Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность и архитектурное творчество Н. В. Докучаева, 1920-е - 1930-е гг'

Педагогическая деятельность и архитектурное творчество Н. В. Докучаева, 1920-е - 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. ДОКУЧАЕВ / N.V. DOKUCHAEV / ПЕДАГОГ / TEACHER / ТЕОРЕТИК / THEORIST / ВХУТЕМАС / VKHUTEMAS / МАИ / MAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ивнова-Веэн Лариса Ивановна

Статья посвящена педагогической деятельности советского архитектора, теоретика и педагога Н.В. Докучаева. Анализ новых архивных данных и малоизвестных источников позволяет расширить представление о профессиональной биографии архитектора. Особое внимание уделено его педагогической деятельности во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе АСИ МАИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITY AND ARCHITECTURAL CREATIVITY OF N.V. DOKUCHAEV IN 1920-1930’s

The article deals with pedagogic activities of the Soviet architect, theorist and teacher N.V. Dokuchaeva. Analysis of new archival data and unknown sources allows you to expand the idea of professional biography of the architect. Special attention is paid to his teaching activities at VKhUTEMAS VKhUTEIN ASI MAI.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность и архитектурное творчество Н. В. Докучаева, 1920-е - 1930-е гг»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.В. ДОКУЧАЕВА, 1920-е 1930-е гг.

УДК [72:378(47)]:929Докучаев ББК 85.11 р(2)Докучаев

Л.И. Иванова-Веэн

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Статья посвящена педагогической деятельности советского архитектора, теоретика и педагога Н.В. Докучаева. Анализ новых архивных данных и малоизвестных источников позволяет расширить представление о профессиональной биографии архитектора. Особое внимание уделено его педагогической деятельности во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе - АСИ - МАИ.

Ключевые слова: Н.В. Докучаев, педагог, теоретик, ВХУТЕМАС, МАИ

PEDAGOGICAL ACTIVITY AND ARCHITECTURAL CREATIVITY OF N.V. DOKUCHAEV IN 1920-1930's

L.I. Ivanova-Veen

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article deals with pedagogic activities of the Soviet architect, theorist and teacher N.V. Dokuchaeva. Analysis of new archival data and unknown sources allows you to expand the idea of professional biography of the architect. Special attention is paid to his teaching activities at VKhUTEMAS - VKhUTEIN - ASI - MAI.

Keywords: N.V. Dokuchaev, teacher, theorist, VKHUTEMAS, MAI

Имя архитектора Николая Васильевича Докучаева (1891-1944) впервые было введено в научный оборот в 1975 году благодаря статье В.Э. Хазановой, вошедшей в фундаментальное издание «Мастера советской архитектуры об архитектуре» [2]. Хазанова сумела увидеть и представить Докучаева как теоретика архитектуры, опубликовав тексты его статей 1920-х годов. Ценные сведения о педагогической и творческой деятельности Докучаева публикует Хан-Магомедов в своих трудах 19952010 годов, где Докучаев представлен в качестве проводника идей Н.А. Ладовского, пропагандистом рационализма [3,4,6,7]. Наконец, в последние годы автор данной статьи представляет творческую биографию Докучаева как архитектора, публициста, теоретика и педагога [8]. Из этих публикаций видна значительность фигуры Докучаева как видного представителя эпохи авангарда. То, что персонально о Докучаеве так мало написано связано прежде всего тем, что его творческий архив не сохранился. И тем ценнее сегодня редкие документальные находки и новые свидетельства, раскрывающие разные аспекты деятельности этого архитектора, прежде всего - как педагога Московского архитектурного института (МАИ). Это - материалы архивов Санкт-Петербурга (РГИА, НБА РАХ) и Москвы (РГАЛИ, Музей МАРХИ): личные дела периодов его обучения и преподавания, фотоальбомы студенческих дипломов 1930-х годов, выполненных под его руководством и др. Многие сведения и документы здесь публикуются впервые.

Первое документальное свидетельство о Докучаеве содержится в личном деле ученика Училища живописи ваяния и зодчества (УЖВЗ), из которого следует, что он родился

20 апреля 1891 года1 в Москве в крестьянской семье2. Среднее образование он получил, окончив в 1910 году Московское Алексеевское училище. В том же году поступил в УЖВЗ, а по окончании его в мае 1916 года «удостоен звания архитектора с правом самостоятельно руководить строительными работами и с правом на получение чина XII класса при поступлении на гос. службу». По окончании УЖВЗ он продолжил образование осенью 1916 года в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге3, где провел всего лишь полгода, после чего возвратился в Москву.

