Научная статья на тему 'Студенческие проекты Карла Александера в МАИ, 1933–1937 гг.'

Студенческие проекты Карла Александера в МАИ, 1933–1937 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карл Александер / курсовые и дипломные проекты МАИ / Karl Alexander / annual MAI student projects

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — П.К. Завадовский

В статье рассматриваются студенческие проекты архитектора К. Александера, выполненные в Московском Архитектурном институте с 1933 по 1937 г. Работы дают представление об учебном курсе МАИ в течение первых лет существования института. Материалы из семейного архива публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karl Alexander’s student projects in MAI during 1933–1937

The article discussed student projects of architect K. Alexander, which made at the Moscow Architectural Institute from 1933 to 1937. The works represent the MAI training course during the first years of the institute's existence. Materials from the family archive are published for the first time.

Текст научной работы на тему «Студенческие проекты Карла Александера в МАИ, 1933–1937 гг.»

П.К. Завадовский DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0102

P.K. Zavadovsky

Студенческие проекты Карла Александера в МАИ, 1933-1937 гг. Karl Alexander's student projects in MAI during 1933-1937

Ключевые слова: Карл Александер, курсовые и дипломные проекты МАИ. Keywords: Karl Alexander, annual MAI student projects.

Аннотация: В статье рассматриваются студенческие проекты архитектора К. Александера, выполненные в Московском Архитектурном институте с 1933 по 1937 г. Работы дают представление об учебном курсе МАИ в течение первых лет существования института. Материалы из семейного архива публикуются впервые. Abstract: The article discussed student projects of architect K. Alexander, which made at the Moscow Architectural Institute from 1933 to 1937. The works represent the MAI training course during the first years of the institute's existence. Materials from the family archive are published for the first time.

Данная статья является развитием тезисов, опубликованных в сборнике МАРХИ [4], и посвящена анализу неизвестных ранее студенческих проектов К.Э. Александера из семейного архива автора, преподавателя МАРХИ и внука К.Э. Александера.

Архитектура 1930-х годов и сегодня является недостаточно изученной областью истории советской архитектуры, представляющей большой интерес и вызывающей дискуссии и среди специалистов, и среди заинтересованной публики. Несколько последовательных реорганизаций московской архитектурной школы, начавшиеся реорганизацией ВХУТЕИНа в 1928 году, в итоге завершились образованием Московского Архитектурного Института (МАИ) в 1933г.

Среди проектных материалов этого периода особое место занимают студенческие проекты. Не связанные с ограничениями реальной практики, студенческие проекты, выполнявшиеся под руководством виднейших зодчих, отражали наиболее актуальные тенденции творческой мысли. Так, дипломные проекты, выполненные под руководством Г.Б. Бархина и других видных мастеров архитектуры, относятся к наиболее интересным проектам своего времени [2]. Информации о курсовых проектах осталось значительно меньше, тем большей неожиданностью стала находка в семейном архиве стеклянных негативов со студенческими проектами моего деда - Карла Эдуардовича Александера, получившего архитектурное образование в МАИ.

К.Э. Александер родился в Берлине в 1912 г. и с 1926 года жил Москве. Поскольку личное дело студента К. Александера не сохранилось, можно предположить, что он поступил в АСИ (с 1933 года МАИ). Студент К.Э. Александер фигурирует в списках выпускников МАИ за 1937 г. [3, с. 36,48]. Таким образом, наиболее ранняя возможная датировка студенческих проектов - осень1933 года. По окончании МАИ в 1937 году он был распределен в Мастерскую по строительству Дворца Советов, где работал над проектом Малого Зала под руководством В.А. Щуко. Градостроитель по диплому и призванию, К.Э. Александэр стал автором генерального плана послевоенного восстановления г. Великие Луки. В дальнейшем мой дед сосредоточился на проблемах организации городского транспорта, и стал одним из ведущих в СССР специ-

алистов в этой области [1]. Стеклянные негативы, которые сохранились в семейном архиве, судя по их не всегда высокому качеству и непрофессиональной ретуши, являются любительской съемкой самого деда. Все это, а также их загрязненность, потребовало определенных усилий по подготовке их к публикации. Указанные датировки большинства работ до проведения дополнительных исследований являются предположительными.

Проекты 2-го курса, 1933-34 гг.

