Научная статья на тему 'Братья Веснины - педагоги Московской архитектурной школы'

Братья Веснины - педагоги Московской архитектурной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТЬЯ ВЕСНИНЫ / VESNIN BROTHERS / АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECTURAL EDUCATION / ВХУТЕМАС / VKHUTEMAS / КОНСТРУКТИВИЗМ / CONSTRUCTIVISM / СОВЕТСКИЙ АВАНГАРД / SOVIET AVANT-GARDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапин Илья Михайлович

Статья освещает педагогический опыт братьев, внесших существенный вклад в развитие отечественной архитектурной школы в 1920-е 1930-е гг. Анализируются как известные факты, так и новые материалы, касающиеся их деятельности. Впервые раскрывается педагогический опыт мастеров в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VESNIN BROTHERS - TEACHERS OF THE MOSCOW’S ARCHITECTURE SCHOOL

The article for the first time describes the teaching experience of Vesnin brothers in 1920s -1930s in Moscow. Both known facts and new materials, concerning their work in this period, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Братья Веснины - педагоги Московской архитектурной школы»

БРАТЬЯ ВЕСНИНЫ - ПЕДАГОГИ МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

УДК [72:378(47)]:929Веснины ББК 85.11 р(2)Веснины

И. М. Лапин

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Статья освещает педагогический опыт братьев, внесших существенный вклад в развитие отечественной архитектурной школы в 1920-е - 1930-е гг. Анализируются как известные факты, так и новые материалы, касающиеся их деятельности. Впервые раскрывается педагогический опыт мастеров в 1930-е гг.

Ключевые слова: братья Веснины, архитектурное образование, ВХУТЕМАС, конструктивизм, советский авангард

VESNIN BROTHERS - TEACHERS OF THE MOSCOW's ARCHITECTURE SCHOOL

I. Lapin

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article for the first time describes the teaching experience of Vesnin brothers in 1920s -1930s in Moscow. Both known facts and new materials, concerning their work in this period, are analyzed.

Keywords: Vesnin brothers, architectural education, VKHUTEMAS, constructivism, soviet avant-garde

Имена архитекторов братьев Весниных - Леонида Александровича (1880-1933), Виктора Александровича (1882-1950) и Александра Александровича (1983-1959) сегодня не нуждаются в представлении (рис. 1). Признанные мастера конструктивизма, художники, графики - их работы признаны классикой архитектурного авангарда. Основным трудом, раскрывающим творческий путь братьев, стала монография А. Г. Чинякова [1], написанная в 1970 г. Позже, выходят статьи С. О. Хан-Магомедова [2] и М. Е. Астафьевой-Длугач [3], в которых анализируются работы братьев. В 2007 году Хан-Магомедов пишет монографию [4], посвященную А. А. Веснину, где выделяет его как лидера архитектурного конструктивизма. Базовым трудом для изучения их педагогического наследия явился сборник 1999 году, в котором собраны имена учителей и выпускников архитектурных школ Москвы [5]. А в 2014 году в «Энциклопедии русского авангарда» вышла биографическая статья, посвященная Весниным [6], где, в частности, упомянута и их педагогическая работа.

а) б) в)

Рис. 1. Братья Веснины: а) Л.А. Веснин (1880-1933); б) В.А. Веснин (1882-1950); в) А.А. Веснин (1983-1959) (по [6])

Тем не менее, до сих пор не существует труда, раскрывающего огромный педагогический опыт мастеров. Таким образом, целью данного исследования стала задача показать на основании как известных, так и новых материалов педагогический путь братьев Весниных. Была проведена работа по выявлению публикаций в периодических изданиях, где обнаружены новые материалы. Так же, исследованы фотоальбомы 1930-х годов с иллюстрациями дипломных работ студентов МАИ1.

