Архитектор Н.Я.Колли. К 120-летию со дня рождения
И.В.Самсонова
Николай Яковлевич (Джемсович) Колли (1894-1966) получил классическое образование в Московской мужской гимназии Р. Креймана. Затем учился на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа и получил звание архитектора-художника. Еще студентом Н.Я.Колли начал работать чертежником в бюро А.В.Щусева на постройке Казанского вокзала в Москве, работал в «Архитектурной мастерской по планированию центра и окраин Москвы», организованной московским Советом рабочих и красноармейских депутатов.
В послереволюционной эйфории развивалось оформительское искусство, доносившее до масс идеи революции художественными средствами. В праздничном оформлении городов, кроме Колли, участвовали живописцы и графики: Н.И.Альтман, И.И.Бродский, Б.М.Кустодиев, К.С.Петров-Водкин, архитекторы А.А. и В.А.Веснины, скульптор Л.В. Шервуд и др.
В этом же тематическом ряду монумент «Красный клин» Н.Я.Колли, установленный на площади Революции в ноябрьские праздники 1918 года [1]. В фондах архитектурного музея можно увидеть его рисунок к проекту памятника героям Гражданской войны «Клином красным бей белых» и эскиз доски с революционной цитатой из Дантона: «Вы знаете, как спасают свободу, - идут на врага, а не поджигают его у себя дома».
В 1924-1925 годах по проектам Колли был построен ряд рабочих поселков, в том числе в Глухове около Ногинска, Павловском Посаде, Иванове.
В 1922 году проходил открытый Всесоюзный конкурс на составление проекта планировки первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ее павильонов. Колли был премирован Дипломом признательности выставочного комитета Наркомзема за проект «Дом крестьянина». В 1923 году он работал на строительстве этой выставки в качестве помощника главного архитектора. По его проектам был построен ряд павильонов.
Идеи архитектурного авангарда отразились на целом ряде сооружений, которые построил Колли с другими архитекторами [2]. Для них характерны объемно-пространственные композиции, корабельные силуэты, круглые окна-иллюмина-
Монумент «Красный клин». Эскиз 1918 года
торы, вертикальные окна лестничных клеток, особая пластика углов, балконы и т.д.
В 1924-1925 годах Колли разработал ряд типовых проектов жилых домов из стандартных элементов заводского изготовления. Как опытное строительство домов усадебного типа для рабочих появился поселок Сокол (улицы Врубеля, Алабяна, Левитана, М. Песчаный переулок). Этот живописно расположенный город-сад был разработан по генеральному плану Н.Марковникова, в котором принял участие и Колли. Предполагались разнообразные по форме дома из бревен и бруса. Некоторые здания сохранились до настоящего времени, но, к сожалению, несмотря на статус охраняемых объектов, новые владельцы их перестраивают.
В 1926 году по проекту Н.Я.Колли и С.Кожина было построено шестиэтажное кирпичное здание П-образной формы кооператива «Новая Москва» на Ленинградском проспекте, 14 (надстроено в 1954 году архитектором Н.Н.Селивановым).
В 1930-е годы по проекту Колли на улице Рождественка было построено административное здание - Дом-коммуна ЖСКТ «Изотерма». Это семиэтажное строение со срезанным углом, горизонтальными окнами и эркером, нависающим над первым этажом, и сегодня можно видеть на углу Рождественки и Нижнего Кисельного переулка.
В 1930-1931 годах по проекту Колли и Рябова на улице Панфилова, 20, было построено здание Института советской кооперативной торговли при Центросоюзе. В оформлении фасадов этой уникальной планировочной композиции из полукруглого корпуса и отходящих от него «лучей» использованы архитектурные детали, типичные для начала 1930-х годов. Сегодня общественность обеспокоена тем, что обоим зданиям угрожает снос, несмотря на их несомненную архитектурную ценность.
