ТВОРЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ СЕМЬИ КРУГЛОВЫХ
УДК 72.03:929 ББК 85.11г
А.М. Кожевников
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация
В публикации рассматриваются три поколения семьи архитекторов и художников Кругловых. Если имя архитектора Михаила Николаевича Круглова хорошо известно по работе в школе-мастерской академика И.В. Жолтовского, то имя его отца - архитектора Николая Алексеевича Круглова - известно меньше в связи с трагическим завершением его судьбы в сталинских лагерях в 1938 году.1
Ключевые слова: И.В. Жолтовский, Н.А. Круглов, М.Н. Круглов, Е.М. Круглова, советская архитектура
CREATIVE DYNASTY OF THE FAMILY OF KRUGLOV
A. Kozhevnikov
Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract
This publication describes three generations of the Kruglov family of architects and artists. If the name of architect Mikhail Nikolayevich Kruglov is well known in connection with his work in the school-studio of the academician I.V. Zholtovsky, the name of his father, architect Nikolai Kruglov is less well known due to the tragic end of his life in Stalin's camps in 1938.2
Keywords: N.A. Kruglov, M.N. Kruglov, Е.М. Kruglov, Soviet architecture
Само по себе явление творческих династий уникальное. Изучение истории такой семьи представляет большой интерес как для исследователей истории искусства, так и для широкого круга читателей. Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных биографиям представителей семьи Кругловых [19,20]. В 1980-е годы искусствовед Е.Г. Малиновская [18] опубликовала ряд статей о творчестве Н.А. Круглова, но в данной публикации раскрываются не известные до недавнего времени факты творческой биографии Николая Алексеевича, связанные с его пребыванием в сталинских застенках, где он смог собрать творческую бригаду проектировщиков и, несмотря на тяжелые условия, выиграть несколько архитектурных конкурсов. Автором вводятся в научный обиход обладающие научной новизной документы из архива семьи Кругловых. В статью включен иллюстративный материал, представленный продолжателем творческой династии, дочкой М.Н. Круглова художницей Еленой Михайловной Кругловой. Этот материал публикуется впервые. На примере творчества Н.А. Круглова иллюстрируется жизнь советского архитектора в довоенный период.
1
Для цитирования: Кожевников А.М. Творческая династия семьи Кругловых // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №3(44). - С. 15-44 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/01 kozhevnikov/index.php
2 For citation: Kozhevnikov A. Creative Dynasty of the Family of Kruglov. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 3(44), pp. 15-44. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/3kvart18/01 kozhevnikov/index.php
Являясь создателем известных театральных комплексов, реализованных в стране Советов в довоенный период, Николай Алексеевича Круглов (1883-1938) (Рис. 1а) на данный момент, к сожалению, не столь широко известен архитектурной общественности. Причиной тому - трагическая судьба Николая Алексеевича, оборвавшая его жизнь в самом расцвете творческих сил. Имя Круглова автоматически было исключено из авторства зданий, построенных по его проектам, поэтому для нас актуально его возвращение в историю отечественной архитектуры. Многие здания, построенные Н.А. Кругловым, в будущем будут подвергаться реставрации, реконструкции или капитальному ремонту, и в связи с этим очень важно восстановление исторической правды при проведении этих мероприятий.
Послевоенный период жизни советского архитектора иллюстрирует творческая биография Михаила Николаевича Круглова, ученика Ивана Владиславовича Жолтовского. Несмотря на большое количество знаковых для Москвы построек (жилые дома повышенной комфортности для партийной элиты, «Дом газет» и т.д.), публикаций о М.Н. Круглове до сего времени практически не было. В статье впервые представлена полная творческая биография мастера и дан список его работ и основных публикаций, приведены отрывки из его дневников, в которых он делится воспоминаниями о работе у И.В. Жолтовского. Впервые представлены материалы об общении М.Н. Круглова с Ле Корбьюзье в 1960 году на Международной конференции по музейной архитектуре в Милане. Показаны его живописные и графические работы.
в) г)
д)
Рис. 1. Представители творческой династии семьи Кругловых: а) Н.А. Круглов. Фото 1936 г.; б) А.М. Круглова-Шишкевич. Фото 1929 г.; в) М.А. Круглов. Фото 1970-х гг.; г) Н.Г. Крейн фото 1949 г.; д) Е.М. Круглова (фотографии из семейного архива, публикуется впервые)
Николай Круглов родился 2 мая 1883 года в городе Кадникове Вологодской губернии в зажиточной крестьянской семье, у которой было большое хозяйство и наемные работники (позже такие семьи назывались «кулаками»). Окончив реальное училище в Вологде, в 1905 году Николай по совету своих знакомых, бывших ссыльных, которым он показывал свои рисунки, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) сначала на общеобразовательное, а затем на архитектурное отделение [17, С.54].
В 1912 году Николай выполнил дипломную работу. Вот как он пишет об этом своей невесте Александре Михайловне Шишкевич (рис. 1б), бывшей в то время студенткой Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (отделение живописи): «Сегодня выдали программу. Дали Казино. Пока, наверное, не знаю, думаю работать в духе итальянского возрождения, и, конечно, Флоренции, задача большая, там театр на 800 человек. Эскизы первый раз показывать 13-го октября» 3. В октябре 1912-го года он пишет: «Работаю все время программу, контора с 11 до 3-х - отдых для меня»4. Он поздно начал профессиональное образование. Первый свой проект Николай исполнил, когда ему было тридцать лет. В 1913 году, по окончании Училища, он получил звание архитектора и чин XII класса при поступлении на государственную службу с правом самостоятельно руководить строительными работами [18, С.30].
Проработав небольшое время помощником архитектора, Николай Круглов сделал первую самостоятельную работу - проект главного дома усадьбы сестер Селивановых в имении Горенцово Рязанской губернии, решенный в духе неоклассицизма [17, С.55]. В 1915 году молодой архитектор полностью завершил строительство Главного дома усадьбы (рис. 2а,б).
В 1914 году Николай Круглов женился на Александре Михайловне Шишкевич. Через год у них родился сын Михаил, который пошел по стопам отца. Семья Кругловых жила в знаменитом доме Перцовой (худ. С.В. Малютин) напротив Храма Христа Спасителя, а затем рядом, в доме 10 по Савельевскому переулку.
3 Письмо Н.А. Круглова от 26-го сентября 1912-го года (семейный архив).
4 Н.А. Кругов имеет ввиду программу проекта приспособления интерьера главного дома усадьбы Зинаиды Григорьевной Морозовой в Покровское-Рубцово для детского приюта (прим. автора).
В первые годы становления Советской власти (с 1917 г. по 1922 г.) Николай Круглов работал в должности «архитектор пути» на Северной железной дороге, проектируя гражданские сооружения.
в) г)
Рис. 2. Первые работы Н.А. Круглова: а, б) Главный дом усадьбы Селивановых в Горенцово (Рязанская губерния). 1914-15 гг.; в) Сельская клуб-школа в поселке Лукино. 1921 г.; г) Проект Чебаковской школы. 1921 г. (фотографии проектов из семейного архива, рис. 2а публикуется впервые)
Уже имея определенный опыт в профессии, в 1922 году Николай Круглов получил приглашение работать в НАРКОМПРОСе5, где прослужил в строительном секторе 12 лет, выполнив за это время серию проектов школ (рис. 2в,г), техникумов и институтов. Примером такой работы стал проект типовой сельской школы, описанный в его статье «Типовая сельская школа» [4, ^50] и одобренный для внедрения замнаркомпроса Н.А. Милютиным. Крупными работами, выполненными Николаем Кругловым за это время, были проекты общежития Тимирязевской сельскохозяйственной Академии на 1000 мест (1928 г.) в соавторстве с Б.А. Кондрашовым [1, ^59] и Политехнического института им. Фрунзе в Иваново-Вознесенске (1930 г.) [1, ^121]. В 1930 году в результате кадровой «чистки» Николай Куглов был отстранен от работы в НАРКОМПРОСе. Впоследствии он был архитектором-референтом в отделе проектирования Моссовета и одновременно экспертом и членом Научно-технического Совета в Комитете Искусств, НАРКОМАТе Юстиции и НАРКОМПРОСе.
Народный комиссариат просвещения РСФСР (НАРКОМПРОС РСФСР) - орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах культурно-гуманитарные сферы в СССР.
Перейдя на работу в архитектурно-планировочную мастерскую №8 Моссовета, в 1927 году Николай Круглов спроектировал два жилых дома для актёров-вахтанговцев. Первый жилой дом на 40 квартир строился кооперативом «Искусство и труд» [17, С.55] недалеко от театра им. Вахтангова в Большом Левшинском переулке. Фасады дома были выполнены в конструктивистском стиле. Главный фасад здания, выходящий на улицу, был решен двумя широкими эркерами. В этом доме в 1928 году поселились ведущие актеры Театра им. E.Б. Вахтангова: режиссер P.H. Симонов, Ц.Л. Мансурова [13], Б.В. Щукин [6], Б^. Захава. Также там поселился и Николай Круглов со своей семьей. Его квартира часто служила мастерской, где он работал со своими помощниками. В этой квартире КА. Круглов прожил почти десять лет до ареста в конце 1937 года.
