Научная статья на тему 'Становление и развитие Студенческого научного общества в Московском архитектурном институте в период с 1939 по 1957 год'

Становление и развитие Студенческого научного общества в Московском архитектурном институте в период с 1939 по 1957 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНО / Студенческое научное общество / МАРХИ / МАИ / Student Scientific Society / SSS (SNO) / Moscow Architecture Institute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Благовидова

Автор публикации продолжает исследование Студенческого научного общества. Выявлены предпосылки создания СНО, отмечены периоды зарождения и становления СНО, показана роль А.В. Щусева, задавшего направление исследовательской работы студентов, и его ученика, соратника Н.Д. Виноградова. Отмечена роль Н.П. Сукояна в исследовании СНО, а также участие многих других известных архитекторов: С. Хан-Магомедова, Г. Любимовой, Ю. Раннинского, В. Локтева, С. Ожегова, К. Карташовой. Для исследования использованы личные архивы С.С. Ожегова и К.К. Карташовой, документы из Музея МАРХИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Scientific Society formation in Moscow Architecture Institute. 1939–1957

In the current publication the author proceeds to investigate the Student Scientific Society in Moscow Architecture Institute. The publication embraces essential preconditions for SSS (SNO) formation, its history landmarks, as well A. Schussev participation, who was orchestrating students’ scientific research with assistance of his apprentice and colleague N. Vinogradov. Among many Society’s disciples some important names are mentioned: N. Sukoyan, S. Khan-Magomedov, G. Lyubimova, Yu. Ranninsky, V. Loktev, S. Ozhegov, K. Kartashova. The research is based on files which are in personal possession of S. Ozhegov and K. Kartashhova as well documents from MARCHI Museum.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие Студенческого научного общества в Московском архитектурном институте в период с 1939 по 1957 год»

4. Завадовский П.К. Архитектор К.Э. Александер, выпускник МАИ 1937 г. - ученик Н. Колли и Н. Ладовского / П.К. Завадовский // Наука, образование и экспериментальное проектиро-

вание: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 5-9 апреля 2021 г., Московский архитектурный институт. - Москва: МАРХИ, 2021 г. - С. 92-93.

Н.Г. Благовидова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0103

N.G. Blagovidova

Становление и развитие Студенческого научного общества в Московском архитектурном институте в период с 1939 по 1957 год Student Scientific Society formation in Moscow Architecture Institute. 1939-1957

Ключевые слова: СНО, Студенческое научное общество, МАРХИ, МАИ. Keywords: Student Scientific Society, SSS (SNO), Moscow Architecture Institute.

Аннотация. Автор публикации продолжает исследование Студенческого научного общества. Выявлены предпосылки создания СНО, отмечены периоды зарождения и становления СНО, показана роль А.В. Щусева, задавшего направление исследовательской работы студентов, и его ученика, соратника Н.Д. Виноградова. Отмечена роль Н.П. Сукояна в исследовании СНО, а также участие многих других известных архитекторов: С. Хан-Магомедова, Г. Любимовой, Ю. Раннинского, В. Локтева, С. Ожегова, К. Карташовой. Для исследования использованы личные архивы С.С. Ожегова и К.К. Карташовой, документы из Музея МАРХИ. Abstract. In the current publication the author proceeds to investigate the Student Scientific Society in Moscow Architecture Institute. The publication embraces essential preconditions for SSS (SNO) formation, its history landmarks, as well A. Schussev participation, who was orchestrating students' scientific research with assistance of his apprentice and colleague N. Vinogradov. Among many Society's disciples some important names are mentioned: N. Sukoyan, S. Khan-Magomedov, G. Lyubimova, Yu. Ranninsky, V. Loktev, S. Ozhegov, K. Kartashova. The research is based on files which are in personal possession of S. Ozhegov and K. Kartashhova as well documents from MARCHI Museum.

