Научная статья на тему 'Методический подход к оценке качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве'

Методический подход к оценке качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮДСКОЙ РЕЗЕРВ / MOBILIZATION HUMAN RESERVE / МОДУЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / MODULAR INFORMATION AND COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикалов В. В., Жидко Е. А.

В статье рассматриваются методики первого, второго и третьего уровня по оценке качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве, в связи с необходимостью в качественной подготовке военных специалистов для исполнения ими должностных и специальных обязанностей в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пикалов В. В., Жидко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ESTIMATE THE QUALITY OF TRAINING CITIZENS RESIDING IN THE STOCK AND IN THE MOBILIZATION HUMAN RESERVE

The article deals with the methods of the first, second and third levels in assessing the quality of training of citizens who are in reserve and who are in the mobilization human reserve in connection with the need for high-quality training of military specialists for the performance of their official and special duties in wartime.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 519.7:621.3

МЕТОДИЧЕСКИМ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ И СОСТОЯЩИХ В МОБИЛИЗАЦИОННОМ

ЛЮДСКОМ РЕЗЕРВЕ

В.В. Пикалов, Е.А. Жидко

В статье рассматриваются методики первого, второго и третьего уровня по оценке качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве, в связи с необходимостью в качественной подготовке военных специалистов для исполнения ими должностных и специальных обязанностей в военное время.

Ключевые слова: мобилизационный людской резерв, модульная информационно-коммуникационная подготовка.

Введение

Для надежного обеспечения безопасности и территориальной целостности государства, свободы граждан и общественно-политического суверенитета нашей страны Вооруженные силы (ВС) Российской Федерации (РФ) другие войска и воинские формирования постоянно находятся в высокой степени готовности к своевременному развертыванию и отражению агрессии. С этой целью поддерживается высокий уровень боевой и мобилизационной готовности войск, проводится целенаправленная, планомерная подготовка граждан к военной службе, осуществляется накопление требуемого количества военно-обученных людских ресурсов.

Совокупность всех решаемых задач и мероприятий по организации мобилизационного развертывания ВС РФ составляют методологические основы мобилизации страны и ее мобилизационной подготовки. При этом важнейшая роль в общей системе мобилизации страны отводится людским ресурсам.

Мобилизационные людские ресурсы (МЛР) создаются в соответствии с [1-3], другими федеральными законами и нормативными актами Президента и Правительства РФ путем предназначения их на воинские должности и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время.

Мобилизационный ресурс страны (рис.1) является важнейшей составляющей военного потенциала государства и включает:

- военный МЛР, т.е. то население страны, которое находится на военной службе или состоит

на воинском учете;

- трудовые мобилизационные людские ресурсы.

От качества подготовки поставляемых людских МЛР, степени их обученности действиям по владению вооружением, боевой и специальной техникой, способностью командиров и начальников управлять подчиненными в любых условиях обстановки во многом будет зависеть боеготовность войск. Соответственно,

совершенствование работы с МЛР в ВС РФ в настоящее время становится одной из важнейших проблем государственного и оборонного значения.

В связи с этим возникает необходимость в качественной подготовке военных специалистов для исполнения ими должностных и специальных обязанностей в военное время. В полном объеме это относится и к гражданам, пребывающим в запасе и состоящим в МЛР воинских частей и подразделений [1].

Совершенствованию системы подготовки резервов ВС большое внимание уделяется и в большинстве развитых страны мира, где строго соблюдаются юридические нормы и законы, не позволяющие использовать необученные резервы для ведения боевых действий.

В современных условиях имеющиеся методы решения данной задачи в ВС РФ становятся неприемлемыми, что требует пересмотра отдельных положений по организации подготовки МЛР.

Геостратегические, военно-политические и социально-экономические условия современного положения России обуславливают необходимость в

разработке новых подходов к подготовке и накоплению МЛР.

С этой целью с МЛР целесообразно

организовывать и проводить модульную информационно-коммуникационную подготовку (МИКП).