Продолжением работы с театром стал проект техникума театрального искусства при театре им. E.Б. Вахтангова [15, 17, С.56], начатый в 1933 году. Здание театрального техникума должно было располагаться на территории бывшего сада исторического владения усадьбы Хомяковых, разобранной в 1960-х годах в связи со строительством административно-торговых зданий Нового Арбата. Фасады первоначального проекта здания решались в формах конструктивизма6 (рис. 3а,б). Однако во время строительства, начатого в 1933 году, из-за увеличения этажности жилого дома и частичной перепланировки помещений техникума в проект были внесены изменения, отвечавшие требованиям новых строительных правил, принятых в апреле-июне 1934 года, и было разработано новое архитектурное решение фасадов. При сохранении их композиционного построения в целом в декоративное оформление главного фасада были внесены входившие в обиход элементы классической архитектуры [17, С.56-57] (рис. 3в). В начале 1937 года [17, С.57] здание сдали в эксплуатацию, а в 2014 году проводилась масштабная реставрация (рис. 3г). Автору данной публикации посчастливилось принять участие в современном приспособлении здания в рамках проекта научной реставрации по приглашению ректора Театрального института им Б. Щукина, народного артиста РФ, профессора Евгения Владимировича Князева [17, С.58].
Предвоенное десятилетие стало главным в архитектурной биографии Николая Алексеевича Круглова. В 1930-31 годах он успешно участвовал от Объединения пролетарских архитекторов (ВОПРА) в соавторстве с А.В. Машинским в конкурсах на проект Театра массового музыкального действа в Харькове, Большого синтетического театра в Свердловске [2, С.57,62-63]. В задачу конкурса театра в Свердловске входило создание величественного здания культуры для города, являющегося столицей индустриального Урала. Общее решение синтетического театра удовлетворило жюри, но явилось слишком дорогим и сложным для реализации в тот период времени.
Большой интерес представляет его статья о конкурсе на проект театра им. В.И. Немировича-Данченко (1933 г.) [3, С.26-32], в которой он подробно представляет и анализирует все конкурсные проекты. Среди участников были такие звезды советской архитекторы как А.В. Власов, М.Я. Гинзбург, Д.А. Чечулин, Г.Т. Крутиков, З.М. Розенфельд. Комиссия НАРКОМПРОСа при участии самого В.И. Немировича-Данченко одобрила проект Г.Т. Крутикова7.
Значимой работой Николая Круглова явился победивший в конкурсе и принятый к реализации проект театра в Нижнем Тагиле (рис. 3д). В газете «Правда» (1934 г.) в статье «Будущее Нижнего Тагила» писалось: «Проект Главного Театра в Тагиле, составленный архитектором Кругловым, уже закончен и утвержден. Это будет величественное здание культуры». Здание театра решалось в формах конструктивизма и имело фасад-экран на
6 ЦА НТД города Москвы. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10667. Л. 11 1934-1935 годы. Перерегистрация, оформление фасада, изменение внутренней планировки жилого дома техникума театрального искусства театра имени Вахтангова.
7 Крутиков Георгий Тихонович (1899-1958 гг.) - советский архитектор, выпускник ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в 1928 г. Дипломный проект Крутикова «Летающий город» стал знаковым явлением для русского архитектурного авангарда. В 1933-37 годах работал в архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3 под руководством И.А. Фомина.
ступенчатом цоколе, организовывая примыкающую площадь, превращая ее за счет трибун в пространство для манифестаций.
д)
Рис. 3. а-г) Техникум театрального искусства при театре им. Е.Б. Вахтангова. Н.А. Круглов. 1933 г.; д) Проект центрального театра в Нижнем Тагиле. Н.А. Круглов. 1934 г. (фотография из семейного архива, публикуется впервые)
Сходным по стилистике стал и первый конкурсный проект театра в городе Алма-Ате, имевший также синтетический характер (1933 г.). Композиция театрального комплекса, помимо основного объема, включала площадь-стадион с трибунами. Первый вариант прошел два тура и занял первое место на Всероссийском конкурсе, в котором участвовали также творческие группы А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевского, В.Ф. Райлян, В.Д. Кокорина. В жюри конкурса входили: Нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов, архитекторы В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко. Проект Николая Алексеевича Круглова признали лучшим. Он удачно сочетал архитектуру советского авангарда с входившим в
обиход обращением к классике. В процессе работы над проектом здание претерпело много изменений, приобретя более классические формы и традиционную для театра структуру плана (рис. 4a,б). Строительство театра оперы и балета в Алма-Ате началось в 1935 году, а с осени 1937 года приостановилось на год по причине ареста Николая Круглова и было завершено в 1941 году уже без его участия.
В 1936 году Н.А. Круглов выполнил конкурсный проект Оперного театра в городе Казани в соавторстве с H.A. Скворцовым [5, С.2-4]. Строительство, начавшееся в 1937 году, так же было прервано. Достроился театр только в 1950-е годы (рис. 4в,г) группой архитекторов, в настоящее время считающихся официальными авторами реализованного проекта.
в) г)
Рис. 4. Проекты театров Н.А. Круглова: а-б) Театр оперы и балета в Алма-Ате. 1935 г.; в-г) Государственный театр оперы и балета в Казани. 1950-е годы (фотографии из семейного архива)
Как специалиста по проектированию театров, Николая Алексеевича неоднократно приглашали участвовать в жюри различных архитектурных конкурсов. В июне 1937 года он принял участие в жюри закрытого конкурса проектов «Дома Юстиции». Он много работал и в экспертных комиссиях, публиковал статьи в известных архитектурных изданиях.
Но, несмотря на удачно складывавшуюся архитектурную карьеру, судьба Николая Алексеевича Круглова, к сожалению, сложилась трагично. 23 октября 1937 года он был арестован по ложному доносу коллеги [17, С.57]. О последних годах жизни Николая Алексеевича автору статьи рассказала его внучка, художница Елена Михайловна Круглова: «Уже после кончины бабушки и отца (Александры Михайловны Шишкевич и
Михаила Николаевича Круглова - прим. авт.) я обратилась в архив НКВД и имела возможность познакомиться с личным делом. Николай Алексеевич в тот момент являлся автором крупных объектов. Как выяснилось позже, автором доноса был его коллега-архитектор, оклеветавший его под давлением обстоятельств долгого пребывания в Бутырской тюрьме». Арест негативно отразился на судьбе семьи Кругловых. Сына Михаила в 1937 году исключили из комсомола за «отсутствие бдительности». Трехкомнатную квартиру уплотнили. Николай Алексеевич абсурдно обвинялся в том, что будучи, якобы, участником контрреволюционной фашистско-террористической группы, состоящей из архитекторов, проводил у себя на квартире собрания участников группы и призывал их к «террористическим действиям, развивая интервенционистические взгляды по установлению фашистского строя в СССР»8. Из сохранившегося заявления Николая Алексеевича известно, что его коллега оклеветал его и позже раскаивался в своем поступке, находясь в камере №53 Бутырской тюрьмы и выражая намерение отказаться от своих показаний на суде. Жена Николая Алексеевича Александра Михайловна собиралась обращаться и писать в защиту мужа, но коллеги мужа дали ей понять, что лучше этого не делать, а подождать дальнейшего развития событий. Николай Алексеевич был обвинен постановлением Тройки при Управлении НКВД СССР по МО от 9/ХИ-1937 г. /дело №3606/ в контрреволюционной фашистско-террористической деятельности и был осужден к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет.
Власти поняли, что в их руки попал известный специалист и его можно напрямую использовать по профессии. Николаю Алексеевичу поручили собрать проектную бригаду из восьми человек, в которой он стал руководителем. Все восемь членов бригады были моложе Николая Алексеевича. С утра до ночи они проектировали. Тюремная администрация постоянно говорила Круглову: «Качественная работа есть залог того, что скоро дело пересмотрят!». Этим фактом можно объяснить привилегированное положение, в котором находился Николай Алексеевич, пребывая в заключении. Он получал письма от жены и отвечал ей каждые три дня. «...Я уже давно руководитель мастерской у меня работают 2 архитектора, 2 инженера, техники, чертёжник и народ просится и прибывает. <...> дали большую комнату, в которой идёт работа. Я работаю с 7-8 утра в мастерской до 12 ночи, иногда и позже, не выходя. Мои помощники приносят обед завтрак и т.д. <...> Бригада также работает, не отстает от меня. Живу, пожалуй, лучше всех (из 2000 человек). Целую Мишу и люблю, каждый час он со мной в душе»9.
Работа заставляла забыть об обстоятельствах жизни в тюрьме. Но как только выяснилось, что группа так успешно работает, что выигрывает архитектурные конкурсы, тюремная администрация, опасаясь скандала, прекратила их деятельность. Проектная бригада Николая Алексеевича Круглова проработала около двух месяцев, выполнив конкурсный проект оформления Куйбышевской ТЭЦ, который выиграл конкурс и был принят к осуществлению, конкурсный проект жилой ячейки для поселка на 18 тысяч жителей, клуб на 1000 человек, проект здания амбулатории и больницы, проект театра на 400 зрителей. «Оформления ТЭЦа закончил, как и закончил мой конкурент - проект принят мой, акции мои поднимаются здесь. На мои жилые ячейки <...> поселка на 18.000 также при конкурсе обратили внимание (заседание было в Куйбышеве). У меня есть надежда увидеть Вас. Работаю по-прежнему с утра до позднего вечера»10.
Какое-то время в его письмах звучала надежда на то, что из-за удачных результатов работы, возможно, вскоре будет пересмотр дела. В письмах он завуалировано задавал вопросы жене про сына, Михаила, который в это время заканчивал институт и выходил на диплом. Николай Алексеевич интересовался - что его сын выбрал в качестве темы дипломного проекта? Вопросы о Мише дважды встречаются в письмах. После этого
8 Из протеста по делу Круглова Н.А. (архив НКВД).
9 Письмо Н.А. Круглова от 29-го января 1938-го года из г. Куйбышева (семейный архив).