Изучение истории Студенческого научного общества, которое начало формироваться в МАИ в 1930-е годы, является особенно актуальным в данный момент [2]. Деятельность Общества преследовала цель развития научных изысканий в среде студентов-архитекторов, а также должна была поддерживать популяризацию науки в СССР. Обращение к данной теме дает дополнительный импульс к стабилизации научной среды МАРХИ и развитию сообщества молодых ученых. Это особенно важно в связи с прекращением в 2010 году «Открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации», который проходил в два этапа, начиная с конкурсов внутри вузов. Частично функции студенческой науки стала выполнять студенческая научная конференция, постепенно охватившая многие научные школы страны. Поэтому даже короткий экскурс в историю СНО показывает своевременность обращения к опыту прошлого. В работе общества в разное время принимали участие такие выдающиеся архитекторы и ученые, как Ю.В. Раннинский, С.С. Ожегов, С.О. Хан-Магомедов, Ю.П. Гнедовский, К.К. Карташова, В.И. Локтев, Н.П. Сукоян и многие-многие другие, о которых хотелось бы написать.

Предпосылки создания СНО

Московская архитектурная школа за 270 лет своей истории воспитала целую плеяду прекрасных зодчих, многие из которых совмещали практику с научной и педагогической деятельностью. Официальным нача-

лом научной деятельности в стране после революции 1917 года стало «Положение о порядке оставления при высших учебных заведениях студентов для подготовки их к научной и педагогической деятельности», утвержденное Наркомпросом РСФСР в 1923 году. Этот документ закрепил статус студентов, которых оставляли при вузах для подготовки их к научной и педагогической деятельности. 21 января 1925 г. Совнарком РСФСР утвердил «Положение о научных работниках высших учебных заведений», а также «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских учреждениях и вузах по прикладным, точным и естественным наукам».

В конце 1920-х аспирантура открывается во ВХУТЕИНе и МВТУ После реорганизации ВХУТЕИНа аспирантура продолжила свою деятельность в АСИ и в МАИ. Параллельно в Москве создается высшее научное учреждение в области архитектуры - Всесоюзная академия архитектуры и при ней Институт аспирантуры (1934 г.) При том что аспирантура в МАИ не прекращала своей деятельности, Институт аспирантуры играл ведущую роль, где А.В. Щусев преподавал на кафедре архитектурного проектирования [1, с. 24; 3] Великие мастера понимали важную роль науки, в частности теории архитектуры, и передавали новым поколения богатейший преподавательский опыт. Так, А.В. Щусев писал в 1935 году: «Чтобы не отстать от науки, нам предстоит поднять уровень формальных знаний, углубить теоретический багаж молодежи... нам для этого необходимо в частности использовать художественные богатства,

накопленные в Академии художеств за полтораста лет ее существования» [6, с. 194]. Он предлагает молодым архитекторам повышать квалификацию и мастерство в Кабинетах по строительству, истории и теории архитектуры в созданной Академии архитектуры. В музей при Всесоюзной академии архитектуры, который

A.В. Щусев консультировал, свозились детали разрушаемых памятников русского зодчества - Храма Христа Спасителя, триумфальной арки, Сухаревой башни и др.

Период зарождения СНО

Занимаясь музейной деятельностью, Щусев стремился сохранить русское архитектурное наследие и развить к этому интерес у студенческой молодежи. Поэтому, будучи председателем Совета русской архитектуры в Московском архитектурном институте, Щусев инициирует создание музея МАИ, директором которого назначен Н.Д. Виноградов [5]. По аналогии с музеем при Всесоюзной академии архитектуры в Московском архитектурном институте был создан Архитектурный кабинет. Его руководителем стал Николай Дмитриевич Виноградов, выпускник УЖВЗ, ученик А.В. Щусева и знаток московской архитектуры. По его инициативе во время летних студенческих каникул в 1939-1940 гг. были организованы научные поездки в Армению, Ростов Великий, Ленинград с целью изучения и обмеров памятников древнего зодчества.

По воспоминаниям Н.П. Сукояна, который в тот момент учился на 3-м курсе, в этот период в МАИ в вечернее время работало несколько кружков, но наиболее активно шла работа в кружке по изучению памятников московского зодчества, которым руководил Н.Д. Виноградов [7]. Кружок организовали студенты 3-го курса в 1939 году; уже в ноябре начались экскурсии, охватившие до апреля 1940 г. все районы Москвы по семи маршрутам (рис. 1).

