тура строятся на взаимодействии истории архитектуры и композиционных проблем.
На результирующей вершине «дерева» - три группы взаимосвязанных целевых понятий:
- «композиционное мышление, композиционная техника»;
- «художественное мировоззрение, профессиональная художественная культура»;
- «структура и закономерности образа, концепция художественной формы».
Структура схемы говорит о том, что композиционный анализ является ключевым звеном стволовой части курса. Это значит, что дисциплина В.И. Локтева ориентирована на практическое освоение теории архитектурной композиции. Без композиционного анализа, по мнению В.И. Локтева, невозможно профессионально освоить опыт мастеров.
Композиционный анализ по схеме В.И. Локтева состоит из четырех главных компонентов:
- «строение художественной формы»;
- «композиционная структура образа»;
- «гармонизация формы (пропорционирование, соразмерность)»;
- «методология и технология композиционного процесса».
Композиционный анализ направлен на раскрытие взаимодействия между «строением формы» и «структурой образа». Компоненты и категории в наполнении этих ветвей дают возможность выявления и описания структуры данного взаимодействия.
В заключение хочется отметить, что курс В.И. Локтева, не смотря на богатое теоретическое содержание, направлен на практическое изучение законов композиции. «Мастерство» в названии курса указывает на прикладной характер дисциплины. Анализ схем демонстрирует большой объем практических занятий и разнообразие форматов работы с композицией. Схемы дают целостное представление о композиционной системе В.И. Локтева, направленной на эффективное взаимодействие теории и практики.
Библиография:
1. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля): учеб. пособие по специальностям «Архитектура» и "Реконструкция и Реставрация" (дисциплины: Архитектур. проектирование, История искусства архитектуры и градостр-ва, Проблемы художеств.-композиц. мастерства) / В.И. Локтев. - Москва: Архитектура-С, 2004. - 494 с.: ил. - (Специальность "Архитектура"). - ISBN 5-9647-0036-5.
2. Локтев В.И. Летающая архитектура / В.И. Локтев - Москва: Союз-Дизайн, 2013. - 360 с. - ISBN 978-500016-007-7.
3. Локтев В.И. Эволюция композиционного мышления в архитектуре ренессанса и барокко Италии: специальность 18.00.01: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Локтев Вячеслав Иванович; Московский архитектурный институт. - Москва, 1979.
4. Расулева Ю. Современные модели театрализации архитектурного образа / Ю.В. Расулева // Архитектурно-художественная композиция. - Екатеринбург: Архитектон, 2004. -C. 87-92.
5. Тимербаева С.В. История формирования Междисциплинарной лаборатории композиционных проблем В.И. Локтева в МАР-ХИ (1989-2012) / С.В. Тимербаева // Реабилитация жилого пространства горожанина: Материалы XVII международной научно-практической конференции им. В. Татлина / Под общ. ред. Е.Г. Лапшиной. - Пенза: ПГУАС, 2021. - С. 540-543.
О.Э. Дружинина DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0105
O.E. Druzhinina
Планирование на основе личного опыта проектирования: дневник-отчет и портфолио одного проекта Planning based on personal design experience: diary-report and portfolio of one project
Ключевые слова: аутентичная система оценивания, управление архитектурными проектами, дневник-отчет, портфолио.
Keywords: authentic grading system, architectural project management, diary-report, portfolio.
Аннотация: В статье представлены результаты наблюдения работы студентов 5 курса МАРХИ в рамках выполнения индивидуальных практических заданий - дневник-отчет и портфолио одного проекта. Abstract: The article presents the results of observing the work of the 5th year students of the Moscow Architectural Institute in the framework of individual practical tasks, a diary-report and a portfolio of one project.
Раздел «Менеджмент» дисциплины «менеджмент и право в архитектуре» приходится на выпускной курс бакалавриата. К этому времени предполагается, что у студентов сформированы основные профессиональные компетенции и есть понимание как собственных целей и задач, в том числе, связанных с профессией архитектора, так и представление о методике архитектурного проектирования.
И то, и другое представляется крайне важным для выпускника, поскольку определяет выбор последующей
траектории профессионального развития. Прежде всего, получив диплом, бакалавры смогут реализовать полученные компетенции на практике. Часть выпускников планируют продолжить образование в магистратуре, при этом, многие собираются совмещать учебу и работу в архитектурных проектных компаниях.