Проект клуба предположительно выполнен в 1933-1934 гг. и является студенческим проектом 2 года обучения. Проект выполнен в поздне-конструктивистской манере, отмеченной самым началом процесса монументализации, характерной для 1932-1934 годов. При строгой симметрии плана композиция здания имеет ступенчатый характер с повышением объемов к центру. Центр здания выделен глубокой экседрой на всю высоту объема с необычно решенной входной группой, врезанной в нишеобраз-ный объем центральной части. Архитектура здания не имеет прямых прототипов и отличается зрелостью, необычной для уровня студента, принимая во внимание, что этот проект был, вероятно, первым. Характер лепки форм с использованием скругленных углов близок некоторым работам мастерских А.В. Щусева и Ф.Д. Фридмана. Руководитель проекта неизвестен.

Проект «Дома отдыха в Гаграх» того же периода по своему характеру наиболее функционалистский из всех (рис. 1). И нельзя исключить, что он предшествовал проекту клуба. Я поместил его вторым номером, как более проработанный и сложный. Шесть 6-этажных ступенчатых спальных корпусов расположены поперек рельефа перпендикулярно береговой линии и объединены в верхней части крытой галереей, соединяющей их с корпусом, видимо, столовой и прочих хозяйственных служб. Уверенно вылепленная архитектура «дома отдыха» с сочетанием скругленных и заостренно-призматических объемов не находит прямых аналогов в современной проекту практике, хотя использованные в ней приемы присущи «конструктивистскому стилю» рубежа 1920-1930-х гг. (например, здание клиники на ул. Воздвиженка, д.6, арх. Н.В. Гофман-Пылаев). Ряд деталей

архитектуры и стаффажа позволяют предположить влияние творчества Ф.Л. Райта.

Рис. 1. Проекты второго курса, 1933-34 гг.: а - клуб; б - Дом отдыха в Гаграх

Рис. 2. Проекты третьего курса, 1934-35 гг.: а - Жилой дом Специалистов; б - Оптикогорск, генплан и центр

Проекты 3-го курса, 1934-35 гг.

В проекте «Жилого дома специалистов» предложен городской жилой квартал и детально разработана группа зданий с угловой 14-этажной башней и Г-образным 8-этажным корпусом. Архитектура, сочетающая модернистские «призмы на столбах» с упрощенными элементами классицистического декора (русты, наличники, аркады), соответствует моменту своего создания и имеет множество аналогов в современной ей застройке Москвы и других городов. Например, дома Н. Рожина и З. Розенфельда на ул. Красносельской.

В свою очередь Оптикогорск - первый проект, отражающий градостроительную специализацию, избранную студентом (рис. 2). Проект жилого района при оптико-механическом производстве выполнен на реальной подоснове сегодняшнего Красногорска. Жилая застройка решена в виде веерообразной композиции из разомкнутых кварталов изобретательной формы со множеством локальных осевых акцентов. Центр композиции образован парковым партером, куда сходятся оси жилых улиц, переходящим в центральную площадь. Симметричное пространство площади образовано с одной стороны парадно решенной проходной завода, с другой - фасадом театрального здания. Форма этого сооружения с гигантской экседрой в центре главного фасада, заставляет вспомнить проект клуба, выполненный годом ранее. Однако общая стилистика как здания, так и всего проекта- уже отчетливо классицистическая. Это единственный из курсовых проектов с различимой (пусть и плохо) датой и подписью руководителя. В подписи узнается характерный росчерк Н.Я. Колли, дата читается как 15.1(?).35.

Проекты 4-го курса

Проект наземной станции метро (после 1936 г.) отражает интерес К.Э. Александера к городскому рельсовому транспорту, зародившийся еще в Берлине с его многообразием городских железных дорог. Планы первых линий московского метро не предполагали наземных участков. И проект наземной станции, возможно, имел инициативный характер, в пользу чего свидетельствует незавершенность его оформления: эскизный характер подписей в отличие от тщательно вычерченных подписей курсовых проектов.

Наземная станция островного типа сходна со станциями Филевской линии, построенными в начале 1960-х годов. В отличие от них, идущих в уровне земли или несколько ниже, пути в проекте 1936 года идут по насыпи, входные павильоны расположены по ее сторонам и вход осуществляется не сверху, как сегодня, а снизу, из подземного вестибюля. Решение павильона на платформе сочетает авангардные для своего времени тонкие железобетонные сводчато-зонтичные конструкции с элементами неоклассического декора. Характер его соответствует стилистике 2-й линии метро, первый участок которой проектировался после 1935 года и был открыт в 1938 году. Соответственно, данный проект не мог быть

выполнен ранее 1936 года. Сочетание современных конструкций с элементами неоклассического декора дает неожиданно свежий эффект.

