Научная статья на тему 'Принципы Отто Нейрата и Эль Лисицкого как основа преподавания
полиграфических дисциплин в Баухазе и Художественной школе Витебска'

Принципы Отто Нейрата и Эль Лисицкого как основа преподавания полиграфических дисциплин в Баухазе и Художественной школе Витебска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эль Лисицкий / Отто Нейрат / типографика / изобразительная статистика / конструктивизм / супрематизм / диаграммы / пиктограммы / картография / инфографика / El Lissitsky / Otto Neurat / typography / visual statistics / constructivism / suprematism / diagrams / pictograms / cartography / info-graphics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисенкова Юлия Вячеславовна

Информационная графика становится очень значимым направлением в современной архитектур- ной деятельности. Обращаясь к истокам возникновения данного явления в истории графического дизайна, мы можем видеть, какая роль отводилась информационной графике в разные годы развития искусства полиграфии в Европе и СССР, какие цели и задачи ставили перед собой основоположники данного направления, разрабаты- вая образовательные программы по этому направлению дизайна, и какое влияние оказали на развития данного вида графики яркие представители авангарда, супрематизма и конструктивизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of Otto Neurat and El Lissitzky as the basis for the teaching of printing disciplines in Bauhaus and the Art College of Vitebsk

Information graphics is becoming a very significant area in modern architectural activity. Turning to the origins of this phenomenon in the history of graphic design, we can see the role that information graphics played in different years of the development of the art of printing in Europe and the USSR. What goals and objectives were set for themselves by the founders of this direction, developing educational programs in this direction of design, and what impact did vivid representatives of avant-garde, Suprematism and Constructivism have on the development of this type of graphics.

Текст научной работы на тему «Принципы Отто Нейрата и Эль Лисицкого как основа преподавания полиграфических дисциплин в Баухазе и Художественной школе Витебска»

3. Как Локтев предлагал учиться видеть проблемы? Для этого нужно замечать и обращать внимание на странности в художественном произведении. Легко сказать! Чтобы видеть странности, нужно обладать колоссальными знаниями. Локтев пишет в своей автомонографии, что его задела в архитектуре Брунеллески тайна, необъяснимость: «Загадка лоджии Оспедале Иноченти, капеллы Пацци, фасадов Сан-Спирито и Сан-Лоренцо, фонаря на куполе Флорентийского собора - как можно было пройти мимо всего этого? Их неразгаданность и задела, засела как заноза и лишала покоя» [3, с. 80].

4. Вячеслав Иванович балансировал между классикой и авангардом. В исследованиях Локтева от Брунеллески до антигравитационных тенденций в архитектуре авангарда - один шаг. Поэтому, с одной стороны, это поиск композиционных оснований вне стиля, а с другой - поиск стилеобразующих законов. И независимо от темы всегда фокус держался на исследовании композиционной закономерностей целого. Именно этот фокус позволил Локтеву обнаружить универсальные композиционные алгоритмы, такие как: контрапост, тематический монтаж, вариация.

5. Локтев выделял в истории архитектуры фигуры мастеров, творчество которых играло значимую роль в смене стилей, то есть находящиеся на стыке эпох. Демонстрируя композиционные закономерности в структуре конкретного произведения или прослеживая композиционную эволюцию в творчестве мастера, Вячеслав Иванович ловко наводил фокус на более крупные структуры: мышление, эпоха, особенности смены стилей и др.

Одним из ярких проявлений принципов школы Локтева стала «Уфимская Имплозия», представляющая проектный метод, разработанный ученицей Локтева Ю.В. Расулевой в уфимской архитектурной школе [3, с. 80]. Здесь алгоритмы Локтева были творчески пересказаны в новом контексте современной проектной проблематики. Инструментарий Локтева переосмыслен и успешно введен в архитектурное проектирование.

Список цитируемой литературы:

1. Имплозия. Схемаформа1: Учебное пособие / Ю.В. Расулева, Р.Ф. Баймуратов, И.Н. Сабитов, К.А. Донгузов. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2012. - 100 с. - ISBN: 978-5-98755-121-3.

