Научная статья на тему 'Психоаналитический метод Н. Ладовского в контексте наследия ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа'

Психоаналитический метод Н. Ладовского в контексте наследия ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1363
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД Н. ЛАДОВСКОГО / ВХУТЕМАС / СОВЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА / ДИЗАЙН / АРХИТЕКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / РЕФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOANALYTICAL METHOD OF N. LADOVSKY / VHUTEMAS (HIGHER ART AND TECHNICAL STUDIOS) / THE SOVIET ART CULTURE OF THE FIRST THIRD OF XX CENTURY / DESIGN / ARCHITECT / EDUCATION IN THE FILED OF CULTURE / ART EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловский В.Д.

В статье рассматривается психоаналитический метод Н. Ладовского, который создавался для обучения студентов-архитекторов на автономном отделении ОБМАСа (Объединённые левые мастерские) ВХУТЕМАСа. В последующем психоаналитический метод получил развитие в пропедевтической дисциплине «Пространство». Основой построения композиции в рамках психоаналитического метода Н. Ладовского были «элементы архитектуры». В отличие от классической школы, художественное проектирование шло от абстрактного к конкретному. Также Н. Ладовский, в рамках рационалистической архитектуры, ввёл макетный метод проектирования. Психоаналитический метод Н. Ладовского внёс огромный вклад в развитие современной архитектуры и дизайна, его потенциал не исчерпан и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOANALYTIC METHOD OF N. LADOVSKY IN THE CONTEXT OF HERITAGE OF THE HIGHER ART AND TECHNICAL STUDIOS

In article the psychoanalytic method of N. Ladovsky which was created for training of students architects at autonomous office ОBMASa (The integrated left workshops) of the VHUTEMAS (Higher Art and Technical Studios) is considered. In the subsequent the psychoanalytic method has gained development in propaedeutic discipline “Space”. “Architecture elements” were a basis of creation of composition within a psychoanalytic method of N. Ladovsky. Unlike classical school, art design went from abstract to concrete. Also N. Ladovsky, within rationalistic architecture, has entered a model method of design. The psychoanalytic method of N. Ladovsky has brought a huge contribution to development of modern architecture and design, his potential isn’t settled and today.

Текст научной работы на тему «Психоаналитический метод Н. Ладовского в контексте наследия ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа»

chasoven v derevniakh Nekrasinoi i Kuznechkovoi Klinskogo uezda». 1836 g. Fond Moskovskogo general-gubernatora). (In Russian, unpublished).

13. Central State Archive of the City of Moscow. F. 16. Op. 109. D. 487 («O proizvedenii rassledovaniya po donosy krestyanina S. Ivanova o zloupotrebleniyakh raskolnikov bespopovshchitskoi sekty d. Nekrasino Klinskogo uezda». 1849-1850 gg. Fond Moskovskogo general-gubernatora). (In Russian, unpublished).

14. Central State Archive of the City of Moscow. F. 54. Op. 182. D. 8 («Karta raskol'nich'ikh selenii Moskovskoi gubernii». 1871 g. Fond Moskovskogo gubernskogo pravleniya). (In Russian, unpublished).

15. Central State Archive of the City of Moscow. F. 199. Op. 2. D. 871 (Spiski staroobryadcheskikh obshchin Moskovskoi gubernii. 1914 g. Fond Moskovskogo stolichnogo i gubernskogo statisticheskogo komiteta). (In Russian, unpublished).

16. Chistova S. V. Klin, chto na reke Sestre [Klin, which is located on the river's Sister]. Klin, Published by Pareto-Print, 2011. 191 p.

17. Shafazhinskaya N. E. Interpretation and expression aesthetic in the paradigm of Christian Outlook. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 3 (59), pp. 210-214.

СИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД Н. ЛАДОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ НАСЛЕДИЯ ВХУТЕМАСА - ВХУТЕИНА

УДК 378:930.85

В. Д. Козловский

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается психоаналитический метод Н. Ладовского, который создавался для обучения студентов-архитекторов на автономном отделении ОБМАСа (Объединённые левые мастерские) ВХУТЕМАСа. В последующем психоаналитический метод получил развитие в пропедевтической дисциплине «Пространство». Основой построения композиции в рамках психоаналитического метода Н. Ладовского были «элементы архитектуры». В отличие от классической школы, художественное проектирование шло от абстрактного к конкретному. Также Н. Ладовский, в рамках рационалистической архитектуры, ввёл макетный метод проектирования. Психоаналитический метод Н. Ладовского внёс огромный вклад в развитие современной архитектуры и дизайна, его потенциал не исчерпан и сегодня.

Ключевые слова: психоаналитический метод Н. Ладовского, ВХУТЕМАС, советская художественная культура первой трети XX века, дизайн, архитектура, образование в сфере культуры, реформа художественного образования.