В кружок под председательством Н. Сукояна входили студенты: А. Алтухов, Ш. Айрапетов, П. Гаври-лов, О. Григорьева, Г. Гурьянова, В. Балдин, С. Змеул, С. Корчагин, Н. Виноградова, С. Пастухов, В. Гюзалян,

B. Сулимова. Во время летних каникул 1940 года все участники кружка разъехались в экспедиции по исследованию памятников по России. Группа в составе Н. Сукояна, С. Корчагина, С. Змеула, П. Гаврилова и Ш. Айра-петова исследовала, обмеряла и описывала памятники архитектуры в Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Кинешме, Боголюбове, Ростове Великом. Материалы экспедиций сдавались в музей МАИ.

Период создания СНО

Как пишет в своих воспоминаниях Н.П. Сукоян: «К началу 1940/41 учебного года создалась реальная необходимость соединения всей внеучебной работы, в том числе нашего кружка, а также школы рисунка, кружков по античной мифологии, театральной декорации в единый центр, которым стало студенческое научное общество (СНО - прим. автора)».

Был создан Совет СНО, который впервые предложил и подготовил конференцию научного сооб-

щества с докладами участников летних экспедиций. Первая конференция состоялась в марте 1941 года. Накануне члены Совета поехали домой к И.В. Жолтовскому с приглашением на первую конференцию. Иван Владиславович принял приглашение, внимательно слушал доклады студентов, делал комментарии. Особенно запомнилась Сукояну реплика Жолтовского на сообщение В. Воскресенского об обмерах Биржи Тома де Томона: «Только Биржа держит город. Статический центр. Кругом колонны - все работает на все стороны. В этом философия Биржи. Это важно».

Период зарождения студенческого научного общества оборвался с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. Участники уехали в эвакуацию в Ташкент, а оттуда многие после окончания института ушли на фронт, в том числе и создатель СНО Н.П. Сукоян.

Возрождение СНО

После войны Студенческое научное общество возродилось и стало важным фактором в воспитании будущих зодчих, о чем свидетельствовал Н.П. Су-коян в своих воспоминаниях, опубликованных в МАРХИ в 2006 году при активном содействии А. Некрасова и А. Щеглова [7].

Сам Сукоян, закончив в Ташкенте МАИ, до ухода на фронт попробовал себя в преподавательской деятельности, ассистируя профессорам Михаилу Осиповичу Барщу и Владимиру Федоровичу Кринскому. Вернувшись с фронта, он с 1946 по 1954 год преподавал в Московском архитектурном институте, одновременно обучаясь в аспирантуре и занимаясь практическим проектированием. Сукоян, работая в институте, активно содействовал возрождению СНО. Этот факт подтверждают студенты, учившиеся в МАИ в эти годы. Сергей Сергеевич Ожегов учился в Московском архитектурном институте в период с 1946 по 1952 г., с 3-го курса был активным участником СНО. Первым заданием были обмеры и раскопки в Царицыно, а в 1951 году Сергей Сергеевич ездил на обмеры в Узбекистан, где было сделано много акварельных рисунков памятников архитектуры Бухары, Самарканда, Ташкента. Отчеты в виде докладов на конференции проводились в Красном зале МАИ.

Руководил конференциями студентов Андрей Владимирович Бунин (ученик Николая Ладовского и учитель Сергея Ожегова). Видя интерес к науке, Бунин дал Ожегову, как активному члену СНО, рекомендацию в аспирантуру, а в дальнейшем ориентировал заниматься ландшафтной архитектурой, что и определило будущую профессию Сергея Сергеевича. Участие в СНО оказало влияние на всю творческую жизнь Ожегова. Защитив кандидатскую диссертацию, Сергей Сергеевич остался преподавать в МАИ, прошел путь от преподавателя до проректора в 1970-1974 гг. по учебной работе, а в 1974-1977 - по научной работе, и в 1983-1991 гг. заведовал кафедрой ландшафтной архитектуры МАРХИ.

