Научная статья на тему 'Архитектор Карл лопяло. По материалам выставки в МАРХИ, посвященной 100-летию мастера'

Архитектор Карл лопяло. По материалам выставки в МАРХИ, посвященной 100-летию мастера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛ ЛОПЯЛО / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭСКИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожевников А.М.

Имя архитектора и художника Карла Карловича Лопяло (1914-1979 гг.) известно в связи с его работами по воссозданию облика старой Москвы, выполненными в послевоенные годы в содружестве с И.Э. Грабарем и П.Д. Барановским. Творческий путь К.К. Лопяло это и учеба в МАИ (МАРХИ) и МХИ им. В.И. Сурикова, это и работа в Институте истории искусств АН СССР, это и военные фронтовые годы (19411945), когда архитектор получил тяжелые ранения, став инвалидом. Архитектурное и художественное наследие мастера заслуживает пристального внимания исследователей. К.К. Лопяло по праву относится к плеяде художников, занимавшихся реконструкциями старинных архитектурных ансамблей и сооружений, таких как А.М. Васнецов и Д.П. Сухов. Во всем, что делал мастер, прослеживается творческий подход, основы которого были заложены в годы обучения в Московском архитектурном институте. В статье представлены графические материалы, экспонировавшиеся впервые на юбилейной выставке, открытие которой состоялось 18 ноября 2014 года в МАРХИ. Выставка на примере творчества К.К. Лопяло проиллюстрировала как образцы архитектурной графики 1930-70-ых годов, так и исторические аспекты развития советской архитектурной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектор Карл лопяло. По материалам выставки в МАРХИ, посвященной 100-летию мастера»

АРХИТЕКТОР КАРЛ ЛОПЯЛО. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ В МАРХИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 100-ЛЕТИЮ МАСТЕРА

А.М. Кожевников

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Имя архитектора и художника Карла Карловича Лопяло (1914-1979 гг.) известно в связи с его работами по воссозданию облика старой Москвы, выполненными в послевоенные годы в содружестве с И.Э. Грабарем и П.Д. Барановским.

Творческий путь К.К. Лопяло - это и учеба в МАИ (МАРХИ) и МХИ им. В.И. Сурикова, это и работа в Институте истории искусств АН СССР, это и военные фронтовые годы (19411945), когда архитектор получил тяжелые ранения, став инвалидом. Архитектурное и художественное наследие мастера заслуживает пристального внимания исследователей. К.К. Лопяло по праву относится к плеяде художников, занимавшихся реконструкциями старинных архитектурных ансамблей и сооружений, таких как А.М. Васнецов и Д.П. Сухов. Во всем, что делал мастер, прослеживается творческий подход, основы которого были заложены в годы обучения в Московском архитектурном институте.

В статье представлены графические материалы, экспонировавшиеся впервые на юбилейной выставке, открытие которой состоялось 18 ноября 2014 года в МАРХИ. Выставка на примере творчества К.К. Лопяло проиллюстрировала как образцы архитектурной графики 1930-70-ых годов, так и исторические аспекты развития советской архитектурной школы.

Ключевые слова: Карл Лопяло, советская архитектура, архитектурная графика, архитектурный эскиз

ARCHITECT KARL LOPYALO. SOURCE: MATERIALS OF THE EXHIBITION AT THE MOSCOW ARCHITECTURAL INSTITUTE, DEDICATED TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE WIZARD

A. Kozhevnikov

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The name of architect and artist Karl Lopyalo (1914-1979) is renowned for his reconstruction works of the Old Moscow which he did in the post WW2 period in collaboration with I.E. Grabar and P.D. Baranovky.

His creative career featured student years in Moscow Architectural Institute (MAI) and the Surikov Art Institute, work in the Institute of art history of the USSR Academy of science and the war years which left him disabled. The Master's architectural and artistic heritage deserves close attention of researches. K.K. Lopyalo justifiably belongs to the constellation of artists like A. M. Vasnetsov and D.P. Sukhov who reconstructed old architectural ensembles and buildings. All Master's works are manifestation of a creative approach the basis of which was laid by his studies in the Moscow architectural Institute.