Туристический городок у станции Влахернская, 1935-36 гг.

Станция Влахернская Савеловской железной дороги (сегодня станция Турист) расположена в пос. Деденево у канала им. Москвы при впадении в него реки Яхромы. Туристический городок, новый центр подмосковного отдыха, предлагалось расположить на северо-западном берегу Яхромского водохранилища. Насколько позволяет судить невысокое качество фотографий, застройка городка предполагала сочетание домов отдыха (турбаз) и индивидуальных дачных участков. Геометрически сложная планировка развивает англосаксонские прецеденты «городов-садов», напоминая, в частности, план Канберры У.Б. Гриффина. Она сочетает ряд многолучевых элементов, объединенных в структуру, следующую извилистой линии берега водохранилища. Центр городка, расположенный на насыпном острове полукруглой (многоугольной) формы, состоит из здания театрального типа и спортивного центра со стадионом и множеством различных спортплощадок (рис. 3).

Рис. 3. Проекты 4-го курса, 1935-36 гг.: а - станция метро; б - Туристический городок

Рис. 4. Грязелечебный курорт на Одесских лиманах. Дипломный проект. Руководители Н.А. Ладовский и Т.Н. Варенцов, 1937 г.

Дипломный проект, 1937 г.

В 1937 году Александер выполняет дипломный проект «Грязелечебный курорт "Новый Куяльник" на Одесских лиманах», руководители - Н.А. Ладовский и Т.Н. Варенцов (рис. 4). Грязелечебный курорт на Ку-яльницком лимане в 13 км от центра Одессы существует с 1842 года. По своим свойствам вода и грязи лимана сравнимы с Мертвым морем. Материалы дипломного проекта получены автором из архива музея МАРХИ и, в отличие от любительских фото курсовых проектов, отличаются более высоким качеством. Проект предлагал возведение курортного городка на южном и западном берегах лимана, что многократно увеличивало вместимость дореволюционного комплекса. В проекте разработана часть застройки к северу от старого курорта. Планировка, сочетающая принципы регулярности и свободной компоновки, предусматривает строительство более десяти крупных санаторных комплексов. Решение центральной площади городка, расположенной на берегу лимана, пронизано эллинистическими реминисценциями. Его композиционная схема следует ставшими к этому времени популярными прототипам равновесно-асимметричных ансамблей эллинистических акрополей. Два храмообразных зрелищных сооружения дополнены административным корпусом, часть которого решена в виде многоэтажной сужающейся ярусами башни. Этот современный аналог античного маяка является высотной доминантой курортного городка. В проекте детально разработан проект курортного театра. Архитектура простого призматического объема с аркадной лоджией по главному фасаду и меньшим по размеру портиком по заднему решена на сочетании элементов итальянского Возрождения с помпейскими фантазиями в решении витражных окон.

В целом, дипломный проект решен в традиционалистской, если не академической, эстетике и знаменует собой итог эволюции, происходившей в советской архитектуре в течение 1932-1937 годов. Руководителями проекта являются профессор Н.А. Ладовский, один из виднейших архитекторов и градостроителей советского Авангарда и бывший глава АСНОВА, и доцент Т.Н. Варенцов - видный деятель той же группировки.

Помимо профессионального и исторического интереса, который представляет каждый из вышеприведенных проектов, все они в целом являются на сегодняшний день уникальными документами, позволяющими понять содержание курса обучения в МАИ первых лет его существования, а также наглядно увидеть отражение процесса радикальных стилистических изменений в советской архитектуре 1930-х годов в курсовых и дипломном проектах одного студента.

Библиография:

1. Азаренкова З.В. Александер Карл Эдуардович / З.А. Азарен-кова. - Текст: электронный // Транспортные системы городов и зон их влияния: [сайт]. - URL http://www.waksman.ru/Russian/ Memoriam/Alexander.htm (дата обращения: 12.05.2021).

2. Архитектурная газета. - 1935. - №57, Приложение. - С. 1-4.

3. Архитектурные школы Москвы. Сб.3: Педагоги и выпускники 1918-1999 / Сост. Л.И. Иванова-Веэн [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Ладья, 2002. - 112 с. - ISBN: 5-7068-0144-4.

4. Завадовский П.К. Архитектор К.Э. Александер, выпускник МАИ 1937 г. - ученик Н. Колли и Н. Ладовского / П.К. Завадовский // Наука, образование и экспериментальное проектиро-

вание: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 5-9 апреля 2021 г., Московский архитектурный институт. - Москва: МАРХИ, 2021 г. - С. 92-93.