10 Письмо Н.А. Круглова от 18-го февраля 1938-го года из г. Куйбышева (семейный архив).
вопросы о сыне прекращаются. Иносказательно он пишет, что понял, что об этом лучше не спрашивать.
В продолжении повествования о трагической судьбе своего деда Елена Михайловна Круглова рассказала: «Бабушка говорила, что кто-то из знакомых, имеющих похожие судьбы близких, дал понять, что вообще эту тему подымать не надо. Стало известно, что один арестованный студент архитектурного института попал в ту же камеру, в которой находился Николай Алексеевич. От него он узнал о том, что его сын Миша защитил диплом. Вскоре ситуация переменилась в худшую сторону. Тюрьму должен был навещать с инспекцией один крупный чиновник НКВД, занимавшийся судьбой заключенных. Николай Алексеевич хорошо знал его по предыдущей работе в НАРКОМПРОСе, из которого его "вычистили" за беспартийность. Об этой инспекции Круглов напишет в письме, что, не смотря на знакомство с этим чиновником, он к нему не обращался и, возможно, он не знает, что Круглов безвинно томится за решеткой».
Известие о посылке по этапу в поселок Абезь Коми АССР морально сломило Николая Алексеевича. С дороги он имел возможность посылать жене только маленькие бумажки, которые содержали письма, написанные карандашом. В них мы читаем: «Путь на Север, народу едет масса, так что быть в общей массе не так одиноко <...> рад, что еду с Кикнадзе, милейший человек во многом мне помогает. <...> пока думаю только о Вас -Вас бы не беспокоил кто»и. Через несколько дней пути он пишет: «Жаль, что работа на ТЭЦе сокращается (мне последние два месяца нечего было делать, таких до 300 человек). Состояние порой крайне неважное и падает вера: мало ли погибало, погибну и я, не увидевши Вас больше...»12. Он был сломлен и понимал, что надежда на освобождение потеряна, хотя до этого в письмах звучало, что все образуется и прояснится. Николай Алексеевич все еще думал, что коллега, оклеветавший его, жив и правда восторжествует. Круглов понимал, что чем дальше он от Москвы, тем меньше надежды на возвращение: «Иногда состояние падает, думаю, что Вас не увижу больше <...> - Ведь я не молодой человек. Живите счастливо, вот мне радости почти целого года последнего. Я теряю надежду, что «дело» пересмотрят. Возможно только общее распоряжение, но будет ли оно. Но хлопотать надо. Вы поступите, как найдёте нужным»13. «Не знаю, куда едем <...> У меня веры мало, что увидимся мы, судьба такая»14.
По приезде в поселок Абезь Николая Алексеевича определили при управлении Севжелдорлага15 для работы по проектированию и строительству. Оттуда он послал свое последнее письмо, обращенное к жене и сыну: «Тяжелый путь, представь себе, выдержал. <...> Проходит организационный период перед началом большого строительства. Много специалистов. Меня, к счастью, знают мои начальники, знают мои работы, вскоре начну работать по специальности. Письма идут к Вам от 14 до 24 дней, бывает перерыв при замерзании рек. Я со всем примирился, думаю много работать и как-нибудь сохранить свое здоровье, чтобы увидеть Вас, мои дорогие, о многом с Вами поговорить и последние дни прожить с Вами». Вскоре переписка прекратилась, и только благодаря знакомому инженеру Кикнадзе жена Николая Алексеевича получила сведения о том, что Николай Алексеевич Круглов скончался от дизентерии 26 сентября 1938 года. В постановлении НКВД 1939-го года мы читаем: «Осужденный КРУГЛОВ, отбывая наказание в СЕВЖЕЛДОРЛАГе НКвД - умер 26/1Х-38 г. На основании изложенного и руководствуясь директивой НКВД СССР и Прокурора СССР от 26/Х11-38 года за № 2709, а также ст. 4 п.1 УПК РСФСР - ПОСТАНОВИЛ: Решение Быв. Суд. Тройки при УНКВД МО от 9/Х11-37 г. в отношении КРУГЛОВА
11
Письмо Н.А. Круглова от 6-го июля 1938-го года из г. Архангельска (семейный архив).
12 Письмо Н.А. Круглова от 17-го июля 1938-го года из г. Архангельска (семейный архив).
13 Письмо Н.А. Круглова от 18-го июля 1938-го года (семейный архив).
14 Письмо Н.А. Круглова от 19-го июля 1938-го года (семейный архив).
15 СЕ ВЖЕЛДО РЛА Г (СЕВЖЕЛДОРСТРОЙ) - Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД, функционировавший с 10 мая 1938 по 24 июля 1950 года.
Николая Алексеевича - отменить. Дальнейшее расследование по архивно-следственному делу №3606 прекратить. Дело сдать в архив»16. Официальных сведений семья не имела до 1957-го года. Когда Елена Михайловна ознакомилась с личным делом своего деда, в нем она нашла сведения о том, что в 1939 году возбуждался пересмотр дела, причем пересмотр инициировался именно властями и состав преступления оказался не найден. Был составлен протест на имя начальника управления НКВД и получено согласие с протестом прокурора Москвы, но Николай Алексеевич не дожил до этого момента. Семье об этом сообщать не стали. В 1957 году по заявлению прокурору Москвы вдовы Николая Алексеевича, художницы А.М. Кругловой-Шишкевич и сына, архитектора М.Н. Круглова Н.А. Круглова посмертно реабилитировали.
Можно только предполагать какой стала бы архитектурная карьера М.Н. Круглова, если бы не маховик сталинских репрессий. Наверное, он смог бы внести больший вклад в развитие отечественной архитектуры; но даже те проекты, которые он успел воплотить в жизнь, являются значимыми градообразующими постройками, и по сей день формирующими образы таких городов, как Москва, Алма-Ата и Казань. Николая Алексеевича по праву можно назвать театральным архитектором. В середине 1930-х годов он принял участие в пяти конкурсах на здания театров, три из которых он выиграл. Творческий путь Николая Алексеевича был яркой судьбой архитектора, полностью посвятившего себя служению профессии! Его работы заслуживают глубокого изучения как историками архитектуры, так и специалистами в области сценографии и истории советского театра.
Сын Николая Алексеевича Круглова Михаил Николаевич [11] (рис. 1в) пошел по стопам отца, закончив в 1939 году Московский архитектурный институт [14, С.38] (рис. 5а-в), и учился в аспирантуре (1939-1941 гг.). Его учителями были такие мастера советской архитектуры, как: Георгий Павлович Гольц17, Андрей Константинович Буров18 и Михаил Павлович Парусников19. Будучи аспирантом, он начал работать в мастерской А.К. Бурова. В эти годы он преподавал в Высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) на кафедре «Художественная обработка металла».
а)
16 Постановление по архивному делу №3606 (архив НКВД).
17 Гольц Георгий Павлович (1893-1946 гг.) - советский архитектор и театральный художник. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941г.).
18 Буров Андрей Константинович (1900-1957 гг.) - советский архитектор, инженер-изобретатель, сценограф, дизайнер. Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР (с 1957 года), доктор технических наук.
19 Парусников Михаил Павлович (1893-1968 гг.) - советский архитектор, действительный член АА СССР (1950 г.), академик АН БССР (1950; член-корреспондент с 1947 г.). Педагог, профессор (с 1948 г.). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1968 г.).
б) в)
Рис. 5. Студенческие работы М.Н. Круглова: a) проект по теме «Школа» (руководители: проф. И.А. Голосов, доц. Г.Г Вегман, доц. А.Л. Пастернак). 1936 г.; б) проект планировки рабочего поселка «Тучково». 1938 г.; в) дипломный проект «ГЭС в Угличе». 1939 г. (фотографии из семейного архива, публикуется впервые)
Во время Великой Отечественной войны, как и все аспиранты-архитекторы, Михаил Круглов прошел ускоренный курс Военно-инженерной академии им. Куйбышева и с октября 1942 года по июль 1944 года служил в действующей армии Гвардии капитаном в качестве заместителя командира саперного батальона, участвовал в обороне Сталинграда, в боях на Орловско-Курской дуге, в освобождении Чернигова, в форсировании Днепра.
В 1943 году после серьезной подготовки, несмотря на исключение из комсомола, он вступил в ряды коммунистической партии. Служба сапера вынуждала к бесконечному передвижению. Михаил Круглов мечтал хотя бы немного остаться на одном месте. В семейном архиве сохранились его рисунки и письма с фронта. В одном из писем он пишет, что никогда в жизни не будет путешествовать. Когда закончится война и начнется мирная жизнь, он будет жить дома и никуда не поедет. Но, несмотря на эти высказывания, в мирное время он много и с удовольствием путешествовал по Советскому Союзу и за рубежом. Михаил Николаевич был награжден за мужество и доблесть в боях орденом Красного знамени, медалью «За отвагу» и многими другими государственными наградами. В июле 1944 года Михаил Круглов был демобилизован по вызову Комитета по делам архитектуры СССР. После завершения войны Михаил Николаевич вернулся к архитектурной деятельности, приступив к работе в мастерской М.П. Парусникова. Он сразу активно включился в создание проектов типовых жилых домов для восстановления Брянска и Минска.