V. D. Kozlovsky

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

PSYCHOANALYTIC METHOD OF N. LADOVSKY IN THE CONTEXT OF HERITAGE OF THE HIGHER ART AND TECHNICAL STUDIOS

In article the psychoanalytic method of N. Ladovsky which was created for training of students architects at autonomous office ОBMASa (The integrated left workshops) of the VHUTEMAS (Higher Art and

КОЗЛОВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ - аспирант кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета, преподаватель кафедры дизайна факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры

KOZLOVSKY VLADISLAV DMITRIYEVICH - doctoral student of the Department of History, Cultural 85

History and Museology, Faculty of Social Studies and Humanities, teacher of the Department of Design, Faculty of Mass Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute of Culture

e-mail: erenyar@gmail.com © Козловский В. Д., 2016

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

Technical Studios) is considered. In the subsequent the psychoanalytic method has gained development in propaedeutic discipline "Space". "Architecture elements" were a basis of creation of composition within a psychoanalytic method of N. Ladovsky. Unlike classical school, art design went from abstract to concrete. Also N. Ladovsky, within rationalistic architecture, has entered a model method of design. The psychoanalytic method of N. Ladovsky has brought a huge contribution to development of modern architecture and design, his potential isn't settled and today.

Keywords-, psychoanalytical method of N. Ladovsky, VHUTEMAS (Higher Art and Technical Studios), the soviet art culture of the first third of XX century, design, architect, education in the filed of culture, art education reform.

Конец XX - начало XXI столетия в культуре ознаменовался появлением термина «мировое сообщество». Под ним подразумевается возможность разных социальных групп, наций и государств жить в едином культурном поле. Сложность сочетания разнообразия мира явила две противоборствующие тенденции: универсалистическую и партику-ляристическую [5, с. 386-440].

Похожая ситуация в России и Европе, в частности Германии, была в рубежное время XIX-XX столетий. Культуры двух стран, особенно после окончания Первой мировой войны, находились в неустойчивом состоянии. Так же как и сегодня, в них усиливались процессы культурной универсализации на фоне нарастающих процессов партикуляризма.

Художественное творчество, как наиболее пластичная часть культуры, скорее остальных составляющих среагировала на изменения. Именно в начале XX столетия в России и Германии появились первые школы производственного искусства (индустриального дизайна): ВХУТЕМАС и Баухаус [4].

Современный дизайн имеет в своей основе методы, разработанные в вышеупомянутых учебных заведениях. Уточним, что под современным дизайном, во всём его многообразии, мы понимаем творческую деятельность, направленную на создание объектов материальной культуры, их качеств и систем. От традиционного прикладного творчества современный дизайн отличается тем, что в работе над объектами существует большой аналитический предпроектный этап исследования. Он необходим для промышленного производства, гуманизации инновационных

технологий и межкультурного обмена. Наше определение строится на личном опыте как практикующего художника-проектировщика и на теории современного дизайна, отражённой, в частности, в статье В. Р. Аронова «Современный дизайн» [1].

Обратимся к опыту ВХУТЕМАСа, который был накоплен в сфере разработки психоаналитического метода преподавания и проектирования и который мы считаем наиболее полным и универсальным. Это позволит нам выявить основные приёмы художественного проектирования, которые используются или могут использоваться сегодня в дизайне. Тем самым мы определим вектор развития универсальных методов отечественного дизайна, которые могут стать инструментом гармонизации в создании объектов материальной культуры, учитывая её противоречия.

Термин «психоаналитический» возник под влиянием широкого распространения идей психоанализа в постреволюционное время. В 1921 году по инициативе И. Д. Ермакова и И. Вульфа было создано Русское психоаналитическое общество. Это был третий центр психоанализа в мире после Венского и Берлинского. Председателем организации стал И. Д. Ермаков, который обращался к изучению психоанализа ещё в дореволюционное время [2].

Стоит отметить, что основные понятия психоанализа З. Фрейда активно использовались в Советской России не только в психиатрии, психологии, но также в педагогике и литературе. Так, И. Д. Ермаков опубликовал ряд работ по психологии творчества: «Этюды по психологии творчества А. С. Пушкина» (1923), «Очерки по анализу

творчества Н. В. Гоголя» (1923) и другие. Автору и самому, помимо научной деятельности, было не чуждо художественное творчество. И. Д. Ермаков был членом группы «Мир искусства», действительным членом Государственной академии художественных наук, с 1919 по 1923 годы заведовал экскурсионным отделом Государственной Третьяковской галереи [3].

