Список цитируемой литературы:
1. Доклады и докладные записки о деятельности государственных художественно-промышленных мастерских г. Ивано-во-Вознесенска, журналы заседаний педагогического совета мастерских, устав, учебные планы и смета на содержание мастерских: ГА РФ. А 1565. Оп. 9. Д. 2.
2. Луначарский А.В. Искусство и производство / А.В. Луначарский // Известия ВЦИК, 1922. - 29 января / Наследие А.В. Луначарского [сайт]. - URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ russkoe-sovetskoe-iskusstvo/sovetskoe-gosudarstvo-i-iskusstvo/ (дата обращения: 05.05.2020). - Текст: электронный.
3. Ольга Розанова / 1917. Свободная история: [сайт]. -URL:https://project1917.ru/heroes/olga-rozanova (дата обращения: 5.05.2020). - Текст: электронный.
4. Свободные государственные художественные мастерские. Из столицы - в регионы. 1918-1920-е гг. = Free state art workshops. From the capital - to the regions. 1918-1920s: Материалы Всерос-
сийской конференции, 24-26 декабря 2018 г., МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова / Московский архитектурный институт, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова; ответственный редактор Г.В. Есаулов. - Москва: МАРХИ: МГХПА, 2018. - 143 с.: ил. -ISBN 978-5-6040500-5-7.
5. Справочник отдела ИЗО Наркомпроса. Вып. 1. - Москва: Учебно-Произв. Графич. Мастерск. ИЗО при 1-х Св. Г. Х. Мастерских, 1920.
6. Штеренберг Д. Искусство в производстве: Сборники Художественно-производственного совета. Отд. изобразительных искусств Наркомпроса / Д. Штеренберг. - Москва: Худ.-производ. сов. Отд. изо Наркомпроса, 1921. - 42 с.
7. Штеренберг Д.П. Отчет о деятельности отдела изобразительных искусств Наркомпроса / Д.П. Штеренберг // Изобразительное искусство. - 1919. - № 1.
С.В. Тимербаева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10005
S.V. Timerbaeva
Система обучения в авторском курсе В.И. Локтева «Проблемы композиции и художественного мастерства» Training system in the author's course of V.I. Loktev "Problems of composition and artistic skill"
Ключевые слова: композиционные проблемы, художественный образ, полифония. Keywords: compositional problems, artistic image, polyphony.
Аннотация: Профессор МАРХИ В.И. Локтев, основатель Межкафедральной лаборатории композиционных проблем, имел свои представления о том, как учить студентов. Статья посвящена принципам и особенностям его методологии, отраженной в авторском курсе «Проблемы композиции и художественного мастерства». Abstract: Professor V.I. Loktev, the founder of the interdepartmental laboratory of compositional problems, had his own ideas about how to teach students. The article is devoted to the principles and features of its methodology, reflected in the author's course "Problems of composition and artistic skill».
Курс Локтева «Проблемы композиции и художественного мастерства» 1 автор статьи читала на вечернем факультете 7 лет. Курс был направлен на формирование у студентов систематизированного представления
0 композиционной проблематике в целом. И одной из самых важных целей было прививание навыков профессионального анализа произведений архитектуры.
Главная задача заключалась в формировании у студентов представлений о типах композиционного мышления и этапах его эволюции. Для того чтобы зачерпнуть композиционный пласт, считал Вячеслав Иванович, нужна не история архитектуры, а архитектура в истории. Локтев говорил, что по теории композиции написано много, но очень мало из этого работает на проектирование.
1 Специализированный авторский курс «Проблемы композиции и художественного мастерства» был разработан и внедрен в учебный процесс МАРХИ В.И. Локтевым на 5-м и 6-м курсах. Для его реализации приказом ректора в 1989 г. была создана Межкафедральная лаборатория композиционных проблем. Читался это курс Локтевым вплоть до 2012 г. на факультетах специальной подготовки: Градостроительство, Архитектура общественных и жилых зданий, Промышленная архитектура, а также в магистратуре.
Для вечернего факультета в силу ограниченных временных ресурсов курс «проблем композиции и художественного мастерства» читался в укороченной версии и состоял из 9 лекций. Однако это не повлияло на суть, потому что дело не в объеме информации, а в особом подходе к знанию. Локтев построил материал курса так, чтобы приучить студента «искать, видеть и ценить логику построения художественной формы» [3].
