one of the most significant for management in the field of education. Effective communication management is required due to significant factors in the development of society: communication is considered as one of the main resources for the development and growth of the organization; Effective communication is a key factor in the development of any type of organization; Communication as a process of sharing knowledge and information is essential to the effectiveness of the organization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат исторических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Ищенко Елена Николаевна

Мытищинский филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Мытищи)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В

УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Проблема управления коммуникациями в образовательных учреждениях - одна из самых значимых для менеджмента в сфере образования. Эффективный коммуникационный менеджмент востребован в связи со значимыми факторами развития общества: коммуникация рассматривается в качестве одного из основных ресурсов развития и роста организации; эффективные коммуникации являются одним из ключевых факторов развития организации любого типа; коммуникация как процесс обмена знаниями и информацией существенно обуславливает эффективность деятельности в организации.

Ключевые слова: коммуникации, эффективность построения коммуникаций, управление в сфере образования, коммуникационный менеджмент.

Annotation. The problem of managing communications in educational institutions is one of the most significant for management in the field of education. Effective communication management is required due to significant factors in the development of society: communication is considered as one of the main resources for the development and growth of the organization; Effective communication is a key factor in the development of any type of organization; Communication as a process of sharing knowledge and information is essential to the effectiveness of the organization.

Keywords: communications, communication efficiency, education management, communication management.

Введение. Сложность реализации коммуникационного менеджмента заключается в первую очередь в том, что нет четких критериев мониторинга коммуникационной среды, что актуализирует проблемы эмпирических исследований коммуникационного менеджмента в системе университетского образования. Экспериментальная работа по диагностике и оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента осуществлялась на базе кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Мытищинского филиала ФГБ ОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» в 2019/2020 учебном году. Испытуемыми стали 54 сотрудника ВУЗа. При организации психолого-педагогического эксперимента мы преследовали следующие цели:

- исследовать уровень эффективности коммуникационного менеджмента, используя операционные методики (Г. Ринне, диагностика эффективности управленческих систем; Т. Майлз, диагностика особенностей коммуникативного процесса) как наиболее валидные в исследовании процессов управления, а также осуществить диагностику компетенций и качеств сотрудников ВУЗа, влияющих на эффективность управлениями коммуникациями в учреждении;

- разработать приемы оптимизации эффективности коммуникационного менеджмента и изучить динамику его изменений под влиянием формирующего эксперимента.

Для достижения поставленных целей был проведен комплексный психолого-педагогический эксперимент, включающий проблемно-поисковый метод, метод эксперимента, состоящий из констатирующего и формирующего этапа.

Изложение основного материала статьи. При анализе результатов исследования использовались такие методы, как корреляционный анализ, анализ нелинейного распределения данных и другие методы математической статистики. Для презентации результатов диагностики был применен метод абсолютных шкал, позволяющий с незначительной погрешностью (не более 2 %) проводить сравнительный анализ данных, полученных в разных системах измерения и имеющих разные критерии оценки значимости. Разность шкал измерений и система оценки результатов исследования заявленных параметров позволяет применение данного метода.

Результаты наглядно представлены в виде диаграмм. Обобщенная шкала измерений от 1 до 100, критерии оценки значимости: 1-27- низкий уровень; 27-59 - средний уровень; 59-77 - высокий уровень; 77100 - очень высокий уровень. Учитывая характер результатов и используемые математические методы анализа, вторичные элементы исследуемых параметров местами опущены и в исследовании представлены усредненные значения. Это позволяет рассмотреть массив данных более широко, чтобы увидеть картину в целом. Углубление в частные вопросы не подразумевается форматом данного исследования.

Результаты диагностики компетентности и качеств сотрудников ВУЗА (средние значения) представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики компетентности и качеств сотрудников ВУЗА на констатирующем этапе эксперимента

Полученные данные свидетельствуют о преимущественно среднем уровне сформированности исследуемых параметров у испытуемых. Параметр «лидерская компетентность» находится у порога развития «низкий» и имеет малый спектр отклонения. По мнению Г. Ринне [6], такие значения показателей вызваны тем, что сотрудники не выработали путей правильного проявления инициативы, что существенно затрудняет реализацию коммуникационного менеджмента. Показатель мотивации в среднем находится на высоком уровне сформированности, однако из всех параметров демонстрирует наибольший спектр отклонения. Это свидетельствует о трудностях определенной доли испытуемых в достижении профессиональных задач и некоторых затруднениях в ходе коммуникативного процесса [1, 5].

Показатель рефлексии находится в диапазоне средних значений. Однако спектр отклонения данного параметра от средних величин наименьший из всех. Эти результаты указывают на недостаточную сформированность у испытуемых рефлексивных умений, что является серьезным препятствием для механизма управления коммуникациями, т.к. именно высокий уровень сформированности рефлексии делает данный процесс достаточно гибким для реагирования на изменения. Также следует учитывать, что механизмы обратной связи напрямую зависят от развитости рефлексии [2].