Психоаналитический метод Н. Ладовского создавался в ОБМАСе (Объединённые левые мастерские). Мастерские представляли собой автономное отделение в структуре архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, что закреплялось положением от 1922 года. В списке личного состава ОБМАСа, подписанном деканом архитектурного факультета А. Рухлядевым, числились пять преподавателей: Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев, А. Рухлядев и инженер В. Кузьмин.

В отличие от основного (первого) отделения архитектурного факультета, в ОБМАСе (второе отделение) классика, со всеми её средствами и приёмами выразительности, отвергалась. Концепция формообразования в Объединённых левых мастерских строилась на объёмно-пространственных композициях, основанных на изучении «элементов архитектуры».

В. Кринский так описывал в своих воспоминаниях первое композиционное задание: «Все были очень заинтригованы, а какими будут задания у нас, левых? В наступившей полной тишине Н. Ладовский зачитывает задание "требуется построить параллелепипед..."» [цит. по: 7, с. 40] С этого упражнения и началась разработка и внедрение психоаналитического метода, который ляжет в основу пропедевтической дисциплины «Пространство».

Сам метод задумывался как творческая концепция формообразования рационализма, где основой построения композиции были «элементы архитектуры». Обобщая можно обозначить, что, в отличие от классической школы, где движение творческой мысли в проектной реализации проходило

от конкретного, Н. Ладовский ввёл новое для того времени понятие - от абстрактного к конкретному. Также он ввёл макетирование - как этап проектирования. Студенты и впоследствии профессионалы-архитекторы выполняли предварительные эскизы на бумаге, затем следовала основная работа в глине с использованием картона, бумаги и прочих материалов. На завершающем этапе окончательный вариант макета обмерялся, и по нему выполнялись чертежи.

В 1923/24 учебном году произошли изменения в структуре ВХУТЕМАСа. Частью этих изменений была организация Основного отделения, куда вошли все пропедевтические дисциплины, и разделение ОБМАСа на две мастерские - Ладовского и Докучаева. В связи с этим развитие психоаналитического метода продолжалось на пропедевтической дисциплине «Пространство».

Н. Ладовский рекомендовал к преподаванию первых выпускников ОБМАСа - В. Бал-хина, М. Коржева, В. Петрова, М. Туркуса, И. Ламцова, С. Глагольева, Ю. Спасского. Руководителем был назначен В. Кринский, что позволило внедрить через Основное отделение психоаналитический метод во всём ВХУТЕМАСе.

Обучение студентов на пропедевтической дисциплине «Пространство» было двухступенчатое. В первый год обучения ученики выполняли отвлечённые задания, в во второй - производственные, учитывая будущую специализацию студента. Психоаналитический метод стал первоначальным этапом формирования знаний и умений у учащихся всех факультетов, что подтверждает его универсальность и синтетичность. Эти характеристики особенно ценны сегодня, когда грань между архитектурой и дизайном стирается. Примером могут служить работы Д. Фишера, З. Хадид, П. Шумахера и других.

Стоит рассматривать метод не только в рамках Основного отделения, но и в структуре ОБМАСа и её продолжения в виде мастерской Ладовского. Все задания, выдаваемые студентам, были направлены на

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

решение двух задач - учёт закономерностей восприятия и организация пространства.

В книге С. О. Хан-Магомедова «ОБМАС ВХУТЕМАСа 1920-1923» находим основные темы программ отвлечённых и производственных заданий в рамках психоаналитического метода:

«1. Выявление геометрических свойств формы.

2. Выявление физико-механических свойств формы (масса и устойчивость, масса и равновесие).

3. Выявление и выражение массы и веса.

4. Выявление конструкции.

5. Выявление пространства.

6. Выявление динамики, ритма, отношений и пропорций (на плоскости).

7. Выявление динамики, ритма, отношений и пропорций (по вертикали)» [цит. по: 7, с. 63].

Как мы уже упоминали выше, основное отличие метода от классической школы заключалось в проектировании от абстрактного к конкретному, при помощи «элементов архитектуры». Они обозначали в терминологии Н. Ладовского не технические или утилитарные части искусства, а «архитектурные мотивы», которые должны были служить высшей технической потребности человека -ориентироваться в пространстве. В 1926 году Н. Ладовский в статье «Основы построения теории архитектуры (под знаком рационалистической эстетики)» описывает «качества» архитектуры, создающие «мотивы»: «... мы одновременно можем усмотреть в ней (материальной форме) выразительность качеств:

1. Геометрических - отношения сторон, рёбер, углов, характер поверхностей и т.д.

2. Физических - весомость, плоскость, массу и т.д.

3. Физико-механических - устойчивость, подвижность.

4. Логических - выразительности поверхности как таковой и ограничивающий объём.

В зависимости от выразительности величины и количества мы можем говорить о:

A) мощи и слабости;

Б)величии и низменности;

B) конечности и бесконечности.» [цит. по: 7, с. 65].

