АДРИАН ОВЧИННИКОВ - ИЗ КЛАССИКИ В МОДЕРНИЗМ. ВЫСТАВКА В МАРХИ К 100-ЛЕТИЮ МАСТЕРА
А.М. Кожевников
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация
Публикация рассказывает о выставке, посвященной творческой биографии советского архитектора, педагога, ученого, художника - Адриана Алексевича Овчинникова, получившего архитектурное образование в Московском архитектурном институте во второй половине 1930-х годов.
Десять лет в школе-мастерской И.В. Жолтовского, три десятилетия с 1960 по 1991 годы преподавания на кафедре «Проектирование мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова позволили создать множество архитектурных и художественных произведений в различных жанрах и техниках. Учениками Овчинникова стало целое поколение художников-проектировщиков - выпускников МГХПА им. С.Г. Строганова.
Ключевые слова: советская архитектура, И.В. Жолтовский, А.А. Овчинников
ADRIAN OVCHINNIKOV - FROM THE CLASSICS INTO MODERNISM. EXHIBITION AT THE MOSCOW ARCHITECTURAL INSTITUTE, DEDICATED TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE MASTER
A. Kozhevnikov
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract
The publication dwells on the exhibition dedicated to the creative biography of the Soviet architect, teacher, scientist, artist - Adrian Alekseevich Ovchinnikov, who received architectural education at the Moscow architectural Institute in the second half of the 1930-ies.
Ten years in I.V. Zholtovsky's School-Studio and three decades of teaching at the Department of Design of furniture in S.G. Stroganov Academy from 1960 till 1991 helped to create many architectural and artistic works in various genres and techniques. Ovchinnikov's students made up a generation of artists-designers - S.G. Stroganov Academy graduates.
Keywords: Soviet architecture, I.V. Zholtovsky, A.A. Ovchinnikov
В ноябре этого года в Белом зале МАРХИ прошла выставка, посвященная творчеству советского архитектора, педагога, ученого, художника - Адриана Алексеевича Овчинникова (1915-1999 гг.), выпускника Московского архитектурного института (1940 г.), проработавшего десять лет в школе-мастерской И.В. Жолтовского (1948-1959 гг.). С 1960 по 1991 годы А.А. Овчинников, являясь профессором кафедры «Проектирование мебели», преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское). Творческое наследие мастера, впервые представленное гостям выставки, включило в себя большое количество графических и живописных работ, а также авторскую мебель, выполненную по эскизам Овчинникова и его студентов.
Организация выставки стала возможной благодаря усилию двух московских вузов -Московского архитектурного института (государственной академии) и Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, а также их музеев - Музея истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ) и Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова.
На открытии выставки с приветственным словом выступили: доктор искусствоведения, академик Д.О. Швидковский (ректор МАРХИ), доктор архитектуры, академик Г.В. Есаулов (проректор МАРХИ), доктор искусствоведения, профессор А.Н. Лаврентьев (проректор МГХПА им. С.Г. Строганова), кандидат архитектуры, профессор Л.В. Иванова-Вэен (директор Музея МАРХИ), кандидат искусствоведения М.М. Зиновеева (директор Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова), доктор медицинских наук, профессор А.А. Овчинников (сын архитектора А.А. Овчинникова), профессор Ю.Н. Коновалов (начальник мастерской № 18 ОАО МОСПРОЕКТ 1, засл. арх. РФ), кандидат архитектуры, профессор А.М. Кожевников (куратор выставки).
Дмитрий Олегович Швидковский во время своего выступления (Рис. 1(a)) очень ярко охарактеризовал творческий путь Адриана Овчинникова: "В его творчестве соединяются все вехи истории России двадцатого столетия, все основные художественные явления. Он начинал как архитектор-неоклассик. Полностью проникнувшись античным наследием, в последствии Овчинников стал ближайшим учеником Ивана Владиславовича Жолтовского, но затем с изменением направленности советской архитектуры перешел в архитектуру совершенно других смыслов, других художественных ценностей - в архитектуру модернизма, и здесь он создал фантастические проекты, не менее интересные и не менее нацеленные в будущее, чем его проекты, выполненные в неоклассике".
О работе А.А. Овчинникова в МВХПУ (бывш. Строгановское) рассказал Александр Николаевич Лаврентьев (Рис. 1(b)): "В 1945 году после воссоздания Строгановского училища первыми педагогами в системе дизайна были архитекторы, выпускники Московского архитектурного института, и то, что делал Адриан Овчинников, подтверждает их универсальность и мастерство".
Огромную благодарность организаторы выставки выразили сыну архитектора - Алексею Адриановичу Овчинникову, который сохранил для потомков и предоставил для экспозиции живописные и графические работы мастера.
a) b)
Рис. 1 (а,Ь,) Открытие выставки "Адриан Овчинников. Из классики в модернизм. К столетию мастера", 18 ноября 2015 г.: а) выступление ректора МАРХИ, академика Швидковского Д.О. (на фотографии: Овчинников А.А., Кожевников А.М., Есаулов Г.В., Швидковский Д.О., Лавреньтьев А.Н., Зиновеева М.М.); б) выступление проректора МГХПА им. С.Г. Строганова, проф. Лаврентьева Н.
Адриан Алексеевич Овчинников родился 18 ноября 1915 года в Москве. Его прадед Павел Акимович Овчинников [1, С.165] был создателем одной из самых известных московских ювелирных фирм «П. Овчинников». Отец Адриана Алексеевича Алексей Михайлович не пошел в ювелирное дело, а закончил Императорское высшее техническое училище (в настоящее время МВТУ им. Баумана) и посвятил себя военной карьере [1, С.188]. Во время Первой мировой войны Алексей Михайлович уехал в Кронштадт и там окончил летное училище. В 1917 году он был переведен в Баку, где получил чин офицера царской армии. Потом наступили лихие годы - революция, гражданская война... Приехавший в Брянск Алексей Михайлович был арестован большевиками и отправлен в Петроград в тюрьму «Кресты». Там в 1920 году его жизнь трагически оборвалась. Он умер от пеллагры [1, С.252]. Мать Адриана Алексеевича Наталья Романовна Живаго была из известного московского рода Живаго [1, С.292]. В молодости Наталья Романовна училась на курсах у знаменитого живописца К.Ф. Юона, что определило ее выбор профессии театрального художника. Наталья Романовна служила в Театре К.С. Станиславского, который неоднократно хвалил ее костюмы и декорации к спектаклям. Семейную традицию увлечения искусством воспринял и юный Адриан Овчинников.