Показатели лидерской и коммуникативной компетентности находятся в пределах средних значений, при этом спектр отклонения стремится в сторону высоких значений. Это свидетельствует о том, что в организации имеется существенная доля опытных сотрудников, имеющих высокий уровень развития профессионально важных качеств, однако доля сотрудников, чьи показатели данных параметров приближаются к порогу развития «низкий», тоже довольно значима. Полученные данные будут учтены при реализации формирующего этапа исследования.

Результаты диагностики уровня сформированности корпоративной культуры в ВУЗА (средние значения) представлены на рис. 2.

Тревожность ■ Коммуникативность ■ Уровень корпоративной культуры ■ 68

Стрессоустойчивость ■ Уровень Доверия ■ Психологический климат ■

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня сформированности корпоративной культуры ВУЗА на

констатирующем этапе эксперимента

Результаты исследования коммуникационного процесса в организации позволили выявить его особенности, знание о которых поможет существенно оптимизировать эффективность коммуникационного менеджмента. Результаты диагностики эффективности управления коммуникациями представлены (средние значения) на рис. 3.

100 80 60 40 20 0

53,2 64,7 59 /10 1 ■ 64,7

■ ■

ЭУК

эвк

эгк

энк

эок

ЭФК

ЭНФК

Рисунок 3. Результаты диагностики эффективности управления коммуникациями на констатирующем этапе эксперимента

*ЭУК - эффективность управления коммуникациями (интегральный показатель), ЭВК - эффективность вертикальных коммуникаций, ЭГК - эффективность горизонтальных коммуникаций, ЭНК - эффективность непосредственных коммуникаций, ЭОК - эффективность опосредованных коммуникаций, ЭФК -эффективность формальных коммуникаций, ЭНФК - эффективность неформальных коммуникаций.

Результаты диагностики эффективности управления коммуникациями демонстрируют преимущественно средние и высокие значения параметров. Наиболее значимый показатель ЭУК находится на среднем уровне развития, однако близок к порогу развития «высокий» и имеет незначительную положительную динамику.

С целью анализа структуры пространства взаимосвязей и для более детального понимания механизмов взаимодействия исследуемых параметров был проведен корреляционный анализ (таблицы 1-3).

Таблица 1

Корреляционные взаимосвязи компетентности и качеств сотрудников с уровнем сформированности корпоративной культуры в ВУЗе

Параметры Стрессо-учтойчи-вость Тревожность Коммуникативность Уровень корпоративной культуры Психологический климат Уровень доверия

Коммуникативная компетентность -0.70 0.93 0.64 0.81

Организационная компетентность 0.59 0.75 0.78

Лидерская компетентность 0.78 0.84

Рефлексия 0.83 -0.82 0.87 0.65

Мотивация 0.69 -0.86 0.63 0.68

р < 0,05

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что коммуникативная, организаторская, лидерская компетентность и качества (рефлексия, мотивация) сотрудников значимо и сильно связаны с особенностями корпоративной культуры в ВУЗе, однако эта взаимосвязь во многом носит неравномерный характер. Наиболее значимыми являются связи рефлексии и мотивации с особенностями корпоративной культуры. Их разветвленность и сила позволяют сделать заключение о важности данных параметров для корпоративной культуры, в особенности это касается стрессоустойчивости и тревожности. При этом компетентность сотрудников ВУЗа является определяющей для таких параметров, как уровень доверия и психологический климат. Взаимосвязь организационной компетентности и уровня доверия (г = 0.78) объясняется структурой коммуникационного процесса в ВУЗа, когда доверие между сотрудниками во многом зависит от организации этого процесса [4].

Анализ матрицы, представленной в таблице 2, позволяет сделать вывод о значимой, равномерной и сильной взаимосвязи компетентности и качеств сотрудников с эффективностью коммуникационного менеджмента.

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи компетентности и качеств сотрудников с эффективностью

управления коммуникациями

Параметры Эффективность управления коммуникациями (ЭУК) Эффек-тив-ность вертикальных коммуникаций (ЭВК) Эффективность горизонтальных коммуникаций (ЭГК) Эффективность формальных коммуникаций (ЭФК) Эффективность неформальных коммуникаций (ЭФНК)

Коммуникативная компетентность 0.87 0.76 0.88 0.82 0.75

Организационная компетентность 0.78 0.73 0.84 0.69

Лидерская компетентность 0.81 0.85 0.82 0.86

Рефлексия 0.78 0.62 0.59 0.55 0.81

Мотивация 0.70 0.56 0.77 0.58 0.72

р < 0,05

Отсутствие связи между организационной компетентностью и ЭГК объясняется тем, что данный тип коммуникаций очень спонтанный и редко бывает достаточно длительным для целенаправленной его организации. Отсутствие связи между лидерской компетентностью и ЭФК объясняется доминированием для данного типа коммуникаций формальных актов, не требующих лидерских компетенций [3].