Мобилизационные людские ресурсы страны

|

*

Военные мобилизационные Трудовые мобилизационные

людские ресурсы людские ресурсы страны

Личный состав МО РФ, МВД и других силовых структур

Резерв ВС РФ (военно-обученный резерв)

Запас ВС РФ (военно-обученный запас)

Организова

нный запас ВС РФ

Общий запас ВС РФ

Промышленности

Сельского хозяйства

Связи, АСУ, информационного обеспечения

Медицины

Транспорта

Науки и образования

Гражданской обороны

Другие

Рис. 1. Мобилизационные людские ресурсы страны

Содержание МИКП определяется как логически упорядоченная и текстуально зафиксированная в модулях учебных дисциплин информация о материале, подлежащем изучению с помощью совокупности методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки, передачи информации, и определяющая содержание деятельности будущего специалиста для достижения целей подготовки [4].

Существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологии его построения как в плане структурирования содержания подготовки, так и разработки форм и методов обучения.

Модуль - это часть программного материала дисциплины, реализующая

интегрирующую дидактическую цель.

Соответственно модуль будет представлять собой относительно самостоятельный, логически завершенный элемент подготовки.

Основная часть дисциплины, разделенной на модули (прежде всего базовая информация и информация закрытого характера), изучается на плановых занятиях в военной организации. Оставшаяся часть модульной программы изучается с использованием современных информационно -коммуникационных технологий самостоятельно и совместно с руководителем учебной группы. В данную часть модульной программы не должна включаться информация, имеющая сведения ограниченного распространения.

Комплексной целью обучения является подготовка военного специалиста, реализация которой осуществляется в результате освоения всех дисциплин учебного курса. Изучение отдельной дисциплины курса обеспечивает достижение интегрирующей дидактической цели. В свою очередь, учебная дисциплина формируется из модулей, каждый из которых обеспечивает достижение частной дидактической цели (рис. 2).

Учебн 1

Учебная Учебная дисциплина-n

комплексная цель

Модуль-1 Модуль-2 1 \ Модуль-3

Модуль-n

Компонент-1

1

Компонент-2

интегрирующие цели

частные цели

Рис. 2. Соответствие структурных компонентов модульной программы и дидактических целей

Структуру учебной дисциплины составляют модули двух типов - организационного и содержательного (рис. 3).

Организационный модуль (ОМ) включает в себя примерную программу дисциплины и

методические указания по ее изучению.

В качестве средств обучения - модульное построение учебной дисциплины с системой контроля и оценки знаний обучаемых.

Компонент-n

Рис. 3. Структурное содержание учебной дисциплины

Предлагается использовать программно-аппаратные средства обучения (обучающие и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные доски, системы диагностики и контроля знаний).

Общение в обучающих программах следует осуществлять в диалоговом режиме. Выдачу информации выполнять пошагово с возможностью контроля усвоения учебного материала в ходе подготовки МЛР. Руководителями занятий могут применяться

следующие обучающие программно -

педагогические средства:

-автоматизированные обучающие системы

(АОС);

-электронные или компьютерные учебники (ЭУ или КУ);

-электронные или компьютерные учебно-методические комплексы (ЭУМК или КУМК).

В процессе подготовки МЛР могут использоваться следующие базовые технологии Internet:

FTP (англ. File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) — технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat — поочередный разговор в сети, чат) — технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

ICQ (англ. Iseek you - я ищу тебя) -технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

Также возможно применение

телекоммуникационных средств Internet, включающих в себя электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, интернет-форумы, голосовые форумы и почту, поисковые системы и др.

2. Методический подход к оценке качества учебного процесса

Анализ известных методик [5-8] оценки качества процесса подготовки специалистов, сложившейся практики управления качеством образования, развития и использования новых образовательных технологий показывает, что в настоящее время существует достаточно много различных подходов к оценке качества процесса подготовки, использующих информационные технологии.

Необходимо отметить, что как в области подготовки специалистов, так и в области оценки качества образовательного процесса всегда можно выделить два конкурирующих процесса, один из которых направлен на поддержание стабильности данной области знаний и сохранение существующих технологий, а другой направлен на выявление противоречий в этой области и на этой основе - на формирование нового направления со своими специфическими объектами и специфическими взаимодействиями между ними.

В этих условиях особое значение приобретает поиск новых подходов к оценке процесса подготовки, к методам его адаптации и управления для существенного повышения эффективности процесса подготовки специалистов, например, в области информационной безопасности [8-11].