Практически полное последовательное представление обо всей профессиональной биографии Н.В. Докучаева содержится в Личном деле педагога МАИ из фонда Музея МАРХИ, представляющем огромную научную ценность4. Из «Жизнеописания и деятельности профессора...» узнаем, что его работа практикующим архитектором началась уже со второго курса УЖВЗ на мебельной фабрике В.П. Харькова в Москве, где он под руководством академика И.В. Жолтовского выполнял задания «.главным образом, по проектированию мебели и архитектуры интерьера». В 1911-1916 годах он был заведующим проектной частью и главным инструктором по производству на деревообделочном заводе В.П. Харькова в Москве, в 1916-1917 годах был помощником Жолтовского на строительстве автозавода «АМО». С 1918 по 1921 год Н.В. Докучаев был мастером-архитектором архитектурной мастерской отдела Сооружений Московского Совета, работая над проектом перепланировки Замоскворечья. Одновременно с практической деятельностью в 1918-1920 годы он по совместительству работал преподавателем Московских высших строительно-технических курсов Комитета Государственных сооружений и Союза Строительных рабочих.

Следующие сведения мы находим в воспоминаниях В.Ф. Кринского, где, рассказывая о знакомстве и начале совместной деятельности с Н.А. Ладовским в 1919 году, он называет Докучаева «убежденным сторонником Н.А. Ладовского» [1, с.20]. Их творческие поиски начались в скульптурной артели Вторых СГХМ под руководством Б. Королева, момент работы которой фиксирует одна из фотографий (рис. 1б) из книги «Борис Королев» [7, с.20].

?

V

а)

б)

в)

Рис. 1. а) фотопортрет Н. Докучаева; б) фотография в Скульптурной артели II СГХМ: Б. Королев (слева), Н. Докучаев (в центре за живой моделью), И. Голосов и Н. Ладовский (стоят справа) 1919 г.; в) обложка личного дела педагога МАИ (музей МАРХИ)

В публикации [8] ошибочно указаны число и месяц рождения. : РГАЛИ, Ф. 680, ОП.2, Д.2259. 1 РГИА, Ф.789, ОП.13, Д.88.

1 Личное дело Н. Докучаева (Музей МАРХИ). Начало дела 1943 г.- окончено 1944 г. (умер), однако

в деле находятся более ранние документы конца 1942 г., когда МАИ был в эвакуации в Ташкенте:

«Жизнеописание и деятельность профессора.», отзывы, характеристики и другие - подготовка

документов в ВАК на звание доктора архитектуры.

1920 год для Н.В. Докучаева стал чрезвычайно важным и продуктивным. Тогда он стал профессором архитектурного факультета ВХУТЕМАС. В своем жизнеописании он пишет: «с этого периода, беспрерывно, вплоть до настоящего времени, работаю в стенах этого архитектурного вуза, последовательно поменявшего свое наименование: ВХУТЕМАС -ВХУТЕИН...»5 Известно, что Докучаев работал вместе с Н.А. Ладовским и В.Ф. Кринским в ОБМАСе6, где участвовал в процессе формирования дисциплины «Пространство». Отметим, что сохранились задания Ладовского и самого Докучаева этого периода. В этот период Докучаев был избран действительным членом Института художественной культуры Академии художественных наук СССР (ИНХУК-ГАХН), вел научно-исследовательскую работу по вопросам архитектурной композиции и работал одновременно секретарем архитектурной секции.

С начала 1923 учебного года изменилась структура ВХУТМАСа. Было создано Основное отделение, на котором для всех учащихся в течение двух лет читались курсы пропедевтических предметов, важнейшим из которых стала дисциплина «Пространство», обязательная для всех специальностей. С этого времени как Докучаев, так и Ладовский стали вести свои мастерские на Архфаке (после II курса). Известны курсовые и дипломные проекты студентов, выполненные под руководством Докучаева (рис. 2). Часть работ была опубликована Хазановой7 [2] и Хан-Магомедовым [3, с.31,62,105,113]. Проекты студентов по своему новаторству и идеям не уступали проектам этого времени мастерских А.Н. Веснина и Н. Ладовского. Очень интересен дипломный проект Н. Травина (рис. 2д).