Дом в поселке Сокол
Дом на Ленинградском проспекте
Дом на улице Рождественка
эркера подчеркивает горизонтальную протяженность здания. А.В.Луначарский на обсуждении проектов Днепрогэса сказал: «Эта сплошная стеклянная полоса, которая недавно была совершенно архитектурно невозможна, достигает очень многого... Веснин соединил мощность, легкость и идейность...» Сам Веснин писал: «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты».
Сравнивая проекты гидроэлектростанций, выполненные Жолтовским, Щуко и архитектурной группой во главе с Весниным, автор статьи о Днепрогэсе Р. Хигер [3] отдает предпочтение последнему: «В оформлении здания по этому проекту нет никаких предвзятых и абстрактных идей. Здание целиком вырастает из его инженерных функций». Являясь заместителем главного архитектора, Колли непосредственно руководил строительством зданий и сооружений, сочетавших в себе функциональные и эстетические качества. Одновременно со строительством ГЭС осуществлялась планировка соцгорода в Запорожье, строились дома, парки, стадион, мосты через Старый и Новый Днепр.
Работа Колли с Ле Корбюзье и П. Жаннере над проектом здания Центросоюза (ныне ЦСУ) (1928-1936) на улице Мясницкой, 39, началась в Париже и продолжилась в Москве. В дальнейшем Колли осуществлял архитектурный надзор за его строительством (1930-1935). Здание получилось совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.
В этой связи любопытно письмо Николая Яковлевича от 21 мая 1965 года, адресованное Ле Корбюзье [4], где он сообщает о прошедшей в Союзе архитекторов конференции, посвященной произведениям Ле Корбюзье, в частности зданию Центросоюза:
«...Хочу Вам сообщить, что в настоящее время идут работы по замене старых стальных рам в здании Центросоюза новыми из алюминия, причем это делается в строгом соответствии первоначальным чертежам. Эти реставрационные работы осуществляются с большой точностью, что придает зданию вид большой строгости...»
Машинный зал Днепрогэса
Здание Днепрогэса. Чертеж
3 2014 63
С 1927 по 1932 год Колли в составе группы архитекторов под руководством В.А.Веснина проектировал крупнейшую в мире Днепровскую гидроэлектростанцию - одно из лучших произведений советского зодчества. Красота сооружения создавалась за счет четкого ритма мощных бетонных быков водосливной плотины, протянувшейся дугой между берегами Днепра. Здание гидростанции длиной 231 м облицовано красноватым артикским1 туфом, а сплошная стеклянная лента
1 От месторождения вулканического туфа в городе Артик (Армения).
Днепрогэс. Открытка
Должна сказать, что, несмотря на некоторые переделки, здание Центросоюза включено в Список мирового наследия.
Николай Яковлевич сохранил дружбу с Ле Корбюзье, с которым связала его творческая судьба, до конца его жизни и за год до своей смерти посетил его могилу.
Колли участвовал в разработке Генерального плана реконструкции Москвы, за что был удостоен благодарности в Постановлении Объединенного пленума МК ВКП(б) и Моссовета (1935).
В 1935 году Николай Яковлевич выступил с докладами «Архитектор и заказчик» на XIII Международном конгрессе архитекторов в Риме и «Архитектурная практика в СССР и проект реконструкции Москвы» в Париже.
Сохранилась стенограмма отчета Колли [5] на совещании в Союзе советских архитекторов, где, в частности, говорится о создании в СССР творческих проектных мастерских, организуемых на средства государства: «Эти формы (имеются в виду проектные мастерские. - И.С.) должны были, во-первых, превратить архитектора из частного лица, из художника-одиночки, работающего замкнуто, в общественного и государственного деятеля, во-вторых, создать такие условия, которые обеспечивали бы полное и всестороннее развитие творческих способностей архитектора, свободу его исканий и стимулировали бы его работу над самим собой».