В начале тридцатых годов Адриан закончил среднюю школу и в 1935 году поступил в МАИ (Московский архитектурный институт).
С самого начала учебы в Архитектурном институте Адриан Овчинников погрузился в изучение классического наследия, которое активно развивал и пропагандировал И.В. Жолтовский: «Усвоив классику как метод, молодой архитектор иначе посмотрит на великое наследие прошлого и по-настоящему сумеет им овладеть. Перед его взором предстанет не набор бессвязных фактов, не библиотека увражей, из которых бессмысленно и наугад копируются всякие детали, мотивчики, - не формы, а принципы, история архитектуры, смена различных типов архитектурного мышления, их преемственность, которая воплощается в различных стилистических формах» [2]. Адриан изначально «усвоил классику как метод» и использовал его во всех своих студенческих проектах (Прил. 2), применяя «не формы, а принципы».
Уже в первых своих работах Овчинников ищет гармонию в пропорциях и в соотношении форм. Его архитектурные композиции, как правило, подчинены симметрии. Это особенно становится заметно в проекте 2-го курса "Павильон скульптуры" (Рис. 2(а)), который он выполняет под руководством Г.А. Зундблата, одного из учеников И.В. Жолтовского. И как раз именно в этом курсовом проекте Овчинников впервые применяет тему классического шестиколонного портика, к которой он часто обращался в последующих проектах, закончив институт.
В задании 2-го курса "Отмывка" (1936 г.) (Рис. 2(Ь)) в классической тушевой отмывке выполнены детали ордера Пропилей в Афинах. На одном листе рядом со строгим чертежом соседствует "смелая" выкраска натуральными цветами ионического пояса; для передачи натуральности в этом фрагменте использованы темпера и позолота.
В проекте 3-го курса "Зимний бассейн для плавания" (1937 г.) (Рис. 2(с)) мы видим насколько серьезно студентами разрабатывалась функциональная схема будущего проекта. План представлял собой классический прямоугольный объем, композиционным ядром которого являлась ванна бассейна, окруженная вспомогательными подчиненными объемами, содержащими: вестибюль, раздевалки, душевые и др. помещения. Освещение большепролетного зала бассейна Овчинников создает с помощью двух расположенных друг против друга огромных витражей параболической формы. В 1970-х годах он вернется к этой теме, но уже в модернистских формах, разрабатывая проект бассейна для ЦИИЭПжилища, использует полюбившейся прием с витражом параболической формы. Тема спорта в архитектуре была особенно близка Адриану, так как он сам был великолепным спортсменом и глубоко понимал специфику спортивных сооружений.
В строгой классической стилистике решен проект "Столовой в городе Алма-Ата" (3-й курс, 1937 г.) (Рис. 2^)). Как и в проекте Бассейна, в основе строгая симметричность и выверенность объемов. Центром композиции на этот раз выбрано открытое пространство двора, напоминающее итальянское патио, в центре которого расположен фонтан. Проект представляет собой четыре листа: план 1-го этажа, главный фасад с центральным входом четырехколонного портика, поперечный разрез и отдельный лист с перспективой внутреннего дворика. Весь проект пронизан уверенностью в торжестве классических принципов построения архитектурной формы. Продуманы эффекты восприятия посетителем контраста открытых и закрытых пространств, при этом тщательно проработана технологическая часть проекта, включающая планировку кухни, которая занимает ровно половину площади всей столовой. В этом проекте особенно чувствуется серьезность подхода к обучению проектированию студентов в предвоенные годы.
Большой интерес представляет собой проект "Турбазы в Кировске" (3-й курс 1937 г.) (Рис.2(е)). Тема была выбрана Овчинниковым неслучайно, так как он участвовал в соревнованиях по горнолыжному спуску в городе Кировске. Сохранились два фасада (главный и боковой) и перспективное изображение главного входа. Проект Турбазы представляет собой больших размеров шале, живописно расположенное на склоне горы. Двухэтажное здание стоит на массивном каменном постаменте. В конструкции 1-го этажа использован деревянный сруб, характерный для архитектуры горных районов. Выше, в конструкции 2-го этажа, судя по отделке фасада, применена комбинированная система, которая создает как визуальное, так и физическое облегчение верхней части здания. Таким образом, архитектор выявил принцип облегчения массы от низа к верху, используя один из главных приемов тектонического построения формы в классической архитектуре.
В методику обучения предвоенных лет в МАИ входила практика выполнения студентами проектов по разным направлениям на соответствующих кафедрах. Таким образом, Адриан, выполнив серию проектов по теме кафедры ЖОС (Жилых и общественных сооружений) под руководством Г.А. Зундблата, в начале 4-го курса разрабатывает проект "Гаража на 400 мест" (1938 г.) (Рис.2(1)) на кафедре ПРОМ (Промышленных сооружений) под руководством Б.В. Гладкова, В.Я. Мовчана, В.Ф. Баранова и А.С. Постникова. Гараж представляет собой симметричный октаэдр (восьмиугольный в плане объем), центром которого является серпантин для передвижения автотранспорта, освещаемый кровельным световым фонарем. В фасадных решениях заметно влияние предшествующей эпохи конструктивизма, делавшей основную ставку на выявление конструктивной составляющей сооружения. Но, несмотря на конструктивистский подход в ритмическом построении фасада, общая стилистика здания имеет классическую трактовку с применением руста на стенах, выделенного карниза и цоколя. Таким образом, Овчинников остается верен выбранному классическому направлению, осмысляя и применяя его в промышленных сооружениях.