The article presents graphical materials, exhibited for the first time at the anniversary exhibition, which opened on 18 November 2014 at the Institute. The exhibition displayed samples of K.K. Lopyalo's work as examples of architectural graphics the 1930-70's, and historical aspects of the development of the Soviet school of architecture.

Keywords: Karl Lopyalo, Soviet architecture, architectural graphics, architectural sketch

В Белом зале МАРХИ 18 ноября 2014 года открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения архитектора и художника Карла Карловича Лопяло (1914-1979гг.) (Рис. 1(а)). Это первая персональная выставка Карла Карловича и важно, что она открылась, именно в МАРХИ (МАИ), в институте, в котором он учился с 1933 по 1939 год, и где началась его творческая биография. В экспозиции были представлены все грани обширной деятельности Карла Лопяло: студенческие работы, выполненные во время учебы в МАИ, включающие курсовые проекты, практику и диплом; работы военных лет, многие из которых были сделаны непосредственно в окопах; сохранившаяся постройка в Ялте (санаторий «Днепрогэс»); учебные работы периода учебы в МХИ им. В.И. Сурикова; иллюстрации к научным статьям; зарисовки в археологических экспедициях в Грузии и Средней Азии; книжная графика. И все же, это лишь основные вехи творчества Карла Карловича: в течение жизни художником были выполнены несколько тысяч графических и живописных работ.

Во многом эта выставка была обращена к современной молодежи, которая сегодня учится или уже окончила наш институт. Особенно сейчас, в эру компьютерных технологий, важно не потерять свое лицо в безликом унифицированном мире проектирования посредством машины.

Имя архитектора Карла Карловича Лопяло (1914-1979) (Рис. 1(Ь)) известно в связи с его работами по реконструкции старой Москвы (выполненными в послевоенные годы) в содружестве с И.Э. Грабарем [1] и П.Д. Барановским (Рис. 1(с)). К.К. Лопяло по праву относится к плеяде таких художников, занимавшихся реконструкцией старинных архитектурных ансамблей и сооружений, как А.М. Васнецов и Д.П. Сухов [2].

Детские и юношеские годы. 1914-1933 годы

Карл Лопяло родился 5 ноября 1914 года в Петрограде.

Рисовать он начал с шести лет. В автобиографии художник пишет: «Впервые, как рисовать, показал нам наш отец. Он сказал, что «рисунок - это изображение линиями и точками на плоскости того, что мы знаем». И нарисовал у меня в тетради домик с окном в торце и с одной дверью на боку, из трубы валит кудрявый дым, а рядом растет ветвистое дерево... И мы старательно стали рисовать все, что знали. ... Ну конечно, мы рисовали, где только можно и на чем только можно» (рукописная биография, семейный архив).

а) Ь)

с)

Рис. 1(а-с): а) Открытие юбилейной Выставки К.К.Лопяло. 2014 г. (на фото: А.М. Кожевников, EX. Лопяло (дочь К.К. Лопяло), Г.В. Есаулов, Д.О. Швидковский, А.К. Афанасьев, Л.И. Иванова-Веэн; b) К.К. Лопяло (фотография 1950-х годов); c) К.К. Лопяло вместе с П.Д. Барановским (фотография 1960-х годов)

В 1924 году семья Лопяло переехала в Москву. В архиве семьи сохранились его детские рисунки (Рис. 2^^)). В1929 году Карл окончил 53-ю школу и поступил в Московский Дорожный техникум.

а) Ь)

Рис. 2^^). Детские рисунки К.К. Лопяло: а) дирижабль «Максим Горький». 1924 г.; Ь) рисунок Сухаревой башни 1925 г.