2.1.Методики первого уровня

Наиболее обширная номенклатура методик [7,12] разработана в области педагогики среднего и среднего специального образования (методики первого, начального уровня). Это обусловлено главным образом тем, что это образование локализовано в области традиционных знаний и имеет достаточно большой период практической апробации. В ряде случаев эти методики распространяются и на подготовку военных специалистов, однако в этом случае учитывается специфическая особенность их профессиональной ориентации.

В основе методического подхода первого уровня лежит использование (или определение,

считывание из журналов учета успеваемости) оценок усвоенных знаний в трех измерениях -личности, предмета и времени. На основе полученных трехмерных массивов проводится анализ и делается вывод о качестве (эффективности и оптимальности) процесса подготовки. Практически все методики оценки качества процесса подготовки этого уровня ориентированы на определение взаимно однозначного соответствия между процедурами передачи обучающего воздействия объекту обучения, приема и обработки этого воздействия объектом обучения. Для этого уровня наиболее характерны процедуры первичной обработки знаний, основанные на запоминании характеристических сигналов обучающего воздействия. Формально эти процедуры можно представить преобразованием потока обучающих воздействий в поток

представлений SDj через некоторый оператор Рй реализующий это преобразование

^ = Р (О ■ К (0+^ (0}, (1)

где к^) - знания (сведения, данные), получаемые на основе сопутствующих факторов (знания о связях между элементами обучающего воздействия), Б^) - знания (сведения, данные), получаемые при прямом изучении обучающего воздействия; 1 - объект обучения; j - шаг обучения.

Реализуемые на этом уровне обучающие технологии, как правило, консервативны, а получаемые знания носят существенно конкретный характер. Они непосредственно или через минимально возможное число взаимосвязанных элементов связаны с изучаемыми объектами (или с информационными системами более высокого уровня).

Основным недостатком такого методического подхода и базирующихся на его основе методик является замкнутость оцениваемой и оценивающей систем в едином пространстве критериев и исходных данных. Так, например, руководитель учебной группы ставит оценку обучаемому, опираясь только на свои знания. Таким образом, отсутствие объективного критерия более высокого уровня, чем выработанного самим процессом подготовки, делает невозможным применение таких методик в области подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР или на переходном этапе к традиционным, хотя получение одного из показателей нижнего уровня эти методики, безусловно, обеспечивают.

2.2. Методики второго уровня

Методики второго уровня ориентированы на оценку качества процесса подготовки при получении знаний в переходной области от инновационных к традиционным знаниям. Они основаны на развитии методик первого уровня с дополнением их критериями соответствия получаемых в ходе процесса подготовки знаний требованиям, предъявляемым к исполнению ими

должностных и специальных обязанностей. Это привело к возникновению более развитого методического подхода, в основе которого лежит не оценка качества как такового, а выработка управляющего воздействия на процесс подготовки для повышения его качества (или сохранения заданного уровня качества) и эффективности. Поэтому в методиках, основанных на этом методическом подходе, оценивается в основном эффективность влияния на процесс подготовки его основных характеристик, в качестве которых могут выступать, например, оценки успеваемости граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР.

Показатели в методиках этого уровня определяют, главным образом, эффективность процедур сопоставления сигнала обучающего воздействия его смысловой нагрузке. Методики

где т и п - сдвиг по шагам (по времени при t = [т п]^ - фазовое рассогласование) в процедурах синтеза обучающего воздействия и его обработки в двух взаимодействующих системах (обучающей и обучаемой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, функционал (2) определяет связь между параметрами принимаемого обучаемым объектом сигнала, его формализованными свойствами (параметрами) на последовательных этапах обработки обучаемым объектом (т и п) и сопоставленной ему последовательностью выявленных зависимостей между ними.

При этом известно достаточно много работ [4-7,12], посвященных решению проблемы оценки качества процесса подготовки с учетом разноплановых аспектов. Однако в качестве основного недостатка таких методик является отсутствие возможности выделить определяющие факторы при оценке эффективности и оптимальности процесса подготовки, оценить возможности многофакторного воздействия на этот процесс и, таким образом, определить главный критерий - абсолютно оптимальный и эффективный процесс подготовки с обобщенным показателем качества, равным 1,0.