На 5-ом курсе Овчинников выполняет на кафедре ЖОС под руководством К.Н. Афанасьева проект "Театра на 700 мест" (Рис. 2(д)). В Театре ощутимо проявляется уже совсем явное влияние палладианских идей Жолтовского, который стал главным автором поворота советской архитектуры к принципам "освоения классического наследия". Фасады здания театра с подковообразным залом в плане и колосниками решены в духе архитектуры палаццо эпохи возрождения. Классические принципы в этом курсовом проекте выявлены с особой силою. И снова на фасадах Овчинников вводит тему облегчения массы Здания за счет разности восприятия фактур фасада. Тяжелый крупный руст первого этажа становится меньше и изящней на втором этаже и переходит в ровную штукатурную поверхность на третьем этаже.
В 1940-ом году Овчинников выполняет дипломный проект на кафедре ЖОС на тему: «ИЗО-мастерские Дворца Советов» [3, С.161,162]. Руководителями диплома были архитекторы-конструктивисты, перешедшие впоследствии в школу И.В. Жолтовского: М.О. Барщ, М.И. Синявский, Г.А. Зундблат. ИЗО-мастерские представляли собой комплекс павильонов-цехов для создания монументальной скульптурой и живописью
будущего Дворца Советов по проекту Б.М. Иофана. Участок, выбранный Овчинниковым для проектирования, располагался на Воробьевых горах на месте разбитого в 1950-е годы "Ботанического сада МГУ". На ситуационном плане архитектор показал не реальное положение территории, а фрагмент "Генерального плана развития Москвы" (1935 г.), в котором предполагалось соединение реки Сетунь с Москвой-рекой. Композиционным ядром комплекса становится симметричная трапециевидная площадь, раскрывающаяся к реке Сетунь. Своей формой площадь напоминает пьяца Сан-Пьетро в Риме; вокруг нее располагаются павильоны ИЗО-мастерских. Центральный, самый высокий павильон, является композиционной доминантой комплекса. В центре его главного фасада, обращенного к площади, запроектирован огромный витраж, обрамленный выступающими декорированными полукруглыми в плане пилонами. Первые этажи павильонов, расположенных перпендикулярно главному корпусу, решены в виде лоджий; в них установлены колоссальные скульптуры будущего Дворца Советов. Один из небольших павильонов, расположенный ближе к реке, своей формой схож с храмом Геркулеса-победителя в Риме. Таким образом, проект ИЗО-мастерских представляет собой коллаж из реплик лучших образцов мировой классической архитектуры. В дипломном проекте Овчинников воплотил свою приверженность идеям классической архитектуры, объединив в нем многие приемы, разработанные в курсовых проектах. Дипломный проект получил оценку «Отлично».
а) Ь) с) с1)
Ь)
Рис. 2(а-^: А.А. Овчинников. Студенческие проекты (Музей МАРХИ): a) Павильон скульптуры. 2-й курс, 1936 г. (каф. ОАП, рук. Г.А. Зундблат); Ь) Отмывка. 2-й курс, 1936 г.;
c) Зимний бассейн для плавания. 3-й курс, 1937 г. (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат);
d) Столовая в городе Алма-Ата. 3-й курс, 1937 г. (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат); e) Проект турбазы в Кировске. 3-й курс, 1937 г. (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат); 0 Гараж на 400 мест. 4-й курс, 1938 г. (каф. ПРОМ); g) Театр на 700 мест. 5-й курс, 1939 г. (каф. ЖОС, рук.
К.Н. Афанасьев); 1п) Дипломный проект "ИЗО-мастерские Дворца Советов", фасад, 1940 г. (рук.: М.О. Барщ, М.И. Синявский, Г.А. Зундблат)
Еще после первого курса летом 1935 года Адриан женился. Его избранницей стала Наталья Сперанская.
Во время учебы в институте (Рис. 3^)) Адриан много занимался спортом - плаванием (Рис. 3(Ь)), бегом на лыжах (Рис. 3^)), слаломом и скоростным спуском, легкой атлетикой, теннисом, прыжками с парашютом, и был чемпионом института по семи видам спорта. Увлечение лыжами, возникшее еще в юности, переросло в серьезное занятие этим видом спорта. В 1940 году ему было присвоено звание Мастера спорта по горнолыжному спорту. Он получил его в числе первых горнолыжников страны за достижения в спорте в предвоенные годы (Рис. 3^^)) [4, С.120].
a) b) c) d) е)
Рис. 3(a-d): Фотографии студенческих лет А.А. Овчинникова: а) А.А. Овчинников в первые годы учебы в МАИ; b) команда пловцов Московского архитектурного института. 1934 г. А.А. Овчинников в центре; c) лыжная команда Московского архитектурного института. 1936 г. А.А.Овчинников крайний слева; d^) Первенство Москвы. 1938 г.; d) А.А. Овчинников на трассе слалома. Первенство вооруженных сил СССР. Кировск, 1939 г.
Зимой 1940-го года в Кировске на первенстве страны, Адриан получил серьезную травму - перелом ноги. Из-за этой травмы в начале Великой Отечественной войны его не взяли в специальный десантный полк, который был набран исключительно из спортсменов. В этом полку воевали знаменитые легкоатлеты братья Г.И и С.И. Знаменские, чемпион страны по беговым лыжам Д.М. Васильев и многие другие известные спортсмены. Это подразделение считалось элитным. Трагична его судьба, почти весь состав подразделения погиб на передовой в первые годы войны.