Докучаев много сил отдавал организационной и методической работе: декан Архфака, член Правления и проректор по учебной части. Кроме того, он читал курсы лекций по теоретическим и практическим вопросам архитектуры. С 1923 года Докучаев читал курс «Теории архитектурной композиции». Параллельно во ВХУТЕМАСе этот же курс читал М.Я. Гинзбург. К сожалению, этот курс и другие лекции Докучаева, прочитанные во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе не сохранились.

В 1926 году Докучаев стал постоянным сотрудником журнала «Советское искусство» Главполитпросвета. В период 1926-1928 годов он опубликовал ряд статей, как уже сообщалось, проанализированных В. Хазановой [2]. В «Жизнеописании.» Докучаев пишет: «Мною написаны более ста специальных статей по теории и практике архитектуры и строительства, помещенных в журналах: Строительная промышленность, Строительство Москвы., Архитектура СССР.».

С.О. Хан-Магомедов в своих трудах отмечает, что Н. Докучаев много сделал для пропаганды идей рационализма, опубликовав во второй половине 1920-х годов больше половины объема информации по проблемам творческой концепции этого течения из того, что было опубликовано лидерами рационализма (Ладовский, Кринский, Рухлядев, Балихин). «Он добросовестно пропагандировал эту концепцию, квалифицированно разъяснял ее. Докучаев сразу поверил в концепцию Ладовского и последовательно отстаивал ее. В чем-то он и развил теоретическую концепцию рационализма, но все же основная его роль - это роль пропагандиста и интерпретатора» [4, с.293].

Среди многих последователей и учеников Ладовского именно Докучаев написал о дисциплине «Пространство» в статье «Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа», вошедшей в сборник «Работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСа 1920-1927», которая является одним из немногих первоисточников, методически раскрывающих всю последовательность и принципы преподавания от ученических работ по дисциплине

5 Там же, с.2-3.

6 ОБМАС - Объединенные мастерские Н. Ладовского, Н. Докучаева, В. Кринского на Арх.факе ВХУТЕМАСа.

7 Следует заметить, что Докучаев единственный среди других архитекторов, вошедших в сборник, был представлен в иллюстративном ряду работами его студентов и учеников.

«Пространство» на первом и втором курсах до дипломного проектирования. Важнейшей информацией в этой публикации стало примечание Докучаева, указывающее, что ВХУТЕМАС на Международной выставке в Париже 1925 году получил Гран-при за курс пропедевтики с дисциплиной «Пространство». В этом сборнике были опубликованы три студенческих проекта 1926-1927 годов, выполненные под руководства Н. Докучаева.

д)

Рис. 2. Проекты студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа мастерской Н.Д. Докучаева: а) III курс «турбаза в горах» (перспектива) В. Калмыков 1928 г.; б) IV курс «авиазавод» (макет, фасад), Т. Варенцов 1926 г.; в) преддиплом «городок высшей художественной школы» (аксонометрический генплан, боковой фасад), Н. Травин 1927 г.; г) диплом «новый город» (макет) Т. Варенцов 1928 г.; д) диплом «дворец съездов» (макет) Н. Травин 1929 г.

Из личного дела мы узнаем, что Докучаевым была составлена Программа по кафедре композиции, которая была прочтена в Ленинградском ВХУТЕИНе (быв. Академия художеств). Этот факт был подтвержден в ходе изысканий в Научно-библиографическом архиве ВАХ. Сохранились стенограммы курса из десяти лекций Докучаева «Теория архитектурной композиции», прочитанные с ноября 1929 года по февраль 1930 года. В 1-ой лекции «Для чего это нужно педагогу» Докучаев говорит: «Архитектура...может создать такую систему, закономерность форм которой будет действовать на психику». Для примера приводим названия тем лекций: 2-я - «На чем базируется восприятие пространства», 3-я «Разница задач живописи, скульптуры и архитектуры», 5-я «Членение здание и человека», 6-я «Закономерность композиционной связи», 8-я «Оптический масштаб». Этот курс предварил последующее преподавание дисциплины «Пространство» в Академии московскими педагогами В. Балихиным и С. Глаголевым (быв. ученики Ладовского в ОБМАСе).