Творческий коллектив братьев Весниных сложился еще до революции. Образование получили в Санкт-Петербурге: Леонид Александрович закончил Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в 1909 году, Виктор и Александр вместе учились в Институте гражданских инженеров и закончили его в 1912 году. Архитектурная практика в их работе предшествовала педагогике, и к 1917 году по их проектам уже были построены несколько знаковых объектов в Нижнем Новгороде и Москве. С Москвой в итоге и оказалась связана их дальнейшая педагогическая работа. Известно, что Л. А. Веснин в 1912 и 1918 годах руководил архитектурным проектированием на Высших женских строительных курсах, а с 1921 года стал профессором московского института гражданских инженеров (МИГИ) и вел архитектурное проектирование и «декоративную композицию» (рис. 2а). Под последней подразумевалась своеобразная пропедевтика в системе проектирования в «стилях» [7]. По воспоминаниям его учеников, подчеркнуто нейтральная позиция Леонида Александровича в вопросах формообразования позволяла студентам воплощать в своих проектах самые смелые архитектурные идеи. В это же время, с 1918 года в Московском практическом институте начинает преподавать младший из братьев - Александр Александрович. В отличие от Леонида Александровича, он работает в должности профессора рисунка. Его живая графическая манера рисунка в духе кубизма нашла отклик у учеников, и он быстро становится популярным педагогом среди студентов.

В 1920-х годах новым центром по подготовке промышленных архитекторов становится Архитектурное отделение Московского высшего технического училища (МВТУ), куда в 1924 году перевели архитектурный факультет МИГИ вместе со всеми преподавателями. С 1920 года В.А. Веснин, а с 1924 года Л.А. Веснин начали преподавать в училище архитектурное проектирование фабрично заводских сооружений. Виктор Александрович одним из первых оценил важную роль архитектора в промышленном строительстве. К этому времени, по его проектам уже были построены несколько заводских зданий, в

По материалам Музея МАРХИ.

работе над которыми обнаружились серьезные противоречия между инженерами, традиционно работавшими в этой области, и архитекторами, осваивавшими новую отрасль строительства. Полученный опыт лег в основу новой специальности (рис. 2в, 5а), и к 1927 году Виктор Веснин возглавил кафедру промышленных сооружений в Высшем инженерно-строительном училище (ВИСУ). Виктор Александрович активно привлекал студентов к работе над собственными проектами. В одной из своих статей, посвященных педагогике, он писал, что «только проработав достаточно длительный период в качестве помощника архитектора и приобретя нужный опыт, молодой архитектор может по праву требовать самостоятельной авторской работы»2. Так, известно, что в проектировании и строительстве Центрального института минерального сырья в Москве (1925-1928) по проекту В.А. Веснина принимали участие его бывшие ученики из МВТУ: Г.М. Орлов, С.А. Маслих, В.Г. Калиш, И.Н. Соболев.

а) б)

,__Р*' ' ИР Р'Р" |Нр I

гтроловолвстнеммыи:

в) г)

Рис. 2. Мастерская Л.А. Веснина: а) МИГИ, курсовая работа «Маяк в порту», А. Мухин, 1922 г. [7]; б) ВХУТЕМАС, курсовая работа «3-х этажный дом», И. Соболев, 1923 г. [12]; в) МВТУ, курсовая работа «Крытый рынок», К. Князев, 1926 г. [12]; г) ВХУТЕИН, дипломная работа «Инфизкульт», А. Арго, 1929 г. (Музей МАРХИ, публикуется впервые)

В. Веснин. Мысли о воспитании архитектора // «Архитектура СССР», 1938, № 1, стр. 17—18.

Параллельно с работой в МВТУ Веснины руководили мастерскими по дисциплине «архитектурное проектирование» в московском ВХУТЕМАСе. Леонид Александрович преподавал с 1919 года сначала во 2-х СГХМ, а с 1920 года во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Несмотря на то, что он был соавтором многих конструктивистских проектов в составе творческого коллектива братьев, студентами он воспринимался как архитектор-традиционалист. С другой стороны, сегодня мы узнаем, что Леонид Веснин принимал активное участие в формировании образовательной программы Архфака. Он был как автором образовательных программ, так и отдельных заданий для дипломных работ.

Курсовые проекты в мастерской Л.А. Веснина выполнялись по темам: «Дом жилтоварищества», «кинотеатр», «курортная гостиница». Сохранились следующие дипломные работы мастерской: Комаров И., 1927 год, «Центральный дом Красной армии»; Панин П., 1927 год, «Библиотека Ленина»; Кузнецов Л., 1927 год, «Библиотека Ленина», Чижевская, 1929 год, «Планировка Нижегородской ярмарки»; Семенов В., 1929 год, «Планировка Нижегородской ярмарки»; Арго А., 1929 год, «Институт физкультуры в Москве» (рис. 2г).