2. Локтев В.И. Летающая архитектура. Антигравитационные тенденции в архитектуре: автомонография / В.И. Локтев. -Москва: Союз Дизайн, 2013. - 360 с.: цв. ил. - ISBN 978-500016-007-7.

3. Локтев В.И. Рабочая программа по курсу «Проблемы композиции и художественного мастерства» / В.И. Локтев. - Москва: МАРХИ, 2001.

4. Расулева Ю.В. Композиционные проблемы наследования художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля»: специальность 18.00.01: Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Расулева Юлия Викторовна; Московский архитектурный институт. - Москва, 1993. - 150 с.: ил. + Прил. (36 с.: ил.).

1 В 2011 году книга вошла в пятерку финалистов конкурса RIEAch Book Competition, организованного Исследовательским институтом экспериментальной архитектуры (основатель Л. Вудс, Швейцария).

Ю.В. Лисенкова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10006

Yu.V. Lisenkova

Принципы Отто Нейрата и Эль Лисицкого как основа преподавания полиграфических дисциплин в Баухазе и Художественной школе Витебска The principles of Otto Neurat and El Lissitzky as the basis for the teaching of printing disciplines in Bauhaus and the Art College of Vitebsk

Ключевые слова: Эль Лисицкий, Отто Нейрат, типографика, изобразительная статистика, конструктивизм, супрематизм, диаграммы, пиктограммы, картография, инфографика.

Keywords: El Lissitsky, Otto Neurat, typography, visual statistics, constructivism, suprematism, diagrams, pictograms, cartography, info-graphics.

Аннотация: Информационная графика становится очень значимым направлением в современной архитектурной деятельности. Обращаясь к истокам возникновения данного явления в истории графического дизайна, мы можем видеть, какая роль отводилась информационной графике в разные годы развития искусства полиграфии в Европе и СССР, какие цели и задачи ставили перед собой основоположники данного направления, разрабатывая образовательные программы по этому направлению дизайна, и какое влияние оказали на развития данного вида графики яркие представители авангарда, супрематизма и конструктивизма.

Abstract: Information graphics is becoming a very significant area in modern architectural activity. Turning to the origins of this phenomenon in the history of graphic design, we can see the role that information graphics played in different years of the development of the art of printing in Europe and the USSR. What goals and objectives were set for themselves by the founders of this direction, developing educational programs in this direction of design, and what impact did vivid representatives of avant-garde, Suprematism and Constructivism have on the development of this type of graphics.

Ведущие школы строительства и художественно-технического образования начала ХХ века Баухауз и ВХУТЕМАС сыграли огромную роль в развитии графического дизайна, неотъемлемыми принципами которого в тот период стали техника, функция и формообразование. Под влиянием этих ориентиров в графическом дизайне началось формирование новой системы изобразительного языка, используемого для графического представления социально-экономической информации, в сфере политпросвещения и образования, который сегодня носит название - инфографика. Основная задача этого направления заключалась в наглядном представлении информации, смысл которой понятен зрителю с первого взгляда, независимо от уровня его профессиональной подготовки. Наглядность и доходчивость визуализации данных, построенная на использовании узнаваемых всеми элементов, знаков и форм, - основные принципы инфографики. Так, например, иностранцы, видя на международных выставках советские детские книги, не зная русского языка, говорили, что по книге видно, что в СССР на самом деле новый мир, потому что у нас новые дети

В стенах Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз впервые заговорил об этом направлении графического дизайна Отто Нейрат на лекции «Иллюстрированная статистика и настоящее время». В России в рамках развития политпросвещения и образования основы этого направления графического дизайна закладывались в типографике Эль Лисицкого, которая стала первым формальным воплощением нового подхода, ее гротескные шрифты, ограниченный набор основных цветов и нарочитая геометричность на долгое время прижились в сфере рекламы и информационной графики.

