DOI 10.26105/SSPU.2019.38.29.010
YÄK 378.14 ББК 74.480.25
Е.В. ЛУKИЯHЧИHA1 Л.Л. ЛAШKOBA
'Г
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАНИИ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» В УНИВЕРСИТЕТЕ
E.V. LUKIYANCHINA, L.L. LASHKOVA
'Г
READINESS FORMATION FOR BUSINESS COMMUNICATION AMONG STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION «PERSONNEL MANAGEMENT» IN UNIVERSITY
В статье рассматривается одно из направлений профессиональной подготовки будущих специалистов в области управления персоналом. Авторы раскрывают значимость проблемы обучения эффективной деловой коммуникации в вузе. Актуальность и новизна материала заключаются в разработке содержательных и методических аспектов процесса формирования готовности к деловой коммуникации у бакалавров направления подготовки «Управление персоналом».
Наглядное представление заявленного процесса решается с помощью метода моделирования. Разработанная авторами статьи структурно-функциональная модель включает целевой, теоретико-методологический, методически-процессуальный и оценочно-результативный компоненты.
В процессуальном блоке модели прописаны такие эффективные формы образовательной деятельности со студентами, как проблемные лекции, решение проблемных ситуаций и коммуникативных задач, деловые игры, тренинги, беседы с работодателями, предметные олимпиады и др.
The article discusses one of the areas of professional training of future specialists in the field of personnel management. The authors reveal the importance of the problem of learning effective business communication in the university. The relevance and novelty of the material lies in the development of substantive and methodological aspects of the process of formation of readiness for business communication among bachelors in the area of training "Personnel Management".
Evident representation of the stated process is solved by means of a modeling method. The structurally functional model developed by the authors of the article includes target, theory-methodological, methodical and procedural and assessment and productive components.
Such effective forms of educational activity with students as problem lectures, solution of problem situations and communicative tasks, business games, trainings, interviews with employers, the subject Olympiads and others are registered in the procedural block of the model.
Ключевые слова: деловая коммуникация, готовность, управление персоналом, студент, университет.
Key words: business communication, readiness, personnel management, student, university.
Введение. Руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века П. Гриффин отмечает, что если в индустриальную эпоху главными навыками являлись чтение, письмо и арифметика, то в постиндустриальную (информационную) приоритетными становятся коммуникативные умения, навыки критического и творческого мышления, а главной личностной характеристикой является любопытство [8]. Заявленные умения и навыки сегодня приобретают особую актуальность для организации эффективного делового общения специалиста в области управления персоналом [2].
В ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (бакалавр) прописаны такие компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владение навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других; способность осуществлять деловое общение [6].
Кроме того, в Профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» необходимыми умениями в области коммуникационной деятельности являются соблюдение нормы этики делового общения, ведение деловой переписки [7].
В современных исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Р.А. Коноваловой, Г.Н. Серикова готовность к деловой коммуникации рассматривается как интегративное профессионально значимое качество личности, имеющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру, выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущим специалистам продуктивно осуществлять деловую коммуникацию при решении управленческих задач, совершенствовать свой опыт в данной деятельности, расширять его границы.
Когнитивный компонент включает знания о месте деловой коммуникации в профессии специалиста в области управления, знания о сущности эффективной деловой коммуникации, знания о коммуникативных тактиках и стратегиях в разных видах делового общения (деловой беседе, переговорах, совещании и др.), а также знания о построении деловой коммуникации с учетом возрастных, статусных и индивидуальных особенностей партнеров по деловому общению.
Мотивационно-ценностный компонент отражает осознание ценности эффективной деловой коммуникации в профессиональной деятельности менеджера и наличие коммуникативного намерения в осуществлении деловой коммуникации, а деятельностный - умения эффективного говорения (точность, уместность, логичность речи) и практического решения коммуникативных задач в ходе делового общения.
Проведенный нами констатирующий эксперимент указал на недостаточный уровень сформированности готовности к деловой коммуникации у студентов направления подготовки «Управление персоналом». По результатам диагностики можно констатировать, что многие бакалавры слабо владеют коммуникативными умениями профессионально ориентированного диалога, нормами речевого и неречевого поведения с учетом разных типов профессиональных ситуаций, не демонстрируют умения корректировать речевое поведение за счет гибкого использования речевых тактик, достижения коммуникативного согласия, преодоления барьеров, блокирующих деловую коммуникацию.