В самых ранних работах мастерской периода 1920-1924 годов видно влияние дореволюционной архитектуры и приемы популярного тогда «символического романтизма»3 (рис. 2б). Но уже к середине 1920-х годов в студенческих проектах проявляются черты конструктивизма, на что указывает ряд статей в журнале «Строительство Москвы». Так, к работе студента Панина пишут о «...компактном по форме плане, с сильно развитым световым периметром здания, из элементов, ясно и точно определяющих назначение их, со столь же ясными и характерными фасадами, отражающими общественно-производственные функции этого сооружения»4. Ученики мастерской ищут простые и лаконичные объемные решения, избегая лишних деталей в виде антенн, циферблатов и т. п., столь характерных для архитектурных экспериментов начала 1920-х годов. В проектах подробно прорабатывались планировочные решения, широко применялись набиравшие популярность приемы современной архитектуры -свободная планировка, сплошное остекление фасадов.

С другой стороны, с 1921 по 1924 годы, Александр Веснин преподает на Основном отделении ВХУТЕМАСа разработанную им совместно с Л.С. Поповой пропедевтическую дисциплину «Цвет». Методика преподавания дисциплины была тесно связана с теорией производственного искусства, которая впоследствии повлияла на становление конструктивизма. В 1923-1925 годы бригада братьев Весниных работала над несколькими, ставшими известными архитектурными конкурсами, и студенты Архфака, остро чувствующие перемены, восприняли Александра Веснина как лидера нового архитектурного направления. В 1924 году его приглашают на должность педагога на архитектурном факультете. Одинаковое понимание концепции производственного искусства у Александра Веснина и его учеников позволило студентам в кратчайший срок обучиться методам и приемам новой школы (рис. 3 а-в).

Первые курсовые проекты в мастерской выполнялись по самым различным темам, это: в 1925/1926 учебном году - дом жилтоварищества, общественные районные бани, хлебная фабрика; в 1926/1927 учебном году - типография в Москве, торговый дом, кинофабрика, театр, жилой дом. Дипломных работ во ВХУТЕМАСе в мастерской было выполнено всего лишь семь. Это: «Центральный проездной вокзал» А.К. Бурова, 1925 год; в 1926 году -«Центральный рынок на Болотной площади» М.О. Барща и М.И. Синявского, «Дворец Труда» С.Н. Кожина, «Дворец Труда» И.Н. Соболева; в 1927 году - «Центральная библиотека им. Ленина» Р.М. Зальцмана, «Центральная библиотека им. Ленина» М.А. Исполатовой и знаменитый «Институт библиотековедения» И.И. Леонидова. Каждый проект учеников Веснина воспринимался как сенсация. Так, все проекты выпуска

3 Термин впервые введен С. О. Хан-Магомедовым.

4 В. К. Работа дипломантов на Архитектурном факультете ВХУТЕМАСа // Строительство Москвы. М.: 1927, №6. С. 9-13

1926 года неоднократно публиковались в ведущих периодических изданиях, освещавших архитектурные события того времени: «Современная Архитектура», «Строительство Москвы», «Строительная промышленность», «Советское искусство». Более того, проекты 1926 года Эль Лисицкий включил в свою книгу «Russland: Architektur fur eine Weltrevolution», выпущенную в 1929 году в Германии и посвященную развитию современной архитектуры в СССР.