Именно отсутствие идеального

представления делает эти методики частными, в ряде случаев используемыми для формального подтверждения правомерности уже примененной технологии обучения и организации процесса подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР. Кроме того, использование такого методического подхода опирается на некоторый неизменный базис наработки по неизменным программам курсов, установившемуся учебному материалу и наличию хотя бы какого-то временного интервала для сравнения. Поэтому использование такого подхода для оценки эффективности и оптимальности процесса подготовки граждан, пребывающих в запасе и

этого уровня предназначены, главным образом, для оценки эффективности использования

обучающимся объектом методов обобщения и нахождения корреляционных связей между элементами обучающего воздействия. В отличие от методик первого уровня, использующих в качестве основы данные и/или сведения, методики второго уровня в качестве основы рассматривают связи (функции) между элементами обучающего воздействия. Выполняемые на этом уровне основные операции для оценки качества процесса подготовки формально сводятся к выбору из упорядоченного множества и у унитарных кодов посылки обучающего воздействия

последовательности SWj, в соответствии с целевым кодом SDj сигнала обучающего воздействия

(2)

состоящих в МЛР, представляется весьма проблематичным.

2.3. Методики третьего уровня Третий и, пожалуй, на сегодняшний день наиболее объективный подход предложен в теории обучения автоматизированных систем, где понятие «образование» заменено проблемно-

ориентированным набором регламентированных действий, изменяемых и модифицируемых системой в соответствии с изменением внешних условий (методики третьего уровня). Такой подход, однако, лишен социального аспекта, учет которого может привести к весьма существенным ошибкам, как в самой оценке, так и в выработке управляющего воздействия на процесс подготовки.

Можно полагать, что эффективность и оптимальность процесса подготовки в сумме (комбинация этих показателей) достаточно полно определяют качество подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР. Необходимо только наполнить смыслом сами эти показатели, полагая, что они (эффективность и оптимальность) являются частными показателями и на их основе определяется обобщенный показатель - качество подготовки.

В соответствии с этим качество подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в мобилизационном людском резерве, должно характеризоваться:

во-первых, соответствием уровня подготовки требованиям, предъявляемым к специалисту для исполнения им должностных и специальных обязанностей. Это локальный критерий, определяемый композицией частных показателей усвоения материала (то есть системой показателей первого уровня), начиная от показателя качества отдельного занятия и цикла занятий и заканчивая показателем качества всего периода обучения с учетом всей совокупности полученных знаний и навыков;

во-вторых, соответствием полученных

Swj (w) = Pk [SDJ Ul-, wl (SD] _m, S^ ), Awjj , _„ ],

знаний и навыков требованиям области науки и техники, для которой специалисты готовятся.

Несложно заметить, что соотношение между этими двумя критериями определяют уровень развития данной области знаний. Чем больше разница в показателях этих критериев, тем выше темп развития данной области, тем «новее» эта область знаний, науки и техники.

В основе методик этого уровня лежит определение эффективности процедур

формирования обучающимся объектом решения и синтеза последовательностей управляющих воздействий (команд) для его реализации на основе полученных при обработке обучающих последовательностей упорядоченных множеств возможных вариантов реализации своего поведения. На этом уровне главным элементом оценки является алгоритм обработки обучающих воздействий, который в этом случае, как правило, является распределенным во времени и в представляемой предметной области подготовки. Поэтому такие методики основаны на системах с элементами синтезированного искусственного интеллекта [13]. Фактически, основной задачей методики этого уровня является синтез оптимального обучающего воздействия с учетом пролонгации изменения свойств обучающегося объекта и определение на основе отклонения реальной оценки процесса подготовки от полученного оптимального обучающего воздействия. Критерий эффективности и качества процесса подготовки (собственно системы подготовки совместного с объектом обучения) можно в общем виде представить функционалом §(8«], ику, Д^у), а выбор оптимальных характеристик обучающего воздействия представить на основе синтезируемой в процессе

взаимодействия обучающей и обучаемой систем функции изменения свойств объекта Д^у при известном обучающем воздействии на него. Тогда формально оценку качества процесса подготовки можно представить в виде

(ик]) = ЛГЕ Мах(%( , Д<.)}, (3)

где ику - область обучающих кодов, определенных в процессе взаимодействия обучающей и обучаемой систем; 1, ], к - уровень, элемент и область детализации объекта.