Адриана Овчинникова направили в подмосковную Кубинку в полк ВВС. Там, получив звание инженер-лейтенанта, он выполнил проект Дома культуры и участвовал в его строительстве, но через пару месяцев строительство было приостановлено, из-за того что немецкие войска уже близко подошли к Москве. В Кубинке он прослужил первый год войны, а затем был переведен в Ярославль, в полк дальних бомбардировщиков. Летчики этого полка на самолетах ТУ-2 (четырехмоторных бомбардировщиках) летали бомбить Берлин. В Ярославле Адриан Овчинников был назначен начальником маскировочной службы этого полка. Имея архитектурно-художественные навыки, Адриан проектировал и возглавлял строительство ложных аэродромов, на которых стояли сделанные из досок, фанеры и брезента макеты самолетов в натуральную величину. Эти аэродромы Красная армия использовала для отвлечения внимания немецких люфтваффе от настоящих военных аэродромов.
Зимой 1944 года Спорткомитетом страны было решено в целях подъема духа советского народа организовать первенство СССР по горным лыжам. Со всех фронтов были собраны сильнейшие спортсмены-горнолыжники. Их было около десяти человек, в их числе и Адриан Овчинников. Соревнования устроили в Грузии, в поселке Бакуриани. Овчинников занял 2-е место по скоростному спуску. От холода и недостаточного питания Адриан сильно заболел, а когда вернулся в Москву, болезнь усилилась, начался сильный кашель и поднялась высокая температура. Отец жены, академик Г.Н. Сперанский
[1, С.17], известный детский врач, обследовал Адриана в своей клинике. На рентгеновских снимках была обнаружена туберкулезная каверна в правом легком. В связи с этим Овчинникова демобилизовали.
После войны Адриан провел несколько месяцев в Одессе у родственника своей супруги знаменитого офтальмолога В.П. Филатова. Этот период его жизни иллюстрирует серия акварелей, выполненных в Одессе - «Одесский порт» (Рис. 4(а)), «Послевоенные руины одесского оперного театра» (Рис. 4(Ь)), серия «Одесские дворики» (Рис. 4(с,ф), серия зарисовок одесских колодцев (Рис. 4(е)). Уютные дворики, словно сошедшие со страниц Бабеля, шумные улицы города, на которых еще можно встретить брички с запряженными лошадями, все это передает атмосферу Одессы конца сороковых годов, возрождающейся из пепла прошедшей войны. В дальнейшем в течение многих лет Адриан регулярно лечится в Москве и проводит реабилитацию в крымских санаториях, где им создана целая серия акварелей с видами Черного моря и крымских гор. Эта серия - одна из наиболее значительных страниц в художественной биографии Овчинникова.
a) b) c) d) e)
Рис. 4(a-e). Одесские акварели А.А. Овчинникова: а) Одесский порт (1946 г.); b) Послевоенные руины одесского оперного театра (1946 г.); с) Одесский дворик (1946 г.); d) Вид из окна квартиры Владимира Петровича Филатова (1946 г.); e) Зарисовка одесского колодца (1946 г.)
В конце сороковых годов Адриан поступил в институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. Первая работа по дисциплине "Рисунок", выполненная под руководством М.И. Курилко, получила первое место. За время учебы им были выполнены под руководством Георгия Петровича Гольца проекты: "Горсовет" (1945 г.) (Рис. 5(а)), "Монумент" (1945 г.) (Рис. 5(Ь)), "Сельский клуб (1945 г.), "Проект реконструкции Морского вокзала в Ялте" (1946 г.) (Рис. 5(с)). Наряду с проектами нового строительства Овчинников выполнил проект реставрации церкви Дмитрия Солунского в Новгороде (1945-48 гг.) (Рис. 5^)), неоднократно выезжая в Новгород для выполнения натурных обмеров.
В этот же период времени Овчинников начал проявлять большой интерес к проектированию мебели. Об этом свидетельствуют его конкурсные работы по теме: "Светильники и мебель" (Рис. 5(е-^), которые отличает большой художественный вкус. В 1949 году Овчинников выполнил заказ для ЦК ДОСААФ - проект значка "Мастер спорта СССР". Им было сделано множество вариантов. Из них был выбран и реализован тот, который впоследствии получали выдающиеся советские спортсмены (Рис. 5(0). В 1950-е годы Овчинниковым были разработаны проекты значков: "Заслуженный мастер спорта" (1956 г.) (Рис. 50), "Инструктор общественник" (1956 г.) (Рис. 5(к)), "Медали для зарубежных гостей" (1956 г.), "Спортсмен-подводник" (1958 г.), "Первенство СССР по подводному плаванию 1958 года" (1958 г.).
a) b) c) d)
i) j) k)
Рис. 5(а-^: Проекты А.А. Овчинникова, выполненные во время учебы в Аспирантуре Академии архитектуры: a) Горсовет, рук. Г.П. Гольц, 1945 г.; b) Монумент, 1945 г.; c) Морской вокзал в Ялте, рук. Г.П. Гольц, 1946 г.; d) Проект реставрации церкви Дмитиря Солунского в Новгороде (1380г.); e,f,g,h) конкурсные работы по темам: "Светильники и мебель" 1945-46 гг.; i) эскиз и сам значок "Мастер спорта СССР". 1949 г.; j) эскиз значка "Заслуженный мастер спорта". 1956 г.; k) эскизы значка "Инструктор общественник" 1956 г.
В начале пятидесятых годов Овчинников в соавторстве с Н. Остерманом, Н. Наумовой, А. Немлихер, Г. Луневой выполнил серию сборных домов для летнего отдыха (Рис. 6(а)). Были разработаны три варианта планировок и внешнего вида. Дома предполагалось возводить из щитовых конструкций заводского производства. Внутри дома был устроен камин из керамических блоков. Для будущих жильцов предполагалось стандартное кухонное оборудование и встроенная мебель. Проект был рекомендован Государственным Комитетом к массовому производству на домостроительных заводах. Этим же коллективом архитекторов и инженеров был выполнен и реализован проект сборного мансардного дома заводского изготовления ММ-И4-50 со стенами из местных материалов (Рис. 6(b,c)), что значительно удешевляло строительство. Были выпущены заводские и монтажные рабочие чертежи, построен опытный образец, освоено массовое производство на Карачаровском домостроительном комбинате. В 1956 году Овчинников
защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура сельских сборных жилых домов заводского изготовления» [Прил.4], в которой, как он писал, «...представил глубокий анализ проблем удешевления строительства малоэтажных сельских домов».