В 1946 году Михаила Николаевича приняли в школу-мастерскую академика архитектуры Ивана Владиславовича Жолтовского, где довольно скоро он стал одним из его ближайших помощников (рис. 6а). О его работе в школе-мастерской подробно рассказала Елена Михайловна Круглова: «В семейном архиве сохранились дневники отца, которые он вел. Вначале у него были небольшие сомнения по поводу желания пойти на работу в школу-мастерскую. Михаил Николаевич разделил лист пополам. С одной стороны, он написал положительные стороны работы в мастерской, в них было сказано, что сама фигура мастера была для него привлекательна, была большая свобода. С другой были написаны отрицательные стороны. Не все привлекало Михаила Николаевича в самом коллективе мастерской. Но, конечно, в сторону положительного решения его подвинуло обаяние мастера. И.В. Жолтовский был абсолютным кумиром для своих учеников. Любой его жест, любое его слово имело для них магическое воздействие, но, несмотря на преклонение перед мастером, в их речах иногда звучала и критика в адрес мастера. Уже при его жизни было понятно, что он пережил свое время, архитектура начала развиваться в другом направлении. Но все, что делал мастер, было безупречного вкуса!».
Михаил Николаевич записывал основные мысли, высказанные И.В. Жолтовским во время консультаций проектов. Содержание этих конспектов представляет большой интерес для широкой публики. Ближайшими его друзьями были Петр Иванович Скокан20, живший неподалеку, и Николай Петрович Сукоян21. Они часто бывали в доме Михаила Николаевича и с большим интересом относились к творчеству друг друга. Елена Михайловна вспоминает, как Николай Петрович сказал, когда Михаила Николаевича уже не стало: «Мы очень долго дружили, но в искусстве мы были на Вы» - эта фраза объясняла дух и суть их дружбы. Михаил Николаевич поступил в аспирантуру Архитектурного института, а после войны перешел в аспирантуру Академии архитектуры СССР. Несколько листов были посвящены поиску темы диссертации. Анализируя мотивацию работы, он обозначил для себя положительные стороны: «...можно много порисовать...», «...есть возможность - это сделать в офорте».
Его привлекали разные темы. В результате исследование было связано с изучением усадеб. Его основной темой стало палладианство в русской архитектуре. В исследовании звучит много интересных мыслей и чувствуется сильное влияние вкусов И.В. Жолтовского. Михаил Николаевич вспоминал, что И.В. Жолтовский говорил, что архитектору вовсе не обязательно заниматься диссертациями, что архитектор - это, в первую очередь, автор-творец. Михаил Круглов аспирантуру не закончил и с легкостью отказался от ее завершения. У него на это не хватало физических сил, так как он вел нескольких одновременных работ и участвовал во многих конкурсах. Мысль, что архитектор должен заниматься проектированием, а не писанием диссертаций, являлась для Михаила Николаевича оправданием прекращения работы над исследованием. Елена Михайловна вспоминает: «Отец работал очень быстро. Быстро делал проекты, быстро писал акварели. Я помню такой эпизод из нашей дачной жизни. Отец часто работал за чертежной доской своего отца Николая Алексеевича, за которой ранее работали шесть человек. Мы уходим гулять. Отец говорит: «Нет, я с вами не пойду, я за доской проведу время». И когда мы часа через полтора вернулись, отец подозвал меня и сказал: «Ну, ты посмотри, какой я дом нарисовал!». Он был явно доволен тем, что сочинил! Но при этом считал, что в живописи способности его не реализованы». В архитектурной карьере он достиг больших высот, став руководителем мастерской МОСПРОЕКТа-1. У него были и любимые ученики, которые разрабатывали его идеи. В архитектуре он все успевал, а вот в живописи и рисунке чувствовал, что делает недостаточно. В дневниках он писал: «Рисовать каждый день!»22. Михаил Николаевич ходил в офортную студию при Союзе архитекторов СССР, а потом, в 1960-х годах - в живописную студию художника Валентина Полякова. Постоянно участвовал в выставках «Рисунок и акварель архитектора».
Михаил Николаевич был дважды женат. Первая жена Михаила Николаевича Круглова Наталья Григорьевна Крейн (1916-2001 гг.) (рис. 1г) происходила из музыкальной семьи. Их знакомство началось в архитектурном институте. Она жила на Петровке в доме НАРКОМПРОСа. Ее квартира имела очень высокие потолки, а окно ее комнаты с пятью углами выходило на колокольню Высоко-Петровского монастыря. Первое, что сказал Михаил Николаевич, посетив квартиру своей будущей супруги и увидев высокие потолки: «Здесь надо сделать антресоли!». Из-за войны Наталья Григорьевна не закончила институт, а завершила обучение и получила диплом после ее окончания. После войны она несколько лет работала в ВОЕНПРОЕКТе, а затем поступила в реставрационную мастерскую В.Я. Либсона23. В основном, Наталья Григорьевна занималась реставрацией
20
Скокан Пётр Иванович (1918-1991 гг.) - советский архитектор, градостроитель, художник и общественный деятель. Заслуженный архитектор РСФСР (1986 г.), лауреат премии Совета Министров СССР (1972 г.), член президиума Союза архитекторов РСФСР. Автор проекта ордена Суворова.
21 Сукоян Николай Петрович (1915-2009 гг.) - советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР.
22 Из дневника М.Н. Круглова (семейный архив).
23 Либсон В.Я. (1910-1991) - советский архитектор-реставратор, историк архитектуры. Заслуженный архитектор РСФСР (1980 г.).
гражданских зданий и сооружений. Одной из главных ее работ была реставрация Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. От первой супруги у него родилась дочь Елена, ставшая художником и продолжившая творческую династию Кругловых.
Второй супругой Михаила Николаевича в 1956 году стала архитектор Галина Всеволодовна Михайловская, работавшая до последних дней с Михаилом Николаевичем в авторском коллективе, создававшим Государственную Третьяковскую галерею на Крымском валу в мастерской МОСПРОЕКТАа-1 под руководством Ю.Н. Шевердяева24.
В 1947-50-х годах Михаил Николаевич, работая в школе-мастерской Жолтовского, проектировал жилые дома на Смоленской площади (рис. 6б) и Проспекте Мира, осуществлял постоянный авторский надзор за их строительством, работал над генеральным планом реконструкции Московского Государственного ипподрома, строил деревянные трибуны, проектировал ряд зданий служебного назначения (рис. 6в) (19511955 гг.). В это же время Михаил Николаевич выполнял проекты малых форм (фонтаны, мебель для гостиниц, осветительная арматура), готовил для издания альбом типовых фонтанов. И.В. Жолтовский поручил ему разработку проекта планировки центра города Петрозаводска.
Совместно с архитектором В.Л. Вознесенским М.Н. Круглов принимал участие в проекте Дома творчества композиторов (Московская обл., г. Руза, 1949-950 гг.) (рис. 6г) [12, С.56], выполнил проекты генерального плана и двух вариантов главного корпуса. В проекте также предусматривались и одноэтажные коттеджи для композиторов, расположенные на территории парка.
В 1953 году совместно с архитектором Б.Н. Лазаревым Михаил Николаевич под руководством И.В. Жолтовского разрабатывал проект здания каркасно-панельного холодильника №12 в Черкизове на Открытом шоссе (рис. 6д). Проект здания холодильника вошел в историю советской архитектуры попыткой И.В. Жолтовского художественно осмыслить процесс удешевления строительства из железобетонных панелей. Новаторство мэтра архитектуры заключалось во включении архитектурных деталей в индустриальные методы панельного строительства. В семейном архиве Кругловых сохранилась малоизвестная фотография начала строительства здания холодильника.
Под руководством Ивана Владиславовича М.Н. Круглов участвует в проектах: Пантеона на Ленинских (Воробьевых) горах (1954-1955 гг.) [12, С.68] (рис. 6е), павильона постоянной Всесоюзной выставки по строительству и архитектуре в Останкино (1956 г.) [12, С.47] (рис. 6ж), Дома Центрального комитета ВЛКСМ (Лучников пер., д. 2, 1959 г.) (рис. 6и), крупнопанельных домов, Дворца Советов на Ленинских горах [12, С.224], панорамы Бородинской битвы, Дворца пионеров, Дома ВЦСПС, гостиницы «Москва» (2-я очередь, пр. Маркса, 1957-1958 гг.) [12, С.62] (рис. 6к).
24 Шевердяев Юрий Николаевич (1909-2000) - советский и российский инженер-архитектор и преподаватель, доктор технических наук, профессор, заслуженный архитектор РСФСР (1969 г.), лауреат премии Совета Министров СССР. После смерти И.В. Жолтовского возглавил объединенную мастерскую центра Москвы, в дальнейшем - мастерскую № 14 института «Моспроект-2», которой бессменно руководил около сорока лет.
АМ1Т 3(44) 2018 27
к)
Рис. 6. Работа М.Н. Круглова в школе-мастерской академика И.В. Жолтовского:
a) М.Н. Круглов и И.В. Жолтовский. 1950-е годы; б) Жилой дом на Смоленской ХОЗУ КГБ.
Библиотека им. Добролюбова. И.В. Жолтовский (соавтор М.Н. Круглов). 1947-50 гг.;
в) Ипподром (реконструкция). И.В. Жолтовский (при участии М.Н. Круглова). 1951-55 гг.;
г) Дом творчества композиторов в Старой Рузе. В.А. Воскресенский, М.Н. Круглов (при консультации И.В. Жолтовского). 1952 г.; д) Каркасно-панельный холодильник №12 в Черкизове. И.В. Жолтовский (при участии М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева). 1953 г.;
е) Проект Пантеона героям Великой Отечественной войны. М.Н. Круглов. 1954-55 гг.;
ж) Павильон постоянной Всесоюзной выставки по строительству и архитектуре в Останкино. И.В. Жолтовский (при участии М.Н. Круглова). 1956 г.; и) Дом Центрального комитета ВЛКСМ (Лучников пер., 2). М.Н. Круглов. 1959 г.; к) Проект гостиницы «Москва»,
2-я очередь. И.В. Жолтовский (при участии М.Н. Круглова). 1959 г. (фотографии проектов из семейного архива)
С 1957 года совместно с архитекторами Н.П. Сукояном и Ю.Н. Шевердяевым Михаил Николаевич работает над комплексом Государственной Третьяковской галереи и Выставочного зала (рис. 7). Эту работу он продолжал до последних дней.