Этот уровень методик использует алгоритмы оптимизации принимаемых решений и адаптации процедуры синтеза этих решений. При этом в общем виде решение задачи оценки качества процесса подготовки может быть получено при заданном пороговом значении, определяемом требуемым уровнем детализации, как оптимум достижения этого уровня знаний за неограниченное время (требуемое для этого число шагов, умноженное на время его выполнения). С другой стороны, оптимальная оценка должна проводиться при заданном времени (числе шагов) и определяться как оптимум значения функции Бс (ику). С точки зрения оптимальной процедуры реализации обучающего воздействия это выражается условием сохранения максимума целевой функции обучающегося объекта при подготовке FS при произвольном (в общем случае случайном) варьировании поведения обучаемого объекта с учетом возможности случайной деформации (т.е. в произвольных условиях реализации полученных знаний)

Fs(Ukj + AUfj) = Arg Max{Vk ■ gk(S^Ul, AWj) - Vck-n ■ gk-n(SWJ_m, Aw^)}, (4)

где Дику - адаптирующая добавка обучающего воздействия (процесса подготовки), определяемая при условии максимального различия показателя эффективности идеальной и реальной оценки, - функция управления обучающим воздействием при изучении к-го свойства исследуемого объекта.

Если это выражение рассматривать с точки зрения нейтрализации в процессе подготовки разницы между идеальной и реальной оценками (или исключения условий возникновения этой

разницы), то функция управления обучающим

к

воздействием V с направлена на минимизацию разницы целевой функции обучающей системы при расхождении целевых функций обучающей и обучаемой систем. Несложно показать, что в этом случае существует оптимальное соотношение между минимизирующей функцией и диапазоном возможных отклонений траектории реализации целевой функции обучаемой системы. Так, например, совершенно очевидно, что чем более

«жесткая» функция управления обучающим воздействием, тем более устойчива система, однако тем больше времени требуется ей для перехода в устойчивое состояние, характеризуемое достижением заданного уровня знаний. При отсутствии управления обучающим воздействием функция будет случайной и некоррелированной с аналогичной функцией для обучаемой системы.

3. Заключение

Задача оценки качества подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР, является особенно важной в отношении областей знаний, лежащих в основе эффективного исполнения военнослужащими должностных и специальных обязанностей. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью оценки результатов развития обучающегося объекта независимо от его социального и психологического статуса и прогноза направления его развития в соответствии с базовой концепцией целевого назначения рассматриваемого объекта.

Известные методики оценки качества процесса подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР, в соответствии с рассмотренным методическим подходом можно условно разделить на три группы - методики непосредственной оценки, когда показатель качества базируется на основе трехмерного измерения (личность, предмет, время), проводимого непосредственно обучающей группой или одним руководителем учебной группы (методики первой группы), методики, основанные на оценке показателей управления процессом

Библиография

1. О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации: указ президента РФ от 17 июля 2015 г. N 370.

2. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: федеральный закон от 26.02.1997N31-Ф3 (ред. от 22.02.2017).

3. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28.03.1998 п 53-фз (ред. от 26.07.2017).

4. Пикалов В.В. Модульная информационно-мобилизационная подготовка граждан, пребывающих в запасе и зачисленных в мобилизационный людской резерв. Сборник рефератов депонированных рукописей. Серия А. -М.:ЦВНИМО РФ. - 2014. - Выпуск № 2(123).

5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.

6. Слепцова М.В. Методические подходы к оптимизации процесса изучения общетехнических и специальных дисциплин в педагогическом Вузе. Дис. канд. пед. наук. - Воронеж, 2002.

7. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Дис... докт. пед. наук. - Р/на-Д., 2003.

8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Р/на-Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

9. Жидко Е.А., Попова Л.Г. Человеческий фактор как аргумент информационной безопасности компании // Информация и безопасность. - 2012. - Т. 15. № 2. - С. 265-268.

10. Жидко Е.А., Попова Л.Г. Информационная безопасность инновационной России: проблема кадров // Информация и безопасность. 2011. Т. 14. № 2. С. 201-208.