Начало учебы в МАИ (МАРХИ). 1933 год

В сентябре 1933 года, имея начальную подготовку, Карл Лопяло продолжает свое образование в Архитектурно-строительном институте. Приказом №76-1 от 23 августа 1933 года он был зачислен на 1-й курс АСИ (Архитектурно-строительный институт), как «успешно выдержавший приемные испытания в осенний набор 1933 года» (архив Музея МАРХИ).

В семье К.К. Лопяло сохранились его студенческие работы 1934-1939 годов. Среди них -эпюры по начертательной геометрии, альбомы зарисовок по истории архитектуры, множество эскизов к курсовым проектам и архитектурные фантазии, выполненные в изящной графической манере с использованием акварели, туши и пера.

Темы курсовых проектов Карла Лопяло, выполненных в Архитектурном институте, отражали веяния в архитектуре второй половины 1930-х годов: «Выставочный павильон», «Фонтан», «Вход на завод», «Речной вокзал», «Грязелечебница в Сочи» (Рис. 3(а)), «Кинотеатр» (Рис. 3(Ь)), «Серно-кислотный завод» (Рис. 3(с)), «Павильон метро», «Многоэтажный жилой дом», «Город на сто тысяч человек». Как выглядели эти проекты можно судить по многочисленным эскизным альбомам, находящимся в фондах Музея МАРХИ.

О работе над курсовым проектом «Грязелечебница в Сочи», выполненным Карлом Лопяло, сохранились воспоминания его близкого друга, сокурсника С.Г. Деминского. В них он рассказывает, что курсовой проект заключал в себе много интересного и вместе с тем сложного в технологическом отношении. Студенты утверждали в обязательном порядке технологические решения у консультанта-врача, специально приглашенного для этих целей Архитектурным институтом. После изучения технологических аспектов проекта студенты переходили к разработке планов и фасадов будущих зданий. В отличие от других студентов Карл Лопяло не спешил выполнять графические проекции, а детально обдумывал проект. Карл делился мыслями: «Сделаю грязелечебницу без коридоров. Все проектируют в плане коридоры, подчиняясь привычному штампу под влиянием технологического процесса. Мой план исключает коридоры, экономится площадь. Получается построение плана по типу отдельных взаимосвязанных залов с красиво организованными внутренними пространствами. Не хуже, чем в классических древнеримских термах» [3].

План грязелечебницы вписывался в прямоугольник, а в фасадном решении Лопяло, для того чтобы показать величественность здания, заимствовал верхнюю часть Триумфальной арки древнеримского императора Андриана. Такой прием часто применялся в те годы. В качестве образца служили памятники древнеримской архитектуры. Проект получился решенным в крупных выразительных формах. В подаче проекта Лопяло применил не классическую отмывку китайской тушью, а больше свойственную для эпохи конструктивизма, плоскостную заливку черной тушью. Подача получилась по мнению Карла Лопяло «во весь голос» [3]. Совмещение заимствования классики с достижениями авангарда было характерно для конца 30-х годов ХХ века в советской архитектуре. Его оценивали профессора Н.Д. Колли, Г.М. Людвиг, Н.В. Морковников. Проект был признан лучшим на курсе.

В Архитектурном институте дисциплины «Рисунок» и «Живопись» Карл Лопяло изучал у ученика Р.Р. Фалька - Исаака Михайловича Лейзерова, который передавал секреты мастерства владения карандашом и акварелью своим ученикам. О чем свидетельствуют сохранившиеся живописные этюды Москвы и Подмосковья (Рис. 3^)), а так же штудии обнаженной натуры (Рис. 3(е)).