По студенческим работам видно, как избегая поощрения экспериментальных концепций, Александр Веснин заострял вопрос формы и ее связи с функцией. В большинстве ученических проектов, разработанных за эти годы, в большей степени акцентируется внимание на вопросах формообразования. Тут сказывается влияние художественного таланта Александра Александровича. Студенты нередко воспринимали не столько теорию конструктивизма, сколько отдельные приемы, среди которых можно выделить: ортогональная сетчатая структура фасада, широкое применение сплошного фасадного остекления, акцент в виде антенн, растяжек, балконов, циферблатов и труб на фасадах. Консультируя один из курсовых проектов, по сведениям С.О. Хан-Магомедова, Веснин посоветовал в интересах обогащения внешнего облика дать завершение в виде антенн, чтобы как-то оживить скучную композицию, сказав при этом: «Трюку побольше» [5]. Внимание к деталям в целом было присуще ранним проектам Весниных. «Трюк» - это антенны Дворца труда, вывеска «Ленинградской правды», огромный циферблат проекта типографии. Во всем это сказывается театральное наследие творчества мастера. На фасады вынесены огромные декорации, для которых здание нередко служит фоном, голой сценической коробкой. В эскизах И.Н. Соболева к проекту хлебопекарни видна более детальная работа над трубами вентиляционных систем и освещением в верхней части здания. В этом видно яркое свидетельство того, что ни педагога, ни студента чисто утилитарное решение не могло удовлетворить.

В 1927-1928 учебных годах, во ВХУТЕИНе Александр Веснин преподает вместе с ассистентом - его самым известным выпускником Иваном Леонидовым5. Творческие взгляды мастеров, хоть и были близки, однако, по описаниям очевидцев, чувствовалась разница в методике преподавания [4]. А. Веснин, по воспоминаниям его учеников К.Н. Афанасьева [8] и Л.К. Комаровой [9], умел, не подавляя индивидуальности, развивать у студента самостоятельную активную творческую позицию. С большим вниманием, чуткостью он относился к чужим идеям, при этом с честностью и прямотой давал оценку произведению. Уважение к творчеству студентов сочеталось в нем с бескомпромиссной принципиальностью, новаторской направленностью в искусстве. Леонидов, по сведениям его ученика И.И. Кузьмина, нередко стремился воплотить в студенческих работах собственные идеи. Влияние художественного таланта Ивана Ильича было настолько сильно, что окружающие находились под воздействием его идей. Это приводило к тому, что Леонидов становился как бы соавтором этих проектов.

Основной чертой работ мастерской периода ВХУТЕИНа является внедрение расширенной исследовательской части. А. Веснин утверждал, что «...архитектор должен войти в активное строительство новой жизни, должен принять участие в выработке самих архитектурных заданий, а не принимать готовое задание.»6. Студенты все чаще задаются вопросом социальной роли их проектов, занимаются поиском новых типологий зданий. Разрабатываются новые типы клубов (Милинис И., «Рабочий клуб», 1928 г.), зоопарка как отдельно стоящего здания (Тамм А., «Зоопарк», 1928 г.), курортной гостиницы. Выделялась тема планетария (Соколов Н., Афанасьев К.), как сама по себе новая и требующая новейшего подхода к проектированию.

5 Затем, в течение двух лет Леонидов ведет собственную мастерскую (1928-1929 уч. г., 1929-1930

6 уч. г ).

6 Из протокола заседания подсекции современного искусства СПИ РАХН (19 марта 1929 г.) // Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. под ред. Афанасьева К. Н. М.: «Наука», 1970, стр. 113-114.

Дипломных работ во ВХУТЕИНе под руководством А. Веснина было выполнено уже 29. Темы давались следующие: «Дворцы» - проекты на главные здания страны в Москве -«Дворец Коминтерна», «Дворец Инфизкульта», «Дом промышленности», «Дом Съездов СССР», а также «Институт физкультуры», «Парк культуры и отдыха», «Проблема города». Наиболее известные работы принадлежат: М. Жирову («Парк культуры», 1928 г.), Л. Комаровой («Дворец Коминтерна» 1929 г.), Н. Красильникову («Новый город»), Л. Наппельбауму («Планировка нижегородской ярмарки»).