В 1960 году он участвует в Международной конференции по музейной архитектуре в Милане-Турине (Италия), где новый проект Государственной картинной галереи положительно оценивается участниками конференции и международной прессой.
Рис. 7. Проект Государственной картинной галереи СССР (эскизы вариантов)
М.Н. Круглов (совм. с арх. Н.П. Сукояном и Ю.Н. Шевердяевым) (фотографии проектов из
семейного архива)
В эту же поездку состоялась встреча М.Н. Круглова с великим Ле Корбюзье. Михаил Николаевич так описал эту встречу: «Вечером в большом зале, который заполнили не только участники конгресса, но и гости, главным образом архитекторы Турина, состоялась беседа только что приехавшего на конгресс Корбюзье, которая называлась «Точка зрения на архитектуру музеев». Среднего роста, очень бодрый для своего возраста и собранный, он вошел на трибуну, встреченный бурными и продолжительными овациями. Говорил Корбюзье медленно, разделяя короткие, отрывистые и иногда не очень связанные друг с другом фразы длинными паузами: «Музеи... Это моя любимая тема... Были музеи королей, принцев - это роскошь... Теперь музеи - это знание...». После весьма общих мыслей, иногда прописных истин, а зачастую парадоксов, после неожиданных примеров («один богач в своем личном музее имел как экспонат - рост Наполеона...»), Корбюзье упомянул о павильоне Филипса на Брюссельской выставке, который он считает прототипом музея будущего («поэмой электронных знаний»). Далее он остановился на своих неосуществленных проектах. За трибуной были приколоты большие листы бумаги. Корбюзье взял уголь и цветные мелки и рисунками пояснял свои мысли. Рисунки возникали быстро и красиво заполняли лист. «Здесь - зелень», - говорил Корбюзье и фиолетовым мелком молниеносно рисовал зелень. «Вдали видны Альпы», - он брал оранжевый мелок и рисовал контуры гор. Иногда он тут же писал тезисы. Он рассказал о Монданеуме. Этот проект, опубликованный в монографиях о Корбюзье, представляет собой ступенчатую пирамиду - в плане прямоугольную спираль.
Закончив беседу, Корбюзье поставил в углу листа свои инициалы и дату. Листы с рисунками были бережно унесены. Выйдя в фойе, озаряемый вспышками фоторепортёров, окруженный густой толпой Корбюзье ставил свои подписи на бумажках, которые к нему протягивали со всех сторон. Нас нашел директор ИКОМ Ривьер. «Хотите, я представлю вас Корбюзье?» - спросил он. Мы, конечно, хотели. Корбюзье стал вспоминать о своих трёх поездках в Москву, о своём большом друге Эйзенштейне, тепло отозвался о братьях Весниных, вспомнил Щусева, Жолтовского»25.
Одной из важных работ Михаила Николаевича, выполненной в 1960-1963 годы, является жилой дом на улице Станиславского (рис. 8а) (совместно с архитектором В.П. Гуторкиным), отражающий в своем замысле осмысление и развитие уроков мастерства, полученных у И.В. Жолтовского. В плане дом имел излюбленную мастером форму трилистника. Дом отличался простотой и монументальностью. В решении фасадов применялись лаконичные выразительные средства: гармоничные соотношения стены и оконных проемов, своеобразный рисунок облицовочной кладки стен. Михаил Николаевич тщательно продумывал комфортабельные планировки квартир, следил за высоким качеством строительства здания и благоустройства прилежащей территории. В этом доме жил знаменитый авиаконструктор А.Н. Туполев со своей семьей.
С 1964 года Михаил Николаевич руководил мастерской № 9 «МОСПРОЕКТа-1», а с 1972 года мастерской № 13 «МОСПРОЕКТа-2». Под его руководством осуществлялась реконструкция здания Министерства Судостроительной промышленности на Садовом кольце (рис. 8б) (совместно с архитектором Б.Г. Тамбиевым26) (1965-1967). Художественную композицию из металла, которая должна была разместиться на фасаде, выполняет скульптор Леонид Львович Берлин27. Изначально здание построено для Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР в конце 1920-х годов
25 М.Н. Круглов. Архитектура современного музея. Моспроектовец. От 18.09.1961.
26 Тамбиев Борис Георгиевич (1916-2014 гг.) - советский архитектор, работал главным архитектором проектов в МОСПРОЕКТЕ-1.
27 Берлин Леонид Львович (1925-2001 гг.) - советский и российский скульптор, живописец, график, книжный иллюстратор. Заслуженный художник Российской Федерации (2000 г.).
по проекту архитектора П.А. Голосова28 [8]. С большим тактом Михаил Николаевич выполнил проект реконструкции, подчеркивая градостроительный масштаб здания, главным фасадом, выходящим на Садовое кольцо. Авторами проекта были найдены удачные соотношения пропорций кубического объема зрительного зала и протяженной стены с ленточными конструктивистскими окнами. Композиция из металла, к сожалению, не была выполнена. Вместе с коллективами мастерских «МОСПРОЕКТАа-1» Михаил Николаевич проектировал и строил здание «Московской правды» (1970-75 гг.) (совместно с архитекторами Б.Л. Топазом и Ю.С. Хлебниковым) (рис. 8в). Пластическая выразительность архитектуры здания достигалась сложным ритмом пилястр-пилонов, которые, учащаясь у главного входа, образовывали своеобразный портик. У жителей Москвы комплекс получил неофициальное название «Дом московских газет». Здание совместило в себе редакционные помещения и печатные цеха [10].
Под руководством Михаила Николаевича и при его непосредственном участии велось проектирование и строительство градостроительных ансамблей в Краснопресненском, Ворошиловском и Тушинском районах Москвы. В серию жилых домов, выполненных Михаилом Николаевичем, входил проект жилого дома улучшенной планировки на улице Алексея Толстого (ныне ул. Спиридоновка), созданный совместно с архитектором Ю.О. Соколовым в 1973 году (рис. 8г). Девятиэтажный дом был рассчитан на 34 квартиры. Проектируя в историческом центре недалеко от Патриарших прудов, Михаил Николаевич ставил перед собой задачу тактично вписаться фоновой, нейтральной архитектурой жилого дома в разностилевой контекст окружающей застройки, в которую входили с одной стороны особняк Морозовой архитектора Ф.О. Шехтеля, с другой - особняк Тарасова, спроектированный и построенный его учителем И.В. Жолтовским.
Одним из самых выразительных проектов Михаила Николаевича можно считать комплекс «Дома угля», разработанный для Министерства угольной промышленности в Москве на площади 1905 года (1972-74 гг.) совместно с архитектором В.К. Антоновым (рис. 8д). По замыслу авторов министерский комплекс должен был объединить перспективу эспланады площади. Значительная высота здания (27 этажей) возникла как композиционная необходимость градостроительной доминанты для этого места. В здании должны были располагаться: в подвальной части - автостоянка на 60 машин; на первых-третьих этажах - конференц-зал на 900 мест, вестибюль, столовая; на остальных этажах - помещения отделов и лабораторий. Здание, несомненно, в случае реализации стало бы знаковой постройкой Москвы тех лет.
Совместно с архитектором Ю.С. Соколовым М.Н. Круглов разрабатывал проект Музея геологии (1971-72 гг.) (рис. 8е). В проекте звучала тема сложного ритмического ряда простенков-пилонов с привлечением разнообразных пластических форм. Авторами предполагалось использовать в обработке фасадов в качестве экспонатов естественные горные породы, добываемых в Советском Союзе.
а)
28 Голосов Пантелеймон Александрович (1882-1945 гг.) - российский и советский архитектор, работавший в стилях неоклассицизма, модерна, конструктивизма и постконструктивизма. Старший брат известного советского архитектора Ильи Александровича Голосова.
е)
Рис. 8. Работа М.Н. Круглова в "МОСПРОЕКТе-1" и "МОСПРОЕКТе-2": а) жилой дом на ул. Станиславского (совм. с арх. В.П. Гуторкиным). 1960-1963 гг.; б) реконструкция Министерства судостроительной промышленности (арх. П.А. Голосов) (совм. с арх. Б.Г. Тамбиевым и художником Л.Л. Берлиным).1965-1967 гг.; в) здание издательства
«Московская правда» (совм. с арх. Б.Л. Топазом, Ю.С. Хлебниковым). 1970-1975 гг.;
г) жилой дом ВЦСПС на ул. Алексея Толстого (совм. с арх. Ю.О. Соколовым). 1973 г.;
д) проект «Дом угля» Министерства угольной промышленности на площади 1905 года (совм. с арх. А.К. Антоновым). 1972-1974 гг.; е) проект музея геологии (совм. с арх. Ю.О. Соколовым). 1971-1972 гг. (фотографии проектов из семейного архива)
В последние годы Михаил Николаевич работал над проектом и постройкой жилого дома на улице Щусева совместно с архитекторами Ю.О. Соколовым и Л.Н. Подрезковой (рис. 9а) (1974-77 гг.). После постройки в этаже с повышенными потолками размещались апартаменты генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. В проекте была применена улучшенная планировка. План дома имел форму трилистника. Фасады решались светлым облицовочным кирпичом. В это же время Михаил Николаевич выполнил по предложению и на средства супруги знаменитого художника Фернана Леже29 [9] Нади Леже проект музея (совместно с архитектором А. Араповым, 1975 г.). Сделанные им эскизы и макет были ею одобрены, но проектирование не было завершено в связи с кончиной мастера. Впоследствии проектирование перешло к архитектору Игорю Александровичу Покровскому30.