Реконструкция села Голубовка. 1936 год

В годы учебы Карл Лопяло активно участвовал в проектной работе. В 1935 году он, будучи студентом, поступил на работу в сельскохозяйственный кабинет Академии архитектуры СССР. В эти годы по его проекту было построено в селе Голубовка (колхоз им. В.В. Куйбышева) Середино-Будского района Черниговской области много объектов: «Особый успех у колхозников имел рубленный деревянный пятикомнатный дом, в котором использовался прием традиционной народной архитектуры севера Черниговской области. Дом имел высокий подклет (нижний этаж жилого дома (прим. авт.) и угловое парадное крыльцо» [4]. (Рис. 3(0) Наряду с жилыми домами для колхозников Карл Лопяло проектировал для поселка и общественные здания различного назначения, например

здание Сельсовета - «деревянный оштукатуренный дом центрической формы со столбообразным квадратным центральным объемом посередине, с примыкающим к нему с четырех сторон более низкими выступающими частями, перекрытыми двускатными кровлями» [4] (Рис. 2(д)). По проекту архитектора в поселке Голубовка была также построена мельница-электростанция (Рис. 2(^). Проект генеральной перестройки села был почти полностью выполнен в натуре. Надо отметить, что все проекты, которые Карл Лопяло вместе со своими коллегами разрабатывал для сельского комплекса, были по сути новаторскими. Проекты проходили подробное обсуждение и рассмотрение с участием В.А. Веснина, А.В. Щусева, Г.П. Гольца и других мастеров советской архитектуры. К лету 1941 года строительство всех сооружений завершилось, но во время Великой Отечественной войны большинство из них было разрушено.

с)

Рис. 3(a-h). Работы студенческих лет К.К. Лопяло: а) курсовой проект «Грязелечебница в Сочи» (3 курс), 1936 г.; Ь) курсовой проект «Кинотеатр» (3 курс), 1936 г. (из коллекции Музея МАРХИ); с) курсовой проект «Серно-кислотный завод» (5 курс), 1938 г. (руководители: доц. Б.В. Гладков, доц. В.Д. Турчанинов); d) живописный этюд натурной практики в Новодевичьем монастыре; e) штудии обнаженной натуры по дисциплине «Рисунок»; жилой дом для колхозников села Голубовка, 1936 г.; g) здание Сельсовета села Голубовка, 1936 г.; ^ мельница-электростанция села Голубовка, 1936 г.

Дипломный проект. 1939 год

В марте 1939 года Карл Лопяло заканчивает МАИ (как в то время назывался Архитектурный институт) по факультету жилых и общественных сооружений и получает специальность - «Архитектор», выполнив дипломный проект - «Санаторий для туберкулезных больных» - под руководством: профессора И.А. Голосова, доцента В.Н. Симбирцева, Н.А. Чукавина, ассистента А.Ф. Акимова. На защите диплом получил оценку «отлично» и похвальный отзыв А.В. Щусева (Рис. 4^-^).

0

Рис. 4(а-^. Дипломный проект К.К. Лопяло «Санаторий для туберкулезных больных», 1939 г. (руководители: проф. И.А. Голосов, доц. В.Н. Симбирцев, асс. А.Ф. Акимов): a) генеральный план; Ь) развертки фасадов; с) перспектива главного входа

Сохранившиеся графические работы, которые были выполнены во время учебы в МАИ, свидетельствуют о том, что уже в это время Карл Лопяло сформировался как зрелый архитектор со своим индивидуальным творческим почерком, восприняв все лучшее у своих педагогов. Период его обучения пришелся на переломный этап перехода советской архитектуры авангарда, постконструктивизма к сталинской неоклассике. С.О. Хан-Магомедов определяет этот период как отказ от одного «суперстиля» [5] -авангарда - и возврат к другому «суперстилю» - ордерной классике. Эти перемены в архитектуре нашли свое отражение и в формировании графического языка Карла Лопяло.

В серии архитектурных фантазий периода обучения в Архитектурном институте в полной мере отражено влияние творческой палитры архитекторов авангарда - это жесткие линии, острые ракурсы, контрастные цветовые пятна. В тоже время появляются черты следующей эпохи «освоения классического наследия»: живописность, использование эффекта пространственной перспективы, иллюзорность изображения. В рисунках Карла Лопяло прослеживается переход от линейно-графического языка 1920-30-х годов к языку, содержащему натуралистическое антуражно-средовое оформление. Архитектурные фантазии художника можно сравнить с работами Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778 гг.). Только в отличие от итальянского мастера, создававшего мрачные образы средневековых тюрем и романтичных руин (Рис. 5(а)), у Карла Лопяло при помощи классической ордерной архитектуры создается идеальный город коммунистического будущего (Рис. 5(Ь)) [6] с дворцами, галереями и фонтанами, над которыми летят серебряные самолеты (Рис. 5^)). Эти работы представляют огромный интерес для современных зрителей, так как они несут в себе несомненный положительный посыл их автора в сегодняшний день.