^ Ь) 0
Рис. б^-ф: а) Проект из серии индивидуальных летних дач для подмосковной застройки. 1950-56 гг.; А. Овчинников, Н. Остерман, Н. Наумова, Ю.Буянов; Ь,с): Проект и реализация сборного мансардного дома заводского изготовления ММ-И4-50 1950 г.
В 1948 году Адриан был приглашен в школу-мастерскую Ивана Владиславовича Жолтовского. Отношения в школе-мастерской, как вспоминали ее сотрудники, были во многом неформальными: вместе отмечали праздники, устраивали загородные пикники, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные Овчинниковым в Дарьине на даче И.В. Жолтовского [5, С.16-19]. Под одной из фотографий надпись: "Эпохальный снимок. Академик И.В. Жолтовский, Наля (жена Адриана) и я. Дарьино. 1948 г." (Рис. 7^-с)). Во время работы в мастерской И.В. Жолтовского Адриан Овчинников подружился с Всеволодом Воскресенским и Петром Скоканом [6]. Петра Скокана Овчинников, как вспоминал его сын Алексей Адрианович Овчинников, научил кататься на горных лыжах.
Иван Владиславович часто поручал Овчинникову выполнение «архитектурных подач», часть из них вошли в прижизненную монографию о Жолтовском, выпущенную в Академии архитектуры СССР [7]. Перед выполнением большой перспективы будущего проекта Овчинников выполнял множество эскизов. Одним из примеров таких работ могут служить эскизы к проектной подаче перспективы трибун Центрального московского ипподрома на Беговой улице (1950 г.) [7, С.155]. (Рис. 7(е)). В 1957 году Овчинников участвовал, уже в должности главного архитектора проектов, в разработке серии панельных домов с керамическими деталями. Сохранились сведения об участии Овчинникова и в других проектах, выполненных за время работы у Жолтовского [8, С.105] (Прил. 3).
В 1948 году архитектор разрабатывает эскизы к конкурсному проекту Панорамы на Бородинском поле (Рис. 7^)). Эта работа была одной из первых, в которой участвовал Овчинников. Здание Панорамы представляло собой цилиндрический павильон, своими пропорциями напоминающий полюбившийся Овчинникову храм Геркулеса-победителя в Риме, мотивы которого он уже использовал в своем дипломном проекте, но в отличие от храма Геркулеса отдельно стоящие колонны, окружающие основной объем, соединились, превратившись в пилястры. Изящный павильон Панорамы был размещен на мощном рустованном стилобате, украшенном скульптурными композициями. На листе с планом Панорамы сохранились вопросы, которые обсуждал И.В. Жолтовский с Овчинниковым и его коллегами: "1) м.б. решить зал мельче, например, делать ниши? 2) Разности масштабов в стенах, [...] столбах. 3) Пустота или заливка?". В постановке этих вопросов мы видим, что Жолтовский не дает прямых рецептов для выполнения, самой постановкой этих вопросов он наводит своих молодых коллег на путь самостоятельного поиска. В этом заключался основной педагогический принцип мастера.
h) i) j)
Рис. 7(a-g). Работа И.В. Жолтовского: а,Ь,с) фотографии на даче И.В. Жолтовского, 1948 г.; d) конкурсный проект панорамы "Бородино" 1948 г.; е) башня жилого дома на Смоленской площади в Москве (участие в работе И.В.Жолтовского) 1949 г.; f) перспектива Бегов Вид с трибун. Эскиз (Сделано для И.В. Жолтовского 23-26 марта1950); g) Эскиз к конкурсу Пантеона на Ленинских горах. 1954 г.; h) проект реконструкции здания манежа в Москве. 1957 г.; i) проект кинотеатра на 3100 мест на Тургеневской площади в Москве 1957 г.; j) проект вилы писателя С.Я. Маршака на южном берегу Крыма 1957 г.
С 1958-го по 1964-й годы Адриан Алексеевич работал в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования. Адриан Овчинников стал одним из тех, кто неформально принял переход советской архитектуры из классики в модернизм (технологизм). Не изменив высокого уровня своего творчества, он перенес основные принципы классического построения формы из ордерной архитектуры пятидесятых в аскетичные, «корбюзеанские» формы шестидесятых. Преданный ученик И.В. Жолтовского он взял с собой в новую эпоху модернизма все лучшее, что освоил в предыдущие годы. Для Адриана Алексеевича переход к новой архитектуре стал отправной точкой в переосмыслении вкусовых и стилистических позиций. Сегодня этот перелом в истории отечественной архитектуры 1950-60-х годов представляется во многом драматичным. Творчество А.А. Овчинникова оказалось сильнее внешних обстоятельств. Его судьба во многом пример служения идеалам профессии.
С 1960 года в порядке совместительства он начал преподавать в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановское) на кафедре «Художественной обработки дерева», которая с 1965 года стала называться «Проектирование мебели». В 1964-ом году Овчинников был утвержден Высшей
аттестационной комиссией в ученом звании доцента, а в 1977-ом году ему было присвоено ученое звание профессора. Адриан Алексеевич проработал в МВХПУ более 30 лет до выхода на пенсию в 1991 году. За эти годы он сформировался как педагог -воспитатель высшей квалификации. Обладая обширными и глубокими знаниями, он передавал студентам свой практический опыт, накопленный всей предшествующей работой. Курсовые и дипломные работы, выполненные студентами под руководством Овчинникова, неизменно получали высокую оценку на кафедральных и ректорских просмотрах, заседаниях Государственных экзаменационных комиссий. Многие дипломные проекты в дальнейшем были реализованы и демонстрировались на различных выставках, в том числе на ВДНХ СССР. Овчинникову удавалось увлечь студентов творческим процессом, что сказывалось на результатах учебы; например, в 1984 году он организовал и провел научно-творческую практику в Ленинграде. Студентам был организован доступ в фонды-хранилища Эрмитажа, где они под его руководством выполняли обмеры исторической мебели. Адриан Алексеевич совмещал педагогическую деятельность с научно-методической и творческой работой. За время работы в ВХПУ им. С.Г. Строганова он создал огромный фотоархив лучших студенческих работ, насчитывающий несколько тысяч негативов формата 6х6 см.