Отто Нейрат, венский философ, социолог, был основателем венской системы в изобразительной статистике. Читал лекции в Баухаузе в 1929 году, а затем с 1931 по 1934 г. по приглашению советского руководства работал в институте «Изостат» в сотрудничестве с Иваницким И.П. Его пригласили потому, что венская система была построена на таких основных принципах, которые обусловливают ее агитационно-пропагандистскую ценность: 1) диаграмма дается без излишних подробностей, 2) применяется количественная система диаграммиро-вания, по которой статистическая величина изображается особой фигурой или знаком, соответствующими изображаемому предмету (знаком упрощенным, схематизированным, схватывающим наиболее характерное и запоминающееся), причем размеры этого знака не меняются, а большая величина изображается большим количеством указанных знаков. Отто Нейрат также предлагал использовать «направляющие иллюстрации», которые способствовали восприятию информации, вводили зрителя в курс дела. Эти иллюстрации показывали

1 Рукопись доклада Эль Лисицкого, прочитанного в Полиграфическом институте 8 апреля 1931 г. / Формальный метод. Антология русского модернизма. Том 3: Технологии / Под ред. С.А. Ушакина. - Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. - С. 207.

ровно столько, чтобы можно было понять суть происходящего. Работа в СССР была очень продуктивной. Он имел возможность познакомиться с Эль Лисицким и его супрематической работой «Вещь», проникнуться пик-тографичностью силуэтов творчества Чернихова Я.Г. и Доброковского М.В., изучить абстрактный схематизм серии «Фигуры» Степановой В.Ф. Все эти открытия стали фундаментом знаковой лаконичности «Международного изобразительного языка» (изотайп (Isotype)), который впоследствии разработал Отто Нейрат, и учредил Институт Isotype, работая в Оксфорде. Главная особенность принципов построения изобразительного языка, заключалась в создании системы наглядной визуализации научных знаний для развития визуального образования. Графическим оформлением наборов Isotype занимался соратник Отто Нейрата - Герд Арнц - немецкий художник-модернист и график, работавший в стиле «новая вещественность» и фигуративный конструктивизм. Работы Арнца, при всей их суровой поэтичности, похожи на объективные, сильно обобщенные свидетельства. Это своего рода пиктограммы - многофигурные, сложные по композиции, обозначающие отнюдь не элементарные понятия, для которых автор нашел точную меру графической условности и бытовой конкретности. Попытка создать новый изобразительный язык - графический эсперанто - привлекала многих ведущих дизайнеров из области типографики. Многие интересовались системой Isotype и принимали некоторое участие в ее развитии, например известный немецкий типограф Ян Чихольд, который рекомендовал использовать в оформлении шрифт futura. Актуальность темы нового визуального языка не угасает и после того, как Институт Isotype прекратил свое существование. Возникало много новых символьных языков: Blissymbolics (иллюстрированный язык Блисса), пиктографическая система Йозефа Мюллер-Брокмана и т.д.

Отто Нейрат и Герд Арнц сумели организовать процесс производства простой графики, определяющей задачу графического дизайна как ясное и точное сообщение информации потребителю, для этого они использовали простые символьные изображения, которые были понятны людям с разным уровнем грамотности и знаний 2.

Работу по иллюстрированию статистики можно было разделить на три этапа:

1 - подбор статистического материала и поиск графического образа (так формировалась основная идея-посыл будущей диаграммы);

2 - преобразование отдельных идей в четкий проект на основе проанализированного характера статистических данных;

3 - создание диаграмм в соответствии с проектом.

Наиболее ярким примером применения пиктограмм

как визуального языка коммуникаций стала выстав-

2 Кащеева Е.В. Отто Нейрат и Герд Арнц - прародители современной информационной графики / Е.В. Кащеева. -Текст: электронный // Молодой ученый. - 2013. - № 6 (53). -С. 764-766. - URL: https://moluch.ru/archive/53/7045/ (дата обращения: 24.04.2020).

ка «Вокруг Рембрандта» и ее одноименный каталог (Around Rembrandt, 1938), в котором, используя фигурные пиктограммы, Нейрат и Арнц представили зрителю эпоху и биографию художника, его творчество, процесс создания картин, сюжеты и судьбу живописных полотен именитого голландца. Этот проект доказал состоятельность системы Isotype как проекта визуального образования (рис. 1).