Опыт взаимодействия со студентами бакалавриата показал, что студенты, как правило, затрудняются давать оценку своей работы, равно, как и оценивать ра-
400
Образование
боты своих коллег по курсу1. Особые трудности вызывает установление критериев. У большинства студентов вызывает сложность задача объяснить ход проектных работ. Многие затрудняются в обосновании принятых в проекте решений, не могут аргументированно защитить свой проект. Наблюдается также отсутствие внятного представления о профессиональных навыках (компетенциях) архитектора. Подавляющее большинство могут выделить с легкостью технические навыки, но теряются в определении проектных навыков, навыков аналитической работы, коммуникативных навыков, в том числе, навыков командного взаимодействия.
Полагая, что в рамках освоения дисциплины «менеджмент» и знакомства с теорией управления проектами студенты могли бы заполнить вышеперечисленные лакуны, на кафедре «Архитектурная практика» Московского архитектурного института (МАРХИ) в 2019 году были разработаны два последовательных и связанных друг с другом задания, которые и предложены студентам для индивидуального выполнения. Первое задание - «Дневник-отчет одного проекта» и второе -«Портфолио одного проекта». Следует отметить, что такие формы, как дневник-отчет и портфолио в педагогической практике, в том числе в практике зарубежных архитектурных школ, обычно используются в качестве формы аутентичной оценки, т.е. позволяют оценить реальные достижения ученика (студента), не прибегая к рейтинговой, балльной или любой другой системе внешнего оценивания [1]. Студент самостоятельно подбирает материал, демонстрирующий результативность его работы, и комментирует собственные достижения. Таким образом формируются навыки критической оценки и адекватная самооценка в целом.
Оба задания, предложенные студентам 5 курса, выполняются на основе одного и того же проекта. Важное условие - проект выбирается студентом самостоятельно из числа тех, в которых он принимал участие и которые были выполнены им от начала и до конца. Таким образом, могут быть выбраны: учебные проекты, реализованные на предшествующих курсах, конкурсные проекты, проекты, выполненные в ходе воркшопов и стажировок, в том числе в команде с другими студентами и архитекторами. Свобода выбора, данная при выполнении заданий, обеспечивает то, что студенты выбирают наиболее любимые ими проекты, те, в которые они «вложили душу», и что самое замечательное - те, в которых почувствовали свой профессионализм, осознали себя архитекторами.
Целью дневника является осмысление конкретного проектного процесса, изучение этапов проектирования, понимание логики проектной работы. Важнейшей задачей для студентов становится осмысление собственного чувственного опыта. Все, что необходимо описать и структурировать, выполняя дневник, должно быть максимально конкретно и связано исключительно с тем
1 Речь идет о срезе по всему курсу (потоку), поскольку через дисциплину «менеджмент и право» проходят все студенты курса без исключения.
проектом, процесс работы над которым подвергается разбору.
Цель портфолио - рассказ о себе, как о профессионале, через представление одного единственного проекта.
Выполняя первое задание, студенты знакомятся с такими теоретическими понятиями, как цели, задачи, результаты, методы [3]. Имеют возможность проследить многозадачность, возникающую на каждом этапе архитектурного проектирования. Переосмысление полученного уже опыта позволяет им сделать «открытие», что все результаты, достигнутые в проекте, есть результаты аналитической, по сути, поисковой работы, результаты решения тех или иных задач. Причем и сама постановка задачи, и выбор результата для последующего движения вперед - все требует установления критериев и аргументационной базы, которые, в свою очередь, зависят от поставленных целей. Интерес вызывает тот факт, что, сделав одно важное заключение, студенты часто делают и другие «открытия». Прежде всего, о том, что цели и задачи формулировались не ими самими, а для них. Критерии для постановки проектных задач и для осуществления выбора конкретных проектных решений устанавливались ведущими проект преподавателями или кураторами воркшопов, исходя из той методики руководства проектной работой студентов, которую они реализовывали.
Второе задание позволяет студенту более внимательно взглянуть на приобретенные навыки. Перед ним встает задача самопрезентации [4]. Но в отличие от традиционных архитектурных портфолио, все навыки могут быть проиллюстрированы на основе только одного проекта. Это делает процесс подготовки портфолио не просто творчески увлекательным, но и требует от автора портфолио критического взгляда на плоды своего труда. Как уже было отмечено, для большинства студентов критический взгляд не является характерным. В среде студентов МАРХИ преобладают завышенная или заниженная самооценки. Выбор материала для портфолио становится практически неразрешимой проблемой как в том, так и в другом случае. При завышенной самооценке студент просто не может осуществить выбор - все, что он сделал, представляется ему, должно быть обязательно размещено в портфолио. Обратная, но не менее сложная ситуация возникает и у студента с заниженной самооценкой - все, что он сделал, кажется ему недостойным внимания, в результате материала для портфолио не набирается.