Связи рефлексии и мотивации с заявленными параметрами равномерны. Взаимосвязь между рефлексией и ЭФНК (г = 0.81) свидетельствует о том, что неформальные коммуникации в организации во многом обусловлены развитием рефлексивных умений. Это вызвано необходимостью постоянного переосмысления информации и важностью обратной связи, которую и обеспечивает рефлексия. Анализ данного пространства взаимосвязей позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное развитие заявленных параметров окажет позитивное влияние на эффективность управления коммуникациями в ВУЗе.

Анализ матрицы, представленной в таблице 3, позволяет констатировать высокую степень взаимосвязи уровня сформированности корпоративной культуры с эффективностью управления коммуникациями.

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи уровня сформированности корпоративной культуры с эффективностью управления коммуникациями на констатирующем этапе эксперимента

Параметры Эффективность управления коммуникациями (ЭУК) Эффективность вертикальных коммуникаций (ЭВК) Эффективность горизонтальных коммуникаций (ЭГК) Эффективность формальных коммуникаций (ЭФК) Эффективность неформальных коммуникаций (ЭФНК)

Стрессоустойчивость 0.82 0.66 0.79 0.63

Тревожность -0.80 -0.78 -0.82

Коммуникативность 0.88 0.75 0.84 0.79 0.87

Уровень доверия 0.71 0.83 0.74

Психологический климат 0.84 0.76 0.90 0.63 0.92

Уровень корпоративной культуры 0.73 0.70 0.69

р < 0,05.

Особенно стоит отметить роль такого параметра, как тревожность, имеющую обратную связь с эффективностью управления коммуникациями (ЭУК). Развитие стрессоустойчивости должно нивелировать влияние данного показателя, эта мера является необходимой для оптимизации управления пространством коммуникаций ВУЗа. Стоит также обратить внимание на равномерную и разветвленную связь психологического климата с заявленными параметрами, особенно связь этого показателя и ЭНФК (г = 0.92).

Учитывая важность неформальных коммуникаций для данной организации, улучшение психологического климата и одновременное снижение тревожности у некоторой доли сотрудников может оказать решающее воздействие на положительную динамику управления коммуникациями.

Стоит обратить внимание на то, что уровень корпоративной культуры связан только с вертикальными (г = 0.70) и формальными (г = 0.69) коммуникациями. Результаты свидетельствуют о том, что корпоративная культура оказывает влияние только на верхний уровень управления, и нет четкой регламентации на более низких уровнях. Учитывая результаты диагностики, данная особенность будет существенна при организации формирующего этапа исследования.

В ходе математического анализа были выявлены структура пространства взаимосвязей, картина взаимовлияния и взаимозависимости параметров, что позволит эффективно оптимизировать управление коммуникациями в ВУЗА как с помощью целенаправленного развития заявленных параметров, так и корректируя его реализацию.

Выводы. В ходе исследования были установлены основные параметры, значимо влияющие на коммуникационный менеджмент: коммуникативная, организационная, лидерская компетентность, мотивация к самореализации в профессии, рефлексивные умения сотрудников, а также уровень сформированности корпоративной культуры в организации. Математический анализ результатов экспериментального исследования подтвердил ключевое значение данных факторов.

Результаты диагностики коммуникативной, организаторской, лидерской компетентности, мотивации к самореализации в профессии, рефлексии, уровня сформированности корпоративной культуры в ДОУ выявили преимущественно среднее их развитие. На заключительном этапе наблюдается прогрессирующая динамика роста всех заявленных параметров.

Совокупность коммуникативной, организаторской, лидерской компетентности сотрудников является ключевым фактором, влияющим на управление коммуникациями.

Литература:

1. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских

научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) //

Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.

2. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.

3. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003.

№ 5. С. 95.

4. Соколова Н.Л. Тематическая группа «Знакомство» в англоязычной культуре общения // Вестник

Московского государственного лингвистического университета. 2007. № 532. С. 218-227.

5. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического

опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.

6. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. T. 11. № 2. C. 265-274.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); кандидат исторических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Ищенко Елена Николаевна

Мытищинский филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Мытищи)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов учебного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Поскольку, на практике образовательная среда состоит из множества локальных образовательных сред, то в одном и том же образовательном учреждении могут сосуществовать локальные среды с различной модальностью, влияющие друг на друга. Поэтому для понимания сущности образовательной среды, и ее характеристик необходимо рассмотреть среду как общее понятие, а так же экстраполировать базовые свойства сред на образовательную среду.

Ключевые слова: образовательная среда, участники образовательного процесса, безопасность и комфортность образовательной среды.

Annotation. The educational environment is a set of material factors of the educational process, interpersonal relations established by subjects of education and specially organized psychological and pedagogical conditions for the formation and development of the personality. Since, in practice, the educational environment consists of a plurality of local educational environments, local environments with different modality that affect each other can coexist in the same educational institution. Therefore, in order to understand the essence of the educational environment, and its characteristics, it is necessary to consider the environment as a general concept, as well as extrapolate the basic properties of the media into the educational environment.

Keywords: educational environment, participants in educational process, safety and comfort of educational environment.

Введение. Безопасность образовательной среды и ее комфортность являются структурными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.