В 1975 году Михаил Николаевич участвовал в конкурсе на эскизный проект Государственного музея палехского искусства в поселке Палех (рис. 9б). В проекте он снова применил свою любимую тему трилистника. Трехчастное построение плана позволило автору удобно организовать сложную многогранную функцию музея, рационально распределить потоки движения посетителей и его логистику. На первом этаже музея разместились: библиотека, лекционный зал, фондохранилища и реставрационная мастерская. На втором этаже расположились экспозиционные залы, сгруппированные вокруг «вводного» зала, в котором предусматривалась экспозиция, посвященная истории поселка Палеха, биография его ведущих мастеров. «Вводный» зал позволял организовывать осмотр музея как в четкой последовательности разделов, так и выборочно. Освещение залов предполагалось сделать за счет вертикальных витражных фронтонов. Форма кровли создавала силуэт, характерный для существовавших в то время построек поселка Палех.
Будучи магистральным архитектором Краснопресненского района и примыкающих к нему площадей: Имени 1905 года, Восстания, Никитских ворот и улицы Герцена (ныне улица Большая Никитская), Михаил Николаевич много работал над многочисленными вариантами их благоустройства. Им были выполнены: эталонный проект реконструкции квартала в центре столицы, проекты заповедной зоны улицы Герцена и улицы Воровского (ныне улица Поварская).
Последней работой Михаила Николаевича Круглова стал конкурсный проект универсального спортивного зала на 5000 зрителей для «0лимпиады-80» (1975 г.), отмеченный первой премией и выполненный совместно с архитектором В.К. Антоновым (рис. 9в). Перекрытие зала имело всего четыре опоры из клееного дерева. В пояснительной записке к проекту было поэтично написано: «Как колоссальные стебли, готовые распуститься в цветок, эти опоры, плавно переходящие в покрытие, образуют сень над всем стадионом».
29
Леже Жозеф Фернан Анри (фр. Joseph Fernand Henri Leger; 1881-1955 гг.) - французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член Французской коммунистической партии.
30 Покровский Игорь Александрович (1926 - 2002 гг.) — советский и российский архитектор и художник, действительный член РААСН и член-корреспондент РАХ (с 2001 года). Главный архитектор Зеленограда (1964-2002 гг.). Народный архитектор СССР (1991 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1975 г.).
в)
Рис. 9. Последние работы М.Н. Круглова 1974-1975 гг.: а) жилой дом на ул. А. Щусева (совм. с арх. Ю.О. Соколовым, Л.Н. Подрезковой). 1974-77 гг.; б) заказной конкурсный проект Музея Палеха. 1975 г. (совм. с арх. А. Араповым); в) универсальный спортивный зал Динамо на 5000 человек. 1975 г. (совм. с арх. В.К. Антоновым) (фотографии проектов из семейного архива)
Наряду с архитектурной деятельностью Михаил Николаевич вел активную общественную работу. В течение пяти созывов (с 1965 по 1975 годы) Михаил Николаевич являлся депутатом Краснопресненского районного Совета. В 1974 году за заслуги в строительстве города Москвы Михаил Николаевич был награжден орденом Октябрьской революции.
Имея великолепное художественное образование и тончайший вкус, он много занимался живописью (рис. 10а,б). В своей проектной работе он выступал за синтез архитектуры,
живописи и монументальной пластики. Часто он привлекал профессиональных художников-монументалистов к работе над декоративным оформлением площадей и кварталов Краснопресненского района. Совместно со скульптором И.М. Рукавишниковым31 и архитектором М.И. Богдановым были выполнены памятник И.В. Курчатову, конкурсный проект Монумента 1905 года и много других проектов.
б)
Рис. 10. Художественные работы М.Н. Круглова: a) работы, выполненные во время поездки в Китай; б) подмосковные пейзажи (фотографии из семейного архива, публикуются впервые)
31 Рукавишников Иулиан Митрофанович (1922-2000 гг.) - советский скульптор. Академик РАХ (1997 г.); член-корреспондент 1978 г.
Михаил Николаевич Круглов прошел большой творческий путь. За 36 лет творческой деятельности им было выполнено множество проектов и построек различного масштаба и значимости: от малых архитектурных форм до крупных градостроительных комплексов. Его работы всегда отличались ясностью градостроительных решений, простотой объемных композиций и лаконизмом выразительных средств. Наделенный глубоким аналитическим умом и талантом, Михаил Николаевич обладал почерком мастера архитектуры, воспитанного Иваном Владиславовичем Жолтовским. Характерными чертами его творчества являлись глубокое теоретическое знание темы, широта ее охвата, творческое изучение современного опыта проектирования и строительства. Принципиальный в своих решениях, Михаил Николаевич был чрезвычайно требователен к себе. Решая ту или иную задачу, он не останавливался, не проанализировав ее до конца. Творческий почерк мастера проявлялся в вариантном поиске основного окончательного решения художественного образа проекта. Талантливый архитектор, художник, педагог, чуткий и доброжелательный человек Михаил Николаевич Круглов пользовался глубоким уважением и любовью своих коллег и учеников.
Творческую династию семьи Кругловых продолжила дочь Михаила Николаевича - Елена Михайловна Круглова (рис. 01д), выпускница факультета «Интерьер» Московского Высшего Художественно-промышленного училища (б. Строгановское), получившая специальность «художник декоративного искусства». Основное влияние на нее в выборе профессии, конечно же, оказали ее отец Михаил Николаевич и бабушка Александра Михайловна. С ранних лет отец брал ее с собой на этюды, а в студенческие годы поддерживал советами и творческими консультациями. В Строгановке ее педагогами были художник Юрий Александрович Волков (архитектор по основному образованию) и Воля Георгиевна Маленкова. По заданию «Интерьер ресторанов для городов Золотого кольца России» ее консультировал ученик И.В. Жолтовского и друг отца, профессор Адриан Алексеевич Овчинников [16], крупный специалист в области проектирования мебели. Одной из запомнившихся ей тем студенческих работ был интерьер «Павильона охоты на ВДНХ». Дипломной работой стал «Павильон советской авиации на международной выставке в Германии» (1970 г.). Работу смотрел сам ректор института Григорий Алексеевич Захаров, высоко ее оценивший. Дипломная работа впоследствии долго выставлялась в стенах института.
Три года после завершения учебы Елена Михайловна работала по распределению в ГИПРОНИИ Академии наук СССР под руководством народного архитектора Юрия Павловича Платонова32. Среди проектов, в которых она принимала участие: пансионат в Звенигороде, интерьеры Музея палеонтологии. Но Елена Михайловна, все же, выбрала профессию художника. Она вступила в молодежную секцию Московского союза художников, изучала технику офорта в студии им. И.И. Нивинского. Педагогическую деятельность Елена Михайловна начала в Педагогическом институте на кафедре рисунка и впоследствии продолжила работая педагогом в Детских художественных школах Москвы. В последние годы Елена Михайловна преподает историю искусств в Детской школе искусств №11 Юго-Западного округа столицы. Творчество Елены Михайловны пронизано лиризмом и тонким ощущением натуры (рис. 11).
32 Платонов Юрий Павлович (1929-2016 гг.) - советский, российский архитектор, профессор, главный архитектор РАН.
Рис. 11. Художественные работы Е.М. Кругловой: а) «Дача архитектора Г.П. Гольца» (2014 г.); б) «Берег Истры» (1990 г.); в) «В доме» (2014 г.); г) «Иосифо-Волоцкий монастырь» (2016 г.); д) «Жасмин у веранды» (2015 г.); е) «Плещеево озеро» (2015 г.) (фотографии из семейного архива)
АМ1Т 3(44) 20181 38
Три поколения семьи архитекторов и художников Кругловых оставили значимый след в развитии отечественной культуры и искусства. Множество зданий, публикаций, художественных работ Николая Алексеевича, Михаила Николаевича и Елены Михайловны Кругловых являются настоящими высокохудожественными произведениями искусства. Многие постройки Николая Алексеевича и Михаила Николаевича формируют современный облик центра Москвы. Творческие работы их внучки часто выставляются на профессиональных выставках. Автор данной статьи выражает огромную признательность за сотрудничество и предоставление уникального материала Елене Михайловне Кругловой и надеется на продолжение исследования богатого исторического материала, сохранившегося в ее семейном архиве.
Приложение 1. Список проектов с участием Н.А. Круглова
- 1914-1915 гг. Проектирование и строительство главного дома усадьбы Селивановых в Горенцове Рязанской области. Работа в качестве архитектора-инженера на строительстве Северной железной дороги.
- 1921 г. Проектирование типовых сельских школ, клуба-школы.
- 1923 г. Работа в НАРКОМПРОСе РСФСР, в стройсекторе. Проектирование общежития для студентов ТСХА.
- 1927 г. Проектирование жилого дома для актеров Театра им. Е.Б. Вахтангова в Б. Левшинском пер. Осуществлен в 1928 г.
- 1931 г. Работа в отделе проектирования МОССОВЕТа. В составе группы ВОПРА -работа над проектом пл. Крестьянской заставы (Генплан реконструкции Москвы).
- 1930-1931 гг. Участие в конкурсах проектов театральных зданий в Харькове, Свердловске (совм. с А. Машинским), в Нижнем Тагиле (1934 г., 1-я премия, проект принят к осуществлению).
