Научная статья на тему 'Методические схемы В.И. Локтева по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1980-х гг.'

Методические схемы В.И. Локтева по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. Локтев / композиционная дисциплина / художественное мастерство / структура курса / V.I. Loktev / compositional discipline / artistic skill / course structure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Тимербаева

В статье рассматриваются две методические схемы профессора В.И. Локтева по структуре и наполнению его авторского курса «Проблемы композиции и художественного мастерства» (1985–2012). В схемах показано место композиционной дисциплины В.И. Локтева в системе профессионального образования архитектора. Впервые публикуется схема о системе базовых понятий курса из коллекции Музея МАРХИ, которая разбирается в сопоставлении с рабочей программой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological schemes of V. I. Loktev on the course "Problems of composition and artistic skill" of the 1980s

The article considers two methodological schemes of professor V.I. Loktev on the structure and content of his author's course "Problems of composition and artistic mastery" (1985–2012). The diagrams show the place of V.I. Loktev's compositional discipline in the system of professional education of an architect. For the first time, a scheme on the system of basic concepts of the course from the collection of the MARKHI Museum is published, which is analyzed in comparison with the working program.

Текст научной работы на тему «Методические схемы В.И. Локтева по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1980-х гг.»

Однокурсники К.К. Карташовой - Ю.П. Гнедовский, В.П. Орфинский, В.В. Кувырдин ездили в Карелию каждое лето, начиная со 2-го курса. Для многих студентов работа и членство в СНО определили жизненный путь. Например, В.П. Орфинский всю дальнейшую жизнь посвятил сохранению погибающих деревянных храмов Русского Севера. Уже став академиков РААСН, он возглавил сектор Истории деревянного зодчества. Кире Константиновне Карташовой и Юрию Петровичу Гнедовскому в 1954 г. была дана рекомендация для поступления в аспирантуру Академии строительства и архитектуры СССР.

К сожалению, проследить путь других студентов -участников СНО - не представляется возможным, многие ушли из жизни. Вероятно, изучение архивов, личных дел студентов, учившихся в годы активной работы научного общества, а именно с 1945 по 1955 год, могло бы помочь глубже изучить научную деятельность студентов, найти их отчеты по экспедициям, чертежи, рисунки, акварели. Но уже понятно, что участие в работе СНО благотворно отразилось на творческой и профессиональной деятельности будущих архитекторов. Во второй половине 1950-х годов в жизни страны и Московского архитектурного института произошли радикальные изменения 1. Это период восстановления разрушенных во время войны городов и строительства новых.

1 4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и многие архитекторы, в том числе преподаватели института, были подвергнуты критике за свое «пристрастие к излишествам». Члены политбюро института в своем отчете на политсобрании в ноябре 1955 года критиковали А.Н. Душкина, Ю.Н. Шевердяева, В.Д. Кокорина и ряд других ведущих педагогов, а по историко-теоретическим дисциплинам А.В. Бунина, Н.И. Брунова, Ю.Ю. Савицкого за их приверженность русской классике [3, с. 103-104].

По воспоминания А.П. Кудрявцева, в конце 1950-х гг. (с 1958) в МАИ появились группы талантливых и активных в науке студентов, которые, однако, не входили в СНО. Они хотели проявить себя самостоятельно. В отличие от СНО, которое системно организовывало деятельность студентов, стали вводиться выездные практики на стройки ГЭС в Сибирь, строительство железной дороги Усть-Кут - Тайшет и др. Конечно, наука не ушла, но сменился ракурс исследований. Этот период с 1955 по 1971 г. достоин своего исследования.

Библиография:

1. Архитектурные школы Москвы. Сб.3: Педагоги и выпускники 1918-1999 / Сост. Л.И. Иванова-Веэн [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Ладья, 2002. - 112 с. - ISBN: 5-7068-0144-4.

2. Благовидова Н.Г. Из истории Студенческого научного общества МАИ - МАРХИ / Н.Г. Благовидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 5-9 апреля 2021 г., Московский архитектурный институт. Том 1. -Москва: МАРХИ, 2021. - С. 98-99.

3. Каждан Я.Ш. Дом на Рождественке / Я.Ш. Каждан. - Москва: РОЙ, 1998. - 152 с.: ил. - ISBN 5-89956-114-9.

4. Клименко С. Институт аспирантуры Академии архитектуры 1934-1948 // Архитектурные школы Москвы: исторические данные 1749-1990-е / Московский архитектурный институт; отв. ред. Л.И. Иванова-Веэн. - Москва: Музей МАРХИ, 1995. -С. 64-67.

5. Овсянникова Е.Б. Виноградов Николай Дмитриевич / Е.Б. Овсянникова // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. - Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. - Т. I: Биографии. А-К. - С. 158-159.