При решении кейсов бакалавры затрудняются содержательно и доступно изложить сотрудникам распоряжения и рекомендации, не учитывают при этом профессиональные интересы, недостаточно ориентируются на возрастные и статусные характеристики партнеров по общению.
Цель. На основании полученных данных мы сделали вывод о необходимости системной работы в данном направлении образовательной деятельности. В связи с этим, была поставлена цель научно-исследовательской деятельности - разработка и реализация модели формирования у студентов направления «Управление персоналом» готовности к деловой коммуникации в рамках аудиторной и внеаудиторной работы в вузе.
Материалы и методы. В настоящее время сложился круг моделей, построение которых осуществляется для глубокого изучения специфических свойств и особенностей педагогических явлений: структурно-функциональные и функционально-структурные, организационные, образовательные, процессные, компетентностные, математические и др. [10, с. 47].
Разработанная нами структурно-функциональная модель является системой, представляющей собой интеграцию целевого, теоретико-методологического, методически-процессуального и оценочно-результативного компонентов. Социальный заказ по реализации структурно-функциональной модели осуществлен, исходя из требований Закона об образовании в РФ (ст.11, п.5), требования ФГОС ВО по направлению подготовки «Управление персоналом», требования Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом». Целевой компонент модели включает формирование у будущих менеджеров готовности к деловой коммуникации (ценностно-смысловая функция).
Теоретико-методологический компонент модели включает комплекс методологических подходов и принципов, представляющих, по мнению И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, принципиальную методологическую ориентацию исследователя, точку зрения, с которой рассматривается объект изучения.
Поскольку каждый подход является продуктивным лишь в познании конкретного аспекта, то взятый сам по себе, в отрыве от других, его бывает недостаточно для изучения педагогического явления. В теории и практике профессионального образования наметилась тенденция синтеза уже ранее известных методологических подходов, отдельные элементы которых просматриваются на протяжении всей истории познания человеческой мысли и могут быть детерминированы в русле развития изучаемой нами проблемы. В связи с этим, объективную картину обучения деловой коммуникации студентов в вузе может дать лишь комплексное использование совокупности подходов.
В нашем исследовании представлена интеграция на общенаучном уровне системного подхода; теоретико-методологическая стратегия, выявляющая направления теоретического исследования и фиксирующая его общий план, представлена коммуникативно-деятельностным подходом; в качестве практико-ориентированной тактики исследования выбран проблемный подход, составляющий конкретно-научную методологию.
Принципы, включенные в теоретико-методологический компонент модели, объективны, ориентированы на снятие педагогических противоречий и решение профессиональных задач. Каждый из принципов предъявляет требования ко всем компонентам системы обучения будущих специалистов в области управления персоналом деловой коммуникации и повышает эффективность данного процесса. В настоящем исследовании выделены следующие принципы:
- релевантности: изучение современных тенденций и перспектив развития системы управления персоналом, изменение требований к специалистам в данной области, что необходимо для процесса формирования у бакалавра готовности к деловой коммуникации;
- диалогичности: проявление инициативы, совместное с педагогом решение творческих коммуникативных задач как необходимое условие результативности обучения (преобразование «суперпозиции» преподавателя и «субординированной» позиции студента в личностно равноправные);
- практико-ориентированности: актуализация и стимулирование обучаемого к личностному и профессиональному росту, его исследовательской активности, самостоятельному обнаружению и постановке коммуникативных задач в профессии;
- интегративности: возможность коммуникативной деятельности на любом занятии позволяет закреплять полученные специальные коммуни-
кативные знания и формировать коммуникативные умения. Транслируемые темы по вопросам общения в курсах педагогических и психологических наук должны иметь коммуникативное обоснование.
Результаты и обсуждение результатов. Особый интерес представляет процессуальный блок модели, который включает разъясняюще-мотивационный, теоретически и практически развивающий, репродуктивно-творческий этап.