В 1936 году Королевским институтом британских архитекторов Колли был избран почетным членом-корреспондентом. В 1938 году Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР присвоила
Здание Центросоюза на улице Мясницкой
ему ученую степень доктора архитектуры без защиты диссертации - honoris causa2.
В 1933-1941 годах Колли возглавлял Архитектурно-проектировочную мастерскую №6 Моссовета, которая разработала в духе различных исторических стилей ряд проектов. Эта мастерская стояла у истоков проектирования станций Московского метрополитена. В 1935 году была открыта станция «Кировская» («Чистые пруды»), созданная архитекторами Н.Колли и Ф.Соллиером (наземный вестибюль и перронный зал). Ее отличали: глухие продольные стены и остекленные торцы, украшенные портиками из четырех широко поставленных колонн упрощенного ордера; сильно нависающий карниз, венчающий павильон; мощные рамы входных порталов с
2 Почетный доктор (лат. honoris causa, h.c. - ради почета) - степень доктора наук или доктора философии /искусств /педагогики /богословия (в зависимости от системы ученых степеней) без защиты диссертации, присуждаемая на основании значительных заслуг соискателя.
Станция метро «Чистые пруды» («Кировская»). Внизу фото Н.К.Соболева
большими буквами М; надписи «Метро» в виде отдельных скульптурных элементов над карнизами; круглые ниши на боковых стенах. Сейчас несколько изменился как внешний, так и внутренний вид станции-.
В те же годы архитекторами С.Андриевским и Н.Колли создавалась станция метро «Парк культуры» (северный наземный павильон). Ее круглое каркасное здание в виде цилиндра с ленточным остеклением и наружной колоннадой, поддерживающей консольно вынесенный козырек, венчают еще две цилиндрические формы: глухой аттик и подку-польный фонарь. Вход выполнен с порталом, обрамленным профилями упрощенной формы. Колонны - пятигранные, с вогнутыми гранями.
В 1940-1956 годах Н.Я.Колли был директором НИИ архитектуры общественных и промышленных сооружений. За эти годы институт выпустил ряд значительных теоретических трудов под его редакцией.
Станция метро «Парк культуры». Внизу фото Н.К.Соболева
После изгнания фашистских захватчиков под руководством Колли была выполнена громадная проектная работа по восстановлению центров Минска (1945), Риги (1946) и Калинина (Твери) (1944-1946).
Свои соображения и принципы относительно восстановления городов Колли изложил в статье [6]: «Важнейшей задачей при восстановлении наших городов является бережное и любовное отношение к исторически сложившемуся облику города, использование в проекте восстановления наиболее положительных и прогрессивных элементов старой планировки и архитектуры и органическое включение их в новый облик городов.
К сожалению, в нашей довоенной градостроительной практике мы далеко не в достаточной степени учитывали эту важную сторону в строительстве городов, и архитекторы в большом долгу перед нашими старыми городами. Нередко были случаи нивелировки характерных черт города, безразличия и равнодушия по отношению к исторически сложившемуся облику города. Все это привело к тому, что некоторые города в известной степени утратили свои характерные черты и неповторимую индивидуальность.
<...> При проектировании новых ансамблей города надо суметь почувствовать архитектурный масштаб и замысел этих старых ансамблей и перенести их на новые сооружения.
<...> Вместе с тем, строя современный советский город, необходимо полностью учесть не только рост города за прошедшие два века, но, в особенности, те огромные изменения, которые произошли за годы Советской власти в его экономическом и политическом положении, а также те требования, которые предъявляет к городскому центру наша советская жизнь».
В основу проектов главной площади Риги и монумента Победы архитекторы Н.Я.Колли и И.Н.Кастель положили архитектурный облик Старой Риги - древнего городского ядра с наиболее ценными архитектурными памятниками. Решено было наиболее разрушенную часть территории Старой Риги использовать для размещения нового здания Городского совета, монумента Победы, Государственной библиотеки и ряда административных зданий.