6. Соколов Н. Алексей Викторович Щусев (1873-1949) / Н. Соколов // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. Т.1. / Под общ. ред. М. Бархина [и др.]. - Москва: Искусство, 1975.

7. Сукоян Н. Как начиналось студенческое научное общество / МАРХИ ХХ век: Сборник воспоминаний в пяти томах. Т. 2. 1941-1955. - Москва: МАРХИ, 2006. - С. 188-190.

С.В. Тимербаева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0104

S.V. Timerbaeva

Методические схемы В.И. Локтева по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1980-х гг. Methodological schemes of V. I. Loktev on the course "Problems of composition and artistic skill" of the 1980s

Ключевые слова: В.И. Локтев, композиционная дисциплина, художественное мастерство, структура курса. Keywords: V.I. Loktev, compositional discipline, artistic skill, course structure.

Аннотация: В статье рассматриваются две методические схемы профессора В.И. Локтева по структуре и наполнению его авторского курса «Проблемы композиции и художественного мастерства» (1985-2012). В схемах показано место композиционной дисциплины В.И. Локтева в системе профессионального образования архитектора. Впервые публикуется схема о системе базовых понятий курса из коллекции Музея МАРХИ, которая разбирается в сопоставлении с рабочей программой.

Abstract: The article considers two methodological schemes of professor V.I. Loktev on the structure and content of his author's course "Problems of composition and artistic mastery" (1985-2012). The diagrams show the place of V.I. Loktev's compositional discipline in the system of professional education of an architect. For the first time, a scheme on the system of basic concepts of the course from the collection of the MARKHI Museum is published, which is analyzed in comparison with the working program.

Вячеслав Иванович Локтев (1934-2018) - выпускник МАИ (1958), кандидат архитектуры, профессор МАРХИ. Наиболее известен как основатель направления «Летающая архитектура», а в научных кругах архитектурного сообщества - как основатель концепции архитектурного полифонизма. Наименее известен для широкого круга своей деятельностью в МАРХИ - как автор дисциплины «Проблемы композиции и художественного мастерства» для студентов 5 и 6 курсов. Дисциплина преподавалась на факультетах специальной подготовки и магистратуры по направлениям: «архитектура общественных и жилых зданий», «градостроительство» и «промышленная архитектура». Дисциплина была создана В.И. Локтевым в 1985 году. Для ее реализации в 1989 г. основана Междисциплинарная лаборатория композиционных проблем. Чтению лекций в МАРХИ В.И. Локтев посвятил 27 лет.

До начала преподавательской деятельности В.И. Локтев руководил сектором Общетеоретических проблем в ЦНИИ теории, истории и перспективных проблем архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР (1962-1973). В этот же период защитил кандидатскую диссертацию на тему «Концепция динамически развивающегося города». Практически одновременно состоялась выставка в НИИ теории истории, где были продемонстрированы его футурологические проекты «Города будущего». Это событие стало точкой отсчета для глубокого погружения В.И. Локтева в тему космической архитектуры [2].

Параллельно с исследованиями в области композиционной выразительности космической архитектуры, в период с 1973 по 1979 г., В.И. Локтев пишет разделы и главы для многотомной «Истории классического искусства Запада (архитектура Германии, Италии, Англии, Франции, Испании, Австрии...)». Эта работа стала подспорьем для создания серии монографических исследований композиционного метода выдающихся мастеров классики (Ф. Брунел-лески, Л. Альберти, А. Палладио, Д. Браманте, Ант. и Дж. да Сангалло, Б. Перуцци и др.) и современности. Эти работы впоследствии вошли в монументальный труд «Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля)» [1, 3].

На основе этих исследований был создан курс «Проблемы композиции и художественного мастерства». Из рабочей программы дисциплины следует, что главная цель композиционного курса - сформировать у студента систематизированное представление о композиционной проблематике. Для этого использовался разработанный В.И. Локтевым метод композиционного анализа, который был направлен на выявление структуры художественного образа произведения. В.И. Локтев был убежден, что композиционно-художественное мастерство можно и нужно черпать из опыта прошлого. Но для этого нужно освоить композиционный анализ. Метод композиционного анализа В.И. Локтева направлен на то, чтобы снимать барьеры «присвоения» опыта прошлого через особые инструменты восприятия художественного пространства.

На примерах двух методических схем, иллюстрирующих рабочую программу, рассмотрим наполнение дисциплины и ее особенности в системе архитектурного образования МАРХИ.