Система формирования у будущих специалистов в области управления персоналом готовности к деловой коммуникации включала:
- наполнение адекватным коммуникативным содержанием определенных разделов традиционных учебных дисциплин, введение в образовательный процесс вуза интегрированного элективного курса коммуникативной направленности;
- включение в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов в области управления персоналом проблемного контекста;
- актуализация субъектного опыта студентов в сфере эффективной деловой коммуникации.
Разъясняюще-мотивационный этап включает разнообразные формы работы со студентами: аудиторная (проблемные лекции, семинары, практические работы, учебные конференции, коллоквиумы); внеаудиторная работа (открытые лекции и профессиональные беседы с работодателями по проблемам делового общения (например, «Роль эффективной деловой коммуникации в профессии менеджера», «Искусство публичного выступления в управленческой деятельности» и др.), вебинары, интенсив-тренинги, мастер-классы). На данном этапе целесообразно использовать методы, способствующие формированию ценностного отношения к деловой коммуникации (кейс-метод, игровое проектирование, дискуссия, метод ситуационно-ролевых игр и др.).
Теоретически и практически развивающий этап включает следующие формы работы: аудиторная (включение теоретического материала по деловому общению в предметы учебного плана, элективный курс «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности»), внеаудиторная работа (открытые лекции и профессиональные беседы с работодателями о специфике делового общения (например, «Построении деловой коммуникации с учетом возрастных, статусных и индивидуальных особенностей», «Этика деловой коммуникации»). На данном этапе предполагается реализация методов, активизирующих процесс формирования профессиональных знаний и умений в области делового общения (решение профессиональных задач с последующей аналитической беседой).
Репродуктивно-творческий этап включает следующие формы работы: аудиторная (лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, практические работы с применением вариативных заданий, кейсов, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности), внеаудиторная работа (вебинары, интенсив-тренинги, мастер-классы (например, «Телефонные переговоры», «Дисциплинарная беседа», «Деловое совещание»), чемпионат по решению кейсов в формате World Skils, олимпиада по курсу «Деловая коммуникация»). На данном этапе используются методы, способствующие формированию умений решения профессиональных задач в области деловой коммуникации (кейсы, включающие задачи различных видов делового общения).
Представим некоторые рекомендации по реализации заявленного направления образовательной деятельности в вузе. Прежде всего, необходимо отметить целесообразность проведения проблемных лекций, в ходе которых бакалавры учатся логически рассуждать, критично оценивать теоретические постулаты и выводы, выделять главное, осторожно относиться к решению той или иной профессиональной задачи. Вместе с тем студенты приобретают глубокие и осознанные знания по изучаемому предмету [4, с. 352].
В целях формирования у студентов умений деловой коммуникации на лекционных занятиях важно организовать учебный диалог, соответствующий следующим требованиям:
- тематическая направленность, не предполагающая отклонений от конкретно-познавательной цели (например, определить значение коммуникативных качеств в деловом общении);
- ясность изложения мысли, тезиса, положения (Главное условие эффективной деловой коммуникации - культура речи партнеров по общению);
- оптимальная степень детализации информации (недостаток деталей часто не дает возможность представить описываемое явление, а избыток ее может «затушевать» сущность обсуждаемого);
- продуманная постановка вопросов для учебного диалога, которые должны содержать материал для обдумывания, рассуждения, а не опираться на готовые знания (Какие коммуникативные качества в большей степени могут повлиять на речевое поведение партнера по деловому общению: логичность или выразительность?);
- соблюдение временных ограничений (обусловлены самой образовательной ситуацией);
- готовность всех сторон, участвующих в диалоге, к совместному познавательному поиску.
Проведение семинарских и практических занятий должно включать проблемные стратегий обучения. С этой целью целесообразно создание условий для привлечения будущих специалистов в области управления персоналом к анализу противоречий, к преодолению познавательных и коммуникативных барьеров. Студенты учатся перерабатывать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и решать их, используя различные методы [5].
При решении проблемных ситуаций бакалавры должны вычленить проблему и определить адекватные средства и методы ее решения. Все это создает состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что побуждает будущих специалистов искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации.