Насколько скрупулезно относился Колли к своим обязанностям, показывает его описанная в рабочем блокноте 1955 года «ревизия» восстановленных зданий в Твери. Последовательно перечисляя объекты, он делал пометки об успешности (чаще) или каких-то тонкостях работ, например о цвете стен. Осмотр Путевого дворца изобилует словами «очень удались», «хороши» и т.д. Такие замечания коснулись 9-10 объектов города независимо от их значимости - дворец, библиотека или жилой дом, - восстановление которых он осуществил после войны.
В 1953 году в Сталинграде состоялось обсуждение планировки и застройки центра города [7], на котором Колли обратил внимание на важность социальных программ: «В центре Сталинграда еще мало школ, детских садов и яслей,
а расположение их зачастую случайное, неравномерное, в городе мало больниц и поликлиник, недостаточно спортивных сооружений и спортивных площадок».
В этом же направлении выполнен действительным членом Академии архитектуры Н.Я.Колли проект сельского клуба со зрительным залом на 200 мест, утвержденный в качестве типового Министерством сельского хозяйства СССР и опубликованный в газете [8] для обсуждения.
Отдельная тема - проекты стадионов. Колли был смолоду спортивным человеком. Являлся активным членом МОГЛиВС (Московского общества горного, лыжного и водного спорта), увлекался конным сортом, греблей на байдарках, лаун-теннисом. Ему принадлежат несколько проектов спортивных сооружений - от дипломного проекта стадиона на Воробьевых горах до проектов Центрального стадиона в Измайлове (1932, реконструкция 1946 года, новые проекты 1949-1950 годов) и стадиона «Динамо» в Минске (1945). Под его руководством был выполнен проект стадиона в Сталинграде (1944).
Работа над проектами станций Московского метрополитена была продолжена во время Великой Отечественной войны. В 1944-1946 годах по разработанному Колли (в соавторстве с
Проект стадиона на Воробьевых горах. Дипломная работа
Г
Проект стадиона в Измайлове. 1932
И.Н.Кастелем) проекту велось строительство станции «Павелецкая-кольцевая», о котором сам он писал: «21 сентября 1949 года - знаменательный день в моей архитектурной жизни - сняли леса с купола круглого вестибюльного зала наземного павильона станции VI очереди метро "Павелецкая", и я вошел под первый сооруженный по моему проекту купол. Он перекрывает ротонду диаметром в 19,5 м и несколько меньше полусферы. В вершине купола световое отверстие, диаметр окна 3,5 м. В конструктивном отношении купол представляет собой тонкий железобетонный свод-оболочку, и поэтому кессоны, которые обычно делаются в массивных сводах и куполах для их облегчения, здесь были бы неуместными и ложными. С внутренней стороны купол декорирован звездами (в виде ордена Победы) и розетками, расположенными в шахматном порядке так, как это делается при размещении их в кессонах. Рельеф звезд и розеток придает поверхности купола пластичность. Так как подмости у стен зала еще не убраны, то полного впечатления от купола и всей купольной ротонды в целом еще нет, но, думается, что найден достаточно верный масштаб всего интерьера - купол кажется большим, а соотношение высоты стен зала к высоте подъема самого купола, мне кажется, придает залу гражданский, а не церковный характер. Подобного решения купола,
Фрагмент купола вестибюльного зала наземного павильона станции метро «Павелецкая». Фото О.М.Дегтяревой
Станция метро «Павелецкая». Фото Н.К.Соболева
гладкого, не кессонированного, с рельефным на его гладкой поверхности декором, еще не было в практике советской архитектуры, так же как неизвестны мне подобные решения ни в русском классицизме, ни в итальянском Возрождении.