Овчинников подготовил целый ряд учебно-методических разработок, написал около сорока научных статей (Прил. 4). Совместно с Ю.Е. Мелюковым Овчинников руководил рядом дипломных проектов детской мебели, получившей признание и рекомендованной к производству. Овчинников много и плодотворно работал в области художественной промышленности. При его непосредственном участии была построена и запущена в эксплуатацию фабрика плетеной мебели в Ивантеевке. Был организован специальный цех и освоено ее массовое производство (Рис. 8^-^).
За время работы на кафедре "Проектирование мебели" Адриан Алексеевич участвовал в разработке множества проектов, связанных с оформлением интерьеров общественных пространств, разрабатывал для них индивидуальную мебель. К таким работам можно отнести: разработку мебели для конференц-зала института хирургии им. Вишневского (1967 г.) (Рис. 8^)), мебель и интерьер вечернего бара международной гостиницы в Домбае (1968 г.), мебель и интерьер зала ожидания станции «Мир» канатной дороги на Эльбрусе (1972) (Рис. 8^)), универсальные складные стулья (натурные образцы) (1973 г.) и множество других проектов.
Ь)
с)
Рис. 8:^^). Проекты, разработанные А. Овчинниковым: а,б) плетеная мебель на металлическом основании (А. Овчинников совм. с В. Морозовым), 1964-65 гг.; ф мебель А. Овчинникова, представленная на выставке в Белом зале МАРХИ (2015 г.); d) мебель для конференц-зала института хирургии им. Вишневского, 1967 г.; e) мебель и интерьер
зала ожидания станции «Мир» канатной дороги на Эльбрусе (А. Овчинников совм. Ю. Милюковым, Н. Вдовкиным, Г. Костомаровым), 1972 г.
Работая в 1960-е годы в ЦНИИЭП жилища, А. Овчинников совместно с М. Владимировой, В. Коробовой, В. Ивановым выполнил 14 проектов, в которых разрабатывалась серия жилых домов перспективного типа с развитым общественным обслуживанием (Рис. 9^)). Одновременно им велись научные исследования на эту тему.
В проекте «Комплекс нового быта» (1962-65 гг.) (Рис. 9(Ь)) была заложена организация жилья и обслуживание жителей города. Была тщательно продумана планировочная структура жилых домов, а также планировки квартир для семей различного состава и численности. Проект был выполнен на основе социологического исследования и в соответствии с расчетом.
В начале 1962-65-х годов Овчинников совместно с Л. Станишевским спроектировал и построил в модернистских формах спортивный комплекс санатория "Пушкино" под Москвой (Рис. 9^Де)), где впервые в Советском Союзе в плавательном бассейне была применена система с прозрачным покрытием из пластмассы.
Рис. Проекты А. Овчинникова, выполненные в 1960-е гг. а) Дом с планировочной
структурой коридорного, галерейного, башенного и смешанного типов. (А. Овчинников совм. с Владимировой, В. Коробовой, В. Ивановым, 1962-63 гг.; Ь) «Комплекс нового быта» в экспериментальном жилом районе на Юго-Западе г. Москвы (А. Овчинников совм. Владимировой, В. Коробовой, В. Ивановым при участии К. Красильниковой), 196263 гг.; с^^) Спортивный комплекс санатория «Пушкино» под Москвой. Проект и реализация (Овчинников совм. Л. Станишевским) 1962-65 гг.
Несмотря на тяжелую болезнь, приведшую Овчинникова к глубокой инвалидности, он продолжал рисовать. Среди его работ множество акварелей, написанных в окрестностях поселка Деденево (1956-59 гг.), в Суханово (1976 г.) (Рис. 10(с^)), в Переделкино (1981г.) (Рис. 10^)) и других местах Подмосковья, а также большое количество очень лирических работ, написанных в Венеции, в Крыму (Семииз) (Рис. 10^,^), в Ленинграде и в Подмосковье. Все они пронизаны любовью к родной природе и ее красоте. Выставки профессора Овчинникова в Строгановском училище и Центральном Доме Архитектора неизменно пользовались популярностью у зрителей и коллег.
a) Ь) ф d) e)
Рис. 10^-е). Живописные работы А.А. Овчинникова: a,b) Крым. Семииз, 1974 г.; Суханово. 1976 г.; e) Подмосковный пейзаж. Переделкино, 1981 г.
Умер Адриан Алексеевич 8 июня 1999 года. Он похоронен на сельском кладбище в поселке Дарьино Одинцовского района Московской области. Незадолго до смерти Адриан Алексеевич передал многие свои графические работы в Музей Московского архитектурного института.
Настоящая статья является продолжением серии публикаций [10, ^117], [11, ^126], сделанных автором с целью познакомить общественность с творчеством Адриана Алексеевича Овчинникова, которое, несомненно, представляет огромный интерес как для исследователей архитектуры, так и для современных архитекторов, являясь образцом преданности профессии и высокого творческого мастерства, высоко оцененное И.В. Жолтовский, пригласившим его в начале 1950-х годов на работу в свою творческую мастерскую.