Отто Нейрат внес огромный вклад в гуманистической попытке сблизить народы, раздвинуть границы образования для всех, найти точки идеологических соприкосновений. «Наше поколение открывает путь к новой жизни завтрашнего дня, несмотря на все противодействия. Частью этой подготовки является улучшение наших средств для культурного общения, которые уже начинают перестраивать всю нашу схему образования. Мы не можем надеяться на демократизацию культурной жизни без множества новых способов передачи информации. Одним из них является метод Изотайп, который призван обеспечить простые, всеобъемлющие и точные средства визуализации <...> Метод Изотайп вполне может стать одним из элементов, которые могут помочь добиться появления цивилизации. В ней все люди смогут участвовать в формировании общей культуры, а пропасть между образованными и неграмотными будет, наконец, преодолена» 1.

Рис. 1. Примеры оформления выставки «Вокруг Рембрандта», 1938 г.

Эль Лисицкий, советский художник и архитектор, работая в Витебском народном художественном училище, занимался темой супрематического знакообразия и сформулировал основные принципы полиграфического дизайна. Так же, как и Отто Нейрат, Эль Лисицкий говорил о том, что если старая книга строилась для чтения вслух, то теперь «процесс СЛУШАНИЯ книги превратился в процесс СМОТРЕНИЯ» 2. Таким образом, книга стала единством акустики и оптики, что сделало ее более понятной и наглядной для читателя. Особое внимание отводится для работы над учебной литературой, так как человек нового общества хочет познакомиться с содержанием научных трудов и докладов, поэтому оформить эту информацию нужно доходчиво и интересно. Оформление в работе над архитектурой книги становится основой содержания, поэтому задача художника - это содержание активировать и подать материал таким образом, чтобы читатель получил соответствующее впечатление. Поэтому Лисицкий рассматривал пространство книги как фильм, который раскрывается страница за страницей и позволяет вырваться информации из плоскости страниц в пространство нового мира форм и предметов, которое строится по законам супрематизма, нашедшим свое наглядное отражение в его работах (рис. 2).

Благодаря уникальным интегрирующим способностям он умел с легкостью переносить достижения новых концепций формообразования из одного вида искусства в другое. Так, например, он переводил искусство супрематизма из плоскости в объем, а новые принципы организации архитектурной формы - в плоскость художественных произведений. Изображения были одновременно плоские и объемные, направление движения воспринималось по-разному и устанавливалось произвольно. Наглядным результатом такого интегрирования являются «проуны» («проекты утверждения нового»), представленные в виде аксонометрических изображений, находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, они являются своеобразными моделями новой архитектуры. «Мы увидели, что холст представляет собой систему сложений и конструкций, соединяющихся по законам, выходящим за пределы холста к беспредельности жизни» 3. Таким образом, была сформулирована система, построенная на принципах аксонометрии и обратимости с активным использованием эффекта расширения/сжатия или плюса/минуса с целью подтолкнуть зрителя к поиску собственной интерпретации увиденного. В архитектуре книги это от-

1 Neurath O. Modern Man in The Making. - London: Secker & Warburg, 1939. - P. 136. Цит. по: Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. - СПб: Эйдос, 2012. - С. 156.

2 Рукопись доклада Эль Лисицкого, прочитанного в Полиграфическом институте 8 апреля 1931 г. / Формальный метод. Антология русского модернизма. Том 3: Технологии / Под ред. С.А. Ушакина. - Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. - С. 206.

3 Эль Лисицкий. Преодоление искусства / Эль. Лисицкий. Фильм жизни. 1890-1941. Ч. 7: Статьи и доклады Эль Лисицкого. 1919-1938 / Сост. Канцедикас, З. Яргина. - М.: Новый Эрмитаж - Один, 2004. - С. 39-49.

См. также: Рукопись доклада Эль Лисицкого, прочитанного в Полиграфическом институте 8 апреля 1931г. Формальный метод: Антология русского модернизма. Том 3. - С. 61.

