Научная статья на тему 'Денежное обеспечение граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы'

Денежное обеспечение граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ / RECRUITMENT OF THE ARMED FORCES / ЗАПАС ВООРУЖЁННЫХ СИЛ / ARMED FORCES RESERVE / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ / MANPOWER MOBILIZATION / ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / MONETARY SUPPLY / ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарубецкий Александр Михайлович, Приветкин Андрей Анатольевич

В 2013 году, наравне с уже отлаженной системой комплектования Вооружённых Сил РФ на военное время из числа граждан, пребывающих в запасе, начала действовать принципиально новая схема подготовки мобилизационных людских резервов, формируемых на добровольной платной основе. В настоящее время система финансового обеспечения в полной мере не сформирована, комплексный анализ денежного обеспечения граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы, не проводился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарубецкий Александр Михайлович, Приветкин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONETARY SUPPLY OF CITIZENS IN RESERVE, ACTING MILITARY SERVICE

In 2013, along with the already well-functioning system of manning the Armed Forces in wartime among citizens in reserve, a fundamentally new scheme for the preparation of mobilization manpower formed on a voluntary fee was launched. Currently, the system of financial support are not fully formed, monetary supply of citizens in reserve, acting military service was not complexly analyzed.

Текст научной работы на тему «Денежное обеспечение граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы»

УДК 35.087.41

ДЕНЕЖНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОЙ

СЛУЖБЫ

Зарубецкий Александр Михайлович,

Военный университет МО РФ, доцент,

кандидат экономических наук, г. Москва, Россия. Приветкин Андрей Анатольевич,

Военный университет МО РФ, доцент,

кандидат экономических наук, г. Москва, Россия.

Аннотация

В 2013 году, наравне с уже отлаженной системой комплектования Вооружённых Сил РФ на военное время из числа граждан, пребывающих в запасе, начала действовать принципиально новая схема подготовки мобилизационных людских резервов, формируемых на добровольной платной основе. В настоящее время система финансового обеспечения в полной мере не сформирована, комплексный анализ денежного обеспечения граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы, не проводился.

Ключевые понятия: комплектование Вооруженных Сил, запас Вооружённых Сил, мобилизационные людские резервы, денежное обеспечение, денежное довольствие.

Развитие политической ситуации вокруг России, милитаристские устремления и расширение НАТО на восток, вплотную к нашим границам, свидетельствуют о необходимости поддержании готовности Вооружённых Сил России защитить национальные интересы, суверенитет и территориальную целостность страны.

Реалии современности показывают, что незначительный, на первый взгляд, конфликт может привести к началу крупномасштабной войны. Не исключаются и локальные войны, и вооружённые конфликты. Важнейшей задачей Вооруженных Сил России в мирное время является поддержание способности к заблаговременному развертыванию группировок войск на потенциально опасных стратегических направлениях и их готовности к боевому применению техники и вооружения [3, ст. 27].

В Российской Федерации с 2013 года создается новая система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил РФ, службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ и других специальных формирований, создаваемых на военное время [1].

Целью создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов является обеспечение гарантированного доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в установленные сроки военно-обученными мобилизационными людскими ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций.

Сущность предлагаемых изменений в системе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов заключается в том, что в составе запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации и запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации выделяется мобилизационный людской резерв.

Включение граждан в состав резерва осуществляется на добровольной основе путем заключения с ними контракта, определяющего основные условия пребывания гражданина в составе резерва [2, ст. 57.1-57.8]. Контракт о пребывании в резерве Вооружённых Сил РФ заключается между гражданином и должностным лицом Министерства обороны РФ или Вооружённых Сил РФ в соответствии с установленными полномочиями от имени Российской Федерации [6, ст. 4]. Остальные граждане, пребывающие в запасе, будут относится к мобилизационному людскому ресурсу.

Комплектование мобилизационного резерва в России осуществляется из числа граждан, пребывающих в запасе, исходя из наличия у них военной подготовки, годности к военной службе и возраста. Закон определяет предельный возраст зачисления в резерв: для рядового состава - 42 лет; младших офице-

ров - 47 лет; майоры, капитаны 2 и 3 ранга, подполковники - в возрасте до 52 лет; полковники и капитаны 1 ранга - в возрасте до 57 лет. Запрещается заключать контракты с находящимися под следствием, имеющими неснятую или непогашенную судимость, имеющими гражданство или подданство иностранного государства. Первый контракт заключается на три года, впоследствии он может быть продлен на срок до пяти лет [2].

Подготовка резервистов обеспечивается путем регулярного прохождения ими военных сборов, привлечения их к мероприятиям оперативной, мобилизационной, боевой подготовки и тренировочным занятиям в конкретных воинских частях. Солдаты и офицеры, включенные в мобилизационный резерв, обязаны явиться в комиссариат при получении мобилизационного предписания в указанные сроки под угрозой дисциплинарной ответственности.

В 2015 году, по планам Генерального штаба России, Вооруженные Силы должны иметь в мобилизационном резерве 8600 профессиональных военных. Мобилизационный ресурс российской армии на сегодняшний день составляет примерно 700 тысяч человек.

Формирование хорошо обученного мобилизационного резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США даже превышает численность вооруженных сил.

Российская история также подтверждает необходимость создания действующего мобилизационного резерва. По мнению генерал-полковника Ю. Букреева, который возглавлял Главное управление Сухопутных войск Генерального штаба России, «в истории не было еще такой войны, которая бы была выиграна регулярной армией. Ход и исход войны всегда решался наличием подготовленных резервов. В том числе этому служит пример Великой Отечественной войны. До войны в СССР численность армии и флота была 3-3,5 миллиона человек, а закончили ее в составе 10 миллионов 660 тысяч военнослужащих. Наращивание войск произошло именно за счет подготовки мобилизационных резервов. В России - самом большом по территории государстве мира - это надо учитывать. Постоянно совершенствовать эту систему» [5].