Приложение
1. Основные даты биографии А.А. Овчинникова
1915 - (18 ноября) родился в Москве
1924 - 1931 - учился в средней школе
1931 - 1933 - работал чертежником на заводе №39
1935 - 1940 - учился и окончил Московский архитектурный институт
1940 - работал в мастерской арх. А.К. Бурова (реконструкция исторического Музея)
1940 - 1944 - служил в рядах Красной армии (в мае 1944 был демобилизован по
инвалидности)
1944 - учился на Факультете мастерства Московского архитектурного института
1945 - 1948 - учился в аспирантуре Академии Архитектуры СССР
1948 - работал архитектором в школе-мастерской академика И.В. Жолтовского
1949 - 1953 - работал в Академии Архитектуры Института Жилища
1953 - получил инвалидность 1-ой группы
1956 - защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата архитектуры
1954 - 1959 - работал в школе-мастерской акад. И.В. Жолтовского в должности главного архитектора проекта
1958 - 1964 - работал в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования.
1960 - начал работать преподавателем в ВХПУ им. С.Г.Строганова на кафедре "Проектирование мебели"
1964 - утвержден ВАКом в ученом звании доцента 1977 - присвоено ученое звание профессора
1991 - уволился по собственному желанию из ВХПУ им. С.Г. Строганова
1999 - (8 июня) скончался, похоронен на кладбище в поселке Дарьино Одинцовского
района
2. Список курсовых проектов А.А. Овчинникова, выполненных за время учебы в МАИ (1935-1940 гг.)
1-й курс,1935 г. Беседка в парке.
1-й курс,1935 г. Вход в парк.
2-й курс 1936 г. Отмывка.
2-й курс 1936 г. Павильон скульптуры (кафедра ОАП, рук. Г.А. Зундблат)
3-й курс, 1936 г. Дом отдыха (кафедра жОс, рук. Г.А. Зундблат)
3-й курс, 1937 г. Зимний бассейн для плавания (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат) 3-й курс, 1937 г. Столовая в городе Алма-Ата (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат)
3-й курс, 1937 г. Проект турбазы в Кировске (каф. ЖОС, рук. Г.А. Зундблат)
4-й курс, 1937 г. Жилой дом (каф. ЖОС)
4-й курс, 1938 г. Гараж на 400 мест (каф. ПРОМ, рук.: Б.В. Гладков, В.Я. Мовчан, В.Ф. Баранов, А.С. Постников).)
5-й курс, 1939 г. Театр на 700 мест (каф. ЖОС, рук. К.Н. Афанасьев)
5-й курс, 1939 г. ТЭЦ (каф. ПРОМ, рук.: Б.В. Гладков, В.Я. Мовчан, В.Ф. Баранов, А.С. Постников).
3. Список проектов, в которых А.А. Овчинников принимал участие, работая в школе-мастерской И.В.Жолтовского [9]
1950-1951 гг. Южный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Проект был осуществлен (В.А. Воскресенский, Г.Г. Лебедев, А.А. Овчинников, Д.Г. Олтаржевский, В.Д. Несов при консультации И.В. Жолтовского). Москва.
1952 г. Павильон Центральных черноземных областей (при участии В.А.Воскресенского, Г.Г. Лебедева, А.А. Овчинникова Д.Г. Олтаржевского, В.Д. Несова при консультации И.В. Жолтовского). Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.
1952-1953 гг. Жилой дом каркасно-панельный (при участии В.В.Васильевой, А.А. Овчинникова, А.Б. Самсонова, Н.П. Сукояна). Москва.
1952-1954 гг. Заказной конкурсный проект (13 вариантов). Пантеон. Варианты девизов: "Дубовый лист", "Великим людям", "Мавзолей", "Кремль" (при участии В.А. Воскресенского, М.Н. Круглова, Г.Г. Лебедева, Б.Н. Лазарева, Г.В. Михайловской, А.А. Овчинникова, А.Б. Самсонова, Н.П. Сукояна, К.А. Шуманской). Москва. Ленинские горы.
1955 г. Полиграфический институт. Проект был осуществлен (А.А. Овчинников при консультации И.В. Жолтовского). Москва, ул. Прянишникова.
1956 г. Конкурсный проект павильона постоянной Всесоюзной выставки по строительству и архитектуре (В.М. Аникин, В.В. Васильева, В.А. Воскресенский, Л.А. Каиров, М.Н. Круглов, Б.Н. Лазарев, Г.Г.Лебедев, Г.В. Михайловская, А.А.Овчинников, П.И. Скокан, Н.П. Сукоян, К.А. Шуманская при консультации И.В. Жолтовского).
1956 г. Выставочный зал Московского отделения Союза художников СССР (реконструкция здания Манежа) (при участии А.А. Овчинникова, А.Б. Самсонова). Москва. Манежная пл.
1956 г. Кинотеатр (реконструкция здания Манежа) (при участии А.А. Овчинникова, А.Б. Самсонова) Москва. Манежная пл. [10, С. 8].
4. Список научных трудов и публикаций А.А. Овчинникова
1. Овчинников А.А. Кандидатская диссертация. «Архитектура сельских сборных жилых домов заводского изготовления» (рук. Г.П. Гольц), институт аспирантуры Академии архитектуры СССР, 1948.
2. Овчинников А.А. Водоемы и колодцы старой Одессы. 1948.
3. Овчинников А.А. Металлические решетки, ограды и малые формы старой Одессы. 1949.
4. Овчинников А.А. Перспективы развития жилищного строительства и социальные проблемы жилища. 1961.
5. Овчинников А.А. Жилище будущего. 1963.
6. Овчинников А.А. Социальные проблемы жилища в условиях строительства коммунистического общества. 1963.
7. Овчинников А.А. Плетеная мебель. 1965.
8. Овчинников А.А. Мебель для залов универсального действия. Методическое пособие. 1968.
8. Овчинников А.А. Море, воды, снег, спорт. Расчет эскиза горнолыжного комплекса "Красная поляна". 1969.