c)

Рис. 5(a-c): a) «Круглая башня» Дж.Б. Пиранези; b) Архитектурная фантазия, К.К. Лопяло, 1934-1938 гг; b) Архитектурная фантазия, К.К. Лопяло, 1934-1938 гг.

Работа у Б.М. Иофана. 1939 год

Конкурс строительства Дворца Советов, был конкурсом, определявшим «мейнстрим» архитектурного стиля предвоенной эпохи. Карл Лопяло, будучи студентом, мечтал участвовать в главном проекте страны Советов. В студенческих альбомах встречается множество набросков и рисунков, сделанных в различных техниках и изображающих разные варианты этого сооружения. После окончания МАИ, имея великолепные рекомендации, Лопяло принимает на работу Б.М. Иофан. С апреля по октябрь 1939 года К.К. Лопяло работает архитектором в проектной мастерской «Дворца Советов» [7] (руководители: Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко) в бригаде архитектора А.Ф. Хрякова, где проектирует купол и люстру «большого зала» размерами 8 на 40 метров из металла и стекла, а так же «Зал-ресторан». В архиве семьи сохранилось несколько эскизов, датированных 1942 годом (Рис. 6(а-^).

О

Рис. 6(а-^: Эскизы интерьеров «Дворца Советов», К.К. Лопяло, 1942 г.

Через полгода в октябре 1939 года он был призван в армию. Во время службы Карл Карлович продолжал рисовать и писать акварели. В 1940 году для армейского клуба на Песчаной улице (г. Москва) он создал картину «Парад на Красной площади» (масло, холст, 180 х 260 мм).

Военные годы. 1941-1945 годы

Во время Великой Отечественной войны Карл Карлович воевал на Западном фронте в звании гвардии младшего сержанта в составе 1 -го Гвардейского полка связи, сначала в 16-й, затем в 11 -й Гвардейской армии; он участвовал в сражениях под Москвой, Оршей, Рудней, Витебском, Смоленском и Можайском. В марте 1944-го в бою под Идрицей был тяжело ранен. После этого Карл Карлович был демобилизован по ранению как инвалид Великой Отечественной войны. Как участник войны К.К. Лопяло награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». В 1943 году К.К. Лопяло вступил в ряды КПСС. Всю войну К.К. Лопяло не переставал рисовать - об этом свидетельствуют работы военных лет, многие из которых были сделаны непосредственно в окопах.

Учеба в МГХИ им. Сурикова. 1944-1950 годы

Почувствовав в себе призвание быть профессиональным художником, Карл Карлович Лопяло в 1944 году поступает в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, который оканчивает, получив специальность - «Художник-живописец» в 1950 году. Диплом К.К. Лопяло был посвящен Москве, он назывался «На Красную площадь».

Проект дома отдыха «Днепрогэс» в Ялте. 1945-1948 годы

Потребность быть архитектором не покидала его и в эти годы. В 1945-1948 годах он совместно с архитектором С.Г. Деминским спроектировал и построил дом отдыха «Днепрогэс» в Ялте (Рис. 7^^)). Вместе со своим другом архитектором С.Г. Деминским К.К. Лопяло получил заказ спроектировать и построить дом отдыха Днепрогэс в городе Ялте (современное название санатория «Энергетик»). Вот строки из их путевого дневника: «... Все дома на набережной Ялты разрушены. На песчаной косе виден ржавый остов разбитого итальянского парохода. По улицам часто проводят пленных - немцев, румын... До обеда работали над проектом. После обеда рисовали и обмеряли решетки Ялты. Задумали выпустить в Академии "Альбом решетки г. Ялты"». И далее: «Приходил Чебушев-прораб. Удивлялся нашему проекту: "Так богато. И утверждено?!". Он думал увидеть обычную скучную вещь... и ошибся!». В 1947 году здание было построено.