Первый год (да и потом) мы много обсуждали с Вячеславом Ивановичем его лекционный материал. Курс Локтева по емкости информации запредельный. У меня, конечно, было немало вопросов. Но один из самых трудных и продуктивных вопросов в первый же год был задан мне студентом: «Почему сегодня именно Бру-неллески? Зачем нам это надо знать?» По всей видимости, студент ожидал несколько иной подачи материала. Именно этот трудный вопрос мне помог разобраться с системой Локтева.
Усвоение курса дает целостное видение архитектурной композиции. Кстати, в рабочей программе цель так и формулируется: «сформировать систематизированное представление о композиционной проблематике» [3]. В общих чертах, курсы по композиции бывают двух
Образование
75
типов. Первый тип представляет собой сборник определений основных категорий и элементов композиции. Другой тип построен на исторической линии развития стилей.
Как Локтеву удалось сложнейший и объемный материал подать в такой краткой и емкой форме без потери смысла и исторического масштаба? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно ответить на вопрос студента.
Сразу после обзора в первой вводной лекции лучших композиционных аналитиков, школ, подходов в освоении композиционного мастерства, идет объемный материал о Брунеллески. Почему не Египет, не Греция, не Древний Рим? Потому что с помощью Брунеллески вводится целый пласт контактно-стыковой зоны, в которой сходятся стили, композиционные темы.
На почве архитектурных странностей Брунеллески поднимаются важнейшие композиционно-художественные темы:
- возрождение ордерного мышления (здесь и Греция, и Древний Рим подключены; здесь встают вопросы целостного художественного видения, противопоставления стилей, вопросы креативных форм наследования);
- архитектоническая природа ордера и атектониче-ские тенденции в архитектуре;
- изобретение линейной перспективы как способа соединения виртуального мира и реального мира;
- конвертирование изобразительных приемов из одного вида искусств в другой (из скульптуры, живописи в архитектуру);
- соединение инженерного и художественного мышления.
Вот почему Локтев говорил и писал: «попытайтесь доискаться смысла архитектурной композиции, созданной в промежутке между XV и XX веками, и вы обязательно придете к одному и тому же выводу - все нити ведут к Брунеллеско» По сути, это означает: хочешь стать культурным образованным человеком - тебе к Брунел-лески.
Тема Брунеллески является одним из примеров, отражающих подход к композиционной проблематике и культуре исследования Локтева.
Основные принципы, которых Вячеслав Иванович придерживался сам и старался прививать их студентам, таковы:
1. Чтобы быть учеником, необязательно «вживую» общаться с мастером. Этот принцип позволял Локтеву расширять диапазон в исследовании творческого, смотреть на линию личного опыта в широком культурном контексте. Эта мысль открывала широкие возможности для отслеживания прототипических наследственных связей. Композиционное наследование - ключевая тема в исследованиях Локтева.
2. Словосочетание «проблемы композиции» в названии курса является смыслообразующим. Вячеслав Иванович хотел научить студентов «читать» композицию.
Он говорил студентам, что для того, чтобы осознавать собственные художественные задачи и решать их, нужно прежде всего учиться видеть композиционные проблемы. В таком ракурсе история архитектуры может стать источником практической информации.
Рис. 1. Портрет Вячеслава Локтева. Фото с обложки автомонографии «Летающая архитектура»
Рис. 2. Филиппо Брунеллески. Рельеф Андреа ди Лаццаро Кавальканти (Буджано). Флоренция. Собор
1 Локтев В.И. Тесная «свобода» новой эстетики и просторные правила классики (Комментарий к архитектурной поэтике Брунеллески) // Архитектура СССР. - 1972. - № 10. - С.16-23.
3. Как Локтев предлагал учиться видеть проблемы? Для этого нужно замечать и обращать внимание на странности в художественном произведении. Легко сказать! Чтобы видеть странности, нужно обладать колоссальными знаниями. Локтев пишет в своей автомонографии, что его задела в архитектуре Брунеллески тайна, необъяснимость: «Загадка лоджии Оспедале Иноченти, капеллы Пацци, фасадов Сан-Спирито и Сан-Лоренцо, фонаря на куполе Флорентийского собора - как можно было пройти мимо всего этого? Их неразгаданность и задела, засела как заноза и лишала покоя» [3, с. 80].