23 сентября я вновь с архитектором И.Н.Кастелем поехал на стройку для того, чтобы еще раз проверить свое впечатление от этого первого в моей жизни большого купольного зала (после 29 лет практики). Как будто бы, купол получился удачным, декор масштабен; теперь поскорее бы снять леса у стен, чтобы воспринять все пространство ротонды в целом, с гранитным полом в виде больших клеток серого гранита размером 2,40 м на 2,40 м по черному полю.
Вспоминаю, как, будучи больным, я просил переделать или перенести дверь в барабане купола. Эта дверь, весьма большая, была расположена так, что, подымаясь по эскалатору с кольцевой станции, она была полностью видна и крайне безобразила весь интерьер купольного зала. На все мои настойчивые просьбы по телефону перенести дверь в другую часть фонаря и уменьшить ее до размеров простого лаза Н.Д.Данелия отвечал категорическим отказом. Только приезд на станцию т. Яснова М.А., председателя Государственной приемной комиссии, спас положение. М.А. Яснов категорически потребовал заделать дверь, пробив ее так, чтобы было незаметно снизу, что и было немедленно, в течение одного дня, выполнено, о чем мне тут же сообщил т. Данелия. <...> Мозаичный фриз (длиной около 60 м, высотой 1,05 м), по рисунку И.М.Рабиновича, был изготовлен в мозаичной мастерской Академии Художеств в Ленинграде и установлен к 1-му мая 1950 г.
К сожалению, освещение фриза имеет сейчас временный характер.
В верхнем эскалаторном зале на торцевой стене по рисунку худ. И.М.Рабиновича установлено панно из металла, изображающее салют на Красной площади. Все панно собственноручно выполнено И.М.Рабиновичем. Панно окружено богатой лепной рамой. Оно установлено было к ноябрю 1951 г. Освещение панно временное».
В 1957 году Н.Я.Колли вернулся в своих записях к теме станции метро «Павелецкая-кольцевая»: «Архитектора тянет от времени до времени посмотреть свои постройки, чтобы еще раз проверить, как замыслы превратились в материальность, еще раз убедиться в ошибках своих, взглянуть на редкие удачи. Поехал, будучи в отпуске, на станцию метро Павелецкая-кольцевая. Купольный зал все же хорош по внутреннему пространству. Есть единство архитектурной концепции станции и перехода. Колонны, капители, пол нижних зал хороши. Не могу согласиться все же с мнением критиков (Былинкин, Пекарова, Рыжков), что мраморные, ажурные решетки вентиляции в пилонах создают впечатление, что пилоны полые, в то время как на других станциях бронзовые решетки этого впечатления почему-то не создают! Рыжков К.С. считает, что сплошной архитав принижает станцию, но он не обратил внимания на куполы в проходах.
Архитектура станции и перехода вызывает какие-то ассоциации с раннехристианскими базиликами, не столько деталями архитектуры, сколько общим строем и сдержанностью форм.
Очень неудачно получилось освещение купольного зала. Сквозные, дырявые софиты карниза весьма неудачны, как тектонически, так и с точки зрения освещения. Можно сказать, что освещение никак не решено.
Неудачно остекление окон в купольном зале и эскалаторном зале - надо было бы устроить витражи из гравированного стекла.
Люстры, спроектированные нами для ст. Павелецкая, применены на ст. Белорусская-кольцевая как типовые».
24 марта 1947 года в Центральном доме архитекторов состоялся творческий отчет действительного члена Академии архитектуры СССР Н.Я. Колли, на котором были представлены проекты и эскизы основных его работ, а также рисунки и акварели.
В 1951-1953 годах Колли с коллективом мастерской участвовал в разработке проектов застройки улицы Щербаковской, в реконструкции Семеновской, Комсомольской и Сокольнической площадей, улиц Краснопрудной, Русаковской, Стромынки, Черкизовской. Были разработаны проекты жилых домов на Валовой и Новокузнецкой улицах, Бережковской набережной (все в 1950-е годы).
С 1922 по 1941 год Колли преподавал в высших учебных заведениях - в Московском техническом университете им. Баумана, Московском архитектурном институте. Среди его учеников были Б.Г.Бархин и Н.Н.Уллас.