а) Ь)

Рис. 7(а,Ь): Дом отдыха «Днепрогэс» в Ялте, К.К. Лопяло, 1945-1947 гг.

В 1948-1949 годах он также работал в проектной мастерской П.В. Абросимова на строительстве театра им. Е.Б. Вахтангова [8], участвовал в проектировании вестибюля и фойе театра.

Послевоенные годы. Работа с И.Э. Грабарем. 1950-1960 годы

В 1950 году К.К. Лопяло знакомится с И.Э. Грабарем. Это знакомство во многом определило дальнейшее направление его послевоенной деятельности по изучению, сохранению и реконструкции памятников архитектуры.

С 1950 по 1970 год Карл Карлович работал в Институте истории искусств Академии наук СССР и Министерства культуры СССР в должности младшего научного сотрудника. Под руководством И.Э. Грабаря он выполнил большое количество рисунков-реконструкций, которые вошли в многотомную «Историю Русского искусства» (Меньшикова башня (варианты), собор Заиконоспасского монастыря [9], дворец Меньшикова, Суконный двор и многие другие). Работа в Институте была важным профессиональным опытом для К.К. Лопяло. Сам мастер писал, что за время работы в Институте с 1950 по 1970 год им «было создано более четырех тысяч графических произведений в акварели, туши и карандаше». Среди них были не только реконструкции памятников архитектуры, но и перспективы архитектурных ансамблей, копии с древнерусских фресок, мозаик и миниатюр, градостроительные планы.

Экспедиции. 1950-1960 годы

В 1955 году К.К. Лопяло работал в археологической экспедиции Института археологии АН СССР в Фанагории под руководством М.М. Кобылиной. Кроме основной работы было сделано множество зарисовок и акварелей. На следующий год, летом 1956 года состоялась еще одна поездка, но уже в античный город Пантикапея (Керчь). К.К. Лопяло работает в экспедиции Института археологии АН СССР под руководством В.Д. Блаватского. В этот период были проведены обмеры фрагментов памятников античной архитектуры Северного Причерноморья.

В этот период Карл Карлович участвовал также в археологических и этнографических экспедициях на Кавказ, в Среднюю Азию, Грузию, по Среднему и Верхнему Поволжью, по Русскому Северу и Сибири (в места затопления перед строительством Братской ГЭС). Графические материалы, выполненные в этих экспедициях, хранят в себе очень много информации об утраченной, не сохранившейся архитектуре народного жилища и представляют собой значительную ценность с исторической и архитектурной точки зрения.

Он много сотрудничал с П.Д. Барановским, И.П. Маковецким, В.Д. Блаватским. Результатом этих экспедиций стали серии рисунков и акварелей (Рис. 8(а-с)).

а)

Ь) ф

Рис. 8(a-c). Экспедиции К.К.Лопяло: a) жилой дом в грузинском селе, 1949 г.; Ь) Медресе Улугбека в Бухаре, 1950 г.; с) Античный храм на горе Митридат в Керчи, 1950-е годы

Проектная работа в «Гипрокоммунстрое». 1950-е годы

Работая как художник, Карл Карлович Лопяло не оставлял и архитектурное творчество. В 1955 году он проектировал в «Гипрокоммунстрое» набережные, мосты и сходы в городах Омске и Горьком (Нижний Новгород).

Участие в конкурсах. 1950-е годы

К.К. Лопяло в 1950-е годы очень много участвовал в различных конкурсах, среди которых: «Проект памятника Богдану Хмельницкому», «Проект Пантеона павшим войнам» (Рис. 9(а)), «Памятник Героям обороны Сталинграда» (Рис. 9(Ь)), «300 лет воссоединения Украины и России» (Рис. 9(с)) и многие другие.