а)

Рис. 3. Работы мастерской А.А. Веснина 1920-х гг.: а) ВХУТЕМАС, дипломная работа «Дворец Труда», М. Барщ и М. Синявский, 1926 г. [13]; б) ВХУТЕМАС, преддипломный проект «Кинофабрика», А. Зальцман, 1927 г. [12]; в) ВХУТЕМАС, курсовая работа «Хлебопекарня», И. Соболев, 1926 [14]; в) ВХУТЕИН, дипломная работа «Дворец кооминтерна», Л. Комарова, 1929 [12]

В 1930-е годы в стране была проведена реформа системы образования. Факультеты ВХУТЕИНа были расформированы, а Архфак, объединившись с Архитектурным отделением МВТУ, образовал новое учебное заведение - АСИ (Архитектурно-строительный институт), который в октябре 1933 года был реорганизован в Московский архитектурный институт (МАИ). Новый курс на индустриализацию и коллективизацию в стране требовал большого количества специалистов, подготовленных для решения прикладных строительных задач. Структура института во многом повторяла принципы подготовки специалистов во ВХУТЕИНе и МВТУ. На первом-втором курсах шла базовая подготовка студентов, позже начиналась специализация по кафедрам. Крупнейшей стала кафедра жилых и общественных сооружений. Руководителем кабинета был назначен Л.А. Веснин (1930-1933 гг.). Александр Веснин продолжил преподавать по специальности общественных зданий. Виктор Веснин начинает преподавать на кафедре промышленных сооружений, где больше всего сохранились традиции конструктивизма-функционализма.

В фотоальбомах студенческих проектов 1930-х годов были обнаружены дипломные работы мастерской Александра Веснина 1934 года по следующим темам: «Дворец транспорта» у Крестовских башен в Москве (Левитан Н.А.), «Дворец молодежи» у Крымского моста (Скулачев П.С., Волков Н.Г., Шурова О.М., Шамов Г.В.), «Дворец искусств» в Петровском парке (Зайчикова О.Т.) (рис. 4). Так же, сохранилась работа под руководством Виктора Веснина по теме «Тепловая электростанция», выполненная студентом Алимовым В.С. Учащиеся выполняли отмывку перспективы, планы, проекции, и, что было уникально для того времени - макет. Студентом предоставлялось право выбора руководителя дипломной работы и темы. Профессор, руководитель мастерской, выбирал себе помощников - доцентов и ассистентов. А. Веснин работал совместно с ассистентом (аспирантом) Лященко С.В. Виктор Веснин работал совместно со своим бывшим учеником Орловым Г.М., а также Каптеревым В.В. и Миттельманом И.З.

Рис. 4. Работы мастерской А.А. Веснина 1930-х гг.: а) МАИ, дипломный проект «Дворец молодежи», Н. Волков, 1934 г. (Музей МАРХИ, публикуется впервые); б) МАИ, дипломный проект «Дворец молодежи», Н. Волков, 1934 г. (Музей МАРХИ, публикуется впервые); в) МАИ, дипломный проект «Дворец транспорта», Н. Левитан, 1934 г. (Музей МАРХИ, публикуется впервые); г) МАИ, дипломный проект «Дворец молодежи», О. Шурова, 1934 г. (Музей МАРХИ, публикуется впервые)

В это время большое внимание уделялось композиционным и стилистическим решениям. Ключевым событием для страны в те годы стало постановление о строительстве Дворца Советов, в конкурсе на который победил проект Б.М. Иофана. Удивительно, что в контексте курса на «освоение классического наследия» студенты мастерских Виктора и Александра Весниных добиваются выразительности за счёт эффектной объемной композиции без применения ордерной системы. Практически отсутствует скульптурное оформление. При этом об ордере А. Веснин говорил в те годы: «Применяя колонну, мы в то же время решительно отвергаем ордера, капители и базы, считая их явлением преходящим, т. е. принадлежащим к определенной эпохе, и полагая, что правильных пропорций достаточно, чтобы избежать оголенности колонны»7.

Не лишним будет вспомнить, что тема строительства главного здания страны в Москве уже не раз разрабатывалась в мастерской Александра Александровича. В 1926 году это было «Дворцом труда», в 1928 году - «Дворцом Коминтерна», в 1929 году - «Дворцом Инфизкульта». Конечно, понятие «дворца» было полностью несовместимо с теорией конструктивизма. В результате, под этим термином подразумевался симбиоз американского office building (на что прямо указывают М.О. Барщ и М.И. Синявский в своем дипломе) с огромным, как правило трансформируемым залом собраний. На противопоставлении вертикали офисов и полуцилиндрического низкого объема зала создают свои проекты в 1926 году И.Н. Соболев и С.Н. Кожин. Удивительно, но точно в том же идейном ключе работает и студент Н. Левитан уже в 1934 году. На довольно схематичном плане показана трансформация низкого цилиндрического зала, рядом с которым возвышается призма административного корпуса. Простейшие объемы Левитан усложняет путем создания ритма оконных проемов, колонн, аркад с целью выявления близкого к классике характера постройки. По такой же методике усложнения простейших объемов работали студенты в мастерской с 1925 по 1927 годы, только с целью выявления «производственного характера здания», делая его похожим, по словам И. Соболева, «на большой механизм» [13].