Рис. 1. Карта маршрутов экскурсий, проведенных кружком студентов 3-го курса Московского архитектурного института по изучению памятников московского зодчества 1939-1940 гг. [7]

Рис. 2. Титульные листы докладов студентов МАИ С.О. Хан-Магомедова и Г.Н. Любимовой на студенческих научных конференциях. Предоставлен из семейного архива С.О. Хан-Магомедова Музею МАРХИ. Публикуется впервые

Рис. 3. Членский билет СНО Г.Н. Любимовой. Предоставлен из семейного архива С.О. Хан-Магомедова Музею

МАРХИ. Публикуется впервые

Вместе с Ожеговым в обществе состоял Ю.В. Ран-нинский: вместе они занимались обмерами в Узбекистане. Исследование памятников Ташкента в студенческие годы не прошло бесследно. Любовь к древним памятникам привела Юлия Владимировича в Ташкент еще не раз. После разрушительного землетрясения он восстанавливал город, создал памятник 14 комиссарам, ему была присуждена Премия имени Хамзы - Государственная премия Узбекской ССР. Позже в 1978 году он создал в МАИ кафедру реставрации.

В рамках научной деятельности СНО С.О. Хан-Магомедов и Г.Н. Любимова подготовили доклады по архитектуре Южного Дагестана после своей поездки, связанной с исследованиями памятников и архитектурных сооружений (рис. 2). Впоследствии Хан-Магомедов, студент 5-го курса, выступал на конференции в МАИ, позже эти материалы вошли в его кандидатскую диссертацию.

Уникальное свидетельство истории СНО - членский билет Г.Н. Любимовой за № 150 (рис. 3), где содержатся сведения о студенческой практике в Дагестане. В билете указана дата вступления в общество - 1949 г.: значит, на тот момент в СНО состояло 150 человек. Билет подписан директором (ректором) института В. Кропото-вым. Судя по штампу на билете, СНО находилось под эгидой Академии архитектуры. Под званием Председателя Совета общества стоит роспись Швидковского, на оборотной странице его подпись видна более четко. Следует отметить, что О.А. Швидковский окончил институт в 1951 г. Это может свидетельствовать о том, что должность Председателя Совета занимали старшекурсники. Их научное сотрудничество продолжилось в ходе работы над кандидатской диссертацией Г.Н. Любимовой, где О.А. Швидковский стал научным консультантом. В членском билете содержится краткий отчет о деятельности Г. Любимовой. На последней странице билета изложены параграфы из типового положения о научном обществе студентов.

После окончания войны должность председателя СНО исполнял В.И. Локтев. Интерес к русской архитектуре и сохранению наследия в эти годы был все еще очень высок, объединял студентов и поддерживался А.В. Буниным на его лекциях и отчетных конференциях в Красном зале МАИ. Студенты каждое лето выезжали в разные части страны.

Важными свидетелями деятельности СНО в начале 1950-х годов и активными его членами были ныне действующие академики РААСН Кира Константиновна Карташова и Юрий Петрович Гнедовский. Будучи студентами в 1948-1954 гг., они с третьего курса и до диплома учились в группе по архитектурному проектированию у Ю.Н. Шевердяева, Е.Б. Новиковой и Н.П. Сукояна. Кира Константиновна вспоминала свою экспедицию на 3-м курсе на обмеры монастырей: Свято-Пафнутье-ва Боровского, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Воло-коламского. С помощью аппаратуры фотограмметрии обмеряли, а затем чертили панорамы монастырей. Делались две фотографии и по ним создавались чертежи совместно со студентами МИИГАиК (Институт геодезии и картографии).

Однокурсники К.К. Карташовой - Ю.П. Гнедовский, В.П. Орфинский, В.В. Кувырдин ездили в Карелию каждое лето, начиная со 2-го курса. Для многих студентов работа и членство в СНО определили жизненный путь. Например, В.П. Орфинский всю дальнейшую жизнь посвятил сохранению погибающих деревянных храмов Русского Севера. Уже став академиков РААСН, он возглавил сектор Истории деревянного зодчества. Кире Константиновне Карташовой и Юрию Петровичу Гнедовскому в 1954 г. была дана рекомендация для поступления в аспирантуру Академии строительства и архитектуры СССР.