разилось следующим образом: «мы расчленили тембр голоса и посадили в знаки букв но ведь и тембр мысли и чувств мы также расчленили в графике кривых и прямых схемы и диаграммы ноты краски построения искусств фотографии и карты» 1. Принципы построения наглядных образов должны были основываться на однозначных элементах, таких как горизонталь, вертикаль, наклонная и дуга. Это основные направления поверхности, соединение которых происходит в горизонтальных и вертикальных направлениях, образовывая прямой угол, который при расположении по диагонали к границам поверхности приводит к динамическому воздействию силовых напряжений. На этом строились аксиомы типографского дела, сформулированные в статье «Типографские факты, к примеру», которую Лисиц-кий создает в 1919-1921 гг., находясь в Витебске и работая в Художественном училище сразу в двух мастерских (архитектурной и полиграфической). Эль Лисицкий затрагивает вопрос супрематического знакообразия, где знак может иметь два происхождения: первое - он может быть заранее обусловлен и выражать то, что в мире уже существует (картография, статистические данные и т.д.); второе - он может быть создан, а уже потом осмыслен и назван (художественные знаки). Работая над принципами построения знака как формы, которая отражает мир, Лисицкий выявляет два момента: элемент и изобретение, которые представляют собой неразделимую форму. «Современный изобретатель исследует поставленную задачу с точки зрения функции, которые она должна выполнять. Поэтому для каждой функции он выбирает элемент, который ей соответствует» 2. Таким образом, Эль Лисицкий в статье «Топография ти-пографики», опубликованной в журнале Merz (1923, № 4), формулирует основные принципы полиграфического дизайна, имеющие большое влияние на развитие принципов инфографики:

Слова печатного листа воспринимаются глазами, а не на слух.

1. Понятия выражают посредством традиционных слов; следует оформлять понятия посредством букв.

2. Экономия выразительности средств: оптика вместо фонетики.

3. Оформление пространства книги посредством наборного материала по законам типографской механики должно соответствовать силам сжатия и растяжения текста.

4. Оформление пространства книги посредством клише должно воплощать новую оптику. Супернатуралистическая реальность изощренного зрения.

5. Непрерывная череда страниц - биоскопическая книга.

6. Новая книга требует нового писателя. Чернильница и гусиное перо - мертвы.

7. Печатный лист преодолевает пространство и время. Печатный лист, бесконечность книги, сам должен быть преодолен. Электробиблиотека.

1 Эль Лисицкий. Примечание не к этой книге / Альманах «Уно-вис». - 1920. - № 1. - Витебск. Цит. по: Лисицкий Эль. Фильм жизни. 1890-1941. Ч. 7. - С. 24.

См. также: Рукопись доклада Эль Лисицкого... - С. 196.

2 Лисицкий Эль.1980-1941. К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи / Сост. Т.В. Горячева и И.В. Маслин. - М.: ГТГ, 1991. - С. 7, 83-87; Формальный метод: Антология русского модернизма. - С. 9.

Рис. 2. Оформление книги «4 действия», 1928 г.

Рис. 3. Примеры ISOTYPE. Иллюстрации Эль Лисицкого. Проуны Эль Лисицкого

Здесь явно прослеживается схожесть с принципами Отто Нейрата, который «пытается связать точные науки с вдохновенным искусством и объединить их на основе ясности и простоты» Творчество Эль Лисицкого как мастера и реформатора искусства книги - в котором он использовал в широком диапазоне геометрические шрифты, фотомонтаж, диаграммы и пиктограммы - ярко продемонстрировано в таких его работах, как оформление книги Владимира Маяковского «Для голоса», оформление журнала «Вещь», в его книге «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках», книга «4 действия» и, конечно, в его многочисленных «проунах».

Эль Лисицкий использует стилизованные знаки-образы и пиктограммы как навигационные элементы, что привело к созданию строго выверенных типографических конструкций, рассчитанных не только на чтение, но и на визуальное эстетическое восприятие. В своей статье «Типографические знаки» (1925 г.) Эль Лисицкий прямо говорит о том, что «типографическая пластика должна своим оптическим действием производить тот же эффект, что и голос, и жесты оратора» 2, так как визуальное восприятие играет большую роль в системе познания человеком мира.