11. Жидко Е.А., Попова Л.Г. Информационная безопасность модернизируемой России: постановка задачи / Е.А. Жидко, Л.Г. Попова // Информация и безопасность. - 2011. -Т. 14. № 2. - С. 181-190.

12. Девятиреков И.П., Каплинский А.И., Ципкин Я.З. О сходимости алгоритмов обучения. Автоматика и телемеханика. - 1989. - №10, С. 83-87.

подготовки (методики второй группы) и методики, основанные на методологическом подходе оценки структурных признаков процесса подготовки, используемого в теории автоматизированных систем с элементами высокоуровневой адаптации и самообучения (методики третьей группы).

Для проведения оценки качества процесса подготовки граждан, пребывающих в запасе и состоящих в МЛР, в соответствии с приведенными выше положениями, целесообразно разработать математическую модель такого процесса, на основе которой и проводить такие оценки.

References

1. O sozdanii mobilizacionnogo lyudskogo rezerva Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: ukaz prezidenta RF ot 17 iyulya 2015 g. N S 70.

2. O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 26.02.1997 N S1-FZ (red. ot 22.02.2017).

S. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe: federal'nyj zakon ot 28.0S.1998 n 5S-fz (red. ot 26.07.2017).

4. Pikalov V.V. Modul'naya informacionno-mobilizacionnaya podgotovka grazhdan, prebyvayushchih v zapase i zachislennyh v mobilizacionnyj lyudskoj rezerv. Sbornik referatov deponirovannyh rukopisej. Seriya A. - M.:CVNI MO RF. - 2014. - Vypusk M 2(123).

5. Pedagogika. Pod red. P.I. Pidkasistogo. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 200S. - 608 s.

6. Slepcova M.V. Metodicheskie podhody k optimizacii processa izucheniya obshchetekhnicheskih i special'nyh disciplin v pedagogicheskom Vuze. Dis. kand. ped. nauk. - Voronezh, 2002.

7. Bermus A.G. Upravlenie kachestvom professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Dis... dokt. ped. nauk. - R/na-D., 200S.

8. Basova N.V. Pedagogika i prakticheskaya psihologiya. - R/na-D.: Feniks, 2000. - 416 s.

9. ZHidko E.A., Popova L.G. CHelovecheskij faktor kak argument informacionnoj bezopasnosti kompanii // Informaciya i bezopasnost'. - 2012. - T. 15. M 2. - S. 265-268.

10. ZHidko E.A., Popova L.G. Informacionnaya bezopasnost' innovacionnoj Rossii: problema kadrov // Informaciya i bezopasnost'. 2011. T. 14. M 2. S. 201208.

11. ZHidko E.A., Popova L.G. Informacionnaya bezopasnost' moderniziruemoj Rossii: postanovka zadachi / E.A. ZHidko, L.G. Popova // Informaciya i bezopasnost'. - 2011. - T. 14. M 2. - S. 181-190.

12. Devyatirekov I.P., Kaplinskij A.I., Cipkin YA.Z.. O skhodimosti algoritmov obucheniya. Avtomatika i telemekhanika. - 1989. - M10, S. 83-87.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ESTIMATE THE QUALITY OF TRAINING CITIZENS RESIDING IN THE STOCK AND IN THE MOBILIZATION HUMAN

RESERVE

The article deals with the methods of the first, second and third levels in assessing the quality of training of citizens who are in reserve and who are in the mobilization human reserve in connection with the need for high-quality training of military specialists for the performance of their official and special duties in wartime.

Keywords: mobilization human reserve, modular information and communication. Пикалов В.В.,

начальник кафедры управления повседневной деятельностью подразделений, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, г. Воронеж,

т. 89056524567 e-mail: [email protected] Picalov V.V.,

Head of the department of day-to-day activities of the units,

VUNTS VVS "The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin " Russia, Voronezh.

Жидко Е.А.,

к.т.н., доцент,

профессор кафедры техносферной и промышленной безопасности, Воронежский государственный технический университет, Россия, г. Воронеж,

т. 89103454613, е-mail: [email protected] Zhidko E.A.,

candidate of technical sciences, associate professor, Professor of the department "Technospheric and industrial safety" Voronezh State Technical University, Russia, Voronezh.

© Пикалов В.В., Жидко Е.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.