Рис. 1. Методическая схема «Структура и организация курса» по дисциплине «Проблемы композиции и художественного мастерства», созданная В.И. Локтевым во второй половине 1980-х гг. Из коллекции Музея МАРХИ

Рис. 2. Методическая схема по дисциплине «Проблемы композиции и художественного мастерства», созданная В.И. Локтевым во второй половине 1980-х гг. Из коллекции Музея МАРХИ (публикуется впервые

На схеме под названием «Структура и организация курса» (рис. 1) представлены три блока, охватывающие все форматы работ и тематические направления по дисциплине. Первый блок «Практические занятия» включает композиционный анализ, консультации, клаузу-ру, упражнения, изучение памятников (натурные, по источникам), композиционные семинары. Во втором блоке «Формы работы над композицией» представлено более восьми взаимосвязанных и одновременно самодостаточных форматов практической композиционной работы. Третий блок «Лекции-беседы, теоретические семинары» содержит краткое описание смыслового поля лекционного материала. Этот перечень тем объединял и структурировал основной массив исторического материла, который включал в себя как персональные композиционные методы, так и композиционные закономерности разных исторических эпох.

Вторая схема (рис. 2) подробно описывает структуру курса и показывает, как он встраивается в существующую систему архитектурного образования. Здесь в единой системе представлены ключевые понятия системы В.И. Локтева. Схема представляет собой «разветвленное дерево», в его основании - пропедевтический курс «Основы архитектурной композиции», который преподается студентам на 1-2 курсах. На схеме пропедевтический курс делится по своему содержанию на две группы: элементы архитектурной композиции и средства архитектурной выразительности. К элементам относятся такие понятия, как плоскость, пространство, масса и объем. Здесь же три вида композиции: плоскостная, пространственная и объемная. К средствам архитектурной выразительности во втором блоке относятся: контраст, нюанс, тождество, метр, ритм, пропорции, ордер. Объясняя необходимость курса, В.И. Локтев говорил, что архитектор оснащается многими смежными знаниями, однако в базовой части профессиональной подготовки, а именно в «области композиционно-художественных проблем», знаний пропедевтического курса основ архитектурного проектирования недостаточно для решения профессиональных проблем. И дисциплина «Проблема композиции и художественного мастерства» разработана для решения этой проблемы.

Для студентов 3-6 курсов предлагается разветвленная система освоения «композиционного мастерства». В соответствии с рабочей программой «освоение композиционного опыта мастеров методически оправдано и практически реально на старших курсах (не раньше 4-го года обучения). Но подводить, готовить студента к этим занятиям нужно с 3-го курса». В ранней версии рабочей программы дисциплины (вторая половина 1980-х гг.) В.И. Локтев объяснял, что недостаточность композиционных знаний студенты ощущают к 4 курсу в связи с усложнением проектных задач, проводя аналогию с музыкальным образованием: «Как нельзя ожидать, чтобы человек, не знающий гармонии, контрапункта, закона построения к примеру сонатной формы и техники инструментовки, смог грамотно сочинить сонату или оркестровать симфонию, также нельзя ждать красивой выразительной архитектурной композиции

от студента, не отягощенного знанием композиционной проблематики и опытом мастеров» 1.

Система освоения композиционного мастерства состоит из центральной стволовой части схемы и двух крыльев. Левое крыло представляет собой теоретическое оснащение курса, правое крыло - практическое. В стволовую часть схемы, обобщенную определением «композиционного мастерства», входят два ключевых блока:

- «пространственно-тектоническая взаимозависимость /бином/ (природа архитектурного выражения-мышления)»,

- «композиционный анализ /современная методика/ (проблемы мастерства)».

Блок композиционного анализа - ключевой, к нему ведут все стрелки. С правой стороны расположены ветви его состава (структурные элементы анализа), с левой стороны - ветви истории изучения композиции. Левый блок схемы представляет собой историю архитектуры, «пересказанную» В.И. Локтевым сквозь призму композиционного анализа.

Шесть диагональных ветвей, отходящих от вертикального блока «История изучения композиции», включают в себя систему знаний:

- о «типах композиционного мышления (гомофонный, полифонический (свободный, строгий, эклектика)»;

- «художественно-композиционных системах»;

- «композиционных формах (канонах)»;

- «композициях, приемах, принципах»;

- «композиционной природе стиля»;

- «художественном синтезе».

Система этих понятий была разработана в исследовании архитектуры возрождения и барокко [2].

В.И. Локтев считал, что отрыв и отчужденность истории архитектуры от практической деятельности архитектора является одной из ключевых проблем в образовании архитектора. То, как история архитектуры может быть на службе у композиционного мастерства и иметь практическое значение для архитектора, наглядно изображено в левой части схемы, где исторические формы, стили, образцы подчинены ключевым композиционным проблемам.

Все стили делятся по системе В.И. Локтевым на три типа композиционного мышления: гармонический, полифонический и эклектика. А ветвь «Композиционные формы (каноны)» наполнена каноническими структурами, сложившимися в разные исторические периоды. Здесь и типологические схемы, характерные для того или иного стиля, и авторские структуры, занявшие в истории архитектуры статус архетипической формы: периптер, триумфальная арка, крестово-купольная система, готический канон, ренессанс палаццо, бази-ликальный фасад, 3-частный фасад классицизма, канон модерна (ар нуво); вилла Ле Корбюзье; архитектон К. Малевича и др. Таким образом, содержание и струк-

1 Рабочая программа курса «Проблемы композиции и художественного мастерства» второй половины 1980-х гг. Коллекция МАРХИ.