Как мы видим, Эль Лисицкий и Отто Нейрат хотели создать через графическое обобщение и лаконизм целую систему элементарного символьного языка - как альтернативу вербального языка. Они стремились передать эту идею своим ученикам, слушателям и соратни-

1 Цит. по: Broos K., Hefting P. Dutch Graphic Design. - Laren: V+K Publ., 1993. - P. 125.

2 El Lissitsky. Dresden, 1967. S. 356-357.

кам. Это положило основу для возникновения нового актуального ныне направления проектной деятельности - информационного дизайна, инструментом которого сегодня стала инфографика (рис. 3).

Список цитируемой литературы:

1. Кащеева Е.В. Отто Нейрат и Герд Арнц - прародители современной информационной графики / Е.В. Кащеева. -Текст: электронный // Молодой ученый. - 2013. - № 6 (53). -С. 764-766. - URL: https://moluch.ru/archive/53/7045/ (дата обращения: 24.04.2020).

2. Козлов Д. «Клином красным бей белых»: геометрическая символика в искусстве авангарда / Дмитрий Козлов; Европейский ун-т в Санкт-Петербурге. - Санкт-Петербург: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2014. - 162 с.: цв. ил. - ISBN 9785-94380-162-4.

3. Конструктор книги Эль Лисицкий: кн.-альбом / Сост. и послесл. - Е.Л. Немировский; пер. с нем. ст. Э. Лисицкого и Н. Власовой. - Москва: Фортуна ЭЛ, 2006. - 125 с.: ил. -(Книжная коллекция). - ISBN 5-9582-0015-1.

4. Лаптев В.В. Изобразительная статистика: введение в ин-фографику / В.В. Лаптев. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2012. -180 с.: ил. - ISBN 978-5-904745-17-2.

5. Формальный метод = The formal method: антология русского модернизма: сборник / под ред. С.А. Ушакина. - Москва: [б. и.]; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. - Т. 3: Технологии = Technologies. - 2016. - 908 с.: ил. - ISBN 978-5-7525-2997-9.

6. Хан-Магомедов С.О. Кумиры авангарда. Лазарь Лисицкий / С.О. Хан-Магомедов; проект «Русский авангард» С. Гордеева. -Москва: С.Э. Гордеев, 2011. - 272 с. - ISBN 978-5-91566-047-1.

7. Эль Лисицкий / El Lissitzky: Каталог / Составитель: Т. Горячева. - Москва: Арт-гид, 2017.

8. Эль Лисицкий. Россия. Реконструкция в Советском Союзе: Комментированное издание / пер. с нем. О.Б. Мичковского; сост., послесл. и коммент. Д.В. Козлова; вступ.ст. и науч. ред. С.А. Ушакина. - Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. - 148 с.: ил. - ISBN 9785943802591.

М.В. Смирнов DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10007

M.V. Smirnov

Формирование умений аудирования на уровне магистратуры в МАРХИ Formation of listening skills at the level of magistracy in MARHI

Ключевые слова: аудирование, аудиотекст, восприятие речи, уровень понимания. Keywords: listening, audiotext, speech perception, level of understanding.

Аннотация: В статье описаны основные этапы формирования умений аудирования при обучении иностранному языку в магистратуре. При описании уровней понимания при аудировании уделено внимание трудностям восприятия речи на слух. Для каждого этапа обучения аудированию в магистратуре предлагаются виды заданий, способствующие формированию различных умений.

Abstract: The article describes the main stages of the formation listening skills during the process of foreign language teaching in the magistracy. During the consideration of the levels of understanding, a special attention is paid to the difficulties of speech perception. For every stage of training in the magistracy, some types of training exercises, contributing to the formation of various skills, are suggested.

Изучение иностранного языка в нелингвистических вузах является в современных условиях обязательным компонентом профессиональной подготовки на уровне магистратуры.

ФГОС ВО по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура» предусматривает в рамках освоения

программы подготовку к решению задач профессиональной деятельности творческого, научно-исследовательского, социально-коммуникативного и экспертного характера. Данная установка предполагает формирование универсальных компетенций, обеспечивающих применение современных коммуникативных техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.