9. Овчинников А.А. Принципы формирования архитектуры малого дома. Методическое пособие. 1970.
9. Галли. . А.П., Овчинников А.А. Сооружения для лыжного спорта // Физкультура и спорт. - М.: 1972. С.4-46
10. Овчинников А.А. Дом в котором мы живем. 1972.
11. Овчинников А.А., Новоселова С.Л. Мебель-игрушка для детского сада. //Техническая эстетика, №11, 1984.
12. Овчинников А.А. Воспоминания об академике Г.П. Гольце. 1986.
13. Овчинников А.А. Воспоминания о совместной работе с архитектором З.Н. Быковым в 1946 году. 1987.
14. Овчинников А.А. Воспоминания об архитекторе М.Ф. Оленеве. К 80-летию архитектора. 1988.
15. Новоселова С. Л., Овчинникова А.А., Гринявичене Н.Т. Мебель-игрушка оборудование для детского сада // Игра дошкольников/Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - с.217-230.
Литература
1. Овчинников, А.А. Ушли, чтобы остаться... - М. : Этерна, 2013. - 320 с.
2. Жолтовский, И.В. Воспитание мастера архитектуры. Доклад на первом Всесоюзном съезде советских архитекторов // Архитектурная газета. - 1937. - 26 июня.
3. Иванова-Веэн, Л.И. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные 1749-1990 / Иванова-Веэн Л.И., Блашкевич Р.Н., Гринберг Ф.И.. - М. : Изд. МОЛ СЛ России, 1995. - 96 с.
4. Ростовцев, Д.Е. Зеркало скорости. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 191 с.
5. Хан-Магомедов, С.О. Иван Жолтовский. - М.: 2010. - 352 с.
6. Из фотоархивов архитектора Петра Ивановича Скокана. - М.: МУАР, 2010. - 55с.
7. Ощепков, Г.Д. И.В. Жолтовский. Проекты и постройки. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. - 160 с.
8. Архитектор Иван Владиславович Жолтовский. Архитектурная мастерская школа И.В. Жолтовского (1945-1959) Каталог-путеводитель по фондам музея. Гос. научно-исслед. Музей им. А.В. Щусева Составители: Зюскевич О.М., Филюкова Н.И. -М.:1985. - 23 с.
9. Перечень важнейших построек и проектов лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля науки и искусства, академика архитектуры Ивана Владиславовича Жолтовского. Союз Советских архитекторов СССР. - М.: 1952. - 8 с.
10. Кожевников, А.М. Архитектор Адриан Овчинников - выпускник Московского архитектурного института. К 100-летию архитектора / А.М.Кожевников / Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 6-10 апреля 2015 г. - 2015. - С. 117-118.
11. Кожевников, А.М. Адриан Овчинников. Творческий путь от студента МАИ к архитектору школы-мастерской И.В.Жолтовского / А.М.Кожевников / Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. - 2015. - С. 126130.
References
1. Ovchinnikov A.A. Ushli, chtoby ostat'sya...[ Gone to stay]. Moscow, 2013, 320 p.
2. Zholtovskij I.V. Vospitanie mastera arhitektury [Training of master of architecture. Arhitekturnaja gazeta]. 1937, 26 June.
3. Ivanova-Veen L.I., Blashkevich R.N., Grinberg F.I. Arkhitekturnye shkoly Moskvy. Istoricheskie dannye 1749-1990 [Architectural schools of Moscow. Historical data 17491990]. Moscow, 1995, 96 p.
4. Rostovtsev D.E. Zerkalo skorosti [Mirror of speed]. Moscow, 1984, 191 p.
5. Han-Magomedov S.O. Ivan Zholtovskij [Ivan Zholtovskiy]. Moscow, 2010, 352 p.
6. Iz fotoarkhivov arkhitektora Petra Ivanovicha Skokana. MUAR [From photo archive of Petr Skokan]. Moscow, 2010, 55 p.
7. Oshchepkov G.D. I.V.Zholtovskiy. Proekty ipostroyki [I.V. Zholtovskiy. Projects and realizations]. Moscow, 1955, 160 p.
8. Zyuskevich O.M., Filyukova N.I. ArkhitektorI.V.Zholtovskiy. Katalog-putevoditel'po fondam muzeya [Architect I.V. Zholtovskiy. Catologue-guide of the museum fund]. Moscow, 1985, 23 p.
9. Perechen' vazhneyshikh postroek i proektov laureata stalinskoy premii, zasluzhennogo deyatelya nauki i iskusstva, akademika arkhitektury Ivana Vladislavovicha Zholtovskogo. [List of principal realizations and projects by Academician of architecture Ivan Zholtovskiy, Stalin prize-winner, honored master of science and art]. Moscow,1952, 8 p.
10. Kozhevnikov A.M. Arhitektor Adrian Ovchinnikov - vypusknik Moskovskogo arhitekturnogo instituta. K 100-letiju arhitektora [Architect Adrian Ovchinnikov — a graduate of the Moscow Architectural Institute. On the 100th anniversary of the architect. Proceedings of the
International scientific-practical conference of the faculty, students and young scientists]. Moscow, 2015, pp. 117-118.
11. Kozhevnikov A.M. Adrian Ovchinnikov. Tvorcheskijput' ot studenta MAI k arhitektoru shkoly-masterskoj I.V.Zholtovskogo [Adrian Ovchinnikov. Creative career from a Moscow Architectural Institute (MAI) student to architect Ivan Zholtovsky school]. Moscow, 2015, pp. 126-130.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Кожевников Александр Михайлович
Канд. архитектуры, профессор кафедры «Архитектура сельских населенных мест», член Союза московских архитекторов, главный архитектор проектов компании «Гипрокон», Москва, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Kozhevnikov Alexander
Ph.D. in Architecture, Professor of Architecture of Rural Settlements, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Member of the Union of Moscow Architects, Chief Architect at Giprokon Company, Moscow, Russia e-mail: [email protected]