а) Ь) О

Рис. 9(а-^. Конкурсные проекты К.К. Лопяло: а) «Пантеон павшим войнам». Девиз «Мир», 1950 г.; Ь) «Героям обороны Сталинграда», 1950-е гг.; с) «300 лет воссоединения Украины и России», 1954 г.

Работа с П.Д. Барановским. 1950-70-е годы

В это же время Карл Карлович активно участвует в работах Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИК), где рисует панорамы и реконструкции, вместе с П.Д. Барановским борется за сохранение памятников архитектуры. Наиболее важным проектом П.Д. Барановского, в котором довелось участвовать К.К. Лопяло, были реставрационные работы в Крутицком архиерейском подворье. На выставке была показана панорама Крутицкого подворья (300х73 см.), сделанная К.К. Лопяло в 1972 году по материалам П.Д. Барановского и изображающая комплекс с востока на запад (Рис. 10). В семейном архиве сохранилось очень много рисунков, связанных с Крутицами. Изображения выполнены в разных техниках: это рисунки, сделанные карандашом или тушью, акварели.

Много реконструкций памятников архитектуры выполнялось для их спасения и сохранения, но еще больше делалось «для себя». К.К. Лопяло очень интересовался вопросами первоначального вида московских памятников, таких как Кремлевские башни, собор Покрова на Рву, дом Пашкова. Также большой интерес для художника представляли и совсем утраченные или так и не реализованные строения, например, Большой Кремлевский дворец В.И. Баженова [10].

Рис. 10. Реконструкция ансамбля Крутицкого подворья в ХV-ХVII веках. К.К. Лопяло. Эскиз, (по материалам П.Д. Барановского), 1972 год

Книжная графика. 1950-70-е годы

Совместно с братом Викентием Карловичем Лопяло Карл Карлович иллюстрировал книги по литературе и искусству в издательствах: «Детгиз», «Советский писатель», «Наука», «Искусство», «Московский рабочий», «Аврора», выполняя работы в технике офорта и линогравюры. Среди книг, для которых Лопяло выполнял иллюстрации, были книги, посвященные Великой отечественной войне. Сохранилось много московских пейзажей, выполненных в гравюре. Теме освоения целинных земель посвящена серия линогравюр.

Научно-исследовательская деятельность. 1950-70-е годы

Занимался К.К. Лопяло и научно-исследовательской деятельностью. В 1972 году им была опубликована статья «К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и ее монументальной живописи». Она была помещена в качестве приложения к книге О.И. Подобедовой «Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х-70-х годов XVI в.» [11]. В статье рассматривается история строительства памятника и всех происходивших с ним изменений. Как сообщает автор исследования, «композиция стенописных изображений очень подробно и образно дана в описании Симона Ушакова, и на основании этого описания выполнена схематическая реконструкция живописи Золотой палаты и сеней в условной форме без утверждения стилевых качеств с примерной ориентировкой на существующую иконографию».

Неопубликованной осталась статья К.К. Лопяло «Идеальный город А. Дюрера», посвященная творчеству Альбрехту Дюрера.

Диапазон творческой деятельности К.К. Лопяло на протяжении всей жизни был чрезвычайно разнообразен. Он владел многими профессиями. Перед учебой в техникуме работал на строительстве поселка в Измайлове каменщиком, штукатуром и маляром.

В годы учебы в АСИ-МАИ и позже был проектировщиком-архитектором. В военные годы совмещал службу в рядах Красной Армии с художественным творчеством. В послевоенное время Карл Карлович занимался научно-исследовательской деятельностью, писал картины, работал в области книжной графики.

Будучи архитектором и художником, он создал уникальные реконструкции памятников, воссоздал первоначальный облик многих замечательных и, к сожалению, уже утраченных произведений архитектуры. В настоящее время работы К.К. Лопяло находятся в коллекциях многих музеев Москвы.

Материалы для статьи предоставлены семьей К.К. Лопяло и Музеем МАРХИ.