Н.Г. Благовидова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0103

N.G. Blagovidova

Становление и развитие Студенческого научного общества в Московском архитектурном институте в период с 1939 по 1957 год Student Scientific Society formation in Moscow Architecture Institute. 1939-1957

Ключевые слова: СНО, Студенческое научное общество, МАРХИ, МАИ. Keywords: Student Scientific Society, SSS (SNO), Moscow Architecture Institute.

Аннотация. Автор публикации продолжает исследование Студенческого научного общества. Выявлены предпосылки создания СНО, отмечены периоды зарождения и становления СНО, показана роль А.В. Щусева, задавшего направление исследовательской работы студентов, и его ученика, соратника Н.Д. Виноградова. Отмечена роль Н.П. Сукояна в исследовании СНО, а также участие многих других известных архитекторов: С. Хан-Магомедова, Г. Любимовой, Ю. Раннинского, В. Локтева, С. Ожегова, К. Карташовой. Для исследования использованы личные архивы С.С. Ожегова и К.К. Карташовой, документы из Музея МАРХИ. Abstract. In the current publication the author proceeds to investigate the Student Scientific Society in Moscow Architecture Institute. The publication embraces essential preconditions for SSS (SNO) formation, its history landmarks, as well A. Schussev participation, who was orchestrating students' scientific research with assistance of his apprentice and colleague N. Vinogradov. Among many Society's disciples some important names are mentioned: N. Sukoyan, S. Khan-Magomedov, G. Lyubimova, Yu. Ranninsky, V. Loktev, S. Ozhegov, K. Kartashova. The research is based on files which are in personal possession of S. Ozhegov and K. Kartashhova as well documents from MARCHI Museum.

Изучение истории Студенческого научного общества, которое начало формироваться в МАИ в 1930-е годы, является особенно актуальным в данный момент [2]. Деятельность Общества преследовала цель развития научных изысканий в среде студентов-архитекторов, а также должна была поддерживать популяризацию науки в СССР. Обращение к данной теме дает дополнительный импульс к стабилизации научной среды МАРХИ и развитию сообщества молодых ученых. Это особенно важно в связи с прекращением в 2010 году «Открытых конкурсов на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации», который проходил в два этапа, начиная с конкурсов внутри вузов. Частично функции студенческой науки стала выполнять студенческая научная конференция, постепенно охватившая многие научные школы страны. Поэтому даже короткий экскурс в историю СНО показывает своевременность обращения к опыту прошлого. В работе общества в разное время принимали участие такие выдающиеся архитекторы и ученые, как Ю.В. Раннинский, С.С. Ожегов, С.О. Хан-Магомедов, Ю.П. Гнедовский, К.К. Карташова, В.И. Локтев, Н.П. Сукоян и многие-многие другие, о которых хотелось бы написать.

Предпосылки создания СНО

Московская архитектурная школа за 270 лет своей истории воспитала целую плеяду прекрасных зодчих, многие из которых совмещали практику с научной и педагогической деятельностью. Официальным нача-

лом научной деятельности в стране после революции 1917 года стало «Положение о порядке оставления при высших учебных заведениях студентов для подготовки их к научной и педагогической деятельности», утвержденное Наркомпросом РСФСР в 1923 году. Этот документ закрепил статус студентов, которых оставляли при вузах для подготовки их к научной и педагогической деятельности. 21 января 1925 г. Совнарком РСФСР утвердил «Положение о научных работниках высших учебных заведений», а также «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских учреждениях и вузах по прикладным, точным и естественным наукам».

В конце 1920-х аспирантура открывается во ВХУТЕИНе и МВТУ После реорганизации ВХУТЕИНа аспирантура продолжила свою деятельность в АСИ и в МАИ. Параллельно в Москве создается высшее научное учреждение в области архитектуры - Всесоюзная академия архитектуры и при ней Институт аспирантуры (1934 г.) При том что аспирантура в МАИ не прекращала своей деятельности, Институт аспирантуры играл ведущую роль, где А.В. Щусев преподавал на кафедре архитектурного проектирования [1, с. 24; 3] Великие мастера понимали важную роль науки, в частности теории архитектуры, и передавали новым поколения богатейший преподавательский опыт. Так, А.В. Щусев писал в 1935 году: «Чтобы не отстать от науки, нам предстоит поднять уровень формальных знаний, углубить теоретический багаж молодежи... нам для этого необходимо в частности использовать художественные богатства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.