Николай Яковлевич принадлежал к числу известных архитекторов, пользовавшихся заслуженным авторитетом за рубежом. Особенно плодотворной была его последняя поездка во главе группы советских градостроителей в Париж (1966) с целью пропаганды принципов советского градостроительства и профессионального ознакомления с развитием строительства и архитектуры во Франции.
То, с какой бережностью Колли относился к отечественной истории и архитектуре, видно из его письма от 1 декабря 1962 года [4] к американскому архитектору Эдварду Стоуну: «Мы благодарим Вас за добрые слова о визите в нашу страну. Только для того, чтобы сделать их более точными, хочу указать, что задолго до того, как Россия вывозила архитекторов из Италии и Франции, безвестные русские каменщики, "архитекторы" своего времени, сделали вклад всемирного значения в развитие архитектуры. Только чтобы отметить, я напоминаю о соборе св. Софии в Новгороде (1045-1052 гг.), о церквах и соборах Владимира и Суздаля (XII в.), многочисленных церквах Пскова и Новгорода (ХШ-Х^ вв.), знаменитой шатровой церкви в Коломенском, месте рождения Ивана Грозного под Москвой, и многих других.
Я хотел бы подчеркнуть, что самое значительное здание Ленинграда - Адмиралтейство (1806-1823 гг.) - это произведение русского архитектора Андреана Захарова, так же
как Казанский собор на Невском проспекте (1801-1811 гг.) в Ленинграде - это работа другого русского архитектора -Андрея Воронихина.
Говоря о русском изобразительном искусстве прошлого, достаточно упомянуть "Святого Георгия" (XI в.) в Успенском соборе Московского Кремля, "Ангела с золотыми волосами" (XII в.) в Музее русского искусства и еще знаменитого русского художника XV века - Андрея Рублева».
В 1964 году, когда архитектурная общественность отметила 70-летие Николая Яковлевича Колли, была опубликована статья [9], в которой отражен творческий путь замечательного советского зодчего. Автор многочисленных докладов и статей, а также ряда книг по вопросам градостроительства, архитектурной практики, теории и истории архитектуры, он умел совместить серьезную творческую работу с административной и общественной деятельностью. На выставке в Центральном доме архитекторов были показаны все его проекты - от «Красного клина» до застройки Щербаковской улицы в Москве и проекта сельского клуба 1954 года. Кроме того, были представлены его графические работы. Надо сказать, что на многих рисунках Николая Яковлевича изображены деревья - завораживающая фантастическая структурность стволов и веток на фоне неба.
Много лет Колли был сотрудником Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Способствовали этому его знание нескольких языков, привычка вести дневники как некая самодисциплина, общий уровень образования и культуры.
Н.Я.Колли был одним из организаторов Союза советских архитекторов, активно участвовал в его работе, в 1935-1951 годах являлся председателем его Московского отделения. Постановлением СНК СССР от 10 сентября 1939 года был утвержден действительным членом Академии архитектуры СССР.
Среди его наград три ордена - два Трудового Красного Знамени (1940, 1964) и Красной Звезды (1947), а также медали - «За оборону Москвы» (в первые месяцы войны вел работы по маскировке города) и за активное участие в составлении и реализации Генерального плана реконструкции Москвы.
Последняя работа Николая Яковлевича, которая мне встретилась в семейном архиве, датирована 10 сентября 1966 года и содержит детальные замечания по запросу председателя Научно-методического совета по охране памятников культуры о постройках в Москве и области в 1917-1934 годах.
3 декабря 1966 года Николая Яковлевича не стало.
На доме, в котором Н.Я. Колли прожил почти 30 лет, нет мемориальной доски. Конечно, архитектор и без того увековечил себя в Москве своими строениями, станциями метро и зданиями. Но в городской суете мы не всегда задумываемся о том, кто для нас создал этот дом, мост или станцию метро.
Выражаю благодарность внучке Н.Я.Колли — Наталии Яковлевне Колли за возможность работы с семейным архивом ее знаменитого деда. Родилась она в 1949 году, в 55-летний день его рождения, и именно в этом году состоялось открытие станции метро «Павелецкая».
Дерево. Рисунок Н.Я.Колли. Карандаш
Литература
1. Ильина Т. Возьмите ночью ведра с красками... // Московское наследие. 2010. № 4 (15). С. 67-71.
2. Овсянникова Е., Васильев Н., Евстратова М., Панин О. Архитектура авангарда. Москва. Справочник-путеводитель. 1920-1930. М., 2011.
3. Хигер Р. Какая архитектура нужна Днепрострою // Правда. 15.12.1929.
4. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.2. М.: Искусство, 1975.
5. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. М., 2009. С. 425 (со ссылкой на: РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 1-13).
6. Колли Н.Я. Архитектурные вопросы восстановления города Калинина //Архитектура СССР. 1946. № 2.
7. Обсуждение планировки и застройки центра Сталинграда // Архитектура СССР. 1953. № 12. С. 37.
8. Советская культура. 07.07.1955. № 84(317). С.2.
9. Архитектор Н.Я.Колли //Архитектура СССР. 1964. № 12. С. 58-60.
Literatura
1. Ilina T. Vozmite nochyu vedra s kraskami... // Moskovskoe nasledie. 2010. № 4 (15). S. 67-71.
2. Ovsyannikova E., Vasilev N., Evstratova M., Panin О. Arhitektura avangarda. Moskva. Spravochnik-putevoditel. 1920-1930. M., 2011.
3. Higer R. Kakaya arhitektura nuzhna Dneprostroyu // Pravda. 15.12.1929.
4. Mastera sovetskoy arhitektury ob arhitekture. Т.2. M.: Iskusstvo, 1975.
5. Kasus I. Sovetskaya arhitektura 1920-h godov: organizatsiya proektirovaniya. M., 2009. S. 425 (so ssylkoy na: RGALI. F. 674. Op. 1. Ed. hr. 16. L. 1-13).
6. KolliN.Ya. Arhitekturnye voprosy vosstanovleniya goroda Kalinina // Arhitektura SSSR. 1946. № 2.
7. Obsuzhdenie planirovki i zastroyki tsentra Stalingrada // Arhitektura SSSR. 1953. № 12. S.37.
8. Sovetskaya kultura. 07.07.1955. № 84(317). S.2.
9. Arhitektor N.Ya. Kolli //Arhitektura SSSR. 1964. № 12. S. 58-60.
Architect N.Ya.Kolli. To His 120th Anniversary.
By I.V.Samsonova
N.Ya. Kolli (1894-1966) is a well-known Soviet architect, graduated from VHUTEMAS. In a team of architects, led by V.A.Vesnin, he participated in the design and construction of buildings and structures of Dneproges. Under the leadership of Le Corbusier worked on a project of Centrosoyuz (buildihg). He led the architectural design studio № 6 of the Moscow City Council and after the World War II led the Mosprojecfs workshop № 6. He implemented the construction projects of Kirovskaya and Paveletskaya subway stations and the ground pavilion
of Park Kultury station. After World War II he carried out the reconstruction of a number of cities centers: Kalinin (now Tver), Minsk and Riga. He was engaged in teaching and public activities. He was one of the founders of the Union of architects and headed the Moscow branch of the Union of Architects. He actively participated in the work of the Union of Soviet Societies for friendship and cultural relations with foreign countries. He was awarded with governmental awards and medals.
Ключевые слова: Н.Я.Колли, конструктивизм, Днепрогэс, Ле Корбюзье, Москов^ий метрополитен.
Key words: N.Ya.Kolli, constructivism, Dneproges, Le Corbusier, Moscow Metro.