Внедряя рациональное начало в проектирование, Н. Ладовский говорил об организации пространства и объёма, выявлении формы, не затрагивая собственно художественную сторону композиции. В психофизических закономерностях восприятия он видел лишь объективную основу творчества, не затрагивая тех сфер, которые можно обозначить как интуиция и талант. Все задания для студентов и последующая практика выпускников предполагали гармоничное сочетание художественной композиции и функционально-конструктивных требований.

Психоаналитический метод предполагал, что тот или иной композиционный приём является не только средством, но и частью реального архитектурного образа. Внедряя метод во ВХУТЕМАСе, Н. Ладовский настаивал на создании при Архитектурном факультете научно-исследовательского отделения (Архитектурной научно-исследовательской лаборатории). Её открытие состоялось 15 февраля 1927 года.

Задачи лаборатории освещаются в статьях учеников Н. Ладовского - Г. Крутикова, В. Лаврова. Так, В. Лавров пишет: «Основная задача лаборатории заключается в подведении научного фундамента, уточнении понятий, введении новой терминологии и проработке существующей в понятия, касающиеся техническо-формальной и социально-бытовой стороны архитектуры» [цит. по: 7, с. 172]. В отчёте В. Крутикова находим: «Работа лаборатории есть часть общей работы всех учебно-научно-вспомогательных учреждений при Архфаке В.Х.Т.И., направленной к повышению квалификации оканчивающих факультет и выдвижению научных сотрудников» [цит. по: 7, с. 172]. В своей статье он более чётко формулирует задачи лаборатории: «Основною задачею Архитектурной Лаборатории явля-

ется создание для вопросов архитектуры такого научно обоснованного и экспериментально проверенного базиса, который мог бы дополнить существующий интуитивно-индивидуальный подход» [цит. по: 7, с. 172].

Работа лаборатории и её программа делились на три группы (три сектора): сектор анализа элементов архитектуры, сектор организационно-экономический, сектор педагогический. В лаборатории была разработана система испытаний одарённых студентов, поступавших на архитектурный факультет ВХУТЕИНа осенью 1928 года. Система состояла из двух тестов, одни проводились на специальных приборах, другие на таблицах. Также в лаборатории имелись объёмные и плоские фигуры для проверки пространственного мышления. Специальные приборы для работы со студентами были спроектированы самим Н. Ладовским: лиглазометр, проглазометр, оглазометр, углазометр. В специально разработанной «личной карточке» проставлялись и суммировались результаты тестов студента, по которым определялся «психологический профиль архитектурной одарённости» студента. Полученные результаты использовались не только при отборе поступающих, но и в дальнейшей педагогической работе с поступившими.

Помимо прочих приборов, Н. Ладовский сконструировал прибор - прострометр, или «станок для испытания: пространственной, весомости и уравновешенности». Прострометр использовался для подведения научной основы для пропедевтической дисциплины «Пространство», для выявле-

ния законов восприятия пространственных отношений.

В лаборатории в целом шли поиски методики исследования воздействия архитектурного произведения на зрителя. Особо стоит отметить использование техники кино для проверки объёмно-пространственных качеств проекта. Предполагалось, что кино-, фото- и светокопирование будет введено как нормальное средство изображения при проработке архитектурного оформления проекта в начале и в процессе проектирования, а также как средство подачи.

Психоаналитическая компонента метода проектирования Н. Ладовского заключалась в интегрировании в деятельность архитектора, художника не только «сознания», но и «бессознательного», в результате чего обеспечивалось восприятие и формирование «второй природы» - через художественно-образное мышление.

Психоаналитический метод Н. Ладовского внёс огромный вклад в развитие современной архитектуры и дизайна, его потенциал не исчерпан до сих пор. В современной практике художника-проектировщика, невозможной без использования компьютерных технологий, не стоит забывать об эскизно-плоскостном и объёмно-пространственном этапах (этапах художественно-образного мышления). Также теоретикам культуры и искусства необходимо оценивать современные объекты архитектуры и дизайна с точки зрения развития единого информационно-коммуникационного поля и духовных ценностей при сохранении культурной идентичности.

Примечания

1. Аронов В. Р. Современные проблемы дизайна // Проблемы дизайна-5 : сборник статей / сост. и отв. ред. В. Р. Аронов. Москва, 2009. С. 7-26.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль : [сборник статей] / [сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин]. Москва : Республика, 1994. 382, [2] с. ил.

3. И. Д. Ермаков [Электронный ресурс] ULR: http://ivanermakov.ru/idermakov.html (дата обращения: 10.12.2015).

4. Козловский В. Д. Историко-культурные предпосылки создания ВХУТЕМАСа и Баухауза: Компаративный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 220-224.

5. Культурология : учебник по дисциплине «Культурология» / [В. М. Дианова и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.