- 1933 г. Проектирование и строительство техникума театра им. Е.Б. Вахтангова (ныне Театральное училище им. Б.В. Щукина).
- Работа над проектами жилых домов для промышленных центров: Дзержинск, Сормово.
- 1933-1935 гг. Победа в конкурсе на проект театра оперы и балета в Алма-Ате, продолжение работы над проектом в связи с выбором нового места для строительства, утверждение 3-го варианта.
- 1936 г. Начало строительства Государственного театра в Алма-Ате (ныне - Театр оперы и балета им. Абая). Осуществлен в 1941 году.
- 1936-1937 гг. Является экспертом-консультантом НТС НКК архитектурно-планировочного управления. Работает над конкурсным проектом театра в Казани (совм. с арх. Сергеевым, Скворцовым). Осуществлен в 1950-х годах. Является членом жюри закрытого конкурса проектов «Дома Юстиции» (июнь 1937 г.).
- 1938 г. Назначен руководителем проектной бригады, работает над конкурсным проектом оформления Куйбышевской ТЭЦ.
- Январь-февраль 1938 г. Проектирует жилые ячейки для поселка на 18 тыс. жителей. Проект выиграл конкурс и принят к осуществлению.
- Июль 1938 г. Отправлен в УХТПЕЧЛАГ. Оставлен при управлении СЕВЖЕЛДОРЛАГ для работы по проектированию и строительству.
Приложение 2. Список проектов с участием М.Н. Круглова
Работа в школе-мастерской академика И.В. Жолтовского 1946-1959 гг. [12]:
- Холодильник каркасно-панельный № 12. Москва, Черкизово, Открытое шоссе. 19521953 гг. Осуществлено. При участии М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева [12, С.13], [7, С.150-151].
- Жилой дом. Москва, Смоленская пл., 13. 1939-1950 гг. Осуществлено. При участии Г.П. Кожевниковой, М.Н. Круглова, Г.Г. Лебедева, Г.В. Михайловской, Н.П. Сукояна [12, С.15], [7, С.85-102].
- Жилой дом. Москва, Ярославское шоссе (ныне пр. Мира).1951-1953 гг. Осуществлено. При участии М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева, Г.В. Михайловской [12, С.21], [7, C.142-143].
- Контора при строительстве холодильника № 12. Москва, Черкизово, Открытое шоссе. 1951 г. Осуществлено. При участии М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева [12, С.36], [7, C.151].
- Дом Союзов. Москва, Крымская набережная. 1953-1957 гг. 2 варианта. При участии В.В. Васильевой, В.Л. Воскресенского, М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева, Г.В. Михайловской,
A.Б. Самсонова, П.И. Скокана, Н.П. Сукояна, К.А. Шуманской [12, С.37], [7, C.144-149].
- Дворец Советов. Москва, Ленинские горы. 1957 г. Конкурсный проект, 4 варианта. При участии В.В. Васильевой, В.Л. Воскресенского, В. Грищенко, М.Н. Круглова, Б.Н. Лазарева, Г.Г. Лебедева, Г.В. Михайловской, А.Б. Самсонова, П.И. Скокана, К.А. Шуманской, В. Щеглова, В. Войцеховсхого, М. Смирнова [12, С.38].
- Павильон постоянной Всесоюзной выставки по строительству и архитектуре. 1956 г. Конкурсный проект. (В.М. Аникин, В.В. Васильева, В.А. Воскресенский, Л.А. Каиров, М.Н. Круглов, Б.Н. Лазарев, Г.Г. Лебедев, Г.В. Михайловская, А.А. Овчинников, П.И. Скокан, Н.П. Сукоян, К.А. Шуманская при консультации И.В. Жолтовского) [12, С.47].
- Сельский типовой клуб. Конкурсный проект. 1950-1952 гг. При участии В.В. Васильевой, М.Н. Круглова, Г.В. Севана, П.И. Скокана, Ю.Н. Шевердяева [12, С.50].
- Музыкальный театр. Севастополь. 1946-1947 гг. При участии М.О. Барша, Г.А. Захарова, М.Н. Круглова, Ю.Н. Шевердяева [12, С.54].
- Дом творчества композиторов. г. Руза (Московская обл.). 1949-1950 гг.
B.Л. Воскресенский, М.Н. Круглов при консультации И.В. Жолтовского [12, С.56].
- Ипподром (реконструкция). Москва, ул. Беговая. 1949-1953 гг. Осуществлено. При участии В.Л. Воскресенского, М.Н. Круглова, Г.В. Михайловской, П.И. Скокана [12, С.58].
- Гостиница «Москва», II очередь. Москва, пр. Маркса. 1957-1958 гг. При участии В.В. Васильевой, В.Л. Воскресенского, М.Н. Круглова, Н.П. Сукояна, К.А. Шуманской [12, С.62].
- Пантеон. Заказной конкурсный проект (13 вариантов). 1952-1954 гг. При участии В.А. Воскресенского, М.Н. Круглова, Г.Г. Лебедева, Б.Н. Лазарева, Г.В. Михайловской, А.А. Овчинникова, А.Б. Самсонова, Н.П. Сукояна, К.А. Шуманской. Москва. Ленинские горы [12, С.68].
Работа после школы-мастерской академика И.В. Жолтовского: 1959-1964 гг.:
- Проект танцевального зала (член авторского коллектива).
- Проект Дворца бракосочетаний (член авторского коллектива).
- Государственная картинная галерея СССР и Выставочный зал Союза художников СССР (член авторского коллектива).
- Жилой дом на ул. Станиславского. 1964-1970 гг.:
- Реконструкция Краснопресненского, Ворошиловского и Тушинского районов и застройка отдельных микрорайонов в них (руководитель авторского коллектива). Проектирование и строительство.
- Реконструкция здания министерства судостроительной промышленности (совместно с арх. Б.Г. Тамбиевым).
- Жилой дом на Зоологической улице (совместно с арх. Ю.О. Соколовым).
- Проект Музея геологии (совместно с арх. Ю.О. Соколовым).
- Памятник И.В. Курчатову (совместно со скульптором М.Н. Рукавишниковым и арх. М.Н. Богдановым).
- Конкурсный проект планировки площади Белорусского вокзала (совместно с арх. Р.Н. Матюшиным).
1970-1975 гг.:
- Здание издательства «Московская правда» (совместно с арх. Б.Л. Топазом и Ю.С. Хлебниковым).
- Жилой дом на Малой Грузинской улице (совместно с арх. В.К. Антоновым).
- Проект Дома угля Министерства угольной промышленности на Площади 1905 года (совместно с арх. В.К. Антоновым).
- Проект Краснопресненской магистрали (руководитель авторского коллектива).
- Жилой дом на ул. Алексея Толстого (совместно с арх. Ю.О. Соколовым).
- Застройка улицы Красная Пресня (совместно с арх. Ю.О. Соколовым, А.В. Араповым, Л.Н. Подрезковой, О.Е. Петровой).
- Проекты планировки и застройки площади Восстания и Никитских ворот (руководитель авторского коллектива).
- Проект жилого дома в Спиридоньевском пер. (совместно с арх. В.К. Антоновым).
- Проект жилого дома ВЦСПС на ул. Алексея Толстого (совместно с арх. В.К. Антоновым, и Т.М. Фроловой).
- Конкурсный проект Монумента 1905 г. (совместно с арх. В.К. Антоновым и скульптором Л.Л. Берлиным).
- ТЭО Реконструкции Большого театра (совместно с арх. Соколовым и О.М. Яковлевой).
- Жилой дом на ул. Щусева (совместно с арх. Ю.О. Соколовым и Л.Н. Подрезковой).
- Заказной конкурсный проект Музея Палеха.
- Проект Музея Леже (совместно с арх. А.В. Араповым).
- Заказной конкурсный проект гостиницы «Октябрьская» (совместно с арх. Ю.О. Соколовым и Н.А. Афанасьевой).
- Проект благоустройства и реконструкции квартала в центре столицы (совместно с арх. А.В. Араповым и Г.А. Котовым).
- Проект гостиницы Казахского Постпредства (совместно с арх. В.К. Антоновым).
- Серия проектов памятников героям труда.
- Проект заповедной зоны «Улицы Герцена и Воровского» (совместно с арх. Г.А. Котовым и Т.М. Фроловой).
- Жилой дом на ул. Неждановой N4 (совместно с арх. А.В. Араповым).
- ТЭО реконструкции и расширения Московской Государственной консерватории и строительства оперной студии (совместно с арх. Ю.О. Соколовым и Л.П. Подрезковой).
- Конкурсный проект универсального демонстрационного зала на 5000 зрителей для «Олимпиады-80» (совместно с арх. В.К. Антоновым). I премия.
Приложение 3. Публикации М.Н. Круглова
- «О композиции интерьера в новых работах И.В. Жолтовского». Ж. Архитектура СССР, №10, 1952.
- «И.В. Жолтовский» (к 90-летию со дня рождения). Ж. Архитектура СССР, №12, 1957.
- «Здание Государственной картинной галереи СССР». Ж. Строительство и архитектура Москвы, №11, 1960.
- «О конгрессе ИКОМ в Италии». Газета «Моспроектовец», 1960 г.
- «Museumbau in Moskau». Ж. Neue Museumkund Helf 2, 1966.
- «Зодчий» (к 100-летию со дня рождения И.В. Жолтовского). Газета «Советская культура» от 02.03.1968.
- «Краснопресненская магистраль». Сборник «Архитектура Москвы», 1973.