К сожалению, проследить путь других студентов -участников СНО - не представляется возможным, многие ушли из жизни. Вероятно, изучение архивов, личных дел студентов, учившихся в годы активной работы научного общества, а именно с 1945 по 1955 год, могло бы помочь глубже изучить научную деятельность студентов, найти их отчеты по экспедициям, чертежи, рисунки, акварели. Но уже понятно, что участие в работе СНО благотворно отразилось на творческой и профессиональной деятельности будущих архитекторов. Во второй половине 1950-х годов в жизни страны и Московского архитектурного института произошли радикальные изменения 1. Это период восстановления разрушенных во время войны городов и строительства новых.

1 4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и многие архитекторы, в том числе преподаватели института, были подвергнуты критике за свое «пристрастие к излишествам». Члены политбюро института в своем отчете на политсобрании в ноябре 1955 года критиковали А.Н. Душкина, Ю.Н. Шевердяева, В.Д. Кокорина и ряд других ведущих педагогов, а по историко-теоретическим дисциплинам А.В. Бунина, Н.И. Брунова, Ю.Ю. Савицкого за их приверженность русской классике [3, с. 103-104].

По воспоминания А.П. Кудрявцева, в конце 1950-х гг. (с 1958) в МАИ появились группы талантливых и активных в науке студентов, которые, однако, не входили в СНО. Они хотели проявить себя самостоятельно. В отличие от СНО, которое системно организовывало деятельность студентов, стали вводиться выездные практики на стройки ГЭС в Сибирь, строительство железной дороги Усть-Кут - Тайшет и др. Конечно, наука не ушла, но сменился ракурс исследований. Этот период с 1955 по 1971 г. достоин своего исследования.

Библиография:

1. Архитектурные школы Москвы. Сб.3: Педагоги и выпускники 1918-1999 / Сост. Л.И. Иванова-Веэн [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Ладья, 2002. - 112 с. - ISBN: 5-7068-0144-4.

2. Благовидова Н.Г. Из истории Студенческого научного общества МАИ - МАРХИ / Н.Г. Благовидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 5-9 апреля 2021 г., Московский архитектурный институт. Том 1. -Москва: МАРХИ, 2021. - С. 98-99.

3. Каждан Я.Ш. Дом на Рождественке / Я.Ш. Каждан. - Москва: РОЙ, 1998. - 152 с.: ил. - ISBN 5-89956-114-9.

4. Клименко С. Институт аспирантуры Академии архитектуры 1934-1948 // Архитектурные школы Москвы: исторические данные 1749-1990-е / Московский архитектурный институт; отв. ред. Л.И. Иванова-Веэн. - Москва: Музей МАРХИ, 1995. -С. 64-67.

5. Овсянникова Е.Б. Виноградов Николай Дмитриевич / Е.Б. Овсянникова // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. - Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. - Т. I: Биографии. А-К. - С. 158-159.

6. Соколов Н. Алексей Викторович Щусев (1873-1949) / Н. Соколов // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. Т.1. / Под общ. ред. М. Бархина [и др.]. - Москва: Искусство, 1975.

7. Сукоян Н. Как начиналось студенческое научное общество / МАРХИ ХХ век: Сборник воспоминаний в пяти томах. Т. 2. 1941-1955. - Москва: МАРХИ, 2006. - С. 188-190.

С.В. Тимербаева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0104

S.V. Timerbaeva

Методические схемы В.И. Локтева по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1980-х гг. Methodological schemes of V. I. Loktev on the course "Problems of composition and artistic skill" of the 1980s

Ключевые слова: В.И. Локтев, композиционная дисциплина, художественное мастерство, структура курса. Keywords: V.I. Loktev, compositional discipline, artistic skill, course structure.

Аннотация: В статье рассматриваются две методические схемы профессора В.И. Локтева по структуре и наполнению его авторского курса «Проблемы композиции и художественного мастерства» (1985-2012). В схемах показано место композиционной дисциплины В.И. Локтева в системе профессионального образования архитектора. Впервые публикуется схема о системе базовых понятий курса из коллекции Музея МАРХИ, которая разбирается в сопоставлении с рабочей программой.

Abstract: The article considers two methodological schemes of professor V.I. Loktev on the structure and content of his author's course "Problems of composition and artistic mastery" (1985-2012). The diagrams show the place of V.I. Loktev's compositional discipline in the system of professional education of an architect. For the first time, a scheme on the system of basic concepts of the course from the collection of the MARKHI Museum is published, which is analyzed in comparison with the working program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.