Свою педагогическую деятельность в Москве Докучаев не прерывал и после реорганизации ВХУТЕИНа. преподавая в АСИ (с 1930 г.), в МАИ с осени 1933 года. В собрании Музея МАРХИ выявлены фотографии из альбомов дипломных проектов студентов МАИ 1934-1939 годов, которыми руководил профессор Докучаев, а его ассистентами-педагогами были его бывшие студенты ВХУТЕМАСа И. Ламцов, Н. Травин и Я. Кронфельд. Здесь мы впервые публикуем некоторые из этих студенческих проектов (рис. 3, 4).

в) г)

Рис. 3. Дипломные проекты МАИ Руководители: профессор Н.Д. Докучаев, доцент Н.П. Травин: а) «Дворец молодежи», Ведерников Е.В., 1934 г.; б) «Гостиница», Шехман Л.В., 1939 г.; в) «Дворец искусств», Дронов М.Ф. 1934 г.; г) «Библиотека», Белопольский Я.Б. 1937 г. (Фотоальбом, собрание музея МАРХИ)

Рис. 4. Дипломные проекты МАИ, 1939 г. Руководители: профессор Н.Д. Докучаев, доцент Я.А. Корнфельд: а) «Туберкулезный санаторий», Шехман Л.В.; б) «Гостиница» С.В. Копейкин; в) «Гостиница» Я.Ш. Иомтев (Фотоальбом, собрание музея МАРХИ)

Из личного дела педагога мы узнаем, что в период эвакуации МАИ в Ташкент, Докучаев, готовя документы для ученого Совета для присуждения докторской степени, обобщает свою как теоретическую, так и практическую архитектурную деятельность. Среди его осуществленных проектов: жилые и специального назначения здания для Волго-Донского канала, здания рабочего поселка АМО, Дом Коммуны на ВСХВ (1925 г.) и др.; проекты планировки и застройки: Нового Арбата (1939 г.); проекты реконструкции площадей: Смоленской, Зубовской, Добрынинской, Никитских Ворот, Восстания (1939-40 гг.) и многие другие проекты.

Высокую оценку творчества Докучаева характеристики из его личного дела, которые были даны академиками Н.Я. Колли и С.Е. Чернышевым и директором МАИ Скородумовым (март 1942 г.).

После возвращения в Москву, в марте 1943 года Н.В. Докучаеву была присуждена ученая степень доктора архитектуры (без защиты диссертации). Докучаев был очень высоко при жизни оценен как педагог, теоретик, организатор и публицист.

Основные публикации Н.В. Докучаева:

1. Современная русская архитектура // Красная нива, 1925, № 14.

2. Архитектура рабочего жилища и быт // Советское искусство, 1926, №3.

3. Архитектура и планировка городов // Советское искусство, 1926, №6.

4. Архитектура и техника // Советское искусство, 1926, №8-9.

5. Программа курса основ искусства архитектуры. - В кн.: Сборник материалов по художественному образованию. - М., 1927.

6. Современная русская архитектура и западные параллели // Советское искусство 1927, №1-2.

7. Архитектура и наша школа // Строительная промышленность, 1927, №2.

8. По поводу контрольных работ студентов Архфака ВХУТЕМАСа // Строительная промышленность, 1927, №2.

9. Архитектура ВХУТЕМАСа // Работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСа 1920-1927. - М.: Издание ВХУТЕМАСа, 1927.

10. Конкурс на «Дом промышленности» // Строительство Москвы, 1930, №3.

11. Конкурс на планировку Магнитогорска. // Строительство Москвы, 1930, №4.

Key publications of N.V. Dokuchaev:

1. Modern Russian architecture // Red field, 1925, № 14.

2. The architecture of the home and working life // Soviet art, 1926, №3.

3. Architecture and city planning // Soviet art, 1926, №6.

4. Architecture and technology // Soviet art, 1926, №8-9.

5. The course program foundations of the art of architecture. - in the book: The collection of materials on art education. - М., 1927.

6. Modern Russian architecture and the West Parallels // Soviet art, 1927, №1-2.

7. Architecture and our school // Construction industry, 1927, №2.

8. About the examinations of students of VKhUTEMAS Archfac // Construction industry, 1927, №2.

9. The Architecture Of VKhUTEMAS // The work of the architectural faculty of the VKhUTEMAS 1920-1927. - М.: Edition VKhUTEMAS, 1927.