Для преодоления подобных сложностей, а также для структурирования портфолио в задании введены такие критерии, как «полнота» и «структура». Критерий «полнота» определяет минимальный (5 страниц) и максимальный (15 страниц) объем портфолио. Критерий «структура» устанавливает обязательное требование о наличии логики представления материала, которая выражается через завершенный, имеющий начало и финал, рассказ о проекте. Студент не связан требованиями о выборе «сюжетной линии». Рассказ об архитектурном или градостроительном проекте, который является содержательным ядром портфолио,
может быть построен в более или в менее стандартном формате, а также - вовсе не повторять традиционный план представления архитектурных проектов. Важным моментом является демонстрация умения выделить главное, удержать свое внимание и внимание оппонента на основной идее проекта, на решениях, которые эту идею воплощают.
Задания «Дневник-отчет» и «Портфолио» одного проекта успешно внедрены в учебный процесс и реализуются два учебных сезона. Итоги работы позволяют говорить, что студентам удается существенно продвинуться в понимании профессиональных компетенций, а также, что на наш взгляд, самое главное, в понимании методики архитектурного проектирования [2]. Одним из главных результатов, которые отмечены нами, является понимание студентами зависимости между конечной целью проекта и выбором проектной логики, между промежуточными целями и задачами проектирования. Таким образом, формируются навыки кри-
тической оценки результатов проектной деятельности и самооценки в целом.
Библиография:
1. Абакумова Н.Н. Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге индивидуальных достижений обучающихся / Н.Н. Абакумова. - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=10741 (дата обращения: 11.11.2020).
2. Дружинина О.Э. Методика архитектурного проектирования и творческий метод архитектора / О.Э. Дружинина // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Московский архитектурный институт. Том 2. - Москва: МАРХИ, 2020. - С. 235-237.
3. Солодилова Л.А. Методы предпроектного анализа: учебное пособие / Л.А. Солодилова; Федеральное агентство по образованию, ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», Институт архитектуры и искусств. - Ростов-на-Дону, 2006.
4. Linton, H. Portfolio Design/ H. Linton. - Fourth Edition. - New York; London: W. Norton & Company, 2012.
С.В. Романова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0106
S.V. Romanova
Профессионально-творческое развитие будущего бакалавра архитектуры в процессе компетентностно-ориентированной лингвистической подготовки Professional and creative development of Bachelor of Architecture in process of competence-oriented linguistic training
Ключевые слова: студент, архитектура, иностранный язык, лексика, вербальная информация, графическое изображение, моделирование образа, мотивы и смыслы.
Keywords: student, architecture, foreign language, vocabulary, verbal message, graphic representation, image modelling, motives and meanings.
Аннотация: Статья посвящена деятельностному подходу в ходе лингвистической подготовки студентов архитектурного вуза. Формирование лексического содержания профессиональной лингвистической компетенции использует приемы визуальной семантизации с опорой на изобразительные навыки обучающихся. Перевод вербального архитектурного сообщения в графический образ актуализирует пространственное мышление студентов. Изучение иностранного языка обретает профессиональный смысл и мотивирует на коммуникативную деятельность в сфере архитектурной практики.
Abstract: The article deals with an activity-based approach in linguistic training of students at an architecture institution of higher education. Generation of lexics component of the professional linguistic competence takes advantages of visual strategies in lexical semantics learning based on graphic skills of the students. A verbal message on architecture is to be transformed into a graphic representation, thus actualizing the student's spatial intelligence. Foreign language learning acquires professional meaning and motivates communicative activities in the field of architecture.
Выполнение проектной архитектурной деятельности на компетентностном уровне с учетом новейших отечественных и международных практик диктует необходимость формирования коммуникативной компетенции и является важнейшим показателем качества высшего профессионального архитектурного образования.
Деловая иноязычная коммуникация позволяет архитектору оставаться конкурентоспособным специалистом в условиях достаточно унифицированного интернационального пространства. Участие в международной коммуникации на языке специальности [4, с. 188] делает доступным широкий спектр професси-
ональных данных как в ходе непосредственного делового общения на иностранном языке, так и опосредованно, через управление информацией (изучение и анализ), полученной из иноязычных источников.
Цель статьи - выявить, как освоение языковых средств изучаемого иностранного языка соотносится с профессиональными способностями студента-архитектора, и обозначить возможность личностного и творческого развития при работе с вербальной профессионально ориентированной информацией в процессе формирования лингвистической компетенции будущего бакалавра-архитектора.