Мировой опыт свидетельствует, что главными стимулами привлечения граждан в состав резерва являются материально-денежные выплаты. Так, в США в состав указанных выплат включаются: оплата за еженедельные занятия по боевой подготовке (четыре четырехчасовых занятия в месяц или 48 часов в год), оплата за двухнедельные военные сборы (один раз в год) и дополнительные специальные и поощрительные денежные надбавки, связанные со спецификой прохождения службы и применением резервных компонентов. Особенность

оплаты в США заключается в том, что денежные средства начисляется и выплачивается в зависимости от категории личного состава, а не воинского звания и выслуги лет.

В Российской Федерации для формирования мотивов, заинтересовывающих военнослужащих запаса состоять в мобилизационном резерве, разработана система их денежного обеспечения.

Денежное обеспечение граждан, пребывающих в запасе, исполняющих обязанности военной службы, включает в себя три компонента [1]:

1) ежемесячное денежное довольствие граждан, состоящих в мобилизационном резерве Вооружённых Сил;

2) денежное довольствие гражданам, призванным на военные сборы;

3) компенсацию расходов в связи с мероприятиями, связанными с призывом на военные сборы, иными мероприятиями по обеспечению исполнения воинской обязанности.

Ежемесячное денежное довольствие состоит из следующих элементов:

1) месячный оклад, размер которого определяется правительством РФ и не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию;

2) коэффициенты (районные - за пребывание в резерве в высокогорных районах, за пребывание в резерве в пустынных и безводных местностях) за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдалённых, к месячному окладу и процентные надбавки в установленных размерах;

3) ежемесячная процентная надбавка за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:

10% - при непрерывном пребывании в резерве от 3-х до 5-ти лет;

20% - при непрерывном пребывании в резерве от 5-ти до 10-ти лет;

30% - при непрерывном пребывании в резерве от 10-ти до 15-ти лет;

40% - при непрерывном пребывании в резерве от 15-ти до 20-ти лет;

50% - при непрерывном пребывании в резерве 20 лет и более;

4) единовременная денежная выплата при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве:

при сроке нового контракта 3 года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - 1 месячный оклад;

при сроке нового контракта 5 лет либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - 1,5 месячных оклада;

5) другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Предполагается, что годовые расходы федерального бюджета на формирование мобилизационного резерва составят 967,3 млн руб., в том числе 390,2 млн руб. на выплату денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, и 577,1 млн руб. - на возмещение расходов в связи с проведением военных сборов [7]. Для сравнения: затраты на проведение призывной кампания в России составляют около двух миллиардов долларов ежегодно [4]. Этих средств хватило бы на содержание в течение года для 164 тысяч контрактников. Приведенные данные подтверждают мировую практику, что профессиональная армия на самом деле обходится государству дешевле призывной.

1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва». Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 288-ФЗ.

2. «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон от 28.03.1998 г. N 53-Ф3.

3. Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. N 146.

4. Иванов, А. Призыв без цели [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/society/article/75080/ (дата обращения: 02.05.2015).

5. Мобилизационный резерв России [Электронный ресурс]. URL: http://vladimir-pelevin.blogspot. ru/2012/09/blog- post_19. html (дата обращения: 02.05.2015).

6. Положение о порядке прохождения военной службы (Указ Президента РФ от 16.09.1999 г. N 1237).

7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва"» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ruhttp:// svpressa.ru/society/article/75080/ (дата обращения: 02.05.2015).

References

1. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of the mobilization of manpower." The Federal Law of 30.12.2012, N 288-FZ.

2. "On Military Duty and Military Service." The Federal Law of 28.03.1998, N 53-FZ.

3. The Military Doctrine of Russia. President's decree of 05.02.2010 year. N 146.

4. Ivanov, A. Prizyv bez tseli [Call without purpose]. Available at: http://svpressa.ru/society/article/75080/ (accessed: 02.05.2015).

5. Mobilizatsionnyy rezerv Rossii [The Russian mobilization reserves]. Available at: http://vladimir-pelevin. blogspot.ru/2012/09/blog-post_19.html (accessed: 02.05.2015).

6. Polozheniye o poryadke prokhozhdeniya voyennoy sluzhby (Ukaz Prezidenta RF ot 16.09.1999 g. N 1237).

7. Poyasnitel'naya zapiska «K proyektu Federal'nogo zakona "O vnesenii izmeneniya v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii po vo-prosam sozdaniya mobilizatsionnogo lyudskogo rezerva"» Available at: www.consultant.ru (accessed: 02.05.2015).

UDC 35.087.41

MONETARY SUPPLY OF CITIZENS IN RESERVE, ACTING MILITARY SERVICE

Zarubetskiy Aleksandr Mikhaylovich,

Military University of the Russian Defense Ministry,

Associate Professor, Cand. Sc. (Economy), Moscow, Russia.

Privetkin Andrey Anatol'yevich,

Military University of the Russian Defense Ministry,

Associate Professor, Cand. Sc. (Economy), Moscow, Russia.

Annotation

In 2013, along with the already well-functioning system of manning the Armed Forces in wartime among citizens in reserve, a fundamentally new scheme for the preparation of mobilization manpower formed on a voluntary fee was launched. Currently, the system of financial support are not fully formed, monetary supply of citizens in reserve, acting military service was not complexly analyzed.

Key concepts:

recruitment of the Armed Forces, Armed Forces reserve, manpower mobilization, monetary supply, allowance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.