Удалось установить, что во второй половине 1930-х годов, Александр и Виктор Веснины преподавали в Институте аспирантуры Академии архитектуры на кафедре архитектурного проектирования, где многие педагоги преподавали параллельно с работой в МАИ. В.А. Веснин так же преподавал на кафедре строительной техники. Виктор Александрович наиболее полно раскрыл педагогическое кредо братьев в 1938 году: «При воспитании мастера-творца обязательно бережное отношение к индивидуальным способностям учащихся. Руководитель должен всегда помнить о сложной задаче любовного выращивания первых, слабых ростков творческой инициативы. Легко подавить учащегося своим авторитетом, куда сложнее облегчить студенту его продвижение по ступеням творческого процесса, руководить его самостоятельной работой от зарождения мысли в эскизе до законченного проекта. Заставить молодого архитектора любить это медленное созревание и развитие идеи - самое существенное в работе над проектом. Зачастую студенты легко схватывают общий стиль и манеру работы своего руководителя и недурно справляются с заданиями, решая их чисто подражательно. Не приходится разъяснять, что такое бездушное копирование не имеет ничего общего с подлинным творчеством»8.

В результате анализа биографических событий братьев Весниных мы видим, что их творческая жизнь была неразрывно связана с педагогической деятельностью. В Москве, в МВТУ, под руководством Виктора и Леонида Весниных формировалась новая специальность - архитектор промышленных и фабрично-заводских зданий. Мастерские Александра Александровича и Леонида Александровича были крупнейшими на Архфаке ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, а Александр Веснин стал лидером нового направления в архитектуре - конструктивизма. В 1930 г. все три брата вместе работали в Архитектурно-строительном институте (после 1933 г. Московском архитектурном институте), где

7 А. А. и В. А. Веснины. Новое по форме и содержанию. // Архитектурная газета. М.: 1936, 31 декабря.

8 В. Веснин. Мысли о воспитании архитектора// «Архитектура СССР», 1938, № 1, стр. 17-18.

продолжили преподавать на кафедрах жилых и общественных, а так же промышленных зданий. Будучи новаторами в архитектуре, Веснины оставались новаторами и в педагогике, без которых невозможно представить московскую архитектурную школу 2030-х годов ХХ века.

в)

Рис. 5. Работы мастерской В.А. Веснина: а) МВТУ, дипломная работа «Завод серной кислоты», Г. Орлов, 1926 г. [13]; б-в) МАИ, дипломная работа «ТЭЦ», В. Алимов, 1934 г. [12].

Литература

1. Чиняков А. Г. Братья Веснины. - М. : Стройиздат, 1970. - 179 с.

2. Хан-Магомедов С. О., Астафьева М. Е. Братья Веснины / С. О. Хан-Магомедов,

М. Е. Астафьева // Мастера советской архитектуры об архитектуре. - Т.2. - М., 1975.

3. Астафьева-Длугач М. И. Л., В. и А. Веснины // Зодчие Москвы. Книга 2. - М. : Московский рабочий, 1988.

4. Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. - М. : Архитектура-С, 2007. - 412 с.

5. Иванова-Веэн Л. И. (автор-составитель). Архитектурные школы Москвы. Сборник 3. Педагоги и выпускники 1918-1999. - М. : «Ладья», 1999. - 112 с.

6. Иванова-Веэн Л.И. Веснины Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович // Энциклопедия русского авангарда. Ред.-сост.

B. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: «Глобал Эксперт энд Сервис Тим. - Т.2, 2013. - С. 153-155.

7. Хан-Магомедов С.О. Питомцы МИГИ и Авангард. Первые выпуски молодых сторонников архитектурного авангарда. МПИ-МИГИ (1920-1924 гг.). - М., 1997. -194 с.