Ситуация-оценка описывает коммуникативную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден. Студенты проводят критический анализ ранее принятых решений, дают аргументированное заключение по поводу произошедшего эпизода. Кроме того, им предложено самостоятельное моделирование ситуаций-иллюстраций к своим рассуждениям. Предъявление таких заданий усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, при этом идет развитие аналитических способностей, формирование самостоятельности и инициативности в управленческих решениях.
Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных коммуникативных проблем. Такие ситуации помогают осуществить выбор определенных коммуникативных умений в управленческой деятельности. Они носят тренировочный характер, помогая приобрести опыт решения определенных коммуникативных задач в системе управления персоналом.
1. Представим некоторые из использованных нами заданий кейсов: Вы являетесь директором школы. Вам необходимо договорится о встрече с представителем педагогического университета (заместителем декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии) с целью организации участия школьников и студентов в мероприятии «Умные каникулы». Задание: составьте возможный диалог между директором школы и представителем вуза в ходе делового телефонного разговора. Время для разговора составляет 3 минуты.
2. Вы являетесь заведующим детским садом. Один из воспитателей отказал в консультационной помощи родителям воспитанника дошкольной образовательной организации. Задание: разработайте вопросы дисциплинарной беседе с данным воспитателем. Спрогнозируйте возможные ответы воспитателя в ходе предстоящей беседы.
В рамках решения бакалаврами поставленных коммуникативных задач целесообразно обеспечить прохождение следующих этапов:
- восприятие и осмысление поставленной задачи;
- обоснование возможных действий при решении предложенной задачи;
- обеспечение студентов адекватным информационно-справочным материалом, который можно использовать в процессе творческого моделирования профессионального общения;
- обоснование возможных действий в проблемных ситуациях;
- индивидуальные практические действия в соответствии с принятой моделью;
- анализ эффективности проведенного действия;
- рефлексия.
Следует отметить, что в ходе обучения эффективной деловой коммуникации особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых бакалавры непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают профессиональный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Используемые нами коммуникативные тренинги включают стандартный набор методов активного обучения:
- информация, сообщение, мини-лекция;
- структурированная или управляемая дискуссия;
- мозговой штурм;
- разбор кейса, задачи или упражнения;
- ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;
- имитационные игры;
- фрагменты деловых игр;
- видеодемонстрации и др.
В зависимости от поставленных в ходе коммуникативного обучении задач тренинги приобретают разные формы: 1) ориентированные на приобретение и развитие умений и навыков взаимодействия (тренинг партнерской беседы, ведения переговоров, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, телефонной коммуникации); 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, где первичны внутриличностные изменения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностей, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватно воспринимать себя и других).
Кроме того, следует отметить целесообразность организации квазипрофессиональной деятельности в вузе, которая позволяет смоделировать содержание и технологию общения менеджера с персоналом. Оптимальные условия для развития квазипрофессиональной деятельности созданы в деловой игре, педагогическая суть которой состоит в активизации мышления, повышении самостоятельности будущего специалиста в области управления.
Именно игра позволяет студентам увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенных знаний; связывать разнопредметные факторы, влияющие на процесс решения и конечный результат; извлекать из памяти информацию в нужный момент; восполнять недостающую информацию интуитивным путем и др. В ходе экспериментальной деятельности нами широко использовались ролевые коммуникационные игры, где участники представляют себя в роли действующих лиц конкретной профессиональной ситуации и разыгрывают ее в лицах. Одна и та же ситуация может быть проиграна несколько раз, чтобы дать возможность участникам побывать в разных ролях и предложить свои варианты решений проблемы.
Бакалавры, участвуя в игровой деятельности, не боятся совершить ошибки, они спокойно находят возможные варианты речевого поведения, перед ними расширяется пространство выбора коммуникативных тактик и стратегий при принятии управленческих решений.
В воспитательную работу вуза рекомендуется включать кураторские часы с привлечением бизнес-тренеров и других экспертов в области деловой коммуникации. Особую актуальность для реализации поставленных задач приобретают мастер-классы, вебинары, форумы, круглые столы, проектная деятельность, студенческие олимпиады, конкурсы в формате World Skils, создание проблемно-исследовательских студенческих групп по изучению научных вопросов в области деловой коммуникации.