Источники иллюстраций
1. Рис. 1-2, 3д, 4-11 Семейный архив Кругловой Е.М.
2. Рис. 1д. Сайт ДШИ 11 http://art-school11.ru/izobrazitelnoe-isskustvo.html
3. Рис. 3 а-г. ЦА НТД города Москвы. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10667. Л. 11 1934-1935 годы. Перерегистрация, оформление фасада, изменение внутренней планировки жилого дома техникума театрального искусства театра имени Вахтангова.
Литература
1. Ежегодник Московского архитектурного общества. - 1930. - №6. - С. 59.
2. Крутиков Г.Т. Большой синтетический театр в Свердловске / Г.Т. Крутиков // Советская архитектура. - 1932. - №1(57). - С. 62-63.
3. Круглов Н.А. Театр им. В.И. Немировича-Данченко (Второй конкурс на проект здания) / Н.А. Круглов // Советская архитектура. - 1933. - №6(18). - С. 26-36.
4. Данкман Г.М. Типовая сельская школа / Данкман Г.М., Круглов Н.А. // Советская архитектура. - 1933. - №4(16). - С. 50-53.
5. Чечулин Д.А. Проекты театральных зданий / Д.А. Чечулин // Архитектурная газета. Приложения. - 1936. - №54. - С. 2-4.
6. Новицкий П.И. Борис Васильевич Щукин (1894-1939) / П.И. Новицкий. - М.: Искусство, 1945. - 51 с.
7. Ощепков Г.Д. И.В. Жолтовский. Проекты и постройки / Г.Д. Ощепков. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. -160 с.
8. Левина А.Л. Архитектор Пантелеймон Голосов / А.Л. Левина // Архитектура СССР. - 1968. - №11. - С. 52-57.
9. Жадова Л.А. Фернан Леже / Л.А. Жданова. - М.: Искусство, 1970. - 144 с.
10. Георгиев В. Новоселы - московские газеты / В. Георгиев // Иллюстрированное приложение к "Строительной газете". - 1975. - №13. - С. 1.
11. Архитектор Михаил Николаевич Круглов. - М.: Союз архитекторов СССР, 1976. - С.52.
12. Архитектор Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959): Архит. мастерская-школа И. В. Жолтовского (1945-1959): Каталог-путеводитель по фондам музея / Гос. н.-и. музей архитектуры им. А. В. Щусева; [Сост. О. М. Зюскевич, Н. И. Филюкова]. - М. : ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1985. - С. 109.
13. Первая Турандот: Книга о Народной артистке СССР Ц.Л. Мансуровой / Ред. сост. С.С. Кауфман, М.В. Щедровицкая. - М.: ВТО, 1986. - 408 с.
14. Иванова-Веэн Л.И. Архитектурные школы Москвы. Сборник 3. Педагоги и выпускники. 1918-1999 / Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Ладья, 1999. - C.112.
15. Вахтанговская школа. Летопись: история в фактах, событиях, документах, воспоминаниях, 1913-2000, XX век / сост. М. С. Иванова. - М. : Изд-во Театр. ин-та им. Б. Щукина, 2004. - 376 с.
16. Кожевников А.М. Адриан Алексеевич Овчинников - профессор МГХПА им. С.Г. Строганова. К столетию мастера / А.М. Кожевников // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2015. - №4. - С. 41-48.
17. Кожевников А.М. История здания театрального института им. Б.М. Щукина к 100-летию вуза // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2016. - №3. - С.54-65 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.stroganov.academy/images/stories/Philip/nauka/vestnik MGHPA/sbornik 3-2016.pdf
18. Малиновская Е.Г. Театр эпохи строительства социализма. Н.А. Круглов (1883-1938) / Е.Г. Малиновская // Academia. Архитектура и строительство. - 2017. - №2. - С. 25-35.
19. Кожевников А.М. Архитекторы Кругловы - отец и сын / А.М. Кожевников // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 3-7 апреля 2017 г. - М.: МАРХИ, 2017. - С. 96-98.
20. Кожевников А.М. Николай Круглов - архитектор Наркомпроса / А.М. Кожевников// Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Материалы научно-практической конференции 3-7 апреля 2017 г. Сборник статей. -М.: МАРХИ, 2017. - С. 377-379.
References
1. Ezhegodnik Moskovskogo arkhitektumogo obshchestva [Yearbook of Moscow architectural society]. 1930, no. 6, 59 p.
2. Krutikov G.T. Bol'shoy sinteticheskiy teatr v Sverdlovske [Bolshoi synthetic theatre in Sverdlovsk. Magazine Sovetskaya arkhitektura]. 1932, no. 1, pр. 57, 62-63.
3. Kruglov N.A. Teatr im. V.I. Nemirovicha-Danchenko. (Vtoroy konkurs na proekt zdaniya) [V. I. Nemirovich-Danchenko Theatre. (The second competition for project of the building). Magazine Sovetskaya arkhitektura]. 1933, no. 6(18), pр. 26-36.
4. Dankman G.M., Kruglov N.A. Tipovaya sel'skaya shkola [The model rural school. Magazine Sovetskaya arkhitektura]. 1933, no. 16, рр. 50-53.
5. Chechulin D.A. Proekty teatral'nykh zdaniy [Projects of theatre buildings. Arkhitekturnaya gazeta]. 1936, no. 54, рp. 2-4.
6. Novitskiy P.I. Boris Vasil'yevich Shchukin. (1894-1939) [Boris Vasilyevich Shchukin. (18941939)]. Moscow, Leningrad, Iskusstvo, 1945, 51 p.
7. Oshchepkov G.D. I.V.Zholtovskiy. Proekty ipostroyki [I.V. Zholtovskiy. Projects and realizations]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arkhitekture, 1955, 160 р.
8. Levina A.L. Arkhitektor Panteleymon Golosov [Architect Panteleimon Golosov. Magazine Arkhitektura SSSR]. 1968, no. 11, рр. 52-57.
9. Zhadova L. A. Fernan Lezhe [Fernand Leger]. Moscow, Iskusstvo, 1970, 144 p.
10. Georgiev V. Novosely - moskovskie gazety. Arkhitektura. Illyustrirovannoe prilozhenie k "Stroitel'noy gazete" [New tenants - Moscow newspapers. Illustrated supplement to the "Construction Newspaper"]. 1975, no. 13, 1 р.
11. Arhitector Mikhail Nikolaevich Kruglov [Architect Mikhail Nikolayevich Kruglov]. Moscow, Soyuz arkhitektorov SSSR, 1976, 52 р.
12. Zyuskevich O.M., Filyukova N.I. Arkhitektor I.V.Zholtovskiy. Katalog-putevoditel' po fondam muzeya [Architect I.V. Zholtovskiy. Catologue-guide of the museum fund]. Moscow, 1985, 109 р.
13. Pervaya Turandot: Kniga o Narodnoy artistke SSSR Z.L. Mansurovoy [The first Turandot: the Book about people's artist of the USSR C.L. Mansurova. S.S. Kaufman,
M.V. Shchedrovitskaya; N.B. Zakhava.]. Moscow, 1986, 408 p.
14. Ivanova-Veen L.I. Arkhitekturnye shkoly Moskvy. Sbornik 3. Pedagogi i vypuskniki. 19181999 [Architectural schools of Moscow. Collection 3. Teachers and graduates. 1918-1999]. Moscow, 1999, 112 p.
15. Vakhtangovskaya shkola. Letopis'. Istoriya v faktakh, sobytiyakh, dokumentakh, vospominaniyakh. 1913-2000 [The Vakhtangov School. Chronicle. The history in facts, events, documents, memories. 1913-2000]. Moscow, 2004, 376 p.
16. Kozhevnikov A.M. Adrian Alekseevich Ovchinnikov - professor MGKhPA im. S.G. Stroganova. K stoletiyu mastera [Adrian Alekseevich Ovchinnikov - professor of Stroganov Moscow State University of Art and Industry. To the 100th anniversary of the master. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Magazine Vestnik MGKhPA]. 2015, no. 4, pр. 41-48.
17. Kozhevnikov A.M. Istoriya zdaniya teatral'nogo instituta im. B.M. Shchukina k 100-letiyu vuza [The history of the building of M. B. Shchukin theatrical Institute, to the 100th anniversary of the Institute. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Magazine Vestnik MGKhPA]. 2016, no. 3, рр. 54-65.
18. Malinovskaya E.G. Teatr epokhi stroitel'stva sotsializma. N.A. Kruglov (1883-1938) [The theater of the building of socialism period. N.A. Kruglov (1883-1938). Magazine Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo]. 2017, no. 2, рр. 25-35.
19. Kozhevnikov A.M. Arhitektory Kruglovy - otec i syn [The Kruglov architects - father and son. Proceedings of the International scientific-practical conference of the faculty, students and young scientists]. Moscow, MARHI, 2017, pр. 96-98.
20. Kozhevnikov A.M. Nikolay Kruglov - arhitektor Narkomprosa [Nikolay Kruglov -Narkompros architect. Proceedings of the International scientific-practical conference of the faculty, students and young scientists]. Moscow, MARHI, 2017, pр. 377-379.
ОБ АВТОРЕ
Кожевников Александр Михайлович
Кандидат архитектуры, член Союза московских архитекторов, профессор кафедры «Архитектура сельских населенных мест», Московский архитектурный институт, Москва, Россия
e-mail: kozhevnikov2002@mail.ru
ABOUT THE AUTHOR Kozhevnikov Alexander
PhD in Architecture, Member of the Union of Moscow Architects, Professor of Architecture of Rural Settlements, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: kozhevnikov2002@mail.ru