4. Вячеслав Иванович балансировал между классикой и авангардом. В исследованиях Локтева от Брунеллески до антигравитационных тенденций в архитектуре авангарда - один шаг. Поэтому, с одной стороны, это поиск композиционных оснований вне стиля, а с другой - поиск стилеобразующих законов. И независимо от темы всегда фокус держался на исследовании композиционной закономерностей целого. Именно этот фокус позволил Локтеву обнаружить универсальные композиционные алгоритмы, такие как: контрапост, тематический монтаж, вариация.
5. Локтев выделял в истории архитектуры фигуры мастеров, творчество которых играло значимую роль в смене стилей, то есть находящиеся на стыке эпох. Демонстрируя композиционные закономерности в структуре конкретного произведения или прослеживая композиционную эволюцию в творчестве мастера, Вячеслав Иванович ловко наводил фокус на более крупные структуры: мышление, эпоха, особенности смены стилей и др.
Одним из ярких проявлений принципов школы Локтева стала «Уфимская Имплозия», представляющая проектный метод, разработанный ученицей Локтева Ю.В. Расулевой в уфимской архитектурной школе [3, с. 80]. Здесь алгоритмы Локтева были творчески пересказаны в новом контексте современной проектной проблематики. Инструментарий Локтева переосмыслен и успешно введен в архитектурное проектирование.
Список цитируемой литературы:
1. Имплозия. Схемаформа1: Учебное пособие / Ю.В. Расулева, Р.Ф. Баймуратов, И.Н. Сабитов, К.А. Донгузов. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2012. - 100 с. - ISBN: 978-5-98755-121-3.
2. Локтев В.И. Летающая архитектура. Антигравитационные тенденции в архитектуре: автомонография / В.И. Локтев. -Москва: Союз Дизайн, 2013. - 360 с.: цв. ил. - ISBN 978-500016-007-7.
3. Локтев В.И. Рабочая программа по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» / В.И. Локтев. - Москва: МАРХИ, 2001.
4. Расулева Ю.В. Композиционные проблемы наследования художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля»: специальность 18.00.01: Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Расулева Юлия Викторовна; Московский архитектурный институт. - Москва, 1993. - 150 с.: ил. + Прил. (36 с.: ил.).
1 В 2011 году книга вошла в пятерку финалистов конкурса RIEAch Book Competition, организованного Исследовательским институтом экспериментальной архитектуры (основатель Л. Вудс, Швейцария).
Ю.В. Лисенкова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10006
Yu.V. Lisenkova
Принципы Отто Нейрата и Эль Лисицкого как основа преподавания полиграфических дисциплин в Баухазе и Художественной школе Витебска The principles of Otto Neurat and El Lissitzky as the basis for the teaching of printing disciplines in Bauhaus and the Art College of Vitebsk
Ключевые слова: Эль Лисицкий, Отто Нейрат, типографика, изобразительная статистика, конструктивизм, супрематизм, диаграммы, пиктограммы, картография, инфографика.
Keywords: El Lissitsky, Otto Neurat, typography, visual statistics, constructivism, suprematism, diagrams, pictograms, cartography, info-graphics.
Аннотация: Информационная графика становится очень значимым направлением в современной архитектурной деятельности. Обращаясь к истокам возникновения данного явления в истории графического дизайна, мы можем видеть, какая роль отводилась информационной графике в разные годы развития искусства полиграфии в Европе и СССР, какие цели и задачи ставили перед собой основоположники данного направления, разрабатывая образовательные программы по этому направлению дизайна, и какое влияние оказали на развития данного вида графики яркие представители авангарда, супрематизма и конструктивизма.
Abstract: Information graphics is becoming a very significant area in modern architectural activity. Turning to the origins of this phenomenon in the history of graphic design, we can see the role that information graphics played in different years of the development of the art of printing in Europe and the USSR. What goals and objectives were set for themselves by the founders of this direction, developing educational programs in this direction of design, and what impact did vivid representatives of avant-garde, Suprematism and Constructivism have on the development of this type of graphics.