Производственная практика позволяет завершить процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную. В ходе практики происходит «опредмечивание» знаний в области эффективной деловой коммуникации, студенты приобретают умения их использования в различных коммуникативных ситуациях [9, с. 22].
Особое внимание следует уделять повышению компетентности преподавателей в формировании у студентов готовности к деловой коммуникации с применением кейс-технологии, в создании фонда оценочных средств для выявления уровня сформированнности данной готовности у бакалавров направления подготовки «Управление персоналом». К реализации учебных дисциплин и элективных курсов коммуникативной направленности целесообразно привлекать работодателей с достаточным опытом работы в области менеджмента.
Выводы. Таким образом, благодаря вовлечению студентов в управленческую деятельность заметно вырос их интерес к избранной специальности, существенно повысилась учебная активность и уровень коммуникативной готовности. Погрузившись в условия управлении персоналом, студенты укрепились в своем профессиональном выборе и более осознанно стали относиться к изучению дисциплин коммуникативной направленности. Специальность стала сферой приложения полученных коммуникативных знаний, проверкой их правильности и прочности, тем каркасом, вокруг которого формируется система коммуникативного обучения в вузе.
Литература
1. Авраамова Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/126/684/1219/Razdel1.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
2. Грачёва И.И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций. URL: http://e-koncept.ru/2016/96281.htm (дата обращения: 20.11.2018).
3. Губайдуллин А. Коммуникация превыше всего. Для молодых сотрудников Сургутнефтегаза провели обучающий «Нетворкинг». URL: http://vestniksr. ru/news/17522-kommunikacija-prevyshe-vsego-dlja-molodyh-sotrudnikov-sur-gutneftegaza-proveli-obuchayuschii-ne.html (дата обращения: 20.10.2018).
4. Калягина И.В. Формирование готовности будущего экономиста к управленческой деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5 (2).С. 350-352.
5. Международная ассоциация по исследованию и применению кейс-метода . URL: http://www.wacra.org/ (дата обращения: 21.12.2018).
6. Портал государственных образовательных стандартов. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12/88 (дата обращения: 28.11.2018).
7. Реестр профессиональных стандартов. URL: http://profstandart.rosmintrud. ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ ID=45674 (дата обращения: 2.12.2018).
8. Хайрутдинов Д. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. URL: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 20.11.2018).
9. Шалина И.В. Современная коммуникативистика: практикум. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 128 с.
10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуман. изд-во ВЛАДОС, 2005. 239 с.
References
1. Kalyagina I.V Formation of readiness of future economist for administrative activity. News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. 2010, N 5 (2), pp. 350-352.
2. Shalina I.V. Modern kommunikativistika: practical work. Yekaterinburg: Urals publishing house. un-that, 2016. 128 p.
3. Yakovlev E.V, Yakovleva N.O. Pedagogical concept: methodological aspects of construction. Moscow : Guman. publishing house VLADOS, 2005. 239 p.
4. Avraamova E.M. Requirements of employers to the system of professional education. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/126/684/1219/Razdel1.pdf (date accessed: 20.11.2018).
5. Gubaidulin A. Communication above all. For the young staff of Surgutneft-egas carried out the training "Netvorking". Available at: http://vestniksr.ru/ news/17522-kommunikacija-prevyshe-vsego-dlja-molodyh-sotrudnikov-surgut-neftegaza-proveli-obuchayuschii-ne.html (date accessed: 20.10.2018).
6. Grachyova I.I. A role and specifics of professional communications in management of the organizations. Available at: http://e-koncept.ru/2016/96281.htm (date accessed: 20.11.2018).
7. The international association on a research and application the case method. Available at: http://www.wacra.org/ (date accessed: 21.12.2018).
8. Portal of the state educational standards. Available at: http://fgosvo.ru/fgos-vo/133/132/12/88 (date accessed: 28.11.2018).
9. Register of the professional standards. Available at: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professional-nykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ ID=45674 (date accessed: 2.12.2018).
10. Hayrutdinov D. "Skills of the 21st century": new reality in the education. Available at: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (date accessed: 20.11.2018).