тура строятся на взаимодействии истории архитектуры и композиционных проблем.

На результирующей вершине «дерева» - три группы взаимосвязанных целевых понятий:

- «композиционное мышление, композиционная техника»;

- «художественное мировоззрение, профессиональная художественная культура»;

- «структура и закономерности образа, концепция художественной формы».

Структура схемы говорит о том, что композиционный анализ является ключевым звеном стволовой части курса. Это значит, что дисциплина В.И. Локтева ориентирована на практическое освоение теории архитектурной композиции. Без композиционного анализа, по мнению В.И. Локтева, невозможно профессионально освоить опыт мастеров.

Композиционный анализ по схеме В.И. Локтева состоит из четырех главных компонентов:

- «строение художественной формы»;

- «композиционная структура образа»;

- «гармонизация формы (пропорционирование, соразмерность)»;

- «методология и технология композиционного процесса».

Композиционный анализ направлен на раскрытие взаимодействия между «строением формы» и «структурой образа». Компоненты и категории в наполнении этих ветвей дают возможность выявления и описания структуры данного взаимодействия.

В заключение хочется отметить, что курс В.И. Локтева, не смотря на богатое теоретическое содержание, направлен на практическое изучение законов композиции. «Мастерство» в названии курса указывает на прикладной характер дисциплины. Анализ схем демонстрирует большой объем практических занятий и разнообразие форматов работы с композицией. Схемы дают целостное представление о композиционной системе В.И. Локтева, направленной на эффективное взаимодействие теории и практики.

Библиография:

1. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля): учеб. пособие по специальностям «Архитектура» и "Реконструкция и Реставрация" (дисциплины: Архитектур. проектирование, История искусства архитектуры и градостр-ва, Проблемы художеств.-композиц. мастерства) / В.И. Локтев. - Москва: Архитектура-С, 2004. - 494 с.: ил. - (Специальность "Архитектура"). - ISBN 5-9647-0036-5.

2. Локтев В.И. Летающая архитектура / В.И. Локтев - Москва: Союз-Дизайн, 2013. - 360 с. - ISBN 978-500016-007-7.

3. Локтев В.И. Эволюция композиционного мышления в архитектуре ренессанса и барокко Италии: специальность 18.00.01: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Локтев Вячеслав Иванович; Московский архитектурный институт. - Москва, 1979.

4. Расулева Ю. Современные модели театрализации архитектурного образа / Ю.В. Расулева // Архитектурно-художественная композиция. - Екатеринбург: Архитектон, 2004. -C. 87-92.

5. Тимербаева С.В. История формирования Междисциплинарной лаборатории композиционных проблем В.И. Локтева в МАРХИ (1989-2012) / С.В. Тимербаева // Реабилитация жилого пространства горожанина: Материалы XVII международной научно-практической конференции им. В. Татлина / Под общ. ред. Е.Г. Лапшиной. - Пенза: ПГУАС, 2021. - С. 540-543.

О.Э. Дружинина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0105

O.E. Druzhinina

Планирование на основе личного опыта проектирования: дневник-отчет и портфолио одного проекта Planning based on personal design experience: diary-report and portfolio of one project

Ключевые слова: аутентичная система оценивания, управление архитектурными проектами, дневник-отчет, портфолио.

Keywords: authentic grading system, architectural project management, diary-report, portfolio.

Аннотация: В статье представлены результаты наблюдения работы студентов 5 курса МАРХИ в рамках выполнения индивидуальных практических заданий - дневник-отчет и портфолио одного проекта. Abstract: The article presents the results of observing the work of the 5th year students of the Moscow Architectural Institute in the framework of individual practical tasks, a diary-report and a portfolio of one project.

Раздел «Менеджмент» дисциплины «менеджмент и право в архитектуре» приходится на выпускной курс бакалавриата. К этому времени предполагается, что у студентов сформированы основные профессиональные компетенции и есть понимание как собственных целей и задач, в том числе, связанных с профессией архитектора, так и представление о методике архитектурного проектирования.

И то, и другое представляется крайне важным для выпускника, поскольку определяет выбор последующей

траектории профессионального развития. Прежде всего, получив диплом, бакалавры смогут реализовать полученные компетенции на практике. Часть выпускников планируют продолжить образование в магистратуре, при этом, многие собираются совмещать учебу и работу в архитектурных проектных компаниях.

Опыт взаимодействия со студентами бакалавриата показал, что студенты, как правило, затрудняются давать оценку своей работы, равно, как и оценивать ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.