Литература

1. Грабарь, И. Э. Письма 1941-1960 гг. - М. : Наука, 1983. - 282 c.

2. Старинная Москва. Реконструкции К.К. Лопяло / Сост., авт. вступ. ст. Е.К. Лопяло. -М. : Искусство, 1989. - C. 4.

3. Деминский, С.Г. Дороги судьбы. - М. : ИД Достоинство, 2014. - 157-158 c.

4. Калмыкова, В.Н. Архитектура советского села. - М. : Стройиздат, 1975. - 43-44 c.

5. Хан-Магомедов, С.О. Иван Жолтовский. - М., 2010. - 10 c.

6. Иванова-Веэн, Л.И. Акварельная и тушевая подача в работах воспитанников Московской архитектурной школы. Искусство интерьера XIX-XX вв. - М. : Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2012. - 70 c.

7. Эйгель, И.Ю. Борис Иофан. - М. : Стройиздат, 1978. - 96 c.

8. Лагутин, К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий. Клубы и театры.

- М. : Искусство, 1953. - 182 c.

9. Русская архитектура первой половины XVIII века / Под ред. И.Э. Грабаря. - М. : 1954.

- 72 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Михайлов, А.И. Баженов. - М. : 1951. - 83 c.

11. Подобедова, О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х-70-х годов XVI в. - М. : 1972. - 193-198 c.

References

1. Grabar' I. Je. Pis'ma 1941-1960 gg. [Letters. 1941-1960]. Moscow, 1983, 282 p.

2. Starinnaja Moskva. Rekonstrukcii K.K. Lopjalo. Sost., avt. vstup. st. E.K. Lopjalo [Old Moscow. Reconstruction by K. K. Loparo]. Moscow, 1989, P. 4.

3. Deminskij S.G. Dorogi sud'by [Roads of faith]. Moscow, 2014, pp. 157-158.

4. Kalmykova V.N. Arhitektura sovetskogo sela [Soviet rural architecture]. Moscow, 1975, pp. 43 - 44.

5. Han-Magomedov S.O. Ivan Zholtovskij [Ivan Zholtovskiy]. Moscow, 2010, 10 p.

6. Ivanova-Vejen L.I. Akvarel'naja i tushevaja podacha v rabotah vospitannikov Moskovskoj arhitekturnoj shkoly. Iskusstvo inter'era XIX-XX vv. [Water color and ink presentation in works by students of Moscow Architecture School Interior design in 19th-20th centuries]. Moscow, 2012, 70 p.

7. Jejgel' I.Ju. Boris lofan [Boris Iofan]. Moscow, 1978, 96 p.

8. Lagutin K.K. Arhitekturnyj obraz sovetskih obshhestvennyh zdanij. Kluby i teatry [Architectural image of Soviet public facilities. Clubs and theaters]. Moscow, 1953, 182 p.

9. Russkaja arhitektura pervoj poloviny XVIII veka. Pod red. I.Je. Grabarja [Russian architecture of the first half of the eighteenth century]. Moscow, 1954, 72 p.

10. Mihajlov A.I. Bazhenov [Bazhenov]. Moscow, 1951, 83 p.

11. Podobedova O.I. Moskovskaja shkola zhivopisipri Ivane IV. Raboty v Moskovskom Kremle 40-h-70-h godovXVI v. [Moscow painting school during Ivan IV reign. Works in Moscow Kremlin dating to 1540s-1670s]. Moscow, 1972, pp. 193- 98.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Кожевников Александр Михайлович

Канд. архитектуры, доцент кафедры «Архитектура сельских населенных мест», член Союза московских архитекторов, главный архитектор проектов компании «Гипрокон», Москва, Россия

e-mail: kozhevnikov2002@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Kozhevnikov Alexander

Ph.D. in Architecture, Associate Professor of Architecture of Rural Settlements, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Member of the Union of Moscow Architects, Chief Architect at Giprokon company, Moscow, Russia e-mail: kozhevnikov2002@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.