8. Афанасьев К. Борьба течений во ВХУТЕМАСе // ВХУТЕМАС-МАРХИ 1920-1980: каталог выставки. - М., 1986. - С. 31-32

9. Комарова Л. Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа, мастерская А. А. Веснина // ВХУТЕМАС-МАРХИ 1920-1980: каталог выставки. - М.,1986. - С. 33-35.

10. Лапин И. М. Исследования Архфака ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: от Н. Докучаева до

C. Хан-Магомедова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - № 3. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. -СПб., 2013. - С. 36-44.

11. Лапин И. М. Результат архитектурного конкурса на проектирование курортной гостиницы в Мацесте как основа для курсового задания во ВХУТЕИНе // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - СПб., 2013. - С.98-99.

12. От ВХУТЕМАСа к МАРХИ 1920-1936. Авт. - сост. Л. И. Иванова-Веэн. - М.: А-фонд, 2005. - 235 с.

13. Современная архитектура. - №1-12. - М., 1925-1930.

14. Работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСа 1920-1927. - М. : ВХУТЕМАС, 1927.

15. Хан-Магомедов С.О. Сталинский ампир: проблемы, течения, мастера // Academia. Архитектура и строительство. - М.: 2008. - №1. - С. 25-35.

References

1. Chinjakov A.G. [Vesnin brothers]. Moscow, 1970, 179 p.

2. Han-Magomedov S.O., Astafieva M.E. [Vesnin Brothers. Masters of Soviet architecture about architecture]. Vol.2, Moscow, 1975.

3. Astafieva-Dlugach M. [L., V. and A. Vesnin]. Book 2. Moscow, 1988.

4. Khan-Magomedov S.O. [Alexander Vesnin and constructivism]. Moscow, 2007, 412 p.

5. Ivanova-Veen L.I. (Author-composer). [Moscow Architecture School. 3. Collection of Teachers and graduates of 1918-1999]. Moscow, 1999, 112 p.

6. Ivanova-Veen L. I. [Vesniny Leonid, Victor, Alexander. Encyclopedia of Russian avantgarde. Ed-status. V.I. Rakitin, A.D. Sarabyanov]. Moscow, Vol. 2, 2013, pp. 153-155.

7. Khan-Magomedov S.O. [MIGI and Avanguard. The first issues of young supporters of the architectural avant-garde. MPI-MIGI (1920-1924 gg.)]. Moscow, 1997, 194 p.

8. Afanasiev K. [fight currents in VHUTEMAS. VHUTEMAS-MARCHI 1920-1980: catalog of the exhibition]. Moscow, 1986, pp. 31 -32.

9. Komarova L. [Faculty of Architecture Art Workshops, Workshop A. Vesnina. VHUTEMAS-MARCHI 1920-1980: catalog of the exhibition]. Moscow, 1986, pp. 33-35.

10. Lapin I.M. [Research of Architecture faculty of VKhUTEMAS-VHUTEIN from N. Dokuchaev to S. Khan-Magomedov. Bulletin of St. Petersburg State University of Technology and Design number 3. 2013. 2. Arts Series. Philology]. St. Petersburg, 2013, pp. 36-44.

11. Lapin I.M. [Result of the architectural competition for the design of a resort hotel in Matsesta as a basis for the course assignment in VHUTEIN. Actual problems of theory and history of art]. St. Petersburg, 2013, pp. 98-99.

12. Ivanova-Veen L.I. [From VKhUTEMAS to MARCHI 1920-1936]. Moscow, 2005, 235 p.

13. Modern architecture. No. 1-12, Moscow, 1925-1930.

14. Works of the Architecture Faculty 1920-1927. Moscow, VHUTEMAS, 1927.

15. Khan-Magomedov S.O. [Stalin's Empire style: Problems, trends and masters. Academia. Architecture and Construction]. Moscow, 2008, no., pp. 25-35.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Лапин Илья Михайлович

Аспирант, кафедра «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: lapin-ilya@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Lapin Ilia

Postgraduate Student, Chair «Soviet and Foreign Contemporary Architecture», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: lapin-ilya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.