10. The contest for "House of industry"// Construction Of Moscow, 1930, №3.

11. The competition for the planning of Magnitogorsk. // Construction Of Moscow, 1930, №4.

Литература

1. Кринский В.Ф. Возникновение и жизнь ассоциации новых архитекторов - АСНОВА // Советская архитектура. Вып. 18. - М.: Издательство литературы по строительству, 1969. - С. 20-28.

2. Хазанова В.Э. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. Отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов / В.Э. Хазанова, Н.В. Докучаев // В 2 т. Под общей ред. Бархина М.Г. - Т2. Советская архитектура. Сост. М.Г. Бархин и Ю.С. Яралова. - М., 1975. - С. 187-210.

3. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. - Т.1. - М.: Ладья, 1995. - С. 173-175.

4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. - М: Стройиздат, 1996. - С. 291 -293.

5. Иванова-Веэн Л.И. Архитектурные школы Москвы. Сборник 3. Педагоги и выпускники. 1918-1999. - М.: Ладья, 2002. - 112 с.

6. Хан-Магомедов С.О. Рационализм - «формализм». - М.: «Архитектура - С», 2007. -497 с.

7. Хан-Магомедов С.О. Борис Королев: серия творцы авангарда. - М, 2010.

8. Иванова-Веэн Л.И. Докучаев Н.В. // Энциклопедия русского авангарда. - Т.1, А-К, Биографии / Л.И. Иванова-Веэн, Д.С. Масаков. - М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. - С. 288.

9. Иванова-Веэн Л.И. Архитектор, педагог, теоретик Николай Докучаев. Новые данные по материалам НБА РАХ и Музея МАРХИ. Доклад на международной конференции «Архитектурное наследие ХХ века», Санкт-Петербург, 2016.

References

1. Krinsky V. F. Vozniknovenie i zhizn' associacii novyh arhitektorov - ASNOVA [Appearance and life of the Association of new architects, ASNOVA. Soviet architecture]. Vol. 18, Moscow, 1969, pp. 20-28.

2. Khazanova V. E., Dokuchaev N. V. Mastera sovetskoj arhitektury ob arhitekture. Izbr. Otryvki iz pisem, statej, vystuplenij i traktatov [Masters of Soviet architecture about the architecture. FAV. Excerpts from letters, articles, speeches and treatises. In 2 volumes Under the General editorship of M. G. Barkhin. T2. Soviet architecture]. Moscow, 1975, pp. 187-210.

3. Khan-Magomedov S. O. VHUTEMAS [VKHUTEMAS]. Vol. 1, Moscow, 1995, pp. 173-175.

4. Khan-Magomedov S.O. Arhitektura sovetskogo avangarda [The Architecture of the Soviet avant-garde. Book 1]. Moscow, 1996, pp. 291-293.

5. Ivanova-Veen L. I. Arhitekturnye shkoly Moskvy. Sbornik 3. Pedagogi i vypuskniki [School of architecture of Moscow. Collection 3. Teachers and graduates. 1918-1999]. Moscow, 2002, 112 p.

6. Khan-Magomedov S. O. Racionalizm - «formalizm» [Rationalism "formalism"]. Moscow, 2007, 497 p.

7. Khan-Magomedov S. O. Boris Korolev: serija tvorcy avangarda [Boris Korolev, series creators of Avangard]. Moscow, 2010.

8. Ivanova-Veen L.I., Mashkov D.S. Dokuchaev N.V. Jenciklopedija russkogo avangarda [Dokuchaev N. The encyclopedia of Russian avant-garde. Vol. 1, A-K, and Biography]. Moscow, 2013, p. 288.

9. Ivanova-Veen L.I. Arhitektor, pedagog, teoretik Nikolaj Dokuchaev. Novye dannye po materialam NBA RAH i Muzeja MARHI [Architect, teacher, theorist Nikolai Dokuchaev. New data on materials NBA ARTS and the Museum of the Moscow architectural Institute. Report on the international conference "Architectural heritage of the twentieth century"]. St. Petersburg, 2016.

ОБ АВТОРЕ

Иванова-Веэн Лариса Ивановна

Кандидат архитектуры, Заслуженный работник культуры РФ, директор музея МАРХИ, профессор, кафедра Советской и зарубежной архитектуры, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: marchimuseum@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Ivanova-Veen Larisa Ivanovna

PhD in Architecture, Honored Worker of Culture of Russia, Director of the Moscow Institute of Architecture Museum, Professor, Department of Soviet and Foreign